Индивидуальные трудовые споры трудовое право. Индивидуальные трудовые споры. Порядок рассмотрения и решения. Что нужно приобщить к заявлению в КТС

Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами.

Воспитание, как и другие виды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические . Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга и реализуются в едином комплексе.

Принцип воспитательной целеустремленности обязывает всю работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому.

Принцип цивилизованности и созидательности предписывает при любой воспитательной работе, при любой конкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное - это возвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненным интересам в самореализации и самоутверждении. Главное - помочь стать достойной общего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, созидателем, активным творцом. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любом возрасте, здесь и сейчас.

Принцип связи с жизнью и деятельностью подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы и имеющихся условий, этапа жизни, стоящих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.

Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания , опираясь на закономерную непрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на необходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое.

Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Организационные принципы воспитания позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостности личности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10-15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пытаются только воспитывать, на других - только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим - обучением, третьим - образованием, четвертым - развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным.

Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно.

Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье - наиболее демократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность в условиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя. Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов - наиболее подходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.

Принцип единства воспитывающей среды, коллектива и деятельности ориентирует на всесторонний учет воспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессе воспитания, а также максимально возможное исключение неблагоприятных влияний.

О среде, связанной с положением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудового коллектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надо сделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправленные воспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание.

Особую роль педагог отводит первичному коллективу, членом которого является личность и среда которого образует непосредственное окружение. Деятельность - мощный фактор, оказывающий многогранное психологическое и педагогическое, в том числе и воспитательное, влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности - ее цели, задачи, организация, условия, средства, методы, результаты - формируют у него связанные с ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношения и другие элементы воспитанности.

Методические принципы воспитания построены на основе выявленных в богатом опыте и специальных исследованиях закономерных зависимостях между методами воспитательных воздействий и результатами.

Принцип терпеливой настойчивости, оптимизма и доброжелательности в воспитании отражает сложность отыскания эффективных путей и методов достижения желательных педагогических следствий, необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и с верой в успех. Неверие в возможности воспитания - случай не редкий. Оно обострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры российского общества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон.

Воспитание всегда было наисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успех приближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности.

Принцип авторитета воспитателя и педагогического сотрудничества. В воспитании огромное значение имеет личность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого он воздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей, педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условием успеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуется педагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя - это особое отношение к нему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств, превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности, справедливости. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают.

Педагогическое сотрудничество - это такое построение совместной работы, которой присуще обоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели, получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга, получение удовольствия от совместной работы.

Принцип воспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их на человека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой, управленческой, исследовательской и т.д. Воспитывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей. Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд - не обуза, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде.

Формальное, равнодушное, малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но и для воспитания самого человека.

Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хороших методов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованном сочетании с другими, в комплексе.

Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий. Следует руководствоваться, например, такими правилами:

Не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмерной активностью,

Быть требовательным, но справедливым и уважительным,

Проявлять настойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности,

Быть простым, естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности,

Доверять, но не попустительствовать,

Быть щедрым на похвалу, но без захваливания,

Быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом,

Применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, оскорблений и др.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.2. Закономерности и принципы воспитания

3.2.2 Основные принципы воспитания

Оптимизация содержания, форм и методов воспитания требует всестороннего учета его принципов, в которых отражены закономерности воспитательного процесса.

Принцип воспитания - руководящее утверждение, которое отражает общие закономерности процесса воспитания и определяет требования к содержанию его организации и методов.

Обобщая опыт воспитательной деятельности, они являются системой требований относительно всех аспектов воспитательного процесса, направляют его на формирование целостной личности.

К основным принципам воспитания относятся:

Целеустремленность воспитания.

Этот принцип означает, что вся воспитательная работа должна направляться на достижение основной цели - воспитание всесторонне развитой личности, подготовку ее к сознательной и активной трудовой деятельности. Реализация его предусматривает подчиненность всех мероприятий общей цели и нетерпимость к стихийности в воспитании. Знание цели создает перспективу, дает возможность проектировать желаемый уровень воспитанности личности.

Связь воспитания с жизнью. Согласно этому принципу воспитательная деятельность учреждения образования должен побуждать учеников (студентов) к участию в жизни общества уже во время учебы, в процессе подготовки к дальнейшей трудовой деятельности. Для этого в воспитательной работе используют краеведческий материал, систематически знакомят воспитанников с общественно-политическими событиями в стране, привлекают их к посильному участию в общественно-полезной работе.

Единство сознания и поведения в воспитании. Реализуется этот принцип через правильное соотношение методов формирования сознания и общественного поведения, предупреждению отклонений в сознании и поведении личности, выработка невосприимчивости к любым негативным воздействиям, готовности противостоять їм.7. Воспитание в труде. Предполагает осознание учащимися (студентами) того, что труд - единственный источник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, фактор всестороннего развития личности. Поэтому добросовестное отношение к труду является важной чертой человека. Педагог должен привить воспитанникам нетерпимость к нарушениям трудовой дисциплины, хищения народного добра и частной собственности.

Комплексный подход в воспитании. Любой систематический воспитательный процесс предполагает единство:

Цели, задач и содержания воспитания;

Форм, методов и приемов воспитания;

Воспитательных воздействий учреждения образования, семьи, общественности, средств массовой информации, улицы;

Воспитание и самовоспитание.

Принцип комплексности требует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся (студентов), а также постоянно корректировать воспитательные воздействия в зависимости от уровня их воспитанности.

Воспитание личности в коллективе. Реализация этого принципа способствует осознанию воспитанниками того, что коллектив является мощным средством воспитания и многие черты личности формируются только в коллективе. Педагог должен прилагать усилия для сплочения коллектива воспитанников, привлекать их к участию в самоуправлении, способствуя развитию их самостоятельности, самодеятельности, инициативы и др.

Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитанников. Необходимость педагогического руководства обусловлена незначительным (недостаточным) жизненным опытом воспитанников. Вместе с тем воспитание творческой личности возможно при ее самостоятельности и творчества, инициативы и самодеятельности.

Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему. В основе его - единство требований педагогов к воспитанникам, контроль за их поведением, гуманное отношение к ним, уважение их взглядов и т.д.

Индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Эффективность воспитательного процесса зависит и от того, насколько в нем учитывают возрастные и индивидуальные особенности личности. «Воспитатель должен стремиться узнать человека такова, - считал К. Ушинский, - какова она есть в действительности, со всеми ее слабостями, во всем ее величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния-а средства эти громадны».

Систематичность, последовательность и преемственность в воспитании. Формирование сознания, выработки навыков и привычек поведения требует системы воспитательных мероприятий, которые применяют в определенной последовательности. Ведь положительных черт личности нельзя сформировать, если воспитательный процесс будет случайным набором эпизодических воздействий.

Единство педагогических требований учебного заведения, семьи и общественности. Реализуется в постоянном взаимодействии, взаимном информировании участников воспитательного процесса о результатах воспитательных воздействий.

Достижения воспитательной цели является следствием оптимального сочетания всех принципов воспитания, учитывая условия, в которых происходит воспитательный процесс. Важно при этом обеспечить гармоничное взаимодействие универсальных и национальных воспитательных принципов, которые у каждого народа имеют свои особенности.

Именно на сочетании общих и национальных принципов воспитания выстраивается концепция украинского воспитания.

Национальные принципы воспитания.

Они укоренены в воспитательной традиции народа, тесно связанные с его исторической судьбой и ментальностью. Самые заметные среди них народность, природо-соответствия, культуро-соответствие, демократизация, гуманизация, етнизация и др.

Народность - принцип единства общечеловеческого и национального. Предусматривает национальную направленность воспитания: обучение на родном языке; формирование национального самосознания, привитие любви к родной земле, своему этносу, уважительного отношения к его культурному наследию, национально-этнической обрядности других народов, населяющих страну.

Природо-соответствие - учет многогранной и целостной природы человека, его возрастных, индивидуальных, анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

Культуро-соответствие - органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами, обеспечения духовного единства поколений.

Гуманизация - создание условий для формирования таких качеств молодого человека, как гуманность, искренность, человечность, доброжелательность, милосердие и др. Предусматривает гуманизацию взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками. Согласно этому принципу первоочередными задачами учебно-воспитательного процесса является уважение к личности, понимания ее запросов, интересов, достоинства, доверие к ней.

Демократизация - устранение авторитарного стиля воспитания, восприятия личности воспитанника как высшей общественной ценности, признание его права на свободу, развитие способностей и выявление индивидуальности. Педагог должен помочь ребенку глубоко осознать взаимосвязь между идеалами свободы, правами человека и гражданской ответственностью.

Етнизация - наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина. Принцип означает создание возможности для всех молодых людей обучаться на родном языке, побуждает воспитывать в них национальную гордость, национальное сознание, чувство этнической принадлежности к своему народу; воспроизведение в детях менталитета своего народа, воспитание их как типичных носителей национальной культуры, продолжателей дела отцов.

Новые особенности цивилизационного развития (глобализация, экологические, милитарные угрозы человечеству) ориентируют педагогическую мысль на осмысление реалий современного бытия под углом зрения воспитания личности, в обоснование соответствующих принципов воспитания.


Принципы воспитания

Целенаправленная организация воспитательной работы должно осуществляться на основе единых принципов, которым должны следовать школа и воспитатели.

Принципы воспитания - руководящие положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию организации и методов воспитательного процесса

Процесс воспитания основывается на следующих принципах:

1 Целеустремленност ь воспитания Предусматривает направления воспитательной работы на достижение основной цели воспитания - формирование всесторонне развитой личности, подготовка ее к сознательной и активной трудовой деятельности.

2 Связь воспитания с жизнью Воспитательная деятельность школы должна ориентировать учащихся на согласование их жизнедеятельности с жизнью общества, посильное участие в нем, готовить их к трудовой деятельности

3 Единство сознания и поведения в воспитании Поведение чел овека - это его сознание в действии Воспитание такого единства сознания является сложным и противоречивым процессом, поскольку формирование навыков правильного по овединкы гораздо сложнее, чем воспитание сознания

4 Воспитание в труде Этот принцип строится на идее, что формирование личности напрямую зависит от ее деятельности Опирается он и на такую??психологическую качество, как стремление ребенка к активной деятельности

5 Комплексная подход в воспитании Основывается он на диалектическом взаимозависимости педагогических явлений и процессов Претворение его в жизнь предусматривает: единство цели, задач и содержания, форм, методов и приеме ей воспитания, а также единство воспитательных воздействий школы, семьи, общественности, средств массовой информации, улицы учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; единство воспитания и самовихован ния; постоянное изучение уровня воспитанности ученика и корректировки воспитательной робототи.

По комплексного подхода в воспитательном процессе создаются возможности для обеспечения единства всех составляющих всестороннего развития личности - умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического; познавательно-мировоззренческой (научные знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие гражданские чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностное (общественно необходимые умения, навыки и, привычки, способности, черты характера) сторон личности, а также единства всех функций процесса воспитания .

6 Воспитание личности в коллективе Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению Наилучшие условия для общения и обособления создаются в коллективе



7 Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся Педагогическое руководство обусловлено отсутствием у учащихся жизненного опыта А, как известно, воспитание творческой личности возмож иве за существование условий для проявления самостоятельности и творчества, одобрения инициативы и самодеятельности учащихся

8 Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему Именно на этом принципе укоренен главный смысл гуманистической педагогики по формированию необходимых взаимоотношений воспитателей и в воспитанников

9 индивидуальных подход к учащимся в воспитании

10 Принцип системности, последовательности и преемственности в воспитании Выходит из того, что для формирования сознания, выработка навыков и привычек поведения нужна система определенных последовательных воспитательных западе ей

11 Единство педагогических требований школы, семьи и общественности Эти требования должны охватывать все стороны учебно-воспитательной работы школы, все формы деятельности ученического и педагогического коллективов, семьи находить свое проявление в содержании, формах обучения и воспитания, в правилах поведения школьников, в стиле жизни школы, ее традициях

64. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса .

Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:
- «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
- «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
- «содействовать», значит помогать;
- «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.
Классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания :
1. Воспитание словом.
2. Воспитание делом.
3. Воспитание ситуацией.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями
.
В классификации, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка , выделены следующие группы методов:
- методы формирования социального опыта детей;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
- методы самоопределения личности ребенка;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.
В классификации главным критерием является функция метода по отношению к деятельности , следующие группы методов:
- методы формирования сознания;
- методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;
- методы стимулирования деятельности.
Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации.

Под «формой» поним ается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы » - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Форм ы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры .

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени п роведения формы делятся на:

Кратковременные,

Продолжительные,

Традиционные.

По видам деятельности различаются:

Формы учебные,

Трудовые,

Спортивные,

Художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

Непосредственные,

Опосредованные.

По субъекту организации:

Деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

Деятельность организуется на основе сотрудничества,

Инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

65. Семейное воспитание. Типичные стили взаимоотношений в семье .

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи для достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в чрезвычайном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего вне человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вынести довольно чёткую зависимость: успешность формирования личности обуславливаются прежде всего его семьёй. Чем лучше семья тем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней ребёнок. Это зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребёнком, чтобы понять, в какой семье он воспитывался. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями установить, какие в семье вырастают дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга. Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

Влияние семьи на ребёнка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно слабеет, но никогда не утрачиваются полностью.

В семье формируются те качества, которые ни где, кроме как в семье сформированы быть не могут.

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья – таково общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

\ 4. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В современной практике семейного воспитания довольно определённо выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям .

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношения с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своём стремлении завоевать ребёнка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего «подыгрываться» к людям.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к его содержанию, методам и организации. Они отражают специфику процесса воспитания, ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Систему принципов гуманистической педагогики составляют:

Личностный подход;

Сочетание личной и общественной направленности воспитания;

Связь воспитания с жизнью, трудом;

Опора на положительное в воспитании;

Единство воспитательных воздействий.

Личностный подход. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Последние выражают направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Они тоже нужны, но только приоритет главных приводит к желаемым результатам.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, и не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, нацеливает воспитателя на учет глубинного развития процессов, опору на закономерности воспитания и причинно-следственные связи, проявляющиеся в этом процессе.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития школьников. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не укоренились в них. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования подрывают веру ребенка в свои силы, приводят к разочарованиям или, что намного хуже, к поверхностному выполнению требований. В таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных»: за внешним «фасадом» могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого, конечно, не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения не всегда удается. Нужно, чтобы воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь положительных преобразований.

Сочетание личной и общественной направленности воспитания. Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. Но главная его суть – то, что воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни, – сохранилась.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией формирования социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель выполняет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. В противном случае реализация его затрудняется или вовсе становится невозможной.

Соотношение государственного, общественного и личного в воспитании – тонкий вопрос. Не следует забывать, что школа – не госучреждение, а социальный институт, призванный удовлетворять запросы государства в той же мере, как и запросы общества и личности. Следует решить существующую ныне проблему – кому должны служить школа и учителя. В развитых странах создана сеть частных школ, реализующих цели определенных слоев общества, которые могут и не совпадать с государственными. И несмотря на то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных – платное, большинство населения (от 50 до 85 %) предпочитает платить за воспитание своих детей, построенное на общественно-личностных ценностях.

Реализуя этот принцип, будем избегать лозунгов, пустых призывов, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы их деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная) имела воспитывающее значение, необходимо формировать общественно ценные мотивы. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников. Словесное воздействие должно подкрепляться полезными делами, положительным социальным опытом.

К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания у нас утерян, приходится обращаться к своему прошлому, к зарубежным системам, накопившим немало ценного в этой области. Американская школа прививает детям прежде всего гражданские качества. «Главная задача школы – воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают законы государства», – говорил Г. Форд, бывший президент США. На достижение этой цели в школы направляются значительные финансовые средства.

Наши возможности пока скромнее, но думающий воспитатель, понимая важность гражданского воспитания детей, сделает все от него зависящее, чтобы уже в начальной школе дети получили необходимую ориентацию. Даже при недостатке соответствующих учебных пособий процессы, происходящие в обществе, дают вполне достаточный материал для осуществления эффективного гражданского воспитания.

В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Надо лишь позаботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование идет на конкретных примерах, подкрепляется практикой.

Связь воспитания с жизнью, трудом. «Не для школы – для жизни» – такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде как равноправные члены, они приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют мотивы труда, совершенствуют свои моральные качества.

Школа жизни – лучшая школа воспитания. Этот принцип, как один из основополагающих, требует от воспитателей активной деятельности в двух направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей для формирования его социальных чувств и стойких привычек поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач. И.П. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Эту «школу жизни» проходят все поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются необходимые умения и навыки.

Чтобы реализовать принцип связи воспитания с жизнью, педагог должен добиться:

Понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека;

Уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

Развития способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

Понимания общих основ современного производства;

Сочетания личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбора профессии в соответствии с потребностями общества и своими желаниями;

Бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам;

Нетерпимого отношения к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

При этом надо помнить, что:

Не абстрактные рассуждения, а конкретная и посильная деятельность школьников приносит пользу; воспитатель должен иметь программу требований на уроках и во внеклассной воспитательной деятельности, соблюдать постепенность в реализации принципа.

Согласуя свои действия с семьей, он должен объяснить каждому воспитаннику, что его главный труд – учеба, дополнение к нему – помощь по дому, выполнение других посильных обязанностей.

Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды их природе; воспитатель, не учитывающий этого, сдерживает процесс социализации личности.

Следует использовать на уроках и во внеклассной воспитательной работе краеведческий материал.

Участвуя наравне со взрослыми в трудовых делах, дети приучаются к ответственности за принятые решения, у них быстрее формируются гражданские качества.

Воспитательный процесс должен строиться так, чтобы дети чувствовали, что их посильный труд нужен людям, обществу, что он приносит пользу.

Опора на положительное в воспитании. Если в своем подопечном вы выявите хотя бы толику хорошего и будете затем опираться на него в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном ребенке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании других заданных целью воспитания качеств.

Положительные качества ребенка (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Но детей сплошь «отрицательных», как и «положительных», не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – вполне посильная задача воспитания, направленная на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя приносила положительные результаты, будем следовать следующим правилам.

1. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

2. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот – выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же – формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

3. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена. Найти его в каждом конкретном случае может только любящий детей воспитатель.

4. Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий, заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

5. Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги, проектируют хорошее поведение, не сомневаются в достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Единство воспитательных воздействий. Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности, требует, чтобы все причастные к воспитанию действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам – Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, положительно сказывающихся на нем, требует принцип единства воспитательных воздействий, помогающий охватить многие стороны воспитательного процесса. При этом надо не забывать, что:

1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако последний всегда будет помнить и о других источниках воспитательного воздействия.

Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении воспитательных задач.

3. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Порой родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять любые недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет воспитательные усилия.

4. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений детей. Следует поддерживать разумные требования друг друга, осмысленно подходить к своим собственным суждениям, произносимым вслух.

5. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества и нормы поведения, постепенно усложняя средства педагогического воздействия, следя за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.

6. Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели не будут жалеть усилий на установление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.

Таким образом, принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание в целостном педагогическом процессе дает возможность достичь формирования гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально менялись. Нет здесь единства и сегодня: общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период. В основе современного содержания воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель воспитания сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его желания, способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение школьником базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности, культура ее жизненного самоопределения: знаний и отношения к миру, нравственного поведения, человеческих отношений и труда; демократическая и правовая; экономическая и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Воспитатели старшего поколения помнят времена, когда и задачи, и формы деятельности педагогов и учеников были различными, иногда прямо противоположными. Первые стояли над детьми, управляя их воспитанием, вторые – выполняли их указания. Такая система не могла обеспечить надежных результатов именно потому, что воспитатели и воспитанники не действовали сообща. Гуманистическая педагогика ориентирует педагогов на совместный поиск вместе с детьми нравственных образцов, отбор лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов поведения, жизни. Не далекие заоблачные идеалы, а реальные ценности жизни должны быть положены в основу содержания воспитания.

3. Самоопределение. Воспитание предполагает формирование человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как творца собственной жизни и счастья. В гармонии человека с самим собой должно идти его гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а ребенок – высшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание призвано развивать его индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характера, чувство собственного достоинства. Движение от обыденных интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать нормой и основным правилом воспитания.

5. Добровольность. Без доброй воли воспитанников не могут быть воплощены ни сущностные идеи развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля их проявляется, если воспитатели опираются на их интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

6. Коллективистская направленность. Содержание воспитательной работы в начальной школе постепенно перестраивается и в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возникающие проблемы, но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально отличается взгляд на демократическое воспитание – залог обновления, открывающего пути от нивелирования личности к ее разностороннему развитию; от заучивания догм к познанию и преобразованию мира; от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Как должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику, что он должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т.д. развитие. У него неизбежно возникают вопросы – для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания. Воспитатель начальной школы хорошо подготовится к ответу на этот вопрос и сможет настолько убедительно объяснить своим воспитанникам преимущества воспитания, что у тех не останется и тени сомнения.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к роли гражданина, работника и семьянина. Существенный вклад в формирование этих качеств вносит начальная школа. Раскроем их смысл.

Принципы представляют собой руководящие положения, которые при разных условиях и обстоятельствах требуют последовательности в действиях.

Принципы воспитания – это исходные и главные требования, на основе которых основывается процесс воспитания, а также его содержание и организация.

Принцип гуманизма в воспитании. Этот принцип требует обычных отношений между учителем и учеником. Здесь ученик – это главная ценность, которая имеет свой внутренний мир, интересы, потребности, способности и особенности.

Принцип культуросообразности. В этот принцип входит вопрос о духовном воспитании.

Религиозность придает педагогике нравственную стабильность, доброту и природосообразность.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумом твоим» (Матфей, 22–37).

Принцип личностного функционирования.

Процесс воспитания владеет множеством видов, каждый из которых имеет собственный смысл. В общем процесс воспитания делится на стихийный (социальный, экономический, географический, культурный) и на организованный (семейный, школьный, клановый, политический).

Принцип субъективного контроля. Субъективный контроль применяется в психологии личности при определении способностей человека. Существуют уровни контроля экстернальный и интернальный. Экстернальный уровень обусловливается объяснением людьми всего происходящего внешними факторами (обстоятельствами и случайностями). При интернальном все случающееся рассматривается как следствие собственных усилий.

Принцип веры в ребенка, или оптимистическая гипотеза. Она выражается в бесконечной вере педагога в возможности каждого ученика, в содействии ребенку при его самоутверждении в жизни.

Принцип сотрудничества педагога с детьми.

Этот принцип учит о том, что нужно привлекать детей к общему труду и самосовершенствованию, которые вызывают у них чувство успеха, развития и движения вперед. Главное – это взаимодействие учителя и учеников при движении детей к заданным целям.

Принцип включения личности в значимую деятельность. Этот принцип делится на несколько групп принципов.

I группа – это группа частных принципов, которые считаются с тенденцией личности, ее моральными качествами, интересами и потребностями.

II группа – принципы социального и профессионального опыта.

III группа – это принцип учета персональных психических процессов.

IV группа частных принципов – учет типологических качеств личности.

Эта классификация создана С.В. Кульневичем. Но существуют и другие.

Принцип трудолюбия. Создан К.Д. Ушинским. Гласит о том, что нужно не просто научить воспитанника любви к труду, но и дать привычку к труду, серьезный труд неизменно тяжел.

Принцип народности. Этот принцип гласит о том, что воспитанию нужно отталкиваться от истинных потребностей народа и закономерностей его формирования. Принцип сформулирован К.Д. Ушинским, и он является объединением личныхустремлений с народной волей.

Демократизм как принцип воспитания. Он был назван В.Н. Сорокой-Росинским. Школа не может находиться в стороне от процесса за обновление общества.

Из принципа воспитания вытекают принципы: ориентации на ценностные отношения и принятия ребенка как данности.

Объединение принципов воспитания придает воспитанию характеристики: философическую, диалогическую и этическую.



Документы