Глубоководный обитаемый аппарат мир. Аппараты «МИР» — национальная гордость

0

Наверное, заслуги глубоководных обитаемых аппаратов «МИР» и одного из их создателей — ученого и Героя России Анатолия Михайловича Сагалевича — нет надобности перечислять. Это и самое большое в истории количество погружений к «Титанику», и беспрецедентные научные открытия новых видов животных, и погружения к «Курску», «Комсомольску», «Бисмарку», и исследования «черных курильщиков»… Этот список можно продолжать очень долго, хватит на целую книгу достижений.

Казалось бы — вот он, готовый повод гордиться достижениями страны. Исследования, открытия — это чудесно, надо продолжать погружаться! Но некоторое непонимание закрадывается в голову, когда узнаешь, что вот уже пятый год эти чудеса техники стоят без дела. Еще больше вопросов возникает, когда начинаешь узнавать их настоящую историю.

Взгляните, например, на этот китайский аппарат под названием «Цзяолун». Он был построен в 2010 году и способен погружаться на глубину 7000 метров. Ничего не напоминает?

ГОА «Цзяолун», глубоководный обитаемый аппарат, способный погружаться на 7000 метров — глубже, чем любой другой в мире

Действительно, он невероятно похож на российские «МИРы». Форма, характеристики и даже окраска. И это неудивительно, ведь именно их конструкция взята за основу, так как ее признали одной из самых совершенных и наиболее удачных. Главным техническим консультантом был никто иной, как Анатолий Михайлович Сагалевич.

Интересно, что в то время, как уникальная и не имеющая аналогов в мире «тандемная» система «МИРов» простаивает без дела вот уже пять лет, китайские чиновники начали в полной мере осознавать всю важность глубоководных исследований, ведь там, на глубине многих тысяч метров, находятся действительно несметные природные богатства. Построив аппарат «Цзяолун», они стали обладателем самого глубоководного аппарата в мире. На исследовательскую программу выделяются сотни миллионов долларов, и это государственные средства. Запущена обширная программа подготовки глубоководных пилотов, престиж профессии которых теперь сопоставим с профессией космонавта. Каждый глубоководный ученый — гордость страны, герой страны. Когда-то так же было в СССР.

Китайские пилоты с гордостью держат китайский флаг перед тестовым погружением «Цзяолун»

Стоит на этом фоне кратко вспомнить историю «МИРов» в современной России. Начиная с 1991 года на государственные деньги не было организовано ни одной масштабной экспедиции. Ни одной. Все научно-исследовательские экспедиции были организованы и финансированы либо частными лицами и компаниями, либо зарубежными организациями.

Вспомнить даже самые известные из них — например, серию погружений на Байкал в 2008-2010 годах. Все три экспедиции были организованы на частные деньги одного из депутатов Госдумы — просто он тоже энтузиаст. На его же (а не государственные) деньги погружался на Байкал в 2009 году и первый человек в государстве.


Владимир Путин во время погружения на Байкал

И стоит вспомнить самую, наверное, известную (и даже историческую), невероятную по своей сложности экспедицию «МИРов» на Северный Полюс — Арктика-2007. Во время нее впервые в истории человечества удалось достичь настоящей точки Северного Полюса, которая находится на глубине более 4000 метров. Когда эта точка была достигнута, на дно был установлен небольшой российский флаг. Конечно, это не было заявкой на владение Россией Северным Полюсом, как многие пытались представить, это был чисто символический акт. Но все-таки повод для гордости, не так ли? И действительно, об этом событии день и ночь вещали все СМИ страны, звучали фанфары, официальные лица не сходили с экранов.

Артур Чилингаров, Анатолий Сагалевич и Владимир Груздев перед историческим погружением

Установка российского флага в точке географического Северного Полюса

А теперь самое интересное. Эта экспедиция «национальной гордости» организовывалась не на государственные деньги. И даже вообще не на российские. Она была финансирована по большей части двумя иностранными гражданами — шведским ученым и филантропом Фредериком Паулсеном и австралийским исследователем Майком МакДауэллом. Наверное, это как если бы полет Юрия Гагарина был оплачен американскими меценатами. Такая вот «духовная скрепа».

Гражданин Швеции Фредерик Паулсен, финансировавший российскую экспедицию Арктика-2007

Подобным образом на иностранном финансировании «МИРы» и смогли продержаться «на плаву» так долго. Все это целиком и полностью личная заслуга Анатолия Михайловича Сагалевича, чей дипломатический талант помог спасать и использовать аппараты «МИР» в течение 20 лет. Но и его возможности не безграничны. Вот уже который год ученый пытается добиться приемлемого финансирования глубоководной программы. Не раз обращался даже к главе государства. В ответ лишь отговорки и бессрочные обещания. А время идет, возможности уходят. «МИРы» должны проходить полный технический осмотр каждые 10 лет. Последний проводился в 2005 году. В 2015 необходим был новый, но он так и не состоялся из-за отсутствия финансирования — теперь «МИРы» в океан могут и не выпустить.
Пилоты тоже не бессмертные. Самому младшему на данный момент уже перевалило за 60 (!) лет. А новых не предвидится, ибо тренировать их не на чем, да и за такую «большую» зарплату кто из молодых согласится посвящать свою жизнь науке?

Вручение Анатолию Сагалевичу звезды Героя России, 2008

В этой ситуации только и остается, что грустно вздохнуть и отправиться помогать туда, где опыт и знания востребованы. Именно поэтому аппарат «Цзяолун» так похож на «МИР» — китайцы невероятно ценят опыт и помощь А. М. Сагалевича в создании аппарата. Сам ученый регулярно посещает различные верфи во многих странах, где строятся новые и новые аппараты — знания специалиста такого класса на вес золота во всем мире. Кроме, однако, России.

Китайские власти поняли, что гонка за исследование больших глубин (так называемых ультраабиссальных) снова набирает обороты. Строительство новых аппаратов планируется в США, Японии и Великобритании. Поэтому китайские чиновники решили не останавливаться на достигнутом — на аппарате «Цзяолун» — и пошли дальше, намного дальше.

В данный момент Научный центр по изучению ультраабиссальной зоны при Шанхайском океанографическом университете занимается разработкой беспрецедентного глубоководного аппарата под названием «Цайхунъюй» — «Гуппи» стоимостью 80 миллионов долларов. Это обитаемый аппарат, который будет способен опускаться на дно Марианской впадины — на глубину более 11000 метров.

ГОА «Цайхунъюй» — «Гуппи», который спустится на дно Марианской впадины в 2019 году

Таких аппаратов за всю историю человечества было всего два — «Триест» в 1953 и «Дипси Челленджер» в 2012. Но что самое главное — это будет не просто батискаф, способный только подниматься и опускаться, как два вышеупомянутых аппарата, это будет полноценный научный аппарат, рассчитанный на экипаж из трех человек и способный выполнять весь спектр научных глубоководных исследований — аналог «МИРов». Начать строительство планируется уже в этом году, а погружение во впадину запланировано на 2019 год. Специально под «Гуппи» уже начато строительство судна-носителя стоимостью 220 миллионов долларов. Можно с уверенностью утверждать, что как только китайцы закончат аппарат и поставят его на судно-носитель, безусловная пальма первенства перейдет к ним.

Одним из соавторов проекта является (как вы уже могли догадаться) Анатолий Михайлович Сагалевич. Он — один из главных технических консультантов и регулярно посещает Шанхай. И что в этой истории самое интересное: Анатолий Михайлович понимает, что данный аппарат — уникальный, обладание таким дает невероятные возможности. Поэтому еще на самых первых стадиях создания «Гуппи» ученый и Герой России обратился к российским официальным лицам с казалось бы более чем отличным предложением — построить совместно с китайцами второй такой же аппарат, но уже с российской стороны. Более того, китайцы сами с интересом поддержали эту идею. Получился бы новый глубоководный «тандем» — аналог «МИРов» — которому уже действительно не было бы равных в мире, это была бы вершина технических достижений. Да и согласитесь, изучать океан с «братским народом Китая» — очень хороший вариант, особенно в нынешних условиях.

Но… (как бы хотелось, чтобы в этом месте не было союза «но»)

Российская сторона отказалась.

Юрий Гагарин в космос не полетит.


Единственное, что остается добавить — строчки из песни А. М. Сагалевича «Баллада об Институте»:

Ведь были раньше времена, когда богатая страна
Нам позволяла плыть в любой конец Земли.
Ну а теперь бюджета нет, все время ищем мы ответ
«Куда пристроить нам большие корабли?»

А есть отличный пароход, пусть он имеет тихий ход,
Но сняв «Титаник», популярным в мире стал.
С него «МИРы» нам надо снять, его в трехлетний фрахт отдать,
Чтобы с туристов он нам денежки качал.

«Зачем ученому оклад? Напишет он и так доклад,
Ведь Ломоносов пил один, но хлебный квас.
В два раза штаты сократить! Науку в бизнес превратить!» —
Пришел из чьей-то канцелярии приказ.

Не глядя на такой подход, мы прорываемся в поход,
И покоряем и Байкал, и Полюса.
Снимаем под водой кино, и вспоминаем Люблино
И продолжаем свято верить в чудеса.

Анатолий Сагалевич — Баллада об Институте

Полищук Максим (

Над Москвой колышутся растяжки с надписью «Страна встречает своих героев». Колышутся над Москвой три героических лица: Чилингарова, Сагалевича и Груздева. Рекордсмены! Погрузились на глубину в четыре тысячи триста один метр. Прославили Россию.

Что тут героического, правда, непонятно, если любой депутат Госдумы или простой миллионер способны на это. Наш обозреватель Юрий Рост однажды тоже спускался на глубоководном аппарате на приличную глубину — он же не расклеивает свои портреты по всей Москве и не называет себя героем.

Да и вообще флаг установить мог бы любой «батискаф» — слово, которым ошибочно называют глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2».

А вот главный конструктор и создатель «Миров» — Игорь Евгеньевич Михальцев, доктор технических наук, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Герой Соцтруда — действительно герой. Даже не потому, что придумал их, а уже потому, что сумел (в нашей-то стране! для гражданских, а не военных нужд!) довести задуманное до реализации — спуска в воду.

Не знаю, кто встречает депутатов-рекордсменов, но страна по имени Россия должна знать своего героя Михальцева.

— Ты в своей статье слово «батискаф» употребляла? — спросил Рост, который не только снимал Михальцева, но и дружит с ним (хотя у Роста эти две вещи неразделимы).

— Только один раз.

— Тогда Михальцев может и не дать тебе интервью.

— Но это слово было в цитате министра Лаврова!

— Тогда, может, и даст.

Ну вот — все-таки дал…

— Игорь Евгеньевич, почему вы так раздражаетесь, когда «Миры» называют батискафами?

— Это все равно что вертолет назвать воздушным шаром.

— Откуда пошла эта ошибка?

— От неосведомленности людей, использующих принятые термины. Швейцарский инженер Огюст Пекар слетал в стратосферу на стратостате, который заполняется легким газом гелием. Возвратясь на землю, он решил: а почему бы то же самое не сделать в океане. И сделал. И назвал это инженерное сооружение батискафом. Здесь сосуд наполняется чем-то, что легче воды, например бензином, к нему крепится обитаемая кабина, которая имеет аккумуляторы, бортовые жизнеобеспечивающие средства, электромоторчики и другие мелочи, и подвешивается груз. И все это сооружение рассчитано так, чтобы с грузом оно тонуло, а при достижении дна и отцеплении груза всплывало. Вот что такое батискаф. Это ничего общего не имеет с обитаемыми глубоководными аппаратами. Эта тяжелая система — батискаф — не имеет никакой маневренности: ни вертикальной, ни горизонтальной.

— То есть один раз вниз — и все?

— Именно так. То есть система сделана для побития рекордов. Огюст Пекар уже не мог этим заниматься, но его сын Жак Пекар, который и сегодня здравствует и с которым у меня хорошие отношения, и лейтенант флота США Дон Уолш 23 января 1960 года погрузились на глубину 10 916 метров, найдя предварительно самое глубокое место в Мировом океане — в Марианской впадине на Тихом океане. Погрузились, посмотрели в иллюминатор, увидели кое-что забавное (фотографий практически не было) и всплыли, рассказав потом о своих эмоциях и наблюдениях. Так был поставлен мировой рекорд. Жак Пекар — очень уважаемый человек в Швейцари, а Уолш стал в США адмиралом.

Глубоководные обитаемые аппараты — совсем другая техника. Они имеют маневренность, ход по горизонтали и вертикали, могут поворачиваться, нагибаться, брать образцы со дна, грузить их в небольшие контейнеры, исследовать окружающее пространство в полном смысле этого слова. И «Миры» могут двигаться со скоростью 4,5 узла.

— Когда у вас возникла идея «Миров»?

— В 70-м году я сформулировал концепцию незаменимости в новой незнакомой обстановке человека-исследователя, наблюдателя — по сравнению с оператором любых программируемых роботов-аппаратов.

— Под водой?

— Где бы то ни было! В новой обстановке. Но океан — особая стихия. В нем всегда вся окружающая обстановка новая! Поэтому аппараты для исследования океана нужны обитаемые.

В океанологии приняты две критические цифры — 2000 и 6000 метров. И для глубоководных обитаемых аппаратов эти цифры принято использовать. 2000 метров — это глубина, ограничивающая 16% дна Мирового океана. А 6000 метров — это уже 98,5% дна Мирового океана.

— А кому оставили 1,5%?

— Тем, кто сделает глубоководный аппарат предельных глубин. Пока такого в мире нет. Были батискафы и дистанционно управляемые необитаемые аппараты. Французы построили батискаф «Архимед» — на (примерно) 9500 метров погружения. Вниз-вверх — ничего особенного. Глубже 6000 было всего два-три десятка погружений (всеми средствами). Японцы сделали необитаемый аппарат на 11 000 м. И потеряли его. А найти нечем. А ведь это недешевая игрушка.

— И сколько же стоят аппараты?

— Кроме наших шеститысячников, «Мира-1» и «Мира-2», в мире есть еще два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, стоил что-то около 100 млн долларов (из них 25 ушло на научно-исследовательские работы, которые использовались не только для «Си Клифа», поэтому фактической стоимостью аппарата считают 75 млн). Французы известных мне официальных цифр не давали, но вроде бы их «Нотил» (Nautile) стоил около 65 млн долларов. Японцы объявили, что «Шинкай 6500» (Shinkai 6500) стоил 92 млн долларов, а судно-носитель — 41 млн долларов.

О стоимости наших я предпочитаю не говорить, полагая, что это конфиденциальная информация, скажу только: они обошлись нашей стране много дешевле всех остальных, созданных в мире.

Но вернемся к истории. Итак, первый в СССР исследовательский аппарат-двухтысячник «Пайсис-IV» (Pisces IV) был построен по моему ТЗ (техническое задание) — именно как исследовательский, по заказу Института океанологии АН СССР на маленькой канадской фирме «Хайко» в 1973 году.

Он был готов к морским испытаниям, но США его задержали. Отец атомного флота США адмирал Рикавер не поленился прилететь из Вашингтона к Трюдо (тогда премьер-министру Канады) и предложил его купить канадскому правительству и оставить в Канаде.

В мире тогда был только один двухтысячник — американский аппарат «Альвин» (Alvin) — заказанный американским военно-морским флотом как разведывательный и построенный в 1964 году. Он много сделал для познания океана. Вот пример, связанный с аппаратом «Альвин», доказывающий, кстати, справедливость моей концепции важности обитаемых аппаратов.

С его помощью было сделано крупнейшее открытие человечества ХХ века, о котором мало известно, — открытие анаэробной жизни на нашей планете — жизни без кислорода. Талантливый океанолог и геофизик Роберт Баллард, просматривая около 40 тысяч снимков, сделанных необитаемым аппаратом в Галапагосской впадине, увидел какие-то странные трубки, которые от снимка к снимку меняли свое положение на дне. Он вызвал аппарат «Альвин». Аппарат погрузился, и научные сотрудники подняли на поверхность вестиментиферы — новую форму жизни. У них все есть: и нервная система, и эквивалент пищеварительной, и дыхательная, и формирование белков — только у них сернистый цикл, а не кислородный.

Когда директор Института космических исследований узнал об этом, он позвонил директору Института океанологии и говорит: а зачем нам летать на Марс, если у нас дома есть совсем иная форма жизни?

Так вот, если бы не «Альвин», 40 тысяч снимков, сделанных роботом, не помогли бы совершить это величайшее открытие ХХ века.

Возвращаясь к судьбе моего «Пайсиса-IV», надо еще раз напомнить, что он был оставлен в Канаде. Адмирал Рикавер счел, что такой аппарат давать СССР не следует. Все это стало известно много позднее.

— И кто его использовал?

— Канадское правительство его купило и дало Тихоокеанскому океанологическому исследовательскому институту Канады в порт Виктория.

Но у меня в те времена были крепкие нервы. Я подождал некоторое время и, понимая, что два аппарата — это совсем другое качество, предложил этой же фирме сделать два аппарата. Они заинтересовались. А в Москве поняли: если Рикавер специально летал из-за аппарата в Канаду, то, значит, это что-то важное. И Михальцев получил деньги на два аппарата.

Мы придумали, как обойти соглашение между США и европейскими странами о запрете поставлять технику новой технологии в СССР и соцстраны. Но это касалось изделий. А комплектующие части покупать и вывозить никто не запрещал.

В общем, фирма арендовала помещение в Цюрихе. Один прочный корпус обитаемых аппаратов заказали в Японии, другой — в Америке. И вывезли — это же не аппарат, то есть не изделие, а части. Первый собирали в Цюрихе, везли его, как Суворов, через Альпы — на трейлере в Геную, испытывали в Средиземном море (испытывали не до двух тысяч, я боялся, что американцы что-нибудь нехорошее сделают), потом погрузили его на ожидавший теплоход «Фрязино», через 4 часа он снялся в Новороссийске. Так мы получили «Пайсис-VII». А когда делали второй, тут американцы уже плюнули (они в это время строили свой шеститысячник «Си Клиф»). «Пайсис-ХI» собирали в Ванкувере, испытывали рядом, в Тихом океане, и на нашем судне отвезли во Владивосток, откуда на Ил-76 «Пайсис-XI» был перевезен в Новороссийск. Так в 1975-1976-м появились у нас два исследовательских обитаемых двухтысячника, которые проработали 10 лет до «Миров» и очень много сделали в разных океанах и морях для познания нашей планеты.

— А сейчас что с ними?

— Один стоит как экспонат в Калининграде на нашем судне (старом «Витязе»), превращенном в музей. А со второго «Пайсиса» кое-что сняли как запасные части для «Миров». Но его можно восстановить и использовать.

— И у нас нет больше двухтысячников?

— Нет. Но вот Жак Пекар сейчас продает своего «Фореля». Он просил найти ему покупателя. Иллюминатор — метр в диаметре. Рабочая глубина — 500 метров. Незаменимая вещь для тех, кто собирается строить и эксплуатировать подводный газопровод по Балтике (там как раз такая и меньшая глубина). Необитаемые аппараты там мало пригодны. Или совсем не пригодны.

— Зачем вы строили «Пайсисы» в Канаде? На территории СССР такие аппараты было невозможно сделать?

— Вспомните, это был 1970 год… Гагарин в космос уже летал, 100 мегатонн ядерной бомбы на Новой Земле уже взорвали. Естественно, мы запросто могли сделать такой аппарат. Но промышленность Советского Союза была рассчитана на большие серии, если это оборонная продукция, а если гражданская — то для массового производства. Уникальные вещи делать в СССР силами НИИ и разработчиков было трудно.

— Значит, в Канаде это было дешевле, чем у нас?

— Намного! Это специфика экспериментальных образцов. Сделать экспериментальный образец у нас в Союзе, если это не оборонная продукция, — задача трудная.

Я могу говорить об этом по опыту. Я всю жизнь работал с ВПК. «Миры» — это четвертая вещь по значимости из того, что мне удалось сделать в жизни. Так я сам считаю. У меня были вещи много важнее.

Мне довелось сделать открытие. Все было засекречено. В 1963 году я получил диплом, в нем написано: «Михальцев сделал открытие». И все. Ни названия, ничего. Только номер — 61-й.

— До сих пор говорить об этом нельзя?

— Вполне можно, потому что мне это надоело, и я рассекретил это дело в 1994 году. И теперь это называется так: «Открыто явление непрерывности звукового поля в океане — эффект Михальцева». Это, пожалуй, первое по значимости, ибо все гидролокаторы дальнего обнаружения подводных лодок (сегодня — всех военных флотов мира!) имеют архитектуру, использующую это открытие. Второе. Так же, как «Миры», по моему ТЗ и при моем руководстве были построены два специальных исследовательских гидроакустических судна «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» — 1956—1960 гг. И родились две науки: акустика океана (не было такой науки, была только гидроакустика) и акустические методы исследования океана. Это, полагаю, второе по значимости дело. Но я, простите, не склонен заниматься саморекламой, вернемся к «Мирам».

Восемь лет я доставал на них деньги. Но главное — я написал для них ТЗ. Такое, как я считаю нужным. Есть два типа ТЗ. Один в терминах «мне надо». И это дается изготовителю, а как сделать — это его проблемы. А второй в терминах типа: «Надо — и я знаю, как это можно сделать, и беру на себя ответственность за возможность реализации, а вы делаете это под моим руководством».

— Это ваш тип?

— Да. По этому принципу я работал всю жизнь. Начиная с акустических пароходов «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» (83 страницы было текста ТЗ).

В ТЗ на «Миры» я написал восемь пунктов, которые раньше не делались. Все перемещают ртуть с кормы на нос, чтобы аппарат опускался то носом вниз, то носом вверх. Вместо этого я сделал емкости, в которые набирается вода, перемещаемая помпами для перекачки забортной воды. При перепадах давлений более 600 бар это было реализовано в мире впервые.

Все мои пункты финны, которых я нашел из-за стали, выполнили. Дело в том, что все аппараты делают из титана, а «Миры» сделаны из мартенситовой, сильно легированной стали с 18% никеля. Мне повезло, что я нашел финскую фирму «Локомо».

В чем ценность этой стали. Титан, лучший сплав, имеет предел текучести — около 70 кг на квадратный сантиметр, а у этой стали — 150. Это была находка, и я стал готовить финнов выполнить все ТЗ. «Локомо» — фирма, которая никогда ничего подобного не делала. «Локомо» входит в концерн «Раума Репола», который делает бумагу, а кроме того — оборудование для изготовления бумаги, для лесопильных работ. Хорошие инженеры, которые интересуются чем-то новым. В течение двух лет я их готовил. Свозил их в Новороссийск. В это время там стоял «Келдыш» с «Пайсисами». Больше суток они измеряли их и фотографировали. Потом прошло полтора года. Они считали, а я доставал деньги. Это были последние полтора года из восьми.

Но я достал деньги только на один аппарат.

— Как же вам удалось сделать второй?

— Контракт был подписан на один аппарат. Через три дня я спросил финнов: а если не делать ни одного чертежа, а просто сделать точную копию аппарата, сколько надо будет доплатить? Благодаря добрым отношениям они назвали смешную цифру, они поняли, что у меня денег нет, и взяли только за изготовление четырех лишних сфер: одной обитаемой и трех балластных.

А потом я готовил два аппарата, никому об этом не говоря. По ТЗ было предусмотрено 2 комплекта аппаратуры. Все ТЗ читали (и в Госплане, и в других ведомствах) и думали: ну импортная аппаратура, конечно, надо, мол, запасное иметь. А внизу мелким шрифтом — ЗИП (запасной инструмент и приборы) — 6% стоимости контракта. Как принято в судостроении.

При этом мне потребовалось 7 месяцев для того, чтобы получить подписи замминистров в подтверждение того, что два аппарата — это решение правительства.

Дальше были испытания. Экипаж: пилот-сдатчик финн Пекка Лааксо, пилот-приемщик Анатолий Сагалевич и руководитель погружения Михальцев. Погрузились 7 ноября 1987 года в Ботническом заливе. Разбили бутылки шампанского о «Миры». Мне доверили разбить бутылку шампанского о «Мир-1», а президенту «Раома Репола» — о «Мир-2». Потом 13 и 15 декабря 1987 года экипаж погружался при успешном сдаточном испытании в Атлантике на 6170 метров на «Мире-1» и на 6120 метров — на «Мире-2».

И вот американский World Technology Evaluation Center (центр, который отражает новейшие технологии) в 1994 году назвал «Миры» «…лучшими глубоководными обитаемыми аппаратами из когда-либо построенных в мире».

Они отличаются от остальных тем, что сказано выше, и, кроме того, запасом электроэнергии. У всех 50, а у меня 100 киловатт-часов.

Еще одно из важнейших отличий — в системе аварийного спасения. У аппарата внутри есть синтактиковый буй. Так вот если что, в аппарате нажимают кнопку и буй всплывает на поверхность к судну обеспечения. По ковларовому тросу, как по направляющей, пускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе. Такой системы нет ни у кого.

Если аппарат запутался в чем-то на дне, вот тогда необходим и второй аппарат. То, что их два, это еще одно уникальное решение. Только в России их два. У всех остальных по одному.

— Вы довольны тем, как используют ваши «Миры»?

— Могу сказать, что не очень. Но я не занимаюсь эксплуатацией и критиковать чужую работу не собираюсь. Сделано много важнейших открытий мирового значения.

На Северном полюсе была хорошая работа «Миров» и, полагаю, не очень хорошая работа ледокола, который не очистил место для всплытия. «Мир-2» сломал там легкий корпус, пробивая лед, «Федоров» и «Россия» должны были лед обколоть.

Сейчас пилоты Черняев и Сагалевич с «Мирами» перегружаются на судно «Академик Мстислав Келдыш» и идут нормально работать в Норвежское море — к «Комсомольцу». Я в свое время был инициатором и руководителем работ по обнаружению и первым измерениям радиоактивности вокруг «Комсомольца», я понимал, что если произойдет морской Чернобыль, будет очень нехорошо. Теперь там стоят датчики радиоактивности в воде и на АПЛ.

— Значит, «Миры» можно использовать в следующих случаях: разбился самолет, упал в океан — можно посмотреть на него, утонул корабль или лодка — тоже можно посмотреть, а если тонет — можно и спасти. Установить флаг на дне океана можно…

— Хорошо рассказываете. А еще что?

— «Титаник» с их помощью можно снимать под водой. Трубки можно обнаружить…

— Это уже ближе. А потом можно заняться исследованием Мирового океана. Океан занимает 72% площади планеты. Позорно жить на планете, поверхность которой мы знаем хуже, чем обратную сторону Луны.

P.S. Жаль, что Чилингаров, использовавший «Миры» ради своих политических целей (в конце концов скоро выборы, а он наверняка хочет получить свой пятый думский срок) и походя испортивший своим рекордом дипломатические отношения России с арктическими странами, ни разу не вспомнил имени создателя этих «Миров», на которых покатался сам и покатал своего однопартийца и богатых зарубежных гостей.

_____________________________________________________

Обитаемые подводные аппараты

Погружение аппарата МИР

В составе флота Института Океанологии в настоящее время пять обитаемых подводных аппаратов - два типа "Мир" с глубиной погружения до 6 км, два типа "Пайсис", способные опускаться на 2 км, и аппарат "Аргус" для работ на глубине до 600 м. Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "МИР-1" и "МИР-2" были построены в Финляндии на фирме "Rauma-Repola" в 1987 году. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института Океанологии РАН им.П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубины 6170м ("МИР-1 ") и 6120м ("МИР-2"). Аппараты установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с ГОА "МИР". Проведено 35 экспедиции в Атлантический, Тихий и Индийский океаны с применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» (1987-2005 гг.), а также 16 экспедиций с применением ГОА «Пайсис VII» и «Пайсис XI» (1977-1991).

Проведен обширный комплекс научных исследований в различных районах Атлантического и Тихого океанов, характеризующихся гидротермальной активностью на дне. Это - районы 26 градусов с.ш. Срединно-Атлантического хребта (САХ), Брокен Спур (24 градуса с.ш. САХ), 14 гр. 45 мин. САХ, районы Лао и Манус - юго-западная часть Тихого океана, вулканы Пийпа в Беринговом море и Лоихи в районе Гавайских островов, залив Монтерей, район Гуаймас в Калифорнийском заливе, 21 гр.с.ш. Восточно- Тихоокеанского поднятия (ВТП). В этих районах обследованы большие площади дна океана, сложенные полиметаллическими рудами. "Черные курильщики", выносящие горячую массу из недр оканической коры, окружены гигантскими геологическими постройками, сложенными сульфидами металлов, содержащими высокий процент железа, марганца, никеля, меди, цинка, кобальта и других металлов. В процессе погружений ГОА "МИР" исследован необычный животный мир гидротерм, рождение и жизнь которого связаны с бактериальным хемосинтезом при полном отсутствии солнечного света. Это явление получило название хемобиос в отличие от фотобиоса - процесса зарождения жизни, в котором источником энергии является солнечная радиация.

С помощью аппаратов "МИР" проводились работы на затонувшей атомной подводной лодке "Комсомолец". Осуществлялся многолетний радиационно-океанологический мониторинг в районе гибели лодки и на самом корпусе лодки, был проведен комплекс уникальных подводно-технических работ по герметизации носовой части лодки с целью снижения выхода радионуклидов из корпуса в случае возникновения утечек радиации. В течение 8 экспедиций сделано более 80 погружений ГОА "МИР" на АЛЛ "Комсомолец", лежащую на дне на глубине 1700 метров.
В 1991 и 1995гг. с помощью аппаратов "МИР" производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне "ТИТАНИК", лежащем на глубине 3800 метров. В процессе погружений обследован корпус "Титаника", который во время аварии развалился на две части, лежащие на расстоянии 600 метров друг от друга, приведены уникальные киносъемки.В результате работ были созданы широкоформатный фильм IMAX "TITANICA" и голивудский художественный фильм "TITANIC".

24 декабря 2003 г. на заседании Ученого Совета Института океанологии им П.П.Ширшова РАН состоялось вручение приза "Подводный Оскар" заведующему Лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института доктору технических наук Анатолию Михайловичу Сагалевичу Академией подводных наук и искусств США по номинации "Наука". Это самый престижный приз в мире, вручаемый за подводные работы. В России это первый "Подводный Оскар". В разные годы лауреатами этого приза были выдающиеся ученые-подводники - Жак Ив Кусто, Жак Пикар, Дон Волш, Эдвин Линк, Роберт Баллард и другие. С присуждением этого приза имя А.М.Сагалевича увековечено в Зале Подводной Славы в Майами. Лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов, возглавляемой А.М.Сагалевичем, был вручено приз "Международный Компас", присужденный коллективу Лаборатории Морским технологическим обществом США.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов МИР

  • Рабочая глубина погружения 6000 метров
  • Запас энергообеспечения 100 квт-час
  • Запас жизнеобеспечения 246 чел.-час
  • Максимальная скорость 5 узлов
  • Запас плавучести (с поверхности) 290 кг
  • Сухой вес 18.6 тонн
  • Длина 7.8 м
  • Ширина (с боковыми двигателями) 3.8 м
  • Высота 3 м
  • Экипаж 3 человека

Обитаемые глубоководные аппараты Института океанологии РАН

Название

Количество

Экипаж, чел.

Глубина погружения (м)

МИР

6000

ПАЙСИС

2000

АРГУС

ОСМОТР

По заказу Министерства торговли и промышленности России началось проектирование батискафа, способного погружаться на глубину одиннадцать тысяч метров, до сих пор не покоренную человечеством.

Ни один существующий сегодня глубоководный аппарат не способен плавать так глубоко - максимальной глубиной для них (российского «Мира» тоже) считается 6.5 тысяч метров.

Этот проект должен быть реализован на протяжении 2009-2016 годов в рамках ой целевой программы «Развитие морской гражданской техники». Согласно подсчетам заказчика, стоимость проекта, в том числе проектирование и разработка обитаемого батискафа, составляет 63 миллиона рублей. Местом базирования этого глубоководного аппарата будет научно-исследовательское судно, создание которого тоже в данное время разрабатывается.

Экипаж батискафа составят 2-3 ученых, максимальная глубина погружения планируется 11 тысяч метров, предельное водоизмещение - 33 тонны. Аппарат будет способен находиться под водой на протяжении трех суток.

Одновременно с заказом на самый глубоководный аппарат Министерство торговли и промышленности РФ разместило заказ на проектирование научно-исследовательского судна, которое будет носителем обитаемого глубоководного аппарата. Экипаж НИС - 80 человек, в трюме судна будет размещен запас горючего и пищи и горючего для ста суточных автономных походов.

В заказе представители Минпрома России отметили, что создание подобного комплекса должно ««утвердить авторитет России в качестве великой морской державы и одновременно лидера в глубоководном судостроении».

В министерстве убеждены, что этот аппарат может быть возведен на верфях, принадлежащих Объединенной судостроительной корпорации. Но в самой ОСК данное высказывание не комментируют, объясняя, что не в курсе происходящего. ТЗ проекта требует, чтобы батискаф был оснащен новейшей навигационной и радиотехнической аппаратурой, надежной и современной системой безопасности. Кроме всего прочего, этот комплекс предоставит возможность значительно увеличить количество программ отечественных научных исследований, позволяя осуществлять самые сложные операции на предельно большой глубине.

— Обитаемые глубоководные аппараты обладают очень широкой областью применения - от сбора информации и проведения различных научных измерений, и до работ, связанных с ликвидацией последствий аварий под водой и прокладкой подводных коммуникационных или технологических систем. Создание батискафа, который сможет погружаться на шесть километров, сегодня стоит в среднем 50 миллионов долларов, а в данном случае речь идет об 11 километрах - сообщил Анатолий Сагалевич, завлабораторией глубоководных аппаратов при институте океанологии Российской академии наук. Он полагает, что перед тем, как приступать к созданию новых глубоководных аппаратов, нужно до конца использовать те, которые имеются.

— Наши «Миры» признаны лучшими аппаратами во всем мире, и все же большой очереди на их использование не заметно, — утверждает ученый. — На содержание судна «Академик Келдыш», являющегося базой для двух аппаратов «Мир», в день уходит 40 тысяч долларов, что составляет 15 миллионов долларов за год. Возможно, в государственном масштабе это не так и много, но если учесть то обстоятельство, что наша лаборатория двадцать лет ищет себе работу самостоятельно, то цифры выглядят не такими уж и маленькими.

В Министерстве торговли и промышленности отмечают, что кроме научного использования, Мировой океан сейчас активно применяется для прокладки в нем нефте- газодобывающих трубопроводов, кабельных трасс и различных платформ, поэтому новый самый глубоководный аппарат без работы точно не останется.

Сегодня только некоторые государства обладают глубоководными аппаратами:

У России имеются «Мир-1» и «Мир-2» (глубина погружения до 6.5 тысяч метров), у Франции - Nautile (6 тысяч метров), у Японии - «Шинкай-6500» (с рекордной глубиной 6527 метров), у Китая - копия «Мира», которая уже прошла испытания на глубине 5 тысяч метров.

Уже имеется аппарат, который может погружаться на 6.5 тысяч метров, что позволит исследовать 98% площади дна Мирового океана. Поэтому создание аппаратов, которые смогут опускаться на 11 тысяч метров - нецелесообразная затея, — сетует Сагалевич. — Люди уже побывали на такой глубине — например, французы в 1960 году опускались на дно Марианской впадины, к тому же ничего заслуживающего внимания, кроме осадочных пород, там не обнаружили.

Ни советская, ни российская промышленность никогда не производили таких аппаратов. Даже «Миры» были построены в Финляндии - компанией Rauma-Repola Oceanics.

— Российское судостроение не в состоянии сегодня построить подобный аппарат, — говорит Алексей Безбородов, гендиректор агентства InfraNews. — Этот корпус - это не просто болванка с иллюминатором, сделанная из титана — это корпус, который может выдерживать колоссальное давление, и построить такой аппарат - не очень большая проблема. Основная проблема заключается в судне, которое должно обеспечивать работу этого аппарата. А такие суда наша промышленность никогда не строила. Даже во времена СССР практически весь отечественный глубоководный флот был заграничным: от «Юрия Гагарина» до «Мстислава Келдыша».

Проект глубоководного аппарата "Мир".


1. Количество аппаратов проекта: 2


2. Изображение проекта:

ГОА "Мир-2" по состоянию на 2008 год


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

закладка

спуск на воду

вступление в строй

ФИНЛЯНДИЯ: Компания "Rauma Repola"


4. История проекта:


Идея глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ "Лазурит". ГОА и были построены в Финляндии концерном "Раума Репола" (Rauma Repola) в 1987 году. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров () и 6120 метров (). Аппараты были установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с ГОА.

Обитаемый прочный корпус и балластные сферы ГОА изготовлены из никелевой стали специального назначения (Мартенситовая, сильно легированная сталь, с 18% никеля. Сплав имеет предел текучести - 150 кг/кв.мм (у титана - около 79 кг/кв.мм). Производитель: финская фирма "Локомо", входящая в состав концерна "Раума Репола"). Сферы собраны из полусфер, созданных путем непрерывного литья в форму и затем обработанных на станке. Обитаемая сфера имеет внутренний диаметр 2,1 м. Центральный пилотский иллюминатор имеет диаметр 200 мм, а два боковых - 120 мм. Балластные сферы могут вместить около тонны воды. Рама из нержавеющей стали связывает четыре сферических корпуса в единую конструкцию. Верхняя усиленная часть рамы оканчивается подъемным устройством, которое стыкуется с захватом троса спуско-подъемного устройства (СПУ). Внизу рама опирается на лыжи из синтактика и стеклопластика. Легкий корпус, в форме вытянутой капли, закрывает раму и всю внутреннюю начинку аппарата. Половинки корпуса выклеены из синтактика и кевлара. В корме установлено хвостовое оперение, его крыло поворачивается в горизонтальной плоскости, обеспечивая курсовую стабилизацию. Под легким корпусом расположены цистерны главного балласта, продуваемые сжатым воздухом.

Движительный комплекс представлен тремя гидромоторами с винтами, защищенными насадками. Отличная маневренность аппаратов обеспечивается возможностью поворота насадки маршевого движителя в диапазоне ±60° и поворотом в диапазоне +110° + -60° боковых движителей. Управление частотой оборотов и поворотом всех движителей осуществляется из кабины при помощи джойстика управления движением. За счет кормового движителя аппарат развивает скорость до 5 узлов. Боковые движители обеспечивают скорость хода около 1 узла. Энергетический комплекс состоит из 3 маслозаполненных аккумуляторных боксов. Из железо-никелевых аккумуляторов емкостью 700 А/ч собраны две батареи: с напряжением 120 В и запасом энергии 84 кВт/ч, питающая электромоторы 1 и 2-й систем гидравлики, наружные светильники и вспышку; и с напряжением 24 В и запасом энергии 17 кВт/ч, предназначенная для питания аппаратуры связи, навигации, фотокамер, измерительных датчиков. Аварийная никель-кадмиевая батарея установлена в прочной обитаемой сфере и питает электромотор 3-й системы гидравлики, которая используется для аварийного сброса боковых и кормового движителей, кистей манипуляторов, нижнего аккумуляторного бокса весом 1200 кг и отдачи аварийного буя с кевларовым тросом проводником. Твердый балласт - никелевая дробь - удерживается электромагнитами в стеклопластиковых бункерах. Все подвижные забортные устройства работают от гидропривода.

Система жизнеобеспечения ГОА не отличается от стандартных систем других аппаратов и включает: вентиляторы, прогоняющие воздух через кассеты с гидроокисью лития или натрия, кислородные баллоны с регуляторами расхода и приборы контроля атмосферы кабины. ГОА оборудованы системами надводной и подводной связи, навигации, обеспечивающей точную привязку аппаратов относительно донных маяков, измерительными комплексами, в состав которых входят до 9 гидрофизических датчиков, эхолотами, профилографами, магнитометрами, локаторами кругового и секторного обзора, теле- и фотосистемами, прожекторами и светильниками. Резервные вводы позволяют устанавливать на аппараты дополнительные комплексы и аппаратуру. Общий вес аппаратов составляет 18,5 т.

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП "Факел" был проведен капитальный ремонт обоих ГОА с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате и получили сертификат на класс от международного регистра "Германский Ллойд" до 2014 года.

РАН разработан ряд оригинальных приборов, позволяющих значительно расширить возможности ГОА типа «Мир»:
- глубоководный малогабаритный телеуправляемый модуль «Сергеич» (глубина 6000 м), оборудованный высокоразрешающей телекамерой и светильниками, который устанавливается на ГОА, может уходить от него на расстояние 100 м и управляется по кабелю изнутри кабины аппарата;
- инерциальная система навигации, синтезированная на базе допплер-лага, гирокомпаса и глубиномера. Система дает возможность вычислять местоположение ГОА под водой с высокой точностью;
- ряд новых конструкций пробоотборников для взятия проб горячих флюидов из гидротерм, осадков и т.д.;
- гидроакустическая система, обеспечивающая выход ГОА в полынью, при проведении погружений в ледовых условиях. Система разработана специально для проведения глубоководных операций в Арктике.

В последнее время также разработан большой комплекс методик для проведения научных исследований с применением глубоководных обитаемых аппаратов. Кроме того, разработаны и внедрены в практику глубоководных работ две методики, основанные на новейших технологических разработках:
- методика прямой телевизионной трансляции пакета видеосигналов с глубины 3800 м по оптоволоконному кабелю на поверхность океана и далее через спутник на землю. Такая операция была проведена трижды. Во время последней операции 25 июля 2005 г. передачу с «Титаника» смотрел весь мир в течение 2,5 часов по каналу Discovery;
- методика проведения подводно-технических операций и глубоководной видеосъемки с применением 4-х обитаемых аппаратов одновременно. В сентябре 2003 г. два ГОА типа "Мир" и два американских аппарата "Deep Rover" встретились под водой на гидротермальном поле Lost City и провели интересный комплекс научных исследований и видеосъемок.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции "Арктика 2007" был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов "Мир" в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

В настоящее время в Институте океанологии РАН прорабатывается несколько проектов, в рамках которых предполагается проведение научных исследований и подводно технических работ с применением ГОА. Один из проектов - комплексные исследования океана в кругосветном плавании судна "Академик Мстислав Келдыш". Во время этой экспедиции планируется изучить гидротермальные поля на дне в различных районах Мирового океана и провести погружения на несколько затонувших объектов.


5. Схема проекта:

начнутся на озере Байкал в первой половине дня в четверг, сообщила РИА Новости заместитель директора по связям с общественностью Фонда содействия сохранения Байкала Инна Крылова.

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир‑1» и «Мир‑2» были построены в Финляндии фирмой Rauma‑Repola в 1987 году. Аппараты создавались под научно‑техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир‑1») и 6120 метров («Мир‑2»). Аппараты были установлены на судне обеспечения «Академик Мстислав Келдыш», построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

С применением ГОА «Мир‑1» и «Мир‑2» проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир» провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно‑популярных фильмов, среди которых ‑ Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

В январе‑сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир‑1» и «Мир‑2» получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика‑2007» был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

В настоящее время в Институте океанологии РАН прорабатывается несколько проектов, в рамках которых предполагается проведение научных исследований и подводно‑технических работ с применением ГОА «Мир‑1» и «Мир‑2». Один из проектов ‑ комплексные исследования океана в кругосветном плавании судна «Академик Мстислав Келдыш». Во время этой экспедиции планируется изучить гидротермальные поля на дне в различных районах Мирового океана и провести погружения на несколько затонувших объектов.

В 2008‑2009 годах пройдет научно‑исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале». Комплексная программа научного исследования озера Байкал подготовлена Российской академией наук. Большая часть исследовательской программы будет осуществлена с применением глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Целью экспедиции является сбор информации и использование полученных данных в прогнозировании различных природных процессов, погружение на максимальные отметки дна озера Байкал, исследование мест выхода подводных гидротермальных источников и грязевых вулканов, изучение дна Баргузинского залива. Среди задач экспедиции также - исследование углеводородов Байкала и определение их запасов, получение точных данных о тектонических процессах на дне озера, состоянии береговой линии, поиск археологических артефактов.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов «Мир»:

Рабочая глубина погружения ‑ 6000 метров

Запас энергообеспечения ‑ 100 кВт‑час

Запас жизнеобеспечения ‑ 246 чел.‑час

Максимальная скорость ‑ 5 узлов

Запас плавучести (с поверхности) ‑ 290 килограммов

Сухой вес ‑ 18,6 тонны

Длина ‑ 7,8 метра

Ширина (с боковыми двигателями) ‑ 3,8 метра

Высота ‑ 3 метра

Экипаж ‑ 3 человека

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Закрытие ИП