Бомбовая нагрузка су 24

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Су-24 (классификация НАТО: Fencer) – советский/российский фронтовой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1960-х годов.

История Су-24

В конце 1950-х годов, на вооружение ВВС СССР был принят бомбардировщик Су-7Б на базе которого было принято решение создать специальный бомбардировщик для прицельного уничтожения малоразмерных целей. Со-временем задачи самолета менялись: к 1963 году был нужен самолет, способный прорываться на большой скорости и малой высоте ПВО противника и, при этом иметь укороченные взлет/посадку. К 1965 году в новой концепции произошли изменения – из-за большого размера РЛС «Орион» экипаж расположили не тандемом, а рядом.

В 1967 году прототип Т-6 с экипажем Ильюшина совершил первый полет. Внедрение нового двигателя АЛ-21Ф удалось достичь характеристик укороченного взлета/посадки. Тогда же начались работы по внедрению на самолете концепции крыла изменяемой стреловидности. Самолет с новым крылом взлетел в 1970 году, тогда же он получил официальное название Су-24. На проведение доводки и испытаний машины ушло несколько лет. Причиной сдвижек графиков стали, в основном, «детские болезни» самолета, в котором было реализовано большое количество революционных на тот момент технологий и методик. Самолет был принят на вооружение в 1975 году.

Су-24 выпускался на заводах Сухого в Новосибирске (ныне, НАПО) и в Комсомольске-на-Амуре (ныне, КнАЗ). Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

Конструкция Су-24

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° - на взлёте и при посадке, 35° - в крейсерском дозвуковом полёте, 45° - при боевом маневрировании и 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40-50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Модификации

  • Су-24 - базовая модификация самолета.
  • Су-24М - модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
  • Су-24МП - постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
  • Су-24МР - самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
  • Су-24МК - экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
  • Су-24М2 - современная модернизация. Установлена новая навигационная система, позволяющая осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м (кратковременно - 10-30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.

Видео Су-24: Видео бреющего полета бомбардировщика

Боевое применение Су-24

В течение войны в Афганистане (1979-1989) самолеты применялись ограниченно, так как более легкий и простой в бомбежках мелких групп боевиков был эффективнее тяжелого бомбардировщика. Су-24 работали только с советских военных баз и потерь не понесли.

Во время войны в Персидском заливе (1991, Буря в пустыне) большинство самолетов ВВС Ирака эвакуировались в Иран (там и остались), оставшиеся были разбомблены авиацией США на аэродромах.

Во время войны в Нагорном Карабахе около десятка Су-24М применялись Азербайджаном для нанесения ударов по армянским городам и войскам, однако, из-за низкого уровня подготовки летчиков и плохого технического состояния, бомбардировки были неэффективны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов.

Один ливийский самолет был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

Используется украинской армией в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году, при этом один из самолетов был поврежден в результате попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК, еще один - сбит 20 августа в районе н.п. Новосветловка Луганской области.

Используется сирийскими ВВС в гражданской войне. 23 сентября 2014 года, ракетой Пэтриот сбит Су-24 вторгшийся на 800 метров в воздушное пространство Израиля.

На вооружении

Состоит на вооружении

  • Россия - 124 единицы разных модификаций по состоянию на 2012 год.
  • Украина - 33 Су-24М и МР (+55 на хранении) по состоянию на 2013 год.
  • Алжир - 34 Су-24М/Су-24МК и 4 Су-24Е, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан - 23 Су-24, по состоянию на 2010 год
  • Иран - 30 Су-24MK по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 19 единиц, по состоянию на 2010 год
  • Ангола - 12 единиц, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год
  • Азербайджан - 1 самолет, по состоянию на 2010 год

Су-24, который по кодировке НАТО получил название «Фехтовальщик», − российский фронтовой ударный самолет с крылом подвижной стреловидности, задачей которого становилось нанесение бомбово-ракетных ударов в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Возможным было также фронтовое применение Су-24 на низких высотах с целью поражения надводных и наземных целей.

В 2011 году средний возраст Су-24, которые находились в расположении ВВС России, составлял около 25 лет. Изначально на их место планировалось поставить новые Су-34, а базовые Су-24 модернизировать до версии Су-24М2. Но из-за большого числа катастроф Су-24 решили полностью списать с вооружения до 2020 года. В феврале 2012 года они были сняты с вооружения в Беларуси. На утилизацию в России до 2015 года было направлено 103 бомбардировщика Су-24.

История Су-24

После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.

Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).

С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.

С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.

Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В.С. Ильюшин.

Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.

Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.

Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.

Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.

Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.

Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.

В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.

Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.

Конструкция Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24 имеет 2 двигателя и крылья изменяемой стреловидности. Положение крыльев зависит от задачи, которую выполняет самолет: 16° − взлет/посадка, 35° − крейсерский дозвуковой полет, 45° − боевое маневрирование, 69° − полет на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию, кабина рассчитана на двух человек. Управление двойное, экипаж состоит из штурмана и летчика, которые сидят плечом к плечу. Кабина экипажа имеет катапультирующие кресла К-36ДМ.

В самолете установлены два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3, вырабатывающих во время форсажа тягу, равную 2 × 11 500 кгс. Общая емкость топливных баков составляет 11 700 л, на внешней подвеске можно поместить еще два дополнительных бака, по 3000 л каждый. Таким образом, максимальная дальность полета у Су-24 составляет 2850 км.

Носовую часть штурмовика занимает штанга топливоприемника, которая осуществляет воздушную заправку самолета.

В состав оборудования Су-24 входит цифровая бортовая прицельно-навигационная система «Пума», вес которой составляет 837 кг. Бортовое оборудование включает также радиолокационную станцию переднего обзора «Орион» и РЛС «Рельеф», сигнализирующую о возможном столкновении во время низковысотного полета. Последняя отвечает за пилотирование самолета по заданному маршруту, автоматическое отклонение самолета в заданном направлении, возвращение на базовый аэродром и снижение до высоты 40-50 м во время выполнения посадки.

Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Советских (Российских) ВВС стоит на вооружении с 1978 г.

Конструктивная особенность - крыло изменяемой в полете геометрии. Угол стреловидных консолей - 16-68°.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя КБ С. К. Туманского Р-295 тягой по 7850 кг, при работающей форсажной камере - по 11 280 кг.

Тактико-технические характеристики Су-24

    Размах крыла, м 10,0-17,25

    Длина, м 20,0

    Высота, м 6,6

    Площадь крыла, м2 38-49

    Масса пустого самолета, кг 21 00

    Стартовая масса, кг 41 000

    Скорость полета, км/ч 2,2М

    Дальность полета, км 1500

    Потолок, м 16 500

    ТАСС-ДОСЬЕ: 10 октября 2017 года на авиабазе Хмеймим (провинция Латакия, Сирия) фронтовой бомбардировщик Су-24 ВКС России при совершении разгона на взлет для выполнения боевой задачи выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился.

    Экипаж самолета (командир и штурман) не успел катапультироваться и погиб. Разрушений на земле не было. По предварительным данным Минобороны РФ, причиной катастрофы могла стать техническая неисправность машины.

    Су-24 (по кодификации НАТО - Fencer, с англ. "фехтовальщик") - советский, позднее российский сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Первый всепогодный и круглосуточный ударный самолет тактической авиации в Военно-воздушных силах СССР. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.

    Разработан в опытном конструкторском бюро №51 (ныне - филиал ПАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого") в 1960-х годах. Серийно строился в 1971-1993 годах на Дальневосточном машиностроительном заводе (ныне - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина) и Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова. Всего изготовлено около 1,4 тыс. экземпляров. На вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) РФ и морской авиации ВМФ РФ в настоящее время стоят порядка 120 модифицированных Су-24. К 2020 году их планируется заменить на новые тактические бомбардировщики Су-34.

    Также Су-24 находятся на вооружении ВВС Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины.

    История проекта

    После принятия в 1961 году на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7Б были предприняты попытки создать его всепогодную модификацию. Однако установить на этот самолет бортовой прицельный комплекс на базе мощного радиолокатора не удалось, и ОКБ Сухого начало разработку новой машины под шифром С-6 - сверхзвукового маловысотного двухместного бомбардировщика с укороченным взлетом и посадкой.

    В 1964 году шифр был изменен на Т-58М (формально самолет создавался как модификация одноместного истребителя-перехватчика Су-15), в 1965 году шифр сменился на Т-6.

    Опытный экземпляр 2 июля 1967 года поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин. В дальнейшем машина получила более мощные двигатели (два АЛ-21Ф вместо двух основных Р-27Ф-300 и четырех дополнительных РД-36-35), а также крыло изменяемой стреловидности. Первый опытный бомбардировщик (Т-6-2И) с новым крылом совершил полет 17 января 1970 года. Пройдя госиспытания в 1970-1974 годах, самолет был принят на вооружение ВС СССР 4 февраля 1975 года под официальным обозначением Су-24.

    Конструкция и технические характеристики базовой модели

    Конструктивно Су-24 - цельнометаллический высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, оснащенный двумя турбореактивными двигателями с форсажными камерами (АЛ-21Ф-3 производства московского завода "Салют"), боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками, крылом изменяемой в полете геометрии, стреловидным оперением с отклоняемым цельноповоротным стабилизатором и трехопорным шасси, которое убирается в фюзеляж.

    Передние створки ниш основных опор шасси являются одновременно тормозными щитками, самолет также оснащен тормозным парашютом.

    Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек, летчик и штурман размещаются в герметичной кабине друг за другом.

    • Длина самолета - 22,67 м;
    • высота - 5,92 м;
    • размах крыла - от 10,37 м (при стреловидности 16 градусов) до 17,64 (при стреловидности 69 градусов);
    • масса пустого самолета - 21 тыс. 200 кг, нормальная взлетная - 32 тыс. 300 кг, максимальная взлетная - 39 тыс. 700 кг;
    • максимальная скорость полета - 1 тыс. 700 км/ч;
    • боевой радиус действия - 600 км;
    • практический потолок - 11 тыс. м;
    • перегоночная дальность - 3 тыс. 55 км;
    • вооружение и боевая нагрузка - шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм (боезапас - 500 патронов) и до 7 тыс. кг на восьми узлах подвески - бомбы от 100 до 1 тыс. 500 кг, бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов, блоки неуправляемых ракет, управляемые ракеты классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", до трех съемных подвижных установок с пушками. Может нести тактическое ядерное оружие (бомбы).

    Специально для Су-24 создан и в 2008 году принят на вооружение прицельно-навигационный комплекс СВП-24 (разработчик - ЗАО "Гефест и Т", город Жуковский Московской области), модификациями которого могут оснащаться другие самолеты и вертолеты.

    Модификации

    • Су-24 - базовая версия. В отличие от последующих не была оборудована системой дозаправки в воздухе;
    • Су-24М (1976) - модернизированный вариант с расширенным списком вооружения, новым бортовым комплексом обороны "Карпаты", прицельной системой "Кайра", усовершенствованной навигационной системой и пилотажным оборудованием;
    • Су-24МП (1979) - постановщик помех;
    • Су-24МР (1980) - фронтовой разведывательный вариант с комплексом разведки (панорамный фотоаппарат, телекамера "Аист-М", станция инфракрасной разведки "Зима" и др.), без ударного вооружения;
    • Су-24МК экспортная версия, в 1988-1992 годах поставлялась в Алжир, Ливию, Ирак, Иран и Сирию;
    • Су-24М2 (2001) - дальнейшая модернизация бортового оборудования.

    Боевое применение

    Различные модификации Су-24 применялись ВВС СССР и ВВС/ВКС России в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, Грузии и Сирии.

    с крылом изменяемой стреловидности, по классификации НАТО«Fencer» («Фехтовальщик»). Создан для прорыва ПВО противника на предельно низкой высоте с использованием рельефа местности, стал ответом на появление в ВВС США многоцелевого тактического истребителя F-111.

    Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото

    F-111 первый публичный показ опытного образца двухместного многоцелевого бомбардировщика декабрь 1964 г, его характеристики были взяты за основу

    Согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 августа 1965 г, начало отсчета создания самолета-штурмовика Т-58М на базе Су-15, впоследствии разработке присвоили шифр Т-6. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов управляемым оружием, боеприпасами объемного взрыва, а также и ядерными боеприпасами (ядерный фехтовальщик).

    Серийный бомбардировщик Су-24 в стандартной серой окраске советских ВВС с «противоатомным» белым покрытием передних кромок и нижних поверхностей

    Результаты проработок, проведенных в ОКБ-51, показывают, что самолет с крылом изменяемой стреловидности по сравнению с самолетом того же назначения, с той же силовой установкой, но с крылом постоянной стреловидности х=60° будет иметь следующие преимущества.

    • - длина разбега уменьшается на 45%;
    • - длина пробега уменьшается на 40%;
    • - дальность полета на высоте 10-12 км на Ж 1,0 - увеличивается на 38%.
    • - скорость отрыва уменьшается на 26%;
    • - посадочная скорость уменьшается на 26%;
    • - прирост перегрузок у земли на скорости "ООО км/ч при вертикальном порыве 10 м/сек - уменьшается на 30%;

    фронтовой бомбардировщик-разведчик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла

    Таким образом результаты доказывают, что создание многоцелевого самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности обеспечит получение оптимальных технических характеристик на всех режимах полета».

    Демонстрация смешанного варианта вооружения Су-24М, состоящего из обычных и корректируемых авиабомб, ракет Х-31П и блоков НАР Б-13Л

    Вид сверху бомбардировщика Су-24М, перед лобовым стеклом штанга дозаправки в воздухе, 250-кг на подкрыльевом пилоне бомба 0ФАБ-250ШЛ

    Чем же он так хорош - рекордная боевая нагрузка, высокая дальность с возможностью дозаправки в воздухе, позволяют уничтожать цели в любой точке старушки Европы. За свое прямоугольное сечение фюзеляжа первых серий Су-24 получил фронтовое прозвище «сундук» .

    Бомбардировщик Су-24 с двумя подвесными топливными баками

    Первый серийный Су-24 был облетан в декабре 71 года. Запуск Су-24 в крупносерийное производ­ство состоялся в 1972 г, еще до завершения офи­циальных испытаний. Машины строили в кооперации два завода - Новосибирский и Комсомольск-на-Амуре. С 1973 года сушки поступают в строевые части. Летчики (ЦБП, г. Липецк) Центра боевого применения и переучивания летного состава получили их первыми.

    Су-24 ведет огонь по наземной цели неуправляемыми ракетами С-8. Блоки НАР можно было вешать только на крыльевые узлы подвески по соображениям предупреждения помпажа двигателей самолета при пуске ракет

    В условиях насыщенности современной ПВО разнообразными радиотехническими средствами, необходима возможность радиоэлектронного противодействия технике противника. Для эффективных действий ударной авиации, и вопроса ее выживания. Способность ведения радиоэлектронной борьбы в самом широком смысле, подавляя вражеские РЛС, средства связи и системы управления зенитными средствами и истребителями, становилась ключевым условием выполнения боевой задачи.

    Су-24 антенны и блоки РПО «Орион-А» (сверху) и РПС «Рельеф» в носовой части Внизу слева видна рупорная антенна линии радиокомандного наведения ракет «Дельта-НМГ6»

    Су-24 имеет в составе оборудования помеховую аппаратуру, позволявшую осуществлять индивидуальную защиту самолетов. Помимо бортовых систем РЭБ ударных самолетов, для более надежной защиты используются специализированные самолеты-постановщики помех. Самолеты-постановщики, располагающие набором средств РЭБ, являлись много более эффективными при обеспечении прикрытия ударных групп: разнообразная аппаратура позволяла перекрыть рабочие диапазоны радиотехнических средств ПВО, а мощность помеховых станций позволяла надежно «глушить» их работу. Что и было продемонстрировано на новейшем .

    Носовая часть самолета Су-24. Под фюзеляжем видны обтекатели пушечной установки (слева) и киноконтрольного прибора АКС-5-75 (справа)

    Cy-24M выруливает на старт, крыло установлено в положение минимальной стреловидности

    Не знаю с какой аппаратурой на борту, хулиганил наш летчик деморализовав американских моряков, но перечислим системы РЭБ использовавшиеся на самолете от более старых к новым; комплекс помеховой аппарату­ры для индивидуальной и групповой защиты, включая станции «Герань», «Ландыш», «Мимоза» и «Фасоль». Скорее всего самолет был оснащён новейшим комплексом РЭБ «Хибины». Основная задача комплекса - защита самолётов фронтовой авиации от современных управляемых ракет. Защита заключается не в банальном уклонении от выпущенных ракет: «Хибины» позволяют сделать так, чтобы противник вообще не мог их выпустить (!). Но и это скорее всего не так, наверняка было что то другое, а что это ВОПРОС . Более подробно про инцидент смотрим тут =>> . Для понятия мощности установок, приведем для примера такой показатель как система жидкостного охлаждения «Ландыша» (использовался с 80-ых годов), теплоно­ситель - 160 литров этилового спирта (!), сравни с 10 литрами у своей легковушки. Но мощностные возможности эсминца и нашей сушки просто несопастовимы, наверняка было что то другое.

    Залповый сброс 250-кг авиабомб ФАБ- 250М-54 с МБД бомбардировщика Су-24

    Разведчик Су-24МР крыло установлено в положение 45, скорость 800 км-ч, высота 200 м

    российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото Су-24М, с полностью открытым фонарем кабины

    Розжиг форсажей двигателей разведчика Су-24МР 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова III степени разведывательного авиаполка

    Активно был задействован в боевых действиях вАфганистане - 1984 год Панджшерская операция, и при выводе ограниченного контингента советских войск из Афгана. Что характерно Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото , аэродромы базирования территориально находились в СССР. Всепогодность и огневая мощь, отличная живучесть, только Су 24 из фронтовой авиации, способен применять полуторатонные фугасы особой мощности. Су-24 успели доказать свои неоспоримые преимущества: бомбардировщик по боевой нагрузке более чем вдвое превосходил все остальные самолеты фронтовой авиации, «без напряга» поднимая до 7000 кг бомб, имел завидную дальность полета до 2000 км и обладал совершенной прицельно-навигационной системой (ПНС), незаменимой при работе по дальним целям.

    Су-24М с боевой нагрузкой из шести осколочно- фугасных бомб 0ФАБ-250ШЛ

    Двадцать четвертые сушки отметились в двух Чеченских компаниях, в Ливии, Таджикистане, Сирии и в «принуждении Грузии к миру».

    С использованием многозамковых балочных держателей самолет мог нести до 34 бомб 100-кг калибра или 18 бомб калибра 250 кг

    Продолжительное время Су-24 строились исключи­тельно для отечественных ВВС и не предлагались на экспорт. Причинами тому были высокая потребность в бомбардировщиках собственной авиации в сочета­нии с секретностью изделия, оснащенного самым современным оборудованием и вооружением, доверять которые не слишком последовательным зарубежным партнерам представлялось неразумным. Само на­личие Су-24 на вооружении советских ВВС вплоть до начала 80-х годов являлось гостайной, из-за чего даже изображение самолета не появлялось в наших СМИ. Первые снимки мелькнули на страницах печати в 1981 году. Наиболее перспективными являлись заказчики из числа арабских государств-«нефтяников». Союзники по Варшавскому договору переживали те же эконо­мические затруднения, крайне прижимисто выделяя деньги на военные статьи бюджета и воздерживаясь от заказа новой и тем более столь дорогостоящей военной техники. Иное дело восточные страны, где избыток средств удачно сочетался с потребностью в самом современном оружии. Разрабатываемая на базе Су-24М машина полу­чила обозначение Су-24МК (от «коммерческий», т.е. предлагаемый на продажу).

    Алжирский Су-24МК на аэродроме

    в ходе испытаний изменилась эмблема ОКБ на борту самолета, вместо привычного «крылатого лучника» трансформировавшись в угловатою схему

    Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото . Более чем обоснованный интерес к модернизации Су-24 проявляло и военное руководство. Становилось все более очевидным, что надежды на скорое получение откла­дываются и недавние планы «иметь к началу 2000-х годов два полка на новых бомбардировщиках», озву­ченные Главкомом ВВС, имеют мало шансов на реа­лизацию.

    К 2020 ГОДУ ВСЕ 24 СУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПИСАНЫ

    Фронтовой бомбардировщик су 24 именно на смену ему идет СУ 34 На смену бомбардировщикам Су-24 в ВВС РФ приходят самолеты Су-34, тем не менее, списывать двадцать четвертые со счетов еще рано. Карьера замечательного самолета далека от завершения

    Су 34 под фюзеляжем дополнительный топливный бак на три тонны

    Озабоченные положением дел с оснащени­ем ВВС новой техникой, военные пришли к мнению о целесообразности доработки имеющихся Су-24. Свою роль сыграл опыт Чеченской кампании, в ходе которой выявилась слабая эффективность бомбар­дировщиков при нанесении ударов в сложных метео­условиях, обычных для тамошней обстановки, когда отсутствие визуальной видимости целей сводило результативность бомбометания до крайне низкой.

    Су-24М с системой управления вооружением СУВ-24 разработки компании «Гефест и Т»

    1. Су-24. Первый серийный вариант фронтового бомбардировщика .
    2. Су-24М . Внешне от Су-24 отличается удлиненной носовой частью фюзеляжа с новым обтекателем РЛС, в вершине которого смонтирована длинная штанга ПВД. У Су-24М обновлен состав бортового оборудования, расширена номенклатура авиационных средств поражения. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, штанга топливоприемника смонтирована перед козырьком фонаря кабины. Первый полет выполнил 24 июня 1977 года.
    3. Су-24МК. Экспортный («К» - коммерческий) вариант бомбардировщика Су-24М. Су-24МК экспортировались в Сирию, Ливию, Иран и Алжир. В 1991 году все самолеты ВВС Ирака без потерь перелетели в Иран, Иран Ираку вернул не все бомбардировщики. Кроме того, несколько Су-24М были закуплены Ираном в России. Из состава вооружения исключили специальное бомбардировочное и всю арматуру управления ядерным оружием, а управляемым воору­жением самолет комплектовался в зависимости от договоренно­стей с конкретным инозаказчиком. В остальном самолет практически сохранял характеристики и боевые возможности отечественного об­разца.
    4. Су-24МР . Самолет для ведения комплексной тактической разведки; первая в СССР машина, способная вести видовую, радиотехническую и радиационную разведку. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
    5. Су-24МП . Постановщик помех, построено порядка двадцати самолетов, часть из которых после распада СССР осталась на Украине.
    6. Су-24М2 . Вариант Су-24М2 разработан в ОКБ им. П.О. Сухого, на самолете обновлен состав БРЭО и приборного оборудования кабины, повышена боевая эффективность самолета. В 2005 году МО РФ заключило контракт на модернизацию 32 машин Су-24М в Су-24М2. Контракт выполнен, самолеты Су-24М2 состоят на вооружении ВВС РФ. Первой машиной, доработанной по образцу Су-24М2, стал самолет № 1041643. Видимыми отли­чительными приметами модернизированной маши­ны, помимо заметного БИ СОИ в кабине перед летчи­ком и ЖК-экрана у штурмана, стала антенна А-737 на гроте за кабиной. За ним последовали еще пять ма­шин, в начале 2004 года переданных Липецкому 4-му ЦБП. В конце 2005 года был заключен контракт на до­работку 30 самолетов по образцу Су-24М2. Поставка модернизированных Су-24М2 строевым частям ВВС началась осенью 2007 года, когда первые шесть са­молетов получил 302-й бомбардировочный полк в дальневосточной Переяславке.
    7. Су-24 СВП-24 . Вариант Су-24 СВП-24 создан ЗАО «ГЕФЕСТ и Т», а не головным разработчиком, что для современной России уникально. На самолете полностью заменено вычислительное оборудование, выполнен ряд других доработок БРЭО. Значительно повышены точность самолетовождения и бомбометания, в частности точность нанесения ударов обычными бомбами сопоставима с точностью бомбометания боеприпасами с коррекцией по GPS. Доработку в Су-24 СВП-24 возможно проводить непосредственно в строевых частях. После успешного применения Су-24 СВП-24 в «пятидневной войне» 2008 года с Грузией ВВС РФ заказана модернизация в Су-24 СВП-24 ограниченного количества бомбардировщиков; самолеты состоят на вооружении строевых частей ВВС. Однако последующий ход дел привел к тому, что их числа не хватило даже на комплектование одной эскадрильи. В вариант Су-24 СВП (не в полном объеме) модернизированы Су-24МК ВВС Алжира.

    варианты раскрасок и принадлежность к авиаполкам ВВС

    варианты камуфляжа и модификации российского фронтового бомбардировщика разведчика Су-24

    Кабина и носовая часть фюзеляжа бомбардировщика Су-24М на борту фюзеляжа изображена эмблема бомбардировочной эскадрильи

    шаги направленные на модернизацию самолета

    • НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
      В полной мере реализовать заложенный в Су-24 потенциал так и не удалось, в большей степени по причине известных событий 1990-х годов. В конце 1980-х в ОКБ велись работы по Су-24БМ («Большая Модернизация») увеличенных размеров с новыми двигателями и бортовым оборудованием, внутренним отсеком вооружения. От Су-24БМ отказались в пользу создания фронтового бомбардировщика нового поколения Т-60, который так и не был построен.

    Модель одного из вариантов Су-24БМ. В хвостовой части самолета видна дистанционно управляемая пушечная установка

    • В 1990-е годы велись работы по Су-24ММ («Малая Модернизация»), но работы также были свернуты. На Су-24ММ планировалась установка двухконтурных двигателей АЛ-31Ф от Су-27 и из-за большего, чем у АЛ-21Ф расхода топлива, предлагалось оборудовать за кабиной третий воздухозаборник двигателей. Проект не вышел из «бумажной» стадии.


    Декларация по УСН