Многоцелевой истребитель су 30. Чем вооружен новый самолет? Чем новая машина отличается от своего предшественника

В наши дни истребители Су-30МКИ стали символом, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники. Сегодня среди явных успехов российской авиапромышленности и по оценке доброжелателей, и по оценке оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же число положительных отзывов. В конце 2008 года, после того как были обнародованы результаты американо-французско-индийских учений Red Flag, британский авиационный журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди F-22, Су-30МКИ и F-15. Решение читателей одного из наиболее авторитетных изданий мира оказалось довольно неожиданным. За российский Су-30МКИ отдали свои голоса 59% опрошенных, за американский самолет 5-го поколения F-22 – 37%, а за F-15 – всего 4%.

Доля в военном экспорте


Ценность столь высоких оценок «общественной экспертизы» возрастает на фоне того, что речь идет об истребителе, который на мировых рынках конкурирует с наиболее передовой продукцией США и стран Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие привлекательные рынки, как Индия, Алжир, Малайзия, запрещенных приемов не существует. Малейшие логистические и технические недостатки сразу же превращаются в устах конкурентов в неискоренимые пороки. Несмотря на это, уровень критики в адрес российского Су-30МКИ не превышает «естественного» фона, а самолет продолжает успешно продаваться.

Материальные результаты программы Су-30МКИ могут вызывать лишь уважение. Количество законтрактованных истребителей приближается к 330, при этом число поставленных машин – превышает 230. Помимо этого в настоящее время положительно решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсирования расширения гособоронзаказа Россией объем производства самолетов данного семейства может по самым минимальным оценкам составить порядка 400 истребителей.

Примечателен и тот факт, что в последние годы поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают практически каждый 6-й доллар, который приходит в Россию по линии экспорта военной продукции. Для относительно компактной НПК «Иркут» – это достаточно серьезный результат.

Су-30МКИ создания

Истребитель Су-30МКИ был создан на базе Су-27УБ, серийно производится в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Самолет Су-30МКИ представляет собой двухместный высокоманевренный истребитель, который предназначен для завоевания господства в воздухе, поражения наземных и надводных целей при помощи управляемых и неуправляемых ракет, с возможностью обеспечения действий в составе группы.

Переговоры по вопросу поставок истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ «Сухой» истребителя для индийских ВВС на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по проекту был назначен А. Ф. Барковский. Уже 30 ноября 1996 года стороны подписали межгосударственный контракт на поэтапную поставку ВВС Индии 8 истребителей Су-30К и 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Самолеты должны были быть поставлены Индии несколькими партиями, с последовательным наращиванием БРЭО, вооружения и силовой установки. Головными исполнителями данного контракта были определены: в части создания самолета ОКБ «Сухого», в части производства истребителя – Иркутское авиационное производственное объединение.


Строительство 2-х первых опытных истребителей велось в ОКБ в 1995-1998 годах. Первый опытный самолет Су-30И-1, который был доработан на базе серийного Су-30, был построен весной 1997 года. Машина поднялась в воздух 1 июля 1997 года, управлял ей летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов. С июля 1997 года в ОКБ «Сухой» приступили к выполнению совместных с ГЛИЦ ВВС программ испытаний истребителя. Серийное производство новой машины было развернуто в Иркутске с 2000 года. Первый предсерийный истребитель был облетан на заводе Аверьяновым 26 ноября 2000 года. 3 первых предсерийных Су-30МКИ были переданы ОКБ и наряду с опытными самолетами приняли участие в программе испытаний.

В соответствии с условиями заключенного договора, поставки и испытания самолетов Су-30МКИ велись в 3 этапа. Поставки заказчику первой партии из 10 истребителей Су-30МКИ состоялись в 2002 году, второй партии из 12 машины – в 2003 году. К 2004 году истребителями Су-30К и Су-30МКИ были перевооружены 2-е эскадрильи индийских ВВС.

Основные отличительные особенности истребителей Су-30МКИ:

Впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (АЛ-31ФП созданный в НТЦ им. А. Люльки), а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности;

Впервые в практике ОКБ на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;

Впервые в мире на серийной машине была установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» созданная НИИ приборостроения). Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки;

Номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.


Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может уничтожать наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого на тактической и оперативной глубине. В то же время использование открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования позволяет значительно расширить арсенал используемых вооружений.

Первые победы Су-30МКИ

Наиболее важным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ, а также его вариантов, по мнению большого числа экспертов, стали результаты международных учений, в которых многократно принимал участие данный самолет. Практика проведения данных учений появилась в 2004 году, когда в них приняли участие самолеты Су-30К, предназначенные в основном для завоевания превосходства в воздухе. Некоторое количество таких истребителей, имеющих традиционный для ранних Су-27/Су-30 радар Н001, были проданы Индии в 1997 году. Несмотря на то, что данные самолеты обладали ограниченными возможностями и существенно уступали по своим ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда данной машине удалось показать на практике свою высокую эффективность. Командование индийских ВВС решило, что уровень подготовки летчиков 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнования с американскими пилотами. Речь идет об учениях под названием Cope India-2004, в которых США представляли истребители F-15C.

Результаты данных учений стали обескураживающими для поклонников американских истребителей. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был предполагаем, так как аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало ни у кого сомнений. Но в то же время индийские пилоты оказались сильнее и в воздушных боях на средней дистанции. Летчики, используя возможностями РЛС Н001, обладали преимуществом при отыгрыше пуска УР (управляемых ракет) средней дальности в режиме их наведения на несколько разных целей одновременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания учений в США снова активизировались сторонники дальнейшего развития программы по истребителю F-22, который, по мнению экспертов, может соперничать с новыми истребителями российского производства.


В том же 2004 году индийские истребители провели ряд учебных воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура. Во время учений Sindex-2004 отрабатывались схватки как одиночных истребителей, так и бои «5 на 5». Стороны договорились не комментировать результаты данных воздушных боев из-за щепетильности темы. Индийцев интересовал потенциал F-16, приобретенных Пакистаном, а сингапурцев реальные возможности Су-30, которые поступают в страны Юго-Восточной Азии.

В следующем, 2005 году, спарринг-партнером Су-30К стали уже французские истребители из состава смешанного отряда в составе Mirage-2000C, Mirage-2000-5 и Mirage-2000N. Учебные воздушные бои проводились в рамках учений Garuda-II. ВВС Франции и Индии отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, а также решали задачи сопровождения самолетов ДРЛОиУ и обеспечения ПВО. За 8 дней учений самолеты провели 162 вылета, из них 74 было произведено индийскими Су-30К, общий налет индийских летчиков составил 200 часов. По сведениям французских источников, при выполнении перехватов Су-30К превосходили Mirage-2000С и незначительно уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5, оснащенному РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победу праздновали индийские летчики.

Неоспоримое превосходство

Международный дебют истребителей Су-30МКИ прошел во время учений Cope India-2005. В рамках данных учений самолеты приняли участие в имитации одиночного и группового воздушного боя, а также вылетах на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для индийских истребителей выступили F-16C/D американских ВВС. Наиболее интересным аспектом тех учений был состав соревнующихся «команд» двух стран. Индийскую сторону представляли лишь самолеты Су-30МКИ, тогда как истребители F-16 обладали информационной поддержкой со стороны самолетов ДРЛОиУ E-3. При этом принято считать, что наличие фактора AWACS обеспечивает сегодня победу в воздушных боях. Несмотря на это соотношение побед оказалось почти равным, в основном в этом была заслуга радара Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой (ФАР).


Менее известны итоги индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых приняли участие истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3 и истребители Су-30МКИ. Стороны договорились между собой не разглашать результаты воздушных боев, но, по словам британских летчиков, которым была предоставлена возможность самостоятельного пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель по своим боевым возможностям существенно превосходит их машины.

Особое внимание многофункциональный истребитель Су-30МКИ привлек во время проведения учений Red Flag-2008, которые прошли на территории США. Участниками учений стали США, Индия, Южная Корея и Франция. Вылет группы самолетов из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на авиабазу «Маунтин-Хоум» в штате Айдахо – 17 июля. Полет осуществлялся с проведением посадок в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Из соображений секретности командование индийских ВВС запретило своим пилотам применять бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (было разрешено применять только некоторые тренировочные), использовать дипольные отражатели, включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (пилотам было разрешено использовать лишь голосовую связь). В рамках учений Red Flag-2008, многофункциональные истребители Су-30МКИ решали задачи по сопровождению ударных групп с ведением воздушных боев с истребителями F-15C и F-16, поражению наземных целей, огневому подавлению системы ПВО условного противника.

По результатам выполнения условных боевых задач различными вариантами самолетов западного производства, США вынуждены были признать, что в ходе учений истребители Су-30МКИ доказали, что они превосходят основной американский тяжелый истребитель F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.


Следующим успехом ВВС Индии и российских самолетов стали международные учения Garuda-IV. На этих учениям российским Су-30МКИ противостояли европейские истребители Mirage-2000 и Rafale. В ходе проведения данных учений была осуществлена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – еще 100 вылетов. В ходе ведения ближнего и дальнего воздушного боев, вылета на перехват воздушного противника, и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ показали полное превосходство над европейскими истребителями.

На сегодняшний день истребители Су-30МКИ на практике демонстрируют способность добиваться побед в воздушных боях с любыми истребителями, относящимися к поколениям «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности истребителя позволяют ему компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛОиУ, высокий уровень боевой подготовки натовских пилотов, а также их реальный боевой опыт, который они получили в военных конфликтах ближайших десятилетий.

Источники информации:
http://www.irkut.com/ru/services/production/SU30MK/
http://www.sukhoi.org/planes/military/su30mk/history/
http://vpk-news.ru/articles/12637

В модельном ряду советской реактивной истребительной авиации достойное место занимает самолет Су 30СМ. Несмотря на свой почтенный возраст (машина создавалась в конце 80-х годов XX столетия), тридцатая сушка и сегодня считается зрелой, современной и боеспособной машиной. По всем своим летным и военно-техническим характеристикам новейший российский самолет считается истребителем поколения 4+, способным достойно противостоять любому потенциальному противнику в воздухе.

Предыстория создания самолета

В связи с увеличением театра потенциальных военных действий, связанным с расширением военного присутствия блока НАТО, в СССР остро назрела необходимость иметь боевой самолет, способный работать на больших расстояниях. Огромная протяженность государственной границы и слаборазвитая аэродромная сеть в Средней Азии и на Дальнем Востоке не позволяли частям ПВО страны эффективно препятствовать проникновению в воздушное пространство нарушителей. Имеющиеся на оснащении частей войск Противовоздушной обороны новые истребители – перехватчики Су-27 хоть и считались превосходными боевыми машинами, однако мало были приспособлены для ведения длительного патрулирования советских воздушных рубежей.

Следует отметить, что уровень технической оснащенности военных самолетов IV поколения, к которым относился «двадцать седьмой Сухой» значительно увеличил физическую и психологическую нагрузку на пилотов. В одиночку, в условиях долгого пребывания в воздухе, пилоты не моли полноценно использовать возможности радиолокационного бортового электронного оборудования. Это непременно сказывалось на боеспособности авиационной техники, особенно когда допускалась эксплуатация современных машин в боевой обстановке. Даже высокий профессионализм летчиков не позволял полностью раскрыть боевой потенциал новой техники, не говоря уже о совершенстве летного мастерства.

По мнению пилотов строевых частей, решить проблему могло присутствие в составе экипажа воздушного судна второго пилота. Такой тандем сразу бы увеличил боевую эффективность реактивного самолета. В боевой обстановке, когда требуется одновременно осуществлять многочисленные действия, связанные с управлением воздушного корабля, второй пилот решал бы задачи анализа боевой ситуации и воздушной обстановки в целом. Тем более, при длительных полетах присутствие второго члена экипажа становилось весьма уместным как с психологической точки зрения, так и в плане повышения безопасности управления самолетом.

Как часто случается в подобных ситуациях, решение проблемы оказалось на поверхности. Имеющаяся в строевых частях ВВС и ПВО двухместная версия самолета Су-27 на практике показала, что двухместный вариант машины сумеет справиться с поставленными задачами. К тому же учебный самолет практически ничем не уступал по летно-техническим характеристикам одноместным боевым машинам, оставалось придать идее двухместного боевого перехватчика четкие очертания. Работы по созданию новой машины начались в ОКБ Сухого еще в середине 80-х годов на базе учебно-тренировочного самолета Су-27УБ. В течение двух лет активная работа по многим направлениям дала свои результаты. В 1988 году на бетонку Иркутского авиационного завода, где собирались Су-27, выкатилась первая опытно-экспериментальная машина с индексом Т-10У-5 и с заводским номером 01-02 на борту. На следующий год в воздух поднялась вторая опытная машина Т-10У-6. В конечном итоге обе машины стали прототипами будущего истребителя Су-30МС.

Почти полное внешнее сходство новой машины с учебным самолетом Су-27УБ, идентичная аэродинамическая компоновка и та же силовая установка позволяли сразу приступить к серийному производству нового боевого истребителя. Этому способствовала и высокая надежность учебной версии «двадцать седьмого» в эксплуатации. В течение двух последующих лет продолжалась доработка отдельных узлов машины, доводка опытных изделий в соответствии с заводскими требованиями. Решение о начале серийного производства самолета под обозначением Су-30 было принято уже после развала Советского Союза, в 1991 году. Спустя полгода, в апреле 1992 года в воздух поднялась первая серийная машина — многоцелевой истребитель поколения IV+ Су-30.

История с новым самолетом для ВВС и ПВО новой России

Испытания, которые выпали на долю советского оборонного комплекса в связи с развалом СССР, похоронили многие перспективные проекты в области современного вооружения. Однако в ситуации с самолетом Су-30 важную роль сыграло начало серийного выпуска перспективной машины. Серийное производство при условии недостаточного финансирования со стороны оборонного ведомства медленно, но продвигалось. Однако говорить о масштабном поступлении новых истребителей в строевые части не приходилось. Чтобы исправить сложную ситуацию, КБ Сухого по собственной инициативе приступило к разработке экспортного варианта российского истребителя. Возможность выхода на международный рынок вооружений могла не только спасти тяжелое экономическое положение головного предприятия, но и по возможности обеспечить перспективной машине достойное будущее.

Итогом работы авиаконструктора КБ и специалистов ИАПО стала модернизированная версия самолета Су-30МК (модернизированная, коммерческая), рассчитанная для поставки зарубежным заказчикам. Это был практически тот же двухместный истребитель Су-30 только с увеличенными боевыми возможностями. Количество точек подвески увеличилось, что соответственно привело к увеличению боевой нагрузки машины с 4 до 8 тонн. Масса истребителя в снаряженном состоянии превысила отметку в 38 тонн. Модернизация коснулась аэродинамических узлов машины и силовой установки. Моторесурс двух двигателей АЛ-31Ф увеличили с 900 часов до 1500. Модернизированную машину планировалось поставлять для нужд индийских ВВС, с последующей организацией производства и сборки самолетов на индийских заводах. После длительных и трудных переговоров в 1996 году был подписан контракт на поставку для ВВС Индии 40 истребителей СУ-30МК. По условиям контракта поставка осуществлялась в течение последующих пяти лет, с постоянным увеличением боевых возможностей самолетов и их ТТХ.

В течение последующих 7 лет Иркутские авиастроители работали над индийским заказом, собирая готовые самолеты и создавая материально-технический ресурс для последующего обслуживания новой техники. Прекрасные летно-технические характеристики машины позволили российским авиастроителям создать на базе индийской версии самолета еще и другие, локальные модификации. Самолет Су-30МК в разных вариантах исполнения поставлялся для ВВС НОАК, Вьетнама и для военно-воздушных сил Венесуэлы. Всего с момента начала выпуска этой машины, зарубежным заказчикам было передано в рамках действующих контрактов более 500 истребителей Су-30МК.

Несмотря на довольно успешную судьбу машины в экспортном варианте исполнения, в конструкторском бюро Сухого не оставляли попыток привлечь внимание отечественного оборонного ведомства к своему детищу. Работы в этом направлении велись с учетом жестких требований в отношении авионики самолета и его электронной начинки. По завершению проектных работ на обозрение представителям Министерства Обороны РФ была представлена домашняя версия самолета Су-30, получившая индекс СМ. Конструкция этого самолета вобрала в себя все самые лучшие и передовые наработки, опробованные на экспортных модификациях. Новый российский истребитель Су 30СМ выполнен в контексте идеологии многоцелевого самолета нового поколения. Машина способна индивидуально вести воздушный бой на большом удалении от точки базирования, осуществлять штурмовые удары по наземным целям, действовать в одиночку и в составе группы.

Отличительной особенностью нового самолета является возможность осуществлять управление другими воздушными судами, действующими в составе группы. Для длительного пребывания в воздухе воздушное судно оснащено системой дозаправки в воздухе.

Особенности конструкции истребителя Су 30СМ

Новая версия тридцатой сушки представляет собой двухместный истребитель. Экипаж машины — тандем двух пилотов, расположившихся друг за другом в удлиненной кабине. Кабина на новом самолете Су 30СМ является аналогом кабины экспортного варианта машины с той разницей, что в ней место для второго летчика технически дублирует место первого пилота. Электронное оборудование кабины полностью интегрировано с бортовой радиолокационной станцией. На самолете установлена развитая система связи, обеспечивающаяся не только постоянный контакт борта с землей, но и эффективное управление группой самолетов, действующих в одном ключе.

По своим летным и техническим характеристикам тридцатая сушка далеко обогнала свои аналоги, созданные за рубежом. Высокая аэродинамическая культура в сочетании с мощными двигателями обеспечили машине уникальную маневренность в воздухе. Машина выполнена по схеме «триплан», с добавлением к основной конструкции переднего горизонтального оперения. Эта деталь позволила увеличить подъемную силу у самолета и устойчивость машины при полете на больших углах атаки.

Силовая установка истребителя Су 30СМ представлена двумя отечественными двигателям АЛ-31ФП. Установка двигателей имеет одну интересную особенность – оси обеих двигателей расположены под углом 32° друг другу. Другими словами, сопла турбореактивных двигателей несимметричны, что позволяет во время полета осуществлять управление вектором тяги. Сопла на двигателях живут своей жизнью и могут отклоняться в заданном направлении независимо от положения горизонтальных рулей. Весомый вклад в повышение маневренности летательного аппарата добавляют система дистанционного электронного управления и интегральная схема аэродинамической компоновки.

Отдельного внимания заслуживает радиолокационное оборудование машины. На самолете имеется прицельный комплекс, способный одновременно вести контроль над 15 воздушными целями. Технические возможности комплекса позволяют одновременно атаковать 4 воздушные цели. Боевые возможности истребителя увеличились за счет установки дополнительной лазерной и инфракрасной прицельной аппаратуры, которая закольцована на нашлемной системе целеуказания. Помимо того, что стекло на шлеме пилотов представляет собой интегральный живой дисплей, лобовое стекло фонаря имеет многофункциональные индикаторы. Все это обеспечивает экипажу машины широкий диапазон осведомленности о состоянии ситуации в воздухе.

Все машины, выпускаемые для оснащения российских ВКС, оснащаются оптико-электронным и прицельно-навигационным комплексом, действующим совместно с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. Благодаря этому оборудованию, самолет может практически вслепую выйти в заданный район и атаковать цели в любое время суток. Навигационная система рассчитана на индивидуальный полет в автоматизированном режиме и на обеспечение необходимой полетной информацией группы машин. Основные тактико-технические характеристики машины следующие:

  • боевая масса – 34 тонны;
  • максимальная дальность полета 3000 км;
  • практический потолок более 17 тыс. метров;
  • максимальная скорость более 2000 км/ч.

По составу вооружений, российская машина Су 30СМ превосходит все отечественные машины, стоящие на вооружении Военно-Космических Сил России. Допустимая боевая нагрузка составляет 8000 кг, которая включает все виды и средства современных вооружений, используемых для поражения воздушных, наземных и надводных целей. В комплекс вооружений входят:

  • автоматическая 30-мм пушка ГШ-30-1;
  • ракеты класса «воздух-воздух» (6 шт.);
  • неуправляемые авиационные ракеты;
  • авиационные бомбы в обычном исполнении 250, 500 кг.

В таком боевом оснащении самолет Су-30СМ способен решать целый комплекс боевых задач. Огромная дальность полета и мощное, разнообразное вооружение делают эту машину грозной силой на любом театре военных действий.

Новая история российского многоцелевого самолета Су 30СМ

После того, как в 2012 году корпорацией «Иркут» и Министерством обороны РВ был заключен контракт на поставку для ВКС 30 машин Су 30СМ, для самолета началась новая история. Поставка новейших истребителей поколения 4+ должна была осуществляться в течение последующих 3-х лет. Первую серийную машину, изготовленную в стенде Иркутского авиационного завода, в сентябре того же года подняли в воздух. В ноябре 2012 года первые два самолета Су-30СМ были переданы строевым частям ВКС Российской Федерации.

В дальнейшем планируется увеличить заказ до 50 машин. До 2018 года части ВКС и ВМФ России должны пополниться еще двумя десятками машин, которые будут постепенно заменять устаревшие модификации истребителей Су-27.

Из переданных в рамках заказа МО машин основная часть поступила на оснащение частей ВМФ России. Всего, по последним данным на декабрь 2017 года, в составе авиационных частей ВКС России и ВМФ находилось 32 машины Су 30СМ. Часть машин в составе авиационной группы ВКС принимает участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики. В задачу летчиков входит обнаружение наземных целей, сопровождение бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 для нанесения ударов по наземной инфраструктуре террористических группировок на территории Сирии.

Превосходные летно-технические характеристики нового самолета позволяют российским пилотам действовать с максимальной отдачей. Наличие на борту самолетов Су 30СМ мощного радиолокационного оборудования обеспечивает российской боевой авиации эффективное действие в составе группы.

Тяжёлый истребитель Су-30СМ – универсальные возможности российской авиации.

На случай полномасштабной войны армия нуждается в массовом вооружении. Универсальным оружием авиации является тяжёлый истребитель Су-30, заменивший Су-27.

История Су-30

Война во Вьетнаме послужила толчком к созданию в США истребителя F-15 и F-16. Программу начали с 1965 г. По результатам воздушных боёв, американский истребитель F-4 выигрывал бои на дальних и средних дистанциях, но проигрывал ближний бой вьетнамцам, летавшим на лёгком истребителе МиГ-21. Это были самолёты 2-го поколения, а 3-го уже были разработаны к началу 70-х с примерно одинаковыми характеристиками: Миг-23 (СССР), «Мираж F.1» (Франция) и «Вигген J37» (Швеция). Было решено создавать на перспективу 4-е поколение «Фантомов», схожих по аэродинамической компоновке с лучшим на то время истребителем МиГ-25. В СССР взялись за создание «анти F-15». Над созданием ПФИ (перспективного фронтового истребителя) трудились три КБ (П.О. Сухого, А.И. Микояна и А.С. Яковлева). Результаты работы: Су-27 и Миг-29.

Российская авиация после распада СССР не переставала развиваться. В 1993 г. на помощь пришла Индия, инвестировав значительные суммы денег в ОПК России. Был подписан контракт на создание модернизированного истребителя для Индии на базе первой серийной модели Су-30. Индийцы – самый требовательный покупатель, они купят только лучшее оружие с приставкой «самый». С 1997-го года наш традиционный партнёр был удовлетворён новыми характеристиками самолёта и начал приобретать для себя серийную версию Су-30МКИ (Модернизированный Коммерческий Индийский), максимально приближенный к Су-30СМ. Примеру Индии последовали Китай, Малайзия, Алжир, Вьетнам, Венесуэла и Казахстан (в русской версии).

Его предшественники Су-27М с ПГО (передним горизонтальным оперением) и Су-ПУ (пилот и командир группы). На создание широких возможностей ушли долгие годы труда не одного поколения, существует множество модификаций Су-30. Последняя разработка КБ «Сухого» Су-30СМ завершила эру самолётов 4-го поколения и с 2012г. поступает на вооружение Российской Армии. Самолёт воплотил в себе труды конструкторов 1969 – 2012 гг.


Конструкция

Хорошая наследственность от Су-27 позволила почти не менять конструкцию для Су-30. Путём экспериментов была выбрана интегральная схема компоновки, где фюзеляж соединялся с крыльями и гондолами двигателей плавным наплывом. Требовалось установить топливный бак на 9 т керосина (на Су-30СМ 9,64 т), мощную РЛС (радиолокационную станцию) для дальнего обнаружения, большую бомбовую и ракетную нагрузку. Конструкция получалась тяжёлой и громоздкой. Композитные материалы (углепластик) были нестабильны, поэтому их применили только в обтекателях (чтобы не передавать высокую температуру другим узлам самолёта). Конструкторы использовали титан, облегчивший общий вес на 30%, прочный и лёгкий металл выдерживающий температуру 4300 С.

Для лучшей маневренности в середине 90-х вновь установлены ПГО (по заказу Индии). Переднее шасси усилено для поперечной устойчивости вторым колесом (разработка конца 80-х). От Су-27ПУ остались кабина на 2 пилота (лётчик-истребитель для управления и ведения ближнего боя и командир группы, ведущий бой на дальнем расстоянии всеми самолётами). Двигатели вынесены назад и отделены друг от друга (при повреждении одного можно лететь на втором), между ними контейнер для тормозного парашюта. В Су-30СМ двигатели АЛ-31ФП установлены под углом к центральной оси, в плоскости поворота отклонение на 320, а отклонение их при управлении 150. У предшественников было вертикальное отклонение, а теперь появилась маневренность и в горизонтальной плоскости. Это главное улучшение для маневренности.

Автоматика и радиоэлектроника

В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.

В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

class="eliadunit">

Технические характеристики

  • Длина - 21900
  • Высота - 6360
  • Размах крыла - 14700
  • Площадь крыла - 6,36 м.кв.
  • Масса пустого - 18800
  • Нормальная взлетная масса - 24900
  • Максимальная взлетная масса - 38800
  • Запас топлива - 9640 кг
  • Максимальная перегрузка - 9G

Двигатель

  • 2хТРДДФ АЛ-31ФП
  • Максимальная тяга - 2х7770
  • Максимальная тяга на форсаже - 2х12500
  • Угол отклонения вектора тяги - 16 градусов (20 в плоскости)

Летные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте - 1,96М (2350 км/ч)
  • Максимальная скорость у земли - 1,19М (1350 км/ч)
  • Боевая дальность - 1500 км
  • Максимальная перегоночная дальность без ПТБ - 3000 км
  • Практический потолок - 17300м
  • Скорость набора высоты - 230 м/с
  • Длина разбега/пробега - 550м / 750м

Маневренность

Маневренность – это конёк для «Сухих». «Кобрирование» (скольжение на хвосте) для выбора угла атаки, было заложено конструкторской мыслью ещё при создании первой модели 1972 г.. А с разработкой в 1982 г. ПГО, это стало легко выполнимо в 1985 г.. «Колокол» пилоты выполняют на самолётах марки Су с 1977 г., зависнув вертикально, исчезают с системы наведения управляемых ракет (неподвижная точка на радаре). Эти элементы доступны самолётам США, Франции, Швеции и Англии только с 2000-х. За счёт возможностей двигателя и ПГО самолёт делает «Столб», уходя резко вверх от преследования ракеты или самолёта, способен развернутся на хвосте «Петля Фролова» и атаковать преследователя. Сложный элемент «Хук» наносит удар в бок противнику, делая аэродинамическое притормаживание на вираже.

Разворот на 900 и резкая смена положения в противоположную сторону выполняются без усилий пилота. Машина сбалансирована так, что при помощи автоматики вернёт себя в горизонтальное положение. Начиная с Су-30МКИ используется приём «Штопор», смертельный для неманевренных типов машин, снижаясь по спирали вниз (падение листа), «Сухой» планирует на 3600 вокруг вертикальной оси, обстреливая облетающую его жертву. Все эти элементы современного ближнего боя созданы на русском (советском) самолёте, который создан для боевых манёвров. С дозаправкой в воздухе можно преодолеть расстояние 8 – 10 км. На форсаже двигатель способен выдерживать высокие температуры 30 мин. Скорость на высоте 17 500м - 2350 км/ч, не самая большая. Высота на пределе не имеет значения для машины с любым углом атаки по тангажу, рысканию или накренению («Кобра Пугачёва» 1200 по вертикали).

Вооружённость

Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ несёт массу до 8 т на 12-ти подвесных точках. В зависимости от комплектации может выполнить функцию бомбардировщика с самостоятельной защитой себя от истребителей. Ракеты воздух-воздух Р-27Р1(ЭР1) увеличенной дальности 130 км (по истребителю до 62,5 км), достигают высоты 27 км, с радиокоррекцией, захват цели самонаведением на траектории полёта. Взрывное её устройство и контактное и бесконтактное, масса 350 кг.

  • Ракета воздух-воздух Р-27Т1(ЭТ1) : тепловая головка с инфракрасным наведением типа «пустил и забыл», средней дальности 80 км, массой 343 кг.
  • РВВ-АЕ – ракета средней дальности воздух-воздух для уничтожения ракет, истребителей, бомбардировщиков, вертолётов в условиях РЭП, принцип «пустил и забыл», взрыватель лазерный (бесконтактный), используется решётчатый электроруль (аналогов в мире нет).
  • Ракета малой дальности воздух-воздух Р-733 , для высокоманевренного воздушного боя с пассивным инфракрасным самонаведением. Установлены два бесконтактных датчика взрывателя: радиолокационный и лазерный. Ракета с увеличенной перегрузкой до 12g., вес 105 кг, угол атаки до 450, управление аэрогазодинамическое (уникальное).
  • Оружие Х-31АП для поражения эсминцев 2 попаданиями с увеличенной вдвое дальностью до 160 км, запуск с высоты до 15 км. Ракета весом 715 кг применима при волнении моря 4 – 5 баллов, визирование по вертикали (+10) – (-200), по горизонтали (+27) – (-270). По надводным или надземным неподвижным видимым целям применяется оружие Х-59МЭ с подвесным контейнером АПК-9МЭ, точность 2 – 3 м обеспечивают система навигации и самоуправление, оператор имеет возможность после запуска выбрать другую цель. Боевая часть ракеты проникающая или кассетная, вес 960 кг.
  • Ракетное оружие «воздух-поверхность» Х-29 (ТЕ, Л) предназначено поражать видимые трудноуязвимые железобетонные цели (мосты, шоссе, укрепления, корабли водоизмещением 10000 т). Это фугасно-проникающая ракета 660 и 690 кг несёт заряд 320 кг., с пассивным телевизионным наведением и подсветкой по отражаемому пятну лазера.
  • Управляемая бомба КАБ-500 КР/ОД (бетонобойная фугасно-проникающая/объёмно-детонирующая фугасная), тип КР уничтожает неподвижные цели (ж/б укрытия, мосты, взлётно-посадочные полосы, транспортные суда). Тип ОД попадая в подземные или другие укрытия создаёт ударную волну, распространяясь по помещениям, живая сила противника погибает от разрыва внутренних органов (в Афганистане, до применения этих бомб, солдаты противника после диверсионной вылазки уходили по подземным ходам). Самонаведение производится телевизионно-корреляционными головками (ГСН). Замаскированные цели можно уничтожить, задав бомбе координаты, «сбросил и забыл». Условием является высота сбрасывания 0,5 – 5 км и скорость самолёта 550 – 1100 км/ч.
  • Управляемые авиабомбы КАБ-1500Кр(Л) сбрасывают с высоты 1 – 8 км на скорости 550 – 1100 км/ч, «сбросил и забыл». Для разрушения укреплений особой прочности, ядерных складов малоразмерных заглублений, командных пунктов, установок баллистических ракет. Бомба проникает вглубь земли от 10 до 20 м.
  • После создания дорогостоящих управляемых ракет разрабатываются средства по их противодействию, в связи с этим не стоит забывать о других ракетах и бомбах. В зависимости от обстановки применяется и неуправляемые бомбы ФАБ-500, 32хФАБ-250/ФАБ-100, неуправляемые ракеты воздух-воздух.
  • Уникальная ракета «БраМос» (сокращённо Брахмапутра в Индии и Москва) на вооружении с 2016 г. Превышает скорость звука в 2,5 – 2,8 раза, это средство уничтожения авианосцев в 3,5 раза быстрее и мощнее своих западных конкурентов. Её не остановят и средства РЭБ, она не управляема.
  • Пушка ГШ-301 на 150 снарядов установлена в наплыве правого крыла. В вязком бою ракеты имеют наименьшую эффективность, поэтому это простое орудие используют в ближней схватке.

Истребительная авиация в условиях современной нестабильной и противоречивой политики - важный козырь, способный охладить многие горячие головы. Так что наличие современных машин с высокой боевой эффективностью - важная цель для отечественного ОПК. Одним из лучших является истребитель Су-30 СМ, характеристики которого мы разберем в этой статье.

Рождение прототипа

Прародитель, то есть самолет Су-30, хоть и выпускался крупными партиями в Российской Федерации, был создан в СССР. Так, еще в 1988 году были начаты работы по улучшению показателей Су-27. Известно, что отличительной чертой этого самолета была прекрасная по тем временам система навигации, а также возможность дозаправки в воздухе. Полученные машины предполагалось использовать в целях ПВО. За счет способности к долгому полету они как нельзя лучше подходили бы для патрулирования воздушного пространства страны.

Серийный Су-30 впервые поднялся в воздух весной 1992 года. Практически сразу машина стала настоящей сенсацией, так как при стоимости, многократно ниже таковой у всех зарубежных аналогов, она в несколько раз превосходила их по своим боевым показателям. Неудивительно, что истребителем сразу же заинтересовались не только отечественные специалисты, но и потенциальные заказчики за рубежом.

Предназначение самолета

Самолет этот - современный и высокоманевренный истребитель, который используется для завоевания безусловного господства в воздухе. Хорошо действует в составе группы, может поражать наземные и надводные цели, в том числе ударные корабельные группировки противника.

Начало разработки

Все началось еще в далеком 1994 году, когда с Индией велись переговоры по поставке истребителей Су-27. Еще тогда индусы намекали, что не прочь закупить еще более маневренные самолеты, да и отечественной армии срочно требовались новые машины.

Но необходимость в новой технике диктовалась не только нуждами экспорта. Основная причина, по которой и появился самолет Су-30 СМ, фото которого вы найдете в нашей статье, - неполная реализация того потенциала, который был заложен в простую «тридцатку» ее создателями.

Особенно перспективной виделась возможность массированного поражения наземных целей: машина, «везущая» сразу двух пилотов, обладающая хорошей «автономностью» и дальностью полета, да еще и несущая под восемь тонн боеприпасов, определенно имела отличные перспективы превратиться в основную ударную силу отечественных ВВС.

Проектирование нового истребителя началось в 1995 году. Главный конструктор проекта - А. Ф. Барковский. В 1996 году с той же Индией уже был подписан контракт на поставку 40 новых машин различных классов. Предполагалось, что экспортные партии пойдут с постепенным улучшением тактико-технических свойств самолетов. Исполнители Государственного заказа - различные предприятия холдинга «Сухой», головной отдел - Иркутский авиастроительный завод.

Опытные экземпляры

Первые два Су-30 СМ, характеристики которых вы найдете в статье, строились в период с 1995 по 1998 г. Первая машина, созданная на узлах стандартного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году. За штурвалом сидел опытный испытатель В. Ю. Аверьянов. С середины того же года началась крупномасштабная программа по испытаниям и доводке новых машин с целью подготовки к их серийному производству. Оно началось в 2000 году. В то же время первый предсерийный истребитель был опробован Аверьяновым. По результатам этих испытаний, три опытные машины были переданы ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.

Начало поставок

Поставка, в полном соответствии с условиями договора, велась в три этапа. Первая партия из 10 машин ушла заказчику в 2002 году, 12 самолетов Су-30 СМ, характеристики которых восхитили заказчика, отправили в 2003 году. Уже в 2004 году этими машинами были полностью перевооружены сразу две индийские эскадрильи.

Чем новая машина отличается от своего предшественника?

Итак, какие же отличительные черты характерны для нового истребителя, и как он отличается от своего предшественника? Вот их краткий перечень:

  • Впервые на серийно производимый истребитель был поставлен двигатель с изменяемым вектором тяги, а также на машину была кстановлена система дистанционного управления, работающая в едином комплексе. Именно это позволило сделать новую машину настолько маневренной.
  • Кроме того, была произведена интеграция систем БРЭО, причем как импортного, так и отечественного производства. Машина в какой-то степени была создана «интернациональной», так как ее комплектующие были получены от 14 производителей из шести стран мира.
  • РЛС с поворотной ФАР - также еще одно новшество, которое до той поры было нехарактерно для отечественного авиастроительного комплекса. Наконец, самолет Су-30 СМ получил совершенно новое катапультное кресло. Что особенно приятно - российской разработки.
  • Была значительно расширена номенклатура используемых ракет, что делает новый самолет значительно более универсальным и грозным оружием отечественных ВВС.

Основные ТТХ

  • Взлетный вес (максимальный) - 34 500 кг.
  • Длина корпуса планера - 21,9 м.
  • Высота в наиболее высокой части корпуса - 6,36 м.
  • Дальность полета (максимальная) - 2125 км/ч.
  • Оптимальный радиус боевого применения - 1500 км.
  • Количество экипажа - два летчика.

Чем вооружен новый самолет?

  • Новейшая система бортовой радиолокации БРЛС «Барс-Р». Позволяет выявлять и сопровождать в автоматическом режиме сразу несколько целей.
  • Ракеты управляемого типа. Класс - «воздух-воздух» или же «воздух-поверхность».
  • Бомбы управляемые и неуправляемые. Всего имеется 12 пилонов для их подвески.
  • Максимальный вес вооружения на борту — 8000 кг.
  • Для ближнего боя может использовать также 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, характерная для всей отечественной боевой авиации.

Оснащенный широким ассортиментом различных средств вооружения, истребитель способен решать практически все типовые задачи: от маневренного ближнего боя до дальнего соприкосновения, когда уничтожение противника происходит без визуального с ним контакта. Управляемое и неуправляемое вооружение Су-30 СМ делает возможным уничтожение противника на земле и на воде. По совокупности всех характеристик данный истребитель справедливо обходит даже многие новинки зарубежного ВПК, пусть даже его конструкции уже далеко не один год!

Учитывая, что в этой технике впервые в истории российского самолетостроения впервые была применена открытая схема построения бортового вооружения, то модернизация Су-30 СМ, характеристики которого мы рассматриваем, заметно упрощается.

Международное признание

Авторитет этого самолета зарабатывался сложно. По мнению многих зарубежных специалистов, разваленная российская «оборонка» просто физические не могла выдавать ничего стоящего, а потому первоначально интерес к нашей технике был пренебрежительно-скептический. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российский самолет. Впрочем, некоторые эксперты оказались более прозорливыми: когда они получили сведения о модернизированных Су-27, которые также поставлялись Индии, они высоко отозвались о характеристиках этой машины.

Даже эти машины, результатом улучшения которых и стал самолет Су-30 СМ, показатели которого значительно лучше, сумели зарекомендовать себя как надежная и высококлассная боевая техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне позволяет, чтобы они померялись силами с американскими летчиками. Произошло это на учениях Cope India-2004, когда противниками индусских Су-30 СМ, фото которых есть в статье, стали штатовские F-15C.

Прочие факты

Результаты несколько обескуражили сторонников американской техники. Так, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, так как отечественные самолеты, в принципе, намного маневреннее старых Ф-15. Куда удивительнее было то обстоятельство, что индийские летчики оказались в выигрыше даже в тех случаях, когда речь шла о боях на средней дистанции.

Во многом это было обусловлено тем фактом, что Су-30 СМ (фото представлены в этом материале) обладают более совершенными системами, позволяющими обнаруживать и сопровождать сразу несколько целей. А потому нет ничего удивительного в том, что сразу после тех эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного доведения «до ума» новых Ф-22 «Раптор».

Почему импорт оказался так важен?

Если вы внимательно читаете нашу статью, то у вас вполне может возникнуть абсолютно логичный и закономерный вопрос: отчего Су-30 СМ, технические характеристики которого так хороши, постоянно рассматривается в аспекте зарубежных поставок? Ответ, как ни странно, прост. В тот период, когда авиастроительная отрасль пребывала далеко не в самом лучшем своем состоянии, государство все же сумело загрузить тот же Иркутский авиастроительный завод. Это означает не только обеспечение работой тысяч человек, но также идеально «вылизанную» технологию производства.

Ведь самолет Су-30 СМ, характеристики которого мы рассмотрели, в серийном производстве уже более 15 лет! При этом машина за счет своего огромного потенциала в области модернизации остается вполне актуальной и сегодня. Учитывая, что эти истребители в более-менее адекватном количестве стали поступать и на вооружение отечественных ВВС, за летчиков можно только порадоваться: они получают в свое распоряжение не «сырой» прототип, а совершенно логичную, доведенную до конструктивного совершенства систему.

Наконец, поступление в войска действительно говорит о том, что армия заинтересована в подготовке новых пилотов, которые впоследствии освоят Т-50 ПАК ФА. Учитывая крайне нестабильную геополитическую обстановку последних лет, это действительно немаловажное обстоятельство.

Море как родная стихия

Но истребитель Су-30 СМ хорош не только своим техническим совершенством, но и потенциалом возможного использования. В отличие от многих машин импортного и отечественного производства, этот самолет может эффективно применяться не только с наземных аэродромов, но и с авианосцев. Конечно, с авианесущими крейсерами в нашей стране не густо, но вот возможность направлять эти истребители для борьбы с вражескими самолетами авианесущего базирования радует…

Сегодня постоянно проводится модернизация Су-30 см для ВС РФ, когда в машину постоянно вносятся какие-то изменения и улучшения. Заложенный в этот истребитель потенциал таков, что он еще долго пробудет в нашем небе, ничуть не устаревая с течением лет.

Многоцелевой истребитель Су-30К.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1993 г.

Принимая во внимание роль, которую играет авиация в современной войне, на фирме Сухого решили создать новый ударный самолет для фронтовой авиации. Это решение обусловливалось еще и тем, что во многих странах, которые в свое время закупали у нас военную технику, в том числе МиГ-23 , МиГ-27 , Су-7 и Су-17 разных модификаций, парк самолетов устаревает и его необходимо заменять современными и эффективными самолетами. Используя Су-30 как базовый самолет, в 1993 году ОКБ предложило его дальнейшее развитие — многофункциональный истребитель Су-30К (коммерческий). Руководителем этой темы стал Александр Барковский.

В результате модернизации истребители приобретают новые боевые качества. Они способны вести разведку, боевые действия по наземным и надводным целям в сложных метеорологических условиях и ночью. Высокоточная навигация использует информацию спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС или NAFSTAR.

В комплекс бортового оборудования введены новые элементы, в том числе программируемый процессор, реализующий обработку радиолокационных сигналов для картографирования земной поверхности, бортовая ЦВМ — для управления системами навигации, вооружений, локаторов, разработанная в ОКБ «Русская авионика». Ее основные черты: избыточность, открытая архитектура, обмен данными по мультиплексной шине.

Установка двух многофункциональных жидкокристаллических индикаторов (ЖКИ) вместо индикаторов на электронно-лучевых трубках обеспечивает индикацию пилотажно-навигационных параметров, данных от РЛС, о метеорологической обстановке, а также отображение электронной карты местности и состояния систем самолета.

Работа по наземным и надводным объектам производится в режимах картографирования. По этой информации производятся выбор, захват, сопровождение цели, выдача координат и целеуказание на оружие.

Вывод самолета в зону визуального обнаружения цели может быть выполнен вручную или с помощью САУ скрытно в режиме радиомолчания на малой высоте, по заранее введенному маршруту, отображаемому на ЖКИ. Значительно сокращает время нахождения перехватчика в зоне поражения средствами ПВО при выполнении атаки телевизионным оружием автоматическая установка оптической оси головки в точку нахождения цели. Испытания модернизированных самолетов показали эффективность режимов обнаружения наземных и надводных целей.

По своим боевым характеристикам Су-30К может дополнительно применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса «воздух-поверхность» с дальностью пуска до 250 км. Высокоточное управляемое оружие и возросший объем решаемых задач потребовали доработки СУО и применения нового оборудования, которое должно обеспечить эффективное применение оружия в любых метеоусловиях днем и ночью. Ограниченный внутренний объем самолета не позволяет разместить все это на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная — для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолет оснащен катапультируемими креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°.

Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса «воздух-поверхность» ракеты Х-31 — противокорабельные ракета Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т , корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счет применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ. Также появление возможности установки на самолет нового, в том числе и зарубежного, оборудования открыло перед Су-30К широкие возможности по продаже на международном рынке авиационной техники. Именно с таким предложением ОКБ Сухого в 1993 году впервые представило Су-30К (заводское обозначение 10-4ПК) на авиасалоне в Ле-Бурже.

Втором этап модернизации самолета — создать самолет качественно нового уровня, сопоставимый с истребителями «Рафаэль» и «Еврофайтер». Кабины МиГ-29 и Су-30 будут унифицированы. В них намечено установить по три многофункциональных ЖКИ для летчика и оператора. С целью одновременного обстрела нескольких воздушных целей в телесном угле более 100 градусов антенна РЛПК-27 будет заменена ФАР. Унификация МиГ-29СМТ , МиГ-29УБТ и Су-30К позволит использовать эти машины как единый боевой комплекс. В частности, Су-30К как командный самолет способен будет управлять тремя, четырьмя МиГами, взаимодействовать с ЗРК ПВО и с КП Сухопутных войск. Перехватчик будет частью объединенной мощной и гибкой оборонительно-ударной системы.

У ВВС России имеется парк из 18 самолетов типа Су-30К, которые были произведены для Индии, но которые она вернула. Это было в середине 1990-х годов. Индия сначала приобрела парк Су-30К, но с появлением Су-30МКИ предложила вернуть предыдущую модификацию и доплатив разницу в цене, приобрести новую. Россия тогда предложение приняла, забрав 18 Су-30К. Но в Россию самолеты так физически и не попали. Они до сих пор находятся на хранении на территории авиационно-ремонтного завода в Барановичах, в Беларуси.

Модификация: Су-30К
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,40
Масса, кг
-нормальная взлетная: 29940
-максимальная взлетная: 34000
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ АЛ-З1Ф
Тяга, кгс: 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2175
-у земли: 1400
Дальность полета, км: 3000
Практический потолок, м:
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов)
Боевая нагрузка: 8000 кг на 12 точек подвески, на 10 из которых может подвешиваться управляемое ракетное оружие.
Ракетное вооружение: до шести УР класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27, до четырех УР малой дальности Р-73 с ТГС;
бомбы калибром до 500 кг и общей массой до 6000 кг (пакеты ФАБ-250) на четырёх пилонах; НУРС, КМГУ, выливные баки и прочее неуправляемое оружие класса «воздух-поверхность».

Истребитель Су-30К ВВС Индии.

Су-30К ВВС Индии. Рисунок.

Список источников:
Авиация и Время. Вадим Калабанов, Сергей Мороз, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать.
Авиация и Время. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Крылья России. «Су-27 и его модификации».
Воздушный транспорт. Александр Моржин. Су-30К — новые боевые возможности.
Крылья Родины. Николай Якубович. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30.
Вестник авиации и космонавтики. Истребитель Су-30.
Крылья Родины. Николай Сойко. В семействе Су-30 — очередное прибавление.
Роман Астахов. Русская Сила. Перехватчик-ВКП Су-30.



Справочники