Управление подчиненными. Эффективно управлять подчиненными правильно (навыки руководителя). Категории управления, приемы и хитрости

Времена, когда работники крепко держались за свое место, боялись увольнения и безропотно выполняли все капризы руководства, канули в лету. Теперь хороший специалист знает себе цену и не боится сменить место работы.

Поэтому от знания, как управлять подчиненными, во многом зависит успех вашего бизнеса. Угрозы об увольнении, повышенный тон, надменное отношение руководителя к подчиненным приближает предприятие к неминуемому краху, потому что в 21 веке сотрудников необходимо мотивировать, а не пытаться держать в железной узде.

Что самое важное в управлении подчиненными?

Для слаженной работы компании жизненно важно, чтобы сотрудники выполняли свою работу с максимальной отдачей, выполняли приказы и распоряжения руководства, занимались узкой специализацией, не распыляясь на несколько дел одновременно. Все эти факторы зависят от желания и умения начальства выполнять свои обязанности. Чем важнее управленческий аппарат, тем критичнее невыполнение распоряжений или их неправильная интерпретация.

Руководитель компании среднего звена за день отдает до сотни приказов. Не трудно представить, что будет, если эти указания не будут выполняться. Чтобы такая ситуация не случилась в вашей компании, необходимо понимать, в какой среде приказы и распоряжения руководства будут выполняться эффективно. Организуйте у себя такую атмосферу, и за будущее вашего предприятия можно не беспокоиться – мощное ядро хороших специалистов поднимут любую компанию со дна и помогут ей пережить самый затяжной кризис.

Как управлять подчиненными так, чтобы был результат

1. Грамотный руководитель и профессиональный сотрудник — идеальный тандем

Ваши сотрудники должны соответствовать следующим критериям:

Иметь достойный уровень образования и знания, подкрепленные практикой;
Обладать развитым интеллектом, способностью к логическому мышлению, адекватной оценке рабочих процессов и своей работы;
Знать профессиональный язык;
Обладать способностью концентрироваться на поставленной задаче.

Если сотрудники – профессионалы, не стоит на них экономить, потому что достойные специалисты – самый ценный актив в любой компании. , токсичная атмосфера и неравенство должны быть сведены на ноль. Если же персонал не имеет должной квалификации, у вас есть два выхода: обучать самостоятельно или сократить и собрать новую команду. Второе чаще дороже, чем первое, поэтому вам решать, как поступить.

2. Интонация, тон и манера отдавать приказы

«Интонация руководителя» становится причиной большинства конфликтов между руководителями и подчиненными. Даже если руководитель говорит правильные вещи, но делает это в грубой форме, оскорбляя или даже унижая сотрудника, на какую отдачу можно рассчитывать? Вопрос риторический. Босс, который не следит за манерами при общении с сотрудниками, пытается решить свои психологические проблемы. Таким людям нужно обращаться к психотерапевту и помнить, какой ценой им обходится пренебрежительное отношение к людям, обеспечивающим функционирование его предприятия. Неграмотность в вопросе, как управлять подчиненными, может стать (что чаще всего происходит) причиной развала компании.

3. Четкие указания, один смысл, никаких намеков

Приказ не должен нести в себе двусмысленное послание. Делайте его предельно конкретным и четким. Работа руководителя с подчиненными должна выстраиваться на взаимном понимании, а не витании в облаках. Если босс сам не знает, чего хочет, не стоит надеяться на профессионализм сотрудников – хорошие спецы к высокопарным двусмысленным указаниям относятся соответствующим образом. И тем более не полагайтесь на то, что приказы и распоряжения руководства совпадут с видением ситуации сотрудниками. Приказы с двойным смыслом и иронией не приводят ни к чему хорошему, поэтому если вы хотите получить конкретный результат – делайте точные указания, без художественных образов и абстрактных метафор.

Все сотрудники, подчиненные и руководитель, работая над проектом, плывут в одной лодке. Представьте ситуацию, когда командующий судном отдает приказ: «Плывите туда, сами знаете куда». Именно так выглядят неконкретные водянистые формулировки. Избегайте их.

4. Не персонифицируйте обращения

Среди рекомендаций о том, как управлять подчиненными, есть негласное правило: не используйте при общении с подчиненными слова «я сказал», «я хочу», «мне нужно» и подобные персонификации. Это вызывает отторжение и непроизвольное желание сделать не так, «как он сказал». Перефразируйте фразу, уберите категоричность и дайте сотруднику почувствовать себя свободным от навязчивой необходимости. Подобные вещи, как адекватное отношение руководителя к подчиненным, сдержанность и тактичность – удел лидера, которого уважает коллектив, старается заслужить похвалу и одобрение.

5. Обращайтесь к сотруднику по имени

Слышать намного приятнее, чем безликое обращение по типу «эй, вы» или «как вас там». Запоминание ФИО подчеркивает уважительное отношение руководителя с подчиненными, что сотрудники всегда заметят и оценят. Если в коллективе появляется новый работник, отдавайте ему распоряжения на равных с остальными, называя его по имени (или имени и отчеству, если так принято в компании). Это позволит сотруднику легче адаптироваться в коллективе, вы же, как руководитель, проявите себя грамотным и лояльным управленцем.

6. Используйте тактическую хитрость

Если конфронтация сотрудников, подчиненных и руководителя неизбежна, воспользуйтесь простым, но безотказным тактическим маневром — спросите совет. Начните с фразы: «Как вы считаете, Виктор Павлович, как стоит поступить в этой ситуации…» и предложите варианты, один из которых формально будет являться указаниям к действию. Сотрудник получит свою долю самоуважения, а вы – его расположение и мотивацию на выполнение поручения. Работа руководителя с подчиненными по методу «поглаживания» гораздо эффективнее «кнута и пряника».

Да, последний в краткосрочной перспективе может дать ощутимый прирост производительности, который упадет столь же быстро, как и вырос. В свою очередь, построение адекватного отношения руководителя с подчиненными дает пользу на длительном временном этапе. Возможно, вы не получите резкого скачка продуктивности сразу, но выиграете в стратегическом масштабе.

7. Позвольте сотруднику диктовать вам указания

Этот пункт – высший пилотаж. Если у вас получится создать атмосферу, в которой сотрудники сами будут принимать эффективные решения, предлагать концепции и внедрять их в жизнь, вы можете считать себя идеальным руководителям. Такое возможно в тех случаях, когда собранная команда состоит из профессионалов с большой буквы. Соберите людей, которые на голову выше вас в с своей сфере деятельности и позвольте им самостоятельно прийти к решению оперативных и стратегических задач. Это сложно, но достижимо. В конце концов, руководитель не должен знать все и быть умнее каждого сотрудника. Иначе зачем их нанимать?

Ваша задача как руководителя — управлять подчиненными таким образом, чтобы продуктивность работы повышалась, при этом каждый сотрудник чувствовал свою причастность к процессу, а вы выстроили слаженную систему работы.

Кандидат на руководящую должность

Начинающий руководитель

Опытный руководитель и хотите усовершенствовать свои управленческие навыки

Владелец малого или среднего бизнеса

Хотите получить работающие технологии управления сотрудниками

Описание проблемы

Обычный руководитель использует потенциал своих подчиненных на 30% или меньше. Не может поручить им выполнение сложных задач. Не умеет бороться с саботажем. Плохо распределяет задачи между подчиненными. Не умеет делегировать. Плохо отличает важное от неважного…В следствие этого, руководитель - перегружен, его подчиненные - недозагружены, а полученные результаты работы подразделения сильно отличаются от желаемых.Проще говоря, обычный руководитель не умеет управлять людьми. Его этому нигде не учили. Его учили разным аспектам менеджмента: как управлять разными аспектами жизни компании. Но не научили, как сделать так, чтобы другие люди (подчиненные) сделали то, что руководитель от них хочет.

Как эта проблема проявляется с разных точек зрения?

1. Компания

Для компании, неумение руководителя управлять людьми означает низкую эффективность работы сотрудников. Руководители - организовывают работу своих подчиненных, поэтому плохое управление с их стороны означает недозагруженность и неэффективность работы сотрудников. Особенно это проявляется у линейных руководителей, которые непосредственно руководят исполнителями.

Производительность труда в постсоветстких компаниях в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Считается, что это из-за плохих сотрудников. Но на самом деле это из-за плохих руководителей.

Задача для компании - повысить эффективность работы сотрудников за счет улучшения управления людьми.

2. Руководство

Одна из главных задач высшего руководства и службы персонала - это подбор и расстановка руководящих кадров. По сути - это напоминает игру в «человеческие шахматы». С той лишь разницей, что в этой игре поведение «человеческих фигур» почти непредсказуемо.

Эта «пешка» обещала превратиться в «ферзя», но не стала даже младшей фигурой. А эта фигура занимает должность «Ладьи», а думает и действует, как «Конь».

Нельзя заниматься подбором и расстановкой кадров «втемную», когда руководители постоянно меняют свои характеристики.
Задача с точки зрения руководства - заставить руководителей проявиться и показать свою настоящую сущность.

3. Сам руководитель

Руководителя никто не учил управлять людьми. Система образования учила его подчиняться учителям (начальникам) и что-то делать самостоятельно (учиться и действовать). Поэтому, когда у руководителя появляются подчиненные, то он элементарно не знает, что с этими подчиненными делать, чтобы добиться от них желаемого результата.

Прямо как в фильме «Приключения электроника» - ищут «где у подчиненных кнопка», но не находят. Поэтому мечтают о «хороших подчиненных», которые сами выполняют все, что им прикажут. Или ищут «секреты мотивации» - какой волшебной пылью посыпать моих подчиненных, чтобы они начали работать и приносить пользу.
Задача для руководителя – научиться так управлять подчиненными, чтобы в любой ситуации добиваться от них желаемых результатов и эффективно использовать их потенциал.

Интерактивная программа “Менеджер на 100%”, в которой обучение руководителей производится дистанционно, прямо на рабочих местах. В качестве заданий используются текущие задачи руководителей, которые они решают с помощью инструментов программы.

Во время прохождения программы каждый участник выполняет практический проект применительно к задачам своей должности. И в рамках проекта, с помощью полученных в программе навыков, добивается от своих сотрудников желаемых результатов.

Федор Нестеров

  • Создатель Fast Management, управленческой технологии, позволяющей даже новичку думать и действовать, как успешный руководитель
  • Основатель и Президент онлайн , которая пошагово и дистанционно помогает переводить карьеру или бизнес из текущего состояния - в желаемое. Обучение доступно везде, где есть интернет и позволяет создать большого бизнес в маленьком городе.
  • Автор книги и десятков статей на темы предпринимательства. Четырежды удостаивался звания «Лучший автор года» в международном сообществе менеджеров e-xecutive.ru
  • Руководитель, сделавший карьеру от инженера до топ-менеджера
  • Бизнес-консультант с 20-летним стажем, выполнил более 150 проектов, основатель 5 собственных бизнесов
  • Убежден, что любой разумный человек может стать руководителем и сделать успешную карьеру
  • Один из ведущих русскоязычных экспертов в вопросах управления людьми, формирования образа мышления и личности руководителя

Что получат участники программы:

Руководители

Научатся так управлять подчиненными, чтобы добиваться от них исполнения поставленных задач в любых условиях. В том числе, в условиях саботажа и противодействия. Так, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал своего подразделения.

Компания

Повышение КПД управления подразделением и, как следствие, - повышение производительности работы подразделения на 10% и более

Руководство

Cкрытое проявление хороших руководителей - кандидатов в кадровый резерв

Кишилов Семен

Кишилов Семен


Кишилов Семен, 25 лет. Должность - руководитель направления департамента исследований и разработок, 10 штатных сотрудников. Подразделение находится в непосредственном подчинении Генеральному директору.

В результате участия в программе у меня сформировалось четкое понимание роли руководителя, основные задачи руководителя, критерии эффективной работы руководителя, также мне стало известно к какому уровню руководителя нужно стремиться и что для этого нужно делать. Надеюсь, что эти знания и приемы позволят мне существенно повысить качество и эффективность работы подразделения. Больше всего мне понравилась переоценка роли руководителя, которая отличается от моего раннего понимания. Кроме того благодаря программе я стал бороться с своим прошлым подходом - хочешь сделать хорошо, сделай сам.

В процессе участия в программе я заметил некоторые положительные изменения в показателях своей работы. Повысился уровень вовлеченности сотрудников, за счет того, что я делегирую ряд задач своим сотрудникам, повышаю их уровень постановкой задач более высокого уровня, на многих сотрудников это оказывает положительное влияние и их эффективность растет. Распределение задач в соответствие с моделями поведения также дает свои положительные плоды в виде более быстрой и качественной реализации.

Программа разбита на 9 часовых лекций, каждая из которых освещает важный аспект работы руководителя. Объем информации в каждой лекции подобран таким образом, чтобы его можно было воспринять с одного раза и одновременно, чтобы этого было достаточно для решения конкретной практической задачи применительно к своей должности.

Постановка цели

Образ мышления руководителя

Почему и чем мышление руководителя отличается от мышления исполнителя.

Как справляться с делами

Как распределять задания между сотрудниками и планировать работу группы.

Управление сотрудниками

Какие бывают сотрудники и как правильно ставить им задачи, чтобы добиваться желаемым результатам.

Горизонт планирования

Как «разгребать накопившиеся завалы» и как планировать так, чтобы авралов не было.

Мероприятия по повышению эффективности подразделения

Что и как нужно регулярно делать, чтобы эффективность подразделения постоянно росла.

Быстрые технологии определения пригодности сотрудников для своей работы.

Уровни зрелости руководителя

От «рукой водящего» к «создающему команду» - пошаговое развитие руководителя.

Как построить команду

Технология создания управленческой команды - ближайшего окружения руководителя.

Постановка цели

Как из вороха дел выбрать достойную цель, которую можно будет достичь в программе с помощью своих подчиненных

Образ мышления руководителя

Почему и чем мышление руководителя отличается от мышления исполнителя

Как справляться с делами

Как распределять задания между сотрудниками и планировать работу группы

Управление сотрудниками

Какие бывают сотрудники и как правильно ставить им задачи, чтобы добиваться желаемым результатам

Горизонт планирования

Как «разгребать накопившиеся завалы» и как планировать так, чтобы авралов не было

Мероприятия по повышению эффективности

Что и как нужно регулярно делать, чтобы эффективность подразделения постоянно росла

Как понять на своем ли месте работает сотрудник

Быстрые технологии определения пригодности сотрудников для своей работы

Уровни зрелости руководителя

От «рукой водящего» к «создающему команду» - пошаговое развитие руководителя

Как построить команду

Технология создания управленческой команды - ближайшего окружения руководителя

Формат программы:

Длительность обучения - 3 месяца

Обучение производится дистанционно и интерактивно на еженедельной основе в онлайн-программе по схеме: лекция-задание-действие-обратная связь-корректировка. Всего на работу в программе нужно около 5 часов в неделю.

По итогам каждой лекции, участник получает практическое задание по теме лекции, которое должен выполнить у себя на работе, применительно к задачам своей должности. Действия создают результаты. Таким образом, каждую неделю участник улучшает свой проект и продвигает его к цели.

Информация в лекции - общая и задания - одинаковые, а должности и проекты у участников - разные. Поэтому выполняют они задания каждый применительно к своей должности и каждый - по-своему. В процессе внедрения возникает множество вопросов и необходимость корректировки действий. В таких случаях, участники получают обратную связь от наставника и экспертную помощь в разрешении проблем и урегулировании конфликтов.

Онлайн-программа включает специальные мероприятия по организации групповых коммуникаций менеджеров: мозговые центры, партнеры по подотчетности и т.п.

HR компании может наблюдать за ходом проекта и действиями менеджеров изнутри программы.

Махиня Наталья

Махиня Наталья

Преимущества ранней регистрации

Чем раньше Вы зарегистрируетесь в программу, тем больше пользы извлечете из нее.

  1. Участие в программе требует некоторой организационной подготовки, которую лучше выполнить заранее
    Чем лучше Вы подготовитесь, тем больше результатов от программы получите - не только знания и результаты, но и связи, друзей, обмен опытом и многое другое.
  2. Для участников ранних регистраций - у нас есть специальная программа «разогрева» - бесплатных дополнительных знаний по теме управления.

ТАТЬЯНА ЕРМАК

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


Часть 1

ТАТЬЯНА ЕРМАК

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


Часть 2

ЕЛЕНА ФАТХУЛИНА

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ЕЛЕНА ЮРЛОВА

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ЗОЯ КОТЫЛО

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ИРИНА МАРКУШИНА

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ЛАРИСА ПОДБУЦКАЯ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


МАРГАРИТА ЧЕРНЕНКО

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ТАТЬЯНА СОЛОДНЮК

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


МАРИЯ ЯКУБОВСКАЯ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


МАХИНА НАТАЛЬЯ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


КИШИЛОВ СЕМЕН

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


КОНСТАНТИН ПОДЛЕСНЫЙ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


Гарантии

Для руководителей-участников

Если Вы будете делать все задания и у Вас все-таки будут проблемы с управлением людьми, то мы будем работать с Вами пока Вы не научитесь или вернем деньги.

Для руководства компании

Все участники программы, как бы они себя ни вели, неизбежно проявят свою сущность и свое поведение. Если у них есть способности руководить и лояльность к интересам компании, то это обязательно проявится.

Главная особенность программы

Общественное мнение часто исходит из ложного убеждения, что руководитель - это некий набор компетенций: харизма, коммуникации, планирование, умение мотивировать и т.п. И стоит только начать одну за другой осваивать эти компетенции, как Вы постепенно начнете становиться хорошими руководителями.

Это - не соответствует истине. На самом деле руководитель - это не набор компетенций, а состояние, которое однозначно и резко отличается от состояния «исполнитель». Переход из состояния «исполнитель» в состояние «руководитель» – это фазовый, революционный переход. Цель программы – обеспечить этот фазовый переход и перевести участников из состояния “исполнитель” в состояние “руководитель”.

Чтобы было понятно о чем речь. Представьте ребенка, который учится ходить. Он или ходит (пусть даже очень плохо) или ползает. Переход из состояния «ползающий ребенок» в состояние «ребенок пошел» – это фазовый переход.

Точно также и управленец: он либо находится в состоянии «руководитель» (то есть мыслит и действует как руководитель), либо - в состоянии «исполнитель». А какая у него при этом официальная должность - это уже значения не имеет. Переход в состояние «руководитель» – это скачкообразный переход.

Концепция «набора руководящих компетенций» создает иллюзию того, что раз Вы еще не чувствуете себя руководителем, значит просто еще не добрали необходимых компетенций. Поэтому в общественном мнении очень велик спрос на новые компетенции: знания и методики, «секреты великих руководителей».

На самом деле для перехода из исполнителя в руководители не нужно много новых знаний. Скорее даже наоборот. Мы специально отобрали и включили в содержание программы только те знания, которые необходимы и достаточны для перехода в состояние руководителя. Только то, что нужно для того, чтобы начать думать и действовать как руководитель. А совершенствовать и дополнять этот базовый набор участники смогут самостоятельно за пределами этой программы.

И самое главное: мы не призываем участников перейти из исполнителей в руководители. Просто, делая наши упражнения, они меняется настолько, что переходят из состояния “исполнитель” в состояние “руководитель” и начинают мыслить, и действовать, как руководители.

Разрушение МИФов

Большинство общедоступной информации об управлении является ложной. Причина этого проста - те, кто пишут статьи, книги и обучающие программы редко сами являются руководителями.

Поэтому в этом блоке мы развеем основные мифы: заблуждения, связанные с управлением людьми.

МИФ1 - Руководитель - это набор компетенций

Руководитель - это состояние. Образно говоря, чтобы стать руководителем, вам нужно в мозгу перевести выключатель из состояния «Исполнитель» в состояние «руководитель» и тогда вы начнете думать и действовать как руководитель.

МИФ 2 - Руководителем нужно родиться

Управление - это такой же человеческий талант, как умение играть на музыкальном инструменте или умение рисовать. В ярко выраженном виде он встречается очень редко, а у большинства людей есть более или менее выраженные способности.

Люди с идеальным музыкальным слухом встречаются также редко, как и люди с полным его отсутствием. В то время как большинство людей обладают достаточными способностями, чтобы научиться на сносном уровне петь или играть на каком-то музыкальном инструменте.
Руководитель - это профессия, которой можно научиться. Может быть вы не станете директором огромной корпорации, но руководить коллективом до 50 человек при соответствующем обучении может практически каждый получивший высшее образование.

МИФ 3 Обучаться управлению долго

Есть много людей, в том числе известных писателей и тренеров, утверждающих, что для обучения управлению нужны годы.
Мы с этим не согласны. Подавляющее большинство наших студентов переходит в состояние руководителя до завершения программы, то есть в пределах 3-х месячного обучения.

Момент перехода зависит от конкретного человека. Вы просто выполняете простые задания, а потом «щелк» - и вы уже думаете и действуете, как руководитель. С этого момента, управленческие приемы помогают вам управлять более эффективно. А дальше можно всю жизнь улучшать и совершенствовать свои навыки.

Образовательные технологии нового поколения

Данная программа - одна из первых, относящихся к новому поколению образовательных технологий.
Старые технологии (университеты, лекции, тренинги, очное обучение) были разработаны сотни лет тому назад. Характерная особенность того времени - недостаток знаний, погоня за «секретами», поиск новых знаний. Знания накапливались и усваивались человечеством очень медленно: до начала ХХ века объем накопленных человечеством знаний удваивалсякаждые 100 лет.

Теперь же, благодаря Интернету и печатной промышленности, суммарный объем человеческих знаний удваивается каждые два-три года. В мире переизбыток информации. Кризис перепроизводства знаний.

Просто для примера: когда мы писали эту страницу, запрос на сайте amazon.com по теме выдавал 948,724 книг по теме management. Когда Вы её читаете, их стало еще больше!

Человек просто не успевает усваивать уже имеющиеся знания.

Для того, чтобы успевать за требованиями времени нужно учиться с помощью новых технологий:

  • Вместо очного обучения с отрывом от работы - онлайн обучение прямо на рабочих местах
  • Вместо изучать все - изучать только то, что нужно для достижения цели оптимальным способом
  • Вместо заучивать теорию- делать задания, добиваясь реальной цели на своем рабочем месте, и в процессе выполнения одновременно: получать результаты, понимать, как это работает и получать озарения
  • Вместо субъективной проверки знаний - объективная проверка того, как человек себя ведет и каких результатов достигает

Я, Подлесный Константин Сергеевич, ИТ-директор Холдинговой компании «Композит», бывший ИТ-директор ОАО «РАО Востока» и заместитель Председателя Правления СО ЕЭС, более 25 лет специализируюсь в области информационных технологий и более 20 лет руковожу коллективами ИТ-специалистов.

Ранее, до участия в Программе, большинство стратегических документов, таких как: стратегии развития ИТ компании, техническая политика в области ИТ приходилось писать самостоятельно, на что тратил большое количество времени.

Лекции Федора Нестерова по методологии «Fast Management» позволили по-другому взглянуть на решение этих задач. На основе полученных знаний удалось правильно сформировать команду исполнителей, которые в сжатые сроки (около 2 месяцев) создали документ по стратегии развития ИТ.

Я очень доволен полученным результатом и считаю это хорошим достижением нашей команды.

В своей дальнейшей работе я обязательно буду использовать приемы и методы, которые были изложены в программе. Полученный положительный опыт работы в режиме интерактивного взаимодействия убедил в действенности такого метода обучения.


Уделяйте главное внимание не работе, а работнику!
Японский лозунг
Поручение трудного задания
Нередко возникает потребность поручить подчиненному задание, не входящее в его прямые обязанности, или очень трудоемкое, или очень срочное, или не очень приятное.
Руководители могут уменьшить сопротивление несколькими способами.

  • Поблажками незадолго до того, как дать поручение.
  • Обильной похвалой или комплиментами в начале разговора.
  • Бросают вызов, если имеют дело с честолюбивым подчиненным (см., например, в разделе 10.3 «Управление строптивым подчиненным»).
Метод желаемых ситуаций
Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению многих подчиненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому оптимально, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя.
Метод желаемых ситуаций состоит в том, что руководитель создает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно придет к нужному решению.
Это требует высокой психологической культуры руководства, знания психологии, мотивации подчиненных. Это высший класс руководства людьми, которые в данном случае чувствуют себя свободными и полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, - наилучшая демонстрация уважения к подчиненному. И он с большей охотой идет на работу, более инициативен и удовлетворен своим трудом.
Вместе с тем «завалить» дело, спланированное самим, значит расписаться в своей несостоятельности, поэтому к выполнению своего решения подходят намного ответственнее, чем к решению руководства.
Метод комплиментов
В менеджменте установлено правило: «Говорите как можно чаще комплименты подчиненным».
Поговорка менеджеров: не похвалишь - не поедешь.
По опыту занятий автор знает, что во всякой группе обучаемых, как правило, оказываются несколько человек, которые глубоко сомневаются, что так надо вступать. Опасаются «захвалить», «перехвалить», «разбаловать» подчиненных.

При этом не учитывают несколько важных обстоятельств.

  1. В нашей стране сложился крен в сторону жесткого обращения с подчиненными. Проявляется это, во-первых, в том, что их не принято хвалить. Во-вторых, в рачительном преобладании наказаний над поощрениями, в то время как установлено, что поощрения являются значительно лучшим стимулом к труду, чем наказания.
Вот пример: принято за опоздания наказывать. На некоторых предприятиях за это депремируют. Однако при введении системы материального поощрения за отсутствие опозданий дисциплина резко улучшается, несмотря на незначительность суммы премий.
При традиционно жестком обращении с подчиненными опасность «перехвалить» сильно преувеличена.
Говорят: ласковое слово и кошке приятно. Приведем экспериментальные данные, касающиеся тех, для кого кошки являются злейшими врагами.
Канадский психолог Торгдайк установил, что те мыши и крысы, которых поощряли (поглаживали, давали им какое-то лакомство), выросли более здоровыми и сообразительными. В частности, они научились проходить лабиринты быстрее, чем те, которых наказывали за плохое исполнение задания.
  1. Напомним, что в основе хорошего комплимента должен лежать факт. То есть основу комплимента должен создать сам подчиненный. Для того чтобы получать комплименты, надо их заработать.
Люди любят выслушивать комплименты, любят похвалу. Это удовлетворяет их потребность в положительных эмоциях. Вот почему методы поощрения лучше стимулируют труд, чем наказания.
В США широко известна следующая история. Один из богатейших людей, сделавший состояние своим талантом, завещал выбить на своей могильной плите надпись: «Здесь покоится человек, самым главным достоинством которого было то, что он умел окружить себя людьми, более умными, чем он сам».
Можно представить, сколько и каких комплиментов он при жизни подарил людям, которые работали на него, если он позаботился сказать им доброе слово, даже уйдя в мир иной!
Искусство критики: исцелять, не раня
Критика является острым оружием во взаимоотношениях людей. При всей ее необходимости следует не забывать, что критика, особенно если она бесцеремонна, больно ранит самолюбие критикуемого. При этом человек может быть настолько выбит из колеи, что становится неработоспособным. Это тот случай, про который говорят: благими намерениями вымощен путь в ад. В данном случае - ад неприязненных отношений.
Это не удивительно, ведь критика как таковая вообще относится к числу конфликтогенов, то есть поступков или высказываний, могущих привести к конфликту.
Для того чтобы защититься от эмоциональной раны, первая реакция многих в ответ на критику - это найти предмет критики не в себе, а в критикующем: в его предвзятом отношении, в плохом настроении («не С той ноги встал»), в попытке найти «козла отпущения» и т.п.
Чтобы избежать этих отрицательных моментов, необходимо исполнять определенные правила.
Если подчиненный проштрафился, то он ожидает, что руководитель будет к нему не только строгим, но и справедливым. А поскольку многие ищут прежде всего объективные и уважительные для себя причины и не склонны винить себя, то, если их не выслушать, создается впечатление несправедливости критики. Поэтому необходимо выполнять следующие правила.
  • Выслушайте объяснения (помните: 40% критики идет не по адресу).
  • Сохраняйте ровный тон (в правилах для руководящего персонала многих корпораций, фирм, предприятий есть и такое: «Во взаимоотношениях с подчиненными имейте бесконечное терпение!»).
  • Прежде, чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите. Это очень эффективный прием. Особенно желательно его применять в преддверии серьезной критики. Например, вы говорите: «Мы с вами работаем вместе (столько-то лет). Нередко ваши результаты были просто великолепны (приводите 1-
  1. примера). Но объясните, что происходит с последним моим поручением?»
В данной ситуации подчиненному сетовать на несправедливое, предвзятое к себе отношение нет никаких оснований - ведь он увидел, что отмечается все - и хорошее, и плохое.
Подыскивая, за что похвалить, вы оказываете помощь не только собеседнику, но и себе. Поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и вашу позицию более взвешенной, более терпимой. А это облегчит и выполнение двух предыдущих правил: выслушать и сохранять ровный тон.
И конфронтации, к которой зачастую приводит критика, не возникнет.
Это очень важный момент: ведь недовольство критикой «съедает» значительную часть конструктивного смысла замечаний.
  • Критикуйте поступки, а не человека. Естественно спросить: «Чем вы объясните просчеты в вашей работе?». И наоборот, грубой ошибкой являются обобщения с переходом на личность и навешивание ярлыков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.). Каждый может согласиться, что он ошибся,
особенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению.
  • Не ищите «козла отпущения». Подчиненные всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда имеют смелость сказать об этом руководителю. И если критикующий ищет «крайнего», то за его спиной они выскажут все, что думают о нем.
  • Ищите вместе решение, а не обвиняйте. Обвинительное «жало» не способствует конструктивному решению. Чтобы настроить подчиненного на поиск решения, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», то есть не унижайте его достоинство. Об этом же говорит правило Паскаля (см. раздел 8.5).
Некоторые руководители рассматривают возможность указать подчиненному на его промахи как средство утвердить свой авторитет, показать свое превосходство. Фактически уже сами по себе дельные замечания и дадут именно такой результат. Но акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты подчиненного, принижать тем самым его как личность - это тот перебор, который приносит обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, ибо подчеркивание превосходства является сильным конфликтогеном.
Итак, необходимо направить мысли провинившегося по конструктивному пути. Этому способствуют и следующие правила.
  • Не критикуйте при свидетелях. Критика при посторонних тем сильнее понижает имидж человека, чем больше свидетелей его позора. В противоположность этому хвалить лучше всего при свидетелях.
Не акцентируйте внимания на допущенных промахах, не сыпьте соль на раны, переходите сразу к поиску выхода из создавшегося положения.
  • Проявите эмпатию к критикуемому. Поставив себя на его место, легче понять, как исцелить от ошибок, не нанося ему ран.
Итак, подведем итог.
Девять правил критики
  1. Прежде всего выслушайте объяснения.
  2. Сохраняйте ровный тон.
  3. Прежде, чем критиковать, найдите, за что похвалить.
  4. Критикуйте поступки, а не человека.
  5. Не ищите «козла отпущения».
  6. Ищите вместе решение, а не обвиняйте.
  7. Не критикуйте при свидетелях.
  8. Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции.
  9. Проявите эмпатию.
Скрытое замечание
Замечание, как и всякая критика, является конфликтогеном. Опытные руководители стараются ослабить конфликтную составляющую замечания. Для этого надо, чтобы замечание достигло разума, но не задело чувства.
На совещании двое присутствующих разговаривают, думая, что председатель, выступая, не замечает этого.
Руководитель вставляет в свою речь следующие слова:
  • Когда я учился психологии управления, то профессор, ведущий занятия, увидев, что кто-то не слушает, громко сказал: «Эй вы, болтуны!» (Эти слова наш руководитель тоже сказал громко, после паузы.) После чего никто не рисковал отвлекаться.
Услышав это, наши болтуны также перестали отвлекаться.
Таким образом, достоинство нарушителей не было принижено (ведь замечание относилось как бы не к ним). Но их поведение руководитель изменил в нужном ему направлении.
О вреде заглядывания под юбки
Приведем пример, показывающий эффективность скрытых замечаний. Он заимствован нами из ставшего классическим американского «Курса для высшего управленческого персонала» .
Конструкторский отдел был укомплектован способными выпускниками престижных университетов, но работал неудовлетворительно. Руководство увидело причину этого в неудачном размещении отдела. Он располагался под лестницей. Снующие над головами ребят представительницы прекрасного пола волновали их воображение. Услышав очередные каблучки, они постоянно задерживали

свои взгляды на ножках, открывающихся все выше и выше, когда их обладательницы взбирались наверх. Было решено перевести отдел в другое место. Но, чтобы не обидеть молодых людей обвинением, что они больше пялятся на женские ножки, чем смотрят на кульманы, истинная причина была объяснена заботой об улучшении освещения. В результате перемещения показатели отдела стали намного более привлекательными.
Авторы «Курса..:» акцентируют внимание на уходе от открытого замечания и «демонстрации заботы». Нам же интересно добавить к этому, что здесь скрытым было не понуждение к действию, а истинная причина этого понуждения.
Семья как стимулятор хорошей работы
На ряде зарубежных предприятий прижилась практика «открытых дверей». Состоит она в том, что членов семей сотрудников приглашают посмотреть, как, в каких условиях работает глава (или член) семьи. Детям дарят фирменные сувениры и игрушки, женщинам - цветы, подарки. Руководство говорит хорошие слова об их муже (сыне, отце и т.д.), рассказывает, какую важную работу он делает.
Оказалось, что средства и усилия, затраченные на эти мероприятия, окупаются сторицей: отношение работников к фирме и своему труду улучшается. В семьях проникаются сознанием, что нужно создать условия для полноценного отдыха, с большим пониманием относятся к работе во внеурочное время. А в случае конфликтов на работе нередко помогают работнику более объективно воспринимать ситуацию.
Дети как стимул дисциплины
Начальник проводил планерку с самого начала рабочего дня - в 8.00. Регулярно были опаздывающие, и это затягивало ее. Замечания, выговоры помогали мало. Тогда руководитель объявил: если будет хоть один опоздавший, планерку перенесут на самый конец рабочего дня. Опоздания сразу прекратились.
Дело в том, что весьма влиятельную группу составляли мамаши, спешившие после работы забрать детей из яслей-садиков. Они знали, что значит забирать ребенка последним: найти его зареванным, которому разгневанная сверхурочным ожиданием воспитательница «объяснила», что «мама его не любит».
Эти мамаши и предупредили всех: если кто опоздает, накажут так, что мало не покажется! Руководитель знал эту ситуацию и использовал ее в качестве мишени воздействия на нарушителей. Этот пример эффективного скрытого управления демонстрирует и справедливость известного правила менеджмента: исполнение распоряжения более качественно, если оно учитывает личные интересы подчиненного.
Управление нерадивым подчиненным
Оно может осуществляться, например, методом Сократа. Этот метод состоит в задавании цепочки вопросов, позволяющих привести собеседника к нужному решению.
Например, нужно дать поручение сотруднику, который (это известно по опыту) будет спорить, доказывать, что это дело не входит в его обязанности и т.п. Возможен такой вариант диалога:
Руководитель: «Вы были на совещании по вопросу о..?»
Подчиненный: «Да, был».
Руководитель: «Вы, конечно, обратили внимание на пункт четвертый решения?»
Подчиненный: «Да, а что?»
Руководитель: «Этот пункт прямо адресуется вам: нужно сделать» (делается поручение и определяется срок).
Логика последовательно задаваемых вопросов такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего: ведь, отвечая на каждый вопрос, оппонент определяет свою позицию, становится пленником предыдущих ответов.
В рассмотренном примере нерадивый подчиненный, возможно, просто увильнул от совещания или читал на нем детектив (такое поведение не исключает руководитель), но сказать «нет» он не решится, дабы «сохранить свое лицо». А сказавши «да», он отрезает себе пути отступления. Та же ситуация и со вторым вопросом. Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что руководитель одновременно использовал и правило Сократа (см. раздел 8.5).
В более сложных случаях может понадобиться большее число вопросов закрытого типа, чтобы привести оппонента к нужному решению.
Напряженные ситуации в общении с подчиненными
Цель предстоящих упражнений

Словам руководителя подчиненные придают большое значение. Особенно в напряженных ситуациях. Рассмотрим ряд таких случаев с целью обнаружения, какие ответы руководителя на обращение подчиненного показывают последнему, что руководитель понял скрытый смысл высказывания подчиненного. Цель руководителя - создать наилучшие условия для искренности собеседника и доверительной беседы. (Все ответы произносятся ровным тоном, чтобы интонацией не внести нового смысла.)
Ситуация 1
Молодой работник месяц работает в коллективе. В беседе с вышестоящим руководителем, принимавшим его на работу, заметил: «Не могу сказать, почему, но я не чувствую себя полноправным членом. Все приятные люди, но они как-то в тесном кружке, я ощущаю себя чужим среди них. Может быть, это все надуманно мной? Не знаю»...
Ответы:
а) Почему бы вам не сделать что-нибудь приятное товарищам?
б) Вам кажется, что группа вас не принимает?
в) Вы думаете, что чем-то не нравитесь коллективу?
г) Вы думаете, что они должны считать вас своим?
Разбор вариантов удобнее производить не в алфавитном порядке, а в смысловом.
Для того чтобы дать хороший ответ, надо прежде получить всю доступную информацию. Для ее получения не годятся вопросы закрытого типа, то есть те, после которых беседа заходит в тупик.
При ответе «а» фактически говорить не о чем. Задан вопрос закрытого типа, который является по существу советом. Совет этот дан без выяснения полной картины. Вполне могут быть обстоятельства, в которых нет вины новичка, но есть вина коллектива. Например, если есть традиции пьянства или воровства на производстве. В первом случае он сам может не хотеть «влиться», во втором - его будут чураться, чтоб не выдать скрываемое от начальства.
Существует множество причин, по которым коллектив не принимает новичка. Их можно разбить на три группы:

  1. причины, связанные с личностью новичка: плохое отношение к труду, незнание работы, вызывающее поведение, плохие привычки, личные качества и т.д.;
  2. причины, идущие от коллектива: наличие отрицательных установок, в которые положительный человек «не вписывается»;
  3. причины, идущие от руководства: работник принят, например, без учета мнения бригадира или приход нового работника уменьшает заработки остальных (туда, где хорошо зарабатывают, стремятся устроить «по блату»).
Как видим, существует множество причин, которые идут не от работника. И предстоит разобраться, какое из обстоятельств служит истинной причиной.
В ответе «в» руководитель фактически исходит из вины новичка, что преждевременно.
Думается, что среди всех причин более всего расстроят молодого человека те, что связаны с его личностью. Поэтому сведение вопроса только к обсуждению, почему он не нравится коллективу (вариант «г»), не способствует разговору по душам.
Таким образом, ответы «а», «в», «г» не создают условий для доверительной беседы, то есть не достигают поставленной цели, а значит - неудачные.
В ответе «б» руководитель просто перефразирует слова собеседника, возвращая их в виде «зеркального» вопроса. На него будет естествен ответ «да». Он показывает, что руководитель правильно понял подчиненного, что важно для них обоих.
Всякое «да» в разговоре объединяет и способствует дальнейшему сближению (правило Сократа).
После этого вполне естествен следующий вопрос руководителя: «А в чем это проявляется?» - вопрос открытого типа, позволяющий получить необходимую информацию.
Вполне возможно, что, даже основательно расспросив, руководитель может ничего не посоветовать, а попросит зайти к нему через несколько дней, чтобы иметь возможность поговорить с некоторыми членами коллектива, которым доверяет, и только после этого что-то посоветовать молодому человеку.
Подобный визит должен принести пользу не только пришедшему, но и руководителю.
80% информации о взаимоотношениях в коллективе руководитель получает в виде конфликтов и жалоб. То есть многое от него скрыто. Поэтому всякая возможность получить информацию на более ранней стадии должна быть им максимально использована. И в данном случае руководитель заинтересован в доверительной беседе не менее, чем подчиненный.
Таким образом, вариант «б» является наилучшим. К этому же выводу мы придем, если проведем трансактный анализ диалога.
Работник задает трансакцию «Парламентер»: В (рассудительность)-gt;Р (покровительство). На эту трансакцию руководитель отвечает следующим: а) Дlt;-Р; б) Вlt;-В; в) Дlt;-В; г) Дlt;-В.

Во всех случаях, кроме варианта «б», работнику отводится позиция Дитя (чувство вины, неуверенность или беспомощность) и осуществляется пристройка сверху. Это никак не способствует доверительному общению.
Только ответ «б» осуществляет пристройку рядом (трансакция «Коллега»), что настраивает на откровенный разговор и получение информации, без которой невозможно дать правильный совет.
Ситуация 2
Сотрудник сказал своему начальнику, недавно вступившему в эту должность: «Яуже давно здесь работаю и не помню случая, чтобы меня заставляли переделывать мой отчет. Вы первый, кто это сделал. Возможно, в отчете есть какие-то неточности, никто от них не застрахован. Но переделывать все?!.. »
Ответы:
а) Вы считаете, что несправедливо заставлять вас устранять ваши же ошибки?
б) Надеюсь, вы проверили отчет перед тем, как сдать его мне?
в) Вам кажется, что в отчете только мелкие неточности?
г) Вы считаете, что я придираюсь?
Для нового руководителя важно взять правильный тон во взаимоотношениях со старослужащими. Многие конфликты, длящиеся затем годами, возникают именно в момент прихода нового руководителя из- за неправильного его поведения. Важно не противопоставить себе, а наладить сотрудничество. Вот и данный визит может привести к конфликту, если руководитель займет неправильную позицию.
В ответе «а» руководитель занимает позицию Родитель, а подчиненному отводит роль Дитя, то есть осуществляет трансакцию «Босс». Акцентируя внимание на «ваших же ошибках», он заставляет подчиненного оправдываться. Конфликтогеном является и слово «заставлять».
Этот ответ явно ведет к конфликту, ведь подчиненный не согласен с наличием ошибок, он считает, что это не более чем неточности.
В ответе «б» та же трансакция Р-gt;Д («Босс»). Постановка вопроса унизительна, тем более для работника, привыкшего сдавать отчет «с первого предъявления», то есть делающего работу качественно.
В соответствии с классификацией конфликтов рассматриваемая ситуация относится к числу конструктивных конфликтов. Их положительное разрешение приносит пользу организации.
Действительно, разобравшись в существе «неточностей», руководитель и подчиненный лучше бы поняли друг друга, согласовали свои позиции.
Вместо этого руководитель ответом «г» переводит отношения в личностно-эмоциональный конфликт, который ничего, кроме вреда, не принесет.
Слово «придираюсь» подчеркивает позицию превосходства («Босс») и потому ведет к конфликту. Подчиненный загнан в угол: согласиться с руководителем - значит бросить открытый вызов. Не согласиться - значит сдаться без боя.
Наиболее удачный ответ «в». Подчиненный, естественно, отвечает:

  • Хорошо, давайте разберемся с этими неточностями.
Наиболее вероятен будет компромисс: руководитель убедит, что и почему надо переделать. Подчиненному не придется переделывать весь отчет. Общение идет при оптимальном для последнего распределении ролей Взрослый - Взрослый, то есть трансакция «Коллеги».
Ситуация 3
Один из сотрудников говорит руководителю: «Я не хочу работать с Сидоровым. Он лодырь, слишком много думает о себе, а сам жалуется, что ему не помогают. Мне надоело делать за него работу».
Ответы:
а) Вы считаете, что Сидорова надо подтянуть?
б) А как Сидоров относится к Вам?
в) Вы считаете, что Сидоров вносит разлад?
г) Вы думаете, что Сидорова лучше «уйти»?
Анализ ответов:
«а», «г». В этих ответах руководитель становится на сторону жалующегося, не выслушав других, в частности Сидорова.
«б». Сотрудник говорит о наличии конструктивного конфликта: устранение его причин улучшит производственные отношения. Руководитель же сводит дело к личностно-эмоциональному конфликту, тем самым придает разговору неконструктивный характер.
«в». «Вы считаете, что Сидоров вносит разлад?» - «Да». - «А в чем это выражается?»

Этим и последующими вопросами открытого типа руководитель имеет возможность получить максимум информации. Затем, перепроверив ее, примет решение самостоятельно и без давления с чьей бы то ни было стороны.
Ситуация 4
Молодого работника, допустившего брак, вызвали к руководителю. Войдя, он сказал: «Не пойму, зачем отвлекать людей от работы. Прошу, не задерживайте меня, работа стоит».
Ответы:
а) Вы считаете, что помощь вам не нужна?
б) Вы не верите, что вам могут помочь?
в) Вы думаете, что вас вызвали для нотации?
г) Не делайте поспешных выводов.
Анализ ответов:
«в», «г». Этими ответами руководитель осуществляет пристройку сверху: занимает позицию Родитель, а подчиненного ставит на позицию Дитя. Ответ - это прямое замечание, а «в» содержит слово- конфликтоген - «нотация». Такими пассажами искренности со стороны работника не добьешься.
«а», «б». Эти ответы предполагают ответа «да». Однако ответ «а» приписывает провинившемуся более категоричную позицию неприятия помощи («Вы считаете») и содержит некий вызов. Этого недостатка лишен более мягкий вопрос «б», который и является предпочтительным.
Ситуация 5
Опытный работник пенсионного возраста зашел в кабинет к руководителю: «Извините, мне как-то не по себе. Всюду устанавливают новое оборудование, техника что надо. Однако как будет выполняться моя работа? Я тут прикинул, по-видимому, мой опыт еще пригодится».
Ответы:
а) Вы считаете, что новое оборудование у нас пока преждевременно?
б) Вы хотите сказать, что техника не заменит человека?
в) Вас волнует, как это отразиться на вас при переходе на новую технику?
г) Итак, вы не спешите уходить от нас?
Анализ ответов:
«а», «в». Первая задача - понять скрытый смысл высказывания собеседника. Ответы показывают, что руководитель, по-видимому, слушал невнимательно, так как не понял мысли работника.
«г». Руководитель понял, чего боится посетитель, но отреагировал бестактно прямолинейно. Его вопрос апеллирует к чувству, то есть отводит собеседнику позицию Дитя, заставляет его нервничать.
«б». Ответ предполагает «да» и демонстрирует уважение к опыту ветерана, создает наилучшие условия для откровенного разговора.
Ситуация 6
Когда начальник сделал замечание подчиненной, женщине пенсионного возраста, та сказала: «Итак, я поняла, что отработала свое, что надо уходить»
Ответы:
а) Напрасно вы так считаете.
б) Вас ни на кого не променяю!
в) Вы считаете, что здесь нужен более подготовленный человек?
г) Вы думаете, что к вам придираются?
Анализ ответов:
«а». Хотя по смыслу это верно, но сами слова означают позицию Родитель, пристройку сверху, то есть то, что не способствует доверительному общению.
«г». Переводит конструктивный конфликт в деструктивный: вместо обсуждения работы - предлагается выяснение отношений: прав или не прав руководитель.
«в». Ответ создает впечатление, что замечания были неслучайными, что руководитель сомневается в подготовленности работницы. Это худший изо всех рассматриваемых ответов.
«б». Чтобы вывести работницу из подавленного состояния, неплохо и «подсластить». Тем более, что она, как видно, из тех, кто очень болезненно воспринимает критику (это, кстати, довольно характерно для женщин). Доброе слово придаст ей силы и поможет преодолеть недостатки в работе. Данный ответ представляется лучшим.
Ситуация 7

Руководитель объясняет молодому работнику, что надо придерживаться установленных правил, а не поступать по своему усмотрению. Работник раздраженно отвечает: «Вы призываете к творчеству, а сами пресекаете всякую инициативу».
Ответы:
а) Почему бы вам не посоветоваться со мной, прежде чем что-то предпринимать?
б) Вам не по душе, что я критикую вас?
в) По-видимому, мне нужно было больше учить Вас.
г) Вы считаете, что рутинную работу должен делать кто-то другой?
Анализ ответов:
«а». Руководитель попался на манипуляцию подчиненного: тот подменил предмет разговора. А руководитель помогает ему, подтверждая, что он действительно подавляет инициативу.
«в». Явная трансакция «Босс»: руководитель занимает позицию Родитель (учит), отдавая собеседнику позицию Дитя (беспомощность). Раздражение собеседника этим только усиливается.
«г». Руководитель подменяет предмет обсуждения: рутинная (черновая) работа - это одно, а работа по правилам - это совсем другое. Поскольку логика здесь не в почете, то править бал будут эмоции, негативная окраска которых сделает свое черное дело.
«б». Трансакция «Коллега» (В-gt;В). Пристройка рядом (а не сверху). Ничего обидного в словах руководителя нет: всякому неприятно, когда его критикуют. Очевиден ответ: «Конечно» (или «А кому нравится?»). После этого можно перейти к рассмотрению конкретных нарушений работником правил, терпеливо разъясняя опасности, которые в этом таятся.
Ситуация 8
30-летний мужчина говорит своему начальнику: «Я не боюсь работы. Хотя, правда, не всякая работа мне нравится. Работа, с которой справится всякий, мне не по душе».
Ответы:
а) Вы думаете, что способны на большее?
б) Вы считаете себя способнее других?
в) Вы стремитесь к продвижению?
г) Вы считаете, что вас недооценивают?
Анализ ответов:
«г». Этим вопросом руководитель переводит конструктивный конфликт (недоиспользование творческого потенциала работника) в деструктивный - спор по поводу правильности оценки руководителем этого подчиненного.
Смысл высказывания подчиненного не раскрыт, поэтому разговор не удастся.
«в». В нашем обществе обвинение в карьеризме имеет большую убойную силу. Этим вопросом подчиненный загоняется в угол.
«б». Высокое самомнение человека осуждается окружающими. Поэтому вопрос воспринимается как упрек, что не способствует доверительной беседе.
«а». Фактически подчиненный и говорил о том, что он способен на большее. Это лучший ответ руководителя, начинающего разговор на равных.
Ситуация 9
Член бригады, работающей на единый наряд, говорит: «Закрытие наряда у нас превращается в дележ денег, каждый тянет на себя. Все готовы перегрызться».
Ответы:
а) Вас не устраивает заработок?
б) Вы считаете, что система оплаты не подходит для бригады?
в) Вы считаете, что вокруг этого слишком много разговоров?
г) Вы считаете, что зарплату надо распределять как-то по-другому?
Анализ ответов:
«а», «в». Ответы неудачные, они показывают, что руководитель не понял, что больше всего не нравится работнику отсутствие духа товарищества в бригаде: «дележ денег» разъединяет людей.
«б», «г». Эти ответы более конструктивны, поощряют участие работников в управлении. При этом ответ «б» скорее закрытого типа, а «г» - открытого, поэтому последний ответ несколько предпочтительнее.
Руководитель сказал подчиненной, женщине «бальзаковского возраста», что уже второй раз

справляется о нужном ему документе, на что она ответила: «Я ведь хочу сделать как лучше. Вы же знаете, что я не могу работать как попало! Если я уже не устраиваю Вас, скажите об этом прямо».
Ответы:
а) Ну что вы так нервничаете? Не вижу для этого повода.
б) Вам стало труднее работать со мной? Может, у меня с возрастом характер портится?
в) Почему вы делаете такие выводы?
г) Я знаю, что вы старательны. Наверное, я не сказал вам, как срочно нужен мне этот документ.
Анализ ответов:
«а». Руководитель отвечает снисходительно, то есть проявляет превосходство, хотя и с оттенком доброжелательности. Это трансакция типа «Босс». (Р-gt;Д). Позиция Родитель проявляется в покровительственном тоне руководителя, позиция Дитя - в акцентировании на чувство беспокойства у подчиненной.
Доверительной беседе трансакция «Босс» не способствует.
«б». Упоминание о возрасте начальника сразу будет воспринято женщиной как намек на свой возраст. Бедная женщина! Как тут не вспомнить: «Хотел - как лучше, а получилось - как всегда».
«в». Вопрос бессмысленный. Женщина все уже сказала. Никакой новой информации ее ответ на этот вопрос не даст, поэтому породит отрицательные эмоции подчиненной.
«г». Руководитель предпочел взять вину на себя и похвалить подчиненную. Наилучший способ вернуть ее в работоспособное состояние.
Ситуация 11
Мастер, увидев болезненное состояние рабочего, посылает его в здравпункт, объясняя это опасением, что тот получит травму. Работник нехотя отвечает: «Да это пустяки, но если уж вы так хотите, схожу».
Ответы:
а) Вы не хотите идти к врачу?
б) Вы согласны идти?
в) Не теряйте времени.
г) Вы недовольны моим решением?
д) Может, вы и правы, но посмотрим, что скажет врач.
е) Вы боитесь потерять в заработке?
Анализ ответов:
«а», «б». После того как рабочий согласился идти, втягивать его в дискуссию не имеет смысла.
«в». Зачем дополнять приказание, то, с чем подчиненный не спорит? Чтобы продемонстрировать свое превосходство?
«г». Слова руководителя переводят диалог в русло конфронтации.
«е». Руководитель только узнал наиболее вероятную причину поведения рабочего. Однако стоит ли заводить разговор на эту тему? Все ведь зависит от диагноза врача а не от чего-либо другого.
«д». Наилучший ответ: он не позволяет уйти от объективных факторов и скатиться на бесплодные дискуссии.
Ситуация 12
45-летний мужчина восторгается нынешним местом работы: «Я работал на многих предприятиях и теперь вижу, что лучше, чем это место, мне и желать нечего».
Ответы:
а) Вы многого ожидаете от этой работы?
б) Зависит от того, как посмотреть.
в) Вам, видимо, не нравились прежние места?
г) Вы, наверное, долго на одном месте не работали?
Анализ ответов:
«г». Принижая человека, нельзя добиться от него искренности.
«в». Обсуждение прежних мест работы ничего не дает руководителю. Тем более, что информация - односторонняя, то есть вполне возможно, не очень достоверная.
«б». Скептицизм в отношении своей работы неуместен.
«а». Это вопрос открытого типа. Он позволяет познакомиться с ожиданиями подчиненного, со шкалой его ценностей. Полученная в таком ключе информация поможет взаимодействовать с этим человеком, избегать конфликтов и управлять им.

В беседе с руководителем молодая работница сетовала на неполадки в коллективе. В конце беседы сказала: «Многие, кого я считала друзьями, оказались совсем не теми, за кого я их принимала. Может, правда, я слишком много ожидала от тех, с кем близко общаюсь?»
Ответы:
а) Вы думаете, что надо уйти из коллектива?
б) Когда узнаешь людей ближе, нередко теряешь к ним интерес.
в) Вам кажется, что не нужно ожидать от людей слишком многого?
г) Вы думаете, что если уйдете, то ваши проблемы будут разрешены?
Анализ ответов:
«а», «г». Для женщины большое значение имеет отношение к ней руководителя. Не зря среди женщин популярно высказывание: «Выбирай начальника, как второго мужа». Всякий понимает, что речь идет о человеческих его качествах. И если работница делится со своим начальником, как это в нашем сюжете, то это значит, что своим руководителем она довольна. И вряд ли помышляет об уходе. Поэтому говорить с ней об этом - значит проявить непонимание.
Смысл ее высказывания - в разочаровании друзьями.
«б». Ответ руководителя неточно воспроизводит смысл высказывания подчиненной. Она имеет в виду не интерес к человеку, а способность к дружбе.
«в». Наверное, этот ответ ближе всех к тому, что беспокоит женщину. И поэтому имеет большие шансы перерасти в доверительную беседу.

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в "Согласии с рассылкой"

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Google Analytics. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Новая должность, отдельный кабинет, собственный штат подчиненных и «нимб» руководителя над гордо поднятой головой... Все эти привилегированные полномочия вы приобрели совсем недавно, получив место в административном отделе и автоматически пополнив число «избранной вышки» своей компании. Но не успели вы еще отойти от невесомого состояния эйфории и головной боли от вчерашнего празднества в честь повышения, как в бочку с медом буквально свалилась ложка дегтя в виде проблем с подчиненными, которые развернули целые баталии в отделе, открыто или втайне отказываясь принимать личность нового босса.

«Повстанцы» игнорируют поручения, оспаривают информацию, намекая на ее недостоверность, критикуют методы управления, всем своим видом демонстрируя нежелание подчиняться. На первых порах не все новоиспеченные руководители решаются на карательные операции в виде штрафов, увольнений и битья стекол машин своих подчиненных темной ночью (это, конечно, преувеличение, но чем черт не шутит), и незримая война затягивается на неопределенное время. Нежеланный босс бросается за советами к более опытным коллегам либо исследует недра сети Интернет с целью найти способ, и стать достойным руководителем. Рассмотрим, что советуют в подобных случаях психологи.

Тонкая грань между прутиком и пряником

Самое первое и, пожалуй, главное правило - каким бы ни был метод управления, он не должен наносить вред ни сотруднику, ни рабочему процессу. Независимо от того, сколько вы проштудировали литературы по этой теме, посмотрели обучающих роликов, наслушались противоречивых советов от коллег во время обеда, стиль вашего управления не должен слепо копировать инструкции, напечатанные в книгах и озвученные опытными руководителями. Психология управления людьми в вашей интерпретации должна нести в себе индивидуальные отпечатки натуры, естественные особенности характера, отточенные умением контролировать свои эмоции, и собственный опыт пройденного пути от низов к верхам иерархической лестницы. Ваше отношение к подчиненным должно быть ровно таким, какого вы ожидали от своего босса, сидя в кресле обычного клерка. Попробуйте отыскать золотую середину между злобным придирчивым занудой, отказывающимся выдавить из себя даже звук похвалы, и мягким ведомым боссом, который не решается выказать свое недовольство.

«Вето» руководителя, или Чего не следует делать

Перед тем как найти желанный ответ и действенный метод, как подчинить себе подчиненных, следует ознакомиться со списком запрещенных действий, нарушение которых охарактеризует вас как крайне неприятного и невоспитанного начальника-самодура:

  • Переход на личности. Разбор личных, не имеющих отношения к делу качеств сотрудника - верный способ восстановить против себя коллектив.
  • Повышенный тон, переходящий в крик. Дикий ор не напугает сотрудников и не заставит их подчиняться, более того, таким поведением вы продемонстрируете свою слабость и неумение сдерживать эмоции, а следовательно, и управлять.
  • Регулярная самопохвала и демонстрация собственной значительности. Начальник, расхваливающий исключительно себя и не упускающий возможности похвастать своими успехами, показать, насколько значима его фигура для компании, никогда не сможет вызвать у вверенного ему коллектива уважения и поддержки, а уж тем более восхищения.
  • Нарушение и распорядка рабочего дня по праву вхождения в число «господ». Если руководитель позволяет себе действия, относящиеся к разряду запрещенных им же (в виде нескончаемых телефонных разговоров со своей пассией, использования наушников, просиживания в интернете, скайпе не по рабочим вопросам, перекуса в отделе), подчиненные сотрудники вскоре начнут брать с него пример, быстро превратив официальные запреты в формальные.
  • Вялая работоспособность, незаинтересованность в результате, отсутствие ярких идей и инициативы. Каков начальник, таковы и сотрудники. Лидер, не ратующий за родное предприятие, в любом случае заразит своим безразличием людей, идущих за ним.

Категории управления, приемы и хитрости

Несмотря на многогранность, практическая психология управления людьми делится на две категории:

  1. Путь к успеху, сидя верхом на шее подчиненных, или Приемы бесчувственного лидера.
  2. Путь к успеху в качестве победителя на руках подчиненных, или Сила вдохновения.

Лидер выбирает соответствующую тактику - в зависимости от личных качеств, собственного опыта и отношения к людям в целом.

Манипуляция

Манипуляция в качестве скрытого управления подразумевает под собой ловкое, хитрое, направленное на достижение собственных целей воздействие на человека. В редких случаях конечные цели бывают благими, но манипулирование, по своей природе, есть не что иное, как акт влияния на людей, незаметное принуждение к принятию ими невыгодных решений. Основное его отличие от добровольного подчинения состоит в том, что человеку просто не оставляют выбора избрать иной путь, кроме навязываемого.

В нашем случае рассматриваемое понятие, в зависимости от характера руководителя, может применяться для достижения собственных корыстных целей либо во благо компании. Управление подчиненными по принципу манипулирования включает умело вызванную обиду, злость, страх, чувство вины.

Обида, злость

Брошенная вскользь или напрямую руководителем нелестная фраза относительно деловых качеств сотрудника на фоне развернутой похвалы другого подчиненного в 9 случаях из 10 достигает цели, а все благодаря присущему людям чувству соперничества. Стимулирующее заявление выглядит примерно так: «Петров блестяще справился с поставленной задачей, но вы ведь так не сможете?» или «Вы Петрову в подметки не годитесь!», либо «Вы не способны ни на что, а вот Петров!» Захлестнувший сотрудника коктейль взрывоопасных чувств - злость, обида, желание продемонстрировать свои способности и доказать, что он тоже многое может и умеет, - подталкивает манипулируемого к выполнению самых разных задач. Не задумываясь о характере своих действий, подчиненный, сам того не ведая, способствует воплощению идей начальника.

Страх

Невозможно с точностью определить природу страха перед начальством: он может быть вызван авторитетом лидера-деспота, слабой волей подчиненного либо запугиваниями в форме: «За непослушание и невыполнение поставленных задач - увольнение!» Пара запугиваний, закончившихся расчетом строптивых работников для подтверждения слов, окажут нужное действие: сотрудники, дорожащие местом, пойдут на поводу у начальника. Только в этом случае отношения руководителя и подчиненного будут основаны не на уважении, самоотдаче во имя предприятия, а на банальном страхе потерять работу.

Чувство вины

Скрытое управление, построенное на чувстве вины, включает методы, при которых начальник объявляет о лишении всех сотрудников отдела премиальных или отпуска ввиду некачественной работы одного из них; либо без премии (отпуска) остается один работник из-за недостаточного рвения остальных. Прием давления, основанный на чувстве вины, направлен вызвать мотивацию работать лучше, дабы не подвести других.

Психология управления людьми, основанная на умелой провокации, способна дать задуманные результаты, но применима в тех случаях, когда скрытое воздействие необходимо для благих целей, а не для собственной корысти, с использованием чужих сил и ресурсов.

Положительное влияние

Чтобы стать хорошим лидером, необходимо осознать, что ваше поведение, поступки и взаимоотношения с подчиненными напрямую влияют на микроклимат отдела, отношение сотрудников к работе и результативность выполняемых задач. Руководитель должен уметь брать на себя ответственность, вдохновлять свой коллектив, заражать их своим энтузиазмом, подавать пример и быть для них идеалом. Прекрасный лидер - не тот, кто вызывает у подчиненных животный страх, подавляет и провоцирует на конфликты. Истинный вождь - тот, кто, зная психологию каждого сотрудника, его стремления, ценности и желания, направляет поток энергии в нужное русло. Для него нет сословий «начальник и подчиненный», он отдается работе настолько, что не может не вызвать восхищения, его любят, ценят, уважают все и с готовностью следуют за ним.

Похвала, лесть, поощрение

Не секрет, что любой человек нуждается в регулярной похвале, поощрении и одобрении своих действий. Руководитель - именно тот, кто может дать желаемое своим подчиненным. Заслуженная похвала, система премирования лучших сотрудников, признание их достижений - действенный инструмент для завоевания доверия, уважения коллектива и вдохновения его на еще более блестящие результаты.

Эффективным методом управления является также авансированная похвала, когда босс заранее выражает подчиненному признательность, например: «Я решил доверить это задание вам, так как только вы сумеете с ним справиться». Ободренный и благодарный сотрудник (а то как же: «Шеф считает меня лучшим, и я просто не могу подвести его!») выполняет поручение с удвоенным рвением и старанием. В этом случае начальник, четко представляющий, как подчинить себе подчиненных, одним выстрелом кладет на лопатки двух зайцев: добивается отличного выполнения поставленной задачи и увеличивает число преданных ему людей.

Искусство вдохновения

Важно уметь направлять множество людей с различными целями, разной степенью работоспособности и умений на единый путь. Для этого к каждому члену команды необходимо найти индивидуальный подход, узнать его стремления и мотивы и, исходя из этого, разработать мотивацию. Ведь когда понятны мотивы, легче двигаться вперед, превратив разрозненную толпу в сильную, нацеленную на конечный результат дружную команду. Руководитель должен не только уметь вдохновлять, но и поддерживать боевое настроение, идти против ветра, раздувая веру в непременный успех, когда невольно опускаются руки… Кроме того, одним из отличных качеств босса в его арсенале является способность эффективно и оперативно разрешать ссоры между сотрудниками без ущерба для обеих сторон. А конфликт «руководитель-подчиненный» у профессионального лидера бывает лишь единожды - в самом начале управленческой карьеры, и то не всегда.

Компетентность

Подчиненные часто обращают внимание на то, насколько компетентен их начальник во вверенной ему сфере, обладает ли он нужными знаниями и навыками. Вы должны быть готовы к тщательной оценке, пристальному интересу и подробному разбору своих способностей со стороны ваших подопечных. Поэтому вам просто необходимо знать о своей деятельности практически все, постоянно совершенствоваться и пополнять багаж знаний. В глазах коллектива руководитель - воплощение совершенства, гениальности и яркого, нестандартного ума, иначе как ему удалось добиться этой должности? Вы ведь не хотите разочаровать своих сотрудников, а уж тем более чувствовать себя недостойным лидером, регулярно обращаясь за помощью к ним в незнакомых вам вопросах? Изучайте, анализируйте и постоянно учитесь, чтобы стать асом в своей области, не взваливая собственных обязанностей на сотрудников, иначе в чем смысл понятий «руководитель» и «подчиненный»?

Обращайтесь по имени

Пользуйтесь советом известного психолога Д. Карнеги, который утверждал, что имя - это самый сладостный звук для нас. Обращение по имени повышает значимость человека в собственных глазах и вызывает доверие к собеседнику. Называйте своих подчиненных не по фамилии, прозвищам, а строго по имени, и ни в коем случае не путайте и не коверкайте его. Этот простейший прием гарантирует вам расположение и уважение окружающих.

Умение слушать - тоже искусство

Научитесь внимательно слушать собеседника, сохраняя на лице выражение вежливого интереса, без тени нетерпения или, что еще хуже, безразличия. В том случае, если вы не согласны с его словами, не спешите перебивать разговор своими аргументами. Выслушайте сотрудника до конца, отметьте ценность его мнения и только потом высказывайте свое видение данного вопроса. Умение слушать и считаться с мнением подчиненных лишь поднимет ваш авторитет и завоюет уважение коллектива.

Применив в своей описанные выше методы и советы, вы поймете, как подчинить себе подчиненных, а возможно, и станете одним из лучших лидеров нашего времени.



Закрытие ИП