Лепка индюка из целого куска. Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовителной группе. Рисование «ветка рябины»

– Незнайка просит вас изготовить на память о занятии игрушку. Давайте слепим такой сувенир – игрушку «Индюк». Рассмотрите дымковского индюка. Расскажите о возможных способах его лепки.

– Опишите последовательность лепки дымковского индюка.

1. Формируем из куска глины овал.

2. Вытягиваем хвост, голову, клюв, гребень, «бородку».

3. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

4. Прищипывая пальцами края крыльев и хвоста, украшаем игрушку оборками.

Рефлексия.

– Рассмотрите поделки из глины на нашей выставке и выберите самые выразительные. Какая игрушка самая нарядная, большая, маленькая и т. п.?

– Незнайка благодарит вас за помощь.

Занятие 5
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ
«КАК ПТИЦЫ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ».
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ: ГЖЕЛЬСКИЕ УЗОРЫ

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (декоративное рисование: гжельские узоры).

Материалы и оборудование: шаблоны посуды, вырезанные из белой бумаги; краски, кисти; репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики; изделия гжельской керамики; иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц», графическая модель – клювы птиц.

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

Игра «Доскажи словечко».

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня… весна.

– Какие изменения в неживой природе происходят весной? (Ответы детей.)

– Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица) .

– Сегодня птицы приглашают нас в свои гнезда.

2. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают».

– Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями.)

– По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)

– Каких птиц мы называем перелётными, а каких – зимующими?

– Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие.)

– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)

– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

– Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.

– Отгадайте загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица … (грач) .

– Рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц.

– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок.)

– Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец) .

– Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.

– Послушайте рассказ М. Богданова:

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

– Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Путь проделав длинный,

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

(Соловей.)

– Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

– На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы высиживают птенцов, строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)

– Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

Солнцу золотому косу заплетала.

Дрозд метёлкой двор метёт –

Дрозд гостей сегодня ждёт,

У него на день рожденья

Червяки на угощенье.

Нашей Любице не спится –

Прилетай к нам, аист-птица,

С тихой дрёмой, с крепким сном,

Угостим тебя зерном,

Напоим водицей.

Прилетай к нам, аист-птица.

– Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».

– А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта – перед прилётом скворцов. Какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

Из дальних стран домой вернулись птицы:

Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так кричат – себе жилища строят.

– Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».

– Какие птицы здесь живут?

Показывает картинки с изображением озера, луга, леса, кустарника.

– Чьё это гнездо?

Показывает изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее.

– Кто как поёт?

– Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?

Динамическая пауза.

Капли звонко капали (прыжки на месте) ,

Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) .

Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся) ,

Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся) .

С нас течёт уже вода (наклон вниз) ,

Мы растаем навсегда (выпрямляемся) .

– В какой росписи можно встретить узор с птицами? (В хохломской и гжельской.)

Что ж, давайте по порядку,

Загадаю я загадку

Кто быстрее ответ найдёт,

Первым и тему урока назовёт.

Снежно-белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель.)

– Вы не раз встречали необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика. Сегодня мы продолжим работу по теме «Гжель».

Керамика – это глиняная посуда, слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для мастера великим и мудрым учителем. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором.

Фарфоровые чайники, Известно всем в народе:

Подсвечники, часы, Ее названье – Гжель.

Животные и птицы Гордятся в Гжели жители

Невиданной красы. Небесной синевой,

Деревня в Подмосковье Не встретите на свете вы

Прославилась, теперь Красоты такой.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которых была бывшая Гжельская волость.

Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь прочной и звонкой.

– Вслушайтесь в само слово «гжель», и вы уловите что-то общее со словами «жечь», «обжигать». Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Ее делают и сейчас. Посмотрите, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган». Запомните форму этих сосудов.

Квасники декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках.

Кумганы – подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная глазурь придавала блеск.

– Ребята, запомните: фаянсовая посуда – из белой глины, а вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

Майолика, фаянсовая посуда, фарфор – все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

– А какое настроение у вас возникает при рассматривании гжельских изделий? (Радостное, веселое.)

– За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? (Синим цветом.)

– Да, вы правы – своим цветом. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись.

– Давайте выполним гжельскую роспись на шаблонах посуды.

Дети выбирают шаблоны посуды, вырезанной из белой бумаги, и расписывают его по образцу.

Рефлексия.

– Птицы любуются нашими работами. Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные. Объясните свой выбор.

АПРЕЛЬ

Неделя.

Занятие 1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОТРЫВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ
СКАЗКИ «МАША И МЕДВЕДЬ»

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России – флагом и гербом; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага, патриотические чувства через художественное слово, музыку, любовь и уважение к Родине; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, штандарт, копьё).

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о гербе, флаге, мелодии гимна Российской Федерации; распределяет роли до начала игры и сам строит свое поведение, придерживаясь роли; игровое взаимодействие сопровождает эмоциональной речью; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр.

Материалы и оборудование: глобус, карта мира, указка; герб СССР, герб России; монеты с гербом России для каждого ребёнка; флаг России, иллюстрации с изображением первых стягов; портрет президента России Д. А. Медведева; иллюстрация с изображением штандарта Президента; цветная бумага, клей, ножницы, салфетка для аппликации.

Музыкальное сопровождение: «Эхо» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой) .

Светлана Кожевникова

Мастер-класс с фото.

Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений старших дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, учителям.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: создание объёмного образа дымковского индюка из глины с последующей росписью изделия.

Задачи: - продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;

Научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;

Развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

Материалы и инструменты:

Для лепки: глина, дощечка для лепки, тарелочка с водой для увлажнения глины, стеки, тряпочка.

Для расписывания изделия: гуашь, кисти №5,2, баночка с водой, салфетка.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребёшок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк! И. В. Кадухина

Ход мастер-класса:

Берем глину шарообразной формы и делим его пополам стекой.

Из первой половины овальной формы формируем туловище, шею, ноги путем вытягивания частей из целого. Используем пластический способ лепки. При работе с глиной руки смачиваем водой, это позволяет сгладить все неровности и шероховатости поделки.

Вторую часть глины делим пополам. Используем конструктивный и комбинированный способ лепки.

Из одной части выполняем хвост. Для этого из комка глины раскатываем шар. Расплющиваем его в лепешку, толщиной около 1 см, и прищипываем края.

Примазываем хвост – лепешку к туловищу.

Оставшуюся часть делим еще на две равных части.

Из двух овальных лепешек делаем крылья. Также прищипываем края крыльев.

Тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

Детали лепим из дополнительного кусочка глины: бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Лепим гребень – соединяем три капельки глины на голове, тщательно их примазываем стекой.

Даем работе высохнуть 3-4 дня и покрываем белой гуашью.

После высыхания начинаем роспись индюка. Рисунок можно нанести предварительно простым карандашом.

Дымковский индюк хорош.

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Попробуйте сделать такого же дымковского индюка вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины» Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Дымковская игрушка - один из самых старинных русских народных глиняных художественных промыслов, более четырехсот лет. Возник в заречной.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Очень известной фигуркой среди дымковских игрушек выступает индюк. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается интересная птица с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на данном занятии.

Глины размером с кулак хватит на изготовление статного индюка. Чуть больше половины уйдет на тело и хвост, а все остальное может уйти, при желании, на крылья, ноги и украшения.

Всегда стремитесь вылепить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживании.

Я вылепил из одного куска заготовку, состоящую из головы, туловища и хвоста. Можно было бы вытянуть из этого куска глины и ноги, но я подумал, что индюк получится тощим, поэтому ноги сделаю отдельно. Не всегда уместно добавлять глины к взятому уже куску, так как ее придется снова хорошенько промять, а это отнимает время. Я всегда стараюсь изготовить игрушку из первоначально взятого куска, какого бы размера он ни был.

Пропорции утверждены. Теперь нужно придать форму частям тела и правильно установить посадку птицы. Гордая птица держит голову высоко и грудь колесам, возьмем это на вооружение. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

На следующем этапе придадим птице устойчивости с помощью цилиндрических ног, хорошо примазанных и с нечетко выделенными пальцами.

Птица, даже нелетающая имеет крылья, и нашего индюка мы не лишим их. Две лепешки крепятся к спине и после заглаживания декорируются волнистым краем. Придается такой эффект с помощью легкого сплющивания и принудительного изгибания. Не забываем про симметрию.

Хвост обычно отдельная гордость индюка и сравним с хвостом павлина. Но я уделю ему меньшее внимание, так как глины распределил на него изначально меньше, чем телу. Для небольшого увеличения и декорирования я сделал защипывание краев хвоста.

Очень распространенное декорирование - капельки. Так мы украсим перистую грудь птицы. Делаются из глины элементы в виде капель, и прилепляются к изделию, сплющиваясь. Несколько слоев таких перьев нарядно смотрятся на игрушках.

Еще один элемент - лента. Она изготавливается из круглого в сечении жгутика с помощью влажной ткани. Жгутик завертывают в ткань так, чтобы сгиб ткани плотно прилегал с жгутику. Затем пальцем разглаживают жгутик со стороны обратной сгибу ткани. Если все правильно сделать, получится лента каплевидная в сечении, где с одной стороны округлый плавный край, а с другой тонкий. Этот тонкий край и примазывают к изделию. Толстый же, чаще всего, сгибают волнами.

Пустим два таких элемента от клюва к началам крыльев. На голову можно добавить небольшой каплю-хохолок, или даже корону.

Спина мне показалась пустовата, и элементами «капля» я образовал пятилистный цветок. Получилось нормально.

Дополнительно можно украсить и хвост, главное не в ущерб общей картины. Декора всегда должно быть в меру. Помните о том, что все дополнительные элементы добавят хлопот и с окраской будущего изделия.

Если пытаюсь воссоздать что-то по памяти, например понравившееся изделие на выставке, то не задумываюсь о том, каким способом я это делаю, в лепке нет строгих правил и леплю так, как удобно. Важнее воображение, а способ - всего лишь средство к осуществлению замысла. Но в лепке традиционных игрушек следую особенностям лепки и в работе с детьми обращаю на это внимание. К тому же, интерес в процессе лепки изделий на свободную тему к разным способам лепки у всех избирательный.

  1. Конструктивный
    Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.
  2. Пластический
    Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Например, для филимоновской (птичка-невеличка, петушки и др. зверушки) и каргопольской игрушки (утка, кошка, собачка и др.) характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы игрушек предельно упрощены, имеют меньше налепных деталей, чем в дымковской игрушке. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.
  3. Комбинированный
    Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Из отдельного куска глины для петушка делается подставка. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

  4. — путем нанесения рисунка;
    Из куска глины раскатывается скалкой пласт толщиной не меньше 0,8 см. (тонкий деформируется при высыхании), затем он приподнимается и роняется на фанерную доску (этот прием можно повторить несколько раз), чтоб плотность основания была одинаковой, для больших размеров основания следовать технике изготовления пласта, которая описывается ниже в п. 7. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Если глина мягкая, пластичная, то нанести рисунок сложно. Необходимо дать глине подсохнуть до кежетвёрдого состояния или по сырой через пленку (целлофан) нанести стекой рисунок (для мелких узоров можно использовать зубочистку). Рисунок может наноситься и отпечатком. Главное, чтоб он был четким, что обеспечивается равномерным надавливанием на поверхность изделия. После снятия пленки сгладить неровности, сделать доработку.

    — путем наложения формы на основу;
    Основа – пласт любой формы, а рисунок наносится путем налепа шариков, жгутиков, полос и т.д. в зависимости от эскиза примазыванием к основе отдельных частей. Закрепление деталей к основе может быть и продавливанием насквозь стекой или иглой. Фактуру можно нанести наложением и отпечатыванием фактурной ткани (марля, капрон, тесьма и др.), синтетической или проволочной сеточки или использованием других различных оттисков (стержень авторучки, отвертка звездочкой и т.д.)
    — путем выбирания глины
    Толщина пласта под основу должна быть не менее 2-3 см. Сначала стекой на поверхности или через пленку наносится рисунок, затем аккуратно снимается одинаковый слой с поверхности основы там, где нет рисунка. Таким образом, рисунок будет рельефным, выступающим на основе.

  5. Техника отщипывания
    — лепка из шара
    Круглую форму чаши можно сделать из шара, вдавливая в него большой палец другой руки, при этом палец углубляется и одновременно расширяются стенки. Следует распределять глину так, чтоб толщина стенок была одинаковой. Придать форму стенкам можно движением указательных пальцев двух рук, расположив их навстречу друг другу с внешней и внутренней стороны.

    — путем кругового налепа
    Этим способом стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму. Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов, затем небольшая просушка (при этом верх прикрыть пластмассовой формой) и снова наращение формы по кругу прилепом одинаковых по размеру кусочков (полосок).
    Такая же техника может быть использована в лепке на форме. Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.

  6. Спиральная техника (из жгутов)
    Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным (приблизительно 20 см.). Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда. Если потребуется для высокой формы несколько жгутов, то их во избежание высыхания накрыть до использования целлофановой пленкой. Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой (шпателем) с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию). Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего. С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму. Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны. Меняя диаметр очередного слоя, создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.
    Жгуты могут пересекаться хаотично (в этом случае боковая поверхность изготавливаются на плоскости и соединяется на цилиндре, покрытом бумагой).
  7. Ленточный способ
    — лепка из полос
    Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.
    Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски шириной не более 3 см (для круглых форм они должны быть узкими). Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок х/б ткани, на нее с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями. Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см (жгуты лепятся в руках, т.е. не требуется их ровное раскатывание, как в спиральной технике), затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. От жгутов до линеек должно оставаться расстояние, чтоб глина не попадала на бруски и периодически пласт нужно приподнимать, чтоб он не прилипал к ткани. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е трапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.
    Возможны варианты изготовления форм с использованием полос обрезанных только с одной стороны. Они укладываются на основу (цилиндр или другую форму) и соединяются в местах наложения одной на другую без заглаживания соединений. Конструкции из полос в зависимости от замысла могут быть самые разнообразные.

    — лепка из пластин (пластов)
    Лепка изделий из пластин – цилиндрических и прямоугольных ваз, гротов, домиков, стен и др. конструкций основывается на тех же принципах, которые описывались выше. В работе могут быть использованы кроме пластин и полосы для закрепления, а для соединения в стыках - жгутики, возможно, понадобятся картонные шаблоны или внутренние формы, обернутые бумагой, которые послужат основой в задуманной конструкции.

  8. Формование
    — путем ручного оттиска форм
    С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы), дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком. Декорирование осуществляется по усмотрению (если тиснением, то после выемки из формы, т.е. до высыхания).

    — путем шликерного литья в гипсовые формы
    Гипсовая форма, состоящая из двух частей с «замочками» (выступы на одной стороне и выемка для них на другой, чтоб обеспечить соединение при наложении одной на другую), закрепляется резиновым жгутом. Затем форма до верха заполняется жидким шликером (для ускорения процесса впитывания влаги форма ставится в теплое место). Уровень шликера в форме, с поглащением гипсом влаги, понижается, поэтому нужно своевременно и неоднократно подливать шликер , заполняя форму до верха (в противном случае горлышко сосуда будет ломким и хрупким, т.к. не будет иметь такой же толщины, как другие части изделия). При образовании у стенок формы затвердевающего слоя глины, весь оставшийся шликер сливается и в обычном порядке продолжается процесс сушки. Когда изделие подсохнет до состояния сохранения формы (не следует допускать полного высыхания, чтоб была возможность соединять части изделия), оно осторожно вынимается из двух частей и обе половинки соединяются шликером. На непросохшем изделии можно сделать прорези, изгибы, декорировать по усмотрению, после чего продолжить процесс сушки.

Галина Любимова
Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе

Цель : научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп .

Задачи : «Петух» (Индюк ) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка ) . Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки . Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке

Материал : пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы .

М и п : Рассматривание, оценка.

Предварительная работа : Знакомство с дымковским промыслом , рассматривание дымковских игрушек , лепка птиц .

Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек ?

Как называются эти игрушки (Дымковские )

Найдите самую нарядную игрушку

(индюк )

Вот индюк нарядный ,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив ,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк .

А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.

Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.

Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка ? (Рассмотреть со всех сторон.)

А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка ?

Из каких частей состоит индюк ? (тело, голова, хвост, крылья, корона)

- Индюк - птица , значит его тело такой же формы, как у других птиц.

Какое же оно? (Овальной формы.)

Посмотрите на голову и шею индюка .

Какая голова и шея?

Дети : Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.

А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка ? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

Какие по форме крылья и хвост? (круглой)

(Волнистые крылья и края хвоста)

Видно ли тело индюка ? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз-ле хвоста для устойчивости фигурки.

А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка .

Что же нужно сделать после рассматривания индюка ?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки .)

С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

Как будем лепить птицу?

Дети : Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .

А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

На какой части индюка самый богатый узор ? (на хвосте)

Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка . Обращает внимание детей на позу птицы : шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность . Хвост слегка выгнут вперед.

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков . Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк ? (Ответы 2-3 детей) .

Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками , побывали дымковскими мастерами и , вы очень хорошо справились с этой работой!

Дети : У индюка волнистые крылья , длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.



Касса