Изготовление красок в древности. Окрашивание синий цвет. Опыты по окрашиванию

История производства красок для меня оказалась самой сложной для поиска и изложения. Во многом потому, что красок разных множество, одни и те же краски имеют разные названия в зависимости от места производства ну и конечно "туман" истории. Для начала я дам шедевр официальной историографии о происхождении красок вообще, вот послушайте что нам любопытным говорят.....- "Зелёный – цвет растительности и жизни, это наиболее спокойный цвет для глаз. В природе зелёный окружает нас, но до недавнего времени в качестве пигмента был непрост в получении. Со времён Римской империи пигменты зелёного цвета делали из сока петрушки, цветов и ягод, в том числе зелёный пигмент, изготовленный из высушенных незрелых ягод крушины, был особенно популярен в Англии и Франции в XVIII веке. В XIX столетии производство растительных пигментов для масляных красок прекращается: их заменяют синтезированными минеральными пигментами." ----Вот и весь сказ, с древних времен, еще в римской империи, а потом сразу прыг и в лучшем случае 18 век, хотя теперь меня это не удивляет. Вот послушайте песни про зеленую краску....
----"В живописи применяли несколько минералов зелёного цвета.Например, зелень малахита, хотя и была прочна, но недостаточно интенсивна, и мастера Ренессанса нашли выход в лессировке – наносили прозрачную жёлтую краску поверх синей. (то есть у мастеров ренесанса зеленой краски не было!!!, они ее получали за счет послойного наложения, даже не смешивания, так как далеко не все краски смешивались, да и сейчас не все краски можно смешать, технология произвадства не позволяет).....Натуральные зелёные "земли" давали основную гамму оттенков и в зависимости от места добычи получали названия: Земля зелёная богемская, веронская, французская, немецкая и т.д.
Итак зеленые краски:
Волконскоит PG2
Открыт в 1830 году в Пермской губернии. Назван в честь светлейшего князя Петра Михайловича Волконского, генерал-фельдмаршала, участника Отечественной войны 1812 года. Происхождение экзогенное.
Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал CaО3(CrIII,Mg, FeIII)2(Si,Al)4O10(OH)2 4(H2O).

Известен всего в нескольких пунктах земного шара. Наиболее значительные залежи этого минерала известны в России, в Пермской области, в меньших количествах в Удмуртии, Кировской области. Встречается в виде прожилок и столбообразных тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского периода (около 255 млн лет назад).

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкового цвета с высокой лессировочной способностью, показатель преломления волконскоита n 1,5–1,63. После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям, не изменяется под действием сероводорода и сернистых газов.
А дальше нужно ведь поддержать древних иконописцев......ну и посла песня........
--- Иконописцы задолго до официального открытия этого минерала использовали его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет столетиями; пример – широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета с использованием данного минерала. В Средние века волконскоит использовался часто и высоко ценился. Он может применяться не только в производстве художественных красок, но и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500 °C).
Глауконит PG 23, «зелёная земля» (от греч. glaukos – голубовато-зелёный), минерал, водный алюмосиликат железа, кремнезёма и oксидa калия непостоянного состава (K,Na) (Fe3,Al,Mg)2(Si,Al)4O10(OH)2. Глауконитовые земли имеют широкий спектр цветов: от густого оливково-зелёного до изумрудного и голубовато-зелёного. Наиболее редкими и ценными считаются тёмно-зелёные глаукониты холодного оттенка.
Как самостоятельный минеральный вид известен с 1828 года по работе Керферштейна, давшего ему название. Традиционно применяется в иконописи. Благодаря стойкой зелёной окраске используется как естественный пигмент масляной живописи в виде лессировочной краски, коэффициент преломления n 1,590–1,644, а также для производства зелёных красок в промышленных целях.
Веронская зелёная земля PG 23 представляет собой прозрачный тёмно-зелёный, с тёплым оттенком пигмент, земля из базальтового месторождения туфа в Brentonico, расположенного в итальянской провинции Верона. Самая лучшая «Веронская земля», которая отличалась голубоватым оттенком, больше недоступна из-за оползня 1922 года в результате большого землетрясения. Качество земель, доступных в настоящее время, при сравнении с историческим аналогом считается средним

Наряду с азуритом малахит широко использовался в китайских картинах IX–X веков и в буддийских фресках Японии. Широкое распространение и простота добычи сделали его довольно обычным пигментом в темперной живописи. Ченнино Ченнини отмечает, что «если вы размалываете его слишком мелко, то краска получится грязно-пепельного цвета»....Вот опять древне-китайская живопись, древний рим и вот реальность.....Изумрудная зелёная, изумрудная зелень PG 18. Этот пигмент известен с 1838 года. В живописи применяется с середины XIX века. Химический состав – гидратированный оксид хрома (III) Cr2O3 nH2O, где n = 1,5–3. Имеет красивый изумрудно-зелёный цвет. Очень светостойкая краска, устойчива в смесях и применяется во всех видах живописи.
Viridian (PG 18) (от лат. viridis – зелёный).
Первая запись об использовании изумрудной зелени под именем Viridian как наименование цвета появилась на английском языке с 1860-х годов.
Изумрудная зелень (Emerald Green), представленная в серии масляных красок Schmincke Norma Professional Oil Colors, одержит следующие пигменты: PG18 – Viridian, PG36– Phthalo Green, PG50 – Cobalt Green, PW6-Titanium White.
Окись хрома PG17 – неорганический пигмент, представляющий собой зелёный порошок различных оттенков (серо-зелёного, оливкового и др.), а по химическому составу – более или менее чистую безводную окись хрома Сг2О3. Пигмент был получен в 1809 году и применяется в живописи с середины XIX века, хотя при исследовании он был обнаружен на картине английского художника Тёрнера, которая относится к 1812 году. Окись хрома принадлежит к светостойким и не изменяющимся в смесях краскам, имеет низкую маслоёмкость.

Кобальт зелёный PG 19 – светлый и тёмный. Светлый – холодно-зелёного цвета. Химический состав представляет собой твёрдый раствор закиси кобальта (СоО) в оксиде цинка(ZnO) при температуре 1100–1200°С. Открыт в 1780 году.
Кобальт зелёный светлый (CoO nZnO mAl2O3), Кобальт зелёный тёмный (CoO nZnO mAl2O3 xMgO).
В живописи Кобальт тёмный известен с 1858 года, Кобальт светлый – с 1880 года.
Сырьём для получения зелёного кобальта являются цинковые белила и сернокислый кобальт.
В зависимости от количественного соотношения окиси цинка и соли кобальта получаются различные оттенки пигмента. Из всех кобальтовых пигментов зелёный самый дешёвый из-за низкого содержания оксида кобальта.
Зелёные пигменты на основе фталоцианина меди, как и синие, получены в 1935 году и используются на практике с 1938 года.
....вот пожалуй действительно "древняя" и простая в получении краска......
Ярь-медянка – одна из древнейших красок. Она поступала в продажу под несколькими названиями, в том числе и как ярь веницейская. Последнюю можно рассматривать скорее как одну из разновидностей (сорт) яри-медянки.
Обычно это уксуснокислая медь, выражаемая формулой: Cu(CH3COO)2*nCu(OH)2 *H2O.
Некоторые исследователи красок причисляют ярь-медянку к синим на том основании, что при смешении с белилами она даёт голубой цвет.
Не надо забывать что краска это не только пигмент это еще и связующее вещество, от которого во многом зависит долговечность краски, ее яркость и способ применения!
Давайте послушаем еще один перл официальной историографии.....
---- "Не все пигменты могут быть использованы в любой технике живописи, поскольку не каждый из них при смешивании (перетирании) с разными типами связующих-клеевыми, масляными и т. п. - сохраняет присущий ему цвет. Вот почему в масляной живописи, как правило, используются лишь те пигменты, с которыми получается цветостойкая паста; такая паста, будучи перенесенной на грунт, на длительное время сохраняет цвет и фактуру. Появление и использование в живописи того или иного пигмента имеет каждый раз свою предысторию. Так, художникам России до освоения ими техники масляной живописи были известны пигменты, которые можно превращать в краски на водорастворимых клеях, известковом молоке, эмульсии куриного желтка, белка и даже на живицах, а также на растворенных твердых смолах. (вот она история - известны издревле, но на курином желтке, белке и соке петрушки!!!)
Известны были, вероятно, и краски, приготовленные на льняной олифе, однако их использовали исключительно для малярных и других декоративных работ. С красками собственно масляной живописи русские начали знакомиться лишь в последней четверти XVII века, воспринимая практически новую технику и технологию либо от художников из западных областей, присоединенных к России, либо от зарубежных художников, приглашенных в государеву Оружейную палату. К этому времени пигменты, наиболее рациональные для масляной живописи, уже были проверены западноевропейской практикой с XV века. (нуда еуропа, оно конечно) О красках масляной живописи, с начала XVIII века используемых русскими художниками, сообщают немногочисленные письменные источники - прежде всего счета и переписка о приобретении красок для Академии художеств. Из современных же работ наиболее полные и обстоятельные сведения о красках, привозимых в Россию или приготовляемых в Академии, содержатся в книге А. Н. Лужецкой и в четвертом томе обширного труда П. М. Лукьянова.
Кустарное и мелкопромышленное изготовление пигментов для монументальной и станковой живописи в России уже в допетровскую эпоху было достаточно развито. Обширные торговые связи с зарубежными странами способствовали появлению в России новых пигментов. Однако ни в XVIII, ни даже в первой половине XIX века привозить и закупать готовые масляные краски было не принято - главным образом потому, что они не выдер¬живали длительного хранения: во-первых, в качестве связующего в XVIII веке использовали быстро твердеющее масляно-лаковое, а во-вторых, упаковка в те времена не была достаточно герметичной. (вот она логика, да все знали, все было но только в европе, но наши не закупали, герметично упаковать не смогли, упаковки не было!!!) Металлическая упаковка, в частности привычные для современных художников свинцовые тубы, появилась лишь в XIX веке.
Вот история очень важных желтых красок...
---Шишгелъ относится к органическим краскам - вернее, состоит из органического красящего вещества и минеральной основы. Она была известна русским иконописцам, и получали ее при осаждении сока крушины на мел или на немецкие белила (белила свинцовые). В Полном собрании законов Российской Империи записано, что «шишгель гишпанский густой, шишгель же темный, ординарный шишгель, который называется блягирь», изготовляли из сока крушины, березового листа. В масляной живописи шишгель использовали только в том случае, если краска изготовлена на основе свинцовых белил. Как и свинцовые белила, она обладала светостойкостью и хорошими кроющими способностями, поскольку крушина исключительно светостойка.
Раушгелъб также имеет в своей основе органический краситель, осажденный на свинцовые белила, однако судить об этом можно лишь по письменным источникам XVIII века. Цвет этой краски характеризуют так: «Рахгиль желт аки курячий желток, мягкая как мука». Красноватый же оттенок определен и самим названием rauschgelb, которое в соответствии со старым значением слова «rausch» может быть переведено как рыже-желтый. Краска была очень прочной, т. е. светостойкой, и не разрушающейся в сочетании с другими красками.
В конце XVIII и первой половине XIX века обе желтые краски на основе органических красителей - шишгель и раушгельб (рашгиль) - были вытеснены синтезированными минеральными красками на основе хрома (первые хромы появились в 1797) и кадмия, производство которого началось с 1817 года и расширилось по ассортименту оттенков в 1829 году.... И опять в лучшем случае 18 век, а скорее начало 19 века - начало промышленного производства!
Не было ни каких разноцветных старых карт, картин, росписей в "античных" храмах раньше 18 века и то скорее всего второй половины, когда научились получать температуру выше 900с и производить обжиг известняка и других минералов - получать негашеную известь, получать окиси кобальта, цинка, свинца то есть, когда началась настоящая химия. Все это произошло одновременно с технологией производства кирпича и всех остальных технологий которыми мы все до сих пор пользуемся.

Учебный проект

«История краски»

Выполнила: учащаяся 4 “Г” класса Павлючёнок Полина

Научный руководитель: учитель начальных классов

Москва 2012

1. Введение. Обоснование выбора темы. ........................................................ 3

2. Теоретическая часть. ................................................................................... 4

2.1. История краски......................................................................................... 4

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно. .. 7

2.3. Какие бывают краски. ............................................................................... 9

2.4. Выводы................................................................................................... 11

3. Практическая часть. .................................................................................. 12

4. Источники................................................................................................. 15

5. Приложение. ............................................................................................. 16

1. Введение. Обоснование выбора темы.

Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Возникает вопрос: как же люди разукрашивали себя и свое окружение? Конечно, с помощью краски. Я уже четвертый год рисую в кружке разными красками: акварелью , гуашью, пастелью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Но откуда люди брали краски много лет назад, когда еще не было магазинов и лако-красочной промышленности? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я поставила цель: изучить краски, используемые в живописи (с древних времен и до наших дней), и попробовать сделать краску самостоятельно.

Задачи исследования

* по литературным источникам изучить историю возникновения красок;

* изучить виды красок и способы их получения;

* попробовать изготовить краски в домашних условиях;

* полученными красками сделать рисунки;

* сравнить краски, изготовленные самостоятельно и купленные в магазине;

* получить растительный краситель и окрасить им шерсть.

Гипотеза - я предполагаю, что краски для рисования и окрашивания шерсти можно сделать самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от фабричных.

2. Теоретическая часть.

2.1. История краски

Краски существуют так давно, что с точностью нельзя сказать, где и кем конкретно они были изобретены. Несмотря на это, мы можем быть уверенными что первыми, кто стал пользоваться красками, были наши древние предки. Они, за тысячи лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже!(Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)Как правило, в своих рисунках они изображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящая магия. И если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача! Поэтому самыми распространенными рисунками в древние времена, были картины изображающие процесс охоты. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.

Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Одной из первых краской была глина. Глина удивительный материал. Она может быть самых разнообразных расцветок – желтая, красная, зеленоватая и белая. Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекали на стене пещеры рисунок и только потом раскрашивали его. Они втирали разноцветную глину в углубления контуров рисунков и покрывали их специальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Именно благодаря их находчивости и умению мы до сих пор находим старинные рисунки и можем заглянуть в прошлое.

Время шло, и человек становился все сообразительнее. В арсенале у древних художников появилась черная краска – ее добывали из древесного угля и сажи. Синюю краску получали из лазурита - минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Шкала цветовых оттенков лазурита - от светло-голубого до темно-фиолетового. Эта краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Большой популярностью у древних художников пользовалась охра – природная смесь желтых, коричневых и красноватых минералов. Зеленый цвет давали соединения меди, прежде всего малахит. Также зеленые краски можно получить смешиванием желтых пигментов с синими, например желтой охры и берлинской лазури. Находили наши предки и киноварь (ртутный минерал), дающую ярко-красную краску малинового оттенка. Киноварь и некоторые другие минералы, содержат ядовитые вещества, которые вредят здоровью.

Для того чтобы можно было бы разрисовывать выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани, потребовались другие краски. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица - жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны - коричневую. Для получения красного цвета (краплак - распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка) использовались корни марены красильной. Синий цвет подарили индигоносные растения.

Также природные красители получались при переработке мелких существ. Красивого, светло-коричневого тона красящее вещество получали из чернил каракатиц - морских головоногих моллюсков рода "сепия".Пурпурную краску получали из особого морского моллюска - пурпурной улитки. Чтобы получить грамм краски, надо было переработать более 10 тысяч раковин. Производство было очень сложное, очень вонючее. Обычно работником этой отрасли селили на выселках, потому что это все перегнивало. Зато получался королевский пурпур для одежд императоров в Древнем мире. Красная краска кармин добывалась из кошенили – насекомых семейства червецов. Отсюда в русском языке пошло слово «червонный» - красный, красивый.

Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Но краски использовались все шире - к XIX веку краски применялись в ткацкой промышленности, в строительстве и в полиграфии (размножение печатной продукции), на бумажных денежных знаках присутствует краска. Наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению красочных смесей. Так в начале XIX столетия зародилась лакокрасочная промышленность.

До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов. Только в последние двести лет картина существенно изменилась. Химики создали целую гамму синтетических красок, и тем самым они положили начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Теперь продукты и товары могли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит на месте. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры. В наше время все, о чем бы вы ни подумали, доступно вам в самых разнообразных цветах.

Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Полученные из угля и нефти вещества для изготовления лаков и красок становились как товар массового спроса все дешевле и дешевле. Кроме этого, химико-синтетические лаки и краски обладали качествами, которых никогда не было прежде (быстрое время сушки, большая прочность, а также разнообразие). Таким образом, натуральные краски, за исключением немногих случаев, все больше и больше забывались.

С развитием промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с красителями синтетическими и в основном утратили былое практическое значение. В небольших количествах природные красители используют в реставрационных работах. Их применяют также в пищевой и парфюмерной промышленностях и как лекарственные средства.

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно.

Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал. Основа любой краски - пигмент, т. е. краситель.

Все пигменты, а соответственно, и краски по их происхождению можно разделить на две основные группы: искусственные и природные (естественного происхождения), а последние в свою очередь разделяются на органические (полученные из растений и животных) и минеральные (земли и камни).

Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения. Для того чтобы сделать краску сначала надо найти сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит и др. Сырье нужно очистить от посторонних примесей и измельчить до порошка.

Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью бисерные и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит - очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Раньше художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок - и есть красящее вещество или пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом, которое склеивает, связывает между собой частички красителя в единую цветную краску-массу. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд, молоко, известь, древесные смолы. Эту массу нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Растительные (органические) красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности, поэтому они применяются в основном для окраски тканей. Народный способ окраски растениями известен издавна.

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. Только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые, цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета. Высушенные растения можно хранить в закрытой посуде, в амбаре под потолком или в сухом месте, в жилом помещении.

Луковую шелуху хорошая хозяйка никогда не выбрасывала, а каждый раз, как только приходилось чистить луковицу, собирала ее в специальный мешочек либо в корзину. Знала, что пригодится, и еще не раз: весной, чтобы яйца пасхальные покрасить, а осенью кое-какую пряжу.

Для приготовления красящего раствора листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору или семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят. Затем дают отстояться и фильтруют через сито, на которое положен кусочек полотна.

Окрашиваемый материал надо предварительно очистить, - плохо выстиранная пряжа или ткань окрашиваются неравномерно. Материал опускают в красящий настой и кипятят на медленном огне.

Для закрепления красящего вещества на материале используют закрепители (протраву). Без протравки окрашенная пряжа приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет.

2.3. Какие бывают краски.

Я уже несколько лет рисую в кружке разными красками и мне стало очень интересно разобраться, чем отличаются те краски, которыми я рисую.

Разные связующие вещества, которые склеивают между собой частички пигмента в однородную красочную массу, дают краски с разными названиями. Различают водяные (водно-клеевые) и масляные краски. К водяным краскам, в которых связующим веществом является вода с некоторым количеством клея, принадлежат темпера, акварель, гуашь. Соответственно, эти краски разводятся водой.

Акварельные краски - замешивают на основе растительных смол, с добавлением меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке. Акварель - это один из видов живописи водяными красками. Темпера также принадлежат к водяным краскам, но между этими видами красок есть существенное различие: в состав связующего вещества акварели входит клей преимущественно растительного происхождения, в состав темперы – преимущественно животного происхождения. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии(несмешиваемые жидкости, когда например, капельки жира распределены в водной среде), тогда как в связующем веществе акварели эмульсия не является обязательной. С древности до XVI-XVII столетий была распространена яичная темпера (в состав связующего вещества входит яйцо).В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии и некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке. Яичный порошок, введенный в краски в большом количестве, способствует образованию трещин и скоро портится, особенно в южном климате. Для предупреждения этих нежелательных явлений принимали соответствующие меры: в Италии примешивали к желтку сок

фигового дерева, в Германии использовали пиво, русские иконописцы прибавляли к желтку кислый хлебный квас.

Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но они очень прочные.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Но самой большой любовью у живописцев пользуются масляные краски. Само название говорит о том, какое связующее вещество используют при их изготовлении - их замешивают на сохнущих маслах, алкидных смолах и растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать. Масляные краски известны уже с X века, были усовершенствованы в XV веке фламандским живописцем Яном ван Эйком. Но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Большинство современных художников пользуется масляными красками фабричного производства, начало которому положено уже в XIX столетии, но и в настоящее время имеются художники, которые трут для себя краски, причем вручную, подобно прославленным старым мастерам.

Водяными красками в основном пишут на бумаге (акварель, гуашь), водяные клеевые краски служат также для живописи на штукатуренных или особо приготовленных стенах (темпера). Масляными красками пишут на холсте, дереве, металле.

Также пигменты употребляется в сухой живописи – в пастели или для изготовления цветных карандашей.

2.4. Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Древнейшая живопись располагала простейшими материалами. Красками ей служили окрашенные земли, соки растений и другие продукты натурального происхождения.

* Современная лакокрасочная промышленность появилась в XIX веке. Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Началась эра создания искусственных, придуманных человеком цветов.

* Чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину и т. д.) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, воск, клей, меди пр.). Такая краска образует красочный слой и в основном используется для живописи.

* Для окрашивания тканей и шерсти в основном используется краска растительного (органического) происхождения, т. к. эти красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности.

* В зависимости от связующих веществ, краски делятся на водяные (акварель, гуашь, темперные краски) и масляные.

3. Практическая часть.

Узнав, как наши предки добывали красители, я попробовала самостоятельно приготовить краски на основе красителей из растений и минералов, а потом полученными красками сделать рисунки. Также я попробовала покрасить шерсть растительным красителем (луковой шелухой). Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь.

Эксперимент 1 . Цель - получить краску путем смешивания минеральных пигментов со связующим веществом (яйцом).

1. Очистить минеральное сырье (мел, уголь, глина) от посторонних примесей (руками).

2. Измельчить сырье в ступке – получить красящий пигмент.

3. Смешать пигмент со связующим веществом (желток куриного яйца).

Эксперимент 2 . Цель - получить краску путем смешивания красящих растительных отваров со связующим веществом(медом и глицерином).

1. Взять сырье растительного происхождения (луковая шелуха, свекла, листья бузины), очистить от посторонних примесей.

2. Приготовить отвар.

3. Смешать отвар с медом и глицерином.

4. Полученной краской нарисовать рисунок.

5. Сравнить рисунки, нарисованные самодельными и магазинными красками.

Результаты экспериментов.

Эксперименты прошли успешно, я получила черную, коричневую и белую краски путем смешивания минеральных пигментов с яйцом. Также я получила коричневую, зеленоватую и малиновую краски путем смешивания лукового и свекольного отвара и отвара бузины с медом и глицерином. Полученными красками я нарисовала несколько рисунков. Полученные краски отличались по качеству:

* краски, разведенные яйцом - густые, быстро высыхали, легко набирались на кисточку, оставляли на бумаге густой след.

* краски, разведенные медом - прозрачные, легкие, долго сохли, блестели, оставляли яркий след и растекались по бумаге. При высыхании оставляли на бумаге тонкий слой.

* сравнивая рисунки, сделанные самодельными и фабричными красками, я убедилась, что фабричные краски более яркие, у них богатая палитра всевозможных, даже неестественных оттенков.

* кроме того, синтетические краски можно долго хранить, а домашние краски быстро испортились.

Эксперимент 3 . Цель – окрасить пряжу с помощью луковой шелухи.

1. Получить красящий настой. Для этого залить шелуху водой на несколько часов (с вечера) и настаивать до утра, потом прокипятить в этой же воде и процедить через марлю.

2. Покрасить образец пряжи в темный цвет – кипятить шерсть в отваре красителя 1 час.

3. Покрасить образец пряжи в светлый цвет – кипятить шерсть в отваре красиминут.

В результате эксперимента белая шерсть окрасилась. При длительном кипячении цвет получился ярким, насыщенно коричневым. При кипячении в течение 15 минут шерсть окрасилась в более светлый рыжий цвет. Таким образом, в зависимости от длительности кипячения можно получить разные по насыщенности оттенки цвета.

Вывод: натуральные растительные краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Моя гипотеза подтвердилась. Некоторые краски можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Полученные мной краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

4. Источники

1. Интернет-ресурсы:

1.1. Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия (http://ru. wikipedia. org) 1.2. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия (http://www.) 1.3. Секреты изобразительного искусства (http://) 1.4. Иконы. Техника иконописи (http://www.)

1.5. https:///pages/studio

2. Техника живописи. и К», 1999 г.

3. Энциклопедический словарь и. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Из чего в древности делали краски

Содержание

Введение.

I. Основная часть.

1.2 . Состав красок.

II. Экспериментальная часть.

2.1. Описание экспериментов.

2.2. Результаты экспериментов.

Заключение

Список литературы

Введение.

Тему исследования красок я выбрал потому, что очень люблю рисовать. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?

Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.

Я определил цель работы: узнать, из чего в древности делали краски.

Для достижения цели мне необходимо выделить задачи:

1. Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме моего проекта.

2. Узнать компоненты древних красок.

3.Изучить из каких веществ состоят краски.

4. Провести эксперимент:

    самостоятельно изготовить краски в домашних условиях;

    нарисовать рисунки разными красками и провести сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и в промышленности.

В начале работы над проектом у меня возникли следующие гипотезы:

    предположим, что в древности люди получали краски из различных частей растений.

    Возможно, они добывали определенные камни в горах разных оттенков.

    Допустим, краски варились и продавались как лекарства в аптеке.

В проекте использованы следующие методы:

    Работа с книгами и энциклопедиями;

    Поиск информации в сети Интернет;

    Эксперимент;

I. Основная часть.

1.1. История возникновения красок.

На уроках изобразительного искусства мы знакомились с культурой древней цивилизации. Меня заинтересовали иллюстрации в учебнике. Я спросил у мамы: « Как люди в древности рисовали? Чем рисовали? Почему эти рисунки сохранились до наших времен?» Мы с мамой стали искать ответы на все мои вопросы. Из книги Алексеева В.В. « Что такое искусство?» я узнал, что краски появились тогда, когда наши далекие предки еще жили в пещерах.

Что и где рисовали древние люди?

Изображения гравировались на стенах пещеры камнем с заострёнными краями, затем окрашивались. Краски наносились пальцами, кое-где их растушёвывали кусочками кожи.

Любимый сюжет – дикие животные и сцены охоты, ведь именно от охоты в первую очередь зависело выживание, именно она была основным занятием, за которым древний мужчина проводил изрядную часть времени.

1.2. Состав красок.

На сайте я узнал, что краски делали из простейших животных организмов.

Оказывается, краски животного происхождения издавна употреблялись в красильной практике содержащееся в улитке Capillus brandaris и служившее для окрашивания в пурпуровый цвет.
Знаменитая пурпурная краска добывалась из особого морского моллюска (пурпурной улитки) .

Каракатицы - Секрет чернильного мешка. После высушивания и обработки едким калием представляет собой чернильную краску сепию.

Червец кошениль использовали для изготовления красной краски - кармина.

Краски из растений.

Из наших местных растений чаще всего использовались в качестве красителей следующие деревья и травы:

БЕРЕЗА . В основном листья березы окрашивают в желтый или зеленый цвет. Березовая кора содержит темную краску, в основном коричневых оттенков.

ОЛЬХА. Корой ольхи красят шерсть и лен - в основном в коричневый и черный цвета.

ЛЕСНОЙ КУПЫРЬ. В основном используются цветы купыря, но можно красить и стеблями и листьями. Обычно купырь окрашивает в зеленый цвет.

ВЕРЕСК . Можно получить много оттенков разных цветов: светло-коричневого, черно-бурого, зеленого, желтого.

Технология изготовления красок в давние времена.

Краски, которые были доступны древнему человеку:

чёрный цвет – уголь, красный – охра (оксид железа).

Шли в ход и растения – для синего, жёлтого цвета.

Чтобы краска стала жидкой, стёртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой.

Но уже в Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры, сиены и т.д.

охра
умбра
сиена

Краски из минералов.

Очень-очень давно художники применяли только красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов:

малахит азурит

Лазурит аурипигмент

Разновидности красок для рисования и живописи в современное время

Я выяснил, что разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

II. Экспериментальная часть.

Итак, изучив различную литературу, я выяснил, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Я решил попробовать получить краски в домашних условиях, сравнить их с промышленными и попробовать нарисовать ими рисунок. Сначала нужно найти сырьё.

Для эксперимента мне понадобился:

Эксперимент 1. Получение черной краски.

В качестве пигмента я взял древесный уголь, а связующим веществом стал яичный желток.

Древесный уголь растер в порошок, просеял и смешал с яичным желтком. У меня получилась черная краска.

Эксперимент 2. Получение коричневой краски.

В качестве пигмента я взял кофе, а связующим веществом - яичный желток.

Кофе размолол в кофемолке, просеял и смешал с яичным желтком. Получилась коричневая краска.

Эксперимент 3. Получение оранжевой краски.

В качестве пигмента я взял порошок куркумы, а связующим веществом - яичный желток.

Смешал пигмент (куркуму) со связующим веществом (яичный желток). У меня получилась оранжевая краска.

Эксперимент 4. Рисунок красками домашнего приготовления.

Получив краски, я решил попробовать нарисовать ими рисунок и сравнить краски и получившийся рисунок с рисунками выполненными гуашью.

Домашние краски имеют запах пигмента, использованного при приготовлении краски, густые и вязкие, на кисточку берутся не очень легко, на бумагу ложатся неровно, неоднородно, сохнут долго и при высыхании деформируют бумагу.

Результаты экспериментов.

Я сравнил рисунки, выполненные красками домашнего приготовления с рисунками, выполненными гуашью и пришел к выводу, что современными красками рисовать легче, работа получается ярче, можно использовать большее количество различных цветовых оттенков.

Заключение.

Полученное исследование помогло мне узнать историю древних красок, а также:

Узнать компоненты древних красок;

Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования;

Изучить из каких веществ состоят краски

В результате проведенного мной эксперимента, я научился:

    самостоятельно изготовлять краски в домашних условиях;

    рисовать рисунки разными красками;

    провел сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и промышленным.

В результате исследования я проверил все свои гипотезы и доказал их в проекте.

Использованные методы помогли мне достичь цели.

В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов (из растений).

Список литературы.

    Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973

    Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004

    Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

    Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы часто видим на домашней одежде пятна. Какие - то пятна поставлены чаем, кофеем и другими продуктами питания, многие из них мы не можем отстирать как бы ни старались.

Идея для моего проекта, возникла когда на моей домашней футболке появилось пятно от свеклы. Пятно красного цвета, которое мы не смогли отстирать. Ткань на футболке окрасил свекольный сок, в котором содержались натуральные вещества способные окрашивать ткань. Мне захотелось узнать какие еще овощи, фрукты, растения могут окрашивать ткань и шерсть.

Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

У природных красителей не существует соперников по создаваемому ими богатству оттенков и полутонов. Растительные пигменты дают такие глубокие и мягкие цвета, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Ткани, окрашенные такими красителями, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья.

Окрашивание тканей или пряжи натуральными органическими пигментами уходит своими корнями в глубокую древность. Вековой практикой крашения из всего многообразия были отобраны те красительные представители флоры, которые обеспечивали высокое качество, красоту и долговечность.

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения. С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили свое практическое значение. Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ, в аналитической химии и в других целях.

Для этого я поставила следующую цель:

    Изучить свойства природных красителей и растения, из которых их можно получить.

Для этого я поставила следующие задачи:

- изучить литературу о растениях, ягодах и овощах, содержащих натуральные красители.

Получение растительных красителей из натурального сырья: коры дуба, коры черемухи, измельченных цветков пижмы, скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, листьев шалфея, красно-кочанной капусты.

Провести опыты по окраске ткани и шерсти.

Установить какие натуральные вещества могут способствовать усилению цвета;

Установить как долго окрашенная ткань сохранит цвет (сохраниться ли полученный цвет после стирки).

Установить какой способ закрепления цвета на ткани наиболее эффективный.

Объект исследования: растительные красители.

Предмет исследования: свойства растительных красителей.

I. Основная часть.

    1. Из истории применения красителей

Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красиленКарфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных.

Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом. Страны Европы получали красильные растения жарках стран, однако и в Европе были свои традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др.

Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволили им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Она открыли секрет образования цветных "лаков" - способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов, или протрав) из всего одного красителя. Способность к образованию "лаков" объясняется свойством большинства природных органических красителей (называемых протравными) в присутствии солей переходных металлов давать прочные нерастворимые в воде комплексы краситель-катион металла-волокно. Дляувеличение способности к комплексообразованию ткани обрабатывали, помимо солей металлов, солями винной кислоты или дубильными веществами. Этими приемами с большим мастерством пользовались, например, в странах Восточного Средиземноморья (Палестине и Египте) еще в начале нашей эры. Современные исследователи находят в тканях из этих стран почти всегда не одну протраву, а смеси солей железа, алюминия, цинка, меди, хрома. Интересно, что в этих изделиях синего, красного, коричневого цвета присутствует олово - протрава, заново открытая в Европе только в ХYII веке. Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества. Стойкая пунцовая окраска на хлопке при использовании марены достигалась применением масляной протравы, придающей хлопку способность соединяться с солями металлов и красителями, в частности с ализарином. Марева содержит в основном два красителя - пурпурин и ализарин. Красильщикам древности был известен способ выделения пурпурина и использования только его для получения более карминного оттенка окрашенной ткани, чем при крашении самой мареной. Древние мастера умели имитировать пурпур с помощью индиго, марены, танина и железа.

К величайшим открытиям древности относится кубовое крашение индиго. С помощью синего индиго и различных желтых красителей мастерам удавалось получать многочисленные оттенки зеленого цвета, так как в природе практически не существует стойких зеленых красителей для тканей.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно.

    1. Красители из растений

Из литературных источников мы выяснили, какие растения можно использовать для получения красителей определенного цвета.

Желтые краски

Барбарис - кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.

Береза - красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры - желтоватая.

Василек угластый - листья красят шелк и шерсть.

Куркума - пряность виде порошка, красящее вещество жёлтого цвета.

Пижма- цветки окрасят ткань в желтый цвет.

Синие краски

Вайда (синило, синиль, фарбовник) - растет в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.

Василек - красящее вещество находится в лепестках цветков.

Гречиха - дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).

Ежевика - ягоды красят в темно-синий цвет.

Черника - ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.

Шалфей луговой - трава красит в темно-синий цвет.

Плаун ликоподий - травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.

Гераний лесной - красящее вещество в цветах.

Лакмусник - растет в Крыму. Трава красит шерсть в фиолетовый цвет, известный у французов под названием "Турнесоль".

Зеленые краски

Бузина - используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зеленый цвет.

Черемуха - внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.

Тополь - внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

Хвощ болотный, железник, беличий хвост, - растет повсюду; красящее вещество в стебле, дает зеленый цвет.

Щавель - растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник - растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Рута и цветок синего касатика - сок из них, смешанный вместе, дает прочный зеленый цвет.

Бирючин а - ягоды окрашивают шерсть в, темно-зеленый цвет.

Коричневые краски

Вишня - красящее вещество находится в ветках, листьях.

Дуб- красящее вещество находится в коре.

Репчатый лук - красящее вещество находится в шелухе.

Лишайники, торчовка, дубовая лапка - растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.

Ольха черная - распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.

Сухая кора крушины - дает коричневую окраску,

Кора сливяного дерева - дает коричневую окраску.

Трава серпуха - красит льняные и шелковые ткани.

Щавель конский - корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

Красные краски

Свекла - красящее вещества находятся корнеплодах.

Крушина, волчьи ягоды - та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.

Марена красильная или крап - растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.

Бузина - кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.

Ветла - кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.

Душица - трава красит шерсть.

Мак дикий - сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. уксуса и 6 ч, воды.

Терн - кора, варенная со щелоком, красит шерсть.

Бирючина - сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.

Стружки красного дерева фернамбук варить с прибавлением 2 - 3% квасцов (или поташа). Дает не только красный, но и желтый, оранжевый, пурпурный, фиолетовый цвета.

Серые краски

Ель - кора красит шерсть.

Скорлупа грецкого ореха- светло серый цвет.

Барвинок - трава красит шерсть втемно-серый цвет.

Кувшинка - корень красит хлопок и лен.

Ракитник - кора дает темно-серый цвет.

Толокнянка - листья красят шерсть в светло-серый цвет.

Копытень - красит шерсть в темно-серый цвет.

    1. Основные условия и правила крашения.

    Окрашивание проводят в хорошо проветриваемом помещении.

    Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища.

Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительным красителем волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую пряжу или ткань.

    Желательно брать дождевую воду или умягченную кальцинированной содой воду.

    Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палка должна быть чистой и гладкой.

    Ткань и пряжу перед окрашиванием обязательно хорошо смачивают водой. Материал, предназначенный для окрашивания, должен обладать хорошейсмачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной подготовки, дает, как говорят «непрокрас».

    1. Подготовка ткани из натуральных материалов к окрашиванию.

В своем проекте я решила использовать для окрашивания различные материалы:

    Хлопчатобумажная ткань белого цвета. (фото № 1)

Фото №1 Фото №2 Фото№ 3

    Льняная ткань белого цвета (фото № 2)

    Шерстяные (овечьи) нитки белого цвета (фото№ 3)

Для того чтобы окрасить выбранные материалы необходимо провести специальную подготовку перед окрашиванием.

Хлопчатобумажные ткани и льняные ткани кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный или льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе:1 литер воды 2-3 грамма стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 грамм хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань. (на 100г. материала 3 л. воды). После стирки материал прополаскивают 2-3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномернойокраске.

Для подготовки шерстяной пряжи необходимо потереть на терке детское мыло, затем растворяют в небольшом количестве горячей воды (60 градусов). Мыльный раствор выливают в теплую воду и взбивают пену. В этой воде стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая. Мыльный раствор меняют несколько раз, пока вода не будет чистой. Не надо делать моющий раствор слишком горячим, от этого шерсть темнеет и разрушается. Как показали наши опыты синтетические моющие средства(стиральный порошок) меняют оттенок цвета. Стиранную шерсть тщательно промывают в проточной воде, затем добавляют немного столового уксуса (9%), чтобы промыть от мыла и затем снова прополоскать.

При окрашивании ткани ягодами, чтобы подготовить ткань к окрашиванию необходимо к8 стаканам воды добавить полчашки соли, положить ткань в раствор и кипятить около часа на медленном огне.

При окрашивании ткани овощами, используется уксусный раствор: к одной части уксуса добавить четыре части воды, положить ткань в раствор и кипятить около часа на медленном огне.

В обоих случаях после кипячения ткань достать и прополоскать в холодной воде.

    1. Приготовление красильных отваров.

Красители можно получить из веток листьев, плодов, кожуры, коры, корней растений.

Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течении 12 часов (с утра до вечера). На каждые 100г. травы берут приблизительно 1 литр воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне «томят», но не кипятят. Цветы и травы «томят» 30 минут, а кору, стебли, скорлупу ореха, корни 2-4 часа. Дальше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становиться бурее. После экстрагирования красителя отвар, сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, что бы получить второй отвар. Травы и кору «томят» 30 минут. Процеживают второй в ту же посуду, где первый.

Затем готовят красильную ванну, добавляют в полученный отвар необходимое количество воды.

    1. Что такое протрава. Способы протрав.

ПРОТРАВА -(закрепитель краски), в процессах окрашивания - химические вещества, взаимодействующие с красителем или окрашиваемыми тканями, или с обоими, для «закрепления» красителя на ткани, в результате чего краска практически не вымывается. Многие протравы являются ГИДРОКСИДАМИ или солями металлов (например, КВАСЦЫ).

Существуют природные протравы муравьиная кислота, рассол квашенной капусты, соль, уксус, березовая зола, ржавчина.

Существует несколько способов протрав.

    Одновременная протравка.

Приготовленный раствор протравы выливают в отвар красителя, опускают в него чистую мокрую пряжу и ткань. Затем «томят» 30-40 минут при 60 градусов.

    Последующая протрава.

Сначала «томят» пряжу в отваре красителя 30 минут, затем перекладывают в приготовленный раствор протравы и выдерживают 25 мин при 60 градусах.

    Практические исследования.

    1. Способы приготовления натуральной протравы.

    Протрава -сок квашенной капусты.

Мелко шинкуем капусту, морковь, укладываем в эмалированную кастрюлю, солим и доливаем немного воды, чтобы получить побольше сока квашенной капусты, и ставим под

    Протрава - ржавчина.

Настой ржавчины - это один из вариантов натуральной экологической протравы ткани и волокон при окраске натуральными красителями. Ржавчина фактически является катионами железа, которые при соединении с различными природными красителями дают разные интересные эффекты.

    1. Опыты по окрашиванию.

Окрашивание в желтый цвет

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток пижмой.

Материалы: пижма,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, протрава (сок квашенной капусты), шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью цветков пижмы.

Предположение: возможно ткань окрасится в желтый цвет.

Опыт:

Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, добавили туда капустного рассола 200 мил. и довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин.

Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки и опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток куркумой

Материалы: куркума,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью куркумы.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в ярко желтый цвет.

Опыт:

Полученный результат:

Окрашивание в коричневый цвет.

3.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корой дуба.

Материалы: кора дуба,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, протрава (сок квашенной капусты), шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью коры дуба.

Предположение: возможно ткань окрасится в коричневый цвет.

Опыт:

Сначала мы замочили в стеклянной емкости измельченную кору дуба на 12 часов.

Через 12 часов, мы переложили намокшую кору и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часа. Получили раствор красно - коричневого цвета.

Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную кору снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, добавили туда капустного рассола 200 мил. и довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин.

Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

4.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корицей

Материалы: корица,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью корицы.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в коричневый цвет.

Опыт:

После просушки окрашенную ткань и шерстяные нитки опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Окрашивание в зеленый цвет.

5.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корой черемухи.

Материалы: кора черемухи,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью коры черемухи.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в зеленый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Со ствола черемухи мы сняли внутренний слой коры черемухи и замочили в стеклянной емкости на 16 часов. Через 16 часов, мы переложили намокшую кору и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часов минут. Получили раствор мутно коричневого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную кору снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Окрашивание в серый цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток кожурой грецкого ореха.

Материалы: скорлупа грецкого ореха,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью скорлупы грецкого ореха в серый цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в серый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Раскололи грецкие орехи, отделили скорлупу и ядро ореха друг от друга.

Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Окрашивание в красный или розовый цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток плодами свеклы.

Материалы: плоды свёклы 2 шт (300г.) ,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью плодов свеклы в розовый или красный цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в красный или розовый цвет.

Опыт: Окрашивание образцов провели двумя способами.

1 способ - в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором в течении часа чтобы закрепить красители на ткани.

2 способ - в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором после окрашивания ткани для закрепления красителя.

1 способ.

По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор.

    способ.

    Ткань и шерстяные нитки подготовили просто смочив их фильтрованной водой.

2.Плоды свёклы очистили от кожуры и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость и залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу. Поставили на медленный огонь и довели до кипения. Поставили остывать и дать свекле отдать красящие вещества в течении 12 часов. По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор. В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут. По истечение времени достали ткань, она окрасилась в ярко розовый цвет. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

Окрашивание синий цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток листьями шалфея.

Материалы: 100г. шалфея,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью листьев шалфея в синий цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в синий цвет.

Опыт: Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Сначала мы замочили в стеклянной емкости измельченные листья на 12 часов. Через 12 часов, мы переложили намокшие листья шалфея и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении1 часа. Получили раствор темно- зеленого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную траву снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, туда добавили протравы 300мл. (протрава сделанная с помощью железных гвоздей) довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

Окрашивание в фиолетовый цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток красно-кочанной капустой.

Материалы: вилок красно-кочанной капусты,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью красно-кочанной капусты в фиолетовый цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в фиолетовый цвет.

Опыт: 1. Подготовили ткань к окрашиванию с помощью овощей для этого использовали уксусный раствор: к одной части уксуса добавили четыре части воды, положили ткань в раствор и кипятили около часа на медленном огне. После кипячения ткань достали и прополоскали в холодной воде.

Мы взяли вилок красно-кочанной капусты и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость и залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу. Поставили на медленный огонь и довели до кипения. Поставили остывать и дали капусте отдать красящие вещества в течении 12 часов.

По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор. В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут.

По истечение времени достали ткань и шерсть, она окрасилась в фиолетовый цвет. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

Заключение.

    В ходе проведения опытов получены растительные красители в виде отвара из натурального сырья: коры дуба, коры черемухи, измельченных цветков пижмы, скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, листьев шалфея, красно-кочанной капусты.

    С помощью полученных красителей были окрашены в различные цвета исходные образцы:

а) в ходе проводимых опытов шерстяные нити, окрашивались равномерно и в более яркие цвета.

б) хлопковая ткань окрашивается хуже, цвета менее яркие и ткань окрашивается не равномерно.

с) хуже всего окрашиванию поддавались образцы льняной ткани, они приобретали не яркие цвета и прокрашивались не равномерно.Я предположила, что льняная ткань не является 100% льном, скорее всего в ткани есть примеси искусственных нитей.

3. После окрашивания образцов натуральными красителями, мы постирали образцы с детским мылом самыми стойким оказались красители, полученные из коры дуба и листьев шалфея, далее идут по стойкости идут красители из коры черемухи, скорлупы грецкого ореха, куркума, шалфей, самыми не стойкими получились красители из овощей (капусты и свеклы).В целом после стирки образцов мы сделали вывод, что натуральные красители не обладают стойкостью, все образцы значительно утратили первоначальный цвет после стирки.

4. Для закрепления цвета мы использовали 4 способа: варили образцы в уксусе в течении 1 часа до окрашивания, закрепляли раствором уксуса после окрашивания, добавляли при окрашивании протраву из квашенной капусты и раствора ржавчины. После проведения опытов, мы сделали вывод, что наиболее эффективно закрепляет цвет протрава из ржавчины (образцы окрашенные листьями шалфея с протравой из ржавчины, практически не полиняли), затем сок квашеной капусты (образцы окрашенные пижмой с соком квашенной капусты полиняли значительно, но сохранили достаточно цвета) . Закрепление цвета уксусом наименее эффективно. (образцы окрашенные свеклой и закрепленные уксусом практически не сохранили цвет)

5. Так как в ходе опытов мы установили, что красители не являются стойким, то окрашивание такни для изготовления одежды не является практичным.

Ткани, окрашенные натуральными красителями подойдут для рукоделия и изготовления кукол. Кроме того, того многие рукодельницы (вышивание крестом) применяют натуральные красители для окрашивания канвы в разные цвета, когда хотят придать фон своим картинам.

Список используемой литературы

1.Лекарственные растения. Энциклопедия. - Мн.: Книжный дом, 2005

2. Луговые травянистые растения. Биология и охрана: Справочник/ Губанов И.А. и др.-М.: Агропромиздат, 1990

3. Мельников Б.Н., И.Б.Блинчева «Теоретические основы технологии крашения волокнистых материалов». М.:Химия,1978

4. Раимкулова Ю.Д., Семенецкий М.И. Растительные красители. Технология окраски тканей в период с IX-XI в.в. на территории Самбийскогополуострова;http://www.simvolika.org/article_002.htm

5. Семенова М. Мы - славяне! Популярная энциклопедия. - СПб.: Издательский дом «Азбука - классика», 2007

6. Сергеев Василий. Плетение из соломки - от деда Василия; http://lib.rus.ec

7. Соловьёв Ю.И. «Всеобщая история химии».М.:Наука,1980

8. Химия и жизнь (Cолтеровская химия, часть II)/ под ред. Тарасовой Н.П. - М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

9. Ресурсы сети Интернет:

10. http://www.xumuk.ru: Химическая энциклопедия

11. http://www.xumuk.ru: Большая советская энциклопедия

Сложно представить себе современный мир без использования красок. Ее используют в быту и промышленных целях, окрашивая целые сооружения и расставляя предупреждающие разметки. Использование человечеством краски в разнообразных областях своей деятельности уходит корнями в глубинные пласты истории.

Учеными и археологами найдены многочисленные рисунки и наскальная живопись в различных уголках земного шара. Также был доказан факт использования красящих пигментов во время проведения разнообразных обрядов. Неоднократно были найдены древние захоронения, возраст которых составляет около 20-40 тыс. лет до н.э. Низ могилы и останки полностью покрыты охрой красного цвета. Похожие могилы были найдены на территории Украины и Карелии.

Помимо этого, учеными были найдены части сгоревшего в 1240 году дома. Среди найденных предметов были обнаружены доски для написания икон, емкости с красками и прочая утварь иконописца. Уже в те времена процветали иконописные мастерские, что подтвердили аналогичные находки на территории Новгорода.

Как создавались краски на Руси?

История создания красок на Руси - исследование глубокое. Многие из красок применялись для окрашивания вытканного материала и пряжи. В основном использовались натуральные ингредиенты: шафран, вайда, марена, чермес, куркума, крушина. Каждое из растений давало свой уникальный оттенок. При смешении нескольких цветов можно было варьировать интенсивность оттенка и получать новые необычные тона. В XIX веке был найден способ добычи желтых оттенков - для этого использовали отвар ольхи, березы и золы. Багульник использовали для получения зеленой краски. А уже к концу этого столетия палитра красок пополнилась синтетическими составляющими. Чаще всего их использовали для придания нового цвета материалам, использовали - индиго, хризамин, красную кровяную соль, анилиновые пигменты, кадмиевую желтую, ультрамарин и иные красители.

Краски всевозможных оттенков природного происхождения широко использовали для окрашивания жилых строений, раскрашивания церквей, резных украшений различных строений, мебели и предметов интерьера. Искусственно полученными красками пользовались гораздо реже. В XIX веке для окрашивания кровли из железа задействовали мумию, железный сурик и ярь-медянку. Смесью мела и извести часто белили дома весной. В военной сфере часто красили ножи из дерева и кожаные части оружия.

Не отставала и бумажная промышленность. Для окрашивания бумаги была разработана широкая палитра красящих материалов. В конце XVIII века краски, созданные по особому рецепту, стали использовать при печатании бумажных купюр. Состав хранился в строжайшем секрете и был доверен только нескольким лицам. Существовала даже такая профессия как красильщик бумаги.

В настоящее время ассортимент краски поражает воображение. Ее использование достигло промышленных масштабов. Согласитесь, невозможно представить современный мир без этого важного изобретения.



Полезные инструменты