Отрасль промышленности которая выпускает сельскохозяйственную технику. Современное состояние развития отрасли в Украине. Сельскохозяйственная отрасль машиностроения и ее место в экономике

А. Рикошинский

Обеспеченность сельскохозяйственной техникой агропромышленного комплекса РФ в настоящее время значительно ниже, чем в начале 90-х годов. Так, на 1 января 1990 г. парк сельскохозяйственной техники включал в себя 1 384 тыс. тракторов, 407 тыс. зерноуборочных комбайнов и 665 тыс. грузовых автомобилей общей грузоподъемностью 2 727 тыс. т. Высокая фондовооруженность сельского хозяйства в тот период объясняется, прежде всего, фактически бесплатными для потребителя (за счет бюджета) поставками техники.

Переход к существующим ныне экономическим условиям привел сельхозпроизводителей к необходимости самим закупать новую и ремонтировать старую технику. И это в условиях инфляции, быстро обесценивающей оборотные средства. Поэтому шло постепенное старение парка машин и снижение технической оснащенности сельскохозяйственного производства.

Сокращение парка привело к тому, что в настоящее время используется намного меньше сельскохозяйственных машин, чем технологически необходимо. Например, нагрузка пашни на один трактор составляет 108 га, на один зерноуборочный комбайн приходиться 195 га посевов, а на один картофелеуборочный – 17 га.

Плохое финансовое положение потребителей техники, невозможность осуществления ими своевременной оплаты привело к дефициту оборотных средств у предприятий-производителей. Также негативно на состоянии отрасли отразилось резкое сокращение хозяйственных связей с предприятиями, оказавшимися на территориях стран СНГ, отсутствие механизма взаиморасчетов с ними, установление высоких ставок налогов и пошлин.

Большинство предприятий сельскохозяйственного машиностроения в результате падения платежеспособного спроса на их продукцию снизили ее выпуск, многие из них прекратили производство целого ряда сельскохозяйственных машин, оборудования, частично или полностью изменили специализацию. Даже в этом году, когда положение в отрасли по сравнению, например, с 1998 г. существенно улучшилось, более 40% предприятий сельскохозяйственного машиностроения являются убыточными.

В настоящее время в целом по России обеспеченность исправными зерноуборочными комбайнами составляет лишь 38% от потребности, тракторами – 40%. Следует учитывать и то, что 50% парка выработало нормативный срок службы, причем сокращение производства сельскохозяйственной техники сопровождалось снижением ее качества и надежности. И, хотя, потенциальный спрос сельхозпроизводителей очень высок, их финансовое состояние не позволяет обеспечить соответствующий платежеспособный спрос.

Поскольку производители сельхозпродукции обеспечены основными видами техники только наполовину, нагрузка на машины в 2 – 3 раза превышает технологически оптимальную. А это, в свою очередь, стимулирует спрос на запасные части.

В условиях кризиса отечественного сельскохозяйственного машиностроения на российский рынок пришли иностранные компании. Импорт тракторов за 1992 – 1998 гг. увеличился до 37%, зерноуборочных комбайнов – до 17% от всего объема продаж данной техники сельхозпроизводителям России.

В 1999 г. на рынке сельскохозяйственной техники произошла смена тенденций. Впервые за последние годы в сельскохозяйственном машиностроении был зафиксирован некоторый рост производства. Это вызвано следующими основными причинами. Во-первых, сельскохозяйственное машиностроение ощутило на себе последствия кризиса 1998 г. Резкое сокращение импорта продовольствия, увеличившийся спрос на отечественную продукцию создали благоприятные условия для сельхозпроизводителей.

Улучшение их финансового состояния стимулировало рост платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику. Во-вторых, улучшению ситуации в отрасли способствовало выделение производителям средств из лизингового фонда (например, компаниям «Ростсельмаш» и «Красноярский завод комбайнов»). Принятое 27 апреля 1999 г. Правительством РФ постановление «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования» и привлечение кредитов Сбербанка РФ под государственные гарантии на закупку лизинговыми компаниями сельхозтехники и оборудования для организаций АПК позволило повысить их покупательскую способность и увеличить выпуск сельскохозяйственной техники.

С 1999 г. наметилась тенденция роста производства. В 2000 г. эта тенденция продолжилась. За три квартала было изготовлено 14 830 тракторов – 139,3% к соответствующему периоду прошлого года, а зерноуборочных комбайнов – 4 023 штуки (219,1% к январю – сентябрю 1999 г.). Рост производства происходит на всех основных предприятиях-изготовителях.

Если брать за основу историю России с древних времен, то первое официальное упоминание о производстве сельскохозяйственной техники датировано далеким 1774 годом, когда указом правителя была выписана премия за изобретение жатвенной машины. В дальнейшем процесс становления производства растянулся на долгие годы, открывались небольшие семейные предприятия, планомерно изучался опыт других стран, создавались ведомства и бюро. Однако, вплоть до конца 19-го столетия количество предприятий, производящих сельскохозяйственную технику было необычайно мало, а большинство составляли небольшие семейные предприятия не способные осуществлять массовое производство. Все изменилось после Великой Октябрьской революцией, которая кардинально изменила общественный уклад страны и создала новые рычаги развития производства в стране.

После революции страна оказалась практически полностью разрушена и разграблена, а в своем экономическом развитии значительно отставала от остальной Европы. В это время в стране была создана уникальная форма власти, которая больше не была принята ни в одной стране. По инициативе правительства были созданы специальные советы и министерства, на которые была возложена ответственная миссия по возрождению и развитию промышленности страны. В первую очередь все военные заводы были переведены на производство оборудования для хозяйств и ведомств. Уже в первые годы было выделено значительно финансирование на реконструкцию существующих и строительство новых заводов. За считанные годы огромные заводы по производству сельскохозяйственной техники появились в нескольких крупных городах СССР – Харькове, Сталинграде, Челябинске, Липецке, Владимире, Минске, Ташкенте, Кишиневе, Ростове-на-Дону. Страна превращается в огромный производственный комплекс, который связан надежными логистическими нитями. Основной целью была децентрализация производства страны. Если в царское время основное производство было сконцентрировано в европейской части страны, то теперь активно строились заводы во всех регионах. В дальней перспективе правительство стремилось к самообеспеченности регионов и минимальными транспортными издержками. По сути, каждый регион должен был иметь свое предприятие, которое бы максимально обеспечивало регион в сельскохозяйственной технике, которая в свою очередь максимально полно отвечала потребностям региона по своему назначению и особенностям. Были созданы специализированные научно-исследовательские институты по разработке и внедрению новых моделей. Даже Великая Отечественная война не смогла серьезно поколебать позиции сельскохозяйственной промышленности. В кратчайшие сроки заводы были восстановлены и работали на полную мощность. Нормативными указами правительства были очерчены высокие показатели, к которым неуклонно стремилась вся страна.

Казалось бы, что перед производителями страны открывались невероятные перспективы для роста, однако, в отрасли производства сельскохозяйственной техники существовала одна очень серьезная проблема – срок ввода в эксплуатацию новой техники. Излишняя бюрократия и согласования номенклатуры продукции самой верхушкой власти приводили к тому, что период от создания техники до включения ее в ассортимент производства и появления на полях составлял не менее 10 лет, а иногда превышал 15 лет. Все это приводило, что отечественная техника заметно отставала по своему техническому уровню от техники ведущих зарубежных производителей. Именно поэтому с развалом СССР и вводом рыночной экономики в стране сельскохозяйственную промышленность, как и другие отрасли производства, ждал сильнейший удар.

В начале 90-х буквально за 5 лет выпуск тракторов сократился в 10 раз, зерноуборочных комбайнов более чем в 10 раз, плугов и культиваторов в 30 раз, сеялок и доильных установок в 50 раз. Эти космические цифры обеспечены во многом общим кризисом в стране, снижением жизненного уровня и выходом на российский рынок иностранных производителей. Иностранные производители, в отличие от отечественных компаний, уже в то время прекрасно знали основы маркетинга, продаж и ценообразования. Учитывая, что зарубежная техника значительно превосходила отечественную по технической оснащенности, времени работы на износ, долговечности и ремонтопригодности, завоевать рынок ей не составило особого труда. В то время привычной картиной стали американские тракторы и немецкие комбайны на отечественных полях. Значительно сократилось общее количество заводов. Перейдя в частные руки, заводы потеряли самое главное – помощь государства и могли рассчитывать только на себя. В результате часть инвесторов, оценив нерадостные перспективы отрасли, приняли решение о закрытии заводов, так как модернизация производства для успешной конкурентной борьбы с иностранной техникой требовала огромных финансовых и временных затрат, которые мало кто мог позволить в то нестабильное и неспокойное время.

Основными факторами, которые позволили отечественным заводам выжить в то время, стали минимизация затрат и перепрофилирование. Во-первых, отечественный производитель понял, что если не получается бороться качеством, потребителя необходимо брать ценой. Во-вторых, в рыночной экономике на номенклатуру и объем производства влияет в первую очередь спрос потенциального заказчика, что привело к полному размыванию межотраслевого разделения заводов, которые теперь стали производить и непрофильную для себя продукцию. Совокупность минимизации затрат и диверсификация производства позволили появиться новой группе отечественных производителей сельскохозяйственной техники. Именно такой подход стал залогом развития отечественных предприятий вплоть до настоящего времени. На рынке выигрывает тот, кто может наиболее полно удовлетворить спрос потребителя, предложив при этом привлекательную цену. Однако, сегодня, когда уровень качества и цен отечественной техники практически сравнялся с ведущими иностранными производителями, новым фактором развития является уровень сервизации услуг. На сегодняшний день именно уровень предлагаемого является основным фактором при выборе поставщика сельскохозяйственного оборудования.

Подводя итог всему сказанному, стоит отметить, что на сегодняшний день сельскохозяйственное машиностроение России обладает потенциально мощной научной базой и физически мощной производственной основой, но перед отраслью стоит целый ряд глобальных проблем, которые требуют своего решения. Уже сейчас отмечается значительное снижение уровня производства сельскохозяйственной техники в России. Это связано в первую очередь с отсутствием необходимых кредитных ресурсов в стране и ухудшением общей платежеспособности. Для решения этой проблематики необходимо наладить устойчивый механизм кредитования при этом внедрив программу государственной помощи, так как без субсидирования в кратчайшие сроки решить проблему с финансированием просто невозможно. При этом вторым моментом стоит отметить важность организации кредитования и субсидирования, чтобы все деньги шли целенаправленно на поддержание предприятий, а не оседали в карманах нечестных чиновников и руководителей. В-третьих, программа импортозамещения должна стать приоритетной в ключевых сегментах экономики. При реализации всех факторов возможен выход сельскохозяйственного машиностроения на новый уровень, а всему сельскому хозяйству страны станет жить немного лучше, ведь перед ним останется всего одна нерешенная задача – капризы погоды, против которых пока мероприятий не придумано.

В апреле 1921 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет «О сельскохозяйственном машиностроении», в котором говорилось: «Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности». Первый серийный советский трактор был выпущен в 1923 г. на заводе «Красный путиловец». В 1932 г. наша страна отказалась от покупки тракторов за границей, а в 1960 г. вышла на первое место в мире по их производству.

В 1928 г. Запорожским заводом «Коммунар» выпущен наш первый зерноуборочный комбайн. В 1930 г. вступили в строй Сталинградский тракторный завод и завод «Ростсель- маш», а следующие годы ознаменовались рождением ряда крупнейших заводов сельскохозяйственных машин. Это были Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Ташкентский завод сельскохозяйственного машиностроения, Саратовский завод комбайнов.

Ныне производство техники для села - крупнейшая отрасль отечественного машиностроения. У колхозов и совхозов сегодня более 24 млн. различных сельхозмашин: свыше 2,75 млн. тракторов, более 800 тыс. зерноуборочных комбайнов, около 1,2 млн. тракторных плугов, около 1,5 млн. сеялок, более 120 тыс. картофеле- и свеклоуборочных комбайнов, 230 тыс. машин для разбрасывания минеральных удобрений, около 400 тыс. доильных установок и агрегатов, около 700 тыс. тракторных косилок и т. д.

Производство сельскохозяйственных машин приближено к основным районам их работы: хлопкоуборочных - в Средней Азии, для горного земледелия - в Закавказье, картофелеуборочных - в Нечерноземной зоне и т. д. Техника непрерывно обновляется - ежегодно снимаются с производства десятки устаревших моделей, появляются новые машины. У нас полностью механизированы основная обработка почвы, посев и уборка зерновых культур, посев сахарной свеклы и хлопчатника. Но все же более 300 производственных операций в сельском хозяйстве выполняется пока вручную. Отсюда нехватка рабочих рук в страдную пору.

Основа индустриализации сельскохозяйственного производства - комплексная механизация. Совершается переход от выпуска отдельных машин к производству наборов (комплексов) машин. Каждый такой комплекс способствует ликвидации ручного труда на возделывании определенного культурного растения от его посадки до уборки урожая. Например, в комплекс для возделывания пшеницы, ржи и других зерновых культур входят широкозахватные сеялки, самоходные жатки, зерноуборочные комбайны новейших моделей, подборщик-уплотнитель соломы, зерноочистительно-сушильные агрегаты.

Комплекс для возделывания сахарной свеклы - одной из самых трудоемких культур - это большое число машин, призванных механизировать более 30 операций всего процесса выращивания сладких корней. Здесь и многорядные сеялки, автоматический прорежи- ватель всходов, культиваторы-растениепитате- ли, корнеуборочные и ботвоуборочные машины, свеклопогрузчик. Комплекс для уборки льна, по производству которого наша страна занимает первое место в мире, составляют комбайн, льнотеребилка, оборачиватели ленты льна, молотилка-веялка и т. д. От тяжелого ручного труда при выращивании хлопчатника (технология выращивания включает около 100 операций) освобождает земледельца комплекс машин самого разнообразного назначения: сеялки точного высева, культиваторы, хлопкоуборочные машины, ворохоочистите- ли и др.

И подобные комплексы выпускаются для многих культур, для работы в теплицах, в садах, на виноградниках. Комплексная механизация сельского хозяйства все время развивается и совершенствуется.

На орошаемых и осушаемых землях нашей страны сейчас получают около 40% всего сбора зерна, кукурузы, около половины фруктов и винограда, 75% овощей, хлопка и риса. Значит, надо выпускать высокопроизводительную и экономичную землеройную и мелиоративную технику. Мелиорация - (от латинского melioratio - улучшение) - коренное улучшение земель. Главным образом - орошением засушливых земель и осушением их в районах избыточного увлажнения. Поэтому выпускают мощные тракторы, бульдозеры, дорожно-строительные машины для тяжелых работ на строительстве каналов, для планировки земли, для рыхления мерзлых и скальных грунтов. Мелиоративные работы требуют самой разнообразной техники. Это - камнеуборочные машины, почвенные фрезы, корче- ватели^пней, болотные плуги, дождевальные машины разных типов и назначений.

Все больше процессов управления машиной берет под свой контроль электроника. Снижаются физические усилия при вождении мащин, рычаги и рукоятки заменяются клавишами на панели управления. Уровень шума и вибраций в кабине тракториста удалось снизить в 2-3 раза.

Наша промышленность выпускает машины, оборудование и для комплексной механизации животноводства и птицеводства. Для доения коров, транспортировки выдоенного молока по трубопроводам, его фильтрации и охлаждения служат доильные автоматизированные установки типа «Тандем» или «Елочка». На такой установке работает всего 1 человек, причем за час с ее помощью можно выдоить 60-70 коров. Кроме основных операций предусмотрена автоматическая выдача концентрированных кормов в зависимости от индивидуальных надоев молока от каждой коровы.

Для телят «молочного периода» выпускают комплекты оборудования, которое позволяет механизировать и даже автоматизировать процесс приготовления жидкой молочной смеси и раздачу ее телятам. Каждый комплект одновременно обслуживает более 700 телят. Для взрослых животных предназначено оборудование, которое готовит сложные смеси кормов, транспортирует их по пневмопроводам и раздает в кормушки. Один комплект такого оборудования может обслужить от 2 до 6 тыс. голов крупного рогатого скота.

На птицефабриках применяют полностью автоматизированные инкубаторы, где автоматически поддерживаются постоянные температура и влажность воздуха и яйца периодически переворачивают с боку на бок специальные механизмы. Вместимость каждого инкубационного шкафа от 30 до 80 тыс. яиц. Автоматические линии обработки яиц моют, сушат, сортируют, маркируют, укладывают в удобную ячеистую тару от 8 до 20 и более тысяч яиц в час.

Выращивание цыплят на мясо (бройлеров) - очень трудоемкое дело. Для механизации этих работ (раздача кормов и воды, местный обогрев цыплят) выпускают комплекты оборудования, с помощью которых можно обслужить одновременно более 20 тыс. бройлеров. На свиноводческих комплексах и фермах автоматические устройства приготовляют и раздают корма, убирают навоз, обеспечивают благоприятный микроклимат и ультрафиолетовое облучение молодняка. Полностью автоматизированы системы водоснабжения, вентиляции и отопления.

Выпускаются комплекты оборудования для кролиководческих ферм, для выращивания ягнят, стрижки овец. Так в животноводстве осуществляется комплексная механизация и автоматизация тяжелого ручного труда. Животноводам помогают также разнообразные автомобильные и тракторные раздатчики-смесители кормов, транспортеры, скреперные установки для уборки навоза, передвижные и стационарные водоподъемники.

Машины для животноводства непрерывно совершенствуются, в частности, за счет применения различных современных материалов, стойких к неблагоприятному воздействию среды, гигиеничных. Все шире будут применяться электронные средства контроля и управления технологическими процессами, робототехника.

Сельскохозяйственное машиностроение

Определение 1

Сельскохозяйственное машиностроение - это отрасль машиностроения, обеспечивающая оснащение сельскохозяйственного производства.

Данная отрасль возникла в 19 веке в Великобритании, и дальнейшее развитие получила в США.

Сельскохозяйственное машиностроение включает в себя:

  • Комбайностроение – производство комбайнов различных модификаций
  • Тракторостроение – производство тракторов, двигателей и деталей к ним.

Замечание 1

Оба направления активно начали развиваться в 20 веке, во многих странах мира. В странах СНГ ведущее положение занимают русские и белорусские производители, чья техника по качеству не уступает иностранным брендам.

Наиболее крупными предприятиями России по праву считаются ОАО «Ростсельмаш» (специализируется на выпуске зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов), ОАО «Росагроснаб» (специализируется на выпуске запчастей и двигателей к различной сельскохозяйственной техники), концерн «Тракторные заводы» (включает в себя четыре завода выпускаемые крупную технику, наиболее известная «Агромаш»).

Продукция, производимая сельскохозяйственной отраслью:

  1. Комбайны. Техника данного типа подразделяется на зерноуборочные (одни из самых сложных, предназначенные для предварительной обработки зерновых культур), кормоуборочные (предназначенные для скашивания травы и культур, идущих на корм скоту) комбайны, а так же комбайны для уборки корнеплодов и овощей. Так же комбайны подразделяются на самоходные и прицепные, последние прицепляются к тракторам.
  2. Тракторы. Самоходные машины, предназначенные в основном для тяги других машин. Тракторы могут быть колесными и гусеничными. Сейчас выпускаются тракторы с повышенными требованиями к конструкции. Тракторы можно разделить на пропашные (для после пахотной обработки поля), пахотные (для сплошной пахоты), транспортные (для перевозки грузов прицепом)
  3. Сельскохозяйственные агрегаты. Данная техника предназначена для промежуточной сельскохозяйственной работы. Агрегаты подразделяются на: почвообрабатывающие машины (культиваторы, глубокорыхлители, бороны), сеялки (для сеяния семян всех видов культур)

Центры сельскохозяйственного машиностроения

Аграрный потенциал России очень велик, и сельскохозяйственное машиностроение играет немаловажную роль в развитии народного хозяйства и экономии страны.

Предприятия сельхозмашиностроения располагаются в различных районах страны. Их расположение обусловлено близостью сырьевой базы, специализацией и кооперированием с другими отраслями, потребительским спросом и особенностями продукции.

Так как производимая продукция достаточная громоздкая и трудно транспортируемая, поэтому предприятия располагаются в районах соответствующей сельхозспециализации.

Так зерноуборочные машины выпускаются на Северном Кавказе и Сибири. А производство тракторов сосредоточенно в Волгограде, Санкт-Петербурге, Липецке и др.

Сельскохозяйственное машиностроение и его место в экономике

Сельское хозяйство сильно отличается от того что было еще пару десятилетий назад, и уровень механизации значительно вырос. Однако не смотря на это, недостаточная оснащенность сельхозтехники является проблемой развития данной отрасли. И в советское время и сейчас Российское сельскохозяйственное машиностроение могло поразить лишь количественным показателем, тогда как технологический уровень оставлял желать лучшего, уступая западным аналогам.

После потрясений 90-х годов аграрий испытывали острую нехватку качественной сельхозтехники, так как заводы могли предложить только устаревшие образцы. Именно поэтому аграрии были вынуждены закупать технику за рубежом.

Сегодня предприятия сельскохозяйственной техники производит лишь 10% от ВВП. Фермерам, в силу экономических причин, приходится либо долго не обновлять парк сельхозмашин, либо закупать импортную технику, что приводит к низкой загруженности производства на российских заводах.

Не смотря на это, эксперты уверенны, что потенциал развития сельхозтехники в России просто огромен.

Состояние российского сельхозмашиностроения

Несмотря на сокращение общего числа тракторов, специалисты отмечают неплохой темп обновления парка сельхозмашин. Немаловажную роль в этом сыграли государственные программы развития аграрно-промышленного комплекса. Хотя уровень импорта сельхозтехники высок, отмечается рост выпуска отечественной продукции. Но не смотря на это главным преимуществом по-прежнему остается низкая стоимость, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшим производителем сельхозтехники в России является «Ростсельмаш» и концерн «Тракторные заводы». Отличительной частью их является использование минимума импортных комплектующих.

В 2016 году было выпущено около 6,7 тысяч тракторов, и лишь половина из них была отечественными, 52% была собрана из импортных деталей.

Сельхозмашиностроение мира

В настоящее время в мире лидирующие позиции по производству сельхозтехники являются Япония (150 тыс.), Индия (100 тыс.), США (100 тыс.).

Лидирующая позиция Японии объясняется тем, что она выпускает мини тракторы, тогда как другие страны выпускают среднюю и мощную технику.

Крупнейшими экспортерами и импортерами машиностроительной продукции являются экономически развитые страны и Китай.

Стоит отметить, что такие страны как США, Россия, Китай, Великобритания имеют отрицательное сальдо внешней торговли, а Япония, Германия и Франция – положительное.

2017 год стал для производителей сельхозтехники более-менее положительным. Был показан уверенный рост по всем видам сельхозтехники. Так выпуск тракторов стал на 12% больше 2016, а выпуск зерноуборочных комбайнов вырос на 14 %. По остальным отраслям тоже замечен рост на 10-11%.

Так же в 2017 году была утверждена стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года.

Введение

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств.

1) раскрыть состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России;

2) выявить особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ;

3) изучить проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране.

Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России

Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами:

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М., 2014. С.84.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М., 2014. С.87.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.

В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. Экономика машиностроительной промышленности. / Под ред. Г.А. Краюхина. - М., 2015. С.142.

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.

Производство металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. Подотрасль выпускает оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

Профиль заводов горного машиностроения- машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.

Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов. Экономика машиностроительной промышленности. / Под ред. Г.А. Краюхина. - М., 2015. С.144.

Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.

Эта подотрасль производит также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.).

Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Атомное машиностроение специализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.

Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных сил. М., 2014. С.125.

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходится на металлорежущие станки.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю.

Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.

Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных сил. М., 2014. С.126.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.

Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства.



Бизнес идеи