Поведение в сфере деловых отношений. Деловой этикет. Его функции и свойства. Правила делового общения по телефону

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

РОЛЬ И МЕСТО МСБ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МСБ

Предпринимательство как таковое - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.

Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества. В большинстве стран мира малый бизнес является основой среднего класса. Поэтому заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.

По данным МЭР РФ, в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.

Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний - малые, 50-60 % объема рынка металлопластиковых окон - компании малого бизнеса, предприятия производят более 30 % витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70 % рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60 % валовой продукции.

Достижение амбициозной цели - войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России - невозможно без формирования развитого сектора малых компаний. И вот почему.

Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, - чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.

Во-вторых, малые компании - эта та среда, откуда в перспективе «вырастают» и средние компании, и крупные глобальные корпорации.

В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного «перехода».

И наконец, малый бизнес - основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике.

Именно поэтому развитию малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.

Достаточно назвать заседание президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года в г.Тобольске, один из первых Указов Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об устранении административных барьеров и формирование Правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации. Д. Медведев объявил о намерении создать все условия для того, чтобы к 2020 году доля малых предприятий в ВВП достигла 50% (сейчас она составляет около 17%), а число занятых в этих организациях выросло до 60−70% трудоспособного населения (сегодня - 25%). Был сформирован Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, включающий свыше 100 мероприятий в области общего регулирования предпринимательской деятельности и в приоритетных сферах предпринимательской деятельности.

МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ В 2008 ГОДУ

Федеральные власти, рассчитывая заинтересовать региональных чиновников в субсидировании малого бизнеса, постановлением Правительства №188 от 20 марта 2008 года изменили правила предоставления регионам федеральных субсидий. Теперь чем больше средств выделит малым предпринимателям местная администрация, тем больше она получит дотаций на те же цели из федеральной казны. При этом учитывается также количество предприятий, получивших региональные субсидии, и средний объем финансовой помощи в расчете на одно малое предприятие.

«Малая приватизация». Федеральный закон № 159 с 5 августа 2008 года закрепил за арендаторами помещений государственного фонда право преимущественного выкупа занимаемых ими площадей, если в течение последних трех лет они исправно вносили арендную плату. Раньше выкупить такие объекты можно было только на аукционе, где малые предприятия, как правило, проигрывали более состоятельным покупателям. Также продлена до 1 июля 2010 г. возможность заключения на новый срок договоров аренды помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения торгов. Устанавливается возможность заключения без торгов договоров краткосрочной аренды на срок менее 30 календарных дней.

Налоговые льготы: два важных нововведения. Первое разрешает региональным властям снижать ставку упрощенной схемы налогообложения с 15 до 5%. Второе позволяет фирмам перейти на уплату налога на прибыль по итогам четвертого квартала исходя из фактической прибыли, полученной с начала года. Сама же ставка налога на прибыль с 2009 года снижена с 24 до 20%. С 1 января 2009 года устанавливается амортизационная премия в размере 30 % для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет, что в абсолютных цифрах составит около 100 млрд. рублей (ранее предполагалось, что утроение действующей 10-и процентной амортизационной премии произойдет годом позже - с 1.01.2010 г.).

Кредитование МСБ на льготных условиях - не более чем под 11% годовых. Для этого Внешэкономбанк и Российский банк развития будут предоставлять региональным банкам деньги под меньший процент. По плану объем финансирования программ кредитования МБ этими двумя банками в 2008 году должен был составить 30 млрд. рублей, в 2009−м - 40,5 млрд. Кроме того, планируется, что в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов малые предприятия в 2009 году получат около 10,5 млрд. рублей, в 2010−м - 17 млрд., в 2011−м - 22 млрд. Предполагается установить предельный уровень маржи для региональных банков в 3%. Скажем, ВЭБ выделяет банку средства под 8%, а тот, в свою очередь, кредитует малое предприятие под 11%.

Кроме того, были приняты решения, направленные на минимизацию количество проверок, которым подвергается мелкое предпринимательство - с1 июля 2009 года более чем в 40 раз сократится количество проверок малого бизнеса, плановая проверка (документарная и выездная) должна будет проводится один раз в три года.

Освобождение бизнесменов, уплачивающих единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники, а также упрощение процедуры регистрации новых малых компаний - установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в сферах экономики, где малый бизнес занимает практически ¾ сектора..

МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ МСБ: ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

  • Председатель Правительства РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы участников пленарного заседания, посвященного открытию Всемирного экономического форума в Давосе 28 января 2009 г., подчеркнул, что в условиях финансового кризиса государство поддержит не только «чемпионов» российской экономики, но также малое и среднее предпринимательство. Среди антикризисных мер, которые оказывают влияние как на крупный, так и на малый и средний бизнес, В. Путин назвал, прежде всего, повышение ввозных таможенных пошлин для поддержки отечественного товаропроизводителя. «Мы будем поддерживать малое и среднее предпринимательство во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство, на которое мы обращаем особое внимание» - заявил В. Путин.
  • На поддержку малого бизнеса и создания 2 млн. рабочих мест правительством России будет направлено 800 млрд. рублей, заявил журналистам 22 января в Калининграде председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. «В Госдуме и правительстве РФ есть уверенность, что отечественный малый бизнес, несмотря на свою недостаточную развитость и активность, сможет наиболее быстро и эффективно приспособиться к сложным условиям экономического кризиса. Для его поддержки государством только в этом году будет выделено 800 млрд. рублей», - заявил парламентарий. По его словам, разработчики планов данной господдержки наметили к реализации семь основных пакетов мероприятий, которые помогут развитию малого бизнеса в регионах. В результате малый бизнес будет способен создать порядка 2 млн. новых рабочих мест во всех сферах народного хозяйства. «Так, одной из действующих мер, которые помогут предпринимателям встать на ноги, станут государственные электронные закупки товаров, произведенных исключительно малым бизнесом. Для производителей сельскохозяйственной продукции процентная ставка субсидирования кредитов составит 100%», - добавил депутат.
  • В большинстве развитых стран мира основой экономики является малый и средний бизнес, а не госкомпании. Об этом заявил председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. По мнению В. Плигина, «тенденция огосударствления собственности» должна получить объективную оценку. Заявления о том, что в мировой экономике якобы обозначился «сдвиг» в сторону государства, не совсем обоснованы, считает парламентарий. «Экономика мира сориентирована, прежде всего, на поддержание малого и среднего бизнеса, который формирует человечески привлекательную среду жизни в том или ином государстве», - отметил В. Плигин. По мнению депутата, уровень общественного благополучия и социальной стабильности напрямую зависит от степени развитости мелкого предпринимательства, а не «огосударствленного» бизнеса.
  • Как заявил глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, доля малого бизнеса в российской экономике на сегодняшний день составляет 15-20%, в то время как, например, в США - до 80%. «В большинстве стран понимают, что главная миссия малого бизнеса - социальная, а не экономическая. Именно он обеспечивает самозанятость населения», - подчеркнул депутат. В. Плескачевский также коснулся темы госсобственности и приватизации, напомнив высказывание премьер-министра Владимира Путина о том, что «у органов власти должно остаться ровно столько имущества, сколько необходимо для осуществления властных полномочий». В настоящее время, заметил глава комитета, около 75% имущества в РФ находится в собственности государства - органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, и только 25% - у частных лиц. «В развитых экономиках соотношение прямо противоположное», - констатировал В. Плескачевский.
  • В дальнейшем важно довести до конца те решения, принятые за последние месяцы, а также актуальные инициативы, которым не давали ход в течение нескольких лет, отметил сокоординатор социально-консервативного клуба, заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин. «Например, много говорилось о целевом кредитовании малого бизнеса по отдельным ставкам региональными банками. До сих пор эта программа не реализована. До малых и средних предприятий должен также доходить муниципальный заказ», - сказал он.
  • Правительство РФ готовит постановление о предоставлении в аренду малому и среднему бизнесу временно свободного федерального имущества. Об этом сообщил глава департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров. По словам А. Шарова, в настоящее время федеральное имущество с точки зрения условий предоставления в аренду существенно уступает региональному или муниципальному, так как на уровне регионов и муниципалитетов действуют понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий. Минэкономразвития готовит проект постановления правительства, в соответствии с которым все временно свободное федеральное имущество предлагается передавать в аренду «по праву первой руки» только субъектам малого или среднего предпринимательства. «И если оно будет невостребовано, только в этом случае оно будет передаваться другим структурам», - сказал А. Шаров. При этом, по его словам, планируется ввести понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий: первый год аренды они будут платить только 40% от стоимости аренды, во второй год - 60%, в третий год - 80%. А. Шаров также добавил, что в министерстве такое решение считают промежуточным. Впоследствии, по его словам, все временно свободное федеральное имущество должно быть передано в фонды, которые создаются на уровне регионов и муниципалитетов для поддержки малого и среднего бизнеса.
  • «Наши предложения по модернизации программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2009 году, - отметила Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Попова - направлены на придание ей большей оперативности, гибкости, а основным целевым ориентиром становится поддержка сохранения рабочих мест и содействие самозанятости безработных граждан». В настоящее время поддержана схема по рефинансированию кредитов для малого бизнеса, позволяющая оказывать содействие кредитами малым компаниям. Также Минэкономразвития России было дано поручение об увеличении лотов на выделение товаров работ и услуг, которые должны закупаться у малого бизнеса.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ СЗФО)

Детализировать рамочные федеральные документы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, должны региональные власти. Но оказалось, что дело это небыстрое, хотя бы потому, что в некоторых регионах чиновники даже толком не знают, сколько субъектов малого бизнеса действует на их территории (в большинстве регионов только этим летом власти приступили к созданию реестра малых предприятий). У других слишком мало опыта взаимодействия с мелкими предпринимателями (в Пскове программу поддержки МСБ начали разрабатывать лишь в этом году). К тому же далеко не все региональные администрации сходятся во мнении, что нужнее всего для становления МСБ. Например, Министерство экономического развития Республики Карелия утверждает, что распродажа государственной недвижимости по праву преимущественного выкупа арендаторами «открывает ворота для рейдерских захватов». Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов назвал льготный выкуп и создание фондов поддержки предпринимательства бессистемными мерами, так как ими могут воспользоваться только отдельные представители малого бизнеса. Продуктивнее, по его мнению, снижать налоги, потому что это поможет всем малым предпринимателям. В Пскове ставку налога для субъектов упрощенной системы налогообложения собираются снизить с 15 до 5%.

Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, наоборот, убежден, что «снижение налоговых ставок - путь в никуда, только усугубляющий кризисную ситуацию», так как это сокращает доходную часть бюджета.

По мнению Алексея Третьякова, председателя Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, основная проблема в том, что региональные чиновники в отношениях с малым бизнесом по инерции руководствуются стремлением получить от него как можно больше выгоды, а не помочь его развитию. Особенно это видно на примере местных законов о праве преимущественного выкупа помещений. Скажем, в Петербурге этот документ предусматривает возможность приобретения арендатором объектов площадью до 500 кв. м. в рассрочку на два года. При этом значительная доля помещений (в частности, вдоль основных городских магистралей) выкупу не подлежит. Как прогнозируют эксперты, через «сито» закона пройдет лишь 10% от 18,5 тыс. петербургских предпринимателей, арендующих площади у города.

Председатель КУГИ Петербурга Игорь Метельский считает, что если сделать условия выкупа мягче, это приведет к слишком большим потерям городского бюджета. По его подсчетам, даже если бы закон прошел в своем первоначальном варианте (при внесении в петербургский парламент документ ограничивал площадь выкупаемого объекта 50 кв. м), казна недосчиталась бы 2 млрд рублей.

Примечательно, что в большинстве остальных субъектов Северо-Запада, где уже принят или внесен на рассмотрение парламента аналогичный документ, администрации менее озабочены проблемой упущенной прибыли бюджета. Например, в вологодском варианте малая приватизация предусматривает пять лет рассрочки и до 1,5 тыс. кв. м. выкупаемой площади, в Ленобласти - 2,5 тыс. «квадратов» и три года рассрочки, в Мурманске - пять лет на выкуп площади, фактически занимаемой в течение последних трех лет, в Коми - 1 тыс. кв. м. и два года рассрочки. Исключение - по вышеупомянутым причинам - составляет лишь Псков, где в законе прописана возможность выкупа до 50 кв. м и оплата в течение года.

Правда, региональных предпринимателей не устраивают даже относительно выгодные условия приватизации. «На мой взгляд, здесь уместна градация, - говорит председатель ухтинского Союза среднего и малого бизнеса Сергей Ярченко (Республика Коми). - Например, рассрочку на оплату стоимости помещения в 300 кв. м определить сроком на три года, 400 „квадратов“ - на четыре года, 500 - на пять лет». По его подсчетам, при средней стоимости коммерческих помещений 40 тыс. рублей за 1 кв. м объект площадью 500 »квадратов» обойдется в 20 млн. рублей. Такие расходы местному МБ не потянуть, считает Ярченко.

Директор сыктывкарской сети магазинов «Парус» Александр Филимонов, который арендует у города 350 кв. м, не согласен выкупать помещение за 30 млн. рублей (примерно во столько оно оценено): «Взять кредит в банке почти невозможно - потребуют залог. А что я могу заложить на такую огромную сумму? Два года выплачивать по миллиону в месяц - это нереально. Так что нам придется арендовать, пока не выгонят».

Чиновников такие претензии удивляют. Петербургский КУГИ укоряет бизнесменов в чрезмерных аппетитах. Действительно, требование малых бизнесменов предоставить им в собственность помещения фактически только на условиях зачета арендной ставки не отвечает никаким рыночным законам. Ведь во всем мире подобные покупки совершаются, как правило, за счет заемных средств.

Чтобы облегчить кредитное бремя, на федеральном и региональном уровнях уже создаются фонды содействия заемщикам. Средства фондов будут использоваться в качестве поручительства для предпринимателей, не имеющих полного залогового обеспечения по кредиту, для возмещения части затрат по возвращению займа (например, субсидирование процентной ставки).

Начальник отдела департамента экономического развития Мурманской области Ольга Борисенко считает, что бюджету выгодно субсидировать уплату процентов по кредитам, которые малые предприятия берут под инвестиционные проекты. По ее данным, за 2005−2007 годы в области на эти цели было потрачено 4,8 млн. рублей бюджетных средств. За это время более 200 предпринимателей получили субсидии, что позволило привлечь около 200 млн. рублей кредитов и создать 130 рабочих мест. В результате ежегодно областной бюджет получает более 2 млн. рублей НДФЛ.

О неизбежности кредитования МБ говорят и финансисты. «Банки сегодня настороженно относятся к крупным заемщикам как к слишком рискованным клиентам. Если что-то случится с одним-двумя мелкими клиентами, это не будет так ощутимо для кредитора, как банкротство крупного заемщика. Кроме того, большие компании и без того закредитованы, а потому неактивно берут новые займы, так что эта ниша освобождается для малых предприятий», - рассуждает президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.

Генеральный директор общероссийского Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков не столь оптимистичен: «О развороте банков к малому бизнесу я слышу уже лет пятнадцать, а воз и ныне там. Пока весь разворот состоит в том, чтобы втиснуть в стратегию направление работы с малым бизнесом и попытаться сделать так, чтобы оно приносило прибыль».

К тому же обещанные федеральными властями 11% годовых пока остаются малодостижимой мечтой. В последние несколько месяцев банки дружно принялись поднимать ставки по кредитам. В разных регионах рост составил до 50%, а по данным президента Северной торгово-промышленной палаты Анатолия Глушкова, в Мурманской области некоторые банки повысили ставки почти вдвое.

Ужесточился и «фэйс-контроль»: строительным предприятиям, компаниям сектора В2В и других отраслей, наиболее пострадавших от экономического кризиса, в долг давать никто не хочет. Сроки кредитования пока ничтожны: по данным Ассоциации российских банков, около 76% займов предоставляется предприятиям на срок до трех лет, на пять и более лет - лишь 4% (в странах ЕС - свыше половины всех кредитов). По мнению руководителя петербургского отделения «Опоры России» Андрея Горюнова, инвестиционные ссуды малым предприятиям нужно выдавать на 10−15 лет - как ипотечные кредиты.

Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Елена Церетели утверждает, что «у многих бизнесменов сейчас паника», так как они не верят, что смогут получить кредиты, а потом в срок погасить их. «Что греха таить, малый бизнес до сих пор одной ногой в белой бухгалтерии, другой - в „серой“, третьей - в „черной“«, - признает Церетели. Выходить из тени бизнесмены не особо стремятся. По приблизительным оценкам, треть денежных отношений в МСБ не фиксируется в отчетности.

Но дело не только в этом. Почти половина малых компаний работают по упрощенной системе налогообложения, которая не предусматривает ведения отчетности в том объеме, который требуют банки для предоставления кредита. Поэтому предприятиям, желающим получить ссуду, зачастую приходится специально для кредиторов составлять бухгалтерский баланс.

С другой стороны, МСБ не хочет садиться на кредитную «иглу», чтобы не лишиться финансовой независимости - одного из своих весомых преимуществ перед крупными компаниями.

Проблема МСБ еще и в том, что региональные и муниципальные власти не смогут моментально поменять свои установки по отношению к МСБ в соответствии с новой директивой «сверху». Об этом свидетельствует ряд более или менее громких скандалов 2008 года. То в Великом Новгороде уже после вступления в силу ФЗ №159 власти выставляют арендуемые малыми предприятиями помещения на аукцион (после прокурорской проверки новгородский мэр отменил торги). То выясняется, что в Новгородской области администрация Лычковского сельского поселения ввела для бизнесменов незаконные поборы за уборку и благоустройство территорий. То отличится Ленобласть: невзирая на то что в соответствии с федеральной нормой доля МБ в госзаказе должна составлять не меньше 10%, местные власти допустили его только до 1,5% заказов.

Алексей Третьяков рассказывает об общепринятой практике, когда региональные чиновники навязывают новым малым фирмам и индивидуальным предпринимателям услуги консалтинговых и прочих компаний, которые гарантируют новичкам беспроблемную регистрацию бизнеса. Понятно, что «помощники» тесно связаны с чиновниками, от которых зависит получение соответствующих резолюций.

«Пока не будет изжит фискальный подход властей к предпринимателям и малый бизнес останется для них дойной коровой, задача президента о повышении доли МСБ до 50% ВВП невыполнима», - говорит Андрей Горюнов.

Безусловно, внимание властей всех уровней к малому и среднему бизнесу сейчас беспрецедентно. И меры, которые принимаются для его развития, необходимы. Но, по мнению многих региональных экспертов, в единую систему они пока не складываются. Это и понятно: до сих пор такую систему никто не выстраивал. Малое предпринимательство, которое стало стихийно развиваться в конце 1980−х годов, уже в конце 1990−х начали оттеснять с рынка более крупные игроки.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МСБ В РЕГИОНАХ РОССИИ В 2007-2008 г.г.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» опубликовала ежегодный отчет «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 2007-2008 г.г.», подготовленный на основании масштабного опроса российских предпринимателей - в данном исследовании опрошено более 5,5 тыс. респондентов в 40 регионах России. Предметом исследования 2007-2008 гг. стала тема доступности финансовых и иных ресурсов для развития бизнеса.

Было выделено три фактора, влияющих на развитие МСБ и повышение его доли в экономике регионов:

  • условия спроса в регионе
  • специфика отраслевой структуры экономики региона
  • региональный бизнес-климат (совокупность условия для развития МСП в регионе).

Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. существующие как данность и наиболее сложно поддающиеся влиянию.

Результаты анализа показали, что на сегодняшний день доля МСБ в российских регионах во многом определяется базовыми факторами, благодаря которым в основном и развивается МСБ на нынешнем этапе. Бизнес-климат пока не достиг того уровня благоприятствования, когда он мог бы оказывать существенное влияние на повышение доли МСБ в экономике регионов.

В рейтинге препятствий для развития МСБ (тема налогов и налогового администрирования в нем не рассматривалась) наиболее серьезным препятствием является низкая доступность персонала для предприятий МСБ, на втором месте - низкая доступность финансовых ресурсов, примерно такую же значимость имеет несправедливая конкуренция со стороны более крупных компаний. Существенное негативное влияние на развитие бизнеса оказывает также низкая доступность помещений и требования регулирующих органов.

Факторы бизнес-климата:

  • доступность земельных участков остается достаточно серьезной проблемой для предприятий МСБ;
  • в сфере недвижимости наибольшие сложности связаны с поиском производственных помещений;
  • низко оценивается доступность энергетических мощностей;
  • высоко оценивается доступность выставочных помещений;
  • развитость транспортной инфраструктуры в целом оценивается положительно и удовлетворяет потребностям МСБ;
  • достаточно высоко оценивается доступность логистической инфраструктуры (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);
  • меньше всего проблем предприниматели испытывают с телекоммцникационной инфраструктурой: подавляющее большинство опрошенных оценили соответствие этой инфраструктуры потребностям своего бизнеса очень высоко;
  • существенной проблемой для большого количества предприятий МСБ является проблема с наймом квалифицированных рабочих; следующей по остроте является проблема низкой доступности квалифицированных инженеров и других технических специалистов;
  • доступность специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается в целом положительно; качество специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается также достаточно высоко;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ;
  • коррупция и организованная преступность не воспринимаются бизнесом в качестве самой серьезной проблемы;
  • среди тех компаний, которые используют практику незаконных выплат, средний размер выплат оценивается на уровне 6% от выручки компании, однако некоторое количество респондентов признало, что направляет более четверти своей выручки на незаконные платежи;
  • за последние 3 года наиболее существенно (в положительную сторону) изменилась ситуация с доступностью поставщиков оборудования, комплектующих, сырья; более доступными стали помещения для малого и среднего бизнеса; незначительные улучшения произошли в ситуации с коррупцией и рейдерством; ухудшилась ситуация с требованиями регулирующих органов: они стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • участие компаний в региональных программах поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса достаточно невысоко; в муниципальных программах поддержки МСБ приняло участие еще меньшее количество предпринимателей; а количество предпринимателей, которые когда-либо принимали участие в федеральных программах поддержки МСБ, является самым низким.

Финансирование МСБ:

  • источником стартового капитала при создании компаний в подавляющем большинстве случаев являются средства основателей; некоторое значение имеют и такие источники, как средства частных инвесторов, а также банковские кредиты; при этом банковские кредиты для частных лиц более распространены, чем для компаний - причина в том, что во многих случаях кредиты для частных лиц оказываются доступнее и выгоднее;
  • при финансировании развития бизнеса ключевое значение имеют два источника - средства частных инвесторов и банковские кредиты для компаний; однако достаточно часто используются и банковские кредиты для частных лиц; государственная поддержка как источник финансирования для бизнеса имеет значение на уровне статистической ошибки; лизинг используется слабо; венчурные фонды пока что не работают как источник средств для старта бизнеса или его развития;
  • ситуация с финансированием МСБ в России сильно отличается от ситуации в «старой» и «новой» Европе, где основным источником финансирования являются банковские кредиты для компаний; второе место по значимости занимает лизинг, особенно в «новой» Европе; достаточно большое значение имеет государственная поддержка;
  • одним из объяснений того факта, что российские предприятия МСБ относительно редко обращаются в банки за получением кредита, является достаточно распространенное среди предпринимателей убеждение, что с банками не стоит связываться и лучше найти резервы в собственном бизнесе или обратиться за кредитом к знакомым/ родственникам; недоверие со стороны предпринимателей не подтверждается практикой тех, кто все же обратился в банки и потратил время на подготовку заявки; у большинства респондентов, обратившихся в банки, заявки на получение кредита были удовлетворены; наиболее частой причиной неудовлетворения заявок является проблема отсутствия залога у предпринимателя;
  • на российском кредитном рынке предприятиям сложно найти простые в получении и недорогие кредиты на краткосрочный период; с другой стороны, проблемой остается низкая доступность долгосрочных кредитов; самый распространенный период кредитования - больше полугода, но меньше трех лет;
  • разброс процентных ставок по кредиту велик; примерно половина кредитов была предоставлена по ставке выше 15% годовых по рублевому кредиту;
  • предприниматели в России предпочитают разделять бизнес и личное имущество и не рисковать последним, предоставляя его в залог; три четверти предприятий, привлекших кредит, предоставили залог, составлявший не более 100% от величины кредита, при этом для более чем половины предприятий залог составил менее 75% от величины кредита;
  • в России МСБ исходит из тех рациональных соображений, что и МСБ в странах Евросоюза: чаще всего полученные кредиты используются на пополнение оборотного капитала и покупку оборудования;
  • основным источником информации о финансировании для МСБ являются сами банки; на втором месте, с существенным отставанием от банков, идут три источника - бухгалтер и юрист, обслуживающие компанию, и информация, полученная при деловых контактах;
  • многие стороны банковского кредитования МСБ соответствуют мировой практике; проблема заключается в следующем: 1) процедура подготовки и рассмотрения заявок в банках не всегда удобна для МСБ; 2) высокая стоимость кредитов для МСБ; 3) недоступность долгосрочных кредитов и неудобные условия получения краткосрочных кредитов; 4) практическое отсутствие кредитных возможностей для только что стартовавших компаний и предприятий, действующих в «нематериальной» сфере производства.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МСБ В РФ

Высокие барьеры входа на рынок, в особенности:

  • финансовые - например, по данным исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в Москве в 2007 году», проведенного НП «МЦРП» совместно с Межрегиональным маркетинговым центром, стартовая сумма, необходимая для открытия малого предприятия розничной торговли и общественного питания в Москве, составляет $379 тыс., оптовой торговли - $316 тыс., а производственного предприятия - $524 тыс.
  • административные - не секрет, что отдельные виды бизнеса порой «крышуются» местными чиновниками, в связи с чем новый участник рынка подвергается колоссальному давлению со стороны проверяющих органов, задерживается выдача лицензий и разрешений.

Значимые ограничения инфраструктурного характера:

  • финансы - существуют проблемы в системе банковского кредитования (неудобство процедуры и условий кредитования, высокая стоимость кредитов и др.);
  • энергетика, коммуникации - затруднено обеспечение доступа предприятий МСБ к объектам инфраструктуры (электросетевое, газовое хозяйство), на сегодняшний день оно осуществляется медленно, дорого и непрозрачно.

Административное давление и коррупционные механизмы:

  • чрезмерное администрирование и вмешательство органов власти, часто в нарушение антимонопольного законодательства (доля таких нарушений, фиксируемых ФАС России, велика - почти половина от всех дел о нарушениях антимонопольного законодательства);
  • требованиями регулирующих органов в последнее время стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ.

Наличие определенных ограничений в общественном сознании:

  • низкий уровень правовой культуры и деловой этики;
  • невысокий уровень доверия предпринимателей к банковской сфере;
  • наличие фискального подхода к предпринимательству у чиновников различных ветвей и уровней власти.

Отсутствие единой системы поддержки МСБ, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровень:

  • местные нормативные акты не всегда соответствуют духу (а иногда и букве) федеральных законов, а также друг другу;
  • принятые на федеральном уровне меры поддержки МСБ реализуются на местах неэффективно, а иногда и вовсе извращаются (так, по информации из регионов, созданные «бизнес-инкубаторы» становятся «кормушками» для коррумпированных чиновников, то же происходит и с системой «одного окна» - призванная облегчить жизнь предпринимателей, она лишь переадресовала поток взяток и повысила их расценки).

Согласно статическим исследованиям, 70% людей, желающих начать свой собственный бизнес, не продвигаются дальше разговоров.

И лишь у 30% населения намерения настолько серьезны, что они готовы посвятить все свое время развитию определенной деятельности.

Значение малого бизнеса для страны

Развитие экономики государства во многом зависит от малого предпринимательства, так как:

  • Оно является важным сектором экономики. Данные субъекты более легко переносят внешние изменения. Общий экономический спад России в начале 90-х годов был компенсирован как раз за счет таких предприятий и их способности быстро адаптироваться в условиях новых рыночных отношений. Государственные учреждения не смогли справиться с конкуренцией, ввиду чего разрушились или были подвергнуты приватизации.
  • Малый бизнес – основной источник налоговых отчислений. Небольшие компании формируют бюджеты разных уровней. Они отчисляют налоги в бюджет, создают рабочие места, предоставляют населению возможность заработать. Кстати, данная группа налогоплательщиков более надежная, чем представители крупного бизнеса.
  • Малые предприятия развивают инновационные технологии. Некоторые организации интересуются развитием новых научно-технических изобретений. Такая деятельность приветствуется государством, поэтому предприниматели могут рассчитывать на дотации и дополнительное субсидирование.
  • Они обеспечивают занятость людей, что положительно отражается на уровне безработицы. Небольшое количество сотрудников способствует сплоченности коллектива, что не всегда наблюдается на крупных предприятиях. От этого возрастает трудовая мотивация и улучшаются результаты труда. Не менее важным является тот факт, что за трудоустройством могут обратиться социально нестабильные слои населения, а именно: молодежь, женщины, иммигранты и т. д. Именно здесь можно получить необходимый опыт, подняться по карьерной лестнице и самореализоваться.

Основные проблемы предпринимателей

Абсолютно естественной реакцией человека, решившего заняться каким-либо новым видом деятельности, является страх. Как маленький ребенок боится сделать первый шаг, так и взрослого страшит неизведанное. Полностью избавиться от страха, конечно, невозможно, но снизить его границы необходимо. Для этого стоит пообщаться с более успешным предпринимателем, набраться у него опыта.

Каждый человек рассчитывает на получение хорошего дохода. Основной проблемой многих начинающих бизнесменов является поиск денежной ниши.

Гораздо правильнее посвятить себя той области, в которой человек обладает определенными знаниями, умениями и навыками, и к которой у него проявляется интерес.

После определения подходящей ниши нужно задуматься о том, с чего начинать и какое направление является наиболее правильным. Выполнить все без ошибок, конечно, не удастся, но тщательный анализ – половина успеха.

После старта деятельности начинают появляться различные вопросы, связанные с выбором лучшего, определением оптимальной стоимости, привлечением дополнительных финансов и их правильным распределением. Решить проблемы может общение с успешным бизнесменом.

Каждый предприниматель должен усвоить «принцип Парето»: 20% действий приводят к 80% результата.

Следовательно, первостепенными и важными являются только 20%, а остальные 80 нельзя назвать особенно существенными. В общем, все свои силы следует направлять только на те действия, которые приводят к результату.

Еще одна проблема начинающих бизнесменов – отсутствие дисциплины. Прежде чем открывать свое дело, нужно убедиться в собственном жгучем желании, иначе успех вряд ли будет достигнут.

В чем осуществляется поддержка?

Любой развивающийся проект нуждается в инвестициях, которые можно попросить у государства.

Так, правительство Москвы готово предоставить открывшемуся бизнесу полмиллиона рублей . Данный вид субсидии является безвозмездным предоставлением средств со стороны бюджета города юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, что частично или полностью возмещает затраты бизнесмена.

За данной субсидией к правительству Москвы могут обратиться малые и средние компании, регистрация которых была осуществлена не более 2-х лет назад.

Денежная поддержка может быть потрачена:

  • на приобретение необходимых средств для ведения деятельности;
  • на обустройство и оборудование рабочих мест;
  • на закупку сырья и необходимых материалов (не более 30% от общей суммы);
  • оплату арендных платежей.

Денежная помощь от государства оказывается в соответствии со следующим главным условием: основная часть полученных средств должна быть потрачена на нужды компании.

Виды субсидий и грантов

Чтобы получить государственное субсидирование, начинающий предприниматель обязан последовательно выполнить следующие действия:

  1. Стать на учет в центре занятости.
  2. Собрать и предоставить необходимый пакет документов, подтверждающий .
  3. Подать агенту службы занятости бизнес-план, в котором подробно расписаны цели, требующие государственной поддержки.

Данная помощь предоставляется единожды и только в том случае, если центр занятости не справился с подбором подходящего рабочего места для человека. Размер субсидии равняется величине годового пособия по безработице.

Иной способ получения помощи – подача документов в органы местного самоуправления в соответствии с местом жительства. Сумма поддержки здесь гораздо больше, правда и получить ее сложнее – конкурс выше.

Федеральное субсидирование осуществляет Фонд содействия малым предприятиям в сфере науки и техники. К наиболее выгодным программам относятся:

  • «Старт» . Право подать заявку на участие есть у любой фирмы, существующей на рынке не более 2-х лет и еще не реализовавшей свой продукт (размер ежегодной выручки не должен превышать 0,3 миллиона рублей). Исследовательская и конструкторская деятельность может быть профинансирована максимум на 6 млн. руб. за 3 года.
    Программа предусмотрена для нескольких направлений: биотехнологии, инновационная медицина, IT, разработка инновационного оборудования и материалов. После того, как вся сумма субсидии будет выплачена, ежегодная выручка должна увеличиться до размера предоставленной помощи, а сотрудников с основным местом работы на предприятии должно быть не меньше половины от всей численности рабочих.
  • «Развитие» . Данная программа предусмотрена для компаний, которые образуют собственную нишу, имеют свою историю научной работы и определенный уровень движения средств. Программа позволяет получить до 15 млн. руб., но не более размера личных средств, вложенных в деятельность. Помощь направлена на повышение выручки и рентабельности.


Среди ведомственных программ можно выделить:

  • Две программы для сельскохозяйственной отрасли, направленных на поддержку фермеров и развитие животноводства. Подобные гранты можно тратить на строительство животноводческих ферм, приобретение животных, обустройство быта.
  • Программу, стремящуюся поддержать организации, занимающиеся производством высокотехнологичного характера, а также внедряющих науку в различные бизнес-процессы. За выделением средств следует обращаться в Министерство образования.
  • За развитие народного промысла отвечает Министерство промышленности и торговли. За счет государственной помощи можно закупить сырье, организовать логистику и значительно продвинуть промысел. На финансирование не могут рассчитывать предприятия, не входящие в список организаций, занимающихся народным промыслом, поддержка которого осуществляется за счет федеральных средств.

В рамках региональных программ компания, ничего не должная государству, может рассчитывать на следующую помощь:

  • Субсидии для организации собственного дела . За получением поддержки может обратиться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшийся не более 1 года назад. В Москве выделяется до 500 тыс. руб., в регионах – до 300 тыс. Субсидия повышенного размера может быть выдана предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Тратить деньги можно на приобретение основных средств, оплату аренды, обеспечение рабочих мест и закупку сырья.
  • Субсидии для приобретения основных средств в лизинг . В каждом отдельном регионе установлены свои правила выдачи данной суммы: либо на внесение первоначального взноса, либо на полное погашение лизинговой задолженности, либо на обе цели. Размер помощи варьируется от 300 тыс. до 10 млн. руб. (конечная сумма зависит от стоимости основных средств).
  • Субсидии по кредиту . Такая помощь не предусматривает компенсацию тела займа, ее предметом является часть процентов за использование кредитных денег.
  • Субсидии для участия в выставках – регион компенсирует предприятию денежные средства, потраченные на участие в подобном мероприятии.

Многие нюансы различных форм поддержки разобраны на следующем видео:

Где и как искать помощь от государства?

Малый бизнес, которому необходима финансовая помощь, должен принять участие в конкурсном отборе. Ему необходимо не просто собрать пакет уставных и регистрационных документов, но и внимательно заполнить специальную заявку, сведения которой и будут основанием для отбора участников программы.

Каждый значимый критерий зарабатывает определенный балл. На основе полученных результатов осуществляется выбор наиболее достойной кандидатуры, которая заслуживает поддержки государства.

К основным оценочным критериям относится:

  • количество создаваемых рабочих мест;
  • эффективность для бюджета (размер налогов и сборов);
  • социальный уровень бизнеса;
  • ряд других специфических параметров.

Начинающий бизнесмен обязательно должен предоставить тщательно разработанный бизнес-план с подробной информацией о целях получения поддержки, основных затратах, сроке окупаемости и доходности.

Кроме того, предприниматель может обратиться за помощью к местным органам самоуправления, правда конкурсная основа здесь гораздо более выражена, так как многие хотят получить помощь, но государство не может инвестировать в каждого.

Последние новшества

Если исходить из сложившихся тенденций, можно смело сказать о том, что государственных программ, направленных на поддержку бизнеса станет еще больше. Данная область экономики считается наиболее приоритетной, поэтому государству выгодно ее расширять и укрупнять.

Несколько новых решений направлены на налоговую отрасль, трудовые взаимоотношения, страхование бизнеса и работу кредитных организаций.

Экономическая ситуация в стране такова, что государство вынуждено удерживать мелких предпринимателей гарантированным спросом на их товары и услуги. Так, например, законодательно установлен определенный процент закупки гос. учреждениями товаров у субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с указом президента планируется формирование государственной корпорации по развитию малого бизнеса. В основу этой организации должно лечь Агентство кредитных гарантий. Главная задача корпорации – формирование стабильного и долгосрочного спроса на товар, предлагаемый представителями данного класса предпринимательства.

Кроме того, Министерству экономического развития поручено разработать стратегию, направленную на развитие среднего уровня бизнеса. Срок действия данной программы – 15 лет . В августе 2015 года произошло завершение только первого этапа. В случае успешной реализации, к 2030 году мелкие и средние предприниматели займут около 45% ВВП государства вместо сегодняшних 21%.

Пристальное внимание со стороны высших чинов власти и государственная поддержка малого бизнеса обусловлены тем, что малые предприятия являются основой для развития экономики. Это источник рабочих мест, способствующий развитию определенного региона и росту конкуренции на рынке. Но такому предприятию нужна помощь, чтобы оставаться на плаву до получения первых прибылей.


Кредиты не предоставляются следующим организациям:

  • страховым компаниям, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, ломбардам, биржевым брокерам;
  • представителям игорного бизнеса;
  • предприятиям, осуществляющим продажу или производство подакцизных товаров, указанных в статье 181 Налогового кодекса РФ;
  • предприятиям, добывающим полезные ископаемые;
  • нерезидентам РФ.

Аренда помещений и земли

Государство позволяет начинающему бизнесмену брать во временное пользование земельные участки или офисы по льготным ценам. Это проще и дешевле, чем покупать помещение у частных лиц.


Кроме того, существуют бизнес-инкубаторы . Это самостоятельные структуры или часть технических парков или центров при университетах. Бизнес-инкубаторы предоставляют возможность владельцу разместить офис на вверенной им территории.

Субсидии

Этот востребован у предпринимателей больше остальных.

Субсидия — безвозмездная денежная помощь, предоставляемая фирме для расширения производства, закупки нового оборудования, компенсации недополученной прибыли. Чаще субсидии получают для открытия нового перспективного дела.

Предоставляется на конкурсной основе. Предпочтение отдается тем предпринимателям, дело которых приоритетно для развития региона. Это сельскохозяйственная деятельность, открытие производства в деревнях и малых городах, инновационные технологии, жилищно-коммунальные услуги, отечественный туризм и другие.

Кто предоставляет субсидии?

Денежную помощь осуществляют следующие организации:

  1. Центр занятости населения (ЦЗН). Размер субсидии – до 10 200 руб. Субсидии предоставляются для покрытия расходов по регистрации предприятия. Размер финансовой помощи зависит от региона РФ.
  2. Органы местного самоуправления. Размер – 300 тыс. руб. Сумма зависит от региона.

Какие документы нужны для получения субсидий?

  • паспорт;
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) – предоставляется органами ФНС по месту жительства;
  • свидетельство пенсионного страхования, а именно его страховой номер (СНИЛС);
  • документ, подтверждающий наличие образования;
  • справку о размере заработной платы за последние 3 месяца;
  • заявление установленного образца;
  • бизнес-план.

Самым важным в пакете документов является – описание расходов на создание предприятия и его предполагаемых доходов. Он доказывает целесообразность создания нового предприятия, его перспективность для данного региона страны. План должен быть составлен максимально честно , так как он будет проверяться комиссией профессионалов. Комиссия выносит решение о необходимости предоставления субсидии на развитие малого бизнеса.

После получения денег необходимо ежемесячно представлять отчет о потраченных средствах. Деньги нужно израсходовать в течение года, иначе остаток придется вернуть .

Подробнее о госпрограммах в конкретном субъекте РФ можно узнать на сайтах своего региона.

В Москве существуют различные программы помощи малому бизнесу: от предоставления льгот по аренде офисных помещений до поручительства по кредитам.

 

Поддержка малого бизнеса в Москве в 2015 году особенно актуальна, так как предпринимательство переживает не лучшие времена. Потребительский рынок сужается, а нестабильность в валютно-финансовой сфере усложняет планирование деятельности. В то же время, до настоящего момента действуют различные программы, позволяющие вновь созданным компаниям получить выгодные условия для старта и минимизировать свои затраты.

Вид помощи: Содействие кредитованию МБ

  • Организация: Фонд содействия кредитованию МБМ профильного Департамента
  • Суть поддержки: Поручительство по займам
  • Условия получения: Для получения поддержки предпринимателю необходимо обратиться в банк из числа партнёров за кредитом, получить положительное решение, но с условием дополнительного поручительства. Затем финансовое учреждение самостоятельно обращается в Фонд, который способен предоставить обеспечение до 50% от суммы займа. Уже через 3 дня принимается решение о том, будет кредитоваться представитель МБ или нет.

Кто может стать участником?

Вид помощи: Субсидия на финансово-хозяйственную деятельность

  • Организация: ГБУ «МБ Москвы»
  • Суть поддержки: Предоставление безвозмездной помощи
  • Условия получения: Для получения помощи следует обратиться в ГБУ «МБ Москвы», либо отправить заявку по почте. Участнику необходимо собрать пакет документов , в числе которых - заявка, копия устава, выписка из ЕГРЮЛ, справка об отсутствии задолженности перед государством и внебюджетными фондами, копии лицензий и допусков СРО для данного вида организации, бизнес-план , сведения об используемом помещении (аренда или право собственности).
  • Целевое использование: Субсидию можно использовать на различные нужды, а через несколько месяцев - предстоит отчитаться о результатах.

Максимальный размер помощи - не более полумиллиона рублей.

Кто может стать участником?

Организация или ИП, созданный не более 2 лет назад, с численностью работников до 250 человек и выручкой менее 1.000.000.000 руб. Доля организации как минимум на 75% должна принадлежать гражданам России. Для получения помощи компания (ИП) должна быть «прописана» в Москве, не иметь долгов по налогам и сборам, займам, а также просроченных обязательств перед кредиторами.

Вид помощи: Субсидия на выставочную деятельность

  • Организация: ГБУ «МБ Москвы»
  • Суть поддержки: Единоразовое предоставление суммы до 300 тысяч рублей на участие в выставке
  • Условия получения: Для участия в программе следует в органы ГБУ «МБ Москвы» лично или через электронную почту, предоставив ряд документов, в том числе - заявку , копию устава, выписку из ЕГРЮЛ, годовую бухгалтерскую отчетность с налоговой отметкой, копии соглашений об участии компании (ИП) в выставке.

Кто может стать участником?

Юридическое лицо (ИП), зарегистрированное и ведущее свою деятельность в Москве, в которой трудится не более 250 работников, с выручкой до 1 миллиарда рублей, которое не занимается посреднической, торговой или агентской работой. У него также не должно быть задолженности по налогам, кредитам, а сама организация не должна заниматься торговлей подакцизными товарами, участвовать в получении иных субсидий от города Москвы.

Вид помощи: Инвестиции в стартапы

  • Организация: «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций…»
  • Суть поддержки: Предоставление денежных средств инновационным компаниям.
  • Условия получения: Заём, предоставляемый под полтора размера ставки рефинансирования, выдаётся на срок не более 3 лет. Сумма кредита, на которую может рассчитывать участник - от 0,5 до 8 млн. рублей. При этом участнику необходимо найти инвестора, а Фонд предоставит объём заимствования в 2 раза, чем выделил частный займодавец. В качестве залога выступает доля в инновационном предприятии.

    Алгоритм действий предпринимателя следующий:

    1. Выбрать инвестора из числа аккредитованных организаций.
    2. Достигнуть договоренности с заёмщиком и подготовить совместное обращение в Фонд. Потребуется заявка, учредительные документы инновационной компании, смета расходов, бизнес-план, презентация проекта и некоторые другие бумаги.
    3. Презентация проекта в офисе Фонда.
    4. Получение денежных средств после заключения договора залога.

Кто может стать участником?

Предприятия, относящиеся к категории научно-технической сферы, зарегистрированные в городе Москве.

Вид помощи: Коворкинг

  • Организация: ГБУ «МБ Москвы», клуб «Деловар», центр «Start Hub» и другие компании
  • Суть поддержки: Предоставление открытого помещения для проведения презентаций, переговоров, обучения персонала и других нужд
  • Условия получения: Оплатив определённую стоимость аренды бизнес-пространства, можно получить либо выделенное рабочее место на необходимый период времени (от одного дня до месяца), конференц-зал, презентационную площадку. В таких организациях всегда есть интернет, возможности для ведения бизнеса (оргтехника, телефон-факс), зона для релакса и обеда, почтовое обслуживание, а ещё - ячейки для хранения личных вещей.

Кто может стать участником?

Любой представитель бизнеса, в том числе - индивидуальный предприниматель, фрилансер, начинающая компания.

Хотите узнать, что такое коворкинг? Каковые его преимущества перед традиционным офисом? Тогда посмотрите видео:

Вид помощи: Бесплатная юридическая помощь при регистрации

  • Организация: ГБУ «МБ Москвы»
  • Суть поддержки: Юридическая поддержка при подготовке документов для регистрации организационно-правовой формы
  • Условия получения: Используя электронную форму , можно зарегистрировать ООО , ИП, составить договор. Выбрав подходящий раздел, нужно ввести свои данные, в том числе ИНН, отсканировать документы, требующиеся для данной цели.

Кто может стать участником?

Получить юридическую помощь может любое лицо (группа бизнесменов), которая планирует осуществлять работу в Москве, обладает номером ИНН. Стоит отметить, что на момент написания статьи сервис предоставлялся в тестовом режиме.

Итак, поддержка малого бизнеса в Москве в 2015 году ведётся достаточно активно, по крайней мере, действующих программ - немало. Кроме того, существует множество локальных и краткосрочных акций, предполагающих помощь начинающим бизнесменам: консультации, юридическую поддержку, скидки.

Россия с каждым годом становится все более привлекательной для ведения бизнеса. В рейтинге Всемирного банка Doing Business страна занимает 35-е место среди государств, которые создают благоприятный климат для запуска и развития проектов. В свою очередь, Москва по инвестиционной привлекательности оказалась на второй строчке в национальном рейтинге и на пятой среди городов Европы по версии международного издания Financial Times.

Весомый вклад в развитие инвестиционной среды вносят как целевые программы государственного финансирования, так и программы помощи малому бизнесу. В данном материале мы пошагово расскажем о том, какую поддержку сегодня предлагает Москва предпринимателям для открытия, ведения и развития своего бизнеса:

Шаг 1. Регистрация. Консультации. Обучение. Выбрать один из 15 Центров услуг для бизнеса (ЦУБ), которые расположены во всех округах столицы и действуют на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы» . Все услуги там оказывают бесплатно. Специалисты ЦУБ помогут подготовить документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Только за 2017 год консультационная поддержка оказана более 80 тыс. человек. Начинающим предпринимателям предложат пройти обучение в «Стартап-Школе МБМ». Основам открытия и развития собственного дела у успешных предпринимателей и профессиональных бизнес-тренеров можно учиться также онлайн - в «Онлайн-академии МБМ». В Академии доступны две обучающих программы - Start и Progress. Содержание обучающей программы основано на лучших бизнес-практиках и кейсах, актуальных в бизнесе.

В ЦУБ также проконсультируют предпринимателей по различным вопросам ведения бизнеса: трудовое и гражданское законодательство, бухгалтерский учет. Здесь могут подготовить заявление для перехода предприятия на упрощенную или патентную систему налогообложения.

Шаг 2. Выбрать помещение для ведения бизнеса. Сотрудники центра помогут ознакомиться с различными вариантами и расскажут об аренде на льготных условиях площадей нежилого фонда, находящихся в имущественной собственности города Москвы. На сегодняшний день начальная льготная ставка арендной платы таких помещений составляет 4,5 тыс. рублей за кв. м в год и 1 тыс. рублей за 1 кв. м в год для помещений, расположенных в подвальных этажах. В ЦУБ помогут с информацией о наличии свободных помещений в городских технопарках. В столице действует более 30-ти технопарков с различной отраслевой специализацией. Кроме того, если в начале своего бизнес-пути вам не требуется больших площадей, вы можете на срок от одного дня до 12 месяцев получить рабочее место в одном из шести коворкинг-центров ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Шаг 3. Определиться с финансированием. Специалисты ЦУБ проконсультируют об источниках получения финансирования бизнеса на разных стадиях его развития, предложат предпринимателям посетить специальные образовательные программы и мероприятия, где выступают представители финансовых структур. Со стороны города сегодня осуществляются следующие виды финансовой поддержки, все подробности по ним предоставят в ЦУБ:

  • Программы субсидирования , среди них субсидии на компенсацию процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, на компенсацию затрат по приобретению оборудования, а также по участию в конгрессно-выставочных мероприятиях и другие. Если ваша организация соответствует условиям и требованиям предоставления субсидий, вам помогут подготовить комплект документов и заполнить заявку.
  • Программа гарантийной поддержки в Фонде содействия кредитованию малого бизнеса столицы . Фонд поможет привлечь кредит успешно действующим компаниям, если у них не хватает собственного обеспечения (залога) для кредиторов. Подать заявку можно в Фонд или через ЦУБ. Предприниматель может самостоятельно обратиться к любому из кредиторов-партнеров фонда, среди них 70 банков и 6 лизинговых компаний. Поручительства Фонда покрывают до 70% кредита. Так, только за первые пять месяцев 2018 года благодаря этой программе предприниматели получили финансирование на общую сумму более 9 млрд рублей. Важно понимать, что без господдержки подавляющему большинству этих заемщиков кредиторы бы отказали.
  • Льготные долгосрочные инвестиционные займы в объеме от 5 до 100 млн рублей, на срок до 5 лет Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предлагает компаниям, работающим в сфере производства, научных исследований или разработок программного обеспечения по ставке 5 % годовых, а для резидентов технопарков и промышленных комплексов Москвы по ставке 2% годовых.
  • Финансирование для стартапов в научно-технической сфере предлагает столичный Фонд развития венчурного инвестирования . Фонд предоставляет льготные займы инновационным проектам, находящимся на самых ранних стадиях развития и зарегистрированным в Москве. Для этого инициатор проекта должен привлечь средства частного инвестора, а затем обратиться за получением дополнительного финансирования в Фонд. Сегодня с организацией работает 57 частных инвесторов. Соинвестор должен вложить от 50% до 200% в зависимости от размера займа самого Фонда, который может составлять от 0,5 до 36 млн рублей соответственно. Срок займа - от 3 до 6 лет с отсрочкой погашения до 2 лет.

Шаг 4. Выход на рынок госзаказа. Москва уделяет значительное внимание защите интересов малого и среднего бизнеса при размещении госзаказа: 90% закупок осуществляется в электронном виде. Правительством Москвы был создан - витрина городского заказа, где зарегистрирована 91 тыс. поставщиков, из них 70% - компании МСП, заключено 15 млн контрактов на 80 млрд рублей. На портале можно воспользоваться сервисом подписки на закупки определенной категории. Участники госзаказа также могут получить микрозаймы и гарантийную поддержку в уже названных выше фондах.

Шаг 5. Выход на зарубежные рынки. Когда производство в столице налажено, можно смело задуматься и об этом. В Московском экспортном центре проконсультируют по всем вопросам экспортного цикла, обучат внешнеэкономической деятельности в Московской школе экспортера, помогут с продвижением на международном электронном маркетплейсе Alibaba.com, а также с международной выставочной деятельностью. В последнем случае центр может профинансировать 100% затрат на участие в выставке. Одним из важных инструментов продвижения московских производителей является единый экспортный каталог , в котором свыше 1,5 тыс. товарных позиций от более 500 столичных производителей. С финансированием на экспортную деятельность также помогут Промышленный и Гарантийный фонды.

Шаг 6. Если при ведении бизнеса в Москве вы столкнулись с административными барьерами , то и в этом случае город поможет защитить ваши законные права и интересы, на помощь придет , где действует горячая линии +7 495 620-20-45 SOS.SHTAB@сайт

Об этих и других направлениях поддержки предприниматели могут дополнительно получить информацию на специальных финансовых конференциях, которые проводит ГБУ «Малый бизнес Москвы» в сериях «Финансы для растущего бизнеса» и #Москвадлябизнеса, зарегистрироваться на которые можно на портале mbm.ru



Налоги и платежи