Изостудия – специально-оборудованная и оформленная комната (блок помещений), где созданы условия для уединения и объединения детей по творческим интересам. Принципы построения развивающей среды

Изостудия – специально-оборудованная и оформленная комната (блок помещений), где созданы условия для уединения и объединения детей по творческим интересам.

Это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного опыта ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.

Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей.

Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Вопрос.

При оформлении изостудии нужно учитывать следующие моменты:

  1. Помещение должно быть просторным , проветриваемым , с горячим водоснабжением и дневным хорошим освещением . Обязательно фронтальное (равномерное) и местное (направленное) освещение (как правило, искусственное). Для занятий живописью при недостатке дневного освещения используется местный подсвет лампами дневного света.
  2. Студия оборудуется комплектами общего или местного затемнения для экранных просмотров (шторы, жалюзи) и приспособлениями для организации сменных выставок (карниз по периметру свободных стен, полки-витрины, натянутые под потолком струны для демонстрации детских работ, 1-2 задрапированные стены для монтажа детских выставок, а также могут быть стены с покрытием, позволяющим прикреплять рисунки скотчем).
  3. Пол из пластика типа мозаики практичен , наряден, маскирует цветной сор и брызги краски во время занятий, позволяет провести быструю и качественную санобработку.
  4. Беспанельная матовая окраска стен в теплые светлые тона не утомляет ребенка, дает возможность красиво размещать настенные иллюстрации и детские рисунки.
  5. Угловую зону или нишу студии хорошо выделить цветом, оклеив обоями на уровне роста ребенка. Здесь же – яркий однотонный ковер или детские пуфики.
  6. В закрытых шкафах хранятся иллюстрации, альбомы, папки, коробки, материалы воспитателя, в открытых (остекленных) народная игрушка, «предметы красоты» и материалы для художественного творчества.
  7. Хорошо организовать в изостудии ассортиментный кабинет – выставку изобразительных материалов, обеспечить свободный доступ ребенку к библиотечке, где он может рассмотреть иллюстрации, альбомы и книжки по искусству, открытки и красочные календари.
  8. В студии удобны полки-стеллажи, тумбы для вертикального хранения больших репродукций и крупных детских работ, стенды-витринки, разные мольберты с подставками для красок, столы - «пятилистники» с откидными мольбертами и другое оборудование (по выбору).

Вопрос.

Художественно-творческое развитие ребенка в детском саду обеспечивается в процессе его активной продуктивной деятельности. Эта деятельность требует соответствующего материального оснащения, своего инвентарного ассортимента для разных видов художественного творчества.

Художественные материалы:

Кисти беличьи и щетинные, большие и маленькие (№3 – 20);

Гуашь, акварель, темпера; масляные, анилиновые краски;

Гелевые ручки;

Маркеры;

Фломастеры;

Акварельные и пастельные карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, уголь, сангина;

Картон; белая, цветная, тонированная бумага разных фактур и размеров;

Комплекты для рисования «юный художник»;

Глина керамическая, пластилин детский и пластикаты4

Дополнительные материалы для коллажа – кусочки ткани, меха, кожи, пуговицы, палочки, крепки, природный материал и т.д..

Оборудование:

Палитры;

Ванночки для красок;

Подставки для кистей, карандашей, ножниц;

Разный клей;

Ножницы;

Вращающиеся подставки для лепки;

Палочки-стеки;

Ведерки детские пластиковые для мытья кистей и слива воды;

Губки, тряпочки, салфетки;

Детская спецодежда для декоративных работ (фартуки, нарукавники);

Детские мольберты, планшеты, подрамники;

Веревки, крючки для развешивания работ;

Багетные рамы со стеклами и без них.

Также в студии используется стол ленточный для оформительских работ, доска настенная для рисования, столик – «пятилистник» и др.

Вопрос.

Основой приобщения ребенка к художественным ценностям является развитое художественное восприятие, которое невозможно вне художественной наглядности и слова.

Эти условия обеспечиваются наличием полиграфических и экранно-звуковых пособий по изобразительному искусству:

Книги-монографии;

Альбомы, открытки, календари;

Репродукции картин и предметы искусства;

Произведения народного и декоративно-прикладного искусства;

Картины русских и зарубежных художников;

Мелкая пластика;

Предметы старины и бытовой утвари;

Фотографии, слайды и видеозаписи со съемкой детей в детском саду и в музеях;

Звуковые пособия (старинные грампластинки, кассетные и лазерные записи);

Диапроекторы комбинированные, с дистанционным управлением (с возможностью «полиэкрана»);

Видеомагнитофон;

Экраны (1,5 х 2,0);

Рамки стеклянные для слайдов;

Видеокамеру;

Устройства местного затемнения;

Фотоаппарат;

Указку и др.

Вопрос.

Итак, возвращаясь к вышесказанному, основное требование к созданию предметной развивающей среды – содействие становлению ребенка как личности.

Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, направлена на решение следующих задач:

Обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

Формирование творческого начала в личности ребенка;

Развитие его индивидуальности;

Формирование знаний, умений, навыков как средства полноценного развития личности, а не цели;

Активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства);

Сотрудничество с детьми.

Принципы построения развивающей среды:

  1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Дети впечатлительные, склонные к рефлексии, особенно нуждаются в этом. Следует учесть другое обстоятельство: творческие замыслы в изобразительной деятельности в отличие от игры чаще всего индивидуальны. Развитие разных замыслов и сведение их в один затруднительно, не менее затруднительно их воплощении, особенно в рисовании. Значительно легче происходит коллективное замысливание и исполнение в лепке, конструировании, аппликации.
  2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. Предметная среда должна пробуждать у детей инициативу, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах можно организовать рисование на длинной полосе бумаги (обоях), размещенной на вертикальной плоскости (стене). Каждый ребенок рисует свою тему, объединенную сюжетом с темами других детей. В более старшем возрасте, когда дети уже приобретают какой-то изобразительный опыт и свободны в воплощении замысла, столы можно разместить так, чтобы одним делом (рисованием) объединялось несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению. Пригодится в данном случае стол - «пятилистник». Необходимо иметь мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование с натуры и «при натуре».
  3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды . Применительно к изобразительной деятельности этот принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке (в группе, на улице, в зимнем саду, в живом уголке и др.). Дети должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотрению в зависимости от своих замыслов, интересов. Как уже отмечалось, для размещения изобразительного материала необходимы шкаф или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски (мягкие и щетинные кисти), природный и бросовый материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях. Здесь же должно быть место для демонстрации детских работ. Хорошо иметь паспарту, рамки (часто их делают вместе с детьми), в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы, дарят малышам, родителям и т.п. Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей на ту или иную тему и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка.
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, т. Е. определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности (комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате). Нередко место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой: силуэтное изображение матрешки, в карманах фартука которой разместились краски, кисти. «Самоделкин» с коробкой бросового материала для поделок. «Карандашик», на палитре которого карандаши, кисти, краски и т.д. Надо иметь в виду размещение специального материала и оборудования на прогулке соответственно сезону. Наличие мольберта, красок, бумаги, глины, пластилина в «живом уголке», «зеленой зоне» может обеспечить ребенку отдых, наблюдение за животными и отражение своих впечатлений в художественной деятельности. В местах, специально отведенных для изобразительной деятельности, можно использовать соответствующую музыку, созвучную настроению и содержанию создаваемых образов. В последнее время в дошкольных учреждениях широко используют специальные помещения для демонстрации произведений живописи, графики разных жанров. Для этого должно быть выбрано удобное место. Оформление произведениями искусства узких переходов, галерей, лестничных клеток, безусловно, обогащает интерьер, делая его более эстетичным, и это ценно само по себе. Однако такое «проходное» место, где невозможно задержаться, подумать без отвлечений, вряд ли подходит для общения с искусством. Гораздо полезнее, если дети и взрослые могут где-то присесть и не торопясь любоваться картинами. И здесь не помешают музыка, звуки природы, подобранные в соответствии с живописными образами. С этой целью в изостудии организуется мини-музей , который организуется не в проходных помещениях.

Вывод: В изостудии учитывается возможность одновременного проведения разновидовых занятий по изобразительной деятельности (рисование разными материалами, лепка из глины (с обжигом и росписью) и пластикатов, всевозможные виды аппликативно-коллажных (оформительских) работ, макетирование с прикладным рукоделием). В студии могут работать дети разных возрастных групп. Каждый ребенок должен иметь возможность попробовать себя в разных видах изобразительно-прикладной деятельности, искать и находить свои пути в творчестве. Успех художественного воспитания – в личностном, индивидуально-дифференцированном подходе к детям, поскольку в каждом ребенке «спрятан» какой-либо самобытный дар, задатки которого призван выявить и развить педагог.



Педагог изостудии всегда работает в тесном контакте со всеми группами детского сада, выявляя художественно одаренных детей на занятиях по изобразительной деятельности. Вместе с тем специфика условий и задачи изостудии ориентируют художника-педагога студии на отбор и дальнейшее развитие интересующихся и способных к художественному творчеству детей. Поэтому работа в изостудии предполагает:

- наличие заинтересованных и способных к изобразительному творчеству детей;

- систематические творческие контакты с художественными музеями и выставками, с деятелями культуры и искусства;

- организацию выставок детского творчества и мастеров изобразительного искусства в условиях детского сада;

- создание картотеки, с помощью которой педагог следит за динамикой творческого развития детей (с анкетированием родителей);

- согласованность с режимом работы детского сада и с возможностью проведения занятий с детьми по индивидуальным планам (экскурсии, работа до и после посещения музея).

В студии (как на фронтальных занятиях) недопустимо:

- предъявлять к ребенку необоснованно завышенные требования, перегружать его заданиями;

- подделывать («улучшать») детские работы без ведома автора;

- останавливать активный творческий процесс ребенка, предлагая ему другое задание;

- захваливать или обижать ребенка в коллективе,

- неуважительно, небрежно относиться к результатам его творческой работы, хранить его рисунки на полу, сворачивать, складывать пополам, мять и рвать работы, бросать и ломать поделки и т.п.

Педагог должен:

- уметь устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения;

- принимать его таким, какой он есть;

- сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;

- распознавать его эмоциональное состояние и учить осознавать свои переживания;

- уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;

- не форсировать творческий процесс;

- минимально ограничивать деятельность ребенка;

- уметь экспериментировать с разными художественными материалами;

- творчески нестандартно мыслить;

- быть хорошим профессионалом, уметь создавать собственные проекты.

Кроме того, педагог должен не страшиться возможных ошибок и учитывать пожелания и рекомендации детей и родителей.

В детском саду могут создаваться и другие студии-кружки для детей – любителей театра и танца, искусства рукоделия. Возможны временные объединения детей по интересам.

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. В первую очередь это проектирование развивающей среды, так как на развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, воспитание и среда.

Наш детский сад работает по программе “Детство”. В соответствие с программой определила оформление развивающей среды.

Для непосредственно образовательной деятельности детей по художественному творчеству в детском саду организована и оформлена изостудия. Кабинет достаточно светлый и просторный. При оформлении этого помещения учитывала требования организации развивающей среды, авторские пособия. Так как это важно для формирования хорошего вкуса у ребенка. Изостудия оснащена столами, достаточным количеством посадочных мест, есть магнитная доска, мальберты, мебельная стенка для хранения материала. Отдельные скульптуры, картины размещены на привлекающем глаз фоне. Есть здесь и постоянно действующая выставка детских работ.

Не секрет, что при отсутствии нужной предметной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему. Для того чтобы привлечь внимание дошкольников к художественно творческой деятельности, в изостудии создана атмосфера художественной мастерской. Здесь дети знакомиться с народно-прикладным искусством, глиняными игрушками – филимоновской, дымковской, тверской.

Специально – организованная деятельность в изостудии дает детям представление о многогранности и безграничном разнообразии окружающего мира, учит быть любознательными, наблюдательными, ведь именно взору художника в обыденном открывается прекрасное.

В специально оборудованном кабине изостудии каждый ребенок попробует свои силы в работе с различными материалами, собранными в этом кабинете. Еще в самом начале, был определен ряд задач, которые я решала с его помощью: создание условий для конструктивной, познавательной и исследовательской деятельности детей, развитие их художественно-эстетического восприятия, в процессе работы с бумагой, природными и нетрадиционными материалами.

Считаю, что большое значение для развития мелкой моторики, тактильных ощущений детей имеет НОД лепкой, используя различные материалы: пластилин, соленое тесто, глина, а так же рисование песком. Для реализации песочной техники имеется соответствующее оборудование - планшеты с подсветкой, видеокамера для трансляции изображения на экран, мультимедийный проектор. Для рисования используется специальный сухой песок (мелкий белый, кварцевый, речной, вулканический) а также сыпучие материалы – соль, манка. Рисование осуществляется в затемненном помещении, что достигается использованием жалюзи.

При планировке комнаты учитывалось то, что работающая зона труда должна быть доступна каждому ребенку, Так как в этом кабинете у детей формируется привычка работать самостоятельно. Материалы и инструменты поместила в пластиковые контейнеры, коробки, стаканчики которые размещены на стеллажах. Каждому виду материалов отвела отдельное место. Они систематически обновляются в зависимости от детского интереса, от умений и навыков, от личных увлечений. Материалы располагаю так, чтобы ими было удобно пользоваться; это помогает детям быстрее готовиться к работе, приучать их порядку.

Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок провожу конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями) . Работами детей украшается интерьер детского сада. Это формирует у дошкольников интерес к изготовлению поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.

Во время непосредственно образовательной деятельности использую предметы народной культуры, рассказываю о судьбе, их назначении, о правилах обращения с экспонатами, учу культуре поведения. Так воспитываются интерес и трепетное отношение к истории, прививается воспитанникам детского сада любовь к культуре, стремление уважать и сохранять наследие предков.

Развивающая среда дает возможность дошкольнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.

Педагог дополнительного образования Питенко Е.В. МАДОУ ЦРР д/с №6 г. Курганинск, Краснодарского края

Васенёва Светлана Геннадьевна г.р. Воспитатель изостудии «Акварелька» Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада 8 «Ягодка» г. Волжска


Профессиональная биография: Наличие категории: Высшая, приказ 235 от Стаж педагогической деятельности: 16 лет Образование: среднее. Курсы повышения квалификации: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по теме «Влияние проектирования на качество воспитательно-образовательного процесса», 2005 год, удостоверение 145. Должность: Воспитатель, приказ 305/к от Награждена: Почетными грамотами Министерства образования РМЭ: Почетными грамотами Министерства образования РМЭ: Приказ 103-П от Почетной грамотой ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», приказ 405-К от




По данной проблеме разработала: *Перспективный план по изобразительной и театрализованной деятельности «Художественная деятельность дошкольника как социально-педагогический фактор развития личности» для детей старшего дошкольного возраста. *серию интегрированных занятий: Занятие-сказка «Репка», (театр, изодеятельность); «Белоснежка и семь гномов», (театр, изодеятельность); Занятие-сказка «О глупом мышонке», (театр, изодеятельность); «Как собака себе друга искала», (театр кукол, изодеятельность); Коллективное оформление книги «Русские народные потешки», (изодеятельность, музыка); «Сказку сделаем сами», (изодеятельность, музыка). «Нарядим гостей на бал», (театр, дизайн, изо).


*консультативный материал для родителей и педагогов: «Что такое детский дизайн»? «Как лепить из соленого теста»? «Театр как средство для развития творческих способностей ребенка», «Как изготовить маски?», «Какие качества личности развиваются в совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми?», «Арт-терапия как метод для реализации потенциальных творческих, уникальных, зачастую скрытых, возможностей ребенка», «Развитие изобразительной деятельности в других видах детской деятельности»). *Пособия «Учись рисовать», «Конструктор». *Игры: «Передай движение», «Превращение цветов», «Палитра», «Настроение и цвет», «Волшебники», «Нарисуй настроение».


Участвую в эксперименте ДОУ «Создание социально- педагогических условий для самореализации творческой личности педагога». Участвовала в эксперименте ДОУ «Художественная деятельность дошкольника как социально-педагогический фактор развития личности, с гг. Участвовала в республиканском конкурсе изостудий «Через прекрасное к человечному» 1 декабря 2004 года, где заняла I место. Участвую в республиканском сетевом научно- исследовательском проекте «Использование новых информационных технологий в художественном развитии детей». По данной проблеме опубликована статья «Интеграция изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности» в сборнике «Состояние и основные тенденции обновления содержания дошкольного образования РМЭ»: Материалы межведомственной научно-практической конференции. – Йошкар- Ола: Марийский институт образования, с.



Цели и задачи работы: Развитие творческих способностей у дошкольников в разных видах деятельности. Создание условий для развития детского творчества в разных видах деятельности. Согласование своей работы с деятельностью других педагогов. Сотрудничество с семьями воспитанников


Интеграция изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности Формы и методы работы Создание значимых условий Сотрудничество с родителями Развивающая среда Создание информационного банка Повышение квалификации Наглядно-методическое обеспечение Подбор диагностических методик





Знания в области искусства помогают мне расширить посещения выставок живописи, графики, произведений декоративно - прикладного искусства в художественной школе, музее, где знакомлюсь с произведениями местных художников А. Дмитриевой, Т. Волковой, Б. Андреева, В. Крымова и других. Увлекаясь живописью, в г. приняла участие в выставке самодеятельных художников в городском музее, в выставочном зале художественной школы.



Тематика выступленияДатаУровень «Интеграция изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности», доклад годРеспубликанский (статья в сборнике докладов межведомственной научно-практической конференции «Состояние и основные тенденции обновления содержания дошкольного образования РМЭ». «Интеграция изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности» 14 февраля 2002 г. Республиканский (Курсы воспитателей при МИО) Опыт работы «Взаимодействие руководителя изостудии с воспитателями ДОУ» 13 марта 2003г. Республиканский (Курсы заведующих ДОУ РМЭ) «Роль изостудии в развитии художественных способностей детей», опыт работы. 1 декабря 2004 г. Республиканский (Семинар лауреатов конкурса изостудий) «Роль изостудии в развитии художественных способностей детей», опыт работы; интегрированное занятие «Сказку сделаем сами», (изо, театр, музыка), подгот. к школе гр. 12 апреля 2005 г. Республиканский (Семинар руководителей изостудий) «Взаимодействие руководителя изостудии с воспитателями ДОУ» 15 марта 2005 г. Республиканский (курсы инспекторов и методистов РОО, ГУО РМЭ) Выступления на республиканском уровне:









Разные виды занятий: комплексные, интегрированные, тематические, по народному фольклору. Занятия – путешествия, занятия –эксперименты, контрольные, с родителями, занятия – тренинги Сотворчеств о ребенка и взрослого Арт – терапевтические техники: игровая терапия, театротерапия, рисуночная техника, лепка, библио- терапия, цветтерапия, музыкотерапия Проектная деятельность с детьми Праздники, развлечения, спектакли Создание работ для игровой деятельности, оформления помещений, в подарок
23


Диагностические методики: Т.И. Софроновой по развитию эмоциональной отзывчивости и уровня творческих проявлений при создании художественного образа различными изобразительными средствами; методику Торенса по развитию творческого воображения; методику «Дом – дерево - человек» по выявлению эмоционального состояния ребенка; диагностику развития творческой активности и эмоциональной сферы.


Результаты диагностики: Уровень развития изобразительных способностей детей гг гг гг. 2,1 балла2,4 балла2,6 балла НСНСНСВ 27 %73 %20 %80 %15 %80 %5 % 1 балл – низкий уровень развития детей 2 балла – средний уровень 3 балла – высокий уровень 2,1 б. 2,4 б. 2,6 б. 2003г г г.


Уровень развития театральных способностей детей гг гг гг. 1,8 балла2,3 балла2,6 балла Н СВНСВНСВ 37 % 50 %13 %24 %48 %28 %12 %38 %50 % 1,8 б 2,3 б. 2,6 б. 1 балл – низкий уровень развития детей 2 балла – средний уровень 3 балла – высокий уровень 2003 г г г

Елена Романова
Презентация «Изостудия»

"Изостудия "

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической современной теории и практики. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Основная цель работы в данном направлении : воспитание всесторонне-развитой, гармоничной личности.

Для реализации основных задач в ДОУ много лет работает изостудия , в которой созданы все необходимые условия для художественно - эстетического развития детей. Предметно - развивающая среда соответствует современным требованиям и направлена на развитие в детях творческой активности.

Занятия проводятся с детьми от 3 до 7 лет, 2 раза в неделю, по подгруппам, 10 – 12 человек.

Художественно – творческая деятельность изостудии предусматривает :

Обучение изобразительной деятельности (цветоведение, графические навыки) . Знакомство с народным искусством

Нетрадиционные техники

Лепка (пластилин, глина, соленое тесто)

Бумагопластика

Задачи занятий изостудии :

Развивать образное мышление и пространственных представлений.

Развивать художественные способности.

Развивать эстетическое восприятия окружающей действительности.

Развивать воображение, фантазию, изобразительные навыки.

Публикации по теме:

Изостудия «Акварелька» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему.

Календарно – тематическое планирование. Тематика кружковой деятель-ности Программное содержание. Сопутствующие формы совместной деятельности.

Презентация «Конструирование» «Желтые кубики – это песок, Кубик зеленый – весенний лесок, Синие кубики – это река. Кубиков много – река широка. Кубик на кубик – растут.

Презентация по освоению мультимедийных средств «Моя первая презентация» 1 слайд- название Моя первая презентация «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие.

Презентация «Насекомые» Посмотри на этих маленьких жучков, бабочек и гусеничек. Ты наверное их уже видел, когда гулял на улице. Давай сегодня познакомимся с ними.

Презентация «Насекомые» Готовая презентация на тему «Кто в траве живет?» включает в себя иллюстративный материал о насекомых, доступных для понимания младших дошкольников.

Презентация «Осень» Презентация про Осень была создана для ознакомления детей группы 4-5 лет что такое осень, какие существуют признаки осени, какие есть месяца.



Справочники