Ил 80 новый самолет. Отечественное оружие и военная техника

Статус на вооружении Основные эксплуатанты ВКС России Годы производства с 1987 года Единиц произведено 4 Базовая модель Ил-86 Изображения на Викискладе Ил-80 Ил-80

Ил-80 (Ил-86ВзПУ , изделие «65с», по классификации НАТО : Maxdome ) - воздушный командный пункт (ВзПУ), разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина на базе пассажирского самолёта Ил-86 .

ВзПУ позволяет осуществлять управление формированиями родов войск (сил) видов вооружённых сил , отдельных родов войск , специальных войск и служб и так далее.

История

Первый полёт совершил 29 мая 1985 года с аэродрома Придача под управлением Станислава Близнюка .

Всего было выпущено 4 таких самолёта (регистрационные номера воздушных судов (РНВС) СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149). Все они находились в эксплуатации в отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й авиационной дивизии особого назначения , с 1997 года переданы в сформированную 3-ю авиационную эскадрилью (войсковая часть № 15650) (аэродром Чкаловский , ГЛИЦ).

Этот же самолёт принял участие в проходе во время празднования столетия ВВС РФ в Жуковском 12 августа 2012 года .

Один из самолетов (RA-93642) прошел модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ил-80"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ил-80

Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]

Самолет Ил-86ВКП создан для воздушного командного управления вооруженными подразделениями Советской/Российской Армии в военных конфликтах с использованием ядерного . Самолет является воздушным пунктом командования ГШ ВС. Зарубежный аналог Ил-86ВКП – американский самолет от компании Боинг Е-4В.


Спроектирован и построен самолет в конструкторском бюро имени С.Ильюшина в 80-х годах прошлого столетия. Базой нового самолета послужил пассажирский самолет Ил-86. Впервые Ил-86ВКП поднялся в небо в конце мая 1985 года. А серийный прототип с полным комплексом оборудования поднимается в небо в 1987 году. На вооружение поступил в 1992 году. Тяжелые времена позволили западным конкурентам получать нужную информацию по данному самолету. Общее количество серийных Ил-86ВКП – 4 экземпляра с номерами СССР-86146/86147/86148/86149.

Испытания самолетов продолжались до 1997 года. Все экземпляры находились в отдельной АЭ управления и ретрансляции восьмой АД особого назначения. После окончания испытаний они передаются в созданную третью АЭ (войсковая часть 22737), которая располагается в Подмосковье на аэродроме Чкаловский. Некоторые источники называют данный самолет – Ил-87.

Устройство и конструкция
Основное внешнее отличие от базового самолета Ил-86 – накладной отсек в передней части фюзеляжа. В нем разместили основное радиоэлектронное оборудование. Еще в самолете убрали иллюминаторы и несколько несколько входов/выходов для сведения к минимуму поражающих факторов от воздействия ядерных взрывов. Под крыло установили специальные гондолы с 2-мя электрическими генераторами длиною 9.5 метров и диаметром 1.3 метра. Последние выпущенные экземпляры имеют штангу дозаправки, для совершения заправки самолетов в воздухе. В хвосте самолета установили выпускную антенну радиостанции СДВ на тросе, для связи с подводными кораблями, несущими ядерное вооружение на борту.

Установленное оборудование:
- унифицированный комплекс средств, разработанный предприятием «Полет» - Звено-2;
- коротковолновая приемная антенна, выполненная как два гребня за центропланом;
- коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
- передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров.
- приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
- антенна релейной связи выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
- антенна ультракоротких волн выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
- антенна связи с подразделениями РВСН выполнена сверху/снизу фюзеляжа.

В 2009-10 годах был проведен плановый ремонт Ил-86ВКП (86147), в ходе которого были внесены некоторые изменения в надфюзеляжное расположение антенн.

Основные даты:

Середина 1990 года. Ил-86ВКП (86146) совершил испытательный полет, в ходе которого совершил управление запуска МБР. Испытания признаны успешными;
- середина 1991 года. Заключен договор на разработку комплекса средств «Звено-2». Стоимость договора по состоянию на 2009 год составила 1.1 миллиарда рублей;
- 2005 год. Самолеты Ил-86ВКП начинают совершать первые интенсивные полеты в составе авиаподразделений ВС РФ;
- 2010-11 года – основные испытания аппаратуры «9А9675». Вероятно, под этим названием скрывается унифицированный комплекс «Звено-2»;
- 09 мая 2010 года. Ил-86ВКП (86147) принимает участие в параде над Красной Площадью на честь 65-я победы СССР в ВОВ.

Основные характеристики:
- длина 59.5 метра;
- высота – 15.8 метра;
- крыло – 48 метров;
- летный экипаж – 5 человек;
- взлетный вес – 208 тонн;
- скорость крейсер/макс/посадка – 850/970/275 км/ч;
- дальность действия больше 3.6 тысяч километров;
- высотный потолок - 11 километров;
- Силовая – четыре ТВРД от КБ Кузнецова НК-86 обеспечивающие общую тягу 52 000 кгс с электронным управлением, два турбогенератора, обеспечивающие подачу электроэнергии бортовой аппаратуре.

Сводная информация по Ил-86ВКП:
- СССР-86146 ныне RA-86146, заводской номер 51483205042, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский;
- СССР-86147 ныне RA-86147, заводской номер 51483205043, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский;
- СССР-86148 ныне RA-86148, заводской номер 51483205046, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский;
- СССР-86149 ныне RA-86149, заводской номер 51483205048, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский.

Так как самолет является одним из не рассекреченных на сегодня образцов российской военной техники, информации по самолету и его эксплуатации крайне мало. Известно, что, по крайней мере, один из Ил-86ВКП находится в полной боевой и технической готовности, еще один находится на капитальном ремонте (ремонт двигателей).

Источники информации:
http://airspot.ru/catalogue/item/ilyushin-il-80
http://azlok.livejournal.com/444886.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-80
http://militaryrussia.ru/blog/topic-682.html

Ил-80 является воздушным командным пунктом, созданным на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-86 . Разработан в 1980-х годах для осуществления управления формированиями Вооружённых сил и Сил специального назначения. Другое название самолёта: Ил-86ВКП.

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса. Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Однако не следует делать поспешных выводов и обвинять в «кровожадности» или «агрессивных намерениях» наш Генеральный Штаб. Аналогичный самолёт (который и стал прототипом для разработки Ил-80) в США был разработан уже в начале 70-х и принят на вооружение в 1974 году под названием Boeing E-4. Так что создание Ил-80 стало также и естественной реакцией руководства СССР на своё отставание в данной области.

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2018 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Краткий обзор Ил-80 и его характеристики

Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и тремя основными. При этом для более равномерного давления на взлётно-посадочную-полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными тележками.

Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86 стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта «Судного Дня» установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования самолёта.

Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта, а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.

Лётно-технические характеристики Ил-80:

  • Двигатели:
    • 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
    • 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
    • Тактико-технические характеристики:
      • Экипаж — 5 чел. (летный состав)
      • Длина — 59,5 м
      • Размах крыла — 48,1 м
      • Высота — 15,8 м
      • Площадь крыла — 320 кв.м
    • Масса взлетная нормальная — 208000 кг
    • Скорость максимальная — 970 км/ч
    • Скорость крейсерская — 850 км/ч
    • Скорость посадочная — 275 км/ч
    • Дальность полета — 3600 км
    • Практический потолок — 11000 м
    • Оборудование – комплекс технических средств 83Т120.
    • На фюзеляже расположены следующие антенны:
      • КВ-приёмная антенна.
      • КВ-передающие антенны.
      • СДВ-передающие выпускные антенна.
      • СДВ-приёмная антенна.
      • Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.

    Достоинства и недостатки Ил-80

    Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня». Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

    Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

    Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Boeing E-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

    Заключение

    Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В конце прошлого года был принят на вооружение модернизированный стратегический воздушный командный пункт (ВКП) второго поколения Ил-80, созданный на базе гражданского самолета Ил-86. 25 февраля генеральный директор НПП «Полет», выпускающего аппаратуру связи, Алексей Комяков сообщил, что Министерство обороны заказало второй командный пункт. Неофициально эта машина называется «самолетом Судного дня». Лишь два государства в мире владеют этими уникальными бортами, предназначенными для использования во время ядерной войны. Их количество ограничено — 4 у России и 4 у США.

Россия

Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

В США такой самолет появился в начале 60-х годов. В Советском Союзе ВКП первого поколения был создан на базе турбовинтового лайнера Ил-18, получив название Ил-22. Его приняли на вооружение в 1974 году, передав в ВВС два самолета. Впоследствии самолет модернизировали, не только усилив аппаратную часть, но и частично изменив фюзеляж. Всего было выпущено около тридцати Ил-22 и Ил-22М. Их предполагалось использовать не только в качестве глобального ВКП, но и для управления различными родами войск. Однако эти машины уступали американскому Boeing E-4B. Прежде всего по грузоподъемности и по продолжительности полета. Поэтому в конце 70-х годов было принято решение о создании ВКП второго поколения.

Ил-80 (в некоторых источниках обозначается как Ил-86ВКП) был разработан на ОКБ Ильюшина на излете «холодной войны». Свой первый полет он совершил 29 мая 1985 года. После чего его начали укомплектовывать оборудованием, необходимым для осуществления главной функции — приема и передачи на наземные пункты командной информации. Бортовой комплекс технических средств, разработанный НТП «Полет», был создан и испытан к концу 1991 года. На вооружение самолет был принят в 1992 году. Было построено 4 самолета с регистрационными номерами СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. В 1993 году номера были изменены на RA-86146, RA-86147, RA-86148 и RA-86149.

Самолет на этапе его изготовления и испытания был строго засекречен. В связи с чем его фотографии появились в открытом доступе лишь в 1992 году. В соответствии с требованиями обеспечения режима секретности самолеты были окрашены по схеме, принятой для самолетов гражданской авиации. Как и большинство бортов специальной авиации, Ил-80 не имеет вооружения.

Все четыре самолета были приписаны к Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. В 1997 году были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737, базирующуюся на подмосковном аэродроме «Чкаловский» при Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны РФ.

При создании Ил-80 в качестве базового самолета был выбран широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86, который, по мнению экспертов, и поныне является самым надежным гражданским самолетом в мире. Из 106 произведенных самолетов было потеряно лишь 4. При этом не погиб ни один пассажир. К тому же самолет довольно вместителен, принимает на борт до 350 пассажиров.

В случае возникновения реальной угрозы применения противником ядерного оружия Ил-80 поднимается в воздух, взяв на борт Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, сопровождающих его лиц, а также боевой расчет воздушного пункта управления, состоящий из оперативной группы Генерального штаба во главе с дежурным генералом и технической группы, отвечающей за бесперебойную работу специального оборудования самолета.

Самолет максимально защищен от воздействия поражающих факторов ядерного оружия, что частично можно определить по его внешнему виду — по отсутствию иллюминаторов. В связи с секретностью, фотографии салона и приборных отсеков отсутствуют. Но можно предположить, что фюзеляж имеет защиту от проникающей радиации.

Все бортовые приборные комплексы имеют защиту от электромагнитного импульса, возникающего при взрыве ядерного заряда. Также внедрена система радиоэлектронной борьбы. Все каналы приема и передачи информации защищены, благодаря чему предотвращен перехват, а также подавление информации.

Бортовой комплекс средств автоматизации предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генерального штаба. Он состоит из ЭВМ «Аргон-50», автоматизированных рабочих мест, аппаратуры передачи данных и специальной аппаратуры, позволяющей осуществлять доведение команд боевого управления до пунктов управления пуском межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных подводных лодок и самолетов стратегической авиации.

Бортовой узел связи обеспечивает многоканальную телеграфную и телефонную связь, а также передачу данных по ультракоротковолновым, коротковолновым, сверхдлинноволновым радиоканалам и космическим каналам.

Сверхдлинноволновая (СДВ) связь осуществляется при помощи выпускающейся тросовой антенны, имеющей длину около 4 километров. Она позволяет передавать команды на борт стратегических ракетных подводных лодок, находящихся в погруженном положении. Поскольку лишь сверхдлиннные радиоволны способны проникать сквозь толщу воды в несколько сотен метров. СДВ обладает и еще одним положительным свойством, она не зависит от состояния земной ионосферы, испытывающей значительные электромагнитные возмущения из-за множественных ядерных взрывов.

В 2015 году на один из Ил-80 было установлено новое оборудование, разработанное в НПП «Полет», которое позволяет более эффективно реализовывать командные функции в чрезвычайных обстоятельствах. Предполагается модернизация и трех других самолетов.

Следует сказать, что Ил-80 входят в состав системы «Звено» наряду с двумя самолетами-ретрансляторами Ил-82. Ретрансляторы созданы на базе военно-транспортных Ил-76МД.

К самолету ВКП также относится Ил-96−300ПУ, предназначенный для полетов президента. В нем установлена аппаратура, которая позволяет вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Также имеется оптоэлектронная станция постановки помех для головок самонаведения ракет.

НПП «Полет» сообщает, что в настоящий момент проводится разработка ВКП третьего поколения. Он будет создан на базе авиалайнера Ил-96−400.

Американцы ввели в строй свой первый ВКП в 1962 году, модернизировав топливозаправщик КС-135А, который в свою очередь был модернизированным лайнером Boeing-707. Параллельно строили и ретрансляторы. И тоже на базе топливозаправщика. Всего было построено 11 машин, получивших обозначение ЕС-135.

Когда появился широкофюзеляжный Boeing-747−200, то на его базе построили 4 ВКП Boeing Е4А. Смена поколений «самолетов Судного дня» произошла в 1975 году.

Пассажирская кабина Е-4А разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.

В 1985 году произошла модернизация самолетов, получивших название Е-4 В. В них была установлена штанга топливоприемника, благодаря чему продолжительность полета с дозаправкой в воздухе была доведена до 72 часов. Была обновлена и приемо-передающая аппаратура. Существенным новшеством стало появление канала сверхдлинноволновой связи, когда на самолете была установлена тросовая антенна длиной около 8 километров. Аппаратура связи аналогичная той, что установлена на Ил-80.

Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов, летный экипаж, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного оружия, включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.

Помимо ВКП объединенное стратегическое командование США располагает и 16-ю самолетами-ретрансляторами Е-6 В, переделанными из Boeing-707−320С. На них используется оборудование, снятое со списанных ЕС-135.

В контексте статьи нельзя не упомянуть и американский борт номер один С-32, созданный на базе Boeing 757−200. В 1998—1999 годах было выпущено 4 таких самолета, предназначенных для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Они поступили в 1-ю эскадрилью 89-го авиакрыла авиабазы Эндрюс.

Самолет оснащен новейшим радиосвязным оборудованием, которое можно использовать и для осуществления командой функции в экстренных ситуациях.

В 2006 году министр обороны США Дональд Рамсфельд объявил о намерении заменить весь флот E-4B модернизированными до уровня ВКП на случай ядерной войны президентскими С-32. Пока эти планы не реализованы. Однако в январе 2015 года главный финансист Министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования президентского самолета с целью приведения его к уровню требований, возлагаемых на ВКП.


ВОЗДУШНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ ИЛ-80
AIRBORNE COMMAND POST IL-80

02.04.2014
В современном мире стратегические воздушные командные пункты (ВКП) есть только в ВВС США и России. Но из-за неоправданного решения бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова российские Ил-80 и Ил-82 оказались в незавидном положении.
В октябре 2013 года в отечественных средствах массовой информации впервые появились данные о фактическом состоянии Военно-воздушных сил России. Согласно опубликованным цифрам только 49 процентов самолетов боевого состава находится в исправном состоянии, а во всем авиационном парке их не более 42 процентов. Воздушных пунктов управления Ил-80 и Ил-82 вообще 20–25 процентов, то есть парк этих специальных машин фактически прикован к земле.
Согласно тендеру, объявленному Минобороны в ноябре 2013-го, на страхование ответственности владельца воздушных судов на 2014 год в составе ВВС России числится четыре Ил-80 и три Ил-82.
Система «Звено», в которую входят Ил-80 и Ил-82, является наиболее закрытой во всех ВВС России. Будучи аналогом американских «самолетов судного дня» Е-4В на базе «Боинг-747-200», российские летающие командные пункты должны обеспечить Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба возможность управления стратегическими ядерными силами в случае полномасштабной войны.
По мнению авиационных специалистов, если работы по «Звену» продолжатся, то рациональнее использовать для размещения новой перспективной аппаратуры самолет Ил-96.
Военно-промышленный курьер

01.12.2015
ОПК ПОСТАВИТ МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РФ ВОЗДУШНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

Корпорация создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления второго поколения. Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета ИЛ-80 успешно прошел государственные испытания и до конца 2015 года будет передан заказчику.
Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.
«Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск», – говорит заместитель генерального директора «Объединенной приборостроительной корпорации» Сергей Скоков. – В составе корпорации работы над БКТС ведёт нижегородское НПП «Полет». Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США – у американских военных аналогичный комплекс получил название «самолета Судного дня»».
Новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генерального штаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета.
Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.
Как сообщалось ранее, в настоящее время «ОПК» уже приступила к разработке воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.



Доверенности