Что такое ярмарка на руси. Что такое «ярмарка»

Публикации раздела Традиции

История ярмарок в России

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

"ярмарка" - это форма торговли. Издревле купцы везли свой товар в наиболее безопасные для торговли места. Туда, где торговые пошлины и поборы были наименьшими. Периодические съезды торговцев со своим товаром для оптовой распродажи в Европе известны с десятого века. Так возникли и существуют известные на весь мир ярмарки в Кракове, Вене, Лионе, Бристоле, Магдебурге, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Гале, Лейпциге и других городах. Что такое ярмарка для России?

Это не просто способ организации торговли, это традиции, это история, это праздник.

Цель проведения

На первый взгляд, цель ярмарки та же что и у торгового рынка. Чтобы увидеть различия, нужно оценить масштабы. Зона обслуживания рынка локальная. Зоны охвата ярмарки обширны. Это может быть не один город или область, а регионы, федерации, международная зона.

В зависимости от статуса участников и организаторов различны и цели ярмарок. Это и расширение торговли, совершенствование ценовой политики, продвижение и распределение товара, ознакомление со своей деятельностью и достижениями как можно большего числа участников и обеспечение в дальнейшем эффективности своей предпринимательской работы. Что такое ярмарка? Это еще и очень удобный, а главное, перспективный способ налаживания многосторонних коммуникационных связей, заключения долгосрочных договоров между солидными участниками и целыми странами. Одной глобальной цели всей ярмарки подчинены все цели ее участников. Начиная с краткосрочных и завершая долгосрочными.

Частота проведения

Торговля на оптовых рынках проводится практически ежедневно с показом любой имеющейся в наличии у продавца и на основе открытого торга с покупателем. Ярмарки же организуют периодически. Они могут быть сезонные. Например, если это модная ярмарка продажи верхней одежды, то логично, что меховая ярмарка шуб проводится в зимний период. Ярмарки сельскохозяйственных проводят ближе к осени в определенные даты или один-два раза в год. Например, медовые ярмарки организуют после сбора меда в конце июня и в начале августа. Важно, что товар на ярмарке должен иметь повышенный потребительский интерес у покупателя. А вот для продукции производственного назначения выставки-ярмарки проводят иногда с интервалом до пяти лет. Товар на них может отсутствовать в полном объеме продаж. Но должен быть представлен экспонат (действующий образец) и каталог с полным описанием, с техническими и эксплуатационными данными. Что такое ярмарка услуг, можно оценить по перечню этих услуг в презентации ярмарки. Такие ярмарки организованы в основном в виде стендов и экспозиций фирм-экспонентов.

Объемы продаж

На оптовом рынке возможна торговля единичным товаром или небольшими партиями товара и услуг, которые сразу попадают к покупателю в результате устной сделки с продавцом. На ярмарках-продажах в основном заключаются договоры купли-продажи на оптовую поставку товаров или услуг. Собственник этой партии товара какое-то время формально может не меняться. Правила, нормы и требования по торговле на рынках регламентируются специальными органами власти той местности, где данный рынок находится. Чтобы понять, что такое ярмарка, и оценить ее масштабы и объемы, важно отметить, что для ведения торговли на ярмарке разрабатываются специальные правила для торговцев и покупателей. Для разрешения спорных вопросов создаются специальные органы и принимаются нормативно-правовые акты.

Человеческий фактор

Для любой ярмарки важен От работы организаторов выставки, представителей экспонентов, обученного персонала зависит, будет ли достигнута поставленная цель ярмарки, качество ее проведения. Это своего рода реклама, которая привлекает посетителей, будущих потенциальных участников ярмарки. Итоги прошедшей ярмарки - это фундамент будущей.

Отраслевые и специализированные

Кроме названых классификаций, ярмарки бывают функциональные и отраслевые, универсальные и специализированные. Типичная отраслевая ярмарка - это меховая ярмарка. Для России это не новое явление. Мехами и изделиями из них Россия торговала издревле.

На современном меховом рынке предприятие «Новоторжская ярмарка» - это возобновление традиций. Начиная с названия, в котором заложено общеславянское название рынка - торг. Слово "новый" - подчеркивает современность ярмарки и методов торговли. Здесь предприятия со всей России представляют современные модели дубленок и шуб из меха норки, бобра, каракуля, енота, овчины, нутрии. На выставке всегда организовываются показы новейших разработок. А это, как известно, самый простой и наименее затратный способ оценить потребительский спрос, и запустить новое изделие в производство. Работает Санкт-Петербурге и других крупнейших городах России в самых удобных и современных торговых зданиях. Ярмарка всегда поражает огромнейшим ассортиментом. Потому что напрямую и эксклюзивно работает со многими меховыми предприятиями России и мира. И не каждому под силу сотрудничать с Новоторжской ярмаркой, соответствовать предъявляемым к качеству продукции требованиям. Сотрудники компании следят за всеми технологическими процессами каждого предприятия, чью продукцию они представляют на ярмарке. Специалисты технического контроля компании проверяют каждое изделие на соответствие ГОСТам России и требованиям принятого в Таможенном союзе. У Новоторжской ярмарки крепкие позиции. Быть ее партнером престижно, потому что главной целью создателей и руководителей выставки является: «Счастливый покупатель в новой шубе».

Для огромной армии поклонников изделий из натурального меха это праздник, к которому готовятся и ждут с нетерпением.

Или другое высокопоставленное лицо. Проведение часто регулировалось городским или рыночным правом.

Становление ярмарок имеет свою многовековую историю. Одновременно со становлением и развитием рыночных отношений развивалась ярмарочная деятельность. Наиболее важным периодом в становлении ярмарок является первая половина XII в. В это время ярмарки получили широкое распространение во Франции , Англии , Швейцарии , Священной Римской империи . До того времени в крупных центрах Ближнего Востока местные ярмарки проводились во время больших религиозных праздников.

Вероятно, первой известной в Западной Европе стала ярмарка в Сен-Дени под Парижем в 629 году , но к X веку они уже стали повсеместным явлением.

В то же время сохранились традиционные ярмарки - например ярмарки выездной торговли по выходным дням, организуемые правительством Москвы .

В России

Московские ярмарки

Ярмарки выходного дня

Региональные ярмарки

Региональные ярмарки организуются периодически или разово. Проводятся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления иных субъектов Российской Федерации , органами исполнительной власти иных государств-членов Таможенного союза совместно с префектурами административных округов города Москвы в установленном месте. На региональных ярмарках допускается продажа сельскохозяйственной продукции, продовольственных и непродовольственных товаров легкой промышленности, произведенных на территории государств-членов Таможенного союза, изделий народных художественных промыслов, продукции ремесленничества и иных товаров.

Специализированные ярмарки

Специализированные ярмарки организуются периодически или разово. Проводятся исполнительными органами государственной власти города Москвы, юридическими лицами , индивидуальными предпринимателями . На специализированных ярмарках не менее 80% мест предназначено для продажи товаров одного класса в соответствии с Общероссийским классификатором продукции или товаров одного региона происхождения либо товаров, связанных единой тематикой.

Крупнейшие ярмарки дореволюционной России

  • Мологская - крупнейшая ярмарка верхнего Поволжья конца XIV - начала XVI веков
  • Макарьевская (у Макарьевского Желтоводского монастыря ; возникла в XVI веке)
  • Нижегородская (заменила Макарьевскую с г.)
  • Ирбитская (возникла в 30-е гг. XVII века на Урале)
  • Успенская (Новая Ладога)
  • Меновническая (близ Оренбурга)
  • Кояндинская (Средняя Азия)
  • Верхнеудинская - крупнейшая за Байкалом ярмарка. Проводилась с 1780 года

В других странах

Крупнейшие средневековые ярмарки

Крупнейшие современные международные ярмарки

  • Базель (ярмарка транспортного оборудования)
  • Мюнхен (ярмарка спорттоваров)

Книжные ярмарки

  • Харьковский международный книжный фестиваль, ярмарка-выставка «Мир Книги»

См. также

Напишите отзыв о статье "Ярмарка"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Оглоблин Н. Н.

Ссылки

  • / Департамент торговли и услуг города Москвы
  • / Департамент торговли и услуг города Москвы
  • / М24.RU
  • / AIF.RU
  • / М24.RU
  • / М24.RU

Отрывок, характеризующий Ярмарка

– Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то.
После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг.
– Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе.
– Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал….
– Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.
– Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
– Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать.
Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал:
– Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу.
Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз.
– Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки.
– Натали?!
«Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
– Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.

Ярмарка на селе.

Ярмарка торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определенное время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень.

Ярмарки устраивались обычно в городах, в больших селах, слободах и приурочивались к праздникам. В России ярмарочная торговля была распространена очень широко. Так, например, в 1904 г. в стране было проведено 18 452 ярмарки с денежным оборотом в 1 098 000 000 рублей. На крупных ярмарках, длившихся иногда до одного месяца, с оборотом капиталов от 2 000 000 до 200 000 000 рублей, таких как знаменитая Нижегородская (Макарьевская) ярмарка, Ирбитская в селе Ирбит, Ростовская в Ростове Ярославском, Никольская в Пинеге, шла как оптовая, так и розничная торговля. На ярмарках заключались довольно крупные сделки между купцами, приезжавшими из отдаленных местностей России, а также между представителями русских и иностранных торговых фирм. Здесь давали представления артисты лучших столичных театров, работали русские и иностранные цирковые труппы, вечерами запускали фейерверки, звучала музыка. Наряду с крупными ярмарками в России проводилось множество мелких, длившихся два-три дня, на которых торговали в розницу и устраивали массу увеселений. Обычно они проходили в дни престольных или заветных праздников, в святки и на масленицу.

На ярмарке продавали товары, привезенные из разных районов России, известных ремесленных центров, а также работы местных мастеров. Торговцы и ремесленники расставляли свои изделия рядами: ряд горшечников, бондарей, ряд с красным - галантерейным товаром, ряды с баранками и бубликами, колбасами, сырами, мясом, медом и т. д. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Продажа товара сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой:

Кому пирожки,
Горячие пирожки,
С пылу, с жару -
Гривенник за пару!
Нажарила, напекла
Акулина для Петра,
Давай -
Наскакивай!

На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики. Все они, как и торговцы, громко зазывали ярмарочных гостей. Бондарь кричал: «Бочки, шайки чиним! Дны вставляем, вновь перебираем!»; парикмахер призывал мужчин: «Постричь, побрить, поголить, бороду поправить, ус поставить»; точильщик его перебивал: «Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!»

Ярмарки предлагали людям множество развлечений, недоступных в обычное время: карусели, на которых катались не только дети, но и молодежь, американские горы, около которых всегда стоял шум, визг и крики, огромное колесо обозрения, на котором можно было подняться высоко в небо и со страхом посмотреть вниз на землю.

Большой популярностью на ярмарках пользовались вожаки с дрессированным, «ученым» медведем Вожак заставлял медведя проделывать разные трюки: плясать, кланяться, показывать, как девушки в зеркало глядятся, как маленькие дети лезут горох воровать, как «поп Мартын к заутрене не спешит, идет, на костыль упирается, тихо вперед подвигается - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит» или как «старый Терентьич из избы в сени пробирается, к молодой снохе подбирается». Комментарии вожака к действиям медведя, имитировавшего человека, вызывали радостный смех зрителей, искренне удивлявшихся талантам лесного зверя.

Особенный интерес гулявших на ярмарке людей вызывали балаганы, райки, кукольный театр.

Балаганы - передвижные театры - составляли необходимую принадлежность ярмарки. Ярмарка без этого развлечения казалась людям менее радостной, а праздник не таким веселым Балаган устанавливали кочующие с ярмарки на ярмарку артисты: на деревянные щиты - стены натягивалась из полотна крыша, внутри сооружалась сцена с кумачовым занавесом, зрители рассаживались на скамьи. Публику приглашали балаганные зазывалы: «Эй, господа, пожалуйста сюда! Здравствуйте, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы-лекари, евреи-аптекари, французы, итальянцы, заграничные мириканцы, рас-сейские бары, астраханские татары! Господам купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам - мое почтение». Зрителям предлагалось посмотреть на чудеса, не виданные в деревне: «американку-геркулеску-огнеедку», «девицу Марию, самую толстую и колоссальную, показываемую первый раз в России», «женщину-рыбу, махающую публике хвостиком», «африканского дикаря, пожирающего на глазах почтенных зрителей живого человека», «Матильду Федоровну, имеющую на своем теле изображения великих заграничных императоров и императора Петра Первого на коню» и т. п. Кроме того, там можно было увидеть небольшие пьески из жизни заморских императоров, фараонов, знаменитых разбойников; пантомимы, в которых сатирически или юмористически обыгрывались события, связанные с серьезными моментами обыденной жизни, например рекрутский набор, отправка на войну, ссора мужа с женой, взаимоотношения с барином.

Непременной частью ярмарочных развлечений было разглядывание картинок райка. Сам раек представлял собой небольшой деревянный ящик, в который вставлялась длинная бумажная лента с нанесенными на нее лубочными картинками. Картинки можно было увидеть через окошечки с увеличительными стеклами. Раешник, медленно перематывая ленту с одного валика на другой, остроумно комментировал содержание картинок: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь - угоришь, большая в нем колонна, куда поставили Наполеона в двенадцатом году, наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбадаратились».

Традиционным увеселением был также театр перчаточных кукол. Кукольник и его подручный под звуки шарманки давали представление, в котором участвовали несколько кукол, разыгрывавших небольшую веселую пьеску. Главным ее героем был Петрушка , комический герой, постоянно попадавший в нелепые ситуации и удачно из них выбиравшийся.

Эти разнообразные ярмарочные развлечения несли много радости, удовлетворяя человеческую потребность в познании всего необычного, чудесного, редкостного.

Ярмарка, где, по словам Н. А. Некрасова, «хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом», превращала жизнь в своего рода сказку, наполняла ее весельем и шутками, давала возможность отдохнуть от обыденности. «Прощай, квашня да мутовка! Загуляла старая чертовка», - пели развеселившиеся женщины.

регулярные торги; рынки, которые собирались в определенном месте и в определенное время. На Руси появились в XII веке. Особенно большое развитие получили в XVII веке, когда в стране начал формироваться национальный рынок. Наиболее известные ярмарки в XVII - 1-й пол. XIX вв.- Макарьевская, Ирбитская, Контрактовая (у Киева), Кяхтинская, Харьковские

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЯРМАРКИ

ОТ нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок) - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодич. торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье, в период господства натурального х-ва и экономич. разобщенности, когда торговля носила нерегулярный характер и обслуживала по преимуществу состоятельные слои общества, снабжая их гл. обр. редкими и дорогостоящими привозными товарами; господствовал "интернациональный" тип торговли с далеким привозом и сбытом, а гл. фигурой в торговле являлись бродячие купцы. Узость рынка и небезопасность торговли побуждала торговцев объединяться в торг. караваны, торговать совместно, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), там, где собирались значит, массы людей: на пересечении торг. путей и в местах, где проходили нар. собрания, большие церк. праздники и др. публичные события (об обычае приурочивать Я. к большим религ. или др. праздникам свидетельствуют назв. Я. на ряде яз.- messe - от мессы; франц. foire, итал. fiera, англ. fair - от позднелат. feria - день религ. праздника). В раннее средневековье, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли, Я. играли большую роль как единственные значит, пункты сосредоточения обмена. Еще более возросло значение Я. с 10-11 вв., с возникновением и развитием городов, ростом гор. ремесл. производства, зарождением внутр. рынка и усилением междунар. торг. связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Значительно расширился ассортимент ярмарочной торговли, увеличилось число Я., их продолжительность. Наряду с большими Я.- центрами оптовой торговли, где все большее место занимали т. н. тяжелые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукна), существовали областные (региональные) и мелкие местные Я., где сбывалась сезонная продукция (в нек-рых случаях эти формы совмещались). Необходимость торг. регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права; правонарушения, совершенные во время и на терр. Я., наказывались по нормам высш. юрисдикции. Я. давали владельцу терр., на к-рой они располагались, большие доходы (в виде торг. пошлин и поборов). Поэтому право иметь или разрешать Я. стало одной из важных феод. привилегий. Привилегии иметь Я. получали (обычно от короля) отд. города, духовные или светские сеньоры. В каждой стране было по неск. наиболее крупных Я. Самыми известными были: в Италии - Я. в Ферраре, Павии, Милане, Венеции, Пьяченце, Флоренции, Генуе; в Германии - во Франкфурте-на-Майне (первое известие о Я. от 1240), Лейпциге (известны прибл. с 1165, охранительные привилегии и право на оптовую торговлю - с 1268), Кельне, Брауншвейге, Франкфурте-на-Одере и др.; в Англии - Стаурбриджская (близ Кембриджа), Сент-Джайлсская (с 11 в.), Бостонская, Винчестерская (в юж. Англии, пожалованная королем епископу Винчестера), Бристольская; во Франции - Шампанские Я. (получили значение в 12 в.), Я. под Парижем - Сен-Денийская, или Ланди (Lendit) (считалась старейшей в ср.-век. Европе - ее основание приурочивалось к 7 в., но, по-видимому, она возникла не раньше сер. 11 в.), Сен-Лоранская и Сен-Жерменская, Я. средиземноморской торговли в Бокере (на Роне), в 12-13 вв.- Я. в Безоне, Шалоне (с кон. 12 в.), Реймсе, Лионе и др.; в Венгрии - в Пеште и Дебрецене; в Польше - Познанские, в Кракове и др. Нередко Я. имели определенную специализацию. Так, итал. Я. особенно славились дорогими тканями и вост. товарами, французские - вином и сукнами, английские - шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем, южногерманские - вином, датские (особенно в обл. Сконе) - сельдью, шведские - железом и медью и т. д. Крупнейшие Я. были центрами междунар. торговли того времени. В 13 - сер. 14 вв. такими Я., фокусировавшими торговлю и ден. операции Европы, стали Шампанские Я. Во франц. обл. Шампань благоприятно сочетались политич. и географич. условия, пересекались важнейшие торг. пути (из Англии, Франции, Италии, Фландрии, Германии, Балт., Северноморского и Средиземноморского побережий). Всего Шампанских Я. было 6 (по 6 недель каждая). Они проходили в 4 городах почти в течение целого года (Труа, Провен, снова Труа, Ланьи, Бар, снова Провен). Каждая Я. проходила в соответствии с выработанным общим стандартом. В течение первой недели - распаковка и раскладка товара, оплата пошлин, с 9-го дня - "суконная" Я. (продажа шелка, полотна и др. тканей, а также ковров и гобеленов), затем - распродажа кожи и меховых товаров и т. д. В течение всего срока Я. продавались т. н. весовые товары: "легкие" веса (коренья, благовония, пряности, красители, аптекарские товары и др.), "тяжелые" веса (соль, руда, металлы, изделия из них), сырье для пряжи, а также скот. На Шампанские Я. съезжались торговцы и скупщики со всей Европы, купцы каждой страны и города объединялись в землячества. Я. имела свой постоянный суд, полицию и администрацию, печать, к-рой удостоверялись сделки и договоры. Особые чиновники надзирали за мерами, весами, качеством монеты и проч., собирали торг. пошлины, оформляли сделки. К сер. 14 в. междунар. значение Шампанских Я. стало ослабевать. Большую известность в Европе стали приобретать Я. в Сев. Франции, в Нидерландах. В кон. 14 и в 15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия). В нач. 15 в. общеевроп. значение получили Я. Женевы (первое упоминание - 1262), в 15-16 вв.- Я. в Лионе (куда из Женевы переместился центр европ. ден. рынка; установлены в 1420, пользовались покровительством франц. короля). В 16 в. междунар. ярмарочным и кредитным центром (особенно для южноевроп. стран) стал исп. г. Медина-дель-Кампо. В 16 в. начались Я. в Антверпене. Постепенно большое значение получили Лейпцигские Я. С кон. 15-16 вв. в Лейпциге собирались т. н. имперские Я. (три раза в год: новогодние, весенние - пасхальные и осенние, по одной неделе каждая). Там торговали мехами, тканями (полотно, холст, шелк, сукна), скотом, прод. товарами (вино, рыба, хлеб, мед). В 18 в. Лейпцигские Я. приобрели междунар. значение, на них все большее место стали занимать пром. товары и местное сырье. Я. сыграли крупную роль в развитии ср.-век. торговли, а также ден. обращения, ден. рынка и кредита. На Я. располагались конторы менял, осуществлявших обмен монет согласно последнему курсу (что имело большое значение ввиду большого разнообразия ср.-век. монеты) и производивших также ссудные и кредитные операции. В связи с неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торг. кредите и оптовым характером ярмарочной торговли на Я. все чаще производились безналичные торг. операции, возникли ден. заемные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя. Я. играли большую роль в налаживании не только экономич., но и культурных связей, в развитии ср.-век. народной культуры: на Я. съезжались певцы, жонглеры, нар. бродячие театры и цирки (было положено начало возникновению т. н. ярмарочного театра - балагана). В период генезиса и развития капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение и подверглась изменениям. Сбыт наличного товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 в. крупные оптовые Я. превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже. В новейшее время по мере распространения непосредственного оптового сбыта и расширения регулярной торг. сети ярмарочная торговля подверглась дальнейшему сокращению и изменению. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, гл. обр. с.-х. товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные Я. почти исчезли. Среди совр. междунар. Я. (сделки совершаются по выставленным образцам) - Я. в Милане, Париже, Лионе, Бордо, Марселе, Вене, Стокгольме, Брюсселе, Генте, Измире, Токио и др.; популярны междунар. Я. социалистич. стран: Лейпцигская, Познанская, Загребская, Пловдивская. Междунар. Я. способствуют развитию мировой торговли, укреплению экономич. связей между разл. странами. С 1925 существует Союз междунар. Я. Лит.: La foire, Brux., 1954; Coornaert E., Caracteres et mouvement des foires internationales au moyen ?ge et au XVI si?cle, в кн.: Studi in onore di Armando Sapori, Milano, 1957; Gachelin J. P., Le Landy et les foires de Saint-Denis en France, Lyon, 1958; Bautier R. H., Les foires de Champagne, Brux., 1954; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; D?ring W., Handbuch der Messen und Ausstellungen, Darmstadt, 1958. См. также лит. при ст. Торговля. А. А. Сванидзе. Москва. Ярмарки в России и СССР. В дореволюц. России обычно были связаны с тем или иным храмовым или монастырским праздником. Первоначально торги производились у монастырей Троице-Сергиева, Кирилло- Белозерского и др. Наиболее древняя из Я.- Арская (ок. Казани), известна с сер. 13 в. В связи с грабежами рус. купцов татарами Василий III запретил поездки на эту Я. и основал в Васильсурске в 1524 новую Я. Позднее она была переведена к Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю (см. Макарьевская ярмарка). С развитием торг. связей и образованием Рус. централизованного гос-ва число Я. и их обороты увеличиваются. Я. были центрами складывания всеросс. рынка. Продолжительность Я. была различна (от 1 дня до неск. месяцев); гл. предметы торговли: с.-х. продукты, скот, лошади, кустарные и пром. изделия, пушнина, кожи и т. д. В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я. Из них с оборотом св. 1 млн. р. было 35, от 0,5 млн. до 1 млн.- 27, от 0,1 до 0,5 млн.- 182. Сложились 2 группы крупнейших Я.: уральская (Ирбит, Мензелинск и др.), где рус. и европ. товары обменивались на сибирские и азиатские, и украинская (Харьков, Полтава, Ромны и др.), где продукция ремесленного и пром. произ-ва центральной и сев.-вост. России обменивалась на сырье и с.-х. продукты черноземных и степных р-нов. С началом широкого ж.-д. строительства во 2-й пол. 19 в. значение Я. во внутр. торговле России начинает падать. Особенно проявляется это на Украине и в Центр.-черноземном р-не. Так, прекращает свое существование в Ромнах Ильинская Я. Падают обороты. Коренная Я. в Курске, продававшая различных товаров в 1834 на сумму св. 22 млн. р., в 1911 имела оборот только на 800 тыс. р. Но в целом по России число Я. росло. В нач. 20 в. (на 1 июля 1904, по данным Мин-ва финансов) на терр. Росс. империи числилось 18 452 Я. По экономич. р-нам они распределялись след. образом: Центральный - 2162, Восточный - 2758, Украинский - 2597, Южный - 1071, Средний земледельч.- 2308, Польский - 2000, Балтийский - 1484, Северный - 378, Северо-Западный - 1661, Кавказский - 196, Сибирский - 629, Среднеазиатский - 130. По данным Центр. статистич. к-та, на 1911 число Я. равнялось 16 тыс. с общим оборотом в 1 млрд. р. Большинство Я. (ок. 87%) составляли мелкие однодневные, устраиваемые в селах в день престольных праздников. Здесь крестьяне продавали с.-х. продукты и покупали пром. изделия. 12% приходилось на Я. среднего размера (с оборотом от 10 до 100 тыс. р.). 1% составляли крупные оптовые Я. (оборот от 100 тыс. р. до 200 млн. р.). Наиболее крупных Я. с оборотом св. 1 млн. р. было 23. На 1-м месте стоит Нижегородская ярмарка. Предметами торговли гл. обр. были меха, хлопчатобумажные товары, кожевенные, скобяные изделия, икра, чай и т. д. 2-й по величине оборота была Ирбитская Я. (см. Ирбит) в Пермской губ. Осн. товары - хлопчатобумажные, шерстяные, кожевенные изделия, кожа, пушнина, чай; обороты по данным 1911 - 30 млн. р., 1914 - ок. 25 млн. р. 3-й была Меновническая Я. ок. Оренбурга. На ней торговали преим. рогатым скотом, лошадьми, верблюдами, хлопком, азиатскими товарами; обороты по данным 1911 - 8 млн. р., 1913 - 14 млн. р. В этой губернии происходили в это же время еще 2 подобные Я.- в Орске и Троицке. Обороты первой по данным 1911 - 3 млн. р., второй - 1 млн. р. Большое значение, особенно в 19 в., имели укр. Я. Среди них наиболее крупные - харьковские: Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. Предметы торговли: мануфактурные товары, металлич. и скобяные изделия, бакалейные, колониальные товары, кожи, овчина, шерсть. Уже по сведениям 1834, общий оборот их - более 22 млн. р. (по-видимому, ассигнациями); в 1913 - ок. 36 млн. р. Значительной была Ильинская Я. в Полтаве (оборот св. 1 млн. р. в 1911). Предметы торговли: лошади, скот, овчины и мануфактурные товары. На севере крупной Я. являлась Маргаритинская в Архангельске с оборотом ок. 2 млн. р. (1911). Предметы торга: рыба, мануфактура, предметы промыслов и хоз. обихода. Кроме Я., на к-рых производилась торговля разл. товарами, существовали специальные конные Я. Таких Я. в 1911 было более 5 тыс. Наиболее крупная из них - Мензелинская (Уфимская губ.). Были скотские Я. (в Харьковской, Воронежской губ. и Донской обл.). Действовали и лесные Я. Наиболее крупные: Козьмодемьянская (Казанская губ.), в 1911 - оборот до 4 млн. р.; Гомельская (Могилевская губ.), в 1900 - оборот 3 млн. р., в 1910 - 2 млн. р. Особый характер имела в Киеве Контрактовая Я., существовавшая уже в нач. 19 в. Здесь не продавались товары в розницу, а заключались сделки (контракты) на оптовую куплю-продажу (сахар, хлеб, металлы, уголь и др.). Я. в период их действия становились не только торг., но и своеобразными культурно-просветит. и общественными центрами того или иного города или села. На терр. Я. проводились нар. гуляния. Существовало спец. ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал открытия и закрытия Я. Для руководства торговлей, установлення правил и порядка на крупных Я. создавались ярмарочные комитеты. Для поддержания общественного порядка на Я. отправлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск. С началом Гражд. войны в условиях военного коммунизма Я. в Сов. России не проводились. С переходом к новой экономической политике Я. начинают возрождаться. В 1922-23 в РСФСР действовало ок. 600 Я., к 1927 число их достигало почти 7,5 тыс. По данным 1926, в УССР было 15 202, в БССР - 417 Я. В др. сов. республиках численность Я. была незначительна. Большинство Я. были мелкими, продолжительностью в 1-5 дней. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская. Основной оборот Нижегородской Я. составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих Я. не превышала 1/3 оборота. В нач. 1930-х гг. Я. в СССР были упразднены. В послевоен. период Я. в СССР появляются как одна из форм гос. и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межресп. Я. с оптовой продажей и заключением торг. сделок по образцам. СССР широко участвует в работе междунар. Я. -***-***-***- Таблица Крупнейшие ярмарки России 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. [s]ЯРМАРКИ.JPG Лит.: Чулков М. Д., Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле, М., 1788; Список существующих в Российской империи ярмарок, СПБ, 1834; Аксаков И. С., Исследование о торговле на украинских ярмарках, СПБ, 1858; Воен.-статистич. сборник на 1868 г., в. 4, Россия, СПБ, 1871; Мердер И. К., Конская торговля в России. (Ярмарки), СПБ, 1880; Денисов В. И., Ярмарки. (К вопросу о подъеме экономических сил России), М., 1911; Канделаки И., Роль ярмарок в рус. торговле, СПБ, 1914; Всесоюзные ярмарки и их значение во внутренней торговле и в торговле с Востоком, М., 1926; Справочник Бакинской ярмарки 1924 и путеводитель по Баку с планом ярмарки и г. Баку, Баку, 1924; Самсонов В. И., Курская коренная ярмарка, "Уч. зап. Курск, гос. пед. ин-та", 1949, No 2; Новицкий К. П., Ярмарки и их роль во внешней торговле России в первой пол. XIX в., в кн.: Сб. науч. работ Моск. ин-та нар. х-ва, в. 4, М., 1954; Кафенгауз Б. Б., Очерки внутр. рынка России первой пол. XVIII в., М., 1958; Дихтяр G. A., Внутренняя торговля в дореволюционной России, М., 1960; Остроухов П. A., Нижегородская ярмарка в 1817-1867 гг., "ИЗ", т. 90, М., 1972; Александров В. A., Начало Ирбитской ярмарки, "ИСССР", 1974, No 6; Участие Сов. Союза в международных ярмарках и выставках, М., 1957. П. А. Зайончковский. Москва.



Доверенности