14.3 коап рф кто составляет протокол

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

<ПИСЬМО> РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 05.10.2004 n 0100/1731-04-27"О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 14.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"(ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМ ПИСЬМОМ ПО ПРАВОПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 14.3 КОАП РФ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА СОСТАВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОТОКОЛОВ")

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
5 октября 2004 г.
N 0100/1731-04-27
О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 14.3 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для соответствующего использования в работе Методическое письмо по правоприменению уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Госторгинспекции статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель руководителя
Н.А.НАЗИНА

Приложение
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ПО ПРАВОПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 14.3 КОАП РФ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА СОСТАВЛЕНИЕ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОТОКОЛОВ
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой среди прочих были переданы функции в сфере надзора на потребительском рынке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определившее в пункте 5.1. исчерпывающий перечень контрольно-надзорных полномочий (функций) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В то же время, согласно пункту 5.18. Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе также осуществлять "иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации".
В Министерстве экономического развития и торговли функции в сфере надзора на потребительском рынке (перешедшие к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) на практике реализовывала Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (далее - Госторгинспекция), к числу полномочий которой в том числе относится закрепленное пунктом 63 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ правомочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3. КоАП РФ, определяющей ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в части ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы).
Учитывая вышеизложенное, а также исходя из положений статьи 22.3. КоАП РФ впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений соответствующих изменений и дополнений, при правоприменении статьи 14.3. КоАП РФ должностными лицами, определяемыми в порядке, установленном частью 4 статьи 28.3. КоАП РФ, необходимо исходить из нижеследующего.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Целями Закона "О рекламе" являются:
- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
В соответствии со статьей 26 Закона "О рекламе" государственный контроль за его соблюдением осуществляет федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), каковым в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба - ФАС (его территориальные органы).
Особенности рекламы отдельных видов товаров (продукции) определены в статье 16 Закона "О рекламе". Кроме того, особенности рекламы отдельных видов товаров могут быть определены соответствующими федеральными законами.
Так, в частности, отдельные правовые особенности рекламы алкогольной продукции закреплены в статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а лекарственных средств - в статье 44 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Помимо этого, особое внимание следует уделить введенному в действие с 6 сентября 2004 года Федеральному закону Российской Федерации от 20.08.04 N 115-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О рекламе".
Согласно этому законодательному акту распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
"содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного и личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
содержать информацию о том, что их употребления является одним из способов утоления жажды;
содержать информацию об их безвредности и (или) положительных терапевтических свойствах;
использовать образы людей и животных (вступает в силу с 01.01.2005);
распространять в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них;
распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов;
дискредитировать воздержание от их употребления;
распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
распространяться в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Во всех случаях распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой такой рекламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства)".
Согласно общего правила, закрепленного частью 4 статьи 28.3. КоАП РФ, полномочиями по выявлению соответствующих нарушений законодательства о рекламе и составлению протокола об административном правонарушении по статье 14.3. КоАП РФ могут обладать только те должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые будут уполномочены на это соответствующим перечнем, утвержденным Службой.
Рассмотрение же протоколов о нарушении рекламного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3. КоАП РФ, статьей 23.48. КоАП РФ отнесено к компетенции Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов.
Согласно статье 14.3. КоАП РФ объектом правонарушения может служить ненадлежащая реклама, которой согласно статье 2 Закона "О рекламе" является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации, а также отказ от контррекламы. При этом понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы приведены соответственно в статьях 6, 7, 8, 9 Закона "О рекламе", а понятие контррекламы - в статье 2.
Субъектами указанного правонарушения могут быть рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, определение которых также содержится в статье 2 Закона "О рекламе":
рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
В соответствии со статьей 30 Закона "О рекламе" основаниями ответственности для вышеназванных субъектов являются:
для рекламодателя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя;
для рекламопроизводителя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы;
для рекламораспространителя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.
При составлении протокола об административном правонарушении необходимо иметь в виду, что согласно статье 28.5. КоАП РФ он составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения соответствующего административного расследования (по основаниям, установленным частью 1 статьи 28.7. КоАП РФ) протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 28.7. КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении, содержание которого регламентировано статьей 28.2. КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (при наличии такового) вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 28.8. КоАП РФ протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. КоАП РФ, направляется в ФАС (его территориальный орган) в течение суток с момента составления.
При осуществлении практических действий, направленных на выявление административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. КоАП РФ, следует в качестве доказательств использовать любые фактические данные (в том числе документы, вещественные доказательства и т.д.), на основании которых может быть установлено наличие события административного правонарушения, с последующим их отражением (фиксированием) в протоколе об административном правонарушении (см. статью 26.2. КоАП РФ).
При описании события административного правонарушения и его квалифицирующих признаков следует, по возможности, основываться исключительно на понятийном аппарате, принятом в Законе "О рекламе".

Полный текст ст. 14.3 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 14.3 КОАП РФ.

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 175-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, -

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ)
6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 11 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 175-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.

Комментарий к статье 14.3 КоАП РФ

1. Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы, в том числе рекламы в СМИ. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп.).

2. Объективная сторона административных правонарушений по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении обязательных требований Федерального закона "О рекламе", которые носят общий характер, то есть административная ответственность за нарушения которых не предусмотрена в других частях комментируемой статьи, а также в ст. 14.37 "Нарушения требований к установке рекламной конструкции", в ст. 14.38 "Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах", в ст. 19.31 "Нарушение сроков хранения рекламных материалов".

3. Объективная сторона административных правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи заключается в нарушении предусмотренных в ст. ст. 14 и 15 Федерального закона "О рекламе" ограничений на распространение рекламы в телепрограммах и телепередачах, а также в радиопрограммах и радиопередачах, а именно:

В превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах;

4. Объективная сторона правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи состоит в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

5. Объективная сторона правонарушений по ч. 4 комментируемой статьи заключается в прерывании рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма; в совмещении рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, а также с трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи.

В ст. 17 Федерального закона "О рекламе" при кино- и видеообслуживании установлен запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а так же на совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма.

В ч. ч. 4 и 6 ст. 14 Федерального закона "О рекламе" установлен запрет прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" религиозные телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, а также трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдуме.

Для обеспечения соблюдения указанных запретов в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность, которая применяется при их несоблюдении во время демонстрации фильмов при кино и видеообслуживании, а также только при совмещении рекламы с демонстрацией телематериалов в остальных случаях.

6. Субъектами предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи административных правонарушений являются физические и юридические лица - рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители (см. п. п. 5 - 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе"), а также должностные лица указанных юридических лиц (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Субъектами предусмотренных в ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи административных правонарушений являются юридические лица - рекламораспространители, а также их должностные лица.

7. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях по указанной статье рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 14.3 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 14.3 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.3 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере рекламы, ее содержания и установленного порядка распространения на территории РФ.

Объективная сторона рассматриваемых деяний в рамках ч. 1 отражается в общем порядке как нарушение законодательства о рекламе, в первую очередь Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», а также иных, принятых в соответствии с ним нормативных актов. Наряду с общим составом правонарушения, нормы настоящей статьи конкретизируют отдельные виды нарушений в сфере рекламы, устанавливая за них специальные меры ответственности. Объективная сторона указанных нарушений сводится к:

— нарушению установленного порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещению рекламы с телепрограммой;

— трансляции агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут;

— превышению допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а также в периодических печатных изданиях;

2. Субъектами деяний, определенных настоящей статьей, признаются физические и юридические лица, а также их руководители и иные работники, действиями которых обусловлено нарушение законодательства о рекламе. Указанные лица выступают в качестве субъектов правонарушения, если они выступают в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Субъективная сторона характеризуется умыслом виновного.

Навигация по записям

    Е.Д. НОСКОВА

    Для продвижения бренда, товаров, работ или услуг, привлечения внимания потребителей и повышения спроса организации используют рекламу. Без рекламы достаточно сложно представить современный мир. Реклама уже давно заполонила улицы, СМИ, Интернет. При этом организации, размещающие или заказывающие рекламу, редко задумываются о возможных последствиях, возникающих при распространении ненадлежащей рекламы.

    КоАП РФ устанавливает несколько составов правонарушений, связанных с нарушением в сфере рекламы - статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.
    Достаточно внушительный список.
    В данной статье мы разберем, за что происходит привлечение к административной ответственности по вышеперечисленным статьям, в частности состав, предусмотренный статьей 14.3 КоАП РФ.
    Так, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 04АП-768/2015 по делу N А19-17913/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А64-6843/2014).
    Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
    Соответственно, при квалификации правонарушения как нарушения законодательства о рекламе определяющими факторами будут являться:
    - направленность на неопределенный круг лиц;
    - направленность на привлечение внимания;
    - ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования;
    - формирование положительного отношения к объекту рекламирования.
    Под неопределенным кругом лиц понимаются те, кто не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@)). В рекламе нет конкретного указания на лицо или лица, для которых эта реклама создана и на кого она направлена. Например, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007, 15.05.2007 N 09АП-5225/2007-АК, ФАС Московского округа от 23.08.2007 N КА-А40/8398-07 суды указали, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации признается рекламой.
    При этом, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, суд может квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А28-12706/2012).
    Но не только суд, в том числе и должностное лицо антимонопольного органа, рассматривающего дело о данном правонарушении, вправе вынести постановление о прекращении дела и объявлении устного замечания.
    Суды в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании правонарушения малозначительным, выделяют:
    - небольшой масштаб рекламной кампании - один или незначительное количество номеров СМИ (или иных рекламоносителей), в которых распространялась реклама, один или незначительное количество дней, в которые распространялась реклама;
    - отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или о нарушении их прав рекламой;
    - отсутствие ранее вынесенных в отношении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения Закона "О рекламе" в данной сфере (факт совершения правонарушения впервые);
    - отсутствие пренебрежительного отношения к положениям законодательства при распространении рекламы.
    См. письмо ФАС России от 30.09.2013 N АК/38198/13 "О малозначительности в рекламе".
    Соответственно, нарушение действующего законодательства о рекламе является основанием для привлечения к административной ответственности.

    За что могут оштрафовать?

    Ниже мы рассмотрим конкретные случаи, когда организации привлекаются к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
    В сезон распродаж организации часто вывешивают объявления, содержащие слово "sale" без перевода на русский язык. Данное слово сообщает потребителям о наличии скидок на товары, услуги в организации. При этом размещение слова "sale" без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.
    Это связано с тем, что Законом о государственном языке не допускается использование слов, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
    Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе (ч. 6 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 3 Закона о государственном языке).
    В рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.
    Так, суд привлек организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, за размещение на витрине магазина слова "sale" без перевода на русский язык.
    Суд пояснил, что информация "sale" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.
    Используемое в рекламе иностранное слово "sale" имеет несколько значений.
    Имя существительное - 1) продажа, реализация, сбыт, 2) продажа с аукциона, с торгов, 3) распродажа по сниженной цене.
    Оно также существует в различных языках мира и имеет самые различные переводы: с французского - "грязный, нечистый, гнусный"; с итальянского - "соль, остроумие"; с испанского - "солить, засаливать".
    Суд пришел к выводу, что в связи с тем, что отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения.
    Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Потребителями рекламы являются представители самых разных слоев нашего общества, социального положения, образования и возраста. Использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет не полной и искаженной (см. Определение ВАС РФ от 18.02.2013 N ВАС-1040/13 по делу N А65-19639/2012).
    Аналогичная позиция отражена в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А28-12706/2012. При этом суд квалифицировал данное нарушение как малозначительное, поскольку само по себе нарушение законодательства о рекламе не влечет безусловной угрозы жизни и здоровью населения.
    В то же время не только размещение "sale" в рекламе без перевода на русский язык является нарушением КоАП РФ, но и другие иностранные слова без перевода (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2006 по делу N А44-5938/2005-14а).
    Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ, образует размещение в рекламе, на витрине магазина иностранных слов без соответствующего перевода на русский язык.
    Еще одним популярным способом рекламирования является направление физическим лицам SMS. При этом СМС-реклама также может повлечь за собой административную ответственность.
    Так в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 04АП-768/2015 по делу N А19-17913/2014 рассматривалось дело о признании ненадлежащей рекламой СМС-сообщения, полученного гражданином. Как установил суд, гражданин не давал согласия на получение СМС-рекламы. Суд пришел к выводу, что по своему содержанию текстовое СМС-сообщение привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - продукции, реализуемой компанией, так как сообщение не содержит указания конкретного субъекта его получения, а следовательно, обладает признаками рекламы.
    Аналогичный вывод отражен в Постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А12-15079/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 N 07АП-11880/14 по делу N А27-8590/2014, Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А43-28790/2013.
    Основным обстоятельством, при котором СМС-сообщение признается ненадлежащей рекламой и основанием для привлечения к административной ответственности, является отсутствие согласия абонента, который получил СМС (см., например, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 09АП-15429/2012-АК, от 15.07.2011 N 09АП-13978/2011).
    Соответственно, организация перед тем, как направлять СМС-сообщение рекламного характера, должна убедиться в достоверности номера телефона, а именно: принадлежит ли он лицу, который давал данный номер телефона. Если гражданин указал неправильный номер телефона, то отправление СМС на данный номер является основанием для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 N 09АП-37235/2012-АК N А40-114200/12-122-633).
    Согласно письму ФАС России от 19.05.2006 N АК/7654 "Об особенностях отдельных способов распространения рекламы", требование, указанное в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет.
    То есть не допускается распространение спама посредством направления писем на электронные почты.
    При этом в данном случае также необходимо получение согласия адресата.
    Кроме того, положения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.
    В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А64-6021/08-15 разъяснено, что распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок в электронном виде пользователям (распространение спама) является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
    Рассмотрим еще один вариант неправомерного размещения рекламы, образующего состав административного правонарушения.
    В Постановлении от 23.09.2008 N 6327/08 по делу N А57-5741/07-6 Президиум ВАС РФ указал, что довод, приведенный нижестоящими судами в обоснование незаконности принятого антимонопольным органом постановления о том, что автомобиль с размещенной на нем рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе. Данное нарушение обществу не вменялось.
    Аналогичная позиция отражена в Апелляционном определении Московского городского суда от 18.06.2012 по делу N 11-10054.
    Соответственно, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является нарушением КоАП РФ.
    При этом административной ответственности за размещение рекламы на автомобиле можно избежать, если на автомобиле указано только коммерческое обозначение.
    Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 N А56-42800/2010 рассматривалось дело о ненадлежащем размещении на транспортном средстве организации коммерческого обозначения; суд разъяснил, что при нанесении коммерческого обозначения на имущество предприятия преследуется цель его обособления от имущества других лиц, его сохранности и указания на принадлежность соответствующему предприятию, а не цель привлечения внимания к организации, которой принадлежит это предприятие, или продвижения на рынке ее товаров, работ и услуг
    Соответственно, не относится к рекламе размещение отличительных знаков организации на автомобиле, например, коммерческого обозначения, поскольку указание на транспортном средстве коммерческого обозначения не преследует цели привлечения внимания к объекту и продвижения товара на рынке, а отражает принадлежность транспортного средства к организации, следовательно, привлечение к административной ответственности по данному основанию не происходит.

    Выводы

    Реклама, нарушающая законодательство о рекламе, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    Решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.
    При этом никогда не пренебрегайте своим правом обжаловать данное решение, поскольку суд может вынести решение о малозначительности правонарушения.
    К обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности, можно отнести небольшой масштаб рекламной кампании, отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов, факт совершения правонарушения впервые и иные.
    В то же время в судебной практике уже выработалась позиция по некоторым нарушениям в рамках статьи 14.3 КоАП РФ. В частности, размещение слова "sale" без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.
    В связи с этим избегайте употребления иностранных слов без соответствующего перевода.
    Распространение рекламы посредством СМС-сообщений, а также в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии получения предварительного согласия абонента или адресата.
    Рекомендуется перед отправлением СМС-сообщений удостовериться в достоверности телефонного номера, ведь получение СМС-рекламы без согласия является административным правонарушением.
    Не используйте транспортное средство в качестве рекламной конструкции, это является административным правонарушением.
    При этом указание на транспортном средстве названия организации или коммерческого обозначения не влечет административной ответственности, поскольку отражает принадлежность транспортного средства к организации, а не направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц.
    В следующей статье мы также разберем конкретные примеры, образующие состав административного правонарушения за незаконное размещение рекламы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.



Доверенности