Понятие трудовой деятельности. Трудовое общество как понятие (концепт) экономической социологии. "Экономика и социология труда"

Все предшествующие типы обществ были объединены в социологии под общим названием “трудовое общество”. «“Трудовое общество” - это такой порядок, при котором все прочие измерения жизни более или менее непосредственно соотнесены с производительной деятельностью; образование - это подготовка к профессии, свободное время - отдых для возобновления труда, отставка - заслуженная награда за трудовую жизнь».

Трудовое общество - это общество, в рамках которого производительный труд является одновременно источником жизнеобеспечения, прочной основой для наделения социальными правами, социальным статусом, а также основой самооценки и условием самоуважения. Индустриальные общества, сделавшие ставку на экономический рост, породили соответствующие образцы социальной практики, социальных ролей, институты, ценности. Однако в настоящее время все чаще слышны голоса, утверждающие устарелость этой практики.

Произошли изменения, которые действительно дают право утверждать, что роль труда в современных обществах изменилась самым серьезным образом. Речь, конечно же. идет не о конце труда в буквальном смысле слова, речь идет о том, что сфера производственной деятельности перестала играть определяющую и доминантную роль, которую она играла ранее. Соответственно тема труда как такового не является более центральной, она не имеет уже того социологического и культурного значения, которое поляризует и определяет все другие темы. Тема труда остается в экономике, но не. в социологии и культуре.

Экономический прогресс последних десятилетий обусловил высокий рост уровня жизни и качественное изменение жизненного стандарта. Это привело к возрастанию автономности личности и значению далеких от труда измерений жизни. Все чаще признается, что люди нуждаются в. отдыхе и. образовании не только для профессиональной деятельности, но и для того, чтобы они могли соответствовать требованиям Жизни за пределами сферы труда.

При всей разнице подходов и теоретических установок различные исследователи, осмысливая трудовое общество и специфику наблюдаемого исторического перехода, выделяют несколько характерных процессов и явлений. Совокупность этих явлений и составляет концепцию “конца трудового общества”, наиболее полно разработанную Клаусом Оффе.

Трудовое общество как полагает Оффе, в общем и целом совпадает с промышленным обществом, т.е. обществом, основывающимся на примате производственной сферы. Поэтому конец трудового общества означает, что “труд и позиция работающих в процессе производства не рассматриваются более как главный организующий принцип социальных структур; динамика социального развития не рассматривается как возникающая из конфликтов по поводу контроля промышленного производства; оптимизация технико-организационных отношений или экономических средств и целей посредством индустриальной капиталистической рациональности не рассматривается более как форма рациональности, которая приведет к дальнейшему социальному развитию”.

Подтверждение тезисам К. Оффе можно увидеть в реальной социальной действительности, в социологических исследованиях. Сфера труда выступает как “извне конституированная”, а индустриальная социология предстает специальной областью прикладного исследования. То что сфера труда не является более областью, которая полностью определяет общественное сознание и действие, подтверждают исследования поведения на выборах и политической активности в целом: показатели социально-экономического статуса определяют это поведение в меньшей степени, чем даже принадлежность к той или иной религии или конфессии. В исследованиях социальных и политических конфликтов речь идет уже не о труде и капитале, а об управлении.

Подчеркнем, что тезис, в соответствии с которым не сфера труда и производства конституирует общество, а наоборот, сама эта сфера труда выступает как “извне конституируемая” фактически означал конец господства “трудовой парадигмы” в подходе к обществу и формирование новой - парадигмы информационного общества.

Понятие трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

    создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;

    оказание услуг различного целевого назначения;

    разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

    накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;

    развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов – характеризуется рядом общих свойств:

    определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;

    набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;

    материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;

    определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации;

    нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.

Таким образом, в целом можно говорить о сокращении двигательных компонентов и возрастании значения психической составляющей трудовой деятельности. Помимо этого, НТП создает технические предпосылки для вывода работника из зоны действия производственных вредностей и опасностей, позволяет совершенствовать защиту исполнителя, освободить его от тяжелых и рутинных работ.

Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения. Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.

Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к возможностям человека, учитывать его психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость изучения физиологических и психических процессов в трудовой деятельности человека.

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный трудлюдей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

    Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

    Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором ростапроизводительности и эффективности труда;

    Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Связь социологии труда с науками о труде

Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин.

Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой тех трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации.

Физиология труда как наука изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека, является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий труда.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к своей трудовой деятельности, она является основой профессиональной подготовки, разработки систем мотивации и стимулирования труда работников, выступают инструментом управления трудовыми конфликтами.

Эргономика является основой рационализации трудовых процессов, поскольку изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства. Эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами.

Гигиена труда, производственная санитария и техника безопасности обеспечивают создание на производстве здоровых и безопасных условий труда.

Демография это наука о народонаселении, она изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение населения по регионам страны, что позволяет эффективно удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах.

Управление персоналом дает возможность реализовывать трудовой потенциал (путем подбора, обучения и справедливого вознаграждения персонала организации работников), и позволяет эффективно управлять персоналом организации (обеспечивается выбором оптимального стиля управления, выработкой кадровой политики, проведением маркетинга персонала).

Социология профессий изучает общественное разделение труда, престижность различных видов трудовой деятельности, профессиональную пригодность человека и др.

Организация труда изучает формирование упорядоченной системы взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей, что позволяет обеспечить эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворяет потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право является юридической основой трудовых отношений. Оно устанавливает правовые нормы труда, регламентирует права и обязанности субъектов социально-трудовых отношений, определяет дифференциацию в оплате труда, служит основой социальной политики и социальной защиты работников.

Статистика труда дает возможность проведения анализа эффективности труда на основе количественных показателей производительности труда, численности и динамики персонала, фонда заработной платы и др.

Какие задачи решает дисциплина

"Экономика и социология труда"?

Основные задачи дисциплины "Экономика и социология труда" определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами - формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задана - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической -фудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.

Другая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками дпя решения эггой задачи являкхгся, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на экономические и социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Еще одна задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками. Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла. Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внуфенних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.

Социальная инженерия - это управленческая деятельность, направленная на изменение социальных систем и социальных институтов в соответствии с заданной целью с использованием наукоемких технологий и инженерного подхода. В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века директор Центрально института труда А. Гастев. В его понимании социальный инженер - это руководитель трудового коллектива, от деятельности которого зависит успешность функционирования всей социально-инженерной машины. Идея социальной инженерии заключалась в тесном сочетании людских комплексов с организацией комплексов машин. Эти комплексы машино-людей основываются на единстве биологии и инженерных наук. Советский партийный и государственный деятель, видный специалист по проблемам организации труда и управления П.М. Керженцев ограничивал проблемы социальной инженерии управлением людьми и коллективами, независимо от сферы деятельности. Он сформулировал ряд общих принципов управления - это установление цели и задач организации и управленческой деятельности; выработка плана, методов работы и методов управления; постановка учета и контроля. По мнению П.М. Керженцева, в условиях социализма главное внимание в управленческой деятельности должно было уделяться плановому ведению производственной и трудовой деятельности. Но руководитель, обладая реальной властью, существенным образом влияет на трудовой коллектив и результативность его деятельности, поэтому подбор руководителей должен строиться на соответствии его личных качеств требованиям конкретной должности, на которую он претендует.

Отечественная социальная инженерия 20-30-х годов ХХ столетия базировалась на психотехнике и социологических исследованиях, традиции которых продолжила после тридцатилетнего перерыва заводская социология 60-80-х годов. В теории и практике социального планирования, которые получили свое дальнейшее развитие в годы хрущевской оттепели, использовались наряду с данными социологических опросов идеологические установки и социально-культурные нормативы. В отечественной социальной инженерии были сформулированы следующие принципы: принцип прямого участия в решении социальных задач, так как решаются актуальные насущные задачи; принцип непрерывного социоинженерного обеспечения и социального проектирования; принцип технологизации, то есть обеспечение оптимальных способов воздействия.

В западной социологии социоинженерная деятельность была подробно рассмотрена К. Поппером в работах «Нищета историцизма» (1945) и «Открытое общество» (1945). Социальную инженерию он рассматривал как совокупность подходов прикладной социологии, направленных на рациональное изменение социальных систем на основе фундаментальных знаний об обществе и предсказании возможных результатов преобразований.

Современный социоинженерный подход позволяет изменить социальную действительность на основе методов планирования, программирования, предвидения и прогнозирования. Социоинженерная деятельность включает в себя следующие процедуры:

Оценка состояния объекта социоинженерной деятельности;

Прогнозирование наиболее вероятных вариантов развития внутренней и внешней среды объекта прогноза;

Моделирование будущего состояния объекта исследования с использованием математических, кибернетических, прогностических и других методов;

Разработка социального проекта нового состояния исследуемого объекта;

Социальное планирование в соответствии с социальным проектом;

Осуществление проекта с помощью инновационных социальных технологий.

Современная отечественная социальная инженерия развивается по следующим блокам (направлениям):

Социетальный блок - строительство социальных институтов: государственное строительство, создание модернизированной системы образования, здравоохранения и т.п.;

Региональный блок - формирование региональных сообществ;

Муниципальный блок - формирование местных сообществ;

Организационный блок - строительство организаций;

Блок групповой инженерии - формирование целевых групп и команд.

социальная инженерия сегодня представляет собой комплекс практически ориентированных знаний в области управления социальными структурами и процессами, развивающийся по следующим направлениям:

    Строительство социальных институтов, например, государственное строительство, реорганизация системы высшего образования и т.д. («социетальный» блок);

    Региональное строительство (региональный блок);

    Формирование местных сообществ (муниципальный блок);

    Строительство организаций или «организационная инженерия» (организационный блок);

    Формирование целевых групп и команд («групповая» инженерия). Избирательные технологии и другие способы продвижения лидеров или их команд являются составной частью всех блоков социоинженерной деятельности.

В образовательной практике идеи социальной инженерии реализуются путем применения современных образовательных технологий и активных методов обучения, а также посредством “насыщения” учебного процесса дисциплинами социоинженерного и организационного цикла, в том числе:

    теория и методы социальной инженерии;

    диагностика организаций;

    прогнозирование и моделирование развития организаций;

    организационное проектирование и программирование;

    социальное планирование;

    внедрение социальных новшеств в организации и т.д.;

    практикум по социальным технологиям;

    методы разрешения конфликтов.

На становление и развитие социальной инженерии существенное влияние оказали психология, прикладная антропология, управленческие науки, а в настоящее время синергетика и социальная синергетика - наука о самоорганизации общества, которая определяет условия и факторы устойчивого развития общества. С позиций социальной синергетики в обществе благодаря коммуникативным связям происходит синтез материальных и нематериальных структур, а эволюционное развитие, происходящее на основе обмена информацией, определяет естественный отбор энергетически более выгодных методов социального управления. Данный процесс обеспечивает переход общества на качественно новый уровень. С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Механизм управления осуществляется в двух направлениях. Во-первых, задается социально-технологический коридор, приемлемый с точки зрения развития и функционирования социальной системы. В рамках этого коридора социальная система может реализовывать различные траектории саморазвития, а инновационные процессы направляются в социально-конструктивное русло. Во-вторых, для устойчивого социального развития и подъема на новый уровень самоорганизации в точках бифуркации осуществляется локальное воздействие в нужное время и в нужном месте.

Одним из вариантов практического применения синергетического подхода к управлению является теория самообучающейся организации, способной создавать, приобретать и обменивать знания и изменять свое поведение в соответствии с новыми знаниями и интуицией. Источниками обучения являются сотрудники организации, внешние консультанты, бизнес-тренеры, собственный бизнес, внешняя среда и уроки, извлеченные из собственного практического опыта. Самообучающаяся организация в современных условиях является наиболее конкурентоспособной, синергетика является универсальной методологией современного информационного общества, его структур и социоинженерного подхода к управлению обществом. Данный подход предъявляет высокие требования к управленцам, так как они должны обладать современными социально-технологическими знаниями.

Многие исследователи приходят к выводу, что социально-инженерный подход к управлению производит третий фактор, в котором разрешаются противоречия отношений объекта и субъекта управления. Объект социальной инженерии перестает быть лишь средством реализации социальных программ, разработанных экспертами, и сам становится субъектом. Формируется тринитарный подход управление - соуправление - самоуправление. Социально-инженерный подход превращает управление в интерактивный процесс, а задачей социальных инженеров становится создание условий для раскрытия внутреннего потенциала социальной системы.

К сожалению, в отечественной управленческой науке и практике сохраняется некоторое настороженное отношение к социальной инженерии, так как иногда технологичность воспринимается как экспериментирование и манипулирование людьми. Этим фактом в значительной степени обусловлена низкая востребованность социального проектирования программно-целевого управления субъектами управления.

Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий

The system approach to management of innovative development of the industrial enterprises

Введение *

В ХХI веке мировое сообщество сталкивается с инновационными вызовами, связанными с развитием высоких технологий, информатизацией, изменением содержания труда и качества рабочей силы. При этом процесс глобализации порождает как новые формы международного сотрудничества и межгосударственных отношений, так и новые противоречия, требуя новых подходов к решению политических, экономических и социальных проблем на всех уровнях их проявления. Скоординированное развитие, гармонизация норм и стандартов социально-трудовых отношений, обмен накопленным опытом могут способствовать построению высокоорганизованного, экономически и экологически эффективного производства. Результат усилий по стабилизации производства и улучшению социального климата внутри страны во многом зависит от развития деятельности промышленных предприятий, которые являются первичной ячейкой любой экономической системы и способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.

Теоретические подходы к обоснованию инновационного развития промышленных предприятий

В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности, значения, основ функционирования и развития предприятия:

    ресурсный подход, согласно которому предприятия (организации) выживают в той мере, в которой они приобретают и поддерживают свои ресурсы, и возможность накопления предприятием организационно-специфических ресурсов выступает главным обоснованием его существования;

    системный подход рассматривает предприятие как сверхсложную открытую социально–экономическую систему, связанную специфическими отношениями со своей внешней и внутренней средой, главным и наиболее активным элементом которой выступает человек;

    эволюционный подход содержательно и метаморфически связан с эволюционным мировоззрением на процесс постоянного и причинно-обусловленного изменения деятельности предприятия, при этом механизм изменения связывается с изменчивостью, наследованием и отбором, где особое внимание уделяется инновационному процессу: появлению, закреплению и распространению инноваций, исследованию конкуренции как процессу отбора, решению проблем информации, неопределенности и времени;

    неоинституциональный подход анализирует деятельность предприятия в условиях ограничений, обусловленных институциональной структурой общества, где предприятия как экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек, в условиях неопределенности и риска, что порождает ограниченную рациональность и оппортунистическое поведение; в рамках неоинституциональной теории выделяют трансакционный подход, который исследует причины существования фирмы и особенности их внутреннего устройства, акцентируя внимание на необходимости фирмы избегать трансакционных издержках по заключению сделок на рынке и использовании преимуществ кооперации для получения максимального результата своей деятельности.

    процессный подход является одним из базовых в исследованиях стратегического менеджмента и рассматривает предприятие с точки зрения процессов, связанных с предпринимательской деятельностью, организационным обновлением и ростом, а также с развитием и применением стратегии, которая направляет организационные действия, основываясь при этом на логике причинно-следственного объяснения, связывающего независимые переменные, на типах концептов или переменных, отражающих действия предприятий или индивидов, на последовательности событий, описывающих изменение явлений с течением времени.

    поведенческий подход исследует реальное поведение предприятий как экономических субъектов, в деятельности которых господствует не рациональное, а конвенциональное поведение (т.е. подчиняющееся принятым правилам и условностям), анализ которого позволяет построить обобщенную модель принятия решений;

    подход, основанный на знаниях, концентрирует внимание на движении знаний и их влиянии на эффективность и конкурентные преимущества предприятий, рассматривая знания как субъективированную информацию, неотделимую от убеждений индивида и целенаправленного действия, придавая большое значение фирмам, которые создают и развивают рутины, действуя как хранилища знаний.

    синтетический подход означает необходимость учета в моделях теории фирм «технологических» и «социальных» факторов, утверждая, что структура социальных отношений оказывает постоянное влияние на организационную динамику предприятия.

Анализ теорий фирмы позволяет обосновать механизм управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики и определить основные элементы, обеспечивающие взаимодействие и сотрудничество участников инновационного процесса на разных стадиях (табл.1).

Инновационное развитие рассматривается как целенаправленный непрерывный процесс осуществления инноваций в научной, производственной, экономической, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой деятельности предприятия, направленный на максимально полное удовлетворение общественных потребностей на основе реализации научных достижений в процессе производства для получения максимального экономического, социального и экологического эффекта, выраженного в абсолютном и относительном изменении (приращении) экономических показателей.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

- Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

- Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

- Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций.

К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.

По отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию.

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и репродуктивный (стереотипный),
  • физический и умственный,
  • простой и сложный,
  • исполнительный и организаторский (управленческий),
  • самоорганизованный и регламентированный.

Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Формирование социальной структуры трудового общества раннего социализма. Развитие социальной сферы

Совокупность экономических и социальных преобразований 30-х гг. получивших название «наступление социализма по всему фронту», была, в сущности, формой скачка в эволюционном развитии новой формации, проводимого «сверху» в условиях нараставшей военной угрозы. Государство полностью взяло на себя и планирование развития общества, и текущее руководство производством. В целом оно выражало общие интересы тру­дящихся, но в авторитарной форме. Все общественное производство организовано в двух формах собственности: государственной и кооперативно-колхозной. Проведенные преобразования отражали, с одной стороны, проявление закономерностей новой общественно-экономической формации в конкретно-исторических условиях проведения индустриализации, а с другой - представления руководителей государства о целях социалистической революции.

Резкие изменения социального положения произошли в наиболее многочисленном классе - крестьянстве. Сельская община с индивидуальным хозяйством была заменена колхозным строем. Ликвидация индивидуального сельскохозяйственного производства и создание кооперативно-колхозной собственности с передачей земли колхозам в «вечное пользование» изменили социальное положение крестьян. В условиях функционирования МТС как гос­предприятий, централизованного планирования производства и обязательных поставок продукции государству по государственным ценам эта форма собственности мало отличалась от государственной. Натуральная оплата труда по «трудодням» являлась формой заработной платы. Частная торговля резко сужена госторговлей по установленным твердым ценам.

В средней и мелкой промышленности вновь проведена полная национализация частных предприятий. Все промышленные предприятия стали государственной собственностью, хозрасчет ликвидирован, рабочий контроль и самоуправление заменены государственным управлением.

В социальной структуре произошли коренные изменения. Полностью исчезли классы частных собственников - городская, сельская и торговая буржуазия - эксплуатировавших наемный труд. Общество стало в целом социально однородным: почти все населе­ние страны (190 млн) были трудящимися и служащими на государственных предприятиях, в колхозах, артелях, госучреждениях и госструктурах (армия, милиция, госаппарат и др.). Все они работали по государственным планам при государственном распределении материальных и культурных благ в виде зарплаты и средств из общественных фондов потребления. От наемных рабочих и служащих при капитализме они отличались тем, что, будучи работниками и служащими на производстве и в госучреждениях, были в определенной степени и коллективными собственниками общественных средств производства, пользуясь общественными фондами потребления, выделяемыми государством и предприятиями из общих доходов, повышая свое благосостояние вместе с ростом доходов от государственной и колхозной собственности. В такой упрощенной форме выразился раннесоциалистический принцип общественного регулирования потребления в соответствии со степенью участия в общественно полезной деятельности каждого члена общества.

В результате проведенных в 30-е гг. преобразований социальная структура советского общества включала три основных элемента: рабочий класс - 33,7 % населения; колхозное крестьянство и кооперативные кустари - 47,2 (единоличники и кустари - 2,6); социальная фуппа служащих и интеллигенции - 16,5 %. Городское насе­ление выросло с 1926 по 1939 гг. в 2,3 раза и составило 32 %.

За годы пятилеток рабочий класс вырос с 9 до 24 млн (почти в 2,8 раза), безработица ликвидирована в 1934 г. Основную массу рабочего класса составляли молодые рабочие из крестьян с преоб­ладающей мелкобуржуазной психологией и слабой общей подго­товкой. К концу 30-х гг. наметилось уже определенное расслоение в рабочем классе, в нем выделились рабочие высокой квалификации, которые лучше обеспечивались (машиностроение, металлургия, шахтеры, подвижной состав железных дорог). Рабочий класс считался ведущим классом общества, и ему уделялось государством большое внимание. Снабжение городов и в первую очередь ударных строек систематически улучшалось, особенно с отменой карточек. Новостройки проводились комплексно с развитием сферы соцкультбыта (дома культуры, бытовые предприятия и детские учреждения, школы) и жилищного строительства. Более высокий материальный и культурный уровень жизни в городах создал устойчивую тягу к переселению в них сельских жителей. В целях стабилизации стихийной миграции правительство вводит паспортную систему и прописку для городского населения, а для рабочих и служащих - трудовые книжки, колхозники же были лишены паспортов.

Произошла крутая ломка сельской жизни. Доля занятых в сельском хозяйстве с 70 % в 1928 г. упала до 54 % в конце 1939 г. Постепенное налаживание колхозного строя и организации труда, механизация и рост агрокультуры, увеличение численности сельской интеллигенции к концу 30-х гг. стабилизировали социальную обстановку на селе. Многие колхозы наладили свое общественное хозяйство и обеспечили подъем жизненного уровня колхозников. Однако положение крестьянства в целом было хуже рабочего класса и по уровню жизни, и по условиям труда, и по развитию социальной сферы. Крестьянин продолжал оставаться источником государственных сверхдоходов, а отсутствие паспортов у колхозников ограничивало свободу их выбора места жительства и жизненного пути. В этом было одно из серьезных противоречий советского общества, определяемое объективными условиями индустриализации страны.

Интеллигенция и служащие - наиболее разнородный социальный слой: научные, педагогические и медицинские работники; литературно-художественная («творческая») интеллигенция; производственно-техническая интеллигенция (ИТР); служащие госучреждений, командный (офицерский) состав армии, НКВД, милиции; партаппарат и госаппарат. Сложным был этот слой не только по составу, но и по своим социальным корням, психологии и идеологии. Старая, дореволюционная интеллигенция включала представителей дворянских, буржуазных, разночинно демократических, и революционных кругов. Все эти прослойки - носители богатства русской культуры, оказывали определенное воздействие на новый образованный слой общества - народную советскую интеллигенцию, вышедшую из рабочих и крестьян.

Формированию новой интеллигенции руководство страны уделяло особое внимание. За годы пятилеток численность работников умственного труда выросла с 2,9 млн в 1926 г. до 14 млн в 1939 г. Доля старой интеллигенции существенно сократилась: до 1926 г. она составляла около 50 %, в 1939 г. только 10 %. Быстрый рост народной интеллигенции из слоев, не имевших достаточного общеобразовательного и культурного уровня, а также определенные недостатки массового высшего образования в 30-е гг. повлияли на то, что ее кругозор и общая культура в первом поколении оказались ниже дореволюционной. Но несомненно, что создание мощного интеллектуального потенциала общества в виде многомиллионной народной интеллигенции стало большим социальным завоеванием советского государства, его исторической заслугой.

Особое место занимал социальный слой служащих-управленцев, номенклатурный партгосаппарат. Огромная роль надстройки в социально-экономических преобразованиях и авторитарная политическая система объективно повышали их значение в обществе. Партгосаппарат в то время был под постоянным и жестким контролем Сталина и органов НКВД, неоднократно «перетряхивался». Ему давались определенные привилегии, но с него и жестко спрашивалось за результаты работы, за исполнительность и личное поведение.

В целом сложилась социальная структура трудового общества без эксплуататорских классов. Верхние слои составляла интеллигенция, затем шел рабочий класс, а ниже - крестьянство. Однако в обществе открыты широкие возможности к социальной подвиж­ности, к переходу в более высокие социальные слои через демок­ратическую и социально-обеспеченную систему бесплатного среднего и высшего образования, а также путем участия в работе общественных организаций и в партийной работе. В верхние слои при номенклатурной системе подбора кадров выдвигались и таланты, и идейные строители социализма, но здесь же вырастали и карьеристы, и приспособленцы.

Продолжая социальную политику первых лет Советской влас­ти, правительство в 30-е гг. устанавливает для всех граждан самую развитую в мире систему социальных гарантий: 7-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, санаторное лечение, оплату больничных листов, оплачиваемый отпуск по беременности и родам, пенсии по старости и инвалидности, бесплатное медицинское обслуживание и образование, стипендии учащимся. Государством установлены низкие цены на жилье, коммунальные услуги, транс­порт, книги, зрелищные мероприятия, стабильные и относительно низкие цены на продовольствие и товары первой необходимости. Твердая заработная плата и стабильные государственные цены обеспечивали регулируемый жизненный уровень различных слоев населения при его неуклонном, хотя и медленном, общем подъеме для всех советских людей. Созданная система подготовки кадров - ремесленные, фабрично-заводские училища, рабфаки, вечерние школы и факультеты - предоставляла широкий выбор профессии и возможности социального движения в сочетании личных интересов и потребностей общества.

Система социальных гарантий, всеобщая занятость на производстве, систематический рост жизненного уровня трудящихся в совокупности были несомненным социальным достижением советского общества, показывали наглядно его преимущества в сравнении с положением трудящихся в те годы в капиталистических странах, а особенно - в странах «периферийного» капитализма и колониях. Быстрый рост национального дохода позволил не толь­ко построить тяжелую и оборонную промышленность, создать современную сильную армию, но и значительно повысить уровень жизни народа. В 1940 г. реальные доходы рабочих с учетом ликвидации безработицы и сокращения рабочего дня увеличились в 2,5 раза по сравнению с 1913 г., реальные доходы крестьян в среднем на одного работающего - в 2,3 раза. С отменой карточек потребление населения возросло и стало к 1939 г. достаточно стабильным, однако в целом уровень материального обеспечения широких слоев населения оставался еще низким по сравнению с развитыми западноевропейскими странами, как из-за прошлой отсталости России и военной разрухи, так и из-за недостатка средств при проведении столь грандиозного строительства и резком подъеме обороноспособности страны.

Общественная жизнь, развитие советской культуры, характерные черты советской цивилизации

Организуя огромное строительство новой индустрии и проводя одновременно радикальные экономические и социальные преобразования, советское руководство стремилось максимально опереться на революционный энтузиазм и трудовую активность масс, их готовность переносить трудности во имя построения нового общества социальной справедливости. Этой цели подчинялась деятельность всех общественных организаций. Почти каждый гражданин советского общества в те годы с детских лет был вовлечен в систему общественных организаций с идеологическим уклоном: октябрята и пионеры в детстве; комсомол - в юношестве; партия, профсоюзы, Осоавиахим, МОПР (более 22,5 млн человек), Советы (3,6 млн депутатов и активистов) в зрелом возрасте. Особое место занимали союзы творческой интеллигенции: Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.).

Огромное внимание уделялось молодежи. Ее авангардной организацией был ВЛКСМ, который объединял в 1938 г. свыше 5 млн человек. На важнейшие стройки только в 1938 - 1939 гг. направлены свыше 500 тыс. комсомольцев. Молодежь составляла большинство шахтеров, с помощью комсомольцев было организовано 5 тыс. колхозов. Комсомол шефствовал над авиацией и военно-морским флотом, направляя на военную службу десятки тысяч комсомольцев.

Численность профсоюзов возросла в два с лишним раза (с 12 млн в 1930 г. до 25 млн в 1939 г.). Профсоюзы занимались вопросами производительности труда, рационализации производства, укрепления трудовой дисциплины, социального стра­хования, производственно-технического обучения. Они, как и комсомол, привлекались для помощи деревне кадрами руководителей. Несмотря на ограниченность сферы деятельности, профсоюзы активно вовлекали рабочих в производственные совещания, в движение по повышению квалификации на различных курсах, в школах передового опыта; активно участвовали в организации и развитии массового социалистического соревнования, движения ударников и передовиков производства.

В 1935 г. развивается стахановское движение, опирающееся на неограниченную индивидуальную сдельщину и рациональную организацию труда. Примеру А. Стаханова последовали многие рабочие различных отраслей промышленности. Стахановекое движение позволило в течение 1936 г. повысить производительность труда в тяжелой промышленности на 25,5 %, а в целом по промышленности - на 35 - 45 %.

Награды правительства за трудовые успехи, пропаганда творческого труда на благо Родины создали общественную атмосферу, в которой «труд стал делом чести, доблести и геройства». Ради этой чести и сознания высокой общественной ценности своего труда многие труженики готовы были переносить материальные трудности. Идею трудного пути к светлому будущему - социализму и мессианской роли СССР в движении человечества к новому обществу выразил Маяковский: «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

Другой ведущей общественной идеей, имеющей исторические корни в российской цивилизации, стала идея защиты социалистического Отечества. Традиционный российский патриотизм и державность сочетались с героическими традициями победоносной Гражданской войны и сознанием неотвратимости столкновения с окружающим капиталистическим миром. Во всех сферах общественной жизни партией и государством целеустремленно и постоянно поднимался авторитет армии, командного состава, улучшалось их обеспечение и благосостояние. Молодежь воспринимала свой гражданский долг несения срочной службы в армии как школу мужества и становления личности, как почетную обязанность. Сохраняющаяся социальная однородность внутри офицерской среды, а так­же офицеров с рядовым и сержантским составом способствовала как авторитету армии, так и ее сплоченности. Положение армии как части советского народа, призванной защищать независимость страны только от внешних врагов, определяло высокий моральный дух в воинских коллективах и популярность армии в массах.

Важной стороной общественной жизни стало и то, что теневая экономика и преступность были сведены к минимуму как жестокими мерами правоохранительных органов, так и общественной нетерпимостью к нетрудовым доходам, к высокому уровню жизни без общественно значимого труда. Строгий государственный контроль над личным потреблением и его соответствием общественному трудовому вкладу подкреплялся активной деятельностью общественных организаций по месту жительства. Уголовщина вызывала не только гнев, но и презрение подавляющего большинства населения страны, а законодательство от имени и в интересах трудящихся пользовалось поддержкой народа.

Экономическое развитие и социальные преобразования в об­ществе тесно увязывались государственными планами с развитием образования, науки и культуры. Культурный подъем («культурная революция») был второй важнейшей задачей, вытекающей как из сущности нового общественного строя, так и из необходимости экономического подъема страны. Форсированная индустриализация и создание современной механизированной армии требовали грамотного, хорошо обученного и технически подготовленного работника и воина.

Однако в 1928 г. большинство людей старших возрастов оставались неграмотными, и только в возрасте до 49 лет насчитывалось около 50 % грамотных на уровне церковно-приходской школы. В стране на 140 тыс. населения приходилось одно высшее учебное заведение с мизерными пропускными способностями. На такой базе приходилось проводить форсированную индустриализацию и техническую реконструкцию народного хозяйства, обучать людей и простой грамоте, и умению обращаться с машинами. Все проводилось с боль­шими издержками, но выигрывалось самое главное - время. В середине 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного начального обучения и ликвидации неграмотности. Повсеместно вводилось обязательное начальное (4-летнее) обучение детей, а также безграмотных подростков на языках национальностей СССР. В фабрично-заводских зонах, городах и рабочих поселках организуется всеобуч в объеме школы-семилетки. К концу 1939 г. в стране функционировало 152 тыс. школ и более 800 вузов. Число уча­щихся в школах достигло 34 млн, в вузах - 601 тыс. Всего же в СССР обучалось около 48 млн человек. Только за вторую и два года третьей пятилетки вузы выпустили почти 600 тыс. молодых специалистов (не считая военных). В стране создана широкая сеть клубов, библиотек, театров. Доля грамотного населения в 1939 г. достигла 81,5 % (мужчин - 91 %, женщин - 72 %). Однако общеобразовательный уровень всего населения продолжал оставаться еще низким: в среднем - 4-классное образование.

Наряду с повышением общего образования населения расширяются научно-исследовательские учреждения. В течение двух пятилеток созданы Белорусская академия наук и пять филиалов АН СССР: Уральский, Дальневосточный, Азербайджанский, Армянский и Грузинский. Появляются новые научно-ис­следовательские институты: физико-технические в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске; в Москве - Институт физических проблем, Институт геофизики и другие. Всего в конце 1937 г. в стране насчитывалось 867 научно-исследовательских институтов и 283 их филиала, где работали почти 38 тыс. научных сотрудников. Советская наука имела крупные мировые достижения. Выдающийся советский химик С. В. Лебедев разработал оригинальный метод получения синтетического каучука из этилового спирта. Вместе с А. Е. Фаворским, Б. В. Визовым и др. он заложил научную основу новой химической промышленности. Крупнейшие открытия сделаны в ядерной физике: Д. В. Скобельцын предложил оригинальный метод обнаружения космических лучей, Д. Д. Иванченко обосновал теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Осенью 1933 г. прошла первая Всесоюзная конференция по атомному ядру. Она показала, что многие советские ученые не уступают своим зарубежным коллегам. В 1934 г. Н. Н. Семенов опубликовал книгу по цепным реакциям, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию. В 1937 г. состоялась вторая Всесоюзная конференция по атомному ядру. За прошедшие годы количество научных работников по этой тематике увеличилось в 5 раз. Среди них такие выдающиеся ученые как П. Л. Капица, И. Е. Тамм, Л.Д.Ландау, А. Ф. Иоффе, В. И. Вернадский, С. И. Вавилов, В. Г. Хлопин и И. В. Курчатов, которому суждено было стать крупнейшим ученым и организатором советской атомной науки и техники. К началу сороковых годов советские ученые плотную подошли к практическому осуществлению цепной ядерной реакции. В июле 1940 г. была учреждена Комиссия по проблеме урана при Академии наук СССР. Председателем Комиссии стал Хлопин, членами - виднейшие ученые: Курчатов, Капица и другие.

К. Э. Циолковский завоевал мировой авторитет основоположника теоретических проблем освоения космоса. Ф. А. Цандер совместно с С. П. Королевым и др. построили первый в мире реактивный двигатель в 1930 г., а затем в 1933 г. запустили первую ракету с этим двигателем. Крупных результатов достиг известный русский физиолог И. П. Павлов путем проведения фундаментальных экспериментов в деятельности мозга. Мировое признание получили дос­тижения выдающегося селекционера И. В. Мичурина. Видную роль занял в науке Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства под руководством Н. И. Вавилова.

Академиком И. М. Губкиным и его сотрудниками проведены глубокие научные разработки в геологии нефтяных месторождений, которые привели к открытию нового нефтеносного района между Волгой и Уралом - «Второго Баку». В изучение Крайнего Севера важный вклад принес дрейф на льдине в районе Северного полюса, совершенный И. Д. Папаниным, Э. Г. Кренкелем, П. П. Ширшовым, Е. А. Федоровым, длившийся 274 дня.

Исследования Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, легли в основу развития современной авиации. В 30-х гг. советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков провели беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс дальностью свыше 10 тыс. км. Затем по этой трассе еще более дальний перелет совершил экипаж самолета АНТ-25 в составе М. М. Громо­ва, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина.

Одним из важнейших направлений в гуманитарной сфере наук было усиление роли исторического образования, исторических исследований. Восстанавливается преподавание истории в университетах, возрождаются институты истории, философии и литерату­ры, воссоздаются Историко-архивный институт и Институт народов Севера.

Политика в развитии образования и культуры оказывала опре­деляющее влияние на процессы формирования культурного облика складывающегося советского общества. Во всем многообразии развития советской культуры этого периода можно выделить следующие основные направления: 1) социальная и идеологическая направленность культуры на формирование облика нового человека социалистического общества, его мировоззрения и нравственных ценностей; 2) овладение богатым наследием прогрессивной русской культуры и приобщение к высоким образцам мировой культуры; 3) развитие национальной культуры народов СССР («национальной по форме - социалистической по содержанию»); 4) пропаганда деятельности партийно-государственного руководства и мобилизация общественного сознания на решение текущих политических задач. Государство не только направляло, но и мате­риально обеспечивало развитие культуры в соответствии с этими главными установками.

Культурную политику государство проводило через творческие союзы, систему образования и средства массовой информации, используя не только меры поощрения желаемого направления, оставляя без поддержки нежелательные, но и вводя жесткие цензурные ограничения. Важнейшим методом художественного творчества стал «социалистический реализм». Другие же направления художественного творчества неоправданно ограничивались, так как считались не соответствующими потребностям советского общества.

Общественные преобразования и вся атмосфера активной общественной жизни получили отражение в культурном подъеме широких слоев населения и творчестве деятелей литературы и искусства. Десятки миллионов людей разных национальностей взяли в руки книги на своем языке с произведениями Пушкина, Гете, Шекспира, Лермонтова, Гоголя и других классиков русской и мировой литературы, познакомились с эпосом народов СССР. Получили известность произведения выдающихся советских писателей и поэтов: М. А. Шолохова, А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А А. Фадееваг, К. Г. Паустовского и других; стихи и поэмы В. В. Маяковского, Э. Г. Багрицкого, Б. Л. Пастернака и др.

В музыке выдающееся место заняли произведения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, Ю. А Шапорина, М. А. Балан-чивадзе, И. О. Дунаевского и др. В изобразительном искусстве полу­чили всемирное признание картины К. Ф. Юона, Б. В. Иогансона, М. В. Нестерова, А А. Пластова, А А Дейнеки, Ю. И. Пименова; скульптуры В. И. Мухиной стали своеобразным символом советского общества. Советское киноискусство 30-х гт. прославили прекрасные кинофильмы Г. Н. и С. Д. Васильевых, С. М. Эйзенштейна, А П. Довженко, Г. М. Козинцева, Г. В. Александрова, многие из которых получили мировое признание. Театральное, оперное и балетное искусство блистало именами выдающихся режиссеров и актеров, певцов и артистов балета. Артисты театра и кино были любимыми и уважаемыми людьми в обществе, кумирами молодежи. Однако жесткая идеологическая направленность в литературе и искусстве, проводимая зачастую слабо подготовленными чиновниками, ограничивала свободу творчества. В борьбе с религией и «наследием царизма» разрушались памятники архитектуры: храм Христа Спасителя, Сухарева башня и множество других по всей России.

Впечатляющие успехи индустриализации, постепенное улучшение условий жизни, отсутствие безработицы и возможность социального и культурного роста вселяли в советских людей уверенность в будущее. Конституция 1936 г. давала простор социальному развитию. 12 июня 1936 г. проект новой Конституции опубликован для всенародного обсуждения. По официальным данным, в нем участвовало более 40 млн человек, внесших 170 тыс. предложений. Конституция принята 5 декабря 1936 г. на VIII съезде Советов СССР. В ней избирательными правами пользовались все граж­дане СССР, независимо от социального происхождения, расширялись общедемократические права граждан. Конституция отразила факт утверждения социализма в.СССР и законодательно закрепила за всеми гражданами права на труд, на отдых, на бесплатное образование, на материальное обеспечение старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на бесплатное медицинское обслуживание. В статье 126 говорилось, что ВКП(б) представляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Конституционную комиссию возглавлял Сталин. В историю СССР эта Конституция вошла как «Сталинская».

В то время это была самая прогрессивная конституция в мире, она стала важным шагом в развитии советского общества и получила всеобщее признание в мировом сообществе. Посольство США в Москве в день опубликования проекта Конституции в прессе отправило в Вашингтон изложение ее важнейших положений с примечанием, что она «создает впечатление наиболее либерально окрашенного документа». Известный писатель-гуманист Ромен Роллан считал, что новая Конституция - «это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества, - свободы, равенства и братства». Принятие Конституции вызвало воодушевление советского народа на дальнейший труд в строительстве социалистического общества. Не все ее положения получили реальное воплощение, но они указывали перспективу будущего, что отражалось в оптимизме общественного сознания. Развитие всех национальностей на равной социальной основе сближало нации и национальности в единую социальную общность - советский народ. Мироощущение поколения 30-х гг., особенно молодежи, перед которой действительно открывались все пути социального и культурного роста, было в целом жизнерадостным, несмотря на трудности жизни и репрессии. Молодость страны выражалась и в молодости руководства, и в молодости социальной структуры, и в молодости мироощущения.

Рассмотренные процессы социального и культурного развития советского общества в 30-е гг. позволяют сделать заключение, что наступил новый, советский этап в развитии российской цивилизации, начавшийся после 1917 г.

1) Ликвидирован социально-культурный разлом российского общества на европеизированную культуру высших слоев и патриархальную трудящихся масс. Сложились основы общенародной советской культуры, впитавшей богатства русской культуры прошлого, мировые культурные ценности и национальные ценности российских народов.

2) Религиозная православная составляющая российской цивилизации в основном трансформирована в социально-идеологическую, социалистическую (коммунистическую) с сохранением традиционных нравственных ценностей, таких, как общинность, соборность, духовность, совестливость, державность. Религиозное мировоззрение вытеснялось атеистическим.

3) Развиваются и взаимно обогащаются национальные культуры в многонациональном советском обществе, реально сближаются нации в единую социально-культурную общность - советский народ. Культурной основой этого сближения была русская культура как наиболее развитая и массовая.

4) Сохраняется традиционная государственность, трансформированная на новой социальной основе в сочетании геополитических интересов России с интернациональными классовыми целями поддержки борьбы народов мира против капитализма.

5) Нравственным стержнем общества стал принцип: личное благосостояние каждого достигается не за счет других, а вместе со всеми в коллективном труде. В этом принципе слились традицион­ные нравственные ценности и духовная основа новой общественно-экономической формации - коллективизм общественного производства и распределение по труду, а не по собственности. Складывающаяся в советском обществе партийно-государственная элита, вышедшая в основном из трудовых слоев населения, соблюдала этот принцип, отдавая свои силы и способности укреплению и развитию народного государства. Лозунг «Народ и партия едины» в то время отражал социальную и политическую реальность и нравственную атмосферу общества.

В целом, советская цивилизация, сохраняя преемственность многовековой российской цивилизации, включала достижения советского общества на всех этапах его развития в XX в.

Существуют различные точки зрения и оценки советского общества этого периода. Современники считали, что в СССР был «построен социализм в основном». Противники социализма сейчас дают разные названия советскому обществу, наиболее часто, но научно несостоятельно употребляют термин «тоталитарное общество». При этом никто не отрицает его коренного отличия от капитализма.

Опираясь на исторический опыт, конкретный социальный ана­лиз и закономерности исторического процесса, можно утверждать, что к концу 30-х гг. сформировалось трудовое, социально-однородное, учитывая отсутствие частной собственности на орудия и средства производства, национально сплоченное советское общество - общество раннего социализма. Конкретно-исторические и цивилизационные особенности его возникновения и формирования придали ему своеобразные черты, которые выражаются понятием «российский государственный социализм». Как и в прошлых формациях, ранняя стадия социализма включала прогрессивные основы нового социально-экономического строя, но и неизбежно сохраняла черты прошлой формации - военно-государственного капитализма и бюрократической самодержавной политической системы. Со всеми противоречиями и недостатками конкретно-исторической формы российский военно-государственный социализм 30-х гг. показал свою жизненную силу и соответствие интересам человека труда.

Едва завершив первоочередные задачи, СССР оказался перед смертельной угрозой новой капиталистической интервенции и выдержал труднейшее историческое испытание. Поколению людей, прошедших через Первую мировую и Гражданскую войны, через огромное напряжение и лишения в годы первых пятилеток, предстояла еще борьба с фашистским нашествием. Вместе с ним в войну вступило и новое поколение, выросшее в межвоенный период, воспитанное на идеях социализма и советского патриотизма. Эти два поколения советского народа вынесли тяжелейшую борьбу с захватчиками и добились победы, определившей дальнейший путь советского общества и всего человечества.

Трудовые ресурсы - это население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для участия в трудовой деятельности.

Большая часть трудовых ресурсов - это население в трудоспособном возрасте. В соответствии с законодательством Российской Федерации трудоспособным возрастом считается:

  • - возраст от 16 до 54 лет для женщин;
  • - возраст от 16 до 59 лет для мужчин.

К трудовым ресурсам также относятся:

  • - работающие лица пенсионного возраста;
  • - работающие подростки в возрасте до 16 лет.

Исключаются из состава трудовых ресурсов следующие категории граждан трудоспособного возраста:

  • - неработающие инвалиды I и II групп;
  • - пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях.

Качественные характеристики трудовых ресурсов неразрывно связаны с такими понятиями как человеческий потенциал и трудовой потенциал.

Человеческий потенциал - это совокупность качеств конкретного индивида, сформировавшаяся под воздействием социальных сил и взаимодействия общества и личности.

Человеческий потенциал становится трудовым ресурсом только тогда, когда он включен в систему общественного производства.

Трудовой потенциал - это совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Трудовой потенциал характеризует качество трудовых ресурсов и их потенциальные возможности, а также количество трудовых ресурсов.

С точки зрения качества трудовых ресурсов можно выделить три составляющие трудового потенциала: физическую, интеллектуальную и социальную.

Физическая составляющая трудового потенциала - это физические и психологические качества трудовых ресурсов, зависящие от здоровья людей. Основными факторами физической составляющей являются уровень жизни, качество жизни, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды, условия труда и так далее.

Интеллектуальная составляющая трудового потенциала - это накопление людьми знаний и опыта по различным аспектам трудовой и общественной деятельности. Факторами здесь выступают уровень и система образования, научные исследования, восприимчивость трудовых ресурсов к новым научным достижениям, врожденные способности отдельных индивидуумов и их развитие.

Социальная составляющая трудового потенциала - это восприимчивость трудовых ресурсов к факторам социальной сферы. К таким факторам можно отнести социальную среду, социальную справедливость и социальную защищенность.

К количественным характеристикам трудового потенциала можно отнести следующие показатели: численность населения, численность населения в трудоспособном возрасте, численность экономически активного населения, численность трудовых ресурсов (в том числе по годам). Основными факторами количественных показателей выступают: продолжительность трудоспособного возраста, уровень жизни населения, соотношение групп населения трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста, миграция населения.

Представление о состоянии и динамике трудового потенциала дает такой интегральный показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который учитывает такие факторы как продолжительность жизни, образования, валовой внутренний продукт (ВВП).

Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ.

Понятие рабочая сила охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу которые будут использоваться в качестве наемной рабочей силы.

К потенциальной рабочей силе можно отнести способности к труду ближайшего трудового резерва - выпускников всех учебных заведений, военнослужащих подлежащих демобилизации и т.д.

Различают также всю совокупность способностей человека, и ту ее часть, которая используется в профессиональном труде, то есть оплачиваемом труде.

Вся совокупность способностей к труду - это общие способности к труду конкретного человека.

Способности, используемые в процессе труда - это первичные или профессиональные способности.

На рынке труда рабочая сила - это товар, ценой которого является заработная плата.

Именно первичные способности к труду являются товаром.

Процесс управления трудовыми ресурсами включает фазы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

На формирование трудовых ресурсов влияют следующие факторы:

  • - демографическое развитие общества, под воздействием которого формируется численность населения, его половозрастная структура, численность экономически активного населения;
  • - миграция, как внутренняя так и внешняя, оказывает влияние на структуру, количество и качество трудовых ресурсов;
  • - уровень развития профессионального образования и его доступность, что оказывает влияние на профессионально - квалификационную структуру трудовых ресурсов;
  • - наличие в экономике легальных доходов, не связанных с трудовой деятельностью;
  • - уровень оплаты труда.

Воздействие на данные факторы позволяет государству управлять формированием трудовых ресурсов.

Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов состоит в первичном распределении ресурсов по видам работ, роду деятельности, предприятиям, организациям и регионам страны.

Использование трудовых ресурсов - это включение их в трудовую деятельность, в процессе которой непосредственно реализуется способность людей к труду.

Важнейшим показателем эффективного формирования и использования трудовых ресурсов является соответствие между человеческим потенциалом индивидуумов (физическими и интеллектуальными качествами) и их рабочими местами.

Для обеспечения эффективности управления трудовыми ресурсами могут применяться такие методы как:

  • - профессиональная ориентация;
  • - планирование профессионального пути;
  • - методы социально-трудовой адаптации;
  • - мониторинг в социально-трудовой сфере;
  • - целенаправленное воздействие государства на спрос и предложение на рынке труда.
  • - трудоустройство с помощью органов трудоустройства населения.

Результатом эффективного управления трудовыми ресурсами является конкурентоспособная рабочая сила. Под конкурентоспособностью индивидуума на рынке труда подразумевается:

  • - ориентация в выборе профессии на потребности экономического развития;
  • - профессиональная мобильность (способность овладевать системами требуемых знаний и навыков);
  • - физическая мобильность (способность сменить место жительства с целью трудоустройства);
  • - готовность к повышению квалификации или переквалификации.

Существует большое число количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов. Рассмотрим основные количественные характеристики. Их можно разделить на абсолютные и относительные. К абсолютным характеристикам трудовых ресурсов относятся:

  • 1. Трудовые ресурсы включают население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население трудоспособного возраста и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста.
  • 2. Количество населения в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет плюс женщины от 16 до 54 лет).
  • 3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которое включает постоянное население в трудоспособном возрасте и иностранных граждан, занятых в экономике. Не включаются в этот показатель неработающие инвалиды I и II групп и неработающие лица, получающие пенсию на льготных условиях.
  • 4. Экономически активное население - население страны трудоспособного возраста, которое хочет и может работать. Экономически активное население состоит из занятых и безработных.
  • 5. Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. В численность занятых в экономике включаются также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин. К занятым в экономике относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая, работающих в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени).
  • 6. Не занятое в экономике население - лица трудоспособного возраста - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие, российские граждане работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.
  • 7. Безработные - лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие.

К относительным показателям, характеризующим трудовые ресурсы можно отнести:

  • 1. Уровень экономической активности населения;
  • 2. Уровень занятости населения;
  • 3. Уровень безработицы;
  • 4. Число безработных, приходящееся на 1000 занятых:
  • 5. Уровень обращаемости населения в органы службы занятости4
  • 6. Средняя продолжительность трудоустройства граждан, дней:
  • 7. Нагрузка незанятого населения на одну вакансию;
  • 8. Средняя продолжительность безработицы.

К качественным характеристикам трудовых ресурсов можно отнести здоровье, интеллектуальные способности, профессиональный опыт и навыки, возраст, социализация индивидуумов, и так далее.

Основными показателями, характеризующими качество трудовых ресурсов относятся:

  • 1. Возрастная структура населения.
  • 2. Половая структура населения.
  • 3. Образовательная структура населения (уровень образования по видам образования).
  • 4. Семейная структура населения.
  • 5. Этническая структура населения.
  • 6. Профессионально квалификационная структура населения.
  • 7. Индекс средней ожидаемой продолжительности жизни.
  • 8. Индекс развития человеческого потенциала.


Кадры