Органы регулирующие таможенный контроль. Проверка предоставляемых документов, сведений. Наблюдение со стороны таможни

Таможенный контроль – средство реализации таможенной политики страны. В общем виде это комплекс мер, которые проводят органы таможни, цель их обеспечить соблюдение гражданами (физическими и юридическими лицами) норм законодательства в сфере таможенного права. Ключевая цель – определить насколько соответствуют проводимые действия лицами, которые пересекают границу, нормам ТК РФ.

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей таможенного контроля, следует познакомиться с основными понятиями таможенного контроля. Так формами контроля называют определенные мероприятия проверки товаров, транспортных средств, личных документов, которые необходимы для проведения таможенного контроля (ТК). В процессе могут использоваться разные способы реализации и дополнительные технические средства.

В обязательном порядке проверяются документы и сведения, что подает декларант, независимо от того физическое он лицо или юридическое. Остальные меры применяются выборочно. Проводить ТК контролирующие органы имеют право и после выпуска из зоны контроля на протяжении времени, которое определяется в законе.

Принципы проведения

Для начала, следует разобраться какие, основные принципы проведения таможенного контроля. Регламентирует их Таможенный кодекс. Основные пункты выглядят так:

  • ТК осуществляется выборочно, причем инспектор самостоятельно определяет меры, которые можно считать достаточными в каждом отдельном случае. На него ложиться ответственность за полноту соблюдения конкретным лицом, которое пересекает границу норм закона. То есть, если через границу едет контрабандист, а инспектор решил, что тщательная проверка ни к чему, то именно должностное лицо таможенного органа несет ответственность за подобное нарушение.
  • Особенностью осуществления таможенного контроля является то, что могут применяться любые формы контроля, которые считаются необходимыми.
  • Таможня взаимодействует с участниками , перевозчиками и организациями, которые занимаются перевозкой товаров через границу, в том числе с их профессиональными объединениями.
  • Реализовывать ту или иную форму контроля могут только таможенные органы, согласно требованиям закона.
  • Товары, транспортные средства, которые попадают на территорию страны, подвергаются таможенной проверке и находятся под ТК до проведения всех необходимых процедур. Таковыми, что находятся под ТК, они считаются, пока не будут выпущены в свободное обращение, уничтожены, от них не откажутся в пользу государства или не покинут территорию страны.
  • Использовать подконтрольные товары можно, но только в пределах разрешенных законом. Определяет это исключительно таможенный кодекс.
  • Существует такое понятие как таможенный контроль после выпуска товаров его вправе проводить таможенный орган в пределах своих полномочий. Он необходим для проверки заявленной декларантом информации, в особенности, если выявлены новые факты касательно товаров, транспортных средств. Срок такой проверки может достигать 1 года после подачи требуемых бланков.
  • В процессе осуществления ТК запрещено причинять вред товарам, грузам. Если подобное произошло, то ответственность несут должностные лица таможенного органа. Подобное возможно, если неправомерные действия инспектора будут доказаны, согласно закону.

Все указанные принципы таможенного контроля обязательны к выполнению, как представителями контролирующего органа, так и лицами, что пересекают границу РФ.

Объекты

Существует много объектов, которые в обязательном порядке подвергаются таможенному контролю, среди них:

  1. Товары, что попадают на территорию ТС с целью выпуска в свободный оборот.
  2. Товары, что попали в страну с нарушением процедур оформления – незаконно.
  3. Документы, которые должны предоставляться органам контроля для проведения процедур оформления.
  4. Объектом таможенного контроля является деятельность отдельных лиц, связанная с перемещением товаров через границу. В том числе это касается таможенных представителей, .
  5. Помещения и открытые площадки, которые используются для временного хранения товаров, что подлежат таможенному контролю.
  6. Внесение , налогов.

К объектам также относятся проверка соблюдения ограничений касательно использования товаров и ТС, что применены касательно товаров проходящих процедуры проверки.

Формы

Существуют и применяются на практике разные формы контроля. Как уже упоминалось сам инспектор определяет, какие из них будут уместны и достаточны в том или ином случае.

Проверка предоставляемых документов, сведений

Суть процедуры в проверке документов и других данных, которые необходимы для пересечения границы тем или иным лицом.

Устный опрос

Эта форма таможенного контроля может быть использована для любого декларанта, который имеет полномочия заполнять соответствующие бланки. Чаще всего данную форму применяют к физическим лицам. У декларанта уточняют, везет ли он чрез границу любые запрещенные товары и не превышен ли , не больше ли сумма валюты той, что разрешена к ввозу/вывозу. Иногда используется и для юридических лиц, если необходимо уточнить определенные данные касательно товаров транспортных средств, что перевозятся.

Получение пояснений

Такой способ таможенного контроля помогает выяснить определенные обстоятельства, которые могут оказать влияние на процедуру ТК. Такие пояснения оформляются в письменном виде в форме, что устанавливается законом на специальном бланке.

Наблюдение

Это объявленное открытое, целевое, разовое или систематическое наблюдение за конкретными лицами, которые несут ответственность за транспортировку товаров и заявленные в декларации данные. Осуществляется оно с использованием специальных технических средств.

Осмотр товаров и транспортных средств

Реализует эту процедуру инспектор в зоне таможенной инспекции. При этом происходит проверка целостности упаковки, пломб, других идентифицирующих элементов. Если нарушена целостность любого из указанных элементов, можно заподозрить что в упаковку, контейнер было добавлено что-либо незаконное. Это станет поводом для проведения досмотра или использования другой формы проверки. Осуществлять такую форму контроля инспектор имеет право даже, когда декларант отсутствует, если он не изъявляет такого желания.

Досмотр

Форму и порядок таможенного контроля в виде досмотра четко регламентирует закон. Суть ее в физической проверке товаров, автомобилей даже багажа физических лиц. Так как происходит проверка вместимости контейнеров, коробок, заводских упаковок и т.д. При этом допускается удаление упаковки, снятие пломб, другие действия, которые дадут возможность тщательно осмотреть товар, вместимость каждой коробки, контейнера. В отдельных случаях могут быть использованы специальные технические средства таможенного контроля, что поможет получить больше информации о подозрительном объекте. Среди них: рентгеновская техника, локационные приборы и т.д.

Подобная форма может быть обязательной или выборочной. В случае с обязательным досмотром, его проводят для:

  1. Подакцизных товаров – , табачные изделия и другие товары, которые относятся к этой группе.
  2. Тех, что облагаются – импортной и экспортной.
  3. Относящихся к товарам, к которым применяются меры не тарифного регулирования.
  4. Пересылаемые в международных почтовых отправлениям.
  5. Если по отношению к товару есть информация, через границу с нарушением норм закона.

Что касается выборочного досмотра, то он проводится по решению инспектора.

Процедура личного досмотра специфическая форма контроля, которая требует получения разрешения. Любого человека по желанию инспектора досматривать не имеют права. Для реализации такой формы контроля необходимы веские обоснования.

Проверка маркировки, идентификационных знаков

Порядок проведения таможенного контроля этой формы подразумевает такие действия:

  • Проверку марок, что подтверждает законность перевозки через границу товаров.
  • Другие идентификационные знаки, что их предусматривает закон.

Если соответствующих обозначений нет, то товар рассматривается как таковой, что пересек границу незаконно и может быть задержан или конфискован у владельца.

Другие формы проверки:

  1. Таможенная ревизия.
  2. Осмотр помещений, территорий.

Это специфические формы, которые используются в исключительных случаях, если есть конкретные обоснования реализовывать такую форму. Причем проводится она только в случае получения соответствующих разрешений и вышестоящих органов.

Виды ТК

Формы и виды таможенного контроля это абсолютно разные понятия и это требуется понимать. Под видом стоит понимать один из вариантов классификации, существуют такие:

  • В зависимости от формы: документальный и фактический. В первом случае инспектор проверяет документы и предоставляемые сведения, во втором физический товар, его упаковку, преимущественно ее целостность.
  • В зависимости от транспортного средства: водные суда, ж/д транспорт, автомобильный, таможенный контроль в аэропорту.
  • В зависимости от предмета: применяется для товаров или транспортных средств.
  • В зависимости от направления движения. Тут может быть ТК импортных, экспортных или транзитных товаров.
  • В зависимости от количества проверок, которому подвергается груз: однократный или многократный.

Приведенные виды таможенного контроля применяются в зависимости от типа груза, направления его движения, места расположения пункта пропуска и других существенных моментов.

Зоны таможенного контроля

Зоной проведения ТК считается место на пункте пропуска или в другом месте, которое имеет необходимое оборудование для реализации той или иной формы контроля. Формируются такие специальные участки так, чтобы процесс контроля было удобно реализовывать, конкретнее:

  1. Вдоль границы страны.
  2. В пунктах пропуска, где проводиться оформление товаров и грузов.
  3. На участках, где происходит перегрузка партий товаров.
  4. На складах временного хранения.
  5. На участках стоянки транспортных средств.

Правила обустройства и требования к зонам таможенного контроля принимаются Правительством страны.

Зоны контроля бывают таких типов:

  • Постоянные. Такие необходимы, если товары проходят чрез определенный участок на регулярной основе. Размещаются они зачастую вдоль границы страны на постоянно действующих пунктах пропуска через границу. Решение о создании такой зоны контроля принимает начальник таможенного органа.
  • Временные. Подобные формируются по решению начальника таможенного органа, которое оформлено в письменной форме. Необходимость в них возникает если требуется провести таможенный контроль за пределами постоянной зоны или обнаружены товары и ТС, которые необходимо проверить и они не находятся в зоне контроля.

Организация таможенного контроля требует создания специального выделения для рассматриваемых зон. Правила, которые регламентируют ее создания:

  1. Размещение на суше не дальше, на отдалении не больше, чем 30 км от линии границы.
  2. Выделение специальной надписью «Зона таможенного контроля» на российском и английском языке.

При организации временной зоны проверки допускается использование подручных средств для формирования ограждения. Для указания места проведения используются информационные щиты, указатели.

Средства контроля

Технические средства таможенного контроля это оборудование, которое помогает в процессе проведения проверки. Многие, кто старается скрыть что-то от инспекторов прибегают к ухищрениям и уловкам, которые невооруженным глазом не распознать – перевозка запрещенных веществ на или в теле, подмена товара в упаковках и много других методов обмана.

В процессе проверки могут использоваться только такие технические средства, которые соответствуют нормам закона.

Они должны иметь эксплуатационную документацию и использоваться только по необходимости. Для использования подобных приспособлений инспектора таможни в обязательном порядке проходят специальное обучение. Основная задача таких средств – проводить дистанционный контроль и ускорить процедуру контроля.

Среди преимуществ использования такие:

  • Уменьшение длительности проведения проверки.
  • Проведения контроля транспортных средств.
  • Возможность выявить спрятанные предметы, которые пытаются провезти без санкции на то органа таможни.
  • Получение информации об объекте без вскрытия упаковки.
  • Исследование труднодоступных мест в транспортных средствах.
  • Снижение трудозатрат на досмотр каждой единицы транспорта.

Используются технические средства для разных форм контроля, при этом должны соблюдаться требования закона. Высокая результативность использования технических средств достигается за счет использования разных вариантов проверки грузов.

Существует такая классификация подобных дополнительных аппаратов:

  • Первый класс – средства досмотра, опробования, поиска. Такая группа средств выполняет важнейшую задачу – помогает узнать внутреннее содержание, строение объекты, которое невооруженным глазом незаметно. Что касается технических средств поиска, то они помогают осуществлять непрерывную проверку с целью обнаружения тайников, спрятанных вложений.
  • Второй класс – средства оперативно визуального наблюдения. Используется для контроля в зоне проверки. Применяется к лицам, которые ведут себя подозрительно или на них есть ориентация.
  • Третий класс – веса, объем товара. Тут все предельно просто – проверяется вес отправления, его объем. Применяется по большей мере для сырьевых продуктов, которые отнесены в категорию важные. Тут же можно определить, какой далее использовать метод таможенного контроля.
  • Четвертый класс – контроль информации. Проверяются носители, на которых она содержится, если они пересекают границу страны.
  • Пятый класс – средства для осуществления оформления и проведения контроля.
  • Шестой класс – средства оперативно-технических действий. Применяемые средства помогают: проводить диагностику документов, товаров, предметов, которые перевозятся через границу. С помощью таких средств проводиться классификация отнесения к тому или иному классу, группе, согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
  • Седьмой класс – средства для реализации дистанционного осмотра. Применяются по большей мере для крупногабаритных объектов и для удаленного контроля отдельных грузов.

После использования тех или иных средств удается определить дальнейшие действия для завершения таможенного контроля. С помощью рассмотренной техники удается определить подлинность документов, подтвердить классификацию товара и выполнить ряд других важных этапов таможенного контроля.

Существуют законные нормы касательно использования технических средств, среди основных пунктов:

  1. Технические средства должны быть безопасны для людей, которые находятся в зоне контроля и товаров, которые ними проверяются.
  2. Перечень технических средств принимается законодательством страны, так само, как и порядок их применения.
  3. В отдельных случаях допускается использование водных воздушных судов в целях проведения ТК.

Среди технического оборудования, которое применяется:

  • Металлодетекторы. Они помогают обнаружить сокрытые предметы из черных, цветных металлов. В распоряжении инспекторов портативные и стационарные детекторы. Последние, используются для проверки транспортных средств.

  • Досмотровые зеркала. У них имеется длинная ручка со сменными зеркалами разного размера, в том числе увеличительными.
  • Досмотровые щупы. С их помощью осуществляется забор проб и вложений. Выглядят как стержни из металла разного диаметра и длины. Основная задача их использования – не повредить груз, но при этом получить о нем дополнительную информацию.
  • Эндоскопы. Это оптические приборы, которые применяются для досмотра труднодоступных мест в автомобилях, которые пересекают границу. Также они незаменимы для проверки емкостей, что заполнены жидкостями, в том числе агрессивными.

Любые технические средства применяют на стадии фактического контроля.

Вывод

Таможенный контроль это процедура, перед которой поставлено много задач. Основная, которую следует выделить это контроль над соблюдением всех лиц, что перемещаются через государственную границу норм таможенного законодательства.

Видео: Таможенный контроль

Понятие и содержание общих условий таможенного контроля.

Раздел 3 тк тс, раздел 3 фз «о таможенном регулировании».

В ст. 4 ТК ТС дано понятие: таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т.ч. с использованием системного управления рисками в целях соблюдения таможенного законодательства.

10 групп таможенного контроля:

1. Порядок проведения таможенного контроля – таможенный контроль производится ДЛ таможенного органа в отношении:

    товаров, в т.ч. транспортных средств, перемещаемых через границу;

    таможенных деклараций, документов и сведений о товарах;

    деятельность лиц, связанных с перемещением товаров;

    лиц, пересекающих границу.

2. При проведении таможенного контроля используется системное управление рисками, т.е. таможенный орган осуществляет контроль не за всеми товарами, а лишь за теми, которые сопряжены с опасностями для экономики. Риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства;

3. Товары находятся под таможенным контролем – при ввозе товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, при вывозе – с момента регистрации декларации;

4. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль государственной границы РФ, в пунктах пропуска через государственную границу, в местах осуществления таможенных операций (СВХ, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли);

Перемещение товаров, ТС, ФЛ через границу зон таможенного контроля допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Проверка товаров может осуществляться в зонах таможенного контроля.

    Предоставление документов и сведений. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела обязаны представить таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля;

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения и устанавливать срок их предоставления. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сведениям.

    Таможенный контроль после выпуска товаров. Таможенные органы проводят таможенный контроль в течении 3х лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем;

    Освобождение. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

    глав государств – членов ТС и следующих вместе с ними членов их семей;

    глав правительств, членов правительств, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

    глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих страну с официальным визитом;

    освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и воздушная техника, следующая своим ходом, военное имущество, выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах;

8. Недопустимость причинения неправомерного вреда проведением таможенного контроля. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями таможенного органа и ДЛ при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме.

Способы и средства проведения таможенного контроля.

    идентификация – прием, способствующий производству отдельных форм таможенного контроля путем конкретизации, т.е. обращения внимания на отдельные признаки. Проводится путем наложения пломб, печатей, буквенной и цифровой маркировки, знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробное описание товаров, чертежей и т.д.;

Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться таможенными органами только с их разрешения или за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты, существенной порчи товаров.

    сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля;

в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляемых внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через границу (о государственной регистрации, о составе имущества, об открытых банковских счетах, о платежеспособности лиц). Информация таможенного органа является федеральной собственностью.

    применение технических средств при проведении таможенного контроля;

Все технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, не должны причинять вред товарам, ТС. Досмотровый инструмент, химические средства.

    применение собак;

НА: постановление Правительства «Об установлении правил применения собак при таможенном контроле». Подлежат товары, лица, ТС. Служебные собаки используются для поиска наркотических средств, оружия, боеприпасов.

    привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия при проведении ТС.

Формы таможенного контроля:

    проверка документов;

    устный опрос;

    получение пояснений;

    таможенное наблюдение;

    таможенный осмотр;

    таможенный досмотр;

    личный досмотр;

    проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;

    осмотр помещений и территорий;

    таможенная проверка;

    учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

    проверка системного учета товаров и отчетности по ним.

Таможенный досмотр действиями ДЛ таможенных органов связан со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения, ТС, либо емкостей, контейнеров, иных мест, где находятся или могут находиться товары, нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, или нарушением целостности обследуемых товаров. Производится в присутствии 2х понятых.

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению начальника таможенного органа или его заместителя при наличии достаточных оснований полагать, что ФЛ, следующее через таможенную границу, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

Перед началом личного досмотра ДЛ предъявляет ФЛ письменное решение о проведении личного досмотра, ознакамливает ФЛ с его правами и обязанностями при проведении такого контроля и предлагает добровольно выдать скрываемые товары.

Личный досмотр проводится ДЛ таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2х понятых того же пола в изолированном помещении.

Доступ в помещение других ДЛ и возможность наблюдения за проведением досмотра должна быть исключительна. Обследование тела досматриваемого должно проводиться медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного ФЛ обязаны присутствовать его законные представители или лица его сопровождающие. О проведении личного досмотра составляется акт в 2х экземплярах.

Таможенный контроль представляет собой комплекс процедур, предназначенный для выполнения положений российского таможенного законодательства. Таможенный досмотр производится в специально отведённых для этого зонах. Главная цель, которая преследуется при этом – недопущение несанкционированного проникновения в страну запрещённых товаров и опасных материалов.

Для этого выполняется выборочная проверка пересекающих границу грузов, при которой могут использоваться технические средства различной степени сложности. Служащие таможни применяют ту форму досмотра, которая с их точки зрения, наилучшим образом отвечает данной ситуации и позволяет обнаружить возможные нарушения правил провоза товаров.

Таможенные зоны, как правило, располагаются в тех местах, где иностранные грузы и частные лица впервые попадают на российскую землю. Это переходные пункты на сухопутных границах, в морских портах. Кроме того, зоны досмотра могут находиться и в глубине территории страны – в международных аэропортах, принимающих пассажиров и грузы из-за границы.

Все действия сотрудников таможни по недопущению незаконного проникновения в страну различных товаров регламентированы положениями соответствующего законодательства. В соответствии с данным кодексом, сотрудникам для исполнения своих служебных обязанностей не требуется каких-либо дополнительных разрешений – ордеров, допусков, мандатов и тому подобное. Досмотры производятся на основании положений действующих законодательно-нормативных актов.

Для этого используются следующие методы:

  • Устный опрос.
  • Наблюдение, в том числе и при помощи спецоборудования.
  • Проверка соответствия маркировки перемещаемого через границу товара.
  • Проверка сопроводительной документации на товар.

Устный опрос ставит своей целью предварительное выяснение особенностей и нюансов документального оформления экспортируемого или импортируемого товара. Служащие собирают все необходимые сведения о характере ввозимого груза и прочих обстоятельствах, имеющих существенное значение для проведения процедуры таможенной очистки перевозимого через границу товара. Все полученные пояснения протоколируются.

Осмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, а также личного багажа физических лиц, может быть поверхностным, или подробным. В последнем случае процедура предусматривает распаковку опечатанных и опломбированных грузов, вскрытие контейнеров и фургонов. При этом проверяется наличие на товарах идентификационных марок или иных знаков, подтверждающих легальное происхождение груза, до того, как он попал в пределы России.

Служащие таможни имеют право самостоятельно избирать методы досмотра. Если у них возникает подозрение, что пересекающее границу лицо провозит нелегальный груз, они могут применить для установления истины все имеющиеся в их арсенале технические средства. Разрешается сотрудникам, кроме досмотра ввозимого или вывозимого груза, производить и частный досмотр лиц, пересекающих границу.

Цели и задачи данных процедур – обнаружить и не дать пересечь границу предметам, представляющих опасность жизни и здоровью людей, а также экономике государства.

К ним, например, относятся:

  • Взрывчатые вещества.
  • Огнестрельное и холодное оружие.
  • Наркотические и прочие сильнодействующие средства.
  • Предметы антиквариата и искусства, обладающие культурной или исторической ценностью.
  • Драгоценные изделия, камни и металлы.
  • Наличные денежные средства сверх установленного лимита.
  • Прочие незарегистрированные предметы и товары, именуемые собирательным термином «контрабанда».

Все действия сотрудников таможни прописаны положениями российского таможенного законодательства и являются обязательными к исполнению для эффективного соблюдения служебных обязанностей.

В их обязанности вменяются следующие действия:

  • Произведение процедуры таможенного контроля в полном соответствии с положениями нормативно-правовых актов и с использованием всех необходимых методик и технических средств.
  • Сбор предусмотренных законом пошлин за пересечение товаром границы и налогов с его владельцев.
  • Пресечение попыток нарушений законодательства в виде незаконного провоза товара.
  • Ведение строгой отчётности относительно пересекаемых границу грузов.
  • Разъяснение гражданам их прав, обязанностей, а также доведение до них прочей информации относительно особенностей прохождения таможенного контроля.

Для минимизации финансовых затрат на уплату налогов и сборов, многие бизнесмены при внешнеторговых операциях пользуются услугами оффшорных компаний. В этом случае сотрудники таможни обязаны тщательно проверить всю сопроводительную документацию на товар, с целью выявления возможных нарушений. В рамках Таможенного союза служащие российской таможни выполняют возложенную на них часть контроля за общим торгово-экономическим пространством. Основная их цель в этом качестве — недопущение проникновения внутрь союза контрабанды.

Для эффективного и качественного выполнения возложенных на них обязанностей, таможенники наделены целым рядом особых прав:

  1. Право затребовать у любых лиц, пересекающих границу, всю необходимую документацию. Это может быть как личные идентификационные документы (паспорт, или иное удостоверение личности), так и накладные на перевозимый товар.
  2. Для предотвращения попыток преступлений, входящих в их зону ответственности, таможенники вправе использовать любые транспортные и технические средства, принадлежащие третьим лицам – гражданам и организациям.
  3. Привлекать нарушителей таможенного законодательства к мерам административной ответственности в рамках своей компетенции.
  4. Задерживать и передавать правоохранительным органам людей, подозреваемых в таможенных правонарушениях – попытках незаконного вывоза/ввоза товаров, подлога документов и так далее.
  5. Арестовывать перевозимые через границу коммерческие грузы и личные вещи граждан для предотвращения нарушений российских законов.
  6. Пользоваться помощью специалистов сторонних организаций для проведения процедуры экспертизы перевозимого груза на предмет его культурной, исторической ценности, оценки его денежной стоимости.
  7. Производить фиксацию всех происходящих в таможенной зоне событий при помощи фото- видеоаппаратуры.
  8. Инициировать судебные разбирательства, прокурорские проверки и прочие действия надзорных и судебных органов в отношении нарушителей российского таможенного законодательства.
  9. Применять для выполнения возложенных на таможенников обязанностей весь арсенал имеющихся у них технических средств, информационных систем и прочей аппаратуры. При этом не требуется запрашивать разрешения на их применение у вышестоящего начальства или лица, в отношении которого они используются.

Права и обязанности сторон контроля затрагивают не только служащих таможни, но и частных или должностных лиц, пересекающих границу. При любом взаимодействии с ними таможенники обязаны соблюдать положения прав человека. Так, личный досмотр частных лиц допустим только при совпадении нескольких обстоятельств:

  • Данный человек находится в зоне таможенного контроля.
  • Он пытается выехать за границы страны, либо въехать в её пределы.
  • Имеются серьёзные подозрения насчёт того, что он скрывает при себе некие запрещённые к провозу предметы.

Только в этом случае сотрудники вправе принять решение о произведении личного досмотра. Сама процедура досмотра производится максимально корректно, с соблюдением всех международных прав человека. В протоколе досмотра указываются причины проведения личного досмотра гражданина.

В целом же процедура таможенной очистки ввозимого груза, как и пересечения границы частным лицом достаточно сложна. Любое нарушение законодательства может стать причиной ареста, конфискации груза, а то и возбуждением уголовного дела. В связи с этим, перед прохождением таможенного досмотра, рекомендуется проконсультироваться у опытного юриста относительно всех нюансов данной процедуры, правильного оформления сопроводительной документации.

Профессионал также поможет вам максимально быстро оформить на таможне коммерческий груз, правильно задекларировать провозимые в личном багаже ценные предметы.

Таможенные процедуры: общие положения

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ). Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля. Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенные досмотры товаров и транспортных средств, таможенные наблюдения и другие формы). Способы производства таможенного контроля представляют собой таможенные меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на таможенные товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.
В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

  • технические средства таможенного контроля;
  • морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
  • информационные ресурсы таможенных органов;
  • поисковых собак.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Если таможенные органы проводят проверку на таможенные товары, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и таможенные ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, - таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение. Пробы и образцы на таможенные товары, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий. В отношении транспортных средств, на которых перевозятся таможенные товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (пункт 1 ст. 410 ТК РФ).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров (транспортных средств). Например, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение на таможенные товары и транспортных средств, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ. При ввозе на таможенную территорию РФ, таможенные товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):

  • выпуска для свободного обращения;
  • уничтожения;
  • обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации, отказа в пользу государства);
  • реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе);
  • реализации, как незаконно ввезенных на таможенные территории РФ (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);
  • фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта);

Российские таможенные товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации, или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ). Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенные границы, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших таможенные товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие таможенные товары налагается арест либо эти таможенные товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные таможенные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем. Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение.В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенные ревизии.

Кроме того, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведения данных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случае таможенные органы реализуют такие формы таможенного контроля как специальные таможенные ревизии, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий. Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия. ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и во всех иных случаях, когда: - обнаруживаются таможенные товары, ввезенные в РФ с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности); - обнаруживается отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие таможенные сведения; - обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

  • 2.3.4. Владелец таможенного склада
  • 2.3.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
  • 2.3.6. Уполномоченный экономический оператор
  • Глава 3. Товары как объекты таможенного регулирования
  • 3.2. Страна происхождения товара
  • Глава 4. Понятие и содержание методов государственного регулирования внешней торговли товарами
  • Глава 5. Таможенные платежи
  • 5.3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
  • Глава 6. Таможенный контроль
  • 6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля
  • 64.1. Проверка документов и сведений
  • 6.4.2. Устный опрос
  • 6.4.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, нали­чия на них идентификационных знаков
  • 6.4.9. Таможенный осмотр помещений и территорий
  • Глава 7. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
  • 7.2. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
  • Глава 8. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
  • 8.1.Таможенное декларирование товаров
  • Глава 9. Общие положения о таможенных процедурах
  • Глава 10. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
  • Глава 11. Таможенная процедура экспорта
  • Глава 12. Таможенная процедура таможенного транзита
  • Глава 13. Таможенная процедура таможенного склада
  • Глава 14. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
  • Глава 15. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
  • Глава 16. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
  • Глава 17. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
  • Глава 18. Таможенная процедура временного вывоза
  • Глава 19. Таможенная процедура реимпорта
  • Глава 20. Таможенная процедура реэкспорта
  • Глава 21. Таможенная процедура беспошлинной торговли
  • Глава 22. Таможенная процедура уничтожения
  • Глава 23. Таможенная процедура отказа в пользу государства
  • Глава 24. Специальная таможенная процедура
  • Глава 25. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
  • 25.1. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
  • 25.2. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
  • 25.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
  • 25.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
  • 25.6. Особенности перемещения товаров для личного пользования
  • Глава 26. Контролируемая носишки тннрон
  • Глава 27. Ответственность в области таможенного дела
  • 27.1. Уголовная ответственность за преступления в области таможенного дела
  • 7) Товары - любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.
  • Глава 6. Таможенный контроль

    6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля

    Внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств международной перевозки, которые подлежат таможенному контролю.

    Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий со стороны таможенных органов и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства международной перевозки, в формах, указанных в ТК ТС.

    Все таможенные процедуры вытекают из осуществления таможенного контроля. Любая таможенная операция и процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов и сведений, получение объяснений, осмотр и или досмотр товаров и тд. Осуществление ряда форм таможенного контроля возможно и по завершению таможенных процедур.

    Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств -участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; (ст.4 ТК ТС)

    Принципы проведения таможенного контроля

    Общие принципы (характерны для всех видов государственного контроля):

    Принцип законности - все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству таможенного союза и государств-участников таможенного союза.

    Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено».

    Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществ­ ления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства.

    Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

    Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможен­ных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного кон­троля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат (ст. 104 ТК ТС).

    Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

    Специальные принципы:

    Принцип выборочности состоит в том, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

    При выборе объектов и форм таможенного контроля используется

    система управления рисками.

    Принцип оперативности - установлении Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (МЭРТ России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

    Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - в целях совершенствования тамо­женного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами, посредством заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам, проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности

    Принцип эффективности - в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевоз-чиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциа-циями).

    Принципиально важным является предоставление права таможенным органам, в пределах их компетенции, осуществлять иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный контроль, в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза (ч.5 ст.94 ТК ТС).

    При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС. Субъекты таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза.

    От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должност-ные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

    6.2. Объекты таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

    1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию;

    2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

    3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу и оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

    4) лиц, пересекающих таможенную границу.

    Товары при ввозе их на таможенную территорию таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

    Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, приобретшие статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем со дня их образования.

    1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

    2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза;

    3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

    4) обращения в собственность государства - участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

    5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

    6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

    7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

    В случае признания таможенными органами факта уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли, товары не считаются находящимися под таможенным контролем.

    При вывозе с таможенной территории таможенного союза товары таможенного союза находятся под таможенным контролем со дня регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непо­средственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения

    таможенной границы.

    Товары, фактически не вывезенные с таможенной территории таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации.

    Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки, если они подлежат обязательному обратному ввозу или вывозу.

    Таможенный контроль перемещения транспортных средств, предусматривает право таможенных органов останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние водные и воздушные суда.

    В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт (ч.7 ст.96 ТК ТС).

    Предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранной

    таможенной процедуры.

    Если товар декларируется к выпуску для свободного потребления, то срок может исчисляться днями, а товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада будут находиться под таможенным контролем в течение трех лет. Место проведения таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где

    находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

    Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - участников таможенного союза.

    В соответствии со ст. 163 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государ­ственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

    На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации в глубь территории Российской Федерации.

    На морских, речных и озерных участках территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории Российской Федерации.

    В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

    Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. Временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения.

    Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении

    срока ее действия, указанного в решении таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

    Таможенное законодательство (ст.98 ТК ТС), возлагает на декларанта, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных заинтересованные лица обязанность представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

    Таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

    Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

    В случае необходимости для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания со­действия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

    При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств -

    участников таможенного союза.

    Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся заинтересованными лицами, в том числе сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа.

    Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

    1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

    2) не изменяет характеристик товаров;

    3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

    Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается лри условии, что они будут указаны в декларации на товары. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при

    взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов.

    Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

    Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля.

    При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветери­нарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.

    Для повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы могут обмениваться информацией сведениями, документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

    При перемещении товаров через таможенную границу допускается проведение таможенного досмотра с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе. При этом составляется акт таможенного досмотра (ч.З ст. 103 ТК ТС).

    От применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля (таможенного досмотра) освобождается: личный багаж глав государств - участников таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

    глав правительств, членов правительств государств - участников таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

    глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - участники таможенного союза с официальным визитом;

    иных лиц в соответствии с международными договорами государств -участников таможенного союза и иными международными договорами. Кроме того, от таможенного досмотра освобождаются:

    1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

    2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств - участников таможенного союза перемещается через таможенную границу;

    3) выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств - участников таможенного союза.

    6.3.Методы, средства и способы таможенного контроля

    Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов

    tro осуществления.

    Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:

    Таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и Транспортных средств;

    Таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;

    Сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные ТК ТС;

    Средства производства таможенного контроля:

    Технические средства таможенного контроля;

    Морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;

    Информационные ресурсы таможенных органов;

    Поисковые собаки.

    Технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

    Технические средства таможенного контроля применяются:

    1) для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения - оптические увеличительные приборы (лупы, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные;

    2) для.дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды - досмотровые рентгенотелевизионные аппараты, флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, метало-искатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов), и инспекционно-досмотровые комплексы;

    3) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентифика­торы и др.;

    4) для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля -аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работа­ющими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);

    5) для контроля носителей аудио- видеоинформации - различные виды диктофонов, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;

    6) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инстру­мента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа,

    почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);

    7) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные специальные метки и др.

    Способы таможенного контроля

    Наиболее эффективным способом таможенного контроля является идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

    Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

    В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

    Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу неза­медлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

    К иным способам производства таможенного контроля можно отнести привлечение специалистов и экспертов, взятие проб и образцов товаров, применение должностными лицами таможенных органов специальных средств и оружия.

    6.4. Формы таможенного контроля.

    Форма таможенного контроля - направление деятельности долж­ностного лица таможенного органа, включающее применение опреде­ленных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодатель­ства таможенного союза.

    При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза (гл. 18 ТК ТС).

    Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства. Формами таможенного контроля являются:

    1) проверка документов и сведений;

    2) устный опрос;

    3) получение объяснений;

    4) таможенное наблюдение;

    5) таможенный осмотр;

    6) таможенный досмотр;

    7) личный таможенный досмотр;

    8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

    9) таможенный осмотр помещений и территорий;

    10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

    11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

    12) таможенная проверка.



    Кадры