Существо научных основ менеджмента. Менеджмент. Основы менеджмента. Понятие и сущность менеджмента

Понятие «менеджмент» возникло от английского слова «to manage» – управлять, которое связано с латинским «manus» - рука, т.е. в буквальном смысле «управлять руками» или «руководить».

Понятие «менеджмент» не тождественно термину «управление», употребляемому в русском языке. Управление предполагает возможность оказания действия на неодушевленные предметы (управление оборудование, управление автомобилем). Менеджмент, в свою очередь, всегда связан с управлением людьми.

В современной теоретической мысли и практической деятельности под «менеджментом» следует понимать, прежде всего, процесс руководства отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами. Также менеджмент – это особый тип профессиональной деятельности, осуществляемый одним лицом или группой лиц, обладающими необходимыми званиями, и направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Таким образом, можно вывести следующее понятие «менеджмента» – это процесс руководства одного лица или группы лиц (менеджеров) над отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами, направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и при принятии ответственности за результативность своей деятельности.

Понятие менеджмента. Менеджмента можно определить, исходя из нескольких точек зрения. Менеджмент это сложная система, которую можно рассматривать в нескольких плоскостях, таких как:

Явление (непосредственное воздействие субъекта управления на объект управления);

Процесс (динамика управленческой деятельности или действия, которые осуществляет руководитель для воздействия на работников);

Система (постоянная взаимосвязь отдельных элементов, благодаря которым возможно осуществлять управление);

Самостоятельная область научных знаний или «управленческая мысль» (междисциплинарная область, сочетающая в себе науку, опыт, управленческие практики, инновационные подходы в менеджменте);

Профессиональную деятельность людей, чей труд направлен на реализацию целей организации;

Аппарат управления (специально созданный орган, деятельность которого направлена на организацию и координацию всех подразделений предприятия).

Сущность менеджмента можно определить со следующих точек зрения:

Организационной (создание аппарата управления, регулирования процесса и системы управления, определение порядка взаимодействия участников управления);

Технологической (делопроизводство, порядок хранения информации и др.).

По своей сути, сущность менеджмента сводится к управлению организацией. По мнению Г.Я. Гольдштейн кольцо управления схематично можно изобразить так:

Рис. 1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект)

-«Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

-«Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Безусловно, любой менеджер должен четко и ясно понимать свое место в управлении, а также обладать необходимым набором компетенций. В современном и динамично меняющемся мире менеджер должен обладать способностью принимать оперативные и стратегические решения, т.е. обладать знаниями о деятельности всей организации в целом, частные компетенции ключевых сотрудников и их взаимозависимости, рационально использовать имеющиеся ресурсные ограничения, понимать риски, связанные со своей деятельности и быть готовым нести ответственность за свои решения.

Сущность менеджмента заключается в определении основных целей и ограничений в деятельности предприятия. Они выполняют главные управленческие задачи:

Соотношение действительного положения с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);

Создания стратегии действий («Что надо сделать?»);

Методики оценки принятия решения («Какой путь лучший?»);

Инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).

Рис. 2. Сущность менеджмента

Существуют различные определения понятия «менеджмент», под данным термином обычно понимается:

1. Научная дисциплина, изучающая особую разновидность организационных отношений между людьми имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами в рыночной экономике.

2. Вид профессиональной деятельности и тип управления организацией как открытой, сложной социально- экономической системы, функционирующей в рыночной среде, основанной на методах повышения эффективности деятельности организации.

Первые попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования теоретических основ менеджмента зафиксированы на рубеже XIX–XX вв. Именно тогда появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Это стало ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, усложнение производственных процессов. В результате началось становление и развитие современного менеджмента.

Особенность развития менеджмента как научной дисциплины состоит в том, что оно представляет собой не серию последовательно сменяющих друг друга этапов, а совокупность взаимосуществующих подходов. Обычно выделяют четыре таких подхода:

1) подход на основе выделения различных школ менеджмента;

2) процессный подход, рассматривающий управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций;

3) системный подход, подчеркивающий необходимость рассмотрения организации как совокупности взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменчивости внешней среды;

4) ситуационный подход, акцентирующий внимание на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Согласно подходу на основе выделения различных школ менеджмента в первой половине ХХ века получили развитие четыре четко различимых школы управленческой мысли:

1) школа научного управления;

2) классическая или административная школа;

3) школа человеческих отношений и поведенческих наук;

4) школа науки управления (или количественная школа).

Школа научного управления (1885–1920 гг.). Основатели – Ф. У. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гантт.

Ключевая идея: для более эффективного выполнения работ многие операции ручного труда можно усовершенствовать на основе использования наблюдений, замеров, логики и анализа. Тейлор считал, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Он указал, что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Суть своих идей Ф. Тейлор сформулировал в виде принципов «научного управления»:

· разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

· абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;

· подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

· оплата по результатам труда;

· использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

· поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).

Практическое применение идей Ф. Тейлора доказало их важность, обеспечило значительный рост производительности труда.

Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента» (начало XX века - конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера и «науки администрирования» А. Файоля. Анри Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Кроме того, им были сформулированы 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента:

· разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

· полномочия и ответственность, или принцип власти (право давать команды и нести ответственность за результаты);

· дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

· единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

· единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

· подчиненность личных интересов общим;

· вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

· централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации, и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

· скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

· порядок (каждый должен знать свое место в организации);

· справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

· стабильность рабочего места для персонала или стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации, поскольку высокая текучесть кадров снижает эффективность организации);

· инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными, это способствует обеспечению успешной реализации планов развития организации, придает ей силу и энергию);

· корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.) и школа поведенческих наук (1950 г. – по настоящее время). Основатели – Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг и др.

Ключевая идея: перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека. Школы опираются на достижения наук о человеческом поведении (социологии, психологии).

Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы. Позднее исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. И в самом деле, "только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов".

Отметим основные теоретические положения школы человеческих отношений и поведенческих наук:

· управление – это социально-психологический, а не экономический процесс;

· в основе управления находится человек, неповторимая личность с его интересами, потребностями и мотивами;

· человек – социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; с природой человека несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализации организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации, могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника;

· на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

· менеджеры должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.

Школа науки управления или количественная школа (подход) (1950 г. – по настоящее время). Представители – Р. Аккоф, С. Бир, Д. Экман, А. Голдберг и др.

Ключевая идея: рассмотрение управления как логического процесса, который может быть выражен математически. Эта школа явилась развитием количественных методов обоснования управленческих решений и предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.

В школе науки управления различают два главных направления. В первом направлении производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением математических методов и ЭВМ. Среди новых подходов данного направления: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Вторым направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

Благодаря школе науки управления появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в неопределенных условиях, математическое обеспечение управленческих решений и т. д. Вклад в управление представителей этой школы состоит в углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также в развитии количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд, дополняя друг друга, создали теорию научного менеджмента. Ее основатели пришли к созданию теории на основе своей практической деятельности, работая в качестве инженеров и администраторов на промышленных предприятиях. Затем опробированные эмпирическим путем, принципы привели к созданию теории.

Ф. Тейлор сосредоточивал свое внимание на цеховом управлении. Г. Эмерсон и Г. Форд - на всем производственном процессе, А. Файоль занимался организацией управленческого труда на высших его ступенях. Все они работали в одном направлении и каждый из них привнес в научный менеджмент что-то новое.

Свои взгляды Тейлор изложил в книгах: «Управление предприятием» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.). В его трудах прослеживается мысль о создании научного менеджмента как интеллектуальной революции, которая положила конец устаревшим авторитарным методам управления. Он развил научный менеджмент в трех основных направлениях: это нормирование труда; систематический отбор и обучение персонала; денежные стимулы, как вознаграждение за конечный результат. Все они были нацелены на снижение числа ошибок при осуществлении стандартных операций и мобилизацию потенциала работника для выполнения стоящих перед ним задач.

Сущность рационального управления, в понимании Ф. Тейлора, сводилась к возможности максимально упорядочить и регламентировать организацию, все проконтролировать, отделить управленческую деятельность от исполнительной, добиться стабильной и устойчивой деятельности хозяйственных единиц с помощью непоколебимой веры менеджеров в аналитические приемы планирования и разработки бюджетов, контрольные цифры и эффективность административных команд в иерархических структурах.

Рациональная организация труда требовала замены традиционных методов работы правилами, которые сформулированы на основе анализа работы и последующей правильной расстановки работников, обучение их оптимальных приемов работы. Такая организация труда должна превратить каждого работника в органический элемент системы. Вместе с тем эта организация предусматривала четкое разграничение исполнительных и управленческих функций, в результате чего формировались основы формальной структуры организации, происходило обособление управленческих функций от фактического выполнения работы.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты представителями классической, или административной, школы Управление в менеджменте, основателем которой был француз Анри Файоль. Как и Тейлор, Файоль придерживался рационалистических взглядов, но объектом своих интересов он избрал организацию в целом, а не отдельные направления ее деятельности, и, что самое главное, он изучал и описывал управленческую деятельность. В работе "Общее и промышленное управление" (1916) функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности: технической, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, административной, защиты личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности требует управления, следовательно, предусматривает осуществление функций планирования, организации, координации, мотивации, контролю.

Логическим завершением административной школы менеджмента стала концепция "рациональной бюрократии" великого немецкого ученого - юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера. В значительной мере она сформировалась под влиянием опыта Первой мировой войны, во время которой еще раз было продемонстрировано роль четкой организации управления войсками и обеспечение надежного взаимодействия в деле достижения перемоги.

Если А. Файоль исследовал функциональный аспект менеджмента, то М. Вебер развивал его институциональный аспект. Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, характеризуется следующими основными признаками: глубоким разделением труда по функциональному принципу, т.е. по отдельным направлениям деятельности; четким построением по иерархическому принципу, который предусматривает ступенчатую подчиненность и взаимодействие, зависимость числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных; системой правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и которые являются основой административного управления и контроля; устройством внутренней системы отношений на формальных началах - как взаимодействия между должностями, а не личностями; подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением работников по старшинству, стажем работы и достигнутыми результатами, что должно было обеспечить продвижение вверх наиболее квалифицированных работников. Заметим, что подобный принцип работы с кадрами перекликается с основными принципами известной японской системы пожизненного найму.

Характерной чертой этой школы является то, что объектом научного Исследование становится управление, я предметом - методы и способы организации этого процесса в статике и динамике. Административная школа управления возникла, когда на смену эпохе производства пришла эпоха сбыта. Спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению, для разработки программы деятельности фирмы необходимо было изучать рынки, их состояние и возможные изменения. Ориентация на рынок в организации управления фирмами расширила и усложнила задачу управления, что привело к разделению труда в самой системе управления производством. Формирование научного менеджмента осуществлялось путем теоретической и эмпирической проверки гипотез, теорий, концепций.

С усложнением задач управления фирмами, насыщения рынков, усиления конкурентного соперничества росли требования к качеству товаров, усложнялась технология производства, обновлялась продукция. Это требовало и изменения роли работника в производстве и управлении. Возникла необходимость использования творческого потенциала работника. Стали обязательными такие методы управленческого воздействия, которые обеспечивали бы использование способностей.

Конечно, все это не означает, что рационалистическая модель утратила свое значение. Речь идет о ее развитии, модификации с учетом условий предпринимательской деятельности, существенном изменении.

Не стоит забывать, что рационализм остается и будет оставаться методологической основой формирования организационных структур, планирования, проведения экономических расчетов, обоснование хозяйственных действий. Важнейшие принципы и элементы администрирования, разработаны и апробированы основоположниками научного управления, имеют общеметодологические значение для организации и осуществления коллективной, совместной деятельности как таковой. Однако догматическое использование традиционных принципов организации предпринимательской деятельности сегодня не может обеспечить долгосрочного коммерческого успеха.

2. Кто стоял у истоков школы научного управления?

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

3. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

4. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и

имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

5. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций

менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

6. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

7. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

8. К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

9. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -

единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

10. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

11. Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

12. Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

13. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

14. Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

16. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

17. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в. ;

c. в XVIII в. ;

e. на рубеже XIX и XX вв. ;

18. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

19. Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

20. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А.Маслоу.

c. М.П.Фоллет;

d. Э.Мэйо;

21. Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

22. Какими методами управления характеризуется период

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

23. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

24. Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

25. Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

26. Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

27. Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

28. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;

d. внутрифирменного планирования;

e. экономического стимулирования;

29. Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и

управления и основываются на правовом обеспечении управления:

a. организационно- распорядительные;

b. экономические;

c. социально- психологические.

30. Что означает профессионализм менеджера?

a. знание технологии отрасли;

b. опыт практической работы в отрасли;

c. работу на постоянной профессиональной основе.

d. управленческую подготовку;

31. Основные формы воздействия на коллектив:

a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;

b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;

c. установление в коллективе благоприятного морального климата;

d. использование критики и самокритики.

e. планирование социального развития коллектива;

f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;

32. Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?

a. постановка целей;

b. планирование;

c. самоконтроль;

d. работа с информацией.

e. организация трудового процесса;

33. Кем прежде всего должен быть менеджер?

a. экономистом.

b. специалистом данной отрасли;

c. специалистом по управлению;

d. социологом;

e. психологом;

34. На чем основываются административные методы уп¬равления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;

35. Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

c. административные, экономические и социально-психо логические;

d. сетевые и балансовые;

36. Что такое самоменеджмент?

a. организация личной работы руководителя;

b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;

c. самостоятельность в деятельности менеджера.

37. На чем основываются социально-психологические ме¬тоды управления?

a. на воздействии на сознание и социальные условия.

b. на морально-психологическом климате;

c. на законодательных и нормативных актах;

d. на материальном интересе работников;

38. Кто впервые ввел понятие «принципы менеджмента»:

a. А. Маслоу;

b. А. Файоль;

c. П. Гетти

d. Ф. Тейлор;

e. М. Фоллетт;

39. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

a. балансовые;

b. социально-психологические;

c. экономические;

d. сетевые.

e. административные;

40. Что такое методы управления?

a. основные правила управления;

b. управленческие законы;

c. закономерности управления;

d. способы воздействия субъекта на объект;

e. методы работы менеджеров.

41. Какое утверждение правомерно для лидера?

a. он организует работу;

b. он просто существует;

c. он ведет за собой;

d. он управляет.

e. он командует;

42. Главные цели применения социально-психологических методов:

a. организационное регламентирование, нормирование и организационно- методическое инструктирование;

b. повышение продуктивности и качество работы;

c. формирование положительного социально-психологического климата в коллективе.

d. использование принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;

e. применение социально-психологических методов;

43. На чем основывается научная организация труда?

a. на использовании опыта других менеджеров;

b. на четком разделении труда.

c. на использовании исследований и передового опыта;

d. на строгом соблюдении дисциплины, регламента;

44. Какие действия соответствуют стилю руководства «приказание»:

a. постановка задачи;

b. разъяснение выполнения;

c. контроль.

45. Совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом и осознающих свою принадлежность к данной совокупности, является:

a. организацией;

b. группой;

c. неформальной группой.

46. При работе с неформальной группой следует:

a. использовать только социально-психологичес¬кий метод.

b. наиболее часто использовать административный метод;

c. сочетать различные методы управления;

47. Комитет является возможным типом:

a. неформальной организации;

b. такой формы организации работы не существует.

c. формальной организации;

48. Какой стиль лучше применить в творческих, научных коллективах с высокой мотивацией

к работе при хорошо отлаженном производственном процессе?

a. либеральный или пассивный;

b. жесткого администрирования;

c. демократический;

49. Неформальный лидер может оказывать:

a. отрицательное влияние на своих коллег;

b. как положительное, так и отрицательное влияние на своих коллег.

c. положительное влияние па коллег;

a. невмешательством руководства в процесс принятия решений;

b. разделением власти и участием работников в управлении;

c. высокой степенью единоличной власти руководителя.

51. Члены неформальной организации:

a. удовлетворяют свои потребности в общении, вза¬имопомощи, принадлежности;

b. пользуются поддержкой руководства.

c. являются ее заложниками;

52. Слабая степень эмоциональной близости, ориентация на деловые качества

характеризует:

a. формальную организацию;

b. неформальную организацию.

c. любую организацию;

53. Что такое процесс управления?

a. последовательная деятельность менеджера;

b. совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций;

c. совокупность принципов и методов управления.

54. Для того, чтобы использовать власть, основанную на вознаграждении следует:

a. располагать определенными ресурсами.

c. иметь отлаженную систему мотивации;

55. Стиль руководства – это:

a. система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчинённым;

b. порядок введения изменений в работу организации.

c. наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации;

56. Какая существует норма управляемости для руководителей высшего уровня?

a. семь человек.

b. десять человек;

c. пятнадцать человек;

d. пять человек;

e. три человека;

57. Что такое функция управления?

a. управленческая деятельность;

b. должностная обязанность менеджера.

c. обособленный вид управленческой деятельности;

58. Как следует ставить перед подчиненными задачи в случае единоличного принятия решений:

a. цели следует определять совместно с сотрудниками;

b. задачи должны быть поставлены в соответствии с функциональным направлением исполнителей.

c. надо ставить частичные задачи;

59. Основные причины вступления в формальные группы:

a. взаимопомощь, общие интересы, увлечения;

b. получение кредита на льготных условиях.

c. вознаграждение, заработная плата, престиж;

60. В процессе работы предприятия формальные и неформальные группы:

a. соперничают;

b. противостоят, конфликтуют друг с другом;

c. взаимодействуют друг с другом.

61. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:

b. формальным лидером;

c. неформальным лидером;

62. Что такое субъект управления?

a. орган, воспринимающий управленческие воздействия человека.

b. любой орган в системе управления;

c. орган, осуществляющий управленческие воздействия;

63. Существование неформальной организации:

a. показатель слабости руководителя;

b. естественное явление для организации.

c. результат умелого руководства;

64. В процессе мотивации членов неформальной группы следует:

a. использовать те же методы и стратегию моти¬вации, что и относительно других работников;

b. установить, какие потребности они испытывают;

c. улучшить им условия труда.

65. Спонтанно возникающие группы людей, кото¬рые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели, называются:

a. формальной организацией;

b. неформальной организацией;

c. сложной организацией.

66. В каких из перечисленных ниже случаях следует применить либеральный или пассивный стиль руководства?

a. сотрудники имеют различный уровень образования;

b. сотрудники имеют приблизительно одинаковый уровень образования.

c. либеральный или пассивный стиль руководства?

d. в армии;

e. сотрудники имеют различный интеллектуальный уровень;

f. начальная стадия формирования коллектива;

67. Если в фирме существует неформальная орга¬низация;

a. следует выявить ее лидера и перевести его в другое подразделение.

b. следует сотрудничать с ней;

c. следует наделить ее членов большей ответствен¬ностью;

68. Неформальная организация представляет собой:

a. объединение недобросовестных работников;

b. объединение работников на основе общих инте¬ресов, убеждений.

c. объединение работников, недовольных услови¬ями труда, размером заработной платы;

69. Для того, чтобы использовать власть, основанную на вознаграждении следует:

a. иметь отлаженную систему мотивации;

b. иметь систему жесткого контроля;

c. располагать определенными ресурсами.

70. Систематическая подготовка принятия решения о целях, средствах и действиях путём целенаправленной сравнительной оценки различных действий в ожидаемых условиях, называется:

71. Какая функция управления обеспечивает согласование взаимодействие всех остальных?

d. координация;

72. Какова роль координации в процессе управления?

c. обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев;

73. Какой тип оргструктуры имеют многие малые приятия?

a. линейный;

74. Какая оргструктура позволяет наилучшим образом учитывать особенности производимых или реализуемых товаров?

d. продуктовая.

75. В чем состоит основное отличие линейно-штабной организационной структуры управления организацией от линейно-функциональной?

c. в полномочиях функциональных подразделений;

76. Теория ожидания В. Врума включает следующие переменные:

a. валентность;

77. Какой из указанных факторов оказывает наибольшее влияние на нормы управляемости руководителей низового уровня?

a. масштабы деятельности предприятия;

78. Какие существуют типы дивизиональных оргструктур?

b. потребительские, региональные и продуктовые.

79. Назовите первую функцию процесса управления?

c. планирование;

80. Главным фактором, определяющим эффективность мотивации, является:

d. учёт потребностей человека;

81. Какой основной недостаток имеют региональные орг¬структуры?

a. большая численность аппарата управления;

82. Назовите недостатки матричной организационной структуры:

b. присутствие «духа» нездорового соперничества между руководителями;

83. Какие основные требования - критерии входят в систему контроля:

a. эффективность контроля;

84. В дивизионной структуре деление организации на элементы и блоки происходит:

b. по видам товаров и услуг;

85. Какой основной недостаток характерен для линейно - функциональных организационных структур управления пи предприятиями?

a. отсутствие единства действия;

86. Каково основное свойство предприятия, имеющего органический тип управления?

d. гибкость;

87. Назовите недостатки линейной организационной структуры:

b. концентрация власти в управляющей верхушке;

88. В иерархию потребностей по Маслоу включаются:

b. потребности в безопасности;

89. Каковы основные содержательные теории мотивации?

c. А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда;

90. Кто является создателем «теории ожидания»?

c. В. Врум.

91. Какие функции управления называют общими?

c. планирование, организация, мотивация, контроль координация;

92. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?

c. самовыражения;

93. Назовите преимущества функциональной организационной структуры:

c. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

94. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

c. ожидания, справедливости, Портера-Лоурера;

95. Контроль- дорогое удовольствие, поэтому стоит:

b. осуществлять его в случае необходимости.

96. В какой организационной структуре функциональные подразделения лишены властных полномочий?

a. в линейно-штабной;

97. Какие организационные формы предприятий наиболее распространены в рыночной экономике?

d. общества с ограниченной ответственностью;

98. На каких потребностях основывается «теория потребностей Мак-Клелланда»?

b. власти;

99. Какой уровень управления комбинированной организа¬ционной структуры отражает особенности конкретной орга¬низации?

d. средний;

100. К микробарьерам успешной коммуникации относят:

b. возрастание роли иностранных слов.

101. На каком уровне находится высшее руководство на схеме предпринимательской организации?

c. на низовом;

102. Что такое коммуникационные сети?

b. соединение участников коммуникационного процесса;

103. Какая современная организация основана на участии работников в управлении?

e. партисипативная;

104. Какая из перечисленных коммуникационных сетей характеризуется наибольшей централизацией власти?

b. "колесо";

105. В функцию контроля не входят:

b. разработка стандартов (эталонов);

106. Поведение, ориентированное на контроль:

b. означает, что работники поддерживают работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижают усилия там, где контроля нет;

107. На что больше всего времени тратит современный менеджер:

115. Какой документ подлежит анализу на стадии предварительного контроля финансовых ресурсов организации является:

b. балансовый отчёт;

116. Делегирование полномочий- это:

a. передача полномочий;

117. При осуществлении контроля над деятельностью подчинённых наиболее рациональным поведением подчинённого является:

c. поведение, ориентированное на контроль

118. Коммуникационный процесс состоит из следующих элементов:

c. отправитель, сообщение, канал, получатель, обратная связь;

119. К макробарьерам успешной коммуникации относят:

a. перегрузку информационных каналов и искажение информации;

120. Без чего невозможны коммуникации:

a. обратной связи;

121. Какое основное правило менеджера в коммуникациях:

d. уметь слышать;

122. Эффективный контроль- это контроль, который:

b. результаты от контроля превышают затраты на него;

123. Укажите источники организационной эффективности:

c. выбор стратегии;

124. Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?

d. распределение ответственности, полномочий;

c. пропорциональность, непрерывность, параллельность;

125. Метод «мозговой атаки» представляет собой:

c. способ принятия решения, при котором высказываются различные идеи, затем каждая обсуждается в группе экспертов;

126. Какое место занимает риск в деятельности менеджера:

c. риск- это нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределённости;

127. Если анализируется стоимость информации, то каково направление такого анализа:

d. экономическое.

128. Стресс является результатом:

a. различных точек зрения у двух людей;

b. отрицательных и положительных событий в личной жизни;

129. К какой информации относится размер (норматив) налога на прибыль:

a. вторичной;

130. Распространение слухов в организации является:

a. результатом недостаточной информации относительно происходящих событий;

131. Что не относится к преградам на путях обмена информацией в организациях:

a. форма оплаты труда;

132. Какие действия могут вызвать экономический эффект:

b. определение приоритетов в работе;

133. Выберете несуществующий принцип принятия управленческого решения:

a. принцип меньшинства.

134. Укажите источники групповой эффективности:

135. Какие способы сокращения объёма информации существуют в управлении:

c. кодирование;

d. мнемотехника;

136. Какую информацию называют невербальной?

e. бессловесную;

137. Что такое документооборот:

c. количество документов, поступающих от отправителя к потребителю, в единицу времени (год, квартал, месяц);

138. Метод «ринги» предполагает, что:

c. решения принимаются через процедуру согласования на различных уровнях управления.

139. Источником информации может быть:

b. индивид, группа индивидов, организация.

140. Если проблему обсуждают специалисты, а решение формулируется руководителем, который несёт за него ответственность, то это следующая форма принятия решения:

c. коллегиальное;

141. Науке известны следующие виды конфликтов:

a. организационный, производственный, межличностный, внутриличностный.

142. «Вербальная информация» - это:

143. Наилучший эффект принятия важных управленческих решений даёт:

a. сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера, использование современных технологий принятия управленческих решений;

144. Тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию,- это:

b. психологический дисбаланс личности;

145. Работников одного уровня, но из разных отделов включает в себя:

c. горизонтальная группа;

146. Улучшение условий труда и быта работников предприятия характеризует эффективность менеджмента:

a. социальную;

147. Факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткий срок, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами отражает эффективность управления:

d. социальную;

148. Какой вид эффекта может вызвать выявление и использование у подчинённых мотивов к работе:

b. социально- экономический;

149. Моделирование как метод решения управленческих проблем стоит использовать:

b. при принятии как концептуальных, так и исполнительских решений.

150. Что такое информация с точки зрения менеджмента:

b. объём экономических данных в символах;

151. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

b. признание проблемы;

152. Решения, определяющие принципиальные аспекты развития организации, называются:

b. концептуальными;

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В результате освоения материалов, изложенных в главе 1, у обучающихся формируются:

Общекультурные компетенции (ОК): ОК-8, ОК-14, ОК-16 Профессиональные компетенции (ПК): ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-20, ПК-29, ПК-34, ПК-39, ПК-40, ПК-48

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

  • ? Изучение и усвоение материалов, излагаемых в главе 1, позволит: знать:
  • ? сущность и содержание системы управления;
  • ? цели, задачи и принципы современного менеджмента;
  • ? содержание функций управления производством;
  • ? существующие подходы к оценке эффективности управления;
  • ? идентифицировать элементы системы управления;
  • ? систематизировать методы и принципы управления;
  • ? организовать осуществление функций управления;
  • ? оценить содержание процессов функционирования системы управления и их эффективность;
  • ? современными методами осуществления процессов управления и анализа состояния системы менеджмента фирмы;
  • ? навыками применения теории информации для целей управления.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

Система знаний об управлении общественным производством называется научными основами управления. Науку управления условно можно разделить на три части: методологические принципы управления, теоретические основы управления и системы конкретных управленческих наук об элементах, функциях и методах управления.

Теория управления общественным производством возникла на стыке общественных и прикладных областей знаний и в отличие от других наук исследует и разрабатывает пути их комплексного воздействия на общественное производство. Если экономические науки, имея своим предметом производственные отношения, рассматривают все явления общественной жизни, исходя из законов общественного воспроизводства, то прикладные науки изучают формы и методы управления производством, его цели и средства, а они определяются уровнем развития экономики. Изучая науку управления производством, следует исходить из сущности управления как функции общественного труда.

В общем случае теория управления изучает общие принципы управления вне зависимости от объекта, общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике.

Теория управления исходит из единой схемы управления, характерной для всех ее форм и видов (рис. 1.1).

Согласно этой схеме, субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, принимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с полученным сигналом. О том, что объект принял и отработал команду (отреагировал на управляющее воздействие), субъект управления узнает по обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает первоначально выданный сигнал удачным.

Особенностью схемы управления в экономике (как и в других областях) является необходимость ее эффективной организации.

Системный подход применительно к описанию системы «управление» оперирует понятиями «вход», «процесс», «выход», «обратная связь». В качестве примера процесс производства представлен в виде такой системной модели управления (рис. 1.2). В ней - две составляющие:

  • производство - как объект управления (ОУ);
  • управление процессом - субъект управления (СУ).

Управляющая подсистема (субъект управления СУ) - совокупность подразделений, образующих в соответствии с иерархией объекта управления управляющие подсистемы, наделенные определенными правами для решения задач и выполнения конкретных функций. Эти подразделения составляют службы планирования, маркетинга, контроля качества, управления материально-производственными запасами и др.

Рис. 1.1.


Рис. 1.2.

Управляемая подсистема (объект управления ОУ): рабочие группы, функциональные подразделения, организации, фирмы, корпорации и т.п.

Связь управляющей подсистемы с управляемой называется прямой связью. Это - входы в систему управления, они представлены в виде вектора входных переменных (совокупность всех видов ресурсов) на каждый момент времени:

Противоположная по направлению действия связь называется обратной - вектор выходных переменных (виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг)

Параметры управляющих воздействий (приказы, распоряжения, технические и экономические условия производственных процессов, нормы, стандарты) описывает вектор:

Параметры характеризуют условия протекания процесса и могут стабилизировать и дестабилизировать процесс.

Управляющая система должна обрабатывать всю информацию, поступающую из внешней среды (через входы и выходы управляемой подсистемы) и объекта управления, и вырабатывать решения в области планирования, маркетинга, контроля качества, управления запасами, управления производительностью и др.

Есть несколько основных особенностей управления организацией. Первая - необходимость достоверной информации о предшествующих и текущих внешних воздействиях, в том числе о наличии всех видов ресурсов, процессах реализации продукции и услуг, состоянии внешней среды. Вторая - наличие определенной структуры, отражающей контуры управления, отделяющей ее от внешней среды, но позволяющей на нее реагировать. Наконец, процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, управление не имеет смысла.

Организационная система может быть представлена как модель общей теории систем (рис. 1.3). Она характеризуется сегментами и связями между ними. Организационная система приобретает затрачиваемые потом факторы (Q "/ - натуральное количество фактора, i - номер фактора) по известным ценам (Pf - цена или стоимость фактора): основные виды (энергия, капитал, информация, материалы и др.) и подвиды (труд рабочих, управленческий труд, нефть, газ, электричество, сталь, дерево, бумага) ресурсов.

«Черный ящик» и «белый ящик» имитируют наличие и достоверность информации в процессе управления, т.е. то, что менеджеры знают и чего они не знают о деятельности своей фирмы. Иными словами, «черный ящик» - объект, который воспринимает входные сигналы и генерирует выходные сигналы, предварительно ассоциируя их с входом по некоторому закону. «Белый ящик» - система, состоящая из известных компонентов, соединенных известным образом и преобразующих сигналы по известным алгоритмам или за-


Рис. 1.3. Схема-модель управления производством на фирме конам. И чем «прозрачнее» механизм хозяйствования, тем эффективнее управление, результативнее деятельность фирмы, выше уровень ее культуры, комфортнее работникам фирмы (см. рис. 1.3).

Особенности снабжения и реализации в разных организациях могут отличаться, но все они выполняют примерно одинаковые функции.

С позиции анализа, измерения, разработки системы управления эффективностью производства необходимо определить контуры системы управления, или границы организационной системы. Границы определяются теми пунктами, где элементы вне системы обмениваются ресурсами с элементами внутри системы. Когда установлены границы, можно установить единицу анализа, или рамки системы измерения (на рис. 1.3 границы обозначены пунктирной линией). Если границы не определены, процесс измерения становится запутанным и неэффективным. Большая часть трудностей в процессе измерения эффективности связана с неудовлетворительным определением единиц измерения.

Рост экономических показателей производства зависит от многих факторов: степени развития, разделения и кооперации труда, использования результатов НТП, экономических ресурсов, форм стимулирования высокопроизводительного труда и т.д., но в первую очередь - от степени интегрирования указанных факторов при их использовании и нацеленной на повышение продуктивности функционирования фирмы. Следует заметить, что применение того или иного фактора вне связи с другими еще не обеспечивает оптимального экономического развития производства.

Указанные функции выполняет функция управления. Управление в строгом смысле слова - организация и воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед фирмой и ее субъектами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний: экономике и политологии, социологии и психологии, инженерных дисциплинах, статистике, а с другой - на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности, т.е. используются результаты эволюционного пути ее развития.

В XXI в. требования к управлению укладываются в следующую последовательность: «Знать - иметь возможность - хотеть - уметь - успевать», где отсутствие хотя бы одного элемента ведет к тому, что система не работает. Дело в том, что в условиях динамично развивающегося рынка конкуренцию выдерживает тот, кто наиболее целесообразно использует ресурсы, кто вовремя улавливает «пульс» развития спроса и предложения, изменяет характер и направление производства.

Задача управления - обеспечить эффективное и прибыльное развитие производства товаров, оказания услуг и их реализации во времени, а это предполагает необходимость создания соответствующей системы управления как внешними факторами, влияющими на бизнес, так и внутренними факторами при производстве продукции. При этом, когда говорится о внешней среде, то в этом случае точнее говорить не об управлении факторами внешней среды, а скорее об управлении действиями, сявзанными с учетом при ведении бизнеса фирмы. Обусловливается это тем, что внешняя среда, во-первых, является источником приобретения факторов производства: рабочей силы, технологий, оборудования, сырья; во-вторых, потребляет товары, производимые фирмой; в-третьих, включает те структуры (институты), которые реализуют и воздействуют на деловую активность фирмы: государство, правительство, законодательные органы, профсоюзы, объединения, фонды, банки и т.д.

Отсюда следует, что управление фирмой должно постоянно отслеживать хозяйственную среду, складывающуюся во вне, так как она непрерывно изменяется. И действительно, деловая среда может изменяться в результате общего спада производства, роста конкуренции (особенно со стороны зарубежных производителей), технологических нововведений, отсутствия продуманного государственного регулирования, неплатежей и т.д. Поэтому нужны новые навыки, разработка стратегии развития фирмы. Кроме того, процесс интеграции экономики страны в международную экономическую систему (присоединение к ВТО) требует новых организационных структур управления, более современных подходов к маркетингу, иной кадровой политики и т.п.

Внутренняя среда - все то, что связано с организацией эффективного производства и реализации продукции. Важно добавить, что к идеям повышения производительности труда - делай так, как надо - прибавилось требование - делай то, что надо.

Ответ на эти потребности требует тесного взаимодействия с внешней средой: с одной стороны, она определяет, что надо обществу (количество и качество продукции и услуг, их ассортимент), т.е. она выдает социальный заказ фирмам и создает правовые и экономические условия их успешного функционирования, а с другой стороны, внутренняя среда фирм влияет на формирование характера развития внешней среды. Балансирование этмх процессов является уделом управления внутренними производственными процессами и организацией производства и труда на фирме. Управление фирмой представляет собой сложную динамически развивающуюся систему, обеспечивающую эффективное взаимодействие этих сред путем учета требований внешней среды и адаптации к ним возможностей фирмы.

Это воздействие обеспечивается соответствующей организацией менеджмента на фирме как предпринимательской структуры, а также с помощью применения соответствующих технологий управления . Оно построено на использовании таких принципов, как нормативное использование ресурсов, экономия времени, управление по целям и результатам, интеграция различных технологий.

  • Технология управления - набор средств и методов для осуществления целенаправленного управленческого воздействия.

Менеджмент - это самостоятельная отрасль знаний, которая требует вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная отрасль, которую правильнее назвать "управленческим мнением", сочетающую в себе науку, опыт, "ноу-хау", которые приумножены управленческим искусством. На управленческое мнение влияют достижения многих наук, и эволюция управления как раз и заключается в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, которые производят продукцию и используют самые разнообразные ресурсы.

Под научными основами управления понимают систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Потом была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и росте объёма производства.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это теория научного управления, теория административного управления, теория управления с позиций психологии и человеческих отношений, теория управления с позиции науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США, её основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, которые используются в науке и технике, могут эффективно использоваться в практической деятельности организации для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления была направлена на разработку решения общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определённую иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать её целей.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы при помощи других людей". Исследования, проведённые психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономичные силы, а различные потребности, которые не могут удовлетвориться деньгами.

Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория. Её основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности человеческих ресурсов. Отсюда - исследования различных аспектов социального взаимодействия: мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основная цель этой концепции - это попытка помочь рабочему создать собственные возможности на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Много проблем и спорных вопросов менеджмента можно решить рациональным, логическим, объективным и систематическим способами. Пусть менеджеры пытаются насколько это возможно быть учёными, но они часто должны решать проблемы на основании интуиции, опыта, интеллекта и личной проницательности. Полагаясь на концептуальные, межличностные и коммуникативные навыки, менеджер вынужден выбрать между разными вариантами действий, который имеют одинаково привлекательный вид. Поэтому менеджеры должны соединять элементы интуиции и личную проницательность с подтверждёнными данными и объективными фактами.

Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определённая категория людей - именно менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

Известные всем признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства.

Наука управления ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем воплощается в элементах материального производства.



Декларация по УСН