Метеор и комета суда на подводных крыльях. Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке. Страны распространения "Метеора"

В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские« Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим — конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.

Подрезанные крылья

Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь как хорошая электростанция.

Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.


«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.

До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.

Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.


Ракета

Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.

На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.


Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.

Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.


Новая «Комета»

Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.


Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.

Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна «Комета 120М» — это развитие «Колхиды» и «Катрана», — говорит Гаранов. — Если взять фотографии «Метеора» или «Кометы», то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки «Ракеты», находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».

Авиационные технологии

Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.


Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.

В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.


На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.

Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.


Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.

Оптимисты

Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.


Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.

Статья «В России строятся первые в XXI веке суда на подводных крыльях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).

Наталья Козина

Аппликация из цветной бумаги «Ракеты и кометы » (приурочена ко Дню Космонавтики 12 апреля )

Задачи :

1. Обеспечение развития сенсомоторных координаций через активизацию разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного) посредством развития навыка разрезания готовых бумажных форм на симметричные элементы, знакомства с новым способом складывания квадрата для изготовления шестилучевой звезды; закрепления навыка вырезания круга из квадрата;

2. Развитие произвольной регуляции (формирование мышечного контроля пальцев рук) посредством закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации при изображении «хвоста» .

3. Закрепление образных представлений о космосе на основе восприятия образца аппликации .

В процессе вырезания из бумаги, складывая квадрат для получения из него треугольников одинакового размера, ребенок ориентируется по опорной развернутой линии сгиба. Закрепляются понятия «разрезать по линии сгиба» , посредством зрительного , слухового и тактильного восприятий. Отрабатывается навык вырезания круга из квадрата по памяти и речевой инструкции, а также обрывания углов у квадрата для получения круга. Все это способствует развитию тактильно-, зрительно- и слухомоторных координаций.

В процессе закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации обеспечивается формирование мышечного контроля пальцев рук. Ребенку необходимо аккуратно разорвать листочки желтого и оранжевого цвета на полоски, чтобы выполнить «хвост» кометы и огонь из сопла ракеты .

В процессе рассматривания образца аппликации , анализа формы ракеты , кометы , луны и звезд, способами их изображения, при творческом подходе к составлению композиции расширяются образные представления детей о космосе .

Материалы :

Демонстрационный : готовый образец аппликации , красивый конверт с письмом.

Раздаточный :

Листы картона черного цвета как фон (по количеству детей)

Кисточки для клея

Клей ПВА

Салфетки для удаления лишнего клея

Ножницы

Клеенка

Желтая, оранжевая, красная бумага для изготовления «хвоста» кометы и огня из сопла ракеты

Прямоугольник из бумаги золотистого цвета для корпуса ракеты

Квадраты из бумаги серебристого цвета для изготовления верхней части ракеты и крыльев ракеты

Квадраты из бумаги бледно-желтого цвета для изготовления луны и звезд

Квадраты из бумаги голубого цвета для изготовления иллюминатора

Музыкальный материал : звукозапись из мультфильма «Тайна третьей планеты

Предварительная работа :

Рассматривание изображений луны и звезд на фоне ночного неба

Рассматривание изображений с ракетами , космическими спутниками и другими аппаратами, а также различными космическими объектами (планеты, кометы , млечный путь)

Беседа о космосе (в доступной для детей форме)

Закрепление представлений о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)

Изображение ночного неба со звездами и кометами на занятии по рисованию

Знакомство детей с космосом , расширение их представлений о космических телах , о космонавтах происходит в течение недели апреля , на которую приходится праздник День космонавтики , поэтому вся непосредственно образовательная деятельность, в том числе и художественно-творческая, так или иначе связана с недельной темой при планировании.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель начинает с детьми беседу (как фон звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты» ).

К нам в детский сад пришло письмо от Буратино. Представляете, он решил полететь на Луну, но не знает как. В этом письме Буратино просит нас с вами, ребята, помочь ему. Уж очень он хочет поиграть на Луне. Ребята, а как вы думаете, на чем можно полететь на луну?

Воспитатель выслушивает ответы детей и если нужно поправляет или поясняет.

Ребята, а разве все, кто хочет, могут полететь в космос на Луну ?

Далее педагог вспоминает вместе с детьми, что в космос отправляются только прошедшие специальную подготовку космонавты . А чтобы стать космонавтом , нужно очень долго готовиться, тренироваться. Космонавты должны быть не только умными, сильными, смелыми, храбрыми и отважными, но и добрыми, отзывчивыми, должны уметь помогать своим товарищам, так как в космосе их подстерегает очень много опасностей.

И все-таки, ребята, чтобы Буратино не сильно расстраивался, давайте сделаем ему в подарок красивые картины-аппликации , а когда он вырастет, сможет сам отправиться в путешествие на луну.

Основная часть.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть готовый образец и задает детям вопросы для анализа. Сначала дети подробно рассматривают изображение ракеты и отвечают на следующие вопросы :

Из каких геометрических фигур состоит ракета ?

Какая геометрическая фигура в основе корпуса ракеты ?

На какую геометрическую фигуру похожа крыша ракеты ?

Что еще есть у ракеты ?

На какие фигуры похожи крылья ракеты ?

Какой формы иллюминатор?

Все геометрические фигуры можно обрисовать пальчиками в воздухе для закрепления представлений.

На какую фигуру похожа луна?

Сколько лучей у звезд, изображенных на картине?

Выполнение ракеты .

После подробного анализа готового образца воспитатель предлагает детям сначала изобразить ракету из прямоугольника золотистого цвета. Давайте наклеим корпус ракеты на наше «ночное небо» так, как будто она летит (по диагонали) .

Далее сделаем иллюминатор, для этого у квадрата голубого цвета срежем углы, чтобы получился круг. Теперь надо сделать нос у ракеты . Сделаем его из квадрата серебристого цвета. Возьмем квадрат и разрежем его на два треугольника. Дети, которым трудно сделать разрез на глаз, сгибают квадрат и разрезают его на треугольники по линии сгиба. Один треугольник надо отложить. Это будет нос ракеты . Второй треугольник надо разрезать еще на два треугольника меньше по размеру. После этого наклеим нос ракеты и крылья . Следует обратить внимание детей на различные способы присоединения крыльев к корпусу ракеты .

Теперь сделаем огонь, который вырывается из сопла ракеты . Для этого аккуратно, не торопясь, разрываем бумагу желтого, оранжевого и красного цвета на полоски и приклеиваем ниже корпуса.

Выполнение кометы

Педагог спрашивает у детей, как можно сделать комету из бумаги (на что она похожа, оперируя прошлым опытом детей, полученном на занятиях по рисованию и в процессе другой образовательной деятельности. Далее педагог уточняет, дополняет и конкретизирует варианты, предложенные детьми. Педагог показывает и поясняет последовательность изготовления 6-ти лучевой звезды для кометы . Берем квадрат бледно желтого цвета и складываем его так, чтобы получился треугольник. Далее опираясь на словесную инструкцию воспитателя, схему и показ дети выполняют шестилучевые звезды для своих работ. Педагог по мере возможностей осуществляет помощь каждому из детей. Хвост кометы выполняем методом обрывной аппликации точно также как и огонь из сопла ракеты . Далее дети дополняют свои картины другими элементами. Выполняем Луну методом обрывной аппликации . Возьмем квадрат желтого цвета и оборвем уголки у квадрата так, чтобы получился круг. В процессе наклеивания деталей аппликации как фон может звучать негромкая музыка

При вырезании деталей аппликации ребенок учится тормозить движение в задуманной точке, изменять его траекторию, что ведет к формированию произвольной регуляции. Развивается чувство симметрии, логическое мышление, закрепляются знания об основных геометрических фигурах.

Заключительная часть.

1. Физкультурная разминка «космонавты » . Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и представить себя космонавтами , которые парят в невесомости. Движения у космонавтов плавные , медленные, как будто они плывут в воде. Выполняются поочередные поднимания ног, движения руками в стороны, наклоны корпуса вперед, стоя на одной ноге. Разминка может проходить в любом свободном пространстве группы под медленную музыку.

2. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть их работы, выставляя их на доске и рассказать желающим о своей картине. Педагог оценивает каждую работу и в первую очередь обращает внимание на то, что у ребенка получилось лучше всего. Следует обязательно похвалить каждого из воспитанников.

Последующее использование работ : педагог оформляет выставку детских работ «ракеты и кометы »

Последующая работа : выполнение детьми аппликаций на другие космические темы («инопланетянин» , «космический спутник » ) или по творческому замыслу детей.

При проведении занятий по изобразительной деятельности не следует забывать и об основных санитарно-гигиенических условиях комфортности в группе : свежий воздух, проветривание, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. К психологическим условиям комфортности на занятии относятся : эмоционально-положительный тон в общении, учет психического и физического здоровья ребенка, стимулирование мотивации на успешность, чередование интенсивности в обучении с релаксацией.

Главная цель, которую ставит перед собой педагог - это психологическое здоровье каждого ребенка, без которого двигаться вперед нельзя. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения личностного плана, то это отражается в его изобразительной деятельности.

Любой ребенок - это носитель огромного количества эмоций и все его беспокойство, агрессивность, неуверенность, тревога хорошо заметны педагогу по его работам. Наша задача - создать комфортную творческую среду , особый микроклимат, способствующий развитию опыта взаимодействия детей, педагога и родителей, формированию коммуникативных способностей, приобщению ребенка к миру людей, к миру вещей, к искусству.

Литература

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967.

Гусакова М. А. Аппликация . - М.: Просвещение, 1982.

Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе детского сада . - М.: Просвещение, 1982.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.

Психолого-педагогическое сопровождение основной общеобразовательной программы «Успех» . – Н. Новгород : НПЦЗПТ, 2011.

Педагогические технологии содействия развитию детей «Двенадцать месяцев» . Апрель . «Путешествия по планете Земля» Учебное пособие – Н. Новгород : Нижегород. гос. архит. -строит. ун-т, 2006. - с.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.

Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду . - М.: Просвещение, 1982.

Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду : Альбом. - М.: Просвещение, 1980.






Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

История "Метеора"

Катер "Метеор" ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер "Метеор" прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием "Красное Сормово".

В Феодосии "Метеор" зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Серийное производство

Всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать "Метеор" на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Изобретатель "Метеора"

По праву создателем катера "Метеор" считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга - появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над "Метеором"

"Метеор" на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название "Ракета".

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера "Метеор", технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями "Буревестник", "Волга", "Восход", "Спутник" и "Комета".

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами - до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет "Орленок". В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Судна на подводных крыльях

"Метеор" на подводных крыльях - яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Описание "Метеора"

"Метеор" - теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода

"Метеор" - теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход "Метеор" обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке - 5,63 метра, при ходе на крыльях - 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором - 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. "Метеор" максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов "Метеора" - расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить - примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой - всего три человека.

Страны распространения "Метеора"

В настоящее время серийное производство "Метеоров" прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя "Метеор". Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на "Метеоре", вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Судну "Метеор" посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием "Крылатые в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна "Метеор", которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика - Алексеева - разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену "Метеору" пришло пассажирское судно "Лена", которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.

Эти детища гениального конструктора Ростислава Алексеева, некогда бороздившие реки и морские мелководья по всему миру, сейчас переживают не лучшие времена. Большая часть отправилась в металлолом ещё в советское время, судьба некоторых довольно экзотична (например, поселковый магазин в Красноярском или спортивное кафе в Челябинской области), а некоторым из них всё нипочём и они продолжают служить людям и в наше время. Чуть подробнее об этом:
«Метеор-196» Построен в 1984 году, не эксплуатируется с 1994, сейчас находится на Заозёрской ремонтно-эксплуатационной базе флота, Пермь.

Он же, 2011 год

Ракета–69 в микрорайоне Переборы города Рыбинск Ярославской области. Построена в 1962 году, а сейчас это просто детский аттракцион в парке.

Недавно в целях сохранения судна было принято решение о реставрации внешней обшивки, кроме того, доступ посетителей внутрь, скорее всего, будет закрыт

Она же, другой ракурс

Ладожское озеро. Валаам. Метеор-191 «Преподобный Серафим». Рейсы между Санкт-Петербургом и Валаамом - это одна из немногих линий, на которых сообщение судами на подводных крыльях не остановилось. Все обслуживающие эту линию суда имеют тематические названия: например, «Патриарх Алексий II», «Андрей Первозванный» или «Игумен Назарий».

«Ракета» в черте города Москва, начало нулевых.

В настоящее время на ходу только шесть «Ракет» -две работают в Финляндии качестве прогулочных судов (причём, у одной из них спилены подводные крылья), две - «Ракета-258» и «Ракета-269» - до сих пор ходят на рейсовых маршрутах в Якутии. Ещё по одной есть в Братиславе (столица Словакии) и городе Нефтеюганск.

Пришвартованный "Восход" в дельте реки Дон.

«Ракета» на Александринском причале в городе Кыштым, Челябинская область. Первоначально судно хотели продать в Бразилию, но в годы перестройки что-то пошло не так и сделка сорвалась. В 1995 году судно вертолётом доставили на берег кыштымского пруда - местный бизнесмен оплатил его доставку вертолётом, чтобы оборудовать в корпусе кафе. Кафе действительно существовало здесь какое-то время, сейчас же место совершенно покинуто

Момент доставки «Ракеты» в Кыштым, ноябрь 1995 года

«Метеор» в Хошимине, Вьетнам. Скорее всего, в кадре Petro Express 01 - единственный из трёх хошиминских «Метеоров», который ещё на ходу.

На севере Будапешта, Венгрия. 2014 год. В Венгрии этот тип судов называется «S?lyom» - «Сокол». S?lyom II, попавший в этот кадр, спущен на воду в 1988 году.

«Метеор-001» в Нижнем Новгороде, недалеко от завода «Красное Сормово», где конструировали суда этого типа. Построен в 1962 году, списан в 1980, в 1982 установлен в качестве памятника, а в 2004 перемещён на новое место, примерно в километре от предыдущего.

На постаменте написано, что судно построено в 1959 году. Первый «Метеор» действительно был построен в 1959 году, но дело в том, что на постаменте стоит не первое, а восьмое по счёту судно - первое сильно пострадало после столкновения с баржей, вскоре после чего было разрезано на металлолом ещё в 1980. Но сейчас тот «Метеор», что стоит на постаменте - действительно первый из тех, что сохранились.

А самая старая из сохранившихся «Ракет» (седьмая по счёту, построена в 1959) в наши дни выполняет функции сельского магазина в посёлке Подтёсово (Красноярский край).

Небольшое отступление от темы: списанный экраноплан на динамической воздушной подушке "Волга-2", Черногорский берег Скадарского озера. Волга-2 - первый в Советском Союзе и России экраноплан гражданского назначения, разработанный конструктором Виталием Дементьевым. Экраноплан производили на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол".

«Комета» и «Колхида»
Тирренское море, Неаполитанский залив
Неаполь, порт Моло Беверелло

Метеор-193 в Казани, около здания Речного училища. Построен в 1984, списан в 2004, установлен в качестве памятника в 2006.

Опытный экземпляр быстроходного судна «Спутник». Построен на заводе Красное Сормово (Горький), в серию не пошёл. До 1979 года курсировал между Куйбышевом (Самарой) и Казанью, после чего был списан и до сих пор стоит в парке у речного вокзала города Тольятти. У муниципалитета существуют планы оборудовать внутри корпуса судна кафе, но, кажется, арендатор-энтузиаст пока не нашёлся.

Метеор-131 на последней стоянке в Якутском речном порту. Совершил последний рейс в 2007 году.

«Комета» - морской вариант «Метеора» - во французском Бресте. 2009 год

В нулевых годах несколько «Восходов» было построено на верфях Амстердама. Конкретно этот построен под названием Rosanna, но впоследствии выкуплен Украиной, сейчас приписан к порту Николаев и ходит под названием «Нiбулон Експрес-2»

Метеор-223 на барже в Тобольске. Выведен из эксплуатации в 2009 году.

Судно типа «Ракета», построенное в 1962 году для Финляндии, первоначально называлось «Tehi». Но в восьмидесятые годы оно было списано, её перекупила частная компания, которая решила переоборудовать её в обычное водоизмещающее судно. Сейчас эта «Ракета» называется Suuvi-Tuuli и успешно ходит по озеру Пюхяярви.

«Восход-24» - последнее судно на подводных крыльях Нижнего Новгорода. Не эксплуатируется с 2012 года.



Бизнес идеи