Этапы образования юридического лица. Способы и порядки создания юридических лиц в россии. Основные положения о юридических лицах

Рассмотрим необходимые действия для открытия своей фирмы.

1 шаг. Начинающему предпринимателю нужно определиться с организационно-правовой формой (ОПФ) предприятия.

При наличии партнеров (то есть вы не один создаете фирму, а вас 2 и более человек), чаще всего малый бизнес регистрируется в форме ООО, но есть и другие варианты (например, ЗАО, ОАО). Подробнее про разные виды ОПФ, их достоинства и недостатки смотрите . На данном этапе так же необходимо подготовить учредительные документы. Документы можно подготовить самостоятельно или обратиться за консультацией к юристам. Подробнее о том, какие документы нужно подготовить для регистрации ООО читайте .

2 шаг. Выбрать дату и время ипровести собрание всех учредителей, с которыми Вы решили открывать фирму.

На собрании нужно обговорить следующие вопросы:

Размер уставного капитала (не менее минимально установленного размера);

Кто будет выступать в качестве генерального директора;

В каком банке открыть накопительный (а затем расчетный) счет;

Род деятельности организации (выбрать ), распределение обязанностей между учредителями, распределение прибыли и т.д.

3 шаг. Оплатить уставной капитал.

При регистрации ООО (общество с ограниченной ответственностью) этот момент обязателен. Тогда как в случае с регистрацией АО (Акционерное общество) оплата уставного капитала возможна по решению учредителей. Для ООО есть требование, которое гласит, что сразу необходимо оплатить не менее половины заявленной в уставном капитале суммы. Установлена и минимальная величина уставного капитала, в 2014 и 2015 году она составляет 10000 руб.

Учредители вносят деньги на накопительный счёт в банке, который после государственной регистрации фирмы, станет расчётным счётом этой же фирмы.

Большинство банков предлагают для ООО специальные предложения по открытию расчетных счетов, вам нужно предварительно сравнить условия и тарифы на обслуживание. На сайтах банков можно все подробно изучить. Выбирайте тот банк, который находится недалеко от вас географически, а также банк с известным именем и недорогими тарифами за услуги.

4 шаг. Подготовить и отправить по почте в налоговую инспекцию по месту юридического адреса фирмы необходимые документы для регистрации ООО.

Также документы можно отнести лично или за вас это может сделать юрист по нотариально заверенной доверенности. Налоговая инспекция обязана рассмотреть документы и внести Вашу фирму в реестр юридических лиц в течение пяти рабочих дней.

После регистрации вы получаете на руки .

5 шаг. Заказать изготовление круглой печати Вашей организации.

Одновременно генеральный директор обязан издать приказ о вступлении в должность и назначить главного бухгалтера. Начинающие предприниматели часто самостоятельно ведут бухгалтерию или отдают ее ведение на аутсорсинг (существуют специальные бухгалтерские фирмы и частные бухгалтеры), подберите для себя наиболее приемлемый вариант.

6 шаг. Поставить фирму на учёт в ряд фондов, а именно:

Пенсионный фонд,

Фонд обязательного социального и медицинского страхования,

Госкомстат.

Для этого придётся посетить все вышеперечисленные фонды и зарегистрироваться в каждом из них. При регистрации фирмы в центрах предоставления государственных услуг (так называемые многофункциональные центры предоставления гос.услуг) в форме одного окна – налоговая инспекция сама уведомит фонды о новой фирме, но лучше проконтролировать этот момент.

Порядок создания юридического лица устанавливается гражданским законодательством, различающим несколько способов создания.

Распорядительный, т. е. организация возникает на основе распоряжения собственника имущества, например, государственные предприятия.

Разрешительный, т. е. необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации, например, малое предприятие, дочернее.

Явочно-нормативный, т. е. не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения (общественные объединения, религиозные общества, колхозы, потребительские коопе­рации и т. д.)

Договорно-правовой, т. е. ю/л образуется на основе учре­дительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами (ХТ, ХО, концерны, ассоциации и т. д.)

Процесс создания предприятия проходит две основные стадии: учреждение предприятия и его государственная регистрация.

Органы управления государственными и муници­паль­ными предприятиями создаются учредителями юриди­ческих лиц, собственниками имущества. Кроме того, собственник может действовать, создавая предприятие, через уполномо­ченный им орган на предприятии.

Одна из основных задач, решаемых на стадии учрежде­ния пред­приятия, - подготовка учредительных документов. Для государственной регистрации ю/л учредители должны предоставить следующие документы:

Заявление учредителя;

Устав (кроме ХТ);

Учредительный договор или решение о создании ю/л в АО (при создании одним учредителем - не представляется; не требуется также производственному кооперативу);

Документ, подтверждающий согласие ГКАП РФ;

Документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала ХО:

Свидетельство об уплате государственной пошлины;

Документ о согласовании с соответствующим комитетом по управлению имуществом или иным уполно­моченным органом величины и способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли).

Местные органы власти по месту нахождения пред­приятия в течение 3 календарных дней с момента подачи документов или 30 дней с даты почтового отправления принимают решение о возможности регистрации и выдают временное свидетельство о регистрации с постановкой на учет в налоговом органе, что является обязательным и осуществляется по мес­ту регистрации, а также сообщают данные о регистрации держателю реестра ю/л.

Отказ в регистрации допускается только при несоот­ветствии учредительных документов и состава содер­жа­щихся в них сведений требованиям законодательства.

После получения временного свидетельства пред­приятие имеет право на открытие счетов в банке. Пред­­приятие осуществляет оплату части уставного капитала (фонда), указанной в решении о создании предприятия или договоре учредителей. Факт оплаты подтверждается банком путем выдачи соответствующей справки. Оставшаяся часть уставного капитала вносится в течение первого года деятельности. Контроль за внесением оставшейся доли уставного капитала (фонда) осуществляется налоговой инспекцией. Представление в регистрирующий орган справки об оплате части уставного капитала производится не позднее 30 дней после получения временного свиде­тельства о регистрации. В противном случае регистрация считается недействительной. После выполнения всех выше указанных процедур предприятие получает постоянное свидетельство о регистрации.

Устав ю/л утверждается его учредителями (участ­никами), а учредительный договор заключается. Содержание учредительных документов определяется ГК РФ - ст. 52 и федеральными законами.

Еще по теме Создание юридического лица:

  1. 23.Юридические лица.Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица
  2. § 3. Создание (учреждение) юридических лиц. Учредительные документы юридического лица.
  3. 2.2 Формальное закрепление создания, реорганизации и ликвидации государственного органа со статусом юридического лица.
  4. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
  5. § 3. Волевой акт (решение) коллегиального органа юридического лица как форма правила поведения, составляющего волю юридического лица
  6. § 2. Сущность юридического лица. Понятие и система признаков юридического лица по действующему российскому законодательству
  7. 13. Сущность юридического лица (общетеоретический аспект). Нормативная конструкция юридического лица.
  8. 2. Конструкция юридического лица в законодательстве, теории и правоприменительной практике дореволюционной России: понятие и признаки юридического лица, правоспособность и дееспособность, возникновение и прекращение, классификация.

Согласно действующему законодательству юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. То есть, хотя юридические лица и учреждаются по волеизъявлению учредителей, государство в интересах всех участников гражданского оборота, в лице специально уполномоченных органов осуществляет надзор за соблюдением законодательства при создании новых субъектов права. Это означает, что между решением учредителей и созданием юридического лица проходит определенный срок, в течение которого не только учредители, но и государственные органы осуществляют определенные фактические и юридические действия. Исходя из этого, создание юридического лица - это многостадийный процесс, который закрепляется действующим законодательством и составляет систему фактических и юридических действий учредителей (участников) и государственных органов.

Учредителями юридических лиц могут быть физические лица при достижении ими дееспособности, юридические лица, а также государство, АРК и территориальные общины. Причем публично-правовые образования, в отличие от физических и юридических лиц частного права, могут не только создавать юридические лица публичного права, но и юридические лица частного права (части 2, 3 ст. 167, статьи 168, 169 ГК).

единственный способ создания для всех видов и организационно-правовых форм юридических лиц невозможно. Различаются способы, что применяются при создании публичных и частных юридических лиц, при создании юридических лиц, которые возникают в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования и выделения уже существующих юридических лиц. Вместе с тем общими признаками, присущими сегодня всем способам создания юридических лиц, является то, что они возникают по воле учредителей и подлежат государственной регистрации.

Традиционно принято выделять следующие основные способы создания юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный (явочно-нормативный регистрационный), разрешительный и договорный. Впрочем в условиях рыночной экономики применяются только и распорядительный нормативно-явочный способы. Если первый характерен для создания юридических лиц публичного права1, то второй применяется для создания юридических лиц частного права.

Нормативно-явочный способ возникновения юридического лица означает, что последняя создается на тех условиях и по тем правилам, которые указаны в законе (нормативном акте) в виде общего разрешения государства, а соответствующий орган обязан зарегистрировать организацию как юридическое лицо при наличии не только проявления инициативы со стороны учредителя (учредителей), но и выполнение последними определенных условий и соблюдения ими определенных правил. Государство, применяя такую форму как регистрация, признает организацию субъектом права, подтверждая факт создания юридического лица выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Как уже указывалось, в науке гражданского права выделяют также и другие способы создания юридических лиц, в частности разрешительный. Он предусматривает наличие обязательного предварительного получения разрешения от уполномоченного на то органа на создание юридического лица (например, страховой компании и прочее). Однако даже тогда, когда основатели стремятся создать банковское учреждение или общество, которое будет заниматься страховой деятельностью, и сначала должны получить разрешение от соответствующих органов на это, не может идти речь о разрешительный способ создания, поскольку разрешение не является основанием возникновения у организации статуса юридического лица. Это лишь обязательное предварительное условие, стадия, которую должны пройти учредитель для законного создания определенной организационно-правовой формы лица, то есть придерживаться установленного порядка. В дальнейшем создание юридических лиц может осуществляться одним из тех способов, которые предусмотрены на сегодня правовой системой Украины, или распорядительным (так, в случаях, установленных законодательством, страховщиком признается государственная организация), нормативно-явочным. Но в данном случае, хотя речь идет о указанный способ, объем действий учредителей растет, потому что устанавливается несколько иной порядок их совершения.

Обращает на себя внимание точка зрения профессора А. С. Довгерта, который считает, что на сегодня есть только один способ возникновения юридических лиц: обособление имущества, что может происходить как вместе с объединением лиц, так и без такового. Согласиться с этим трудно, потому что скорее всего здесь речь может идти не о способе возникновения юридического лица, а о ее сущности, о теории целевого имущества, которую разделяет автор.

Создание юридического лица происходит в определенном порядке. Порядок - это правила, по которым осуществляются юридические или фактические действия соответствующих лиц. Так, фактическими действиями учредителей при создании юридического лица является разработка учредительных документов, резервирование ее наименование, заполнение регистрационной карты, внесение регистрационного сбора и тому подобное. А государственный регистратор осуществляет проверку комплектности документов, которые ему подаются, проверяет полноту сведений, указанных в регистрационной карточке, проверяет документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации. Указанные лица осуществляют также и юридические действия.

Государственная регистрация-последняя стадия, завершающая процесс создания юридического лица, которая до этого существовала фактически, а с момента государственной регистрации возникает юридически. То есть это засвидетельствование факта создания юридического лица, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. На сегодня этот процесс регулируется Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" (далее - Закон)2. Государственная регистрация проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица.

То, что в соответствии с Законом государственной регистрации подлежат все юридические лица независимо от порядка создания, организационно-правовой формы, подчинения, то есть и публичные юридические лица, момент возникновения которых по действующим ранее законодательством определялся вынесением решения об их создании, ни в коем случае не свидетельствует о том, что не может существовать никаких особенностей при регистрации определенного вида или организационно-правовой формы юридического лица. Согласно ч. 2 ст. Из указанного Закона могут устанавливаться особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональных союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов, бирж, а также других учреждений и организаций).

Таким образом, государственная регистрация - одна из стадий возникновения любого вида юридических лиц независимо от того, каким образом последние будут создаваться. Учредители должны юридически оформить возникновение нового субъекта права, для чего и предполагается его регистрация. Причем сам факт подачи учредителем (учредителями) соответствующих документов в органы регистрации нужно расценивать только как намерение последнего (последних) реализовать субъективное право, в частности, на занятие предпринимательской деятельностью в определенной организационно-правовой форме юридического лица, на создание благотворительной организации и т. п, то есть желание получить признания государством нового субъекта права, который будет отличаться от самого основателя и сможет стать участником гражданского оборота. Отсюда, согласно действующему законодательству, государственную регистрацию следует рассматривать как "универсальную" завершающую стадию порядка создания юридического лица независимо от установленного законом способа ее возникновения. Государственная регистрация предназначена гарантировать соответствие тех требований, которые относятся к юридическим лицам определенного вида, их реальным возможностям. То есть речь идет не о разрешительном, а о нормативно-явочный способ.

Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону есть основанием для отказа в государственной регистрации этого юридического лица. Отказ по другим мотивам не допускается. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также участника юридического лица по решению суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить (п. 2 ч. 1 ст. 110 ГК).

Юридическим основанием деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы, которые должны излагаться в письменном виде и подписываются всеми участниками (основателями), если законом не установлен другой порядок их утверждения. Они являются комплектом документов установленной законом формы, согласно которым достигается внешнее отделение юридического лица от других субъектов права посредством определения наименования, места нахождения, органов управления, цели деятельности.

Статья 88 ГК императивно устанавливает те требования, которым должны отвечать учредительные документы, исходя из того, что они имеют разную правовую природу. Устав в отличие от учредительного договора, не заключается между учредителями, а утверждается ими. Но устав так же, как и учредительный договор, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между учредителями и юридическим лицом, хотя и приобретает юридическую силу только с момента регистрации последней.

Устав - это особый локальный нормативный акт, положения которого обязательны не только для юридического лица, но и для ее контрагентов. Содержание устава должно соответствовать требованиям закона, а именно содержать следующие данные: наименование юридического лица, его местонахождение, адрес, органы управления, их компетенцию, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него, хотя дополнительные требования к уставу могут устанавливаться и ГК и специальным законодательством. Так, согласно ст. 154 ГК устав акционерного общества должен содержать сведения: о размере уставного капитала; условиях о категориях акций, выпускаемых акционерным обществом, и их нарицательную стоимость и количество; права акционеров и тому подобное.

Учредительный договор-это гражданско-правовой договор, по правилу, многосторонний, правовой целью которого является создание нового участника гражданского оборота - юридического лица и регулирующего отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

Учредительный договор является обязательным не только для учредителей (участников), но и для самого юридического лица, на основании которого она действует. В данном договоре определяются обязательства участников создать общество, порядок их совместной деятельности относительно этого, условия передачи обществу имущества участников и тому подобное. Впрочем и ГК и специальное законодательство может установить и дополнительные требования. Так, согласно ст. 120 ГК учредительный договор полного товарищества должен также содержать сведения о: размер и состав составленного капитала общества; размер и порядок изменения долей каждого из участников в составленном капитале; размер, состав и сроки внесения ими вкладов. При этом следует различать учредительный договор, договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью (ст. 142 ГК) и договор о создании акционерного общества (ч. 2 ст. 153 ГК). Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью и договор о создании акционерного общества заключается только в том случае, когда указанные предпринимательские общества создаются несколькими лицами. Они не относятся к учредительным документам, атома представления при осуществлении государственной регистрации не обязательна. Указанные договоры тоже гражданско-правовые, но в отличие от учредительного договора имеют совсем другую цель - определение взаимоотношений, которые возникают и продолжаются между учредителями до момента государственной регистрации нового участника гражданских правоотношений - общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. По своей правовой природе они являются договорами о совместной деятельности, но цель их совсем другая - организовать учредителей на создание юридического лица.

Учредительный акт (индивидуальный или общий) - это односторонний или многосторонний правочин (в зависимости от количества лиц, его укладывают), направленный на создание учреждения. В указанном учредительном документе указываются: наименование учреждения, учредитель (-ки), цель, имущество, которое необходимо для достижения этой цели, структура управления, порядок и основания прекращения деятельности учреждения, судьба имущества, которое останется после этого.

ГК позволяет создание учреждения на основании учредительного акта, который содержится в завещании. При этом предполагается, что когда в таком учредительном акте отсутствуют отдельные из указанных выше положений, их устанавливает орган, который осуществляет государственную регистрацию (ч. Ст. 88 ГК). Такой подход не является бесспорным, поскольку если учредительный акт не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к его содержанию законом, то учреждение вообще не должна быть зарегистрирована как юридическое лицо. Поэтому нельзя вести речь о возможности исправления определенных недоработок в учредительном акте ни со стороны органа государственной регистрации, ни даже со стороны суда.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Стадии создания юридического лица


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое

Гражданское право. Общая часть">


1. Принятие решения учредителями (учредителем). Если создаётся организация корпоративного типа, то решение принимается на учредительном собрании, оформляется протоколом первого учредительного собрания.

Если создается акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью с участием не менее двух учредителей, то учредители заключают между собой соглашение о создании, которое подписывается всеми учредителями. В данном соглашении учредители должны определить:

  • - порядок составления учредительных документов и их утверждение,
  • - порядок формирования уставного капитала,
  • - порядок осуществления иных действий, связанных с созданием юридического лица.

При создании иных юридических лиц этот порядок определяется на первом учредительном собрании.

2. Составление и утверждение учредительных документов. Основными учредительными документами являются:

  • - устав,
  • - учредительный договор,
  • - положение о юридических лицах определённого вида.

Для большинства юридических лиц учредительным документом является Устав, наличие учредительного договора требуется только в предусмотренных законом случаях; например, для создания союзов и ассоциаций юр. лиц, для создания хозяйственных товариществ, для создания некоммерческого партнёрства.

Устав юридического лица должен содержать следующие сведения:

  • - наименование,
  • - цель и предмет деятельности,
  • - виды деятельности,
  • - структура органов управления и их компетенция,
  • - порядок принятия решений этими органами,
  • - права и обязанности участников,
  • - основания ликвидации и реорганизации,
  • - состав уставного капитала, его заявленный размер; а при создании хозяйственных обществ необходимо указать доли участия учредителей в составе уставного капитала.

Устав утверждается общим собранием учредителей и вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.

Учредительный договор – это соглашение, которое:

  • - определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юр. лица,
  • - условия передачи юр. лицу своего имущества,
  • - условия своего участия в деятельности юр. лица.

Также учредитель вправе включать в учредительный договор любые иные сведения, не противоречащие закону. Учредительный договор подписывается всеми учредителями и вступает в силу именно с момента подписания.

Положение – данный вид учредительных документов применяется при создании государственных или муниципальных учреждений, которые осуществляют однотипные виды деятельности (образовательные учреждения среднего образования, учреждения дошкольного образования, учреждения исполнения наказания). Соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления утверждает типовое положение о соответствующем учреждении.

3. Формирование уставного капитала. Характерно для всех юридических лиц, которые создаются только по инициативе участников оборота.

Уставный капитал – это условный показатель (в арифметическом выражении), отражающий состав и стоимость как материальных, так и нематериальных активов юр. лица. Одновременно уставный капитал – это гарантия прав кредиторов.

При создании юридического лица в состав уставного капитала могут быть переданы вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, как то: обязательственные права, основанные на договорах, исключительные права на результаты творческой деятельности и права пользования этими результатами.

4. Уплата государственной пошлины и подача документов в регистрирующий орган.

5. Завершается регистрация внесением записи в единый государственный реестр юридических лиц. Заявителю выдаётся свидетельство о государственной регистрации. По сути это свидетельство отражает запись в реестре. Государственная регистрация является единственным доказательством существования юридического лица.

Определение субъектного состава участников (учредителей) юридического лица предопределено избранной ими же организационно-правовой формой юридического лица. Поведение субъектов на этой стадии создания юридического лица и формирования его правоспособности зависит от трех основных обстоятельств: ограничений, предусмотренных в законодательстве; целей деятельности юридического лица; воли самих субъектов.

В законодательстве не дано специального определения организационно-правовой формы. Но анализ норм ГК РФ, посвященных различным видам юридических лиц, позволяет установить содержание этого феномена. В качестве элементов в него необходимо включить:

  • - цель деятельности юридического лица. В результате ее установления участники (учредители) юридического лица выбирают подходящую им организационно-правовую форму из тех форм, которые предусмотрены законом для коммерческих либо некоммерческих организаций;
  • - состав самих участников (учредителей). Для каждой организационно-правовой формы законом предусмотрен особый состав участников;
  • - особенности наименования юридического лица. Как известно, такие организационно-правовые формы, как полное товарищество или товарищество на вере, требуют отражения в наименовании этого юридического лица не только его организационно-правовой формы, но и имени одного или нескольких полных товарищей. Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью закон установил обязательное указание в наименовании организационно-правовой формы. Аналогичные требования закон установил практически для всех юридических лиц;
  • - особенности учредительных документов. Для большинства организационно-правовых форм юридических лиц в законе установлено правило о необходимости разработки устава. Это основной учредительный документ. Полные товарищества и товарищества на вере такого документа не имеют. Они действуют на основании учредительного договора. (Правовая при рода учредительного договора в зависимости от того, о каком хозяйственном обществе или товариществе идет речь, может быть разной. В отношении договора о создании акционерного общества, думается, было бы правильным различать до говор учредителей о создании акционерного общества, который по своей природе является договором о совместной деятельности, и учредительный договор, который является учредительным документом соответствующего юридического лица. Договор о создании акционерного общества (п.1 ст. 98 ГК) определяет порядок осуществления учредителями их совместной деятельности... и утрачивает силу с момента государственной регистрации общества в качестве юридического лица, то есть до достижения определенной в нем цели.

Избрание той или иной формы юридического лица происходит до регистрации юридического лица, в установленном законом порядке: его участники определяют основные параметры правоспособности, юридического лица уже на этой стадии. В зависимости от избранной организационно-правовой фор мы совершаются определенные правоустанавливающие действия, в частности происходит разработка учредительных документов. Уже на этой стадии со здания юридического лица участников (учредите лей) связывают определенные юридические отношения, предусмотренные, к примеру, учредительным договором.



Полезные инструменты