Целостный тайм-менеджмент. — Значение менеджмента в жизни человека. Является ли ваш сон эффективным

Экспертные экспресс ответы по проекту "Ситуационный менеджмент".

Тема: Помогают ли в повседневной жизни профессиональные знания и опыт менеджмента?

В дискуссии приняли участие:
1) Смирнова Наталья (преподаватель MBS, генеральный директор Social Lab);
2) Захватов Константин (студент MBA-Start, заместитель генерального директора по экономике, компания ООО "Сибтехноген" - горнодобывающее предприятие в Кемеровской области);
3) Дейнекин Тихон (преподаватель MBS по интернет-маркетингу);
4) Левандовский Виктор (преподаватель MBS, владелец и управляющий компаний InternetDevels и "РА Форсаж Продаж").

Смирнова Наталья : Знания и опыт менеджмента предполагают наличие таких важных компетенций как гибкость, умение принимать ситуацию, слышать и слушать, умение делать выбор и брать ответственность, верить в результат и возможности… Такие профессиональные компетенции или, правильнее сказать, человеческие качества, помогают человеку быть успешным не только профессионально, но и в личной жизни. Умение управлять своей жизнью, знать, чего хочешь, ставить цели и добиваться их, заниматься своим делом и "делегировать" рутинные задачи тем, чья это работа (например, передать вещи "на аутсорс" в химчистку, а не пытаться успеть все постирать самому)… тайм-менеджмент - основа планирования своего времени и распределения приоритетов - все это основа гармоничной, успешной жизни… не только руководителя, но человека.

Захватов Константин : Безусловно, профессиональные знания менеджмента помогают в повседневной жизни. Это и планирование личного времени, и организация взаимодействия с другими людьми с точки зрения психологического менеджмента, и управление личными ресурсами, и многое другое. Также профессиональные знания и опыт помогают ставить личные цели и успешно их достигать наиболее удобными способами.

Дейнекин Тихон : Конечно, знания менеджмента могут помочь не только на работе, но и в повседневной жизни. Будь то строительство дачи, покупка машины, выбор новой квартиры - все это требует четкого планирования и управления процессами, а также контроля реализации. Другое дело не всегда и везде в личной жизни стоит применять профессиональные навыки менеджмента: отношения с близкими все же лучше строить иной основе, оставить место отдыху и определенным спонтанным решениям. Это необходимо, чтобы переключаться и получать эмоциональную разгрузку от профессиональной работы, побыть в других ролях, не доводить дела до стрессов и выгорания.

Если сотрудник перестал качественно делать свою работу - я его просто уволю, он мешает эффективному управлению процессом и развитию организации; если же жена своевременно не готовит ужин, или дети шалят, то их на других менять не станешь, так как здесь уже играет роль не эффективность управленческих решений, а личные чувства и отношения. Поэтому знания менеджмента в повседневной жизни где-то действительно могут помочь, а где-то лучше их применять не стоит.

Левандовский Виктор : В повседневной жизни такие знания конечно же помогают, поскольку это все же набор конкурентных преимуществ. А повседневная жизнь - это тоже среда, в которой мы используем эти преимущества для достижения "повседневных" целей. :)

С другой стороны есть одна грань - такие навыки немножко мешают "расслабиться", - слишком много вокруг несовершенства, ты это автоматически замечаешь.... В собственной организации все таки это несовершенство пытаешься решить, в повседневной жизни не все так просто - окружающие не в организационной структуре, и подход нужен другой.

Персональный менеджмент - область знаний, изучающая организацию личного труда работника с точки зрения используемых методов, принципов и приемов работы. Персональный менеджмент позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей. Ключевая задача персонального менеджмента - рациональная организация труда специалистов и управленческих кадров. Одним из основных направлений решения данной проблемы является формирование целостной системы самоорганизации личного труда менеджера. Это очень важно, ибо любому менеджеру полезно и важно будет знать, как управлять своей деловой карьерой, как планировать дела, как принимать правильные решения, как организовать свое рабочее, место и собственный труд, как создавать и повышать в глазах окружения собственный имидж. На эти и другие вопросы отвечает наука о самоорганизации и самоуправлении человека - персональный менеджмент

Персональный менеджмент - это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Отличие этого вида менеджмента как раз в том, что он нацелен на улучшение качества работы в первую очередь не группы людей, а конкретного человека, руководителя.

персональный менеджмент - целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности с целью рационально использовать свое время.

Персональный менеджмент наука о самоорганизации и самоуправлении человека.

Целью персонального менеджмента является:

Овладение менеджерами искусством и наукой самоуправления, методами и приемами управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техникой и приемами убеждения, навыками повышения и сохранения своей работоспособности.

Целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности, для того, чтобы рационально использовать свое время, возможности, сознательно управлять своей жизнью, легче преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.

А также целью персонального менеджмента или самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни.

Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают:

Правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;

Решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;

Сохранять средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;

Выполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;

Уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.

Поэтому персональный менеджмент совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя. “Измени себя - и ты изменишь мир вокруг себя”. Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить свое отношение к ним.

Самоменеджмент дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать проблему нехватки времени, путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделить место, указав временной интервал, то есть, определив, какую долю свободного времени оно занимает, а также ведение дневника времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Самоменеджмент - это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления. Организация личного труда руководителя не может не учитывать индивидуальные особенности людей. И наряду с этим наука и практика управления свидетельствуют о возможности эффективной организации труда менеджера. Это обуславливается тем, что в деятельности преуспевающих менеджеров имеются общие правила и принципы работы.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.

Во внешнем круге этой модели определены следующие пять функций (рис. 3):

Рис. 3. Модель связи функций самоменеджмента

1 – постановка цели. Анализ и формирование личных целей;

2 – планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

3 – принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам;

4 – реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач;

5 – контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей).

Во внутреннем круге расположена шестая, дополняющая функция:

6 – информация и коммуникация. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.

В табл. 2 представлена техника самоменеджмента, где каждой функции соответствуют определенные рабочие приемы и достигаемый результат.
Ошибка многих, даже опытных менеджеров, которые недооценивают самоменеджмент, заключается в том, что они предпочитают:

Разумная самоорганизация позволит менеджеру получить следующие преимущества:

1. Выполнять работы с меньшими затратами.

2. Лучше организовать свой личный труд.

3. Получать более высокие результаты труда.

4. Быть меньше загруженным работой.

5. Меньше допускать ошибок при выполнении своих функций.

6. Получать удовлетворенность от работы.

7. Допускать меньше спешки, уменьшая стрессовые перегрузки.

8. Повышать свою квалификацию.

9. Достигать профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Все функции связаны и переплетаются друг с другом. При этом коммуникации (обмен информацией) является основой всех функций самоменеджмента

Техника самоменеджмента

Рабочие приемы, методы

Достигаемый результат

1. Постановка целей

Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели

1. Мотивация
2. Устранение слабых сторон
3. Концентрация на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов

2. Планирование Годовое, декадное планирование, планирование дня, принципы временного менеджмента, метод Альпа

1. Подготовка к реализации цели
2. Оптимальное распределение и использование менеджмента

3. Принятие решений

Установка приоритетов, принцип Парето, АБВ -анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел

1. Приводящая к успеху организация труда
2. Первоочередное решение жизненно важных проблем
3. Упорядочение дел по их важности

4. Реализация

Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план

1. Применение самоменеджмента
2. Концентрация внимания на значительных задачах
3. Учет периодических колебаний
4. Становление индивидуального рабочего стиля

5. Контроль

Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), Контролирование итогов (достижение поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) 1. Обеспечение запланированных результатов
2. Позитивное воздействие на течение жизни

Преимущества разумной самоорганизации:

1) выполнение работы с меньшими затратами

2) лучшая организация личного труда

3) меньше ошибок при выполнении своих функций

4) большая мотивация труда

5) рост квалификации

6) лучшие результаты труда

Функции менеджера в самоменеджменте

Современный менеджер должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента.

Одним их необходимых качеств менеджера является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.

Рассмотрим «Умение управлять самим собой». Данный практический тест основан на применении метода активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), разработанного профессором Н. Ф. Жуковыми Целью этого метода является разработка и реализация программ саморазвития менеджеров для совершенствования методов их работы, развития в себе необходимых качеств. Метод основан на систематической самооценке собственных действий и качеств в процессе личной деятельности. Целью задания является определение того, насколько эффективной является система личной организации менеджера и как развиты качества персонального менеджмента. Сущность системы персонального менеджмента можно образно представить в виде модели - требований к качествам менеджера, способного. управлять самим собой (табл. I).

Исходя из данной модели, искусство персонального менеджмента, управления собственной жизнедеятельностью складывается из следующих семи блоков качеств

Тайм-менеджмент возможен не только на работе, но и в повседневной жизни. Ведь придя домой или продумывая планы на неделю, мы тоже ставим перед собой ряд задач и их решаем. Для того, чтобы грамотно распланировать своё время и не согнуться под рутиной домашних дел, самое первое и самое главное – это рассчитать количество времени, которое тратишь на определённую занятость.

Когда станет ясно, что за полчаса, которые стиральная машина будет справляться с бельём, можно погладить одежду на следующую неделю, то эти полчаса уже не так сложно будет найти вечером после работы. Но не надо пытаться сделать больше, чем можно! Получаса вполне достаточно. Потому, что если потратить на глаженье весь вечер, то все остальные задачи, которые можно решить сегодня, распределятся на всю неделю.

Постепенно стоит выяснить и количество времени, которое тратится на другие рутинные дела. Можно даже записать, чтобы не путаться. Когда вы не в состоянии держать в голове все дела – пользуйтесь ежедневником. Это не глупое занятие, это экономия собственных ресурсов. Только не надо пытаться вместить задачи одной недели в один день. Всё равно выполнить их не получится. Надо прислушаться к голосу разума и всё то, что хочется вместить в день – наоборот, при случае, разделить на два.

Самый простой пример использования ежедневником это, допустим, подсчёт расхода продуктов на неделю. Чтобы не обнаруживать после поездки в магазин, что, оказывается, кончились два необходимых повседневных продукта, лучше сразу записать, какой именно запас иссяк. Так, если среди недели обозначить в блокноте, допустим, «лук», «подсолнечное масло» и «сахар», то появиться абсолютная гарантия того, что на выходных все это будет куплено, и на следующей неделе не придется бежать в магазин потому, что не на чем поджарить ужин.

Если у вас нет навыка планирования своего дня, попробуйте начать с простого алгоритма: обозначить ежедневную рутину, без которой не обойтись – гигиенические процедуры, основные рабочие задачи, приготовление ужина. И каждый день добавлять к этому списку одну рабочую задачу, одну задачу из области домашнего хозяйства, и одну, связанную с уходом за собой. Для начала можно эти три пункта распределить по трём дням. Со временем станет понятнее, на что осталось время сегодня, и, благодаря упорядочиванию графика, однажды вы увидите, что на сегодня выполнены все задачи, и осталось свободное время.

Таким образом, стоит планировать практически каждую сферу жизни. Планирование – это инструмент, который кажется нудным и сложным, но со временем сильно облегчает жизнь. Главнейшее его правило – всё делать заблаговременно. Если заранее подготовить три варианта того, что надеть на работу, выстирать и погладить эти вещи, то всю неделю утром будет время на уход за собой. Если помочь ребёнку собраться в школу с вечера, то спозаранку не будет криков вроде: «Мама, где мои тетрадки?» Если обеспечить мужа в выходные недельным запасом рубашек, то не придётся в панике помогать ему с глажкой за полчаса до выхода, когда у вас высыхает маникюр.

Понятия "менеджер", "менеджмент", "маркетинг" в последнее время быстро вошли в словарный запас русского языка. Иногда люди говорят о директоре своего предприятия, что он хороший менеджер. Сказанным они хотят выразить, что он - современный руководитель, который в отличие от стиля руководства, присущего старой командно-бюрократической системе, при организации своей работы и работы своего предприятия использует современные методы управления.

Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя или директора предприятия.

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Менеджер не автоматически является руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех "эшелонах" управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

  • как науку и искусство управления
  • как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений
  • как аппарат управления деятельностью организации

Менеджмент: наука или искусство.

Менеджмент как наука , возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.

Ее основные задачи:

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство :

  • организации – сложные социально-технические системы;
  • люди, работающие в них – главный фактор эффективности их функционирования;
  • практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;
  • при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;
  • никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.

Менеджмент как вид деятельности.

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности.

Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

Менеджмент как аппарат управления деятельностью организации.

Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Менеджмент и управление в повседневной жизни

Менеджмент методы управления а также система методов управления менеджмент

Общие принцыпы управления в менеджменте

Одной из общих функций менеджмента является - мотивация, которая начала иизучатся в XX веке.

Виды стратегий организации разделяются на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.

В процессе управления постоянно приходиться принимать различные управленческие решения.

Культура пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию информации.

Зарожденния менеджмента произошло еще до нашей эры, но все время шло развития и Россия этому не исключения.

Менеджеры - это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Чтобы планы были реализованы, кто-то очевидно должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.

Каждый работающий современный человек проводит на работе почти треть своей взрослой жизни, а многие и более. Время, проведенное на работе, в современной психологии управления рассматривается не как способ зарабатывания денег для своей бытовой, и семейной личной жизни. Это абсолютно самостоятельная и весьма значимая часть нашей жизни. Она обозначается как « профессиональная жизнь» . И эта часть жизни имеет законное право быть интересной, привлекательной для работника, давать возможности для самореализации, приносить удовлетворение.

Право на интересную профессиональную жизнь – неотъемлемое право каждого человека.

Свыше двадцати лет назад (в 1984г.) ирландский профессор Чарльз Хенди издал книгу «Будущее труда». Анализируя тенденции трудовых отношений в ХIХ – ХХ веках, Хенди пришел к неутешительным выводам и мрачным прогнозам. В динамике труда автор отметил падение возможностей самореализации личности. Труд в массе своей не обеспечивает ни ощущения собственного достоинства, ни состояния защищенности, ни достойного материального вознаграждения. Чтобы восполнить указанное, многие участвуют в волонтерском (общественном, неоплачиваемом) труде помимо основной работы.

В динамике структуры общества Хенди указал на рост безработицы и появление «деклассированного» слоя, который не может отнести себя ни к какому классу это менеджеры.

Отмеченные тенденции, оставленные без внимания, по мнению автора, могут взорвать основные устои общества.В качестве «здоровой силы», способной остановить отрицательные социальные тенденции, Хенди видел высший менеджмент. Это топ-мненеджмент и «золотые воротнички» – генералитет управленческой профессии.Хенди назвал эту социальную группу«не-класс не-производителей». Иными словами, это то, что находится за «продуктивизмом». Именно эта группа способна конструктивно преобразовать общество. Эти люди имеют колоссальное, сравнимое с ведущими политиками, влияние на национальные и мировую экономику и, как следствие, на национальные и мировую политику.

Однако огромную роль в обществе играет не только высший менеджмент. Сегодня в мире к профессии менеджера можно отнести около 15% работающих. Эти люди, как правило, сами являются хозяевами своей жизни. Они держат «птицу счастья» в собственных руках. Кроме того, от них в огромной степени зависит благополучие их подчиненных. Исходя из сказанного, можно сформулировать роль современного менеджмента в задачах его субъекта.

Задачи современного менеджера:

    Сделать интересной свою профессиональную жизнь;

    Сделать интересной профессиональную жизнь подчиненного персонала;

    «Сделать деньги», то есть обеспечить эффективность (прибыльность) возглавляемой работы;

    Сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Изложенные задачи предполагают, что менеджер – это человек, который внутренне (психологически) положительно настроен на свою работу. Более того, она приносит ему удовлетворение. Работать менеджером «по-принуждению» не только не следует, но и вредно. Вредно для себя и для общества. Такой человек сам испытывает дискомфорт, а также создает психологическое напряжение для своих подчиненных.

В дальнейшем рейтинге задач менеджер должен на первое место ставить людей – своих подчиненных. Ведь от них, от их душевного состояния зависит, в конечном счете, профессиональный успех фирмы. И, наконец, последняя задача. Современный менеджер – это прежде всего специалист в области человеческих отношений. Именно так. И если это так, то он вполне в состоянии проявить свои управленческие, регулирующе-настраивающие качества и на сферу своих отношений в семье и кругу друзей. В противном случае следует поставить под сомнение его управленческий профессионализм в современном его понимании. А если у самого менеджера нелады в доме и проблемы с друзьями, то он будет не в состоянии решать и те задачи, которые выше обозначены первыми.

До сих пор наш разговор велся без учета пола менеджера. А ведь около четверти менеджеров – женщины. Проблема пола в теории управления называется «гендерной».

Длительное время считалось, что для руководителя важнейшими качествами являются логика, рассудительность, эмоциональное равновесие. А это, в свою очередь, типичные качества того склада ума и характера, который принято называть мужским.

Однако 15-20% женщин вполне обладают перечисленными качествами. Значит, они могут быть успешными руководителями «играя на поле мужчин». Именно такими были политические лидеры Маргарет Тетчер, Индира Ганди, Беназир Бхутто и многие другие.

Но современная теория управления совсем не настраивает женщин-менеджеров «быть мужчинами». Даже наоборот, женщина-менеджер может успешно руководить, используя именно типично «женские» качества. Среди таких качеств – эмоциональное отношение к работе, жизненная практичность, самоотверженность в делах. Современные теория и практика управления обосновали под сказанное даже специальный управленческий стиль – интерактивный.

Интерактивный стиль менеджмента – это вовлечение руководителем подчиненных в эмоциональное единение на базе как заинтересованного отношения к работе, так и внепроизводственным делам друг друга. В этом случае начальник – это «друг-заговорщик».

Таким образом, в современной профессии менеджера совсем не надо менять «половую ориентацию». Женщина вполне может «играть по женским правилам» управления, а мужчина – «по мужским».

Заключая разговор о роли менеджмента в современной жизни, можно еще раз сослаться на трактовку состояния счастья. Наша удовлетворенность своей профессиональной жизнью очень во многом зависит от непосредственного руководителя. Еще одна важнейшая часть – атмосфера в семье. Исходя из сказанного, мы можем глубже понять приведенную в начале главы психологическую формулу счастья.



Полезные инструменты