Техника забывания человека. Методы забывания. Забывать ненужное: практические техники

Приветствую всех моих читателей и подписчиков, и тех кто только решил присоединиться к большому числу людей, занимающихся саморазвитием и своим здоровьем. В этой статье пойдет речь о наших негативных воспоминаниях, которые иногда словно «снежный ком» преследуют нас. Будем учиться от них эффективно избавляться.

Каждый человек в своей жизни совершает массу ошибок, и это вполне нормально. Мы не роботы, чтобы делать все идеально. Но одни люди извлекают из них опыт, а другие занимаются самобичеванием, вспоминая ошибки вновь и вновь.

Некоторые, особенно сильные негативные воспоминания приносят человеку чувство неловкости, стыда или страха, и это очень плохо с психологической точки зрения. От этого сильно портится настроение и на этой почве может , а бороться с ней очень тяжело.

Любому человеку свойственно совершать ошибки в жизни, и главное научиться извлекать из них положительные моменты и не зацикливаться на прошлом. Следующие советы мы надеемся, хоть немного помогут вам забыть все плохое в своей жизни.

1 Научитесь любить себя самого

Необходимо в любой ситуации принимать себя таким, какой вы есть, и не загонять в жесткие рамки, навязанные обществом. Если вы полюбите себя и начнете радоваться жизни, то она тоже будет к вам благосклонна.

2 Перестаньте зацикливаться на своих проблемах и прошлых неудачах

Если вас постоянно преследуют негативные воспоминания из прошлого и мешают нормально жить, можно попробовать воспользоваться таким психологическим приемом.

Представьте проблему в полную силу. Вам необходимо пережить ее вновь, только уже в ваших мыслях. Вспоминайте все подробности, ощущения. Старайтесь сделать ее как можно яркой и естественной. После того как вы достигли максимального визуального восприятия, представьте проблему в виде какого-нибудь образа, пришедшего в тот момент.

Понаблюдайте за ним со стороны, тщательно всматриваясь в детали и через время мысленно его уберите из головы, подумав о чем-то хорошем. Можно после этого закрепить результат , например, отжиманиями от пола. Эту методику замещения негатива позитивом используют в армии. И она хорошо работает.

3 Смотрите на будущие проблемы и неприятности с философской точки зрения

Не бывает такого, чтобы все шло как по маслу. У любого человека есть проблемы, как в прошлом, так и в будущем. Различие между успешными людьми и неудачниками состоит в их масштабе.

Один человек при поломке машины и отсутствии денег на ее ремонт может быть полностью деморализован, а профессиональный военный, например, может бороться за свою жизнь и находиться в практически безвыходной ситуации, но при этом.

Все проблемы относительны, и значат ровно столько, какое мы им придаем для себя значение.

4 Прием «Нарисовать проблему»

Конечно, многие из нас не являются художниками, но если негативные воспоминания не отступают, возьмите листок чистой бумаги и нарисуйте проблему. Изобразите первое попавшееся вам в голову. Это действует так же как и предыдущий прием, только при помощи графики удается более сильно проработать образ. После того, как вы нарисовали ее, сожгите листок. Через несколько сеансов переживания должны значительно уменьшиться.

После выполнения этих упражнений подумайте о хорошем, . Жизнь прекрасна, если к ней относится в позитивном ключе! Удачи Вам!

Порой, жизнь преподносит нам не всегда приятные сюрпризы. Иногда случается так, что любимый человек, с которым были связаны все планы на будущее и надежды, говорит вам, что вы больше не можете быть вместе.

Все мы люди со своими взглядами на отношения и любовь, и то, что у одних получается просто и легко, у других занимает всю жизнь .

Именно к таким проблемам относится проблема стирания из памяти образа, а главное – чувств, которые связаны с таким для нас родным и любимым человеком.

Тут всё определяется серьёзностью ваших отношений и глубиной чувств. К сожалению, этот процесс не может пройти безболезненно. Но можно постараться сделать процесс забывания любимого человека менее трудным и более быстрым.

Конечно, забыв человека, вы не решите проблему. Но можно попробовать сделать хотя бы это. Переключитесь на что-то другое, сбежите от себя, укройтесь от мыслей о любимом человеке, который ещё пару дней назад был для вас почти всем миром.

Просто поймите, что вы не один. Ежедневно миллионы людей хотят умереть из-за нескончаемой тоски, которая связана именно с эти чувством… и что вы думаете – всё проходит! Не сразу, конечно, а со временем.

Время – это самый лучший доктор . Положитесь на него! И если время не излечит на все сто процентов, то уж чувства точно притупит.

Способы, которые помогут забыть человека

    А если вы всё ещё не нашли в своей голове ту самую кнопку “DEL” , можно применить следующие методы:
  • Поменяйте номер мобильного телефона;
  • Установите новый ICQ. Обрежьте все пути, по которым она/он мог бы вернуться;
  • Попросите друзей не говорить при вас о ней/нём;
  • Перестаньте общаться с общими друзьями;
  • Выбросите всё, что может напоминать: фотографии, подарки, письма;
  • Займитесь спортом/йогой. Отвлекитесь;
  • Больше гуляйте. Пусть в вашей жизни будет больше ярких приятных эмоций и впечатлений. Новые увлечения, путешествия, друзья, хобби;
  • Помогайте остальным. Обратите вашу энергию на помощь другим.
  • На время исключите из вашей жизни всё, что навевает депрессию и тоску.
  • Помните, не бывает незаменимых людей. И если вас не оценили по достоинству, то это не ваша проблема.
  • Обращайте внимание на других женщин/мужчин. Как говорится, клин клином вышибают.

Попытайтесь завести новые отношения, пусть и не очень серьёзные. Так вы отвлечётесь от вашего единственного и неповторимого. назначьте кому-нибудь свидание.

Может у вас появится новое увлечение. Конечно, первое время будет трудно всерьёз кем-то заинтересоваться. Но вы ничего не потеряете, если будете встречаться с ним. Напротив, у вас будет возможность развлечься. А вам это нужно, потому что забыть мужчину или женщину, парня или девушку , сидя дома в одиночестве почти нереально.


Извлеките из прошлого урок.

Поймите, что несчастным и счастливым вы делаете себя сами.

Простите в своём сердце боль и обиды, пожелайте счастья и навсегда отпустите.

Хороший способ забыть о любимом человеке – погрузиться с головой в работу, и так, чтобы у вас не было времени ни на что, кроме работы. Что, придя домой, вы думали только об одном, нет, не о вашем любимом человеке, а о подушке! Поверьте, это помогает.

    Еще несколько рекоммедаций:
  • Проведите самоанализ. Ведь всё, что ни делается, делается к лучшему. Может быть, он вас и не достоин.
  • Поменяйте имидж.
  • Сфокусируйтесь на вашем будущем. Чтобы идти вперёд, не оглядывайтесь назад. Сконцентрируйте ваши мысли на том, что ждёт вас впереди, а не на том, что прошло и что есть сейчас. Так вы отвлечётесь от мыслей об объекте любви, а со временем вообще о нём забудете.

Устройте грандиозный шопинг. Пройдитесь по магазинам, изучите ассортимент, померяйте вещи! И когда в ваших руках будет много пакетов, сходите в ресторан, насладитесь едой и отправляйтесь домой.

Все трудности и испытания, которые мы преодолеваем, посланы нам, чтобы мы стали не просто сильнее, но и лучше. Вы не будете просто плыть по течению, вы всё равно будете анализировать, думать, и таким образом меняться.

Не просто забыть о действительно любимом человеке. Но всё проходит. И это тоже пройдёт. Радуйтесь тому, что вы способны любить. Тому, что у вас была любовь.

Будьте благодарны за хорошие моменты, которые у вас были. Отпустите, простите, и идите дальше.

Для многих людей проблема развития памяти и навыков запоминания и усвоения текстов является более актуальной, чем умение забыть прошлое и избавиться от ненужной информации.

Сегодня можно встретить большое множество рекламных объявлений в газетах, по телевизору и в Интернете, заголовки и анонсы которых пестрят обещаниями улучшить и восстановить память. Любой человек сегодня может самостоятельно и без труда найти массу полезной информации о том, как развить память . Но ведь для эффективной работы нашей памяти необходимо не только умение надежно запоминать, хранить и при надобности воспроизводить нужную информацию. Важно так же умение ее забывать.

В мнемонике (методы и способы, облегчающие запоминание) существуют специальные приемы, предназначенные для преднамеренного забывания. И действительно, почему, если есть непроизвольное и произвольное запоминание, забывание может быть лишь только непроизвольным?

Так вот совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета - река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение - кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.

В чем же польза летатехники и ее законов забывания? В каких случаях они необходимы?

В первую очередь, отвечая на эти вопросы, следует сказать, что забывание не является определенно негативным качеством человеческой памяти, так как функционирование мнемонических процессов без процессов забывания будет неполноценным. Уместным будет вспомнить слова выдающегося советского психолога Александра Романовича Лурия - «Многие работают над тем как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Но никто даже не думает над вопросом: как лучше забыть

В этой статье мы рассмотрим наиболее действенные способы, которые помогают человеку забыть прошлое, оказывающее на его психику травмирующее воздействие, и узнаем, как забыть информацию потерявшей свою актуальность.

Методы забывания могут быть использованы, по крайней мере, в двух случаях:

  • Для того чтобы подавить неприятные воспоминания, особенно ставшие навязчиво повторяющимися.
  • С целью стирания из памяти ненужной информация, которая просто захламляет наш мозг.

Метод забывания №1 - Подавление

Этот летатехнический прием имеет психотерапевтическую направленность, с его помощью можно забыть травмирующие психику воспоминания.

Часто память о неприятных событиях не дает людям покоя, и они начинают бояться, что эти травмирующие психику воспоминания вновь начнут «всплывать» и чем больше они этого боятся, тем эти страхи становятся навязчивее . Для снятия обсессии (непроизвольно навязчивые мысли) можно использовать упражнение, называемое «горящее письмо »:

  • Воспоминания, которые заставляют вас страдать и испытывать неприятные ощущения, подробно опишите и перенесите их на лист бумаги. Потом возьмите этот лист скомкайте и поместите его в какую-нибудь огнеупорную посуду, подожгите. Смотря как горит бумага, думайте о том, как сгорают ваши переживания, как они рассыпаются и превращаются в пепел. Все негативные воспоминания сгорели! Пепел выбросите в окно и развейте по ветру!

Смысл упражнения «горящее письмо» заключается в том, что оно помогает не просто забыть информацию, а стать хозяином своих воспоминаний. Человек, испытывающий неприятные ощущения от прошлых событий, таким образом, может забыть их. Конечно, этот процесс забывания может быть неприятным, но часто он дает нужный эффект: человек не включает защитные механизмы, не подавляет воспоминания, а наоборот, описывая эти события избавляется от воспоминаний связанных с ними.

Еще с древних времен огонь играл роль первого для человеческой психотерапевта: смотря на пламя человек, по сути, проходил сеанс психотерапии, очищаясь от тяжких мыслей и сбрасывая с плеч тяжесть первобытных стрессов. И если у человека хорошее воображение, и он способен ярко представить, что в огне сгорает не просто бумага, но и травмирующие его психику воспоминания, то он даже при желании не сможет их воспроизвести.

«Телевизор » - еще одно упражнение, часто применяемое психологами и психотерапевтами в своей практике для избавления пациента от тяготящих его воспоминаний:

  • Постарайтесь максимально ярко перенести свои отрицательные переживания на экран большого телевизора. Вспомните все до мельчайших деталей. Затем возьмите пульт, и мысленно отключив звук, просмотрите «немое кино». Дальше, подобным образом, лишите визуализацию четкости, контрастности, и, наконец, яркости. В конце концов, изображение тускнеет и полностью исчезает. Главное – не стоит торопиться! Для придания процессу забывания большего эффекта можно мысленно вытащить шнур из розетки или выкинуть телевизор в окошко. Если негативные воспоминания не столь трагичны (скажем, просто неприятны), то с помощью этого упражнения можно перевести их в жанр комедии. Представьте, эти события записанными на видеокамеру. Мысленно пустите запись в обратную сторону, прокрутите ее на большой скорости, используйте замедленный режим, наложите на картинку забавную музыку, введите в «фильм» комедийного актера и т.д. Если вы научитесь режиссировать свои воспоминаний, то вам будет проще ими управлять. К тому же там, где есть юмор, неврозу нет места.

Может эти упражнения и не помогут полностью избавиться от воспоминаний, но они научат вас их не бояться. А это очень важно, ведь устраняя страх перед негативными воспоминаниями, мы устраняем причину их непроизвольного появления.

Метод забывания №2 - Удаление

Другая техника забывания предназначена для удаления из памяти ненужной информации, утратившей свою актуальность и захламляющей «архив» памяти. Например, можно высвобождать мнемонические матрицы от уже примененного информационного материала для того, чтобы заполнить их новым содержанием.

Самый простой метод забывания называется «летатехническая тряпка ».

  • Например, мы заполнили матрицу памяти рядом образов, созданных на основе слов. Затем мы, сфокусировав внимание на первой ячейке матрицы, берем мокрую тряпку и стираем находящийся в ней образ (образную группу). Первая ячейка остается, мы продолжаем четко ее видеть, но теперь она пуста, место свободно и теперь на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Далее мы последовательно, ячейка за ячейкой проходим по всей матрице и подобным методом стираем все оставшиеся образы.

Следует отметить, что данный метод не совсем удобен, в случае если мнемонические матрицы имеют большие размеры. Ведь потребуется очень много времени и сил для последовательного стирания информации с каждой отдельно взятой ячейки. В подобных случаях уместно применять законы забывания Соломона Вениаминовича Шерешевского российскио-советского журналиста и профессионального мнемониста, который выступая с интеллектуальными номерами перед огромной аудиторией, был вынужден не только запоминать большие последовательности цифр, слов, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед следующим представлением.

  • «Переживая, чтобы отдельные сеансы межу собой не перепутались, я мысленно стираю доску и как бы накрываю ее пленкой, которая совершенно беспросветна и непроницаема. Когда сеанс заканчивается, я мысленно снимаю ее… Я всееще разговариваю с публикой, а в это время руками как бы сминаю эту пленку, слыша как она хрустит. » - делился секретами Шерешевский. Так он, удалял информацию сразу со всего поля мнемонической матрицы, а не с каждого отдельной ее ячейки. В случае же если такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Соломон Вениаминович прибегал на первый взгляд к парадоксальным способам забывания: «Для того чтобы запомнить, люди записывают… Мне это показалось смешным, и я решил сделать по-своему: раз они записывают, следовательно, им нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что мне нет надобности это помнить… И я начал применять этот закон забывания в маленьких вещах: в каких-либо поручениях, в фамилиях, в телефонах ».

Стремясь запомнить важную информацию, большинство людей, как правило, записывают ее. А чем чаще мы записываем, то что хотим запомнить, тем меньше пользуемся своей памятью. Это прямой путь к атрофии памяти, ведь не получая достаточной нагрузки она все меньше и меньше работает. В итоге, люди приходят к печальному выводу, что у них плохая память , хотя сам же часто и виноваты в этом.

Постарайтесь не использовать блокноты и записные книжки, доверяйте своей памяти, нагружайте ее так, чтобы она могла полноценно работать (упражнения для развитие памяти ), и тогда она вас перестанет подводить. Отмечайте что-либо на бумаге только в случае если вам это надо забыть!

Процесс освоения навыков забывания (также как и запоминания) протекает в непротиворечии законам диалектики Гегеля. В определенный момент опыт произвольного забывания приводит к качественному скачку, позволяющему забывать ненужную информацию только за счет силы воли без применения специальных методов забывания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Память – одна из важнейших , оказывающая влияние на всю его жизнь. И многие люди относятся к проблеме развития своих навыков запоминания очень серьёзно. Благо, что и возможностей сегодня огромное количество: различные , тренинги, курсы, семинары и прочие обучающие программы. Если у человека возникла потребность в том, чтобы улучшить свою память, он может без проблем найти подходящие материалы. Однако намного меньшее внимание уделяется проблеме забывания, хотя важность её нисколько не меньше. Ведь у многих из нас нередко появляется желание избавиться от каких-то воспоминаний, ощущений из прошлого, да и просто освободить свою память от ненужной информации. Именно об этом мы и решили поговорить.

Среди множества , рассчитанных на улучшение памяти, имеются особые методы, предназначенные для намеренного забывания. Их совокупность называется летатехникой. Сам этот термин уходит корнями в греческую мифологию, в которой часто упоминалась небезызвестная река Лета (вспомните распространённое выражение «кануть в Лету»). Лета – это река забвения, которая находилась в подземных владениях Аида. Мёртвые души, попадающие в его царство, испив воды из Леты, уже навсегда забывали о том, что когда-либо жили.

Так в чём же заключается польза летатехники и для чего конкретно она применяется? Для начала стоит сказать о том, что свойство человеческой памяти забывать является её неотъемлемой составляющей, т.к. благодаря ей мнемонические процессы являются полноценными. И об этом говорили и говорят многие российские и зарубежные психологи. Именно способность забывать помогает человеку стирать из памяти что-то произошедшее в прошлом, но оказывающее деструктивное воздействие на психику и личность в настоящем, а также всякую неактуальную на настоящий момент информацию. Это и есть две основные причины, по которым рекомендуется овладеть методиками забывания.

Основных летатехнических методов существует два: подавление и удаление. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Подавление

Данный метод рассматривается именно как психотерапевтический, т.е. благодаря ему становится возможным забыть то, что оказывает на психику травмирующее воздействие. Нередко какие-то воспоминания о негативных событиях беспокоят людей и всплывают в памяти из-за своей яркой эмоциональной окраски всё чаще и чаще. Человек начинает остро реагировать на это, бояться этих воспоминаний, а они становятся всё сильнее. Для устранения этих и других всевозможных навязчивых мыслей, как правило, используются два упражнения.

«Горящее письмо»

Запишите на лист бумаги все воспоминания, которые заставляют вас испытывать отрицательные эмоции. Опишите их во всех подробностях. Затем возьмите этот лист, скомкайте его и положите в заранее подготовленную огнеупорную тару. Подожгите скомканный лист. Наблюдайте за пламенем. И пока лист сгорает, представляйте, как вместе с ним сгорают все тревожащие вас воспоминания, а затем превращаются в пепел. Как только бумага окончательно прогорит, развейте этот пепел по ветру, выбросив его, например, в окно.

Сутью этого упражнения является не только то, что оно помогает избавиться от ненужных воспоминаний, но также стать их хозяином. Именно имея возможность распоряжаться своими воспоминаниями, человек может избавиться от них. Это может быть даже до некоторой степени неприятно, но результат того стоит, ведь человеку уже не нужно защищаться от назойливых мыслей, подавлять их, т.к. он просто может их описать и сжечь. А огонь, как известно, во все времена был для людей лучшим психотерапевтом: глядя на него, люди очищались от того, что на них психологически давило, «сбрасывали с плеч тяжкий груз». Если же человек обладает ярким воображением, он способен чуть ли не буквально представить, как вместе с бумагой сгорают его беды и несчастья, освобождая память от тяжкого бремени.

«Телевизор»

Сядьте в удобное кресло или на диван и примите комфортное положение тела. Постарайтесь детально спроецировать свои негативные переживания на созданный в воображении большой телеэкран. После этого возьмите в руки такой же воображаемый пульт и отключите звук своего «фильма». Просмотрите его в виде немого кино. Затем постепенно сделайте изображение расплывчатым и тусклым. Представьте, что оно становится всё менее ярким и исчезает полностью.

Самое главное в этом упражнении – не спешить. Не нужно стараться выполнить всё упражнение за пару минут. Наоборот, нужно процесс как можно детальнее. Например, вы можете вообразить, как после исчезновения изображения вы выключаете телевизор, выдёргиваете из розетки кабель питания, поднимаете телевизор, подносите его к окну и выбрасываете.

Можно также пофантазировать и с самими фильмом: переведите сюжет из драмы в комедию. Смоделируйте продолжение ситуации в комичном варианте, наложите на изображение забавную мелодию или дурацкую песню, представьте, что роли играете не вы, а кто-то из комедийных актёров. Станьте режиссёром своих воспоминаний – так вы сможете ими управлять и контролировать их. Если они вам не нужны – выбросьте их из своей «видеотеки».

Если даже «Горящее письмо» и «Телевизор» не избавят вас от воспоминаний полностью, вы в любом случае перестанете их бояться. А если вы не будете их бояться, то они наверняка станут вам безразличны. А то, что человеку безразлично, довольно редко тревожит его память.

Удаление

Это второй летатехнический метод. Он предназначается в большей степени для того, чтобы удалить из памяти информацию, потерявшую свою актуальность, и представляющую собой лишь психический и эмоциональный мусор. В методике удаления можно выделить несколько упражнений.

«Летатехническая тряпка»

К примеру, у вас в памяти содержатся ненужные образы (слова, люди, картинки, данные), которые, пусть и не влияют негативно, но отвлекают ваше внимание и мешают концентрации, свободному потоку мыслей и т.д. Представьте всю эту информацию образно отражённой на большой доске для рисования мелом. Затем представьте, как вы берёте мокрую тряпку и стираете все те блоки этой информации, которые вам не нужны. На пустых местах могут образоваться новые образы, связанные с предыдущими или ассоциирующиеся с рядом находящимися. Берёте тряпку снова и продолжаете стирать. Делайте это до тех пор, пока на пустом месте не станет появляться ничего. Эта техника подходит, если информации немного, т.к. вы можете разделить доску на несколько секторов и поочерёдно очищать каждый из них.

«Образы на плёнке»

Есть случаи, когда объём информации велик и простая «летатехническая тряпка» может не сработать. Тогда можно эту технику немного трансформировать. Представьте, что все воссоздаваемые образы отображаются на той же доске, но только она накрыта непрозрачной плёнкой. Заполните ненужными данными всю эту плёнку, а потом просто стащите её с доски, освободив сразу большое пространство на новой плёнке, натянутой поверх всё той же доски. Представленный приём использовался в своё время выдающимся советским и российским журналистом, профессиональным мнемонистом и обладателем феноменальной памяти Соломоном Вениаминовичем Шерешевским.

Записывание

Это ещё один приём, который применял С.В. Шерешевский. Он говорил, что ему всегда казалось смешным то, что люди записывают всё, что хотят запомнить, ведь если человек записывает, зачем ему тогда запоминать? Он решил, что если он будет что-то записывать, значит, у него нет необходимости это запоминать. Это стало одним из законов забывания, выведенных Шерешевским, который он стал применять всегда, когда требовалось забыть что-то не особо важное: номера телефонов, фамилии людей и т.п. Использовать этот приём можете и вы. Просто обратите внимание: чем больше человек записывает, тем меньше он использует свою память, а чем меньше он использует свою память, тем меньше она тренирована и тем меньше он может запомнить. Следовательно, чем меньше он будем записывать, тем больше он будет тренировать свою память, и тем больше будет запоминать. И получается, что записываемая информация — это та информация, которая не должна быть запечатлена в памяти, а значит, её можно смело забывать. Очень хороший приём, хотя многим он кажется несколько парадоксальным.

В заключение хочется добавить, что чем больше вы будете практиковаться в забывании ненужной информации, тем быстрее вы освоите этот навык. Через некоторое время потребность в использовании каких-либо техник отпадёт сама собой, т.к. забывать любую информацию и стирать воспоминания вы сможете лишь при помощи одного волевого усилия, дав своему мозгу соответствующую команду.

Не забудьте оставить комментарий. Также нам будет интересно узнать, какая именно из рассмотренных техник забывания представляется вам наиболее эффективной.

Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний и удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность.

Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?

В мнемонике существуют методы, предназначенные для целенаправленного забывания . Совокупность таких методов называется летатехникой . Этимология данного термина (также как и термина « мнемотехника ») уходит к греческой мифологии. Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Лета, забывали о своей земной жизни. Отсюда происходит выражение - кануть в Лету, что означает быть забытым, бесследно исчезнуть.

В каких случаях необходимо произвольное забывание? Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.

Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.

  1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
  2. С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

В первом случае летатехнические методы обретают психотерапевтическую направленность. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний.


1. Подавление

Чаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.

Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называе тся «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!

Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний . Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.

Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis («человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» - так иногда говорят после выполнения этого упражнения.

Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор » . Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:

Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.

Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.

Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний . Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений.

2. Удаление

Другая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.

Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка» .

К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее - рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.

Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таки х случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.

Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.

Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».

В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники - к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию : «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».

Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить» . Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью . Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.

Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!

Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.

Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти.


3. Упражнение

Выберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:

Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.

Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем - в синем. В оранжевом.

Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.

Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.

«Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.

Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло...



Отчетность