Что такое негосударственная организация. Негосударственная организация. Смотреть что такое "Негосударственная организация" в других словарях


В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; , не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих . Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его . Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:


Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании . Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. порядок его оплаты
  6. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на . НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий . Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа , который утверждает и учредительный документ предприятия - его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти . Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятельности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются им только в отношении руководимого им производственного коллектива. В отношениях внешнего характера с органами исполнительной власти администрация вправе: обращаться к ним с соответствующими ходатайствами; обжаловать их действия как в административном, так и в судебном порядке; ставить перед ними вопрос о банкротстве предприятия и т.п. В отношении работников предприятия администрация обладает дисциплинарной властью.

Специфично административно-правовое положение такой разновидности государственных предприятий, как казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а потому являются федеральным казенным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что казенные предприятия создаются на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в суд или с административной жалобой на действия исполнительных органов (должностных лиц), являющихся нарушителями. Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Общественные объединения, нарушившие законодательстве РФ, несут за это ответственность. При нарушении, допущенном объединением, не зарегистрированном в органах юстиции, ответственность наступает для лиц, входящих в руководящие органы объединений.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в том числе и по инициативе исполнительных органов. Однако осуществляется оно на срок до шести месяцев только судом. В таком же порядке общественное объединение может быть ликвидировано, что означает запрет на его деятельность.

Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказывает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав .

Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере государственного управления .

Применительно к отдельным видам общественных объединений устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях представительства и защиты интересов и социально-трудовых прав их членов профсоюзы наделены правами по заключению коллективных договоров с администрацией предприятий и учреждений и по контролю за их выполнением. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социально-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих занятость населения, на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требования о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении обнаруженных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требованиям о привлечении к ответственности виновных в подобных нарушениях должностных лиц.

Негосударственные предприятия и учреждения. В современный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса приватизации многих объектов государственной собственности и развития частной собственности . Государство не участвует в управлении ими, но создает правовой режим их организации и деятельности, а также осуществляет контроль и надзор за их функционированием.

В основном такого рода предприятия осуществляют коммерческую деятельность. В силу этого правовой статус различных их разновидностей регулируется гражданским законодательством . Имеются в виду различные типы хозяйственных товариществ , акционерных обществ , производственных кооперативов и др. Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна.

Управление внутренними делами негосударственных предприятий и объединений - функция создаваемых ими органов (правлений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.). Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (например, акционеров).

Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиозных объединений. Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ). Соответственно по своим целям они не являются разновидностью общественных организаций. Их деятельность регламентирована специальным законодательным актом - Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляемых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством документацию. При отказе в регистрации объединение может обжаловать его в суд.

Ликвидация религиозных объединений или запрет на их деятельность возможны только по решению суда. Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, например распространение убеждений, пропагандирующих религиозную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д.

Тема 7 Государственные и негосударственные организации

Вопрос 1. Понятие и виды предприятий, учреждений

Предприятия и учреждения – это разновидности организаций, осуществляющих экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

Предприятие – это организация, созданная собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

По организационно-правовой форме различают следующие виды предприятий:

Полное товарищество;

Товарищество на вере;

Общество с ограниченной ответственностью;

Общество с дополнительной ответственностью;

Акционерное общество;

Производственный кооператив;

Потребительский кооператив;

Унитарное предприятие.

По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:

Промышленные предприятия (заводы, шахты, фабрики, комбинаты);

Сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, рыболовецкие артели);

Строительные предприятия (строительные кооперативы);

Транспортные предприятия (железные дороги, товарные склады, станции, депо, пароходства, порты);

Предприятия связи (узлы связи, почтамты, телеграфы);

Предприятия торговли (универмаги, универсамы, овощные базы);

Предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, буфеты);

Жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, гостиницы, общежития) и др.

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, муниципального, а также других отраслей права.

Государственные предприятия являются собственностью государства.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161 – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в соответствии с Гражданским кодексом.

Учреждение – это организация, образованная собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

Учреждение – это некоммерческая организация.

В зависимости от осуществляемых социальных функций выделяют:

Учреждения, создающие социальные ценности непроизводственного характера (учреждения образования, культуры, здравоохранения);

Учреждения, осуществляющие управленческие функции (аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.).

В зависимости от вида выполняемой социально-культурной или административно-политической деятельности различают учреждения:

Здравоохранения;

Образования;

Культуры;

Иностранных дел и др.

Различие между предприятиями и учреждениями в основном заключается в результатах их деятельности: предприятия создают материальные блага и получают прибыль, а учреждения создают ценности непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции.

Вопрос 2. Общественные и религиозные объединения: виды, основы административно-правового статуса

Право граждан на объединение закрепляется и регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) и включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности;

Политическая партия.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Основы административно-правового статуса общественных объединений

Общественные объединения:

Образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

Не обладают государственно-властными полномочиями;

Не являются субъектами правотворчества;

Действуют от своего имени;

Не являются коммерческими организациями.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Права общественного объединения

общественное объединение, являющееся юридическим лицом , имеет право:

Участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными Законом об общественных объединениях и другими законами;

Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

Участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом , имеет право:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

Осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

Выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественного объединения

Общественное объединение обязано:

Соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

Ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

Ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

Представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

Допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

Оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

Информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Религиозные объединения

В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

Вероисповедание;

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозная группа

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозная организация

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация должна иметь устав и быть зарегистрирована в установленном порядке. Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Религиозные организации вправе :

Основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

Проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей;

Иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры;

Иметь на праве собственности имущество за границей;

Осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством РФ;

Заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)1. Приостановление

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 7. Международные организации в системе международно-правовых отношений Международные организации влияют на развитие международно-правовых систем через участие в процессе правообразования. Правообразование (формирование права) – объемная категория, включающая в

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11.1. Государственные и негосударственные образовательные организации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 25. Правовые основы государственной организации таможенного дела и таможенной службы в Российской Федерации 1. Понятие таможенного дела и правовые основы его организации в Российской Федерации Таможенное дело - это государственное регулирование перемещения

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Тема 17 Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

Тема 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 9.1. Понятие, основные черты и виды общественного объединенияКаждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

Тема 10. ПРЕДПРИЯТИЯ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 10.1. Предприятие: понятие, признаки и видыПредприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

Тема 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ 11.1. Государственная служба: понятие, категории должностей и принципыСлужба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.Государственная служба РФ – профессиональная служебная

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Статья 24. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи 1. В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные

Из книги автора

Тема 8 Государственные служащие. Основы государственной службы Вопрос 1. Понятие и система государственной службы в Российской ФедерацииСлужба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности

Из книги автора

Государственные (муниципальные) нужды («государственные (муниципальные)» в широком смысле слова) Рис. 2.Еще до внесения изменений в ст. 3 Закона № 94-ФЗ в юридической литературе высказывались предположения о единстве собственных нужд учреждений и государственных

Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частных предприятия и учреждения и т.п.

Общественные объединения организуются и действуют на основе Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (СЗ.РФ. 1995. № 21. Ст. 1930).

Общественное объединение представляет собой добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности инте­ресов для реализации общих целей, указанных в уставе объедине­ния (ст. 5). Узаконены различные виды общественных объедине­ний или их организационно-правовые формы: общественная орга­низация; общественное движение; общественный фонд; общест­венное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Каждый вид общественного объединения имеет свою специфи­ку, которая находит свое выражение в их уставах. Помимо общего закона об общественных организациях были приняты законы об их наиболее значимых разновидностях. Так, 8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности», 11 августа 1995 г. – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Названные и другие законодательные акты в целом определяют общий правовой статус общественных объединений, вытекающий из содержания ст. 30 Конституции РФ (право граждан на объеди­нение). В силу этого детальный анализ их статуса составляет пред­мет изучения в курсе конституционного права. Нас же должны интересовать только те стороны их организации и деятельности, в которых проявляются отношения этих объединений с органами исполнительной власти, т.е. собственно их административно-правовой статус.

Что характерно именно для такого аспекта знакомства с обще­ственными объединениями? Наиболее существенные проявления подобного статуса общественных объединений следующие:

взаимное невмешательство государства и общественных объ­единений в деятельность друг друга;

отсутствие необходимости предварительного разрешения орга­нов исполнительной власти;

необязательность государственной регистрации общественных объединений (таковая необходима лишь в случае, когда то или иное объединение желает приобрести права юридического лица, т.е. стать участником гражданского оборота).

Запрещены создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В случае государственной регистрации общественных объединений соответствующие органы юстиции проверяют их учредительные документы (прежде всего устав) с точки зрения соответствия их данному запрету.

Органы исполнительной власти не могут быть учредителями общественных объединений.

Государственная регистрация общероссийских общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, а реги­ональных – органами юстиции субъектов РФ. Названные органы либо выдают свидетельство о регистрации, либо принимают ре­шение о мотивированном отказе в регистрации. Такое решение может быть обжаловано общественным объединением в судебном порядке.

Общественные объединения тесно сотрудничают с органами ис­полнительной власти. Они могут участвовать в выработке решений этих органов; проводить митинги, демонстрации, шествия и пике­тирования, поставивоб этом в известность соответствующие ис­полнительные органы и соблюдая установленные ими правила и условия; представлять и защищать свои права и законные интере­сы в органах исполнительной власти; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложе­ния (в основном, очевидно, по вопросам своей компетенции) в ор­ганы исполнительной власти.

Общественные объединения могут осуществлять предприни­мательскую деятельность в соответствии с их уставными целями. В подобных случаях они проходят процедуру лицензирования в соответствующих исполнительных органах, уполномоченных на это.

Надзор за соблюдением общественными объединениями законности осуществляют органы прокуратуры. В других случаях нaдзорные функции и полномочия в отношении общественных объединений возлагаются на органы административного надзора (на пример, экологического, пожарного, эпидемиологического и др.). Выполнение налоговых обязательств ими осуществляется органа ми Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам сборам.

Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в суд или с административной жалобой на действия исполнительных органов (должностных лиц), являющихся нарушителями. Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответст­венность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Общественные объединения, нарушившие законодательстве РФ, несут за это ответственность. При нарушении, допущенном объединением, не зарегистрированном в органах юстиции, ответственность наступает для лиц, входящих в руководящие органы объединений.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в том числе и по инициативе исполнительных органов. Однако осуществляется оно на срок до шести месяцев только судом. В таком же порядке общественное объединение может быть ликвидировано, что означает запрет на его деятельность.

Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказы­вает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав.

Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере государ­ственного управления.

Применительно к отдельным видам общественных объедине­ний устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях представительства и защиты интересов и социаль­но-трудовых прав их членов профсоюзы наделены правами по за­ключению коллективных договоров с администрацией предпри­ятий и учреждений и по контролю за их выполнением. Они осу­ществляют контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социаль­но-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих занятость населения, на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требова­ния о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обяза­тельные к рассмотрению представления об устранении обнаружен­ных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требовани­ям о привлечении к ответственности виновных в подобных нару­шениях должностных лиц.

Негосударственные предприятия и учреждения. В современ­ный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса приватизации многих объектов государственной собственности и развития частной собственности. Государство не участвует в управ­лении ими, но создает правовой режим их организации и деятель­ности, а также осуществляет контроль и надзор за их функциони­рованием.

В основном такого рода предприятия осуществляют коммерчес­кую деятельность. В силу этого правовой статус различных их раз­новидностей регулируется гражданским законодательством. Име­ются в виду различные типы хозяйственных товариществ, акцио­нерных обществ, производственных кооперативов и др. Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна.

Управление внутренними делами негосударственных предпри­ятий и объединений – функция создаваемых ими органов (прав­лений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.). Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (на­пример, акционеров).

Помимо акционерных обществ открытого и закрытого типов в таком варианте действуют производственные кооперативы. 8 де­кабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О сельскохозяйст­венной кооперации».

Производственный кооператив – сельскохозяйственная, ры­боловецкая артель, кооперативное хозяйство. Коопхоз создается главами фермерских хозяйств. Потребительский кооператив – объединение в целях перерабатывающей, сбытовой, снабженчес­кой, садоводческой, огороднической, животноводческой деятельности.

Государство стимулирует их создание, поддерживает путем выделения бюджетных средств. Кооперативы подлежат государственной регистрации и обязаны представлять в налоговые органы свою бухгалтерскую отчетность. Неправомерность решении или действий исполнительных органов (должностных лиц), адре­сованных кооперативам, может быть признана общим или арбитражным судом. На кооперативы распространяются контрольно- надзорные полномочия органов исполнительной власти. Произ­водственные кооперативы являются коммерческими организа­циями и подлежат государственной регистрации. Потребительские кооперативы таковыми не являются, хотя им предоставлена возможность осуществлять и предпринимательскую деятель­ность, соответствующую целям их создания. Тем не менее граж­данским законодательством они также отнесены к категории юри­дических лиц.

В соответствии с действующим законодательством к некоммерческим организациям помимо потребительских кооперативов от­несены также фонды и религиозные объединения (конечно, и об­щественные организации).

О фондах необходимо знать следующее. Общественные фон­ды – не имеющие членства некоммерческие организации, учреж­даемые на основе добровольных взносов и действующие с социаль­ными, благотворительными, образовательными и другими общест­венно полезными целями.

Но возможно образование и государственных фондов. Если примером общественного фонда можно назвать Фонд Горбачева, то ко второму виду можно отнести Фонд федерального имущества, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд. Так, Российский фонд федерального имущества находится в веде­нии Министерства государственного имущества РФ; его руководитель назначается Правительством РФ; фонд участвует в работе по приватизации объектов федеральной собственности и т.д. А Фонд занятости действует в системе Министерства труда и социального развития РФ. Его средства образуются за счет обязательных отчис­лений предприятий и используются, в частности, для выплат пособий по безработице. Эти средства находятся в оперативном уп­равлении Минтруда РФ. Налицо, следовательно, прямая связь функционирования государственных фондов с деятельностью со­ответствующих субъектов исполнительной власти.

Относительно общественных фондов органы исполнительной власти уполномочены осуществлять надзор за их деятельностью.

В качестве негосударственных организаций выступают частные предприятия и учреждения. Наиболее развита их деятель­ность в сфере мелкого и среднего предпринимательства (здесь действует Федеральный фонд поддержки малого предпринима­тельства), хотя результативность такого вида предпринима­тельской деятельности пока не заметна; в социально-культур­ной сфере, где функционирует много частных школ, лицеев и других образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения; в административно-политической сфере (на­пример, частные детективные агентства). Главными формами государственного воздействия на них являются лицензирование и надзор за соблюдением условий лицензий и требований зако­нодательства РФ.

Юридически негосударственными являются муниципальные предприятия и учреждения. Они, тем не менее, составляют основ­ную массу такого рода организаций. Но руководство ими осущест­вляют органы муниципальной власти, а их имущество является муниципальной собственностью.

Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиоз­ных объединений. Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Консти­туции РФ). Соответственно по своим целям они не являются раз­новидностью общественных организаций. Их деятельность регла­ментирована специальным законодательным актом – Федераль­ным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляе­мых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством доку­ментацию. При отказе в регистрации объединение может обжало­вать его в суд.

Ликвидация религиозных объединений или запрет на их дея­тельность возможны только по решению суда. Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, напри­мер распространение убеждений, пропагандирующих религиоз­ную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д.

Общественная организация - неправительственное, негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор » (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам .

Общественная организация в России

Термин имеет юридический смысл - в статье 8 Федерального закона от 19 мая г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение , созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения , если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения , в котором членство не обязательно.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет её обязанности в соответствии с уставом.

Международная общественная организация - неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированное в государстве законодательство, которое позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Выбор такой формы деятельности - когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии .

См. также

Примечания

Литература

  • Гуляихин В. Н. , Галкин А. П. , Васильева Е. Н. Молодёжные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социологические исследования . - 2012. - № 6 . - С. 127-132 .
  • Дейкзёл Д., Моке М. Стратегия информационной деятельности международных гуманитарных организаций // Международный журнал Красного Креста . - 2005. - Т. 87 , № 860 . - С. 93-119 .
  • Ильина И. Н. Общественные организации России в 1920-е годы . - М. : , 2000. - 216 с.
  • Тишков В. А. Антропология НПО // Неприкосновенный запас . - 2005. - № № 1 (39) .
  • Феррис Э. (англ.)


Отчетность за сотрудников