Методы правового регулирования применяются трудовом праве. В чем заключается метод трудового права – базовые понятия о правовом регулировании

Метод трудового права вместе с предметом и принципами составляет основу построения отрасли. Его можно охарактеризовать как комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений .

Это определение позволяет раскрыть сущность метода данной отрасли права. Во-первых, он является комплексным, т.е. представляет собой определенное сочетание простейших приемов, первичных методов правового воздействия, публично-правовых и частноправовых компонентов. Во-вторых, метод трудового права тесно связан с предметом отрасли. Выбор способов правового воздействия на общественные отношения в конечном счете определяется их своеобразием. Природа общественных отношений, составляющих предмет трудового права, предопределяет использование определенных юридических средств их регулирования. Например, одной из характерных черт метода трудового права является участие представителей работников в установлении правовых норм. Эта особенность основана на принципах социального партнерства и производственной демократии, характеризующих коллективные трудовые отношения. Сочетание элементов равенства и власти-подчинения в трудовом правоотношении обусловливает необходимость использования как договорных, так и государственных (императивных) способов его регулирования.

Мы считаем, что обсуждение должно происходить из Закона о труде в отношении принципов, которые определяют его научное и историческое существование. Несмотря на то, что мы подвергаемся фазе агрессивного опроса трудового законодательства на том основании, что это препятствует управлению бизнесом, создает безработицу и идет вразрез с неизбежной глобализацией экономики, мы понимаем, что мудрые слова Арнальдо Суссекинда должны преобладать.

Этот интервенционизм снижается за счет обратного соотношения укрепления профсоюзных объединений в национальных терминах; но налагает по крайней мере минимальный уровень защиты для работника, ниже которого человеческое достоинство не задумывается. Учитывая, что рабочий, индивидуум, не может совершать акты социального отрицания, мы имеем в виду положение в неприменимости арбитража в Индивидуальном трудовом законодательстве, независимо от правового характера данного права. Это связано с тем, что арбитраж сталкивается с тем, что Маурисио Годиньо называет основным ядром индивидуального трудового права, искажая всю правовую систему, которая представляет собой историческую гарантию миллионов рабочих.

В науке трудового права сложилось два основных подхода к описанию метода отрасли.

♦ Первый основывается на теоретических представлениях о методе любой отрасли права, который включает следующие элементы:

общее юридическое положение субъектов правоотношений, отнесенных к предмету трудового права;

основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (иногда говорят о степени свободы действия субъектов права);

Мы считаем, что альтернативные формулы урегулирования споров чрезвычайно важны как инструменты социального мира. Однако желаемая скорость трудового процесса не может быть достигнута ни по какой цене. Такие внесудебные методы должны подлежать основным принципам индивидуального трудового права, под стражей в счастливом выражении Маурисио Годиньо Дельгадо, «тот же законный порядок создал механизмы для аннулирования целого легально-культурного устья, считающегося основополагающим». В этом смысле также слова Хорхе Луиса Суто Майора.

Таким образом, не представляется рациональным для закона, арбитражного разбирательства, делать инверсию всей правовой системы труда, другими словами, создавать новую систему, основанную на свободе права на отставку, определяя, что работа, перед лицом арбитражной оговорки - как предусмотрено в вышеупомянутом законе - без какого-либо обсуждения, прекращает судебное разбирательство без суждения о заслугах.

характер установления прав и обязанностей;

способы защиты прав и средства обеспечения обязанностей .

С этих позиций метод трудового права характеризуется рядом особенностей. Первая черта метода проявляется в равенстве сторон трудового отношения при заключении трудового договора и подчинении работника в процессе трудовой деятельности внутреннему трудовому распорядку, установленному работодателем, и его распоряжениям.

Во время процесса Национального Конгресса проекта действующего арбитражного закона предпринимались попытки вставить в его выпуклость возможность использования арбитража в индивидуальных рабочих конфликтах. Однако в соответствии с тем, что СМИ прокомментировали в течение этого периода, это предложение не было преднамеренно включено, чтобы облегчить принятие законопроекта. Следует отметить, что мотивация редактирования арбитражного закона никоим образом не смущалась с мотивацией включения арбитража в конституционный текст.

В то время как первое было вызвано главным образом финансовыми и деловыми секторами, заинтересованными в ускорении их судебных разбирательств, вторая - призыв профсоюзов рабочих, направленных на большую свободу в решении коллективных конфликтов. В этом смысле положение статьи 114, § 1 Федеральной конституции, было призвано неоспоримо коллективные конфликты, а не к человеку.

Вторая черта метода трудового права характеризуется тем, что единственным основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор. В установленных законом случаях изменение и прекращение трудового правоотношения также осуществляется в договорном порядке.

Третья черта метода проявляется в многообразии способов установления прав и обязанностей сторон. Они могут устанавливаться законами и подзаконными актами (в порядке осуществления государственного регулирования), соглашениями и коллективными договорами (т.е. в коллективно-договорном порядке), локальными нормативными актами или трудовым договором.

Кроме того, Маурисио Годиньо Дельгадо утверждает, что принципы обладают многими выдающимися качествами, в том числе его «нормативным потенциалом», который является не только функцией существующих формальных нормативных источников, но и выпрямляющей функцией определенной юридической команды, которая находится в конфликте с системный набор законов и его кардинальные принципы. Эта характеристика, как уже упоминалось, вытекает из ее фундаментального характера всего правопорядка. Также потому, что «каждый принцип - это способ согласования норм, служащих для их связи друг с другом и предотвращения превращения системы в ряд несвязанных фрагментов».

Четвертая черта метода трудового права связана со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. Защита трудовых прав работников обеспечивается, во-первых, путем рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, во-вторых, путем установления государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, в-третьих, путем самозащиты.

Однако, когда возможность соглашений и коллективных договоров считается разрешительной, позволяя рабочим и работодателям соответствующих категорий выбирать арбитраж для своих индивидуальных конфликтов. Допустимо ли в этом случае признать применение арбитража в индивидуальном трудовом законодательстве? Или, кроме того, могли бы профсоюзы, как представители категорий, учредить арбитражную оговорку, призванную обеспечить, чтобы все отдельные споры, которые могут возникнуть, были представлены в арбитраж?

Это устройство, несомненно, представляет собой желательную тенденцию к тому, что трудовые отношения все больше и больше продвигаются к коллективным переговорам. Продвижение Закона о коллективном труде также стало предметом обсуждения, которое в настоящее время проводится в Национальном конгрессе по трудовым и профсоюзным реформам. Однако существуют четкие и объективные пределы норм, установленных в коллективных документах, где, несомненно, достоин принцип согласованной секторальной адекватности. Это связано с тем, что в нем устанавливаются критерии гармонизации норм, вытекающих из коллективных переговоров, и норм, вытекающих из законодательства о гетерогенных государствах.

Исполнение трудовых обязанностей работника обеспечивается дисциплинарной и материальной ответственностью.

Этот подход к определению метода отрасли имеет свои достоинства и недостатки. Нетрудно заметить, что в большей степени он характеризует особенности регулирования трудового отношения, оставляя в тени другие отношения, включенные в предмет трудового права.

Как уже объяснялось, этот принцип разрешает коллективную норму вмешиваться в сферу относительной доступности работников в двух направлениях: характер права или существование гетерономного разрешительного права. Мы знаем, что в этой последней гипотезе законодательство является исчерпывающим, как в случае с формами гибкой гибкости, санкционированными Федеральной конституцией. Итак, посмотрим, лежит ли ответ во второй гипотезе относительно юридического характера вовлеченного права.

Это конституционное право на действия, одно из фундаментальных гарантий гражданина в демократическом государстве права. Является ли такое право природы доступным? Если будет понятно, что решение Федерального Верховного Суда решает рассмотреть имеющееся конституционное право на действия, которое, по-видимому, является наилучшей интерпретацией, необходимо также рассмотреть вопрос о том, должен ли такой акт распоряжения быть непосредственно профсоюзами. Это связано с тем, что мы не сталкиваемся с простым трудовым правом доступного характера, а скорее обсуждаем косвенную доступность права на действия, одного из самых основных из демократического правового государства.

♦ Второй способ описания метода трудового права делает акцент на способах установления норм трудового права. При таком определении метода выделяются следующие признаки: сочетание централизованного и локального регулирования, сочетание государственного и договорного регулирования, участие представителей работников в установлении норм трудового права, единство и дифференциация правового регулирования, сочетание императивного и диспозитивного регулирования.

Разрешив косвенную доступность права на действия, основанный на принципе согласованной секторальной адекватности, будет ли арбитражная оговорка продуктом автономии коллективной воли в полной гармонии с государственными гетерогенными нормами? Согласно Кристиане Мелло, в конкретном исследовании по этому важному моменту, хотя право на действия доступно и в принципе подлежит принципу согласованной секторальной адекватности, предоставление права на действия в соответствии с пониманием Федерального Верховного Суда должно быть прямым и личным.

✓По уровню регулирования выделяются централизованное и локальное.

Централизованное регулирование осуществляется для установления определенного стандарта трудовых прав и процедурных правил осуществления юридически значимых действий, а также процессуальных правил рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Централизованное регулирование осуществляется органами государственной власти и социальными партнерами при заключении генерального и отраслевых федеральных соглашений.

Поэтому было бы невозможно, чтобы профсоюз мог договориться о праве своих членов, в том числе в качестве объекта коллективного договора или соглашения. С другой стороны, нет юридического или конституционного положения, которое разрешает учреждение арбитража в индивидуальных конфликтах посредством коллективного договора или соглашения, как того требует принцип согласованной секторальной адекватности. По этой причине мы считаем, что согласно вышеупомянутому принципу и действующему законодательству невозможно, что соглашение или коллективный договор устанавливает арбитражную оговорку по всей категории, обязывая работников и работодателей представлять свои индивидуальные конфликты в арбитраж, Это было бы невозможно, даже если вариант арбитражной оговорки или арбитражного соглашения был добровольным в отдельной сфере, поддерживаемый разрешительной постоянной конвенцией или коллективным соглашением, поскольку нет закона или конституционного устройства, которое санкционирует такую ​​практику.

Локальное регулирование дополняет принятые в централизованном порядке правовые нормы и устанавливает особенности правового режима в конкретной организации. Оно получило серьезное правовое обоснование в современных условиях. Трудовой кодекс содержит специальную норму, посвященную локальным нормативным актам (ст. 8), и упоминает о большом количестве локальных нормативных актов . В порядке локального регулирования может определяться система оплаты труда в организации (вид, форма, размеры оплаты труда, стимулирующие выплаты и т.п.), нормы труда, режим рабочего времени. Серьезное значение имеет локальное регулирование для установления внутреннего трудового распорядка организации.

Если в Арбитражном институте были установлены специальные правила в области коллективного трудового права, мы считаем, что было бы юридически обоснованно устанавливать арбитражную оговорку в индивидуальных контрактах. Это связано с тем, что юридический диплом без ущерба для основного ядра индивидуального трудового права предоставляет рабочим и работодателям категории в индивидуальных контрактах добровольный вариант арбитражного решения при условии, что эта возможность содержится в соответствующем коллективном инструменте этой категории.

✓По характеру регулирования различают государственное и договорное.

Государственное регулирование (законодательное и подзаконное) осуществляется органами государственной власти. Оно устанавливает минимальный уровень трудовых прав и гарантий, основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, основы социального партнерства, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также процедурные и процессуальные нормы.

Мы понимаем, что в этой гипотезе коллективная частная автономия действует в пределах, разрешенных разнородным законодательством, предполагая, что коллективные организации хорошо понимают, что для отдельных работников и работодателей можно выбрать арбитраж. Принципы эквивалентности коллективных подрядчиков, юридическое творчество коллективных переговоров и согласованная секторальная адекватность позволят обеспечить большую свободу переговоров и гибкость обязательных правил и даже способствовать демократическому созреванию социальных субъектов.

Договорное регулирование направлено на установление дополнительных (по сравнению с законодательством) трудовых прав и гарантий, системы оплаты труда в организациях, не получающих финансирования из бюджета.

Обычно говорят о коллективно-договорном и индивидуально-договорном регулировании трудовых отношений. Однако при заключении коллективного договора, соглашения устанавливаются нормы права, обязательные для всех работников и работодателей, попадающих в сферу действия соответствующего нормативного соглашения. Коллективно-договорное регулирование с полным основанием можно отнести к особому виду нормативного правового регулирования. При заключении трудового договора устанавливаются права и обязанности, обязательные для сторон данного договора, т.е. нормативное регулирование не осуществляется .

Следует отметить, что в этой гипотезе акт распоряжения правом на действия является прямым и личным, выполняемым каждым отдельным работником. В этом конкретном случае коллективный инструмент имеет право патентовать существование теоретического равенства между рабочими и работодателями в варианте арбитража, не санкционируя, однако, прямой доступ к праву на деятельность профсоюза. Работники могут использовать или не использовать эту способность в поисках скорости в разрешении конфликта. Регулирование, о котором идет речь, позволит коллективному инструменту создать власть для представленных, а не обязательств.

Специфическим признаком метода трудового права выступает участие представителей работников в регулировании общественных отношений, отнесенных к предмету отрасли.

Наиболее очевидно этот признак проявляется при принятии локальных нормативных актов, которые в случаях, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором, должны утверждаться с учетом мнения представительного органа работников. Локальный нормативный акт может приниматься по согласованию с представительным органом работников, если указание об этом содержится в коллективном договоре . Кроме этого, представители работников являются участниками коллективных переговоров и заключения коллективно-договорных актов. Иными словами, они вместе с работодателями осуществляют коллективно-договорное регулирование.

Было бы вопиющим неконституционность закона или даже конституционная поправка, которая предсказывала бы возможность коллективного договора или соглашения заменить волю его аффилированных лиц в отношении права на действия. Перспектива юридической осуществимости арбитража в отдельных конфликтах, защищенных здесь, приведет к согласованию конституционных аспектов права на действия и коллективных инструментов.

Ограничения и перспективы арбитража в трудовом законодательстве

Профессор Буэнос-Айресского университета Джулио Мартинес Виво делает следующие замечания о структуре, которую должны принять национальные системы разрешения конфликтов в соответствии с указаниями Международной организации труда. Давайте затем проанализируем, обладает ли арбитраж качествами хорошей правовой системы для разрешения трудовых споров, обращаясь к каждому из аспектов, процитированных прославленным аргентинским профессором.

Третье направление участия представителей работников в правовом регулировании трудовых отношений — это внесение предложений, обсуждение законопроектов, выражение своего мнения, участие в проведении консультаций в рамках постоянно действующих трехсторонних комиссий (Российской, региональных и территориальных).

♦ Особенностью метода трудового права является и сочетание единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений.

Единство регулирования проявляется в установлении базовых трудовых прав и гарантий независимо от каких бы то ни было условий (отрасли народного хозяйства, климатической зоны, характера труда и т.п.). Так, все работники пользуются защитой от принудительного труда, свободой трудового договора, правом на отдых, на судебную защиту трудовых прав и т.д.

Наряду с осуществлением единого для всех работников и работодателей регулирования законодатель (и социальные партнеры) применяют дифференцированный подход к установлению условий труда. Это обусловлено объективными обстоятельствами, ведь сфера применения труда — это весьма подвижная, зависимая от множества факторов область общественной жизни. Очевидно, что работа с вредными условиями труда должна оплачиваться выше и сопровождаться предоставлением дополнительных льгот, поскольку она влечет за собой неблагоприятные последствия для здоровья. То же можно сказать о работе в опасных условиях, под землей, в тяжелых климатических условиях и т.п. С другой стороны, существуют виды работ, которые требуют повышенной ответственности работников, например работы, связанные с движением транспорта, функционированием атомных электростанций, осуществлением властных полномочий.

Дифференциация правового регулирования проявляется в установлении особенностей для отдельных категорий работников. Эти особенности могут повышать уровень трудовых прав и гарантий работников либо устанавливать изъятия из общих правил. К основаниям дифференциации относятся следующие:

✓условия труда (нормальные, вредные, опасные);

✓климатические условия (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, безводные районы);

✓физиологические особенности работников (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины);

✓социальное положение работников (наличие несовершеннолетних детей и иных семейных обязанностей, совмещение работы с обучением);

✓специфика трудовой связи (сезонный или временный характер работы, совместительство, работа у работодателя — физического лица и т.п.);

✓характер трудовой деятельности (руководство организацией, государственная служба, творческая деятельность и т.п.).

Существует и отраслевая дифференциация условий труда, т.е. установление тех или иных особенностей в зависимости от сферы применения труда (отрасли народного хозяйства).

В последнее десятилетие наметилась тенденция усиления дифференциации правового регулирования трудовых отношений. В Трудовом кодексе выделен раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», который представляет собой специальную часть трудового права.

♦ Метод трудового права характеризуется также сочетанием императивного и диспозитивного регулирования. С одной стороны, законодатель использует нормы, предписывающие определенное поведение одной или обеим сторонам трудового отношения либо иных отношений, входящих в состав предмета отрасли. С другой стороны, допускает активность участников соответствующих общественных отношений .

Рассмотренные выше приемы установления прав и обязанностей в сфере труда в большей или меньшей степени отражают и особенности правового положения субъектов трудового права, и специфику защиты трудовых прав. В этом смысле второй способ описания метода отрасли представляется более удачным.

Завершая рассмотрение вопроса о методе трудового права, необходимо подчеркнуть, что его своеобразие проявляется как в наличии «собственных», только ему присущих элементов (например, участие представителей работников в установлении условий труда, принятии нормативных правовых актов различного характера и на различных уровнях), так и в специфическом сочетании общих для всех отраслей права простейших приемов правового воздействия.

Залог эффективного действия норм законодательства - в правильном подборе метода правового регулирования. Как правило, большинство отраслей не оперирует исключительно одним из методов, постоянно совмещая их в той или иной степени. Такой же характеристикой обладает и метод трудового права, вбирая в себя весь спектр законных способов и приемов координации отношений, складывающихся между работодателем и работником. Особенность же именно этой области права заключается в том, что оно обладает специфическим наборов инструментов, о чем и пойдет речь далее.

Предмет и метод трудового права

Чтобы понять суть метода, всегда необходимо обращаться к основе отрасли, а именно к Большинство правоведов убеждены в том, что к нему следует отнести следующие правоотношения:

1. отношения по устройству на работу, условиям работы и увольнения, отношения, связанные с повышением профессиональной квалификации, а также с установлением материальной ответственности;

2. регулирование профсоюзной деятельности;

3. отношения по социальному партнерству;

4. отношения по контролю над условиями труда;

5. отношения по регулированию трудовых споров;

6. участие в законотворческой деятельности в сфере трудового законодательства.

Как видно, предмет вбирает в себя широкий спектр вопросов. Однако образующей отрасль в данном случае все же является первая совокупность отношений, включающая в себя: устройство на работу, её условия и процесс увольнения. И метод изначально обязан предоставлять возможность заинтересованным лицам эффективно распоряжаться своим правом на труд.

В связи с указанным выше возникает необходимость создания особого набора средств, методов и приемов, который бы наиболее органично вписался в действующие реалии.

Особенности метода трудового права

Классическое определение метода гласит, что таковых может быть только 2: или диспозитивный, или императивный. Но метод трудового права и его особенности отвергают данное положение.

Набор средств регулирования правоотношений в области труда права обладает следующими особенностями:

1. в рамках рассматриваемой отрасли действуют и законодательство, и договорные нормы (например, договоры, заключаемые между профсоюзами и патронатами);

2. соблюдается принцип равноправия в между двумя сторонами;

3. используются как явные запреты (например, запрет на определенные виды работ для кормящих женщин или так и явные альтернативы (право на повышение квалификации);

4. защита трудовых прав реализуется в судебном и/или внесудебном порядке;

5. эффективное отстаивание прав посредством патронатов и профсоюзов как на уровне их взаимоотношений, так и в связях с государством.

Данные пять особенностей отличают метод трудового права от наборов средств регулирования иных отраслей. Как видно, широкое использование трех основных способов не дает возможности говорить только о диспозитивном или только об Особенности метода трудового права таковы, что оба классических вида могут столкнуться в одном правоотношении или взаимодействовать. Это наглядно отражается, например, в разрешении трудовых конфликтов или предоставлении особых условий труда.

Из этого следует, что и предмет, и метод трудового права создают ситуацию, когда трудно определить, к какой части права следует относить рассматриваемую отрасль - к публичной или частноправовой. Но таковы особенности складывающихся отношений, а, следовательно, можно с уверенностью заключить, что именно метод правового регулирования и его предмет стали основой для отнесения трудового права к разряду пограничных отраслей.



Кадры