Местное самоуправление в системе общественного управления
Тема 10. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Важно заметить, что для системы управления при любой форме государственного устройства, будь то диктаторская или демократическая, характерна та или иная степень разделения или распределения функций различных органов власти как по горизонтали, так и по вертикали. Это вполне объяснимо, в случае если учесть, что в современном государстве, особенно крупном или средних размеров, невозможно всеми делами управлять из единого центра. Ранее, в теме 8, мы уже затронули вопрос о территориально-политическом устройстве государства и соответственно о разделении властных функций по вертикали между различными уровнями власти - центральным, региональным и местным. О горизонтальном разделении власти на разные ветви речь пойдет в соответствующих темах.
Для правильного понимания этой проблемы важное значение имеет тот факт, что в демократическом типе государственного устройства система местного управления занимает особое положение. Речь идет прежде всего о том, что в современном мире местное самоуправление стало неотъемлемой частью политической системы демократического типа. Вполне объясним в связи с этим тот факт, что вопрос о характере взаимоотношений между органами местного самоуправления и структурами государственной власти является предметом постоянных споров и дискуссий как среди отечественных, так и среди зарубежных политиков, государственных деятелей, исследователей различных идейно-политических направлений. И если одна часть участников этих споров и дискуссий пытается обосновать тезис о том, что Местное самоуправление представляет собой самостоятельную, независимую от государства структуру управления, то Другая часть убеждена в том, что оно является составным
элементом государственной власти, занимающим ее низшую ступень, или формой организации государственного управления на местах. Анализ реального положения и функций системы местного самоуправления показывает, что истина находится посередине между этими двумя, на первый взгляд, противоположными позициями.
В данной связи крайне важно узнать вопрос о том, как соотносятся между собой местное самоуправление и органы государственного управления. Верно, что в конституциях большинства стран с демократическим типом политической системы, в т.ч. и в Российской Федерации, местное самоуправление отделено от структур государственной власти. Важно учесть и то, что имеет место конкуренция между органами государственной власти и местным самоуправлением за те или иные прерогативы и полномочия. Государство стремится полностью подчинить себе органы местного самоуправления, а эти последние, в свою очередь, пытаются получить как можно большую самостоятельность от центрального и регионального правительств.
В этой связи крайне важно определить содержание, точки схождения и различия между понятиями ʼʼместное управлениеʼʼ и ʼʼместное самоуправлениеʼʼ. О местном управлении говорят в том случае, когда руководство назначается соответствующими государственными органами и представляет государственную администрацию на местах. Местное самоуправление теснейшим образом связано с идеей народного суверенитета͵ согласно которой главным и единственным источником и носителем власти является народ данной страны. В соответствии с этой идеей народ вправе установить у себя любые формы власти, которые он сочтет наиболее подходящими для реализации своих интересов. Органы местного самоуправления, будучи наиболее очевидным воплощением идеи народного суверенитета͵ избираются непосредственно населением соответствующего муниципального образования и подотчетны ему.
Местное самоуправление осуществляет свои функции в соответствии с конституцией страны и в согласии с общенациональными стандартами и общим политическим курсом центрального правительства. Одновременно оно является самостоятельным институтом, формирующимся путем волеизъявления местного населения. Очевидно, что местное самоуправление, с одной стороны, действует в тесном взаимодействии с центральной и региональной властью, с другой стороны, оно
является самостоятельным институтом, выражающим и защищающим интересы местных сообществ. Оно обладает собственной легитимностью, муниципальной собственностью, налоговой базой для наполнения местного бюджета͵ кругом полномочий и т.д., определенной самостоятельностью по отношению к структурам государственной власти.
В большинстве демократических стран, особенно с федеративным типом государственного устройства, предпочтение отдается местному самоуправлению. В унитарных же государствах большей частью местное управление составляет самый нижний уровень системы государственного управления. Это особенно верно применительно к странам с авторитарными и полудемократическими режимами.
В Великобритании и США существуют исключительно органы местного самоуправления. Причем отсутствуют назначаемые сверху представители центра на местах. Для большинства стран, таких, к примеру, как Франция и Италия, характерна так называемая смешанная система, сочетающая в себе элементы самоуправления и государственного управления.
Для контроля над деятельностью органов местного самоуправления центральная власть использует разные формы и методы. К ним можно отнести прямой контроль или прямое регулирование, финансовые рычаги, отмену тех или иных принятых муниципалитетами решений, отмену субсидий, отстранение от должности избранных мэров, роспуск муниципалитетов (как крайняя мера) и т.д. Здесь нельзя забывать, что в финансовом отношении органы местного правительства в значительной степени зависят от центрального правительства. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что в некоторых странах субсидии и дотации центрального правительства муниципалитетам составляют от 5 /з Д° 1 /2 всех их Доходов.
Очевидно, что органы местного самоуправления не в состоянии сколько-нибудь эффективно функционировать вне государства и вопреки его воле, без учета его интересов. В этом плане органы государственной власти и органы местного самоуправления не исключают, а дополняют друг друга, они работают в тесном взаимодействии друг с другом. Нельзя забывать, что местные проблемы в конечном счете являются частью общегосударственных проблем. В этом отношении органы местного самоуправления участвуют в реализации государственной политики на местах.
Местное самоуправление в системе общественного управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Местное самоуправление в системе общественного управления" 2017, 2018.
Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или ᴎʜаче связанных с адмᴎʜистративно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм адмᴎʜистративного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Муниципальное управление предполагает как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации, муниципальное образование, ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.
Общественное управление - это управление самого общества для решения своих внутренних задач и достижения поставленных целей. Деятельность субъектов общественного управления распространяется, как правило, только на членов соответствующей общественной организации. Распорядительные действия и решения общественного объединения, как правило, не характеризуются государственно-властным признаком.
Общественное управление не характеризуется применением мер принуждения к различным субъектам права. Общественное управление характеризуется гораздо меньшей степенью правовой регламентированности используемых в своей деятельности управленческих процедур, направленных на достижение целей управленческого процесса, чем государственное.
Характерной чертой как государственного управления, так и управления общественного является то, что государство гарантирует одинаковую правовую судебную защиту граждан как от действий (решений) органов государственного управления, местного самоуправления, так и общественных объединений и их органов.
3.Основные черты социального управления .
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
1.существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2.обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
4.характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5.субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6.объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7.реализуется в рамках определенного механизма.
Особенности социального управления . Социальное управление как общественно-необходимая функция характеризуется рядом особенностей, обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).
1. Социальное управление возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной деятельности, условие их нормального функционирования.
2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности; оно есть управление людьми, общественными отношениями людей, их поведением.
3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений - управленческих отношений; в качестве субъектов (институтов) социального управления выступают государство, политические партии, общественные организации, неформальные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.
4. Социальное управление имеет властно-волевой характер и предполагает подчинение воли объектов управления воле субъектов управления, предполагает авторитет, власть.
5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности как формы активного отношения человека к окружающему миру, включающей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности; люди делятся на управляемых и специалистов по управлению (организаторы, руководители, менеджеры).
6. Социальное управление в современном мире носит политический, классовый характер. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, классы, слои и т.д.), которые руководствуются своими интересами, поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные группы, управление обусловливается этими интересами.
5.Понятие и основные черты государственного управления
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления будет основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают исключительно один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.
В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности.
Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.
Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер.
Третьим признаком государственного управления будет исполнительно-распорядительный характер ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности. Этот признак демонстрирует особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.
Признаки государственного управления:
Это вид государственной управленческой деятельности;
Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
Обеспечивается посредством системы гарантий;
Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Становление городского государственного и
История государственного управления России
дои административной власти, полиции, которая пресекала бы любые проявления недовольства, народные выступления, оградила империю от западной революционной «инфекции», конституции, представительных, парламентских учреждений, подобия правового государства и гражданского общества.
До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действовали магистраты, городничие, ведущие функциональную родословную от городских приказчиков.
Обозначилось несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным властью мерам по стимулированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил административные, полицейские и другие функции. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выборные органы городского общественного управления.
Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функциями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, совестных и сиротских судов, ратуш формировалось городское общественное самоуправление, которое функционировало под постоянным и строгим контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления.
Жизнь же городов усложнялась, они разрастались и становились крупнее, возникали новые отрасли хозяйства. Множилась социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».
Управление городами не имело своего самостоятельного статуса, единообразия, что сопровождалось произволом руководителей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требовало адекватного городского управления.
В значительной степени эта потребность зафиксирована «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления развернутым законом организации городского управления и сопровождалась позднее целой серией городовых положений об устройстве городской жизни. Закон сохранил государственное городское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.
Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное: а) градским обществом, б) общей городской думой, в) шестигласной думой, г) городским головой.
Высшим органом являлось градское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имущественный ценз постоянно повышался, особенно в крупных городах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», - такое установлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала.
По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов, регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемыми обществом старостами и депутатами соответственно в одной из шести частей книги по алфавиту и определенной форме из семи показателей.
Градское общество имело право юридического лица, собственность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.
Собрания общества проводились по каждому из шести разрядов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его приказанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.
Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шестигласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.
Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, когда «нужда и польза городская потребует».
Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обывательскими книгами» и другими учетными делами.
Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купеческие общества, избиравшие свои исполнительные управы и старшин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узко-цеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмастерьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.
В «Грамоту» включено «Ремесленное положение», чем надлежало руководствоваться и магистратам, и цеховым органам.
По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не могли справиться. «Грамота» предписывала администрации, городской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограниченных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоятельностью, опекалась пристально губернатором, который контролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казенной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со своими общественными нуждами и пользами». Жалобами же на городскую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управления.
Деятельность городского общественного управления ограничена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обывательских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчислений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.
Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно формировалось в аспекте распорядительного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим». Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и развить свое самоуправление». Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных разрядов.
Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. определена законодательно полицейская регламентация городской жизни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы благочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для полиции, и для жителей городов.
По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочиния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с полицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах - управы в составе городничих, приставов, двух ратманов.
Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник - квартальный порутчик.
Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называвшиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположенных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресторанами, другими общественными учреждениями, тушили пожары, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.
В городском управлении во второй половине XVIII в. усилились бюрократическая централизация, полицеизация, общественные начала.
Изменение сословного дворянского, церковного,
Управление –
Причины управления:
1. собственность;
2. разделение труда.
Формы собственности:
1. Личная форма собственности – предмет изъят из системы общественного производства и удовлетворяет личную потребность.
2. Частная форма собственности – предмет собственности включен в систему общественного производства и может удовлетворять потребности любого члена общества.
3. Общественная форма собственности – предметом владеет и пользуется все общество, а функция распоряжения отсутствует.
4. Государственная форма собственности – смешанная форма собственности:
1. сторона – частная: предметом собственности распоряжается отдельное лицо или узкий круг должностных лиц.
2. сторона – общественная: предметом собственности владеет и пользуется все общество.
Собственности нет, есть предмет, который имеет форму собственности.
Уяснение смысла и значения понятия «местное самоуправление» невозможно без соотнесения его с родственными понятиями «управление» и «местное управление».
Управление , являясь общественным отношением, имеет место лишь при наличии взаимосвязи субъекта и объекта, где осуществляется процесс навязывания воли в виде побуждения или принуждения.
Понятие «местное управление » обозначает процесс взаимодействия между субъектами и объектами в пределах административно-территориальной единицы, являющейся нижним уровнем гос. системы управления. Термин «местное» фиксирует уровень управления, на котором навязывается воля.
Развитие форм организации: предуправление, управление и поступравление. Формы организации жизни людей до управления, во время управления, после управления будут обозначаться соответственно терминами – самоорганизация, управление, самоуправление.
Самоорганизация – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация воли биосоциальной целостности (рода, общины и иных архаичных образований).
Управление – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.
Самоуправление – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация индивидуальной воли человека.
Местное управление – данное понятие имеет смысл лишь в системе гос. управления. Оно осуществляется органами местного управления, которые реализуют гос. власть, подчинены ей и осуществляют властные и управленческие функции. Местное управление имеет историю своего развития в каждом государстве, в России оно обрело свои завершенные формы в советский период. Развитые формы местного управления, по сути, последний этап в развитии централизованного гос. управления и объективная предпосылка местного самоуправления.
Местное управление, осуществляемое в пределах административно-территориальных единиц государства, определяется уровнем развития общества и степенью централизации управления. Так, в советской системе гос.о управления «органами гос. власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов» (ст. 145 Конституции СССР 1977 г.). К высшим органам гос. власти относились лишь Верховный Совет СССР, Верховные Советы АССР, а все остальные имели статус местных Советов и осуществляли местное управление.
В современной российской системе управления выделены три уровня:
1) федеральный;
2) региональный, которые относятся к государственному управлению;
3) местное самоуправление (муниципальное управление), где не только сохраняется, но порой и доминирует местное управление.
Самоуправление – это формы самостоятельной организации граждан, обусловленные социально-культурными предпосылками и направленные на развитие гуманистических начал индивида и общества.
Отличие самоуправления от местного самоуправления заключается в том, что второе имеет элементы управления и самоуправления, а первое исключает управление. В логике движения понятий управления к самоуправлению местное самоуправление есть связующее или переходное звено между ними. Самоуправление как противоположность управления, возникает на основании социальных предпосылок и только лишь в тех формах, где управление исчерпало себя, хотя качественное превращение отдельных форм связано с изменениями во всей целостности социального управления. Поэтому местное самоуправление - это превращение лишь некоторых управленческих отношений (муниципальных отношений, то есть вопросов местного значения) в свою противоположность.
3. Налоги, их социально-экономическая сущность, функции и виды.
Налог - это экономическая категория, выражающая отношения между субъектами экономической деятельности и государством по поводу перераспределения части вновь созданной стоимости. Налог-это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств. Они взимаются с организаций и физических лиц, в связи с необходимостью обеспечения функционирования государства. Функции налоговой системы : 1) Фискальная , состоящая в том, что налоги рассматриваются как основной источник доходов бюджетов разных уровней; 2) Стимулирующая , осуществляемая путем установления дифференцированных налоговых ставок и предоставления льгот некоторым хозяйствующим субъектам.
Цели налогового регулирования: создание приемлемых для государства и участников рынка и физ.лиц условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального и др. секторов экономики и рост доходов населения путем оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей, реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ликвидация необоснованных налоговых и таможенных льгот.
Государство может оказывать косвенное воздействие на динамику нац.экономики посредством изменения налоговых ставок и сумм налоговых изъятий.
Понижение налогов увеличивает располагаемый доход, однако прирост совокупных расходов в этом случае оказывается меньшим, чем при увеличении государственных расходов. Величина прироста совокупных расходов = только той части прироста дохода, которая направляется на текущее потребление. Поэтому мультипликационный эффект от изменения налогов меньше, чем от изменения государственных расходов. (Мультипликационный эффект состоит в том, что при изменении любого компонента расходов на какую-либо величину происходит многократное изменения объема нац.выпуска).
Налоговое бремя – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислениями средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на 2 принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, налог в дорожный фонд платят владельцы транспортных средств и б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы, тем большим у него должен быть налог.
Переложение налогового бремени – перенесение на определенных налогоплательщиков части или всего налогового бремени путем взимания с них более высоких цен или снижения уровня предоставленных им выплат. Например, налог на добавленную стоимость, налог с продаж переносится на покупателя.
Государственно-общественное управление
– это такое управление дошкольным образовательным учреждением, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.
Цель государственно-общественного управления образованием
– оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя
:
· всех участников образовательного процесса,
· органы управления образовательного процесса органы государственного управления образованием;
· нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;
· процедуры и механизмы их взаимодействия.
«Главная задача государственно-общественного управления образованием – помочь детскому саду организовать достойный уклад жизни»
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Участие общественности, общественных и профессиональных организаций в управлении Учреждением осуществляется через органы государственно-общественного управления. Современное образование не может быть замкнутым. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.
Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления.
В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами:
1. Общее собрание коллектива.
2. Педагогический совет.
3. Родительское собрание.
4. Родительский комитет.
5. Управляющий Совет.
Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Учреждения являются Управляющий совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов государственно-общественного управления Учреждения и их компетенция определяются Уставом МДОУ детского сада компенсирующего вида № 63 «Росток».
Все участники образовательного процесса составляют коллектив Учреждения. Полномочия коллектива Учреждения осуществляются общим собранием коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава работников Учреждения.
Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.
На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции. Общее собрание проводится не реже 2 раз в календарный год .
Органом государственно-общественного управления Учреждения является Управляющий совет Учреждения, деятельность которого основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.
Управляющий Совет Учреждения состоит из девяти человек с использованием процедур выборов, назначения и кооптации:
- представителей родителей (законных представителей) воспитанников;
Работников учреждения (в том числе руководителя учреждения);
Представителя учредителя;
Кооптированных членов.
Совет учреждения создаётся с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
Деятельность Управляющего совета Учреждения регламентируется «Положением об Управляющем совете Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 63 «Росток».
Управляющий Совет Учреждения:
- утверждает программу развития учреждения;
Участвует в разработке и согласовывает локальные акты Учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам Учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников Учреждения;
Участвует в оценке качества и результативности труда работников Учреждения, распределяет выплаты стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами Учреждения;
Согласовывает по представлению руководителя учреждения:
Правила внутреннего распорядка учреждения;
Введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;
Рассматривает жалобы и заявления родителей(законных представителей) на действия (бездействия) педагогических и административных работников учреждения;
Осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения, воспитания и труда в учреждении, принимает меры к их улучшению.
Заседания Управляющего совета Учреждения созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения Управляющего Совета Учреждения принимаются открытым голосованием. Решения Управляющего Совета Учреждения являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее половины состава и за них проголосовало не менее 2/3 присутствовавших.
Решения Управляющего Совета, как правило, принимаются большинством голосов членов совета, присутствующих на заседании Управляющего Совета, при отрытом голосовании, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Управляющего Совета.
Решения Управляющего Совета Учреждения, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива Учреждения.
Для рассмотрения основных вопросов образовательного и воспитательного процесса в Учреждении действует Педагогический совет. Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников, в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.
В состав Педагогического совета входят заведующий, все педагоги Учреждения. В нужных случаях на педагогический совет приглашаются медицинские работники, представители общественных организаций, учреждений, родители. Представители Учредителя, необходимость их приглашения определяется председателем Педагогического совета. Приглашённые на заседание Педагогического совета пользуются правом совещательного голоса. Председателем Педагогического совета является заведующий - руководитель Учреждения.
Заседания Педагогического совета созываются не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы Учреждения. Заседания Педагогического совета оформляется протоколом. Решения Педагогического совета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета.
Педагогический совет взаимодействует с другими органами самоуправления Учреждением – Общим собранием, Управляющим советом Учреждения, родительским комитетом:
Через участие представителей Педагогического совета в заседаниях Общего собрания, Управляющего совета Учреждения, родительского комитета Учреждения;
Через представление на ознакомление Общему собранию, Управляющему совету и родительскому комитету материалов, разработанных на заседании Педагогического совета;
Через внесение предложений и дополнений по вопросам, рассматриваемым на заседании Общего собрания, Управляющего совета Учреждения и родительского комитета Учреждения.
Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и Учреждения по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития Учреждения, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива Учреждения по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
Родительское собрание:
Выбирает родительский комитет;
Изучает основные направления образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности в Учреждении (группе) вносит предложения по их совершенствованию;
Заслушивает вопросы, касающиеся содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения (группы);
Принимает информацию заведующего, отчёты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, о ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению;
Заслушивает информацию воспитателей групп, медицинских работников о состоянии здоровья детей группы, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению, итогах учебного года;
Вносит предложения по совершенствованию педагогического процесса в Учреждении (в группе).
В необходимых случаях на заседание Родительского собрания приглашаются педагогические, медицинские и другие работники Учреждения, Уполномоченный по защите прав ребёнка, представители общественных организаций, учреждений, родители, представители Учредителя.
Общее родительское собрание собирается не реже 2 раз в год, групповое родительское собрание – не реже 1 раза в квартал. Решение Родительского собрания принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих. Родительское собрание взаимодействует с Родительским комитетом Учреждения. Заседания Родительского собрания оформляются протоколом.
В качестве органов самоуправления в Учреждении действует Родительский комитет. Родительский комитет – постоянный коллегиальный орган самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского комитета входят по два представителя родительской общественности от каждой группы Учреждения.
Родительский комитет Учреждения:
Обсуждает Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся взаимодействия с родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;
- координирует деятельность групповых родительских комитетов;
- заслушивает доклады, информацию представителей организации и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно – гигиенического режима Учреждения, об охране жизни и здоровья воспитанников;
- вместе с заведующим Учреждением принимает решение о поощрении, награждении благодарственными письмами наиболее активных представителей родительской общественности.
Заседание Родительского комитета созывается не реже 1 раза в квартал. Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Родительский комитет организует взаимодействие с другими органами самоуправления Учреждения, Общим собранием Учреждения, Педагогическим советом, Управляющим Советом Учреждения.
Заседания Родительского комитета оформляется протоколом.
Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Заведующий. Заведующий назначается приказом Учредителя.
Между Учредителем и Заведующим заключается трудовой договор, в котором предусматриваются права и обязанности заведующего Учреждением, показатели эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда, срок действия трудового договора, условие о расторжении трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива Учреждения, родителей, в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.
Взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.
Box" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">
Бизнес идеи