Новые идейные проекты по туризму. Названы лучшие инновационные проекты в туризме. Специальное видео в тему

Полное название проекта : «Туризм как средство оздоровления и приобретение навыков безопасности младших школьников».

Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

Место проведения : МБОУ СОШ №20 г.Черногорск Республика Хакасия

Сроки проведения : 2015-2018 учебный год.

Участники проекта : учащиеся 2б

Возраст детей : 7-8 лет.

Форма проведения: коллективный проект.

Партнеры : станция юных туристов, родители 2б класса МБОУ СОШ №20

Обоснование.

«Человек способен насидеть себе болезнь

и набегать здоровье», – гласит известная народная мудрость.

«Здоровый человек есть самое драгоценное

произведение природы» Томас Карлейль

Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации.

Актуальность.

Туристко-краеведческая деятельность является одной из самых доступных и эффективных форм интересного развития ребенка. Туристические занятия, походы, правильно подобранные и хорошо проведенные обогащают детей, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют. Реализация проекта вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера. Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания. Огромная роль туризма в воспитательной сфере. В осознании истории и культуры своей страны лежит важный аспект патриотической мотивации, воспитания любви к своей Родине и уважению к своей национальной культуре. Актуальным становится вопрос приобщения современного человека к культурно – историческому потенциалу своей страны посредством туристических поездок по родному краю. Для многих семей туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Цель .

Формирование и закрепление навыков безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности во время экскурсии

2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного туризма в опасных ситуациях.

3.Сформировать и закрепить навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях

4. Оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у школьников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

В результате проекта обуча ю щийся должен знать:

    виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;

    правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;

    правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;

    принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;

    способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;

    виды туристских узлов и способы их применения;

    "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.

Программа рассчитана на 2 года обучения Программа первого года занятий предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма -- сообщениеим начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения. Зачетный поход - завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

Программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы- в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.

Результатом проекта будет создание альбома безопасного туризма

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительный (сентябрь –декабрь 2015 г.)

1.Знакомство и изучение методической и специальной литературы

Инструктор детского и юношеского туризма

2. Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско- краеведческой работы

3.Разработка годового плана проведения мероприятий.

4. Согласование с станцией юных туристов мероприятий различного масштаба

5. Разработка сценариев туристско-краеведческих мероприятий

1. Работа туристско-краеведческого объединения в школе.

2. Проведение спортивных походов (пропаганда здорового образа жизни, занятие туризмом),

3. Проведение мероприятий – туристских уроков, школы туриста, полосы препятствий, спортивных игр, эколого- краеведческих игр, игр на местности с элементами ориентирования

4. Проведение учебно-тренировочных сборов по ориентированию, технике пешеходного туризма, лыжному туризму, оказанию первой доврачебной помощи.

5. Проведение учебно – тренировочных сборов по подготовке к степенным походам

6. Проведение степенных походов по Хакасии

7. Подготовка и проведение учащимися туристско- краеведческих мероприятий

9. Пропаганда туризма, здорового образа жизни через средства массовой информации (публикации в газете.)

III этап. Обобщающий (май- июнь 2018 г.)

1. Обобщение опыта проектной деятельности

2. Анализ результатов деятельности с учётом личностного подхода к воспитанию учащихся, отбора эффективных форм и методов работы.

3.Корректировка программы объединения.

5. Проведение итогового семинара «Здоровый образ жизни через занятия туризмом»,

Новизна проекта: заключается в формировании навыков безопасного туризма

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Снижение заболеваемости учащихся

Увеличение количества детей, соблюдающих режим правильного питания и физической активности;

До 90% детей занимаются подвижными играми на переменах, во внеурочное время;

Увеличение количества семей, использующих рекомендации по организации правильного питания и увеличения физической активности детей;

Улучшение самочувствия, аппетита и сна, уменьшение пропусков занятий по болезни;

Для педагогов:

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

Пересмотр семейных традиций питания в сторону полезных продуктов питания – участников проекта 2 класс.

Уменьшение потребления учащимися рафинированной и консервированной пи -Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе для учащихся, учителей и родителей – проведение общешкольных праздников совместно с родителями; щи, модифицированных продуктов всеми учащимися школы.

Регистрационный номер

Дата, время подачи заявки

Заявка

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества направляет для участия в номинации 1 «Социально значимые проекты и программы муниципальных учреждений, реализующих программы по работе с молодежью» проект «Развитие туристического клуба «Эдельвейс».

Направление:

«Успех в твоих руках»

Комплекс заявочных документов прилагается:

Информация об организации-заявителе;

Социальный проект;

Смета проекта;

Гарантийное письмо, заверенное печатью организации;

Письмо о поддержке проекта, заверенное печатью организации-партнера.

Руководитель организации ___________________ Сычева С. И.

Информация об организации-заявителе

Контактная информация организации-заявителя

Адрес организации + индекс

Фактический

397670 Воронежская область,

с. Петропавловка,

ул. Победы, 34

Почтовый

397670 Воронежская область, Петропавловский район, с. Петропавловка,

ул. Победы, 34

Юридический

397670 Воронежская область,

с. Петропавловка,

ул. Победы, 34

Телефон + код города

Факс + код города

Электронная почта

[email protected]

Интернет-страница

Банковские реквизиты организации-заявителя

Сокращенное название организации

как указывается в платежных поручениях

Дом детского творчества

Расчётный счёт организации

40204810100000000803

Банк получателя

ГРКЦГУ Банк России по Воронежской области

Отделение банка если есть

с. Петропавловка

Корреспондентский счёт

Смета проекта

Наименование статьи

Средства областного бюджета

Собственные средства

Средства из других источников

(4шт * 6500руб)

Спальные мешки

(12шт * 2000руб)

(12шт * 2000руб)

(12шт * 200руб)

Участие в районных туристических соревнованиях (затраты на продовольствие)

Организация туристического похода на Кавказ

Сегодня как никогда стоит судьбоносный вопрос: где окажутся наши дети – в подворотне или в спортзале? Существует немало спортивных и туристических клубов, где педагоги занимаются с детьми, отдавая все свободное время и средства на развитие подрастающего поколения.

Туристический клуб является центром организации досуга детей и молодежи района. Это наиболее удобная организационная форма, не только позволяющая привлечь к занятиям туризмом широкие слои населения, но и способствующая росту туристского мастерства, достижению спортивных успехов, воспитательного и оздоровительного эффекта. Ведь туристский клуб - это, в сущности, объединение по интересам, объединение добровольное, основанное на увлечении любимым делом, удовлетворении своих потребностей в активном отдыхе, в здоровье, в познании, в использовании свободного времени. Там, где имеются такие туристские объединения, туризм развивается, где их нет, он не получает достаточно широкого распространения.

На базе Дома детского творчества организован туристический клуб «Эдельвейс». На протяжении многих лет ребята, занимающиеся в клубе, были многократными победителями районных туристических соревнований, лауреатами, призерами и победителями областных соревнований по туризму. С 2000 года участники клуба «Эдельвейс» ежегодно совершают категорийные пешие туристические походы по горному Кавказу. В связи с этим растет интерес к деятельности клуба и количество участников увеличивается с каждым годом. Но проведение занятий и походов высокого качества требует больших материальных затрат. Поэтому посещать занятия может каждый желающий здоровый ребенок, но участвовать в походах по силам только детям из благополучных и обеспеченных семей. Ведь для участия в соревнованиях и походах юным туристам необходимо современное оборудование и снаряжение. А так как одной из важнейших задач клуба является привлечение детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организация их досуга, то мы должны укреплять материально-техническую базу, чтобы обеспечить каждого качественным оборудованием и снаряжением. Только в этом случае все участники туристического клуба будут находиться в равных условиях, смогут стать полноценными членами команды, защищать честь школы, клуба, района на туристических соревнованиях районного и областного уровня, участвовать в туристических походах.

Реализация данного проекта позволит реализовать мощный потенциал спортивно-оздоровительного туризма, вовлечь в это движение десятки и сотни молодых людей Петропавловского района, тем самым способствовать решению многих социальных проблем района.

Цель проекта:

привлечение детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, молодых людей района к занятиям в туристическом клубе, организация их досуга, развитие у подрастающего поколения коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Задачи проекта:

    Организовать содержательный досуг детей, помощь детям, находящимся в социально неблагополучной среде;

    Проинформировать население и потенциальных участников о продуктивной многолетней деятельности и достижениях туристического клуба через СМИ и афиши на улицах села, района;

    Повышать тактическое и техническое мастерство членов клуба;

    Создать оптимальные возможности для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности;

    Профилактика антиобщественного поведения детей и детских сообществ;

    Содействовать становлению у подростков и юношества гуманистических и созидательных жизненных ориентиров средствами туристско-краеведческой деятельности;

    Развивать у детей навыки взаимопомощи, сотрудничества и взаимодействия в обычных и экстремальных условиях;

    Приобщать детей к здоровому образу жизни;

    Обучать основам естественного оздоровления, навыкам формирования собственной программы личностного развития;

    Приобрести необходимые материалы для реализации проекта.

Целевая аудитория проекта – это дети и молодежь нашего села, района, которые попали в трудную жизненную ситуацию, находятся в социально неблагополучной среде, в малообеспеченных или неблагополучных семьях, семьях социального риска, молодые граждане в возрасте от 14 до 25 лет, проживающие на территории Петропавловского района.

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, что не может не отражаться отрицательно на физических возможностях детей и подростков. Это связано с событиями, происходившими в нашей стране, с увеличением частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Ведь люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

Дополнительное образование, имея в своем арсенале всё разнообразие воспитательных форм, призвано, в первую очередь, решать проблему здорового и безопасного образа жизни, а также проведения интересного, увлекательного и познавательного досуга. И одним из важных средств решения данной проблемы является спортивно-прикладной туризм.

Как один из видов активного отдыха, туризм – наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности – оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека.

Можно сказать, что туризм – составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности.

Поэтому, реализовав проект, мы хотим помочь детям, находящимся в социально неблагополучной среде, уверенно, без опаски, самостоятельно и комфортно пребывать в макро- и микросоциуме, взаимодействовать с природной средой, окружающими людьми.

Успешность реализации данного проекта намного повышается при использовании не только теории, но и практических занятий, что служит дополнительным стимулом овладения навыками спортивно-прикладного туризма.

Основные формы деятельности:

Организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию данного проекта;

Проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

Составление летописей, хроник, очерков пройденных маршрутов, совершенных походов;

Оформление фото- и видеоотчета о проделанной работе;

Участие в туристических соревнованиях районного, зонального и областного уровня среди детей и педагогов;

Изучение методической, учебной литературы, сборников – опыта работы, публикаций исследований участников туристических походов;

Проведение конференций, олимпиад, смотров и конкурсов.

Результатом реализации данного проекта будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, решить для себя вопрос о выборе профиля дальнейшего обучения, получить заряд положительных эмоций от общения с природой.

Вероятно, не каждый ученик, прошедший подготовку по данной программе, решит сделать туризм своей основной профессией, но, изучив программу курса, каждый воспитанник получит практические навыки выживания в экстремальных ситуациях, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

План реализации проекта

Мероприятие

Ответственный

Подготовка и проведение открытых занятий клуба

Шевцов Н. Н.

Повышение просветительской деятельности среди педагогов, подростков и родителей через СМИ о социально значимых делах туристического клуба «Эдельвейс»

Горбина С. И.

Подготовка команды для участия в туристических соревнованиях

Апрель – июнь

Шевцов Н. Н.

Подготовка необходимого оборудования и снаряжения для участия в соревнованиях

Шевцов Н. Н.

Спортивное туристское многоборье и «Школа безопасности» (район)

Шевцов Н. Н.

Спортивное туристское многоборье и «Школа безопасности» (область)

Шевцов Н. Н.

Походы по родному краю

В ходе реализации проекта

Методисты, руководители объединений

Спортивное туристское многоборье среди педагогов и студентов «Желтые листья» (район)

Шевцов Н. Н.

Спортивное туристское многоборье среди педагогов и студентов «Красные листья» (область)

Сентябрь

Шевцов Н. Н.

Подготовка к походу на Кавказ, набор группы участников

Шевцов А. А.

Шевцов Н. Н.

Пеший туристический поход по горному Кавказу

Шевцов А. А.

Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты

Показатели эффективности

Источники получения данных

Дети и молодежь села, находящиеся в социально неблагополучной среде, вовлечены в туристическую деятельность

Рост количества участников туристического клуба «Эдельвейс» (статистические данные)

Заявления родителей с просьбой принять их детей в туристический клуб, включить ребенка в список участников туристического похода по горному Кавказу

Население осведомлено о продуктивной деятельности клуба

Публикация статьи в районной газете;

Видеосюжет на районном телеканале

Районная газета «Родное придонье»;

Телекомпания «Петропавловский меридиан»(видеосюжет);

Повышение уровня тактического и технического мастерства членов клуба

Достойное выступление членов клуба на районных соревнованиях (призовые места/победа); участие в областных туристических соревнованиях

Награды (дипломы, грамоты, благодарности, отклик в СМИ)

Дети приобщены к здоровому образу жизни

Увеличение количества детей занимающихся в спортивном зале, на спорт. площадках, ледовых площадках

анкетирование, соц.опрос населения

Укрепление материально-технической базы клуба

Количественные показатели (приобретение необходимого снаряжения)

Письменный отчет руководителя клуба

Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах планируется

    через средства массовой информации: публикации в районной газете «Родное придонье », видеоролик (телекомпания «Петропавловский меридиан»);

    распространение листовок, афиши на улицах села и района;

    выступление руководителя перед членами клуба и их родителями на родительском собрании;

    отчет о деятельности по реализации проекта в районном отделе по культуре, спорту и работе с молодежью.

Гарантийное письмо.

Отдел по образованию администрации Петропавловского муниципального района поддерживает социально значимый проект «Развитие туристического клуба «Эдельвейс» в конкурсе социально значимых проектов, реализуемых в муниципальных образованиях Воронежской области в номинации 1 «Социальные проекты и программы муниципальных учреждений, реализующих программы по работе с молодежью»

Гарантийное письмо.

Отдел по образованию администрации Петропавловского муниципального района поддерживает социально значимый проект «В каждом сердце улыбка» в конкурсе социально значимых проектов, реализуемых в муниципальных образованиях Воронежской области в номинации 1 «Социальные проекты и программы муниципальных учреждений, реализующих программы по работе с молодежью»

Руководитель отдела по образованию ______________/Н.М. Овсянников/

Силантьева Вероника МОУ "Гимназия №58", Куликова Наталья МОУ "СОШ №40"

В данном проекте описывается проведенная работа по созданию туристического маршрута в Татищевском районе Саратовской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межрегиональный конкурс проектов «Я познаю мир»

Проект на тему: «Лучше нет родного края».

Работу выполнили:

Саратов

2012 г.

Актуальность темы

Возможные изменения климата вследствие выброса в атмосферу парниковых газов (глобальное потепление) по прогнозам специалистов могут привести к изменению видового состава многих экосистем на Земле, так как количество одних видов уменьшится, а других возрастет.

Утрата видового разнообразия как жизненного ресурса может привести к серьезным глобальным последствиям, так как угрожает благополучию человека и даже самому его существованию на Земле. Устойчивость экосистем может быть нарушена при уменьшении биоразнообразия; виды, которые в данный момент не являются доминирующими, могут стать доминантами при изменении условий среды. Пока нельзя предсказать, как отразится на функционировании экосистемы потеря биоразнообразия, но специалисты предполагают, что вряд ли такие потери будут благоприятными.

Даже если экзотические растения не представляют непосредственной угрозы, они обедняют природу, выживая целый ряд местных видов или создавая гибриды путем межвидового скрещивания. Все больше ученых согласны в том, что биовторжение является самой актуальной - и, несомненно, самой быстрорастущей, - угрозой растительной и животной жизни после уничтожения лесов и головокружительных темпов застройки территорий. "Если у вас в системе появилось "некоренное" растение или животное, становится очень трудно вернуть природную среду в исходное состояние, - сетует эксперт по видам-экзотам в лондонском Музее естественной истории Марк Спенсер. В мировом масштабе, как говорит Пайментель, цена биологического вторжения для экономики и природы - учитывается ущерб, наносимый бассейнам рек, оскудение почвы и вымирание живой природы - может доходить до 1,4 трлн долларов в год. И если расчеты ученых верны, то цена биологического вторжения будет только расти.
По своим качествам агрессивные вредители и патогенные микроорганизмы идеально подходят к особенностям мира без границ. Некоторым чужеродным растениям и животным достаточно маленькой "зацепки", чтобы обосноваться на новой земле. Спустя всего десять лет после того, как балтийский моллюск Дрейсена попал во внутренние воды Соединенных Штатов из трюмов европейских кораблей, а он уже распространился от Великих озер до дельты реки Миссисипи, засоряя водопроводы, облепив сооружения гидроэлектростанций и вытеснив на "обочину" экосистемы водоросли и моллюски естественной среды. Власти тратят 1 млрд долларов в год на борьбу с моллюском Дрейсена и кваггой (разновидность лошади) - а это только два из 88 экзотических видов, которые "разгуливают" по территории Соединенных Штатов.
Биологи называют их несколько старомодно - "экзотические виды", а для остального человечества они - биозахватчики, которые появляются под разными личинами: от малюсеньких микробов до гигантских деревьев, от москитов до мангуст. Но у всех у них есть общая склонность к маскировке и адаптации: они облетают планету на крыльях перелетных птиц, гнездятся в одежде или путешествуют в кровотоке человека. Огромное количество биозахватчиков сознательно выпускают на волю фермеры и разные умники, которые пытаются перехитрить природу (например, импортируют змей, чтобы прогнать крыс), садоводами с экзотическими пристрастиями (например, к растению горец) или не слишком дальновидными предпринимателями (которые хотят получить "идеальную" виноградную улитку). О виноградной улитке мы узнали в ботаническом саду. К нам ее тоже завезли с Карпат. Вреда наносит много. Избавиться почти невозможно. Биозахватчики также беспощадны в конкурентной борьбе: освободившись от угрозы, исходившей от хищников у себя на родине, они процветают на новых территориях, монополизируя все источники пищи и воспроизводясь с такой скоростью, которой кролики могут только позавидовать. Однажды закрепившись на новой земле, вторгнувшийся вид может никогда больше с нее не уйти, заставляя власти снова и снова вступать с ним в борьбу с помощью земляных работ, огня и яда - и все это "сизифов труд".
Биозахватчики могут на десятилетия "впадать в спячку" и дожидаться своего биологического шанса (вроде бури или жары), который их "разбудит".

Обоснование проблемы

Наша работа берет начало в 2011 году. Учащиеся гимназии стали проводить экскурсии по памятным местам Саратовской области. Сначала с целью проведения соревнований по туризму, в которые входил конкурс по краеведению. Потом такие встречи переросли в посещение памятных мест, связанных с великими соотечественниками. Здесь можно упомянуть А.Н. Минха, А.А. Шахматова и др. Увидев плачевное состояние, в котором находились памятники культуры, появились первые попытки восстановить и защитить исторические места. С попыткой защиты усадебных парков и парковых насаждений возникла необходимость обосновать свое решение в необходимости восстановления парков и наблюдении за парковыми растениями.

Помимо исторической и краеведческой ценности объектов мы определили более конкретную и важную проблему, которая может привести к вымиранию многих видов растительности нашего края. Эту проблему можно назвать «Растения-экзоты».

Цель проекта

Составить и организовать туристический маршрут по сёлам Татищевского района.

Задачи проекта

  1. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.
  2. Помочь в восстановлении приусадебных парков в сёлах Татищевского района Саратовской области;
  3. Организовать в гимназии волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Саратовской области.
  4. Принять участие в исследовании влияния экзотических растений на природу нашего края.

Планирование деятельности

В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем.

  1. Сбор информации в архивах, краеведческом музее и в беседах с местными жителями об истории сел. Изучение литературы по растениям-экзотам.
  2. С теоретическим материалом принять участие в школьных научно-практических конференциях с целью привлечения общественности к проблеме.
  3. Выйти на работников СГУ, которые помогут нам обосновать с точки зрения теории, всю важность проблемы и заключить договор о совместной деятельности с сотрудниками ботанического сада (посильное участие в научной и практической деятельности).
  4. Договор с СГСЭУ, с кафедрой туризма для экономических расчётов по маршруту и овладения технологиями по созданию туристических маршрутов.
  5. Вовлечение в экологическую деятельность учащихся и их родителей нашей гимназии и других школ.
  6. Походы по памятным местам Саратовской области и работа по восстановлению парков, культурного наследия.
  7. Проведение тематических классных часов для учащихся гимназии и других школ района.

Для создания туристического маршрута (Приложение №1) мы определили критерии: маршрут должен иметь легенду для поддержания интереса, сёла должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени, в каждом селе должны быть растения-экзоты, местные виды растения необычных форм и размеров, знаменитые личности (земляки), которые внесли свой вклад в развитие страны, маршрут должен приносить прибыль, которую можно направить на развитие и обустройство парков.

Наши исследования литературы привели нас к мнению, что растения-экзоты, при неконтролируемом процессе со стороны людей, могут при незначительном изменении климата поменять всю флору вокруг, изменить химический состав почвы и привести к экологической катастрофе. Наш поиск привел нас в Краеведческий музей, где мы познакомились с Ириной Михайловной. Она познакомила нас с архивом И.Б. Миловидовой, бывшим директором Ботанического сада, в котором мы нашли работы Инны Борисовны по описанию села и интересующих нас растений. Эти растения ее стараниями были причислены к статусу мемориальных. Далее мы со своими одноклассниками ездили на экскурсию в Ботанический сад. Получив разъяснения по растениям-экзотам, от сотрудника ботанического сада Панина Алексея Владимировича, стало понятно, что при надлежащем уходе за парком (поддержании его в первоначальном состоянии, в подсадке нужных растений, в удалении ненужных, в систематическом наблюдении за всеми изменениями в природной среде, а самое главное - содержание его в чистоте) можно избежать в дальнейшем многих проблем. В рамках осуществления задачи по принятию участия в исследовании влияния экзотических растений на природу нашего края мы получили подтверждение своей теории про растения-экзоты и договор с планом мероприятий для наблюдения за растениями и возможностью поучаствовать в написании научных статей по своим разработкам.

Свои поездки мы начали с экскурсии в село Полчаниновка Татищевского района Саратовской области. Учащимся гимназии очень понравилось село, особенно местность. Ребята беседовали с директором Полчаниновской школы Моисеевым Вячеславом Юрьевичем об истории села, о жизни знаменитых односельчан. В.Ю. Моисеев и Куликов Александр Петрович представили нам интересные факты о Полчаниновке, о людях, связанных с этим историческим местом. Они рассказали нам историю Полчаниновки и Полчаниновской волости, немного из жизни Александра Николаевича Минха, о том, что происходит в селе сейчас, показали фотографии. В прошлом году был юбилей - Полчаниновке исполнилось 205 лет. Нам так же удалось познакомиться с архивом клуба «Родина», в состав которого входили дети-полчаниновцы, занимающиеся волонтерской деятельностью по поддержанию парка и села в чистоте. В.Ю. Моисеев подарил нам запись своего выступления на дне села. (Приложение №2). Вторым селом стала Губаревка – Родина известной семьи Шахматовых. Здесь экскурсию нам проводил директор школы из Большой Каменки Ф.Ф. Кусяпкулов. Он рассказал нам легенду, которая сделала наш маршрут более интересным и являлась главным критерием по отбору маршрута.

Сейчас усадьба Минха и село в плохом состоянии: дом в усадьбе полуразрушен, все заросло сорняками. Раньше, более десяти лет назад, в селе проводилась волонтерская деятельность под руководством директора школы Моисеева Вячеслава Юрьевича и завуча школы Дубова Валерия Владимировича. Жители села, и ученики школы активно участвовали в процветании села. Последние работы были проведены в 2006 юбилейный год. В данный момент ничего этого нет. Даже не являясь жителями этого села, мы хотим помочь. В рамках решения задачи организовать в гимназии волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Саратовской области мы решили создать волонтерский отряд, который будет состоять из учеников 6А и 8А классов. Сейчас мы (восьмиклассники) готовим тематический классный час для учащихся 6 класса по истории села Полчаниновка и разрабатываем лыжный поход в Большую Ивановку.

Для помощи в восстановлении приусадебных парков в сёлах Татищевского района Саратовской области у нас пока нет опыта и помощи взрослых людей, но совместно с учителями нашей гимназии и сотрудниками Ботанического сада мы планируем выезд в Полчаниновку, и провести первые работы по расчистке территории парка А.Н. Минха. Думаем, у нас это получится.

Закончить свою работу хотим словами И.Б. Миловидовой: «Ни в Саратове, ни в Аткарске, где провёл А.Н. Минх последние годы своей жизни, ни в селе Колено, где была усадьба родителей, не осталось ничего, связанного с его жизнью. Только Полчаниновка – хранитель памяти о нём». И так можно сказать про каждый памятный уголок нашей малой Родины.

Приложение №1. Туристический маршрут:

«Лучше нет родного края»

Мы все куда-то уезжаем,

Найти, пытаясь, сход дорог.

И, лишь хлебнув всего, узнаем,

Как дорог нам родной порог.

А сколько всяких мест на свете,

Красот земных не перечесть.

Но не заменят дива эти,

Тех мест родных, что в сердце есть

Полчаниновская волость.

Татищевский район Саратовской области знаменит не только множеством точек ПВО, но и наличием сохранившихся до наших дней элементов русских усадеб конца 19 века. Усадьбы Татищевского района располагались в живописных местах в большей степени в Полчаниновской волости.

Мне хотелось бы кратко рассказать обо всех этих усадьбах, чтобы люди смогли оценить, какое богатство сосредоточено только в одном районе Саратовской области.

Полчаниновская усадьба (имение А.Н. Минха).

Полчаниновская усадьба в течение 23 лет (с 1874 по 1896 гг.) принадлежала Александру Николаевичу Минху. Полчаниновский парк находится на окраине с. Полчаниновка, у подножия лесистого склона Круглой горы, вдоль берега пруда. Из дневниковых записей и рисунков А.Н. Минха следует, что парк создан им после приобретения усадьбы, в 1876-78 годах. Таким образом, он - старейший в области. До сих пор растут и впечатляют своим величием 120-летние ели, сосны, лиственницы, тополь белый, несколько более молодые берёзы. До 70-х годов рос и плодоносил единственный в таком возрасте на Юго-Востоке "кедр" (сосна сибирская), посеянный А.Н. Минхом, а также ель канадская.

Достигнув высоты более 20 метров и диаметра ствола 60-100 см, деревья придают парку обаяние старины, позволяют судить о продолжительности жизни деревьев в местных условиях.

В составе усадебного комплекса, кроме парка и пруда, кирпичный дом с мезонином, построенный в 1853 году, лиственный лес, липовые аллеи вдоль границы бывшего фруктового сада, два старинных родника. По рисункам и описаниям А.Н. Минха прослеживается действующая и сейчас тропиночно-дорожная сеть, видно место церкви, беседки, огородов, постоялого двора, конюшни, сохранился прудик с канавой-водоспуском, где был березовый мостик.

Губаревская усадьба (имение Шахматовых).

Губаревская усадьба дворян Шахматовых у с. Губаревка располагалась на равнинной местности и по лесистому оврагу с ручьем. Граница бывшей усадьбы четко очерчена сохранившейся межевой канавой. По найденному в ГАСО плану середины прошлого века легко восстанавливаются места бывших построек, дороги, сквер перед домом из белой сирени, липовая аллея. Более чем двухвековой дуб и две старые сосны, заброшенный фруктовый сад, аллея с одичавшими кустами роз, лилейник на месте цветника перед домом, родник - приметы, позволяющие ориентироваться на местности.

С Губаревской усадьбой связано имя Алексея Александровича Шахматова, языковеда, специалиста по восточнославянским языкам, истории русского языка и древней русской культуры, этнографа, академика русской и советской Академий Наук, члена ряда зарубежных академий, почетного доктора многих европейских университетов. Как удалось выяснить, из 56 прожитых им лет (1864-1920) 47 лет связаны у него с Губаревкой. То постоянным пребыванием в ней, то приездами на каникулы, то в отпускное время, когда он особенно плодотворно работал по 15 часов в сутки. Губаревский дом с большой библиотекой, привезенной дядей из Парижа, обстановка высокой духовности, знакомство с А.Н. Минхом предопределили судьбу талантливого ребенка, ставшего ученым. В зрелые годы А.А. Шахматова любимая им Губаревка продолжала оставаться очагом культуры: сюда приезжал к А.А. Шахматову норвежский славяновед Олаф Брок.

Большеивановская усадьба (имение Казариновой, С. П. Корбутовского).

При заселении Саратовского края земля эта принадлежала помещице Казариновой, которая остановила свой выбор для постройки дома именно здесь потому, что ей понравилась дубовая роща, превращённая позже в парк. Он сохранился до сих пор, хотя очень старых деревьев осталось мало. Разросшийся самосев лиственных деревьев очень густ, ухода за парком нет. Только совсем недавно сделана попытка удалить сухостой. К парку примыкал большой фруктовый сад. Их разделяла липовая аллея. Сад перестал существовать, но липы, достигшие в высоту более 20 метров, вполне жизнеспособны, продолжая обильно цвести. Такого возраста, протяженности и хорошей сохранности липовой аллеи в области больше нет.

На территории бывшей усадьбы сохранился господский дом, пруд, мельница.

Последним владельцем усадьбы был Сергей Павлович Корбутовский, большой друг Александра Николаевича Минха, жившего в Полчаниновке, в пяти верстах от Большой Ивановки. Друзья навещали друг друга почти ежедневно. Минх приезжал то один, то с женой, то с родным братом Г.Н. Минхом, профессором Киевского университета, когда тот посещал Полчаниновку. В свою очередь С.П. Корбутовский ездил к Минху в гости с женой и тещей. Происходили встречи и с Николаем Павловичем Корбутовским, главой "Садового Хозяйства Н.П. Корбутовского".

● Учитывая вышеизложенное можно сделать однозначный вывод, что Большеивановский парк свидетельствует не только об истории заселения края, но и позволяет представить культурную среду, которая сформировалась в Полчаниновской волости благодаря местному дворянству. Полчаниновская усадьба А.Н. Минха была интеллектуальным центром всей округи. К нему, человеку очень широких интересов, тяготели Шахматовы из Губаревки, в семье которых воспитывался племянник, ставший впоследствии академиком, историком русского языка, возможно не без влияния А.Н. Минха, а так же С.П. Корбутовский из Большой Ивановки с братом Н.П. Корбутовским, известным главой Садового хозяйства, и другие.

● Во всех обследованных усадьбах в той или иной степени сохранности, присутствуют следующие элементы. Постройки сохранились в местах: Большой Ивановке, Полчаниновке. Парковые насаждения лучше всего сохранились в Полчаниновке. Остатки фруктовых садов продолжают существовать в Губаревке. Водные элементы есть повсюду.

Возраст парковых насаждений - от 90 до 120 лет, но только в двух случаях он установлен точно: в Полчаниновской усадьбе А.Н. Минха, оставившего в своих дневниках записи о времени посадки деревьев. В остальных возраст парка называется приблизительно, датируясь второй половиной XIX века - началом XX века. В ряде мест, где в парковую зону входил лес, многие деревья старше: в Большеивановском парке два экземпляра сосны обыкновенной - старейшие в области, в Губаревской усадьбе, возраст их около 250 лет. В составе зеленых насаждений парков учтено более 70 деревьев и кустарников, из них около 40 - экзоты.

В Губаревке до сих пор растут одичавшие розы, а из травянистых - лилейник.

● В Полчаниновском парке, сохраняются деревья, посаженные собственноручно А.Н. Минхом, определяет их статус мемориальных.

Часть 2. Из истории села Полчаниновка

В этой главе я приведу выступление на празднике «День села» 11 августа 2006 г. И интервью с директором школы В.Ю. Моисеевым.

Уважаемые односельчане и гости нашего села!

2006 год – юбилейный год Полчаниновки. Двести лет истории – это 10 поколений полчаниновцев, живших и живущих на этой земле, которые в мирное время выращивали хлеб, разводили скот, а когда приходила лихая година, шли защищать свою землю, как это было в Великую Отечественную. Геройски сражались на фронте, геройски трудились в тылу. Двести лет – большой срок. Всю историю села не пересказать, да и не знаем мы её всю. Это наша беда. Народная мудрость говорит: нельзя быть Иванами, не помнящими своего родства.

Я не первый, кто заинтересовался историей Полчаниновки. Об этих людях мы должны знать и помнить: они любили и любят наше село.

Нина Андреевна Васильева, будучи библиотекарем сельской библиотеки, приложила немало труда к поиску информации о Полчаниновке, создала подборку документов разных периодов жизни села.

Александр Павлович Фёдоров, житель с. Вязовка. Это был уникальный человек, таких мало: тактичный, мягкий, но настойчивый, если речь шла о сохранении памяти, музейных экспонатах. Всю жизнь свою положил на создание музея в Татищевском районе. О Полчаниновке знал больше любого полчаниновца. Светлая ему память!

Целенаправленная работа по изучению истории села начинается в 90-е годы. Вдохновителем и организатором этой работы был Валерий Владимирович Дубов, учитель истории нашей школы. Именно Валерий Владимирович наладил тесную связь с другим замечательным человеком – Миловидовой Инной Борисовной, биологом, краеведом, членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Историко-литературный клуб «Родина», организованный В.В. Дубовым вёл переписку с И.Б. Миловидовой, которая обладала возможностью работать в областном архиве, она приезжала к нам в село, водила детей и нас, взрослых, по роще и рассказывала: «Вот здесь была беседка, вон то место называлось «блюдичко», этот родник – «красный крест»… А такой вид сосны больше нигде в Саратовской области не произрастает. А этим липам сто с лишним лет…» Мы шли и удивлялись себе, сколько же мы не знаем?!

Инна Борисовна Миловидова впервые узнала наше село в шестидесятые годы прошлого века. Вот как она описывает первую встречу с Полчаниновкой (Ж-л «Волга» № 5-6, 1995 г.)

Выдержка из журнала №1.

А в 1998 году к 200- летию Саратовской губернии вышел альманах «Памятники Отечества. Вся Россия». № 40 посвящён памятникам Саратовской области. В этот альманах вошла и наша Полчаниновка. В разделе «Забытый мир» статья И.Б. Миловидовой «Полчаниновка» и её хозяин», посвящённая Александру Николаевичу Минху, парку, созданному им, и нашему родному селу.

Выдержка из журнала №2.

И ещё не могу не упомянуть об одном человеке: Королёв Вячеслав Викторович. Городской житель. Детство провёл в Вольске, живёт в Саратове. Приехал в Полчаниновку в 90-е годы. Как говорится, приехал «по- любви». Когда я впервые услышал в его рассказах историю Полчаниновки, удивился, откуда он это знает. Он ответил: «У меня есть книжка Минха про Полчаниновку». Это была ксерокопия оригинала книги А.Н. Минха «Саратовский уезд. Саратовский сборник: материалы для изучения Саратовской губернии». Год издания 1881. С «ятями» и «ерями». Я попросил прочитать, а затем и перепечатать.

На основании всех перечисленных выше документов, благодаря встречам с интереснейшими людьми и была воссоздана достаточно реальная историческая картина первой половины жизни нашего села.

* * *

История села Полчаниновка начинается, примерно, с 1779. По книгам генерального межевания тех лет Полчаниновские дачи принадлежали селу Троицкому (Глядковка тоже) и намежены от сёл: Покровского (Сокур) и Никольского-Чардым (Озёрки); владелицей этих земель названа в то время майорша Казаринова Авдотья Фёдоровна.

Около 1802 года Казаринова поставила на правом берегу речки Сокурки постоялые дворы (Здесь проходила большая почтовая московская дорога). Назывались они по планам и картам «Сокурским умётом», позже «Казариновым умётом» (Умётом в старину называли хутора).

В 1806 году жена Фёдора Дмитриевича Казаринова Наталья Михайловна (крестьяне звали её Казарихой), урождённая Шевырёва, выселила из села Полчаниновка Петровского уезда принадлежавшие ей 10 семейств в Казариновский умёт, где стояли постоялые дворы на почтовой дороге; сели выходцы ниже этих дворов (за нынешним кладбищем) по берегу Сокурки, в один порядок, лицом к бараку. Во второй половине 1840-х годов село было перенесено на то место, где оно сидит и теперь по большой дороге, в два порядка, одной прямой и широкой улицей.

Наталья Михайловна, по воспоминаниям старожилов, была барыня «важная», водила хлеб-соль с губернаторами и властями; у неё был сын Сергей Фёдорович и три дочери: одна из них вышла замуж за Протопопова.

Василий Петрович Протопопов, получивший имение за женой, в 1853 году построил каменный дом с мезонином и великолепным подвалом под всем жильём.

Выдержка №3.

А в 1873 году имение купил Александр Николаевич Минх

(Известный учёный, краевед, один из создателей Саратовского краеведческого музея, член Императорского Московского археологического общества при Московском университете, член Императорского Русского географического общества, член Нижегородской, Тамбовской и Владимирской архивных комиссий, Саратовского губернского статистического комитета и корреспондент Министерства земледелия…)

Закладка Минховского парка проходила в период с 1874 по 1880 годы. Большинство посаженных деревьев в этих местах до этого никогда не росли: ель обыкновенная, сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель канадская, туя складчатая, тополь серебристый и др. А.Н. Минхом же была заложена и большая берёзовая роща, более ста пятидесяти деревьев. На рисунках Минха, которые имеются у местных жителей, эти деревья чуть более полуметра высотой. Сказать, что Александр Николаевич всё это создавал для себя, радовать свой глаз, будет неправильно. Он создавал всё это для будущих жителей Полчаниновки!

Список использованной литературы и материалов:

И.Б. Миловидова «Ботанический сад Саратовского в истории Саратовского университета»;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 6, 2007 год;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 8, 2009 год;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 9, 2010 год;

Миловидовой И.Б. «Приусадебные парки – памятники природы, истории культуры»;

Миловидова И.Б. альманах «Памятники Отечества. Вся Россия». № 40

Ксерокопия оригинала книги А.Н. Минха «Саратовский уезд. Саратовский сборник: материалы для изучения Саратовской губернии». Год издания 1881.

Лукин С. Чтобы не прервалась связь времен. - Годы и люди. Вып.4. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.

Интервью с директором школы с. Полчаниновка

Очерк современного русского литературного языка Шахматов А.А. Учпедгиз. 1941.

http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/saratovskaya_oblast/64/index.html#lat=51073213&lng=44829899&z=12&mt=1&v=1 ; http://arkadak.sarmo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=249&Itemid=232 ; http://lsshbur.narod.ru/6.htm ; http://admgorod.strussa.net/?wiev=145&show , http://www.livelib.ru/book/5-02-026780-5,http://www.livelib.ru/book/5-484-00511-6, http://www.livelib.ru/book/5-8360-0263-0 , http://www.livelib.ru/book/1000275652, http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/14088, http://libinfo.org/index/index.php?id=80828, http://tatiskray.narod.ru/4/097.htm, http://enc-dic.com/history/SHahmatovy-47657.html, http://tatiskray.narod.ru/4/097.htm.

В последнее время интерес к Казахстану, как к туристскому направлению, значительно возрос во всем мире, и соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами для привлечения большего количества путешественников. Более всего в Казахстане туристов из Германии, Англии, Японии, Кореи, Китая. Немцы и англичане уже разведали туристические маршруты Казахстана, тогда как сами казахстанцы не развивают туризм на должном уровне.

Сегодня в Казахстане представлены практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический и другие. Для туристов предлагается ряд маршрутов путешествий по всей территории Казахстана.

Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. В реализации положений индустриально-инновационного развития экономики Казахстана ведущая роль принадлежит системе отечественных кластеров. Особое место среди них занимает туристский кластер. Сегодняшние тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира, стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться. Казахстан - в их числе.

Основной целью развития туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма.

Согласно данным Агентства РК по статистике по итогам первого квартала 2013 года количество обслуженных посетителей составило 4 164,9 тыс. человек, это на 27,1% больше показателя соответствующего периода 2012 года. При этом количество посетителей въездного туризма увеличилось на 21,6% - 1 063,6 тыс. человек; количество посетителей внутреннего туризма увеличилось на 33,3% - 1 254,8 тыс. человек. Однако мы пока еще не достигли высокого уровня и высоких показателей в сфере туризма. Въездной туризм по-прежнему развивается слабо, что ведёт к целому ряду негативных последствий. Выездной туризм представляет собой не что иное, как невидимый импорт. Казахстанские туристы оставляют свои капиталы в другой стране. Известно, что один турист приводит к созданию десяти рабочих мест, и эти места создаются не в Казахстане.

Поэтому для казахстанского туризма в настоящее время актуальной задачей является развитие въездного туризма. В Республике Казахстан 41,4 % всего объема обслуженных туристов приходится на выездной туризм, 39% - на внутренний, 19,6% - на въездной.

Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в том, что туризм в Казахстане является одной из приоритетных отраслей развития несырьевого сектора экономики.

Наш проект направлен на развитие более активного отдыха в Казахстане, так как в современном мире активный отдых становится все более популярным видом туризма. К активному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Также следует отметить, что РК принимает активное участие в реализации мероприятий, посвященных году туризма в СНГ, что в свою очередь повышает степень значимости и актуальности нашего проекта.

Цели и задачи

бренд туристический разработка

Цель: продвижение национального туристического бренда «Like Lifestyle» как внутри страны, так и за рубежом с применением инструментов инновационного маркетинга.

  • - Создание положительного имиджа Казахстана для роста популярности страны в международном туристическом сообществе.
  • - Пропаганда здорового образа жизни среди граждан Казахстана.
  • - Повышение культурного - образовательного уровня казахстанцев, а также ознакомление иностранных граждан с историей, культурой и бытом нашей страны.
  • - Привлечение иностранного капитала в страну.
  • - Реализация маркетинговых мероприятий в рамках разработки маркетинг-микс.

Объект исследования проекта

Объектом исследования проекта является въездной туризм в Республике Казахстан. В ходе разработки проекта нами исследовались: индустрия туризма в РК, конкурентная туристская среда, основные инновационные инструменты маркетинга, конкуренты - фирмы, предоставляющие пакеты туристических услуг, спрос на экстремальный и экскурсионный виды туризма, потребительский рынок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка PR-проекта "Организация въездного туризма в Республике Дагестан". Содержание модулей-блоков для формирования идеи и выбора средств её технического исполнения. Построение фирменного стиля проекта. Организация его информационной поддержки.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Пути создания туристического агентства "Relax". Характеристика, планируемый объем и структура предоставляемых услуг. Анализ украинского туристического рынка. Разработка конкретных мероприятий, связанных с реализацией бизнес-плана инвестиционного проекта.

    бизнес-план , добавлен 08.09.2010

    Рассмотрение особенностей стандартизации услуг в туристическом бизнесе. Ознакомление с номенклатурой основных групп показателей качества. Определение целей и объектов сертификации в сфере услуг. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Резюме проекта реконструкции гостиницы "Черноморье". Анализ внутренней среды и основных конкурентов гостиницы. Маркетинговый план гостиницы, разработка ценовой структуры и ценовой стратегии компании. Организационный и финансовый план реализации проекта.

    бизнес-план , добавлен 17.02.2010

    Исследование понятия сельского туризма, определение потенциала его развития в Тункинском районе. Характеристика теоретических основ и видов туристско-рекреационной деятельности. Разработка проекта СПА-курорта, финансово-экономическое обоснование проекта.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Определение понятия "нематериальное культурное наследие". Трудности туристического использования этнографического наследия РБ. Разработка туристического проекта "Этнографическая деревня, сохранившихся обрядов Беларуси". Экскурсионная деятельность деревни.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2013

    Оценка конкурентоспособности бизнес-плана. Смета капитальных затрат по приобретению объектов основных средств. Виды рисков и методы их страхования. Прогнозирование выручки от продаж при реализации проекта. Стратегия финансирования и эффективность проекта.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009



Бизнес идеи