Какой наукой является теория об организациях. Сущность теории организации. Объект, предмет и метод теории организации

Теория организации как учебная дисциплина необходима для обеспечения качества специальной теоретической подготовки экономистов и управленцев и эффективности организаторской деятельности специалистов и управляющих, как работающих на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, так и служащих в государственных, центральных и местных органах управления. Овладение основами теории организации позволяет видеть любую проблему через систему организационных отношений и находить путь к ее решению через организационно-конструктивную работу.

Теория организации является своего рода философией организаторской деятельности. Она вооружает знанием организационных законов, принципов, правил, требующих для выработки современного организаторского мышления, умения практического осуществления. Знание теории организации служит для выработки навыков системного и комплексного подходов к решению практически значимых задач.

Теория организации не только нужна как фундамент, в котором закладываются общекультурологические, мировоззренческо-методологические элементы подготовки будущего специалиста в области менеджмента, но и дает конструктивное знание в форме определенных методов, приемов и способов, знание, необходимое для поиска решений конкретных организаторских задач.

Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности. Именно в процессе сотрудничества можно достичь наиболее высоких результатов и направить коллективные усилия людей для реализации общих целей.

Цель курса «Теория организации» является изучение законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организации при рассмотрении ее как социальной системы.

В учебном пособии представлено краткое изложение лекций по курсу «Теория организации» и может быть использовано студентами в комплексе с «Дизайном по курсу теория организации». Закрепить и проверить полученные знания можно с помощью тестов и практических заданий, опубликованных в учебном пособие «Методические указания по изучению курса «Теория организации» при модульной системе обучения», продемонстрировать самостоятельность в подготовке и обсуждении вопросов выделенных для самостоятельной работы.

Лекция 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

    Предмет и метод теории организации.

    Первые представления о теории организации.

    Понятие «организация».

    Организационные теории.

    Модели организаций.

Теория организации – система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития.

Предмет теории организации – как общие так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения, закономерности, формирующие связи и взаимодействия между различными целостными образованиями и их структурными составляющими.

Теория организации предполагает макроисследование организаций, поскольку здесь за единицу принимается организация в целом. Нахождение оптимального варианта координации ее ресурсов было и остается основной целью науки управления.

Исторически можно проследить эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и основные критерии, применяемые для оценки деятельности различных организационных структур. Эти теории появились вместе с тектологией А. Богданова, но независимо от нее. Организационные теории ставили задачей разработку принципов, правил, рекомендаций, процедур управленческой деятельности в каждый конкретный момент, тогда как для тектологии было важно обнаружить объективные организационные механизмы, которые не изменялись бы в разных ситуациях.

Инструментом теоретического исследования является научный метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение). Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению оп­ределенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.

Основополагающая задача теории организации - изучение влия­ния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функцио­нирование организации, на происходящие в ней изменения, на обес­печение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Рассмотрим место теории организации в связи с такими науками, как: пси­хология, социология, социальная психология, антропология и экономика.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред­ственно связаны с поведением человека в организации.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации дает ответы сравнительно новая научная дисциплина - социальная психология . При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой , изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оператив­ности принятия, реализации и контроля управленческих решений.

Важнейшим методом исследования теории организации является индукция - логи­ческое умозаключение от отдельных фактов к обобщению. Иссле­дование исторически и логически начинается с выделения определенного объекта - « отдельного» и рассмотрения в нем «общего» и «особенного». Индукция реализуется в трех основных формах:

    обобщающе-описательной;

    статистической;

    абстрактно-аналитической.

Обобщающе-описательная форма предполагает, что все взаимо­связи достаточно символичны и необходимо найти формулировку, Ц подходящую для множества разнородных элементов.

Статистическая форма заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Она позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных системах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации.

Абстрактно-аналитическая форма помогает сформулировать законы явлений, их взаимосвязи и постоянные тенденции. По существу, абстрагирование является высшей ступенью исследования. Благодаря ему происходят отвлечение, удаление осложняющихся моментов, «оно обнаруживает в чистом виде основу данных явлений, т.е. именно ту постоянную тенденцию, которая скрыта под их видимой сложностью». Для того чтобы понять закономерность явления, конкретность долж­на раскрываться под безразличными символами.

Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период, связанный с жизнью и творчеством древнегреческого философа Платона (427 – 347 гг. до н.э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и организации государства и права.

Озабоченный проблемой «лучшей жизни людей», Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Платон проводил аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Справедливость по Платону – возможность заниматься своими делами и не вмешиваться в дела других, а это требует иерархической подчиненности во имя целого. Он полагал, что в справедливых государствах иерархия устанавливается с самого рождения и ее нельзя изменить.

Рассматривая формы государственного правления, Платон выделял следующие: монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, причем Платон считал справедливыми только монархию и аристократию. Другие же рассматривал как длительную междоусобицу.

По его мнению, для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием.

В идеальном государстве пытаются устранить богатство и бедность: одно ведет к роскоши, другое – к низостям и злодеяниям. Платон выделял 4 добродетели идеального государство:

    мудрость – здравые решения (знание помогает рассуждать);

    мужество – некая сохранность;

    рассудительность – нечто вроде порядка, власть над определенными удовольствиями и вожделениями.

    справедливость – занимайся своим делом и не вмешивайся в чужие.

Большое значение философ придавал единству, которое прочно скрепляет государство в монолитное целое.

В своих работах Платон затронул важные вехи организации государства, что несмотря на утопичность его идей, дало свои плоды.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в работах «Метафизика», «Этика», «Категории» продолжил поиск принципов и закономерностей упорядочения жизни людей в обществе. Первенство и главенство формы над содержанием (т.е. материей) души над телом, ума над чувством, права над бесправием и производством, добра над злом в высшей степени свойственно как первой, так и второй философии Аристотеля.

Самым высшим выражением человеческой культуры и Платон, и Аристотель признавали общественно-полезную политическую деятельность.

Аристотель апеллировал к здравому смыслу, опору видел к гармонии, заложенной природой, утверждал самостоятельность личности и независимость разума от божественной предопределенности, что особенно важно в государственной, политической сфере.

По Аристотелю, единство недостижимо в принципе, поскольку лишь индивид – неделимая частица, а государство есть некая множественность, составная сложность разнородных в своей основе элементов.

Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия) модели организации деятельности людей. При этом он не считал государством истинной добродетели ни монархию, на аристократию. Многолетние исследования и накопленный опыт убедили его в оптимальности политии – конституционной умеренно-демократической республики.

Следует отметить, что еще раньше Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) стремился упорядочить общественные процессы, систематизировать знания о рациональной организации общества. Он разработал концепцию благородного человека не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию.

Нехватка стабильности и влияние бюрократии предопределили появление и направленность конфуцианства.

В основу будущего учения Конфуция легло несколько этико-философских концепций.

В концепции Жень (гуманность, человеколюбие) и Ли (правила, этикет) - эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

Вторая концепция, суть которой – «быть преданным (честным сановником, почитать правителей», охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

Третья концепция Чжун-Юн известна как «следование среднему пути», в котором Конфуций предостерегал от увлечения крайностями.

Согласно разработанной Конфуцием схеме государственного устройства управление государством и обществом базировалось на правилах, которым он придавал большое значение:

    жесткое регламентирование службы в государстве;

    организация государственного аппарата как единой семьи.

    учет всех противоречий при принятии решений;

    разделение руда;

    кастовость управления.

Таким образом, Конфуций еще две с половиной тысячи лет назад высказал универсальные организационные идеи, которые применяются и сегодня.

Термин «организация » (от лат – сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Организацию характеризует упорядоченность частей, которые образуют единство, обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей.

Приведенные определения дают основания рассматривать организацию и как процесс упорядочивания элементов, и как субъект общественной деятельности.

С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:

    организация как совокупность, как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, ролей которые имеют место в процессе совместного туда. В этом случае организация рассматривается как система с объективированной структурой;

    организация как явление – это физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.

    организация как процесс – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

    организация как социум рассматривает организацию как группу людей с общими целями, организация – это социальная общность.

Организации могут быть как формальными, так и неформальными.

Формальные организации - это организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов.

Неформальные организации - организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют в каждой формальной организации.

В последние десятилетия изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную область – теорию организации.

В рамках теории организации выделяют следующие теории:

Классическая организационная теория - стала первой системати­зированной теорией, предложившей механистические конструкции, использование которых обязательно должно обеспечить организации эффективное функционирование. Классическая теория организации базируется на следующих пред­посылках:

    функциональная иерархия;

    вертикальная и горизонтальная специализация;

    приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления;

    труд и капитал - основные движущие силы в экономике. Основу классических представлений об организации составляет так называемый механистический подход, предполагающий, что орга­низация является отлаженной машиной.

Основной вклад в становление классической организационной теории принадлежит Ф. Тейлору. Значительность вклада Ф. Тейлора заключается в широкомасштаб­ном применении аналитического метода к совершенствованию управле­ния производством. Ставя главной целью максимальное увеличение про­изводительности труда, он предусматривал конкретные рациональные мероприятия. Нельзя не заметить в его подходе преобладание механицизма, сугубо формальную трактовку социальной организации в условиях производства, принципиально отвергающую отношения, не предписан­ные служебным, функциональным содержанием.

Классическая теория подходила к роли человека в организации механистически, трактуя индивида не как субъекта, а просто как фак­тор производства, при этом его социальная природа совершенно игно­рировалась или искажалась.

Теории организационного поведения . Классическая организационная теория позволяла установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства. Однако при этом недостаточно учитывались роль и значе­ние человеческого фактора. Этим обусловлено формирование новой организационной теории. Критерием успешности работы, согласно теории человеческих отношений, считается повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов.

Дальнейшее развитие организационных теорий сопровождается настойчивыми попытками объединить классическую организацион­ную теорию и теорию человеческих отношений.

Примером такого синтеза служит теория адми­ нистративного поведения, идеи которой были предложены Ч. Бер­нардом и Г. Саймоном.

Ч. Бернард предложил теорию власти, назвав ее элементами формальной организации. Он увязывал власть с обме­ном информацией. По его мнению, власть воспринимается работника­ми тогда, когда команды считаются законными, легитимными и необ­ходимыми. Ему принадлежит знаменитая теория восприятия, согласно которой руководителя наделяют властью люди, которые хотят, чтобы ими управляли.

Г. Саймон рассматривал организации как системы в которых люди являются «механизмами, принимающими решения». Сущность деятельности управляющих, администраторов, их власти над подчиненными заключается в создании фактических и ценностных предпосылок, на которых основываются решения каждого члена орга­низации.

В целом теория административного поведения делает акцент на важность правил и установленных порядков, направленных на под­держание рационального поведения внутри организации.

Теория институтов и институциональных изменений . Институциональная теория пытается ответить, почему органи­зации принимают те или иные формы и насколько они могут быть по­хожи одна на другую.

Институты - это разра­ботанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также фак­торы принуждения, структурирующие взаимодействие людей.. Теория институционального развития подчеркивает, что крупные институцио­нальные изменения происходят медленно, поскольку институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное по­ведение. Новые институты появляются тогда, когда общество усматри­вает возможность получить прибыль, которую невозможно получить в ус­ловиях существующей институциональной системы.

С институциональной точки зрения устройство организаций рассматривается не только как рациональный процесс, но и как процесс внешнего и внутреннего давления, в результате кото­рого организации одной области со временем становятся похожи друг на друга. Исходя из этого стратегический выбор или попытка контро­ля над членами организации рассматриваются как обусловленные ин­ституциональным порядком сообщества, в которое входит органи­зация.

Популяционно-экологическая (эволюционная) теория. Данное направление предлагает перенести аналогии из сферы биологической эволюционной теории в область теорий организации. Объектом исследования выступают популяции орга­низаций, которые характеризуются общей структурой, т.е. организаци­онной формой

Представители популяционно-экологической теории утверждают, что факторы окружающей среды выбирают те признаки организаций, которые наи­лучшим образом подходят для окружающей среды. Иначе говоря, орга­низация подстраивается под окружающую среду, в то время как по­здняя сама выбирает, каким организациям существовать дальше.

Тектология Богданова. Основная идея тектологии состоит в тождественности природных и общественных явлений с организационной точки зрения. Каждый элемент природы или общества необходимо рассматривать как систему, для которой важны как отношения между частями, так и отношения целого с внешней средой. Главным для тектологии А. Богданов считал установление объективных закономерностей возникновения, функционирования и разру­шения систем или организационных комплексов.

А. Богданов рассматривал орга­низацию как целое, которое больше суммы своих частей. Организация, по Богданову,- это сеть процессов производства ее со­ставляющих, а структура - особый пространственно-временной об­раз произведенных составляющих.

Модели организаций, определяющихся соответствующими организационными теориями:

механистическая модель - (Ф. Тейлор, А. Файоль, М.Вебер);

естественная организация - (Т.Парсонс, Р.Мертон, А.Этциони);

Функциональные организации рассматриваются, как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает субъективное начало. Цель- лишь одно из оснований функционирования организации;

организация община - (Э. Майо). Главный регулятор функционирования - принятые в организации нормы поведения;

социотехническая модель - (А.Райс, Э.Трист). Основана на зависимости внутригупповых связей от технологии производства;

интеракционистичесая модель - (Ч. Бернард).Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности;

кибернетическая модель – (С.Бир, Д.Форрестер, С.Янг). предполагает построение полной математической модели организации с учетом многочисленных обратных связей;

институциональная модель - (Д.Нордт). Формы и поведения организации определяется обычаями, традициями нормами;

конфликтная модель - (Р.Холл) организация имеет много противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации и ее групп;

органическая модель - (Т.Бернс, Д.Сталкер). Общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы. Данная модель предполагает процессы саморегуляции, позволяющие сохранять относительно постоянными свойства и функции организации в быстро меняющейся внешней среде;

процессная модель - (А.Богданов). Общество рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций) и разъединений(диссоциаций), общество не имеет устойчивой структуры;

проблемная модель - (В.Франчук). Проблемы организации рассматриваются не как препятствия, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализаций. Проблемная организация характеризуется гибкостью, способностью к перестройке и нестабильных условиях, например при переходе к рыночной экономике, механизм организации будет работать более отчетливо, в том числе и в структурном выражении. По сравнению с целевой моделью, проблемная модель более полная и общая, т.к. распространяется не только на искусственные, но и на естественные организации.

Теория организации рассматривает явление материального и духовного мира с позиций организационного опытаи определяет единые для любых объектов законы организации.

Любой исследуемый с т.з. теории организации объект рассматривается как:

отношение между целым и частями целого;

отношение целого с окружающей его внешней средой.

Объект теории организации – организационный опыт, окружающей нас действительности. Теория организации охватывает материал многих наук и жизненной практики, изучает и обобщает методы и способы организации природы и человеческой деятельности, устанавливает закономерности и тенденции их развития.

Предмет теории организации – это организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными подразделениями, а также процесс и действие организующей и дезорганизующей направленности.

Методы теории организации

1. Индукция – движение мысли от единичного ко всеобщему. От знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности.

2. Абстрактно-аналитический метод – это мысленное или реальное отвлечение от несущественных с т.з. анализа свойств и характеристик объекта для чистоты эксперимента.

3. Синтез – обобщение данных о наблюдаемом объекте или явлении в единую упорядоченную систему знаний.

4. Дедукция – это движение мысли от всеобщего к единичному, от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности; данный метод создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов.

Место теории организации в системе научных знаний

Существующие науки с различных т.з. рассматривают единую целостность, т.е. окружающий мир. Подобное дробление позволяет глубоко изучить его для практического использования, однако дальнейшее развитие знаний о целостном мире не всегда возможно получить, используя базу специализированных наук. В результате возникают науки междисциплинарные, которые объединяют знания различных областей. В частности теория организации базируется на узловом(генеральном) понятиицелого . При этом теория организации использует знание других наук для целостного понимания единства мира: социология, экономика, философия, управление человеческими ресурсами.



Кроме того теория организации тесно связана с кибернетикой и синергетикой.

Кибернетика определяет управление живыми и неживыми системами путем информационного подхода к управлению. В результате информация рассматривается как важный и равноправный ресурс любой системы.

Синергетика –объединяет знания теории организации и кибернетики. Использует универсальное понятие самоорганизации как источника развития любых систем за счет изменения внутренней структуры и объединительных действий, порождающих новые качества.

Функции теории организации как науки

1) Познавательная или объяснительная . Теория организации раскрывает процессы организации и самоорганизации социальных систем, а также тенденции организационного развития.

2) Методологическая . Исследует целостные системные образования на всех уровнях органически-связанных между собой и является методологической базой для прочих наук, которые отражают отдельные или частные аспекты организационной деятельности.

3) Рационально-организующая . Упорядочивает и совершенствует организационно-управленческие науки на базе всеобщих законов организации, свойственных живы.м и неживым системам.

Тема №2.

Научные подходы к изучению организации, используемые в теории организации.

1. Общая теория систем.

2. Кибернетика.

3. Классификация систем.

4. Синергетика.

5. Общая и особенная в научном подходе теория организации.

6. Деятельность Богданова, как основоположника организационной теории.

Общая теория систем

Система дословно означает целое, состоящее из частей. Весь окружающий нас мир представляет собой сложную многоуровневую систему, состоящую из массы взаимодействующих систем различного ранга.

Основные свойства, которыми должна обладать группа объектов, чтобы ее можно было считать системой:

*целостность и делимость : система – это совокупность или единство элементов, выполняющих определенную роль в системе и взаимодействующих друг с другом. Элементы сосуществуют лишь в системе, а вне системы – это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью к образованию системы.

*связь : целостность системы обеспечивается связями между элементами внутри нее, которые должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. В противном случае система существовать не сможет. И те элементы, с которыми связи системы не достаточны из нее исключаются.

рганизация : для появления целостной системы необходимо сформировать определенную структуру данной системы с тем, чтобы упорядочить пребывание элементов в рамках данной системы. Т.о. наличие системообразующих факторов у элементов системы создает возможность ее появления.

*интегративные качества : это качество, присущее системе как совокупности элементов в целом, но не свойственные отдельно взятым ее элементам.

Социальные системы – это большие и сложные многоуровневые иерархические(соподчинение) системы, каждая из которых является подсистемой системы более высокого ранга(внешней среды) и, в свою очередь, она состоит из подсистем, образованных из компонентов. Компоненты состоят из первичных элементов. В качестве первичного элемента выступают те ее части, которые не подлежат дальнейшему делению, иначе они теряют необходимые для достижения целей анализа признаки системы.

Каждая система в определенный момент времени характеризуется параметрами внутренней среды, т.е. определенным состоянием .

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то считается, что она обладает поведением .

Способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при неизменных воздействиях сохранять свое состояние определяется как равновесие .

Способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него внешними возмущающими факторами определяется как устойчивость.

Внешней средой по отношению к системе являются другие системы и факторы, способные оказывать на нее возмущающее воздействие.

Кибернетика.

Дословно означает искусство управления. Как современная наука кибернетика занимается изучением систем, форм, методов и средств управления.

В животном мире, в социальных системах и в технических процессах осуществляется управление, которое подчиняется общим законам. Данная общность заключается в том что любое управление есть информационный процесс, в котором в качестве перерабатываемого материала используется информация об окружающей среде и внутреннем состоянии системы. Т.о. кибернетика – это учение об общих закономерностях процессов управления и информационных связях в организационных системах.

Кибернетика базируется:

На информационном характере процесса управления: в общем смысле информация – это сигналы, сообщения, знания, повышающие осведомленность и снижающие неопределенность; качество информации характеризуется понятиями полноты и достоверности. От качества и своевременности поступления информации зависит достижение целей в управлении.

На теории систем: любая кибернетическая система состоит из двух сложных подсистем: управляющая(реализует процесс обработки информации о внешней и внутренней среде организации) и управляемая(под действием полученной управленческой информации она реализует процесс функционирования системы).

На моделировании: это сведение процессов управления к кибернетическим моделям, которые отражают управляемую информационную систему.

На вероятностном подходе: это признание вероятностного характера управленческих решений и учет данного обстоятельства при построении модели эффективного управления.

Основные понятия кибернетики.

1) Понятие черного ящика – это системы, в которых известны и поддаются наблюдению входные и выходные величины и воздействия, а внутреннее ее устройство и протекающие в ней процессы не известны. Однако, наблюдая за системой в течение длительного времени можно сделать вывод о процессах, происходящих внутри системы, и с учетом данных знаний задавать входное воздействие таким образом, чтобы получать заданный или искомый результат на выходе

2) Понятие обратной связи – с ее помощью получают сведения о результатах управляющих воздействий и внешних возмущений(это обратная реакция на управление)

3) Понятие иерархической системы управления – каждый уровень управления осуществляет управление нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления уровня более высокого ранга.

Предметом теории организации являются закономерности построения, функционирования и развития организаций различного типа и форм (коммерческих, государственных, политических, общественных и т.д.).

Применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах.

Организация — это, во-первых, искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию , органу власти , добровольному союзу и т.д.

Во-вторых, организация — это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление », хотя и не исчерпывает его.

Рассматривая организацию как одну из функций управления. М. Мескон определял организацию как «процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения цели», выделяя два аспекта:

  • деление организации на подразделения в соответствии с целями (цели — иерархия);
  • взаимоотношение полномочий (делегирование, собственно полномочия, ответственность).

В условиях все больше и больше меняющегося делового мира традиционные механизмы теории организации и научного менеджмента оказываются все менее полезными и даже совершенно непродуктивными. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями.

Так, важным шагом в развитии методологии современной науки явилось формирование теории хаоса}. В частности, изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Джеймса Глика «Хаос: становление новой науки» оказывает существенное влияние на развитие методологии как естественных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории организации.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны для развития экономики , особенно это касается современного состояния экономики России и стран бывшего СССР и восточной Европы. Темп, глубина и всеохватность изменений, происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества.

Согласно Глику основным катализатором теории хаоса были исследования ученого-метеоролога Эдвара Лоренса. В начале 1960-х гг. Лоренс разработал компьютерную программу, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Лоренс создал в результате рисунок погоды. Он, как большинство ученых, считал, что небольшое изменение в первоначальных условиях, которые он заложил в компьютер, приведет к небольшим изменениям в эволюции всей системы. К своему удивлению, он обнаружил, что даже мельчайшие изменения вызывали потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса.

Такое явление бросало вызов как интуиции, так и тому, что метеорологи ранее понимали в своей науке. Заинтригованные загадкой Лоренса ученые из различных областей науки начали проводить эксперименты с копированием других физических систем, и в итоге они обнаружили идентичные явления. Бесконечно малые изменения в начальных условиях могли вызвать глубокое воздействие на эволюцию всей системы.

То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для большинства физических систем, а также экономических систем как макро-, так и микроуровня.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, существенно изменило видение учеными окружающего мира. Упор на предсказуемость и управление , который делался в XIX столетии, проложил путь к пониманию власти хаотичности и случая в конце XX в. На практике поведение даже относительно простых систем в основном трудно предсказать (а тем более сложных). Так складывалась ситуация и с экономическими реформами в России в 1990-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого рисунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение означенных систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь эти системы не перестают существовать, определенные пути их развития возникают достаточно часто. Приверженцы теории хаоса называют такие пути странными, привлекающими. К примеру, если метеорологи не могут сказать с уверенностью, какая будет погода в конкретный день в будущем, они могут рассчитать вероятность определенного вида погоды, которая может возникнуть. Такие пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когда система это совершит. Причинно-следственная точность традиционной физики была заменена статистической оценкой вероятности.

Кроме того, способ, по которому ученые определяют предсказываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вместо того чтобы разбить систему на ее составные части и проанализировать поведение каждой из них отдельно, т.е. поступить так, как это делали во времена Ф. Тейлора, многие ученые вынуждены были научиться более холистическому, т.е. целостному подходу. Они фокусируют свое внимание в основном на динамике всей системы. Не пытаясь объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, они делают упор на результат взаимодействия этих частей в целом. Известный теоретик в области управления Лютер Гьюлик в середине 1960 гг. писал по этому поводу: во-первых, люди не так просты, как машины, во-вторых, менеджерам приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и в целом с группами, где действует так много социальных факторов, что их трудно просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. И наконец, в-третьих, влияют бесчисленные факторы внешней среды.

Поэтому и теорию организации, и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они помогают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, помогая тем самым принимать более правильное решение.

Осмысление систем — это способность понять основные взаимосвязи, которые влияют на поведение сложных систем с течением времени. Именно они должны давать возможность менеджерам «видеть целостность».

Например, после нескольких лет потрясающего успеха продукция одной компании внезапно потеряла спрос у покупателей. Отчаянно пытаясь удержаться, старшие менеджеры наняли еще большее число торговцев и постоянно пытались продавать все больше своей продукции. Эти меры действительно увеличили продажу продукции, как и подразумевалось, но только на какое-то время. Для фирмы наступил период, когда ее продукция то пользовалась спросом, то сбывалась с большим трудом, и это в конечном итоге привело ее к банкротству .

Изучая этот случай, специалисты определяют источник краха фирмы в неспособности менеджеров понимать некоторые основные процессы обратной связи. Говоря простыми словами, высокий спрос на продукцию привел к тому, что компания не стала справляться с производством товаров. Неадекватное производство повлекло за собой невыполнение заказов в больших объемах и длительные задержки в поставках товаров. Заказчики потеряли доверие, и это привело к падению уровня продаж.

Таким образом, существует ограниченное число таких процессов обратной связи, которые действуют в любой организации и называются «прототипами систем». В определенном смысле это организационные эквиваленты странных, привлекающих путей теории хаоса, т.е. основные рисунки поведения, которые возникают во всех организациях постоянно.

Рассмотренная нами история фирмы иллюстрирует ряд прототипов систем, т.е. рисунков поведения. Один из них специалисты определяют как «пределы роста», когда процесс роста создает условия для падения своей собственной фирмы.

Менеджеры фирмы настолько были озабочены расширением продаж и величины сбыта, что не смогли сосредоточиться на реальном решении своей проблемы — расширении производственных мощностей с тем, чтобы контролировать время поставок.

Реализация на практике основных положений теории систем, теории хаоса и сложности позволяет сформулировать сущность нового подхода в виде следующих практических рекомендаций.

Решающей концепцией в теории систем является система рычагов, т.е. идея о том, что небольшие, хорошо продуманные действия иногда могут вызвать значительные долгожданные улучшения. Теория хаоса также учит тому, что небольшие изменения могут оказать большое влияние на физические системы.

Возникновение менеджмента и теории организации базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит как бы взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические основы менеджмента и теории организаций. С другой стороны, теория и практика организаций в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию организации. Наука XIX в. с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Для этого требуется холистический, целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса — необходимость рассматривать поведение системы в целом. То же самое верно и в отношении организации: чтобы понять наиболее важные проблемы управления организацией, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Ключевыми моментами современной системы подходов к менеджменту и теории организации являются следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении и теории организации, является представление организации как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. Более того, в некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть — сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого — это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности .

Таким образом, системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

2. Применение ситуационного подхода. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация — меняются конкретные задачи, меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3. Современная наука делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и неконтролируемым. Формирование теории хаоса (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»)

и применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о формировании новой парадигмы методологии менеджмента и теории организации, отметим, что наиболее перспективный путь создания такой парадигмы — синтез, целостное единство всех методологических подходов. При этом необходимо учитывать, что методология теории организации есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации, т.е. она должна соответствовать предмету теории организации и данному конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на теорию организации без учета специфики предмета и своеобразия применения. Исследователь всегда должен быть свободен в выборе необходимых методов. Недопустимо навязывание каких-либо из них в качестве единственно верных — так называемое методологическое принуждение, т.е. абсолютизация отдельных методологических подходов.

Известно, что предмет определяет то, чем занимается данная наука, и что, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характеризует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний.

До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованы. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы. При этом, если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос – «какая», а если - «процесс», то – «чего»?

Объектом изучения теории организации является любой исследуемый объект (система), который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом следует иметь в виду, что законы и принципы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения данной науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров.

Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную, социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем, является деление на подсистемы, ориентированные на осуществление определенных функций системы. Основными элементами социальных систем являются люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации, по мнению А. А. Богданова, являются законы и принципы построения, функционирования и развития любых систем различной природы. Например, по закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него вхлдящих.

Рассмотрим, что же является конкретным предметом теории организации. Перейдем на уровень теории организаций социальных систем.

Предметом теории организации являются организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Главная особенность социальных систем заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы – людей, средства и предметы труда. Что бы организация существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, т.е. соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени. Эти связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных системах. Таким образом, конкретные организационные отношения, связи и закономерности являются предметом организационной науки.

Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рациональные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи взаимодействия между подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выраженных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи взаимодействия с внешним окружением. Именно совокупность этих связей взаимодействия - внутренних и внешних и является предметом организационной науки.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

· статики, под которой следует понимать структуру связей между её элементами и подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой системы или её частью;

· динамики, под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих её нормальное функционирование. Эти связи отображают движение материальных, энергетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной деятельности является обеспечение взаимодействия частей и элементов системы, которая проявляется в комплексе целенаправленных действий организатора (или группы организаторов), ориентированных на:

· создание новой организационной структуры системы;

· совершенствование существующей организационной структуры системы – реструктуризация системы (перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и т.д.);

· техническое перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.)

· расширение действующей системы (на территории действующей организации);

· эксплуатация имеющихся систем;

· реализацию рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т. п.)

В самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает три основные фазы:

· организационный анализ;

· проектирование организации;

· внедрение организации.

На практике такой упрощённый цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

· во-первых, чётко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических системах – это установление и обеспечение целесообразных связей взаимодействия в сфере деятельности организации;

· во-вторых, даёт возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей взаимодействия, обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путём комбинации взаимного их расположения и связей взаимодействия можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать: проектирование и развитие социально - экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

· организация как состояние, мера упорядоченности системы,

· а управление как изменение уровня её организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек.

Организационная модель новой (или усовершенствованной) системы, должна включать, таким образом, подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:

· осуществление установленной для системы цели;

· бесперебойную деятельность системы и составляющих её частей;

· минимальный уровень эксплуатационных расходов;

· оптимизацию условий труда и т. д.

· максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, способ достижения какой-либо цели.

Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

· эмпирический метод (наблюдение, восприятие и сбор информации);

· системный подход в организации представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этой крупной системы;

· синергетический метод – выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологических и других естественных и искусственных систем.

· методы математического моделирования (метод линейного программирования, теория очередей и др.);

· специализированные: статические, логические, экономические и др.


Похожая информация.


Введение........................................................................................................... 3

1. Теория организации: объект и предмет исследования............................ 4

2. Связь теории организации с др. науками и поэтапное развитие теории организации................................................................................................................ 5

3. Цели и задачи теории организации............................................................ 8

4. Задача............................................................................................................ 9

Список использованной литературы........................................................... 11

Введение

Теория организации – дисциплина, опирающаяся на обобщение современного мирового опыта и отвечающая на целый ряд вопросов, касающихся целей существования организаций, принципов их построения, этапов развития и закономерностей изменения в процессе жизни и деятельности. Не понимая сущности организаций, не представляя закономерностей их функционирования невозможно управлять этими сложными многоуровневыми образованиями, скрывающими в себе огромный потенциал. Без знания основ построения и особенностей процесса развития организаций вряд ли возможно планирование и эффективное осуществление деятельности по управлению персоналом.

В результате усвоения дисциплины «Теория организации» дипломированный специалист должен:

    Иметь представление о месте теории организации в системе научного и психологического знания;

    Знать основные теории формирования организации;

    Изучить особенности и закономерности жизнедеятельности организации;

    Получить представление об основных законах и принципах развития организаций.

1. Теория организации: объект и предмет исследования

Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

Таким образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления.

2. Связь теории организации с др. науками и развитие теории организации поэтапно

Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу.

Связь теории организации с другими науками

Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:

    создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;

    выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;

    формирования трехступенной схемы развития.

1-я ступень:

Создание локальной области исследования и доведение теории организации до уровня развития экономики, психологических наук.

2-я ступень:

Объединение усилий сопутствующих наук по системному развитию теории организации.

3-я ступень:

Выделение из сопутствующих наук и развитие своего собственного предмета исследования.

Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потенциалом.

Из числа эффективных методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

    осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;

    непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;

    достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;

    возможность обобщения на другие классы событий;

    наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);

    возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

Развитие теории организации включает три конкретных этапа, которые в свою очередь могут быть поделены на соответствующие подэтапы:

1) сбор и обработка информации:

    сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления), особенностях организации (как процесса);

    систематизация информации и составление типологии, например, по времени, по эффективности, по характеру организационных отношений, по сфере деятельности;

2) создание теорий и методик:

    создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы;

    привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем, например теории управления, разработки управленческих решений, кибернетики Виннера, функционально-стоимостного анализа;

    нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей, например нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения, закон синергии;

    практическое апробирование разработанных теорий и методик;

    обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.

Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области теории организации.

3. Цели и задачи теории организации

Целью дисциплины является освоение методов изучения самой массовой и разнообразной формы объединения людей, желающих или вынужденных что-то делать совместно - мира организаций. С системных позиций следует раскрыть сущность государственных и общественных организаций, историю организационной науки и историю развития государственных и общественных организаций – в частности.

Задачи дисциплины:

1. Ознакомиться с историей теории организации, феноменом организации, источниками организованности, основными проблемами развития отечественных и зарубежных организаций.

2. Дать студентам необходимые знания по теории организации, методам социологического изучения различных типов и видов организаций, их стадий развития и раскрыть особенности государственных и общественных организаций, типологию организационных патологий и способами их преодоления.

3. Научить студентов формулировать цели и задачи, формировать структуру, вычленять функции организации, применять академическую теорию организаций применять на практике.

4. Привить будущим специалистам по связям с общественностью навыки управления организациями, сбора, обработки и использования информации о внутренней и внешней среде организации.

4. Задача №7

Описание системы принципов управления, действующих в нашей организации:

Классификация принципов

Сущность принципов

Пример действия на примере предприятия

1. Принцип разомкнутого управления

В основе его лежит идея автономного воздействия на

систему вне зависимости от условий ее работы.

Для организационных систем подобная

уверенность допустима при высокой исполнительской дисциплине, когда отданное

распоряжение не нуждается в последующем контроле.

2. Принцип разомкнутого управления с компенсацией возмущений

Сущность этого принципа в том, что стремление ликвидировать ограниченность первой схемы: нерегулируемое

воздействие возмущений на функционирование системы.

Однако на практике далеко не всегда удается

зафиксировать информацию о внешних возмущениях, не говоря о контроле отклонений

параметров системы или неожиданных структурных изменениях. При наличии информации о

возмущениях принцип их компенсации путем введения компенсирующего управления представляет практический интерес.

3. Принцип замкнутого управления

Рассмотренные принципы относятся к классу разомкнутых

контуров управления: величина управления не зависит от поведения объекта, а представляет

собой функцию времени или возмущения. Класс замкнутых контуров управления образуют

системы с отрицательной обратной связью, воплощающие базовый принцип кибернетики. В

таких системах заранее программируется не входное воздействие, а требуемое состояние

Аналогия с действиями правительства, которое не в состоянии выполнять

плановые задания, например бюджетные. Условия функционирования экономики меняются

нерасчетным образом, с нарушением прогнозов, поэтому приходится постоянно корректировать намеченный план в стремлении достичь итоговых показателей, в частности производить

секвестр. Отклонения от априорных предположений могут быть столь велики, что имеющимися

ресурсами и принимаемыми мерами управления уже нельзя обеспечить выполнение цели.

Тогда приходится «приближать» цель, размещая ее внутри новой области достижимости.

4. Принцип однократного управления

Принять некоторое решение, последствия которого

сказываются длительное время.

Часто в госучреждениях принятие решения

абсолютизируют и сводят к оперированию многочисленными показателями и

оптимальному осуществлению разового управленческого акта. При этом выпадают из

поля зрения последствия произведенного действия для системы; забывают, что

управляют не критерием, а системой, не учитывая многостадийный замкнутый процесс

Конечно, на этом долгом пути делается множество ошибок, объективных и

субъективных, которых уже достаточно для серьезного отклонения от плановых

результатов.

Список использованной литературы

1. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 332 с.

2. Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие / К. Дж. Лафта. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2009. – 416 с.

3. Латфуллин Г. Р. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. 2-е изд., доп. И перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.

4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 720 с.

5. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320 с.

6. Теория организации. Учебник. / Под общей редакцией В.Г. Алиева. М.: «Экономика», 2009. – 431 с.

7. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г. М.: ИНФРА – М. 2008. – 231 с.

Предмет теории организации – как общие, так и частные закономерности...

  • Классическая теория организации (3)

    Реферат >> Экономическая теория

    Изучает пути повышения ее эффективности. Предмет теории организации охватывает три основных аспекта: - исследование...



  • Бизнес идеи