Чем занимается удостоверяющий центр ЭЦП

Участников тендеров, то предлагаем универсальное решение. Наша ЭЦП для торгов работает более чем на 200 электронных торговых площадках .

ЭЦП для участия в торгах по 44-ФЗ :

  1. Сбербанк АСТ (sberbank-ast.ru)
  2. Росэлторг (roseltorg.ru)
  3. РТС тендер (rts-tender.ru)
  4. Национальная электронная площадка ММВБ (etp-ets.ru)
  5. Заказ РФ (zakazrf.ru)
  6. Российский аукционный дом РАД (auction-house.ru)

Подобрать и купить ЭЦП для торгов

ЭЦП для участия в электронных торгах — рабочий инструмент . Он должен решать задачи компании на электронных площадках и не стать узким местом. Рекомендуем со всей серьезностью выбрать и оформить ЭЦП для торгов, чтобы потом на 1 год забыть об этом и заниматься тендерами.

Немного сэкономив на покупке ЭЦП для участия в торгах можно в будущем потерять миллионы, с удивлением обнаружив, что такая электронная подпись не работает на нужной площадке.

Это тот случай, когда скупой платит не дважды, а на порядки больше.

Электронная подпись для торгов — что же это такое? Это не просто флешка. Это целый комплект, который состоит из сертификата электронной подписи (ключа), защищенного носителя (токена), похожего на флешку USB, программного обеспечения для использования ЭЦП на торговых площадках (КриптоПро).

Иногда ЭЦП для торгов может сыграть решающую роль и помочь одной компании опередить конкурента торгах и выиграть тендер (или помешать это сделать). Токены сертифицированы ФСТЭК по технической защите конфиденциальной информации, имеют высокую отказоустойчивость, прорезиненный корпус и колпачок. ЭЦП рассчитана на тысячи циклов использования и не сгорит во время аукциона.

Мы изготавливаем электронную подпись для торгов согласно задачам . Подбираем дополнительные электронные площадки, программное обеспечение (встроенное в электронную подпись или на рабочее место). Проводим сопровождение сертификата, запись дубликата, настройку компьютера. Гарантируем быструю замену или перевыпуск ЭЦП для участия в торгах, если что-то пойдет не так.

У нас вы быстро сможете купить ключ для электронных торгов и получить дальнейшую помощь в аккредитации на электронных площадках,

Электронно-цифровая подпись – непременный атрибут крупных предприятий, которые стремятся автоматизировать рабочий процесс и сэкономить деньги на содержании крупного архива. Удостоверяющий центр ЭЦП ежегодно выдает большое количество сертификатов и ключей, которые используются физическими и юридическими лицами.

Как правило, можно получить три варианта ЭЦП:

  • простую,
  • усиленную,
  • неквалифицированную.

Простая ЭЦП не позволит изменять содержимое документа после того, как он был завизирован, остальные же допускают внесение изменений. Чаще всего электронно-цифровая подпись приобретается для участия в государственных тендерах, кроме того, ее можно использовать для СЭД и отправки электронной документации в контролирующие органы.

Чтобы получить электронно-цифровую подпись, понадобится уточнить информацию о месте нахождения удостоверяющего центра. Сделать это можно в налоговой инспекции и отделении ПФР по месту вашей прописки.

Удостоверяющие центры ЭЦП находятся в каждом крупном городе. Их основная задача – зафиксировать все документы, предоставленные потенциальным владельцем подписи, и обработать их. Владельцу подписи нужно предоставить:

  • копию паспорта,
  • СНИЛС (его можно получить в ПФР по месту прописки),
  • действующий на данный момент адрес электронной почты.

После этого центр готовит USB-носитель, на котором будет храниться электронно-цифровая подпись, а также все необходимые сертификаты и ключи. Подпись, выданная удостоверяющей организацией, действует на всех российских электронных площадках, контролируемых государственными структурами, и коммерческих тендерных площадках.

Контур ЭЦП устанавливается удостоверяющим центром. Здесь от владельца подписи требуется просто лишь предоставить нужную информацию и подождать несколько дней. При желании можно изготовить электронно-цифровую подпись за час, но это потребует дополнительной платы за скорость, поэтому такой вариант подходит не для всех.

Компания имеет право самостоятельно выдавать электронно-цифровые сертификаты для визирования данных, для этого ей совсем не обязательно регистрироваться в каком-либо из этих контролирующих органов. Но в данном случае подписи будут действовать только внутри данного предприятия. На все документы, предусматривающие внешние контакты, они распространяться не будут.

Если же руководство предприятия задумывается о том, как стать удостоверяющим центром ЭЦП, ему понадобится подготовить целый ряд документов:

  • заявление о предоставлении аккредитации;
  • образец договора, который в дальнейшем будут заполнять клиенты (о поручительстве);
  • образец соглашения, согласно которому центр обязуется защищать все персональные данные своих клиентов.

Особенности использования

Работу всех центров периодически проверяет контролирующий орган – уполномоченный удостоверяющий центр федерального казначейства ЭЦП. Именно туда имеют право обращаться клиенты, недовольные работой отдельно взятой организации. Сотрудники казначейства инициируют проверку по факту обращения. По ее результатам центру может быть вынесено предупреждение.

Некоторые клиенты не имеют возможности обратиться к удостоверяющим центрам. Специально для них есть дополнительный вариант – в казначействе. В данном случае пользователь должен быть готов к длительному ожиданию, поскольку это не входит в основной функционал организации, и на создание ключей требуется дополнительное рабочее время.

Электронно-цифровая подпись незаменима в том случае, если один и тот же документ должны подписать сотрудники предприятия, находящиеся в разных концах города или даже страны. С помощью ЭЦП файл можно завизировать в считанные минуты, после чего направить его в дальнейшую обработку. За счет использования ЭЦП удается сэкономить огромное количество времени и денег, поэтому она так популярна.

Настоящий Регламент (порядок действий) государственных и муниципальных заказчиков города Москвы (пользователей общероссийского официального сайта в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд) для получения сертификатов ключей электронных цифровых подписей в Федеральном казначействе (далее по тексту – Регламент) разработан на основании письма Минэкономразвития России, Федерального казначейства от 11.06.2010 № 9613-АП/Д22 и распространяется на государственных и муниципальных заказчиков (бюджетополучателей) города Москвы осуществляющих размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с главой 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» Закона № 94-ФЗ (далее – глава 3.1 Закона 94-ФЗ) на электронных площадках, операторы которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 32 статьи 65 Закона № 94-ФЗ.

Во всех остальных случаях для получения сертификатов ключей электронных цифровых подписей государственные заказчики города Москвы действуют в соответствии с порядком, утвержденным нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

  1. Термины и определения

      Автоматизированное рабочее место (далее – АРМ) – программно-технические средства, предназначенные для работы Пользователя с общероссийским официальным сайтом.

      Администратор безопасности информации Организатора (далее – Администратор БИ) – Уполномоченное лицо Уполномоченного удостоверяющего центра Федерального казначейства (далее – УУЦ), организующее, обеспечивающее и контролирующее выполнение требований безопасности информации при осуществлении обмена электронными документами (далее – ЭД) с Участником.

      Администратор регистрации – сотрудник органа Федерального казначейства, осуществляющий приемку документов от Участника и его регистрацию для получения Пользователями Участника сертификатов ключей электронных цифровых подписей (далее – ЭЦП) для работы на общероссийском официальном сайте.

      Вышестоящий региональный центр регистрации (далее – вышестоящий РЦР) – центр регистрации в территориальном органе Федерального казначейства.

      Закрытый ключ ЭЦП – уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в ЭД ЭЦП с использованием средств ЭЦП (и) или расшифровки ЭД. Закрытый ключ хранится на носителе ключевой информации.

      Заявка на получение в Уполномоченном удостоверяющем центре Федерального казначейства сертификата ключа электронной цифровой подписи (далее – Заявка) – документ на бумажном носителе, содержащий распечатку значения открытого ключа Пользователя в шестнадцатеричной системе исчисления, наименование учреждения и иные реквизиты, включая реквизиты идентифицирующие Пользователя, подписанный собственноручными подписями Пользователя и руководителя Участника и заверенный оттиском печати Участника.

      Носитель ключевой информации – носитель информации, используемый для хранения закрытого ключа ЭЦП.

      Компрометация закрытого ключа ЭЦП Участника – событие, определенное владельцем закрытого ключа как ознакомление неуполномоченным лицом (лицами) с его закрытым ключом, утеря носителя ключевой информации или другие причины появления у владельца Сертификата сомнений в сохранении тайны закрытого ключа.

      Корневой сертификат – сертификат ключа ЭЦП центра сертификации УУЦ, используемый на АРМ для проверки достоверности сертификатов ключа ЭЦП других пользователей.

      Организатор выдачи пользователям общероссийского официального сайта сертификатов ключей электронных цифровых подписей (далее – Организатор) – органы Федерального казначейства.

      Отзыв ключа ЭЦП – аннулирование сертификата ключа подписи.

      Открытый ключ ЭЦП – уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная всем участникам электронного обмена и предназначенная для подтверждения, с использованием средств ЭЦП, подлинности ЭЦП Пользователя в ЭД и шифрования ЭД. Принадлежность открытого ключа ЭЦП участнику электронного обмена подтверждается Сертификатом.

      Общероссийский официальный сайт – официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет», содержащий информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

      Пользователь общероссийского официального сайта (далее – Пользователь) – сотрудник Участника, которому руководителем Участника дано право ЭЦП.

      Региональный центр регистрации (далее – РЦР) – подчиненный УУЦ компонент инфраструктуры открытых ключей Федерального казначейства, входящий в организационную структуру подразделения по обеспечению безопасности информации органа Федерального казначейства.

      Сертификат ключа подписи (далее – Сертификат) – документ на бумажном носителе или ЭД с ЭЦП Уполномоченного лица УУЦ, включающий в себя открытый ключ ЭЦП и выдаваемый УУЦ участнику электронного обмена информацией для подтверждения подлинности его ЭЦП и идентификации владельца Сертификата.

      Средства криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) – совокупность программно-технических средств, обеспечивающих применение ЭЦП при осуществлении электронного документооборота.

      Средства электронной цифровой подписи (далее – Средства ЭЦП) – аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание ЭЦП в ЭД с использованием закрытого ключа ЭЦП, подтверждение с использованием открытого ключа подлинности ЭЦП в ЭД, создание закрытых и открытых ключей ЭЦП.

      Транзакция – любая операция, выполняемая Оператором ЦР в УУЦ, приводящая к формированию запроса любого типа.

      Уполномоченное лицо УУЦ – сотрудник Федерального казначейства или органа Федерального казначейства, наделенный правом заверения Сертификатов, изданных центром сертификации УУЦ.

      Уполномоченное лицо Организатора – сотрудник органа Федерального казначейства, имеющий право формировать запросы на приостановление/возобновления действия сертификата при возникновении факта непредоставления/при представлении Участником информации об изменении его реквизитов.

      Уполномоченный удостоверяющий центр Федерального казначейства – основной компонент инфраструктуры открытых ключей Федерального казначейства, входящий в организационную структуру Управления режима секретности и безопасности информации Федерального казначейства и осуществляющий выполнение целевых функций удостоверяющего центра на основании приказа Федерального казначейства от 10 марта 2005 г. № 43 «Об организации электронного документооборота и создании сети ведомственных удостоверяющих центров Федерального казначейства» и в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст.127).

      Участник – организация, обладающая полномочиями в сфере размещения заказов.

      Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

    1. Электронная цифровая подпись – реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД.

      Общие положения

Выдача Организатором Уполномоченным лицам Участника Сертификатов, необходимых для обеспечения работы на общероссийском официальном сайте, осуществляется в порядке, установленным Регламентом по организации выдачи пользователям общегородского официального сайта Сертификатов, утверждаемым приказом Федерального казначейства.

3.Мероприятия по получению сертификата открытого ключа

Участник формирует комплект документов, включающий:

Сведения об организации по прилагаемой к Регламенту форме Приложения 1 «Порядок регистрации пользователей и пользования официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Приложение 1 к настоящему Регламенту является Приложением 1 к Порядку регистрации пользователей и пользования официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет», утвержденному приказом Федерального казначейства);

Карточка образцов подписей и оттиска печати к лицевым счетам, заверенные главным распорядителем бюджетных средств или нотариально (представляется участником бюджетного процесса), в 1 экземпляре;

Подтверждающие документы:

      Копию учредительного документа (устава), заверенную учредителем или нотариально;
      - копию свидетельства о внесении записи о юридическом лице в единый реестр юридических лиц, заверенную учредителем или нотариально, либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
      - копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо выдавшим их налоговым органом;

      Оформленный и подписанный Участником Договор об обмене электронными документами (далее – Договор) по изготовлению сертификата ключа подписи для участия в электронных аукционах, гарантии качества. Типовая форма Договора размещена на сайте http:\\moscow.roskazna.ru. В качестве номера договора используется ИНН Участника .

      1. Сопроводительное письмо от Участника на имя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Москве (образец на сайте www.tender.mos.ru , http:\\moscow.roskazna.ru).
      2. Заверенную Копию Приказа о назначении Пользователей Участника (образец на сайте www.tender.mos.ru , http:\\moscow.roskazna.ru) .
      3. Организует работу по подготовке к изготовлению закрытого ключа ЭЦП, формированию запроса на Сертификат, заявки на Сертификат, установки программных средств ЭЦП, программного обеспечения АРМ НУБП.

Участник вправе организовать указанную работу выбрав один из 2 вариантов (Подробное описание в разделе 4) :
1 вариант :
Участник самостоятельно организует подготовительные работы по изготовлению закрытого и открытого ключа ЭЦП, формированию запроса на Сертификат, заявки на Сертификат, установки программных средств ЭЦП, программного обеспечения АРМ НУБП.
2 вариант :
Участник при необходимости вправе обратиться в уполномоченный удостоверяющий центр города Москвы за предоставлением услуги по изготовлению закрытого ключа ЭЦП, формированию запроса на Сертификат, заявки на Сертификат. При необходимости - абонентского обслуживания средств ЭЦП (установка, настройка и техническое обслуживание программных средств ЭЦП, консультационные услуги Пользователя).

В результате проведения указанной работы Участник формирует следующие документы:

Заявку, распечатанную и подписанную в 2-х экземплярах, записанную на флеш-носитель;
- Запрос, записанный на флеш-носитель;
- Доверенность уполномоченному лицу (в случае получения Сертификата не самим Пользователем) на право получения Сертификата.
Участник утверждает Заявки, подписанные Пользователями, подписью руководителя Участника, скрепленной печатью Участника, с заполнением необходимых полей формы Заявки.

После подготовки пакета документов (включающего документы, указанные в пп. 3.1.1-3.1.6 и п. 3.2.1 настоящего Регламента) Участник представляет его для проверки в органы Федерального казначейства (далее – ОФК). Список государственных заказчиков города Москвы и их распределение по ОФК предоставляется Департаментом финансов города Москвы и для сведения заказчиков размещается на сайтах www.findep.mos.ru , www.tender.mos.ru

полноты комплекта представленных документов;
соответствия реквизитов Сведений об организации представленным копиям подтверждающих документов;
наличия в представленных Сведениях об организации реквизитов, предусмотренных к заполнению в соответствии с правилами заполнения, установленными в настоящем Регламенте, а также их соответствия друг другу и учредительным документам;
соответствия формы представленных Сведений об организации форме согласно утвержденного Регламента;
соответствия подписей в Сведениях об организации имеющимся образцам в Карточке образцов подписей или наличия и достоверности ЭЦП СЭД руководителя организации (или иного уполномоченного лица);
отсутствия в представленных Сведениях об организации и прилагаемых к ней копиях документов исправлений, не заверенных в установленном порядке;
заверения копий подтверждающих документов в установленном порядке.

В случае положительного результата проверки пакета документов об организации и подтверждающих документов пакет принимается в ОФК для дальнейшего оформления в соответствии с установленным Регламентом.

По готовности документа ОФК извещает Участника и приглашает для выдачи подписанного в установленном порядке Договора и пользователям или уполномоченному лицу Участника сертификат открытого ключа.
В случае отрицательного результата проверки Сведений об организации и подтверждающих документов, ОФК возвращает пакет документов для дооформления.

Выдача уполномоченным лицам организации сертификатов ключей ЭЦП ООС осуществляется органом Федерального казначейства по месту регистрации Сведений об организации в порядке, установленном Регламентом по организации выдачи пользователям общероссийского официального сайта сертификатов ключей электронных цифровых подписей. Регламент (последовательность действий) Пользователя Участника для получения приведен в разделе 4 настоящего Регламента.

    Скачать Регламент

Электронная подпись стала обязательным атрибутом не только в большинства бизнес-процессов, но и решения многих задач, связанных с деловым документообменом. С большими объемами документации сегодня имеют дело представители не только коммерческого, но и государственного сектора. Помимо того, ключ ЭЦП позволяет решать проблемы, возникающие в ходе взаимодействия государства и граждан.

В связи с этим, на сайтах многих госструктур уже появились специальные разделы, которые дают возможность физическим и юридическим лицам отправлять и получать документы без личного посещения. Лидером по применению информационных технологий среди государственных органов признано Федеральное казначейство.

Для чего получают ЭЦП в казначействе

С именем такой структуры, как казначейство, ЭЦП связана посредством систем и порталов, находящихся в его ведении. Данный сертификат дает владельцу возможность

  • направлять документы в контролирующий орган
  • получать авторизацию в СУФД
  • получать информацию в Системе о государственных и муниципальных платежах
  • работать на сайте госзакупок и в прочих системах

Порядок получения электронной подписи в казначействе

Выдача ключа электронной подписи удостоверяющим центром казначейства происходит в несколько этапов.

  1. Получатель собирает необходимые документы и подписывает договор о присоединении к регламенту удостоверяющего центра казначейства.
  2. Если соглашение уже было подписано ранее, то получатель составляет заявление о расширении прав ЭЦП или изготовление нового ключа электронной подписи.
  3. Выходит приказ о назначении лиц, которые несут ответственность за работу с ключом ЭЦП и его хранение (если это юридическое лицо).
  4. Пользователю выдаются средства для работы с подписью в казначействе, затем он проходит авторизацию на портале.
  5. Производится настройка рабочего стола согласно стандартам информационной безопасности.

Стоит подчеркнуть, что выдача электронной подписи в казначействе организации осуществляется в привязке к конкретному физическому - должностному лицу. Чаще всего в роли него выступает руководитель организации или его первый заместитель. Последний может самостоятельно проходить все этапы получения ЭЦП на основании доверенности.

Документы, необходимые при выдаче ЭЦП

Состав пакета документов, необходимых для получения ЭЦП в казначействе, различается для юридических лиц и для физических лиц и предпринимателей. Организация, проходящая процедуру получения, передает часть сведений о себе на этапе направления запроса на создание ключа. В последующем, при авторизации, юридическому лицу необходимо предоставить

  • копию паспорта руководителя, его СНИЛС, приказ о назначении на должность и согласие на обработку персональных данных – оригинал или нотариально заверенную копию.
  • копию запроса на генерацию ключа и записи на носитель с подписью руководителя
  • выписку из ЕГРЮЛ, заявление на получение от организации, заверенную копию свидетельства о постановке на учет (нотариусом или налоговым органом)

Для получения электронной подписи в казначействе в составе пакета документов для физических лиц и ИП должны быть

  • оригиналы или заверенные копии паспорта, СНИЛСа, ИНН, согласия на обработку персональных данных
  • электронная и печатная версии файла запроса на генерацию ключа (его открытая часть).

Функционирование уполномоченного удостоверяющего центра Федерального казначейства. Порядок получения ЭЦП заказчиком

, начальник управления режима секретности и безопасности информации Федерального Казначейства.

Добрый день, дамы и господа. Я представляю Федеральное Казначейство. И вот, немножко затронули, коснулся здесь вопрос, когда задавался вопрос в отношении выдачи сертификата. Моё выступление сегодня не будет долго занимать ваше внимание и хочу довести до вас, что же такое удостоверяющий центр федерального казначейства и как мы организуем взаимодействие с нашими клиентами.

Удостоверяющий центр федерального казначейства введен приказом федерального казначейства в 2005 году и до настоящего момента он, так сказать, успешно функционирует. Его направленность была на то чтобы организовать электронный, юридически значимый электронный документ-оборот, в соответствии с законом об электронной подписи, как внутри федерального казначейства, между своими территориальными органами, между сотрудниками, так и с клиентами, это бюджет получатели всех уровней. Структура федерального казначейства представляет собой три уровня: центральный аппарат – это управление федерального казначейства по субъектам федерации, и районное отделение в муниципальных образованиях расположено. По количеству - на сегодня 83 управления и около 2 тыс. отделений. Так вот, когда создавался удостоверяющий центр, вот фактор территориальной распределённости, от Калининграда до Чукотки и от Мурманска до, там, Южных краев, документ-оборот должен как бы представлять единое пространство на всей территории РФ. Удостоверяющий центр был создан в соответствии со структурой федерального казначейства. Представляет собой, он один у нас, в центральном аппарате установлен центр сертификации, центр регистрации и иные, так сказать, сервисы предоставляемых. В территориальных управлениях региональный центр регистрации находится, с определенным набором сервисных процедур для выполнения требования закона об электронной подписи, и в районных отделениях, расположены удаленные рабочие места региональных центров регистрациях и управлениях.

Таким образом, укрывается практически вся страна, и вопрос о выдаче сертификатов, и, соответственно, в дальнейшем организация электронного документооборота, в настоящий момент он фактически не встает в Федеральном Казначействе. Когда было решение об обязательном, обязательной организации электронных торгов, возникла немаленькая проблема, а именно то, что, как в короткое время обеспечить заказчиков сертификатом электронных цифровых подписей средствами каллиграфической защиты, и по организации работы с торговыми площадками. И тогда смена федерального казначейства Минэкономразвития рассмотрел данный вопрос. И в результате пришли к выводу о том, что удостоверяющий центр федерального казначейства для его использования, а мощность его на тот момент была 1 млн., а сейчас 2 млн. пользователей, что основными организациями занимающимися госзаказчиками являются, конечно же, бюджетополучатели всех уровней. С бюджетополучателем у нас на сегодняшний момент давно уже организован электронный документ-оборот в подавляющем большинстве. В связи с этим можно быстро переход сделать на, в том числе, использование сертификатов федерального казначейства для работы на торговых площадках, что в настоящий момент и делается.

Вопрос о том, как получать сертификат. Федеральное казначейство безвозмездно, скажем так, бесплатно передает, обеспечивает сертификатами владельцев ключей электронных цифровых подписей. В чем, как это сейчас делается. Для того, чтобы получить сертификат, подчеркиваю государственным заказчикам , поставщиков этот вопрос вообще никак не касается, потому что были попытки поставщикам получить сертификат в казначействе, это, им такие услуги не оказываем. Для того, чтобы получить сертификат, заключается соглашение по месту открытия лицевого счета бюджетополучателя , если у него открыт лицевой счет , тогда заключается соглашение, например, с муниципальными органами, либо иных государственных заказчиков, имеющих право размещения госзаказов, заключается соглашение с территориальными органами федерального казначейства, либо с центральным аппаратом, в зависимости от того, где размещен данный заказчик. Соглашения все, они размещены на сайте, на официальном сайте, это *****, и там же можете найти все подразделы всех территориальных управлений.

Процедура довольно простая. Заключается соглашение, далее федеральное казначейство передает комплект программного обеспечения , которое позволяет организовать обмен электронными документами с федеральным казначейством. В него входят три компонента: это система электронного документооборота, прикладная система ППОСЕТ ФК, это библиотека КриптоПро, и континент АП, это средство для обеспечения защиты трафика, исходящего от клиента к казначейству. После этого прописывается, устанавливается на отдельном АРМе это программное обеспечение, проводятся технические мероприятия по подключению, и дальше процесс пошел.

Что дальше делается, как получить сертификат. Клиент запускает процедуру генерации ключей, и тут же генерится запрос на получение сертификата, распечатывается запрос, сбрасывается на магнитный носитель, либо если другие носители ключевых, кстати, мы рекомендуем другие, специально предназначенные для хранения ключевой информации – ruToken, eToken, например. И после этого бумажный носитель подписывается руководителем организации, и ставится печать, и обращайтесь в территориальные органы федерального казначейства для выдачи сертификатов, это центр регистрации, либо в отделение уполномоченному лицу центра регистрации. Он рассматривает ваши документы, проверяет электронную копию бумажной на соответствие, удостоверяет свои электронные подписи, поскольку он уполномочен делать запрос на сертификат, и делает запрос, запрос поступает сюда, в центральный аппарат, проверяется подписью уполномоченного лица, генерится сертификат, включается в справочник участников электронного документооборота, этот справочник классифицируется на все территориальные органы федерального казначейства, то есть во все управления, на всю страну. Клиент тут же, это процесс не днями, это минуты, получает ответ от удостоверяющего центра, получает сертификат, распечатывается, подписывается и печатается подпись удостоверяющего центра территориального, так сказать, по месту обращения для получения сертификата, и передается клиенту. Всё, дальше вы можете работать и так же на магнитном носителе, дальше вы с этим сертификатом обращаетесь в торговую площадку, либо ведете обмен электронными документами с федеральным казначейством. Вот вся процедура, которая ведется.

Как ведется, вот здесь был вопрос, где-то час назад, о том что как происходит если, например, сотрудник госзаказчика уполномочен для работы торговой площадки увольняется, в отпуск уходит и т. д. В этом случае организация должна сделать заявку на отзыв сертификата, либо, если необходимо, при уходе в отпуск на приостановление действия сертификата. Процедура простая. Тоже делается заявка, поступает в центральный аппарат и данный сертификат попадает как бы в отозванный сертификат, то есть не действующий, либо приостановленные. Список отозванных сертификатов размещается на официальном сайте в определенном ресурсе, и все торговые площадки имеют к нему доступ. При проверке легитимности подписи при работе на электронно-торговой площадке, торговая площадка проверяет на целостность информации поступающей на то, что сертификат имеется на данную подпись, а так же на то, что данный сертификат, с поступившим электронным документом, отсутствует в списке отозванных. И дальше ведется уже процедура по торгам. Вот, собственно, и вся простая процедура, которая ведется.

Были запросы вот сейчас активно, динамика получения сертификатов такова. Если она до того, как было заявлено, что торговые площадки будут заказчики на торговых площадках будут использовать сертификаты федерального казначейства, было 10-15 тыс. сертификатов в месяц мы выдавали, начиная где-то с октября-ноября месяца было 20-25, февраль был 40 тыс. сертификатов в месяц мы выдали. Общее количество на сегодняшний момент где-то 1 000 100-1 000 200 в базе, и действующих сертификатов где-то порядка 330 тыс. Вот это по работе федерального казначейства. В отношении вопроса, вот тут был задан недавно, о том, что по полномочиям, которые указываются в сертификате. Да, действительно, на сегодняшний момент из сертификатов, которые используются в электронном обмене между федеральным казначейством и клиентами. На сегодняшний момент ведутся работы и с МЭРом, и ФАСом, и с проектантами данных систем о разработке и политике сертификата, которая бы удовлетворяла бы все стороны, в частности, касающиеся по полномочиям пользователей, которая подписывает те или иные документы. Как можно обходить, ну это вопрос торговых площадок, как можно обеспечить соответствие полномочий владельцев электронных цифровых подписей с подписываемым документом, это можно так сказать, конечно, не лучший способ, но на сегодняшний момент это возможно, а именно при регистрации торговой площадки сертификатов и клиентов, которые будут работать с ней, определять полномочия пользователей, создавать некие списки, и в соответствии с этим уже определять полномочия, имеют право такие или такое действия производить на площадке или не имеет. Ну, я думаю, если это сейчас сложно сделать торговой площадке, то нужно подождать, когда будет вот этот новый формат сертификата, к концу, я так полагаю где-то в мае наверно, он будет выдан. Вот это собственно такое короткое сообщение.

Еще один момент. По опыту, который сейчас такой, хочу развеять заблуждения: федеральное казначейство не передает ППОСЕТ ФК средства калиптографической работы, либо какие либо программы для работы с торговой площадкой, подчеркиваю это. Потому что и письма идут, что мы выдаем ППОСЕТ ФК, который вот там не обеспечивает того-этого для работы с торговой площадкой. Этого нет. Все программные обеспечения передают для обмена, первое – для обмена с федеральным казначейством, раз, и второе – для генерации запросов на сертификат. В отношении с работой с торговыми площадками мы выдаем сертификаты. Вот такой момент. При заключении соглашений вам выдается на договаривающуюся сторону один комплект прикладного программного обеспечения и столько комплектов, сколько запросите, сертификатов ваших пользователей. Что касается работы с торговой площадкой. Вот вчера было, подходили, спрашивали: «Вот у меня там 24 человека по муниципалам и обслуживаниям бюджетополучателей муниципальных и 24 рабочих места по работе с торговой площадкой», - проблем нет, 24 пользователя получают на них сертификаты с одного этого соглашения, и сертификатов мы выдаем столько запрашивают, ну конечно в разумных пределах. Вот, доклад окончен.

Вопрос по последнему докладу. А существует ли нормативы, устанавливающие обязанность в получении заказчиком электронно-цифровой подписи управления федерального казначейства? Спасибо.

Электронно-цифровую подпись федерального казначейства вы не можете получить, вот путаница у всех. Электронно-цифровая подпись – это некая последовательность символов, которая связана открытую при определенной обработке на основании определенных процедур с открытым ключом владельца подписи и подписываемой информацией, это называется электронно-цифровая подпись. Что касается нормативных актов . Нормативных актов таких не существует. Существует порядок, порядок предоставления сертификатов бюджетополучателем и участников электронного обмена электронными документами с федеральным казначейством, они размещены на всех сайтах всех управлений и центрального аппарата в частности.

- Есть регуляторы в этой области, например Федеральное Агентство Информационных Технологий.

Федеральное Агентство Информационных Технологий, мы там зарегистрировали наш в Федеральном агентстве информационных технологий и определяется порядок работы с удостоверяющими центрами. Удостоверяющих центров на сегодня в России порядка 300. Вопрос: каким нормативным актом определяется что конкретный клиент будет работать в конкретном удостоверяющем центре? Вот какого нет, такого быть не может, потому что, что касается удостоверяющего центра это коммерческая деятельность, они имеют свою выгоду от выдачи сертификатов. Стоимость сертификатов, для справочки так, это от 1500 до 5000 руб., обслуживание на год. Вот, если представить, сколько бюджетополучателей, умножьте их на количество соответствующей, так сказать, суммы, и каждый год вот это из бюджета шло бы. Это первое. И мало того, не только бюджетополучателей, а у каждого бюджетополучателя количество сотрудников рабочей торговой площадки будет в среднем, в среднем подчеркиваю, будет где-то 5-6 человек, наверное, так ведь.

- Маленький вопрос: а приблизительный срок получения заказчиком?

А это зависит исключительно только от заказчика. Если вы подписали соглашение и месяц не появляетесь, за вами ходить никто не будет. Если вы заключили соглашение и пришли на следующий день, у вас, в течении нескольких минут вы получите сертификат.

- С момента обращения, скажем, для получения программного обеспечения, и срок если делать все документы?

Получили программное обеспечение, установили, сгенерировали, вы сгенерили заявку, ключевую документацию, которая включает пару открытый и закрытый ключ, да, и тут же получили заявку на сертификат. Найдите своего начальника, поставьте печать, подпись, и в казначейство. Никаких временных жалоб, что там сутками там стоят, неделями. Такого нет. Получение сертификата – это, ну минут 5-10 подождете, пока с Камчатки придет запрос в центральный аппарат и отсюда вернется туда. Всё остальное зависит только от вашей прыти, как вы быстро сделаете, сгенерите и получите.

- Вопрос к казначейству. Дело в том, что казначейство помимо того, что уполномочено и вот выдает сертификат цифровых подписей заказчикам, кроме всего, оно является еще и органом ведущим регистр государственных контрактов. Аналогичные органы есть в субъектах РФ, которые ведут контракты, заключенные для нужд субъектов. Один из таких органов, собственно говоря, я и представляю. Хотелось бы задать вопрос. Дело в том, что заказчикам необходимо применять цифровую подпись в своей деятельности не только для деятельности на электронных торговых площадках, но, и, например, для включения контрактов в региональный реестр контрактов для других целей и для отправления всевозможных уведомлений поставщикам, возможно ли использовать подпись, выдаваемую казначейством, заказчикам для экономии тех же бюджетных средств, о чем мы сейчас говорили, чтобы не покупать отдельную еще подпись для вот этих остальных целей, не касающихся непосредственно самих электронных торговых площадок.

Этот вопрос касается по взаимодействию с казначейством?

-Ну, собственно, да. Требуется ли для этого какое-то соглашение или это можно делать уже сразу, поскольку в самой подписи никаких там предназначений именно для торговых площадок нет, на данный момент, то есть это никак не фигурирует, она общего характера, то есть, можем ли мы ее применять для других целей?

Для других целей вы можете применять в рамках полномочий, которые вот в мае дадим, в рамках тех полномочий, которые прописаны в сертификате. Потому что, ведь смотрите, вся идея то и закон об электронной цифровой подписи, сейчас вот обсуждается вопрос закон об электронной подписи, да, идея то в том, чтобы не привязывать конкретной информационной технологии вот эту вот процедуру обеспечить юридическую значимость, а сделать равнозначный собственноручной подпись, электронную цифровую подпись. А если она собственноручная, то вопрос – когда вы ставите подпись на документе на каком-то вы этой ручкой на вот этом документе, а вот этой ручкой на другом? Нет, наверно. Вот и логика вся, она идет к этому. Главное - чтобы обеспечить, чтобы была неотказуемость, чтобы обеспечить целостность, неотказуемость и юридическую значимость данного документа, а в какой области, это уже вопрос вот нормативной базы

- И тех, кто принимает все документы, если они…

Да, принимают, признают - не признают. Потому что действительно, сейчас ведь только можно сказать на первом хоть и бурно, активно ведется вот развитие электронного документооборота в России, это все можете признать. И не только касается торговых площадок, всего. Вот, но ведь очень много еще нормативно-законодательных и дыр, например – хранение архивов, например. Для поднятия архивов попробуйте проверяющим какой-нибудь достать электронный архив достать, покажите - будет он признавать, не будет, ведь это не простой вопрос, и он должен быть урегулирован, безусловно. Вопрос вот сейчас на торговых площадках будут заключаться контракты, да, и он до сих пор еще открыт, кстати говоря, как признавать, как подписывать контракт в электронном виде, кем, как подписывать, в каком порядке. Тоже вопрос ведь. И на сегодня он остается еще открытым, он должен быть урегулирован нормативно, технически это возможно, вопрос как он должен еще законодательно нормативно регулировать. Ведь, наверное, сейчас казначейство вряд ли примет, я не могу сказать за операционистов, большие риски для того чтобы получить электронный контракт с подписями электронными, да, или с половиной этих подписей электронных, и переслать 100 млн., деньги на чей-то счет. Потому что в этом случаи персонально будет отвечать тот, кто дал санкцию, а он должен показать, что он дал эту санкцию в соответствии с определенными нормативными требованиями, а если их не существует, это что? Можно применить превышение полномочий конкретного работника. Это не простой вопрос, и он сейчас решается, я знаю, в МЭР и в Минфине это вопрос решается.

- Ну в целом казначейство поддерживает именно унификацию возможности применения выдаваемых сертификатов?

Конечно, конечно. Если плодить, так сказать полный зоопарк - вот определенные сертификаты туда, определенные сертификаты сюда, то мы потом получим такой документооборот электронный, в котором будем вспоминать как в хорошее время, когда были бумаги с чем разобраться можно. Конечно, должна быть унификация. И конечно, в этом отношении применяется политика определенная. Но ведь сразу-то так не получится, где-то шишки набивали наверно, а где-то идем правильным путем. В целом вектор, мне кажется, развивается очень интенсивно и праве он управления.

- И в завершении просто небольшое предложение, а не вопрос, чтобы сократить время. А, хотелось бы возможно в дальнейшем увидеть у казначейства ведение службы штампов времени, вот вы рассказывали о том, что на короткий период…

И что касается доверенного времени федеральное казначейство, внутри федерального казначейства есть единая служба единого времени, доверенного времени. Как, просто может быть конкретно этот вопрос не касается, он касается автоматизации федерального казначейства, у нас это сделано, я вам утверждаю, и сервер доверенного времени есть, но не для внешнего, работа идет внутри, для этого разрабатывается так называемая усовершенствованная электронно-цифровая подпись, которая ставится метка времени, с чем, с какой проблемой связались, столкнулись каналы, как обмениваться между пользователем и казначейством, будет в 2-3 раза возрастать нагрузка на каналы, а это, соответственно, стоимость и прочее, пропускные задержки и т. д. Поэтому у нас, вот то, что сейчас система готовится к внедрению по СПК, ведет две вещи. Первое, соответственно, с законом об ЭЦП, возможна метка времени, которая при получении или при отправке. Что у нас делается, если из казначейства идет отправка к пользователю, то метка времени ставится в казначействе, поскольку не требуется нагрузка на каналы; если метка времени, если подписываем документ получается от получателя, то в этом случаи документ приходит к нам, он, метка времени ставится к этому документу и дальше идет квитанция о том когда метка поставлена на пользователя, вот это на сегодня, ну прямо сейчас, я не могу сказать, сейчас этого нет, но удостоверяющий центр представляет данный сервис, а пользоваться им, и как пользоваться, это вопрос уже прикладного функционала, этот сервис у нас есть и развернут по всем территориям.

- Добрый день. Мэрия городского округа Тольятти. . Вопрос федеральному казначейству. Скажите, пожалуйста, когда будет начата выдача ЭЦП муниципальным заказчикам?

Хороший вопрос. Но я бы к вам его адресовал: в связи с чем? Дело в том, что об организации электронного документооборота казначейство оно просто настаивает к нашим клиентам на, а муниципальные клиенты тоже, в части, нашего обслуживания поэтому проблем там никаких нет, хоть завтра приходите, приедете домой и вперед, заключается соглашение и получаете вы пакет, о котором я говорил и соответственно сертификат. С этим проблем нет.

- Дело в том, что наше территориальное управление ссылается на отсутствие соответствующих указаний из центрального аппарата

Сегодня же приеду и узнаю в чем дело. Потому что, потому что, что касается электронного документооборота, мы документооборот и с федеральными органами, и с муниципальными, только приветствуем, более того, настаиваем на том, чтобы было. Муниципальные образования не хотят, ну по тем или иным причинам, ну это другой вопрос. А мы готовы к этому, нет вопросов.



Полезные инструменты