Значение эксплуатационная мощность в большой советской энциклопедии, бсэ. У судовых двигателей принято различать максимальную, номинальную, эксплуатационную и экономичную (крейсерскую) мощности

Эксплуатация двигателя

Лекция № 15

Показатели работы двигателя - это параметры его рабочего процесса - мощность, крутящий момент и расход топлива.

Мощность двигателя характеризуют по-разному. Если нужно оценить работу, которую выполняют газы, расширяющиеся внутри цилиндра двигателя, то говорят об индикаторной мощности двигателя . Если речь идет о работе, которую выполняет вращающийся коленчатый вал, то говорят об эффективной мощности. Эффективную мощность, отнесенную к одному литру рабочего объема двигателя, называют его литровой мощностью . Этот показатель харак­теризует степень совершенства двигателя с точки зрения использования его рабочего объема.

Максимальную мощность двигатель может развивать ограниченное время.

Номинальная мощность гарантируется заводом-изготовителем при полностью открытой дроссельной заслонке и номинальном числе оборотов в нормальных (расчетных) условиях окружающей среды.

Эксплуатационную мощность выбирают исходя из конкретных условий эксплуатации с целью обеспечения достаточного моторесурса двигателя. Снижение величины отбирае­мой мощности весьма существенно повышает моторесурс двигателя.

Экономичная мощность соответствует минимальному расходу топлива. Обычно максимальная мощность превышает номинальную примерно на 10 %, эксплуатационная составляет около 90-70 %, а экономическая - около 50 % номинальной.

Эффективный крутящий момент - это результирующий момент всех сил, которые вызывают вращение коленчатого вала. Крутящий Момент и мощность вращательного движения взаимосвязаны: мощность равна произведению крутящего момента на угловую скорость вращения. Поэтому эффективный крутящий момент двигателя обратно пропорционален частоте вращения коленчатого вала и прямо пропорционален эффективной мощности двигателя при этой частоте вращения. Максимальный крутящий момент двигатель развивает при одной определенной частоте вращения.

Расход топлива , отнесенный к одному часу работы двигателя, называют часовым расходом топлива и выражают его в килограммах за час. Часовой расход топлива, отнесенный к единице эффективной мощности двигателя, называют эффективным удельным расходом топлива и измеряют его в граммах на киловатт-час или в граммах на лошадиную силу-час. Различают минимальный расход топлива при полностью и не полностью открытой дроссельной заслонке. В первом случае карбюратор готовит горючую смесь мощностного (обогащенного) состава, во втором - экономичного (обедненного) состава. Каждой из этих величин минимального расхода топлива соответствует определенное значение частоты вращения коленчатого вала.

Особенности эксплуатации двигателя на мало­мерном судне. На маломерном судне двигатель эксплуатируется только во время навигации, после чего его консервируют для зимнего хранения. Двигатель во время навигации, как правило, работает не регулярно. Поэтому в процессе эксплуатации важную роль приобретает подготовка двигателя к пуску после достаточно длительного перерыва в работе.



Уход за двигателем во время эксплуатации принято называть техническим обслуживанием, цель которого - обеспечить нормальные условия работы механизмов и систем двигателя. Своевремен­ное и качественное техническое обслуживание способствует посто­янному поддержанию двигателя в рабочем состоянии, снижению расхода топлива и масла, уменьшению интенсивности износа дета­лей, предупреждению, своевременному выявлению и устранению неисправностей, что в конечном счете повышает безотказность ра­боты и удлиняет срок службы двигателя.

Техническое обслуживание носит планово -профилактический характер. Кроме регулярного ухода за двигателем перед, во время и после выхода в плавание периодически выполняются более сложные виды технического обслуживания, сроки проведения и объем которых задаются регламентом, установленным заводом-изготовителем и указанным в инструкции по эксплуатации. Поэтому такой вид технического обслуживания называют регламентными работами.

В процессе эксплуатации двигателя выявляются его неисправности и отказы.

Неисправность ухудшает техническое состояние двигателя, но он продолжает работать, хотя и неудовлетворительно.

При отказе, возникающем вследствие поломки деталей, двигатель полностью неработоспособен.

Многие неисправности механизмов и систем двигателя, например, нарушения каких-либо регулировок, могут быть устранены без его разборки. В противном случае, а также при отказах воз­никает необходимость в ремонте, связанном с разборкой двигателя. В отличие от регламентных работ, ремонтные выполняются по потребности.

В условиях эксплуатации маломерного флота без централизо­ванной ремонтной базы особо важную роль играет не только тщательность регулярного ухода за двигателем, но и умение водителя-моториста обнаруживать неисправности механизмов и систем двигателя, а затем и устранять многие из них.

Обнаружение неисправностей двигателя основано на контроле и оценке его технического состояния, которые производят во время работы двигателя и его технического обслужива­ния. Состояние двигателя зависит от того, как протекает его рабочий процесс, каков его температурный режим и условия смазки деталей, насколько велик износ трудящихся поверхностей. Эти факторы зависят, в свою очередь, от того, как функционируют механизмы и системы двигателя.

Неисправность механизма или системы характеризуется определенными внешними признаками . Это могут быть падение мощности, затрудненный пуск, неустойчивая работа, перегрев, посторонние шумы и стуки, дымление и т. п. Обнаружить измененное состояние двигателя способен и малоопытный водитель-моторист. Гораздо сложнее распознать причину неисправности: одни и те же признаки могут быть у разных неисправностей.

Обнаружение неисправностей в работе двигателя по внешним признакам называют диагностикой, в которой можно выделить два этапа: вначале определяют, какой механизм или система неисправны, затем - что является конкретной причиной этой неисправ­ности. Для этого нужно знать, во-первых, внешние признаки неисправностей механизмов и систем двигателя, во-вторых, как внешние признаки связаны с причинами неисправностей, вызывающих эти признаки.

Простейшие диагностические работы выполняют во время технического обслуживания двигателя. Тогда же устраняют возможные причины некоторых неисправностей. Более сложные диагностические «рецепты» приводятся обычно в инструкциях по эксплуатации конкретных двигателей. Однако и в простых, и в сложных случаях для быстрого и верного определения неисправности нужно хорошо знать принцип действия и устройство двигателя, назначение и взаимодействие его механизмов и систем.

Главный принцип поиска неисправностей и их причин - последовательная проверка возможных предположений. Бесполезно и даже вредно искать неисправность путем неоправданной разборки двигателя: это нарушает взаимодействие приработавшихся деталей, изменяет рабочие зазоры и ухудшает герметичность.

Статистика показывает, что почти все неисправности и отказы, которые происходят в течение гарантийного срока службы серийного двигателя, являются следствием неправильной эксплуатации, несоблюдения режима обкатки, несвоевременного выполнения регламентных работ, т. е. нарушения правил эксплуатации, установленных заводом-изготовителем и указанных в инструкции к двигателю.

В заключение следует отметить основное правило эксплуатации двигателя: необходимо устранять всякую неисправность и причины, ее вызывающие, как только она обнаружена, не дожидаясь, пока она приведет к другим неисправностям.

Техника безопасности . Все вращающиеся части меха­нической установки должны быть закрыты съемными прочно за­крепленными кожухами и щитками, исключающими доступ или попадание на эти части одежды. Техническое обслуживание и ремонт следует производить только на остановленном двигателе. Чтобы избежать ожогов, выпускной трубопровод катерного двигателя изолируют асбестом.

При ручном пуске катерного двигателя нужно стоять с левой стороны, плотно обхватив пусковую рукоятку так, чтобы пальцы руки были с одной стороны рукоятки. В противном случае можно получить травму при обратном вращении (отдаче) коленчатого вала. Рукоятку нужно вращать полуоборотами на себя.

Во время пуска подвесного мотора необходимо устойчиво стоять на ногах или сидеть в лодке, чтобы не потерять равновесия. Нельзя при этом близко наклоняться к двигателю. Запуская мотор с помощью аварийного шнура, нельзя наматывать его на руку, а также привязывать что-либо к свободному концу - зацепившийся за маховик шнур может нанести травму.

Не следует заводить перегретый двигатель или двигатель с ранним опережением зажигания - отдача коленчатого вала от преждевременной вспышки может вызвать травму. Если катерный двигатель перегрет, то открывать крышку горловины расширительного бачка следует только в рукавицах, чтобы избежать ожога. Нельзя приближать лицо к горловине. Уровень воды в бачке про­верять при небольшой частоте вращения двигателя.

Следует избегать применения этилированного бензина. Он ядовит и вызывает тяжелое отравление, попадая в желудок, на кожу, при вдыхании его паров. Если все же такой бензин применяется, то нужно соблюдать следующие меры предосторожности: хранить бензин только в посуде, имеющей плотные крышки с прокладками, и только в местах, где не находятся люди, пища или одежда; не подсасывать бензин через шланг ртом и не продувать ртом топливопроводы и жиклеры; не применять бензин для мытья рук и деталей двигателя, чистки одежды, в паяльных лампах и примусах; не проливать бензин в закрытых помещениях, если он все же пролит, то протереть загрязненное место сухой, а затем смоченной керосином тканью; при удалении нагара из двигателя, работавшего на этилированном бензине, предварительно смочить нагар керосином или маслом; работать только в изолирующих кожу рук перчатках (резиновых, кожаных); при попадании бензина на кожу немедленно снять его ветошью, смоченной керосином, ста­раясь не втирать жидкость в кожу, затем обмыть этот участок кожи горячей водой с мылом; одежду, облитую бензином, немед­ленно снять, проветрить на открытом воздухе в течение двух часов и постирать.

От законов Мерфи до четырех уровней любви. От храма Соломона до феноменальных пророчеств великих людей. От «состава» души до брака по расчету. Самый популярный французский писатель Бернар Вербер откроет вам 384 неожиданные истины! Расскажет о стратегиях манипулирования людьми и собственных рецептах творчества. И наконец, обратится к вам с «неожиданной просьбой»...
Ранее книга выходила под названием «Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания».

398 руб


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - одна из крупнейших российских энциклопедий, стоящая и одном ряду с такими монументальными изданиями, как французский "Ларусс", немецкий "Брокгауз" и английская "Британика". Это национальное сокровище сейчас, к сожалению, доступно только узким специалистам, хотя его название знакомо любому человеку.
Вам предлагается новая, современная версия знаменитой энциклопедии, которая содержит универсальные сведения в самых различных областях жизни общества, таких, как история, философия, юриспруденция, экономика, география, история искусства и литературы, этнография, зоология, геология, физика, химия, ботаника, анатомия, архитектура, военное и морское дело. Давая реальную возможность заглянуть в прошедшие эпохи, воспроизвести картину мира прошлого и настоящего, провести интереснейшие сопоставления, книга будет интересна как специалистам - историкам, писателям, лингвистам, литературоведам, - так и самому широкому кругу читателей.

214 руб


Ежегодник 1974 года - восемнадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Светской Энциклопедии.
Он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т.д.
Сообщаемые в Ежегоднике 1974 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1973 года.

266 руб


Ежегодник БСЭ 1982 года освещает политическую, экономическую и культурную жизнь СССР и зарубежных стран. Книга содержит также статьи о последних достижениях науки и техники, сведения о международных организациях, ряд обзорных, биографических и других статей. Сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1981 г. В книге св. 1500 справочно-информационных материалов, около 150 фотоиллюстраций, карт, рисунков и схем.

434 руб


Ежегодник 1962 года - шестой выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.
В Ежегоднике 1962 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.
Сообщаемые в Ежегоднике сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1962 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1961 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".
Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

750 руб


Москва, 1959 год. Издание "Большая Советская Энциклопедия".
С иллюстрациями.
Издательский переплет. Сохранность хорошая.
Настоящий, третий, выпуск Ежегодника Большой Советской Энциклопедии, как и предшествующие ему выпуски, является универсальным справочным изданием, рассчитанным на широкие круги читателей.
Сведения, сообщаемые в Ежегоднике 1959 года, ограничены, как правило, хронологическими рамками 1958 года. Будучи продолжением предыдущих Ежегодников, Ежегодник 1959 года является в то же время совершенно самостоятельным изданием. В основу сообщаемых в Ежегоднике экономических данных для СССР и союзных советских республик положены материалы Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР, для зарубежных стран - официальные статистические и другие справочные издания, а также издания ООН.

667 руб


Фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания.

Энциклопедия ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знаний, деятелей культуры, политиков, предпринимателей.

3128 руб


С глубокой древности тысячи людей мечтали найти настоящий клад, потрясающий воображение своей ценностью или общественной значимостью. В последние два столетия все больше кладов попадает в руки профессиональных археологов, но среди нашедших клады есть и авантюристы, и просто случайные люди. Для одних находка крупного клада является выдающимся научным открытием, для других - обретением национальной или религиозной реликвии, а кому-то важна лишь рыночная стоимость обнаруженных сокровищ.
Кто знает, сколько еще нераскрытых загадок хранят недра земли, глубины морей и океанов? В историях о кладах подчас невозможно отличить правду от выдумки, а за отдельными еще не найденными сокровищами тянется длинный кровавый след...
Эта книга рассказывает о ста великих кладах всех времен и народов - реальных, легендарных и фантастических - от сокровищ Ура и Трои, золота скифов и фракийцев до призрачных богатств ордена тамплиеров, пиратов Карибского моря и запорожских казаков.

двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.

  • - орган квартирно - эксплуатационной службы Советской Армии и ВМФ, на который возложены организация технической эксплуатации казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечение всеми видами квартирного...

    Словарь военных терминов

  • - авиационных конструкций - свойство конструкций ЛА обеспечивать безопасность эксплуатации по условиям прочности при частичном или полном разрушении силовых элементов из-за усталостных,...

    Энциклопедия техники

  • - наибольшее nэymax и наименьшее nэymin допустимые по прочности конструкции значения нормальной перегрузки ny. Значение Э. п. определяется на основании Норм прочности для различных расчётных...

    Энциклопедия техники

  • - совокупность конструктивно-технических свойств ЛА, определяющая его приспособленность к техническому обслуживанию в реальных условиях эксплуатации...

    Энциклопедия техники

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - подвижная нагрузка, имеющая место на сети дорог в рассматриваемый период времени...

    Строительный словарь

  • - методическая система, связанная с всесторонним изучением разрабатывающихся россыпей с целью обеспечения их наиболее рационального промышленного освоения...

    Геологическая энциклопедия

  • - длительная откачка из скважины или колодца, производимая для установления опытным путем возможности получения устойчивого во времени запроектированного количества...

    Геологическая энциклопедия

  • - третья стадия разведочных работ, лишь немного опережающая начало добычи полезного ископаемого и продолжающаяся в течение всего периода эксплуатации м-ния. Основная задача Р. э. - получение надежных геол....

    Геологическая энциклопедия

  • - - стадия геол.-разведочных работ, проводимых в процессе разработки м-ния. Планируется и осуществляется в увязке c планами развития горн. работ, опережая очистные работы и, как правило, совмещается во...

    Геологическая энциклопедия

  • - см. Конкуренция косвенная...

    Экологический словарь

  • - стадия разведки месторождений полезных ископаемых, проводимая в период разработки месторождения для уточнения его геол. строения и качества полезного ископаемого...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - окончательно доработанная версия компьютерной программы.По-английски: Service releaseСинонимы английские: SRСм. также: Программные изделия  ...

    Финансовый словарь

  • - в СССР первичное звено жилищного хозяйства, комплекс домовладений, объединённых единым управлением и единым хозяйственно-финансовым планом...
  • - двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - разведочные работы, проводимые одновременно с разработкой месторождения для уточнения качества и запасов полезного ископаемого, геологического строения и...

    Большой энциклопедический словарь

"Эксплуатационная мощность" в книгах

Мощность

Из книги Движение. Теплота автора Китайгородский Александр Исаакович

Мощность Чтобы судить о возможности машины производить работу, а также о потреблении работы, пользуются понятием мощности. Мощность – это работа, совершенная в единицу времени.Существует много различных единиц измерения мощности. Системе CGS соответствует единица

Мощность

Из книги Печи для бань и саун своими руками автора Калюжный Сергей Иванович

Мощность Мощность печи зависит не только от ее типа, но и от других факторов.Так, на мощность электрокаменки постоянного действия влияют объем парильни, качество теплоизоляции ее стен, а также температура окружающей среды.Для примера можно вычислить необходимое

Активная мощность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Мощность

БСЭ

Мощность звука

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Мощность множества

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Мощность производственная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Мощность

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л. Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

автора Госстандарт России

5.3.2 Эксплуатационная концепция

Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ. Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России

5.3.2 Эксплуатационная концепция Разработчик должен принимать участие в определении и документировании эксплуатационной концепции для системы. Результат данной работы должен быть представлен в качестве документа «Описание эксплуатационной концепции»

Эксплуатационная мощность

Эксплуатацио"нная мо"щность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.

Эксплуатация

Эксплуата"ция (от франц. exploitation - использование, извлечение выгоды), 1) присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства в классово антагонистических общественно-экономических формациях. Э., как социальное явление, предполагает систему принуждения к труду, посредством которой господствующие классы безвозмездно присваивают продукты прибавочного труда, а иногда и часть необходимого труда непосредственных производителей. Материальные предпосылки Э. появляются тогда, когда развитие производительных сил достигает уровня, при котором становится возможным создание не только необходимого продукта, но и прибавочного продукта. Социально-экономические условия Э. человека человеком возникли в период разложения первобытнообщинного строя, с образованием института частной собственности и расколом общества на антагонистические классы.

Методы Э. специфичны для каждой общественно-экономической антагонистической формации и определяются способом соединения рабочей силы со средствами производства. Для рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций типичным было внеэкономическое принуждение к труду, тогда как капитализм создал систему экономического принуждения к труду. Степень Э. измеряется отношением прибавочного продукта к необходимому продукту (соответственно, прибавочного труда к необходимому труду).

Исторически первой и наиболее грубой формой Э. было рабство. В рабовладельческом обществе собственностью рабовладельцев являлись не только средства производства, но и рабочая сила. Весь создаваемый продукт безвозмездно присваивался классом рабовладельцев, которые выделяли рабам жизненные средства, едва достаточные для полуголодного существования.

В условиях феодализма основой Э. являлась собственность класса феодалов на землю и частично на рабочую силу. Прибавочный продукт, создаваемый трудом крепостных крестьян, безвозмездно присваивался феодалами и принимал форму феодальной земельной ренты. Феодальная Э. прошла два основных этапа: барщинное хозяйство (см. Барщина ) и оброчное хозяйство (см. Оброк ). В условиях барщинного хозяйства крестьянин часть времени работал на земле феодала, а часть на надельной. Необходимый и прибавочный труд были отделены друг от друга во времени и в пространстве. При оброчной системе весь труд затрачивался в хозяйстве крестьянина. В барщинном хозяйстве прибавочный труд принимал форму отработочной ренты, в оброчном - продуктовой и денежной.

При капитализме соединение средств производства (находящихся в собственности класса капиталистов) с рабочей силой осуществляется посредством купли-продажи последней. Юридически рабочий свободен, но он лишён средств производства. В этих условиях рабочая сила превращается в товар, который оплачивается капиталистом по стоимости. Механизм капиталистической Э. основывается на том, что стоимость товара рабочая сила и стоимость, создаваемая рабочей силой,- различные величины. Э. наёмных рабочих капиталом выражается в присвоении прибавочного продукта, принимающего форму прибавочной стоимости. Степень Э. измеряется отношением прибавочной стоимости к переменному капиталу, затрачиваемому на оплату товара рабочая сила. Отношения Э. в капиталистическом обществе маскируются категорией заработной платы, которая служит превращенной формой стоимости (цены) товара рабочая сила.

Цель производства и законы конкуренции обусловливают систематический рост капиталистической Э. В современных условиях концентрация колоссальных материальных и трудовых ресурсов в руках монополий капиталистических обеспечивает извлечение ими монопольной прибыли. Сращивание экономической силы монополий с силой буржуазного государства в единый механизм, образование и развитие финансового капитала делают трудящихся капиталистических стран объектом Э. на всех стадиях воспроизводства общественного капитала. Э. сопровождается непрерывным ростом цен и стоимости жизни, увеличением армии безработных, ростом социального неравенства. В орбиту капиталистической Э. вовлечены работники не только физического, но и умственного труда, не только сферы материального производства, но и непроизводственной сферы.

История всех эксплуататорских обществ отмечена борьбой эксплуатируемых против эксплуататоров - классовой борьбой .

С установлением обществ, собственности на средства производства происходит ликвидация эксплуататорских классов и устраняется Э. человека человеком (см. Социализм ).

2) Разработка, использование природных богатств. 3) Использование средств труда и транспорта.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 17, 23, 24, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., г. 23; его же, Капитал, т. 3, гл. 20, 36, 47, там же, т. 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел 2-3, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т, 21; Ленин В, И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39.

А. А. Хандруев.

Эксплуатация опытная

Эксплуата"ция о"пытная, проверка и освоение в эксплуатационных условиях технических объектов (приборов, машин, устройств, установок и т. п.), их технического обслуживания и технической документации. Цель Э. о. - приобретение эксплуатационных навыков, отработка приёмов организации и осуществления технического обслуживания, выявление наличия и характера повреждений и отказов, проверка на практике мер борьбы с отказами. Для решения этих задач проводят дополнительные (кроме тех, которые записаны в основной технической документации) наблюдения за работой технических объектов, иногда с помощью специальной контрольной аппаратуры.

Производственная мощность (производительность) – это максимально возможный выпуск продукции принаиболее полном и рациональном использовании производственных ресурсов. Это то максимальное количество продукции или тот максимальный объем работ (услуг), которыепотенциально способно производить (выполнять) предприятие, цех, участок, рабочее место в течение определенного периода времени (например, часа, года).

Производственная мощность зависит от применяемой технологии, уровня технического оснащения, необходимого материально-технического обеспечения, обеспеченности производственным и управленческим персоналом.

Производственная мощность определяется при условии :

а) полного устранения аварий;

б) полного использования рабочего времени.

Производственная мощность оборудования – это некоторое свойство оборудования, определяющее его полезность.

Энергопредприятия и энергетические объекты промышленных предприятий характеризуются энергетической производственной мощностью (энергетической производительностью) , которая зависит еще от одного, не указанного выше условия – отобъема и мощности, требуемых потребителям .

Большинство энергетических мощностей исчисляются за час. Так в энергетике мощности измеряются:

    для электроэнергетических объектов в кВт иМВт ;

    для объектов теплоэнергетики в т пара/ч и вГкал/ч ;

    для объектов, производящих холод в Гкал холода/ч ;

    при производстве сжатого воздуха и газов, при перекачке воды в куб.м/ч .

Виды энергетических производственных мощностей

В энергетике принято различать следующие виды энергетических производственных мощностей :

    номинальная;

    максимальная;

    минимальная;

  • экономическая;

    регулируемая;

    нерегулируемая;

    установленная;

    эксплуатационная (располагаемая);

    диспетчерская.

Номинальная мощность – мощность, с которой энергетическое оборудование может работать максимально длительно при максимальной нагрузке потребителя. Это наибольшая мощность, на которую может быть загружено оборудование, и при этом длительно работать без вредных последствий.

Номинальная мощность соответствует нижнему пределу максимальной мощности .

Отклонение фактических условий эксплуатации от проектных вызывает технологические ограничения мощности. В связи с этим различается:


Максимальная мощность
– наибольшая кратковременная мощность.

Минимальная мощность (технический минимум)
– нижний предел загрузки оборудования, ниже которого работа либонедопустима , либонеустойчива . Определяет наименьшую нагрузку, с которой оборудование может работать в течение длительного периода времени без нарушений.

Для тепловых турбин
.

Рабочая мощность
– фактически развиваемая в данный момент мощность.

В нормальных эксплуатационных условиях
.

Экономическая мощность
– мощность, при которой обеспечивается максимальная экономичность (максимальный КПД и соответственно минимальный удельный расход первичной энергии, подведенной к оборудованию). Нагрузка потребителя, соответствующая экономической мощности оборудования называетсяэкономической нагрузкой .

Регулируемая мощность – мощность, величину которой можно изменять по мере необходимости.

Нерегулируемая мощность – нижняя граница возможного изменения нагрузки оборудования в режиме его нормальной эксплуатации. Например, для противодавленческих турбоагрегатов определяется как максимум из мощности, развиваемой по теплофикационному циклу
, и технического минимума:
.

Установленная мощность
– сумма проектных номинальных мощностей установленных и находящихся в эксплуатации единиц оборудования одинакового назначения (например, агрегатов).

Эксплуатационная (располагаемая) мощность
– это установленная мощность за вычетомразрывов иограничений мощности :

,

- неиспользованная мощность , обусловленная разрывами и ограничениями мощности.

Ограничения мощности возникают вследствиеухудшения состояния оборудования в связи с его износом и поэтому неспособности развивать прежнюю, запроектированную мощность,ухудшения условий эксплуатации оборудования (ухудшение качества топлива, вакуума, снижение начального давления, начальной температуры пара и т.д.), а также обусловленымощностями, выведенными в ремонт .

Разрывы мощности – это снижение мощности из-за несоответствия между отдельными технологическими элементами. Причинами этих несоответствий могут быть:

    конструктивные и технологические недостатки оборудования;

    недостаточная производительность механизмов собственных нужд, топливоподачи, котельной установки и др.;

    несоответствие используемого топлива топочным устройствам.

Диспетчерская мощность
– мощность, заданная диспетчерским графиком нагрузки.



Налоги и платежи