Что такое главная мысль предложения. Основная мысль текста. Как определить основную мысль текста. О работе над совершенствованием рукописи

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

    Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

    Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

    Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

    Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

    Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

    Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

    По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

    После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Как определить основную мысль текста?

Как выделить основную мысль текста?

    Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

    При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.

    Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Алгоритм определения основной мысли текста

    Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

    Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, - это его тема .

Главная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.

……………………………………………………………….

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

…………………………………………………………………..

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов - это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(Сказка)………………………………………………….

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

………………………………………………………………………………..

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю- и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

………………………………………………………………….

В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

…………………………………………………………………………………

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим - наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

……………………………………………………………………………………

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

……………………………………………………………………………….

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

………………………………………………………………………………

Серая звездочка- это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.

…………………………………………………………………………….

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, - о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем - сформировать некий Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста. Какэто сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке - аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный - внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста,заключается в выражении развернутой Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, - тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста.Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

Текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.


Как выделить основную мысль текста? Нюансы
Есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в процессе определения основной мысли текста.
  1. Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема-рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. Тема – это известные данные, рема – новая информация. Зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл.
  2. Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.
  3. При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.
  4. Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.
  5. Нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. Соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала.
Алгоритм определения основной мысли текста
Существует определённый алгоритм, по которому определить основную мысль текста не составит труда.
  1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
  2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
    • автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
    • в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
    • автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
  4. Подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? Как освещаются проблемы автором? Какова его позиция? Как именно автор оценивает явления и предметы? Таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.
  5. Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?
  6. Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.
  7. Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
В тех случаях, когда основную мысль текста требуется определить не в рамках учебной программы, а для собственных целей (улучшения восприятия, ускорения запоминания материала), её можно записать своими словами.

13. Прочитайте.

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай. Победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.

(К. Ушинский)

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему текста: о ком и о чём в нём рассказывается?
  • Почему петушок-победитель попал в когти ястреба? Когда так говорят: заорал во всё горло, откуда ни возьмись ?
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Запишите ответ на вопрос: что сделал ястреб?

14. Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

  • Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его.

15. Прочитайте.

      С кем поведёшься,
      от того и наберёшься

      Простой цветочек дикий
      Попал в один букет с гвоздикой.
      И что же? От неё душистым стал и сам.
      Хорошее знакомство - в прибыль нам.
      (К. Ушинский)

  • В каком или в каких предложениях говорится о самом главном, о чём хотел нам сказать автор?
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. В каких ещё случаях так говорят?
  • Спишите предложения, в которых выражена главная мысль.

16. Прочитайте заголовок и текст.

Находчивый муравей

Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.

Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как по лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста.
  • Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

17. Прочитайте. Почему так говорят?

Сентябрь без плодов не бывает.

  • Докажите, что это не текст, а предложение.
  • Спишите. Проверьте себя.
  • Устно составьте небольшой текст, заголовком которого будет данная пословица.


Налоги и платежи