Быть профессионалом своего дела. Как быть профессионалом своего дела. Разница между профессионалом и любителем

Есть ли в нашей жизни навык, который способен сделать человека успешным практически во всех отраслях, независимо от того, с какой конкуренцией придется столкнуться? Мы будем преуспевать во всем и научимся добиваться любых целей. Что же это за навык, которым владеют успешные люди и не пользуются менее удачливые? BroDude расскажет тебе, как из зеленого юнца перейти в разряд достойного мужа, как превратиться из незадачливого любителя в профессионала, который гарантированно добивается поставленных целей.

1. Не нужно ждать вдохновения

Возьмем в пример сценариста, которому необходимо ежедневно делать большой объем работы. С одной стороны, это его деятельность, за которую он получает деньги, с другой – нужно некоторое количество вдохновения, чтобы делать то, что необходимо. Можно ли делать работу хорошо только тогда, когда чувствуешь мотивацию и силы творить, особенно в такой творческой профессии? Безусловно, это неотъемлемые качества, но еще большую роль играет самодисциплина.

Если работать полагаясь лишь на вдохновение, то получится создавать качественный материал время от времени, а основной пласт задач будет выполнен из рук вон плохо. Секрет в том, что ты должен понимать необходимость своей работы и делать все для ее выполнения, не давая мозгу и шанса подумать, что определенная деятельность требует вдохновения, иначе работать будет невозможно.

Отличным примером стал разговор Стивена Кинга (СК) и Джорджа Мартина (ДМ), в котором иллюстрируется пример того, как важно настроить себя на работу, а не ждать вдохновения:


ДМ: Да как тебе удается писать столько книг за такое короткое время? Я думаю: «Отличные были полгода, я написал аж три главы», а ты написал за это время три книги!
СК: Это моя работа. Я пишу по 6 страниц в день, а затем редактирую их. Выходит, что книгу с 360 страницами я пишу около двух месяцев.
ДМ: У тебя нет дней, когда находит ступор? Ты написал за неделю одно предложение? Когда ты проверяешь электронную почту и думаешь: «Может, не так уж я и талантлив?». У тебя не бывает таких дней?
СК: Нет.
ДМ: (дарит миру и Кингу непередаваемую гримасу, изобилующую всей гаммой эмоций, переживаний и капелькой ненависти).

Какие оправдания ты можешь найти для себя после того, когда сам Стивен Кинг, король ужасов, говорит о том, что даже столь тонкая субстанция, как вдохновение, может быть систематизирована и ? Если ты профессионал своего дела, то тебе не нужны жалкие оправдания: ты просто берешь и делаешь свою работу.

2. Разница между профессионалом и любителем

Неважно, в чем именно ты пытаешься стать лучше, но если делать работу только тогда, когда пик мотивации на пределе, то не получится развить в себе умение последовательно совершать определенные действия, чтобы добиться результата и стать профессионалом. Это даже можно назвать суперспособностью – ежедневно придерживаться графика и выполнять свою работу, особенно когда не чувствуешь необходимость этого в данный момент. Именно такая способность и нужна тебе, чтобы преуспевать в своих делах. Когда ты тренируешься каждый день, независимо от обстоятельств, то делаешь свое тело все лучше и лучше, работаешь над навыками, становишься лидером в своей профессии. Это действенно, это работает, но почему же так сложно соблюдать это правило?

3. Быть профессионалом очень непросто

Приблизить планы к их реализации очень непросто, насколько бы ты ни был профессионален. На самом деле, быть профи очень сложно. Большую часть времени мы боремся со внутренними конфликтами. У нас есть цели, которых бы очень хотелось достигнуть, но мы приступаем к их реализации только тогда, когда находим для этого достаточное количество времени, вдохновения или мотивации.

Даже создав идеальное расписание, будут дни, когда ты захочешь схалтурить и не выполнить свою работу. В зале не будет сил на тренировку, на работе будешь сидеть в соцсетях. Но умение активировать работоспособность именно в тот момент, когда меньше всего хочется трудиться, и делает человека профессионалом. Профи всегда придерживаются графика, а любители подвластны воздействию внешних факторов, которые способны нарушить их расписание.

4. Ты никогда не пожалеешь о начале важной работы

Мы не хотим сделать из тебя трудоголика и не говорим, что лишь потому, что работают больше остальных. Их козырь заключается в дисциплине и том, что они делают необходимые вещи для достижения результата, а не говорят об этом.

Есть цель, которая для тебя очень важна, и ты будешь много работать над тем, чтобы достигнуть ее. Не потому что хочешь больше работать, а от осознания важности конечных результатов и необходимости трудиться, чтобы их добиться. Тебе придется работать не тогда, когда будет удобно, а когда это будет необходимо. Стать профессионалом – значит, выполнять первостепенно приоритетные задачи, невзирая на прочие факторы. Не стоит строить из себя трудоголика и играть роль жертвы, которая загружена делами сверх меры. Это удел любителей, не осознающих важности великой цели, которой необходимо достигнуть.

5. Как стать профессионалом

Есть три шага, с помощью которых как настоящего про.

1. Осознай, для чего именно ты хочешь усердно трудиться
Твоя цель – это главный импульс, ведь намного проще получить что-то, когда знаешь, чего хочешь. Звучит просто, но многие люди не добиваются успеха лишь потому, что не знают предмета своих желаний.

2. Создай расписание, в котором будут указаны все действия
Это необходимо сделать, чтобы ежедневно отслеживать задачи, с которыми предстоит разобраться. Очень важно создавать расписание из действий, которые нужно выполнить, а не из результатов, которых нужно достичь.

3. Придерживайся графика в течение хотя бы одной недели
Перестань ныть о том, как тяжело следовать расписанию на месяц или год, и соблюдай свое недельное расписание. В течение следующих 7 дней не позволяй себе сходить с выбранного пути. Делай так каждую неделю, не выстраивая грандиозных планов. Со временем ты заметишь, как выработаешь дисциплину и будешь крайне требователен к соблюдению графика.

«Чтение — это искусство»

Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

Есть в русском языке некое слово, которым называют людей, как-то отличившихся в своей работе. Это «профессионал». Но какой смысл имеет это слово? И стоит ли обижаться, когда человека, его друзей или знакомых определили, как профессионала?

Для того чтобы выяснить, что кроется за интересным словом, следует подробно изучить его. Это обезопасит читателей данной статьи от неловких, а нередко и конфликтных ситуаций, которые, в основном, возникают вследствие незнания или непонимания предметов, людей или же ситуаций.

Итак, специально для читателей, заинтересовавшихся значением слова «профессионал», представлен дальнейший материал.

Какое значение имеет слово «профессионал»?

Чтобы разобраться со значением того или иного непонятного слова, разумнее всего обратиться к любому из множества русскоязычных толковых словарей. Ведь именно там можно найти наиболее подробное, понятное, а, главное, правильное и точное определение интересующего понятия.

Согласно словарю, написанному двумя известными русскими лингвистами и языковедами (Натальей Юльевной Шведовой и Сергеем Ивановичем Ожеговым), профессионал — это человек, который не просто увлекается каким-либо делом, а является мастером, то есть владеет необходимыми знаниями и навыками в совершенстве.

Есть ли у слова синонимы

Зачастую окончательно разобраться в том, что же кроется за тем или иным словом, помогает еще один очень полезный словарь. Это такой сборник, в котором представлены «родственники» интересующего термина.

Поэтому, чтобы выяснить, что означает слово «профессионал», следует внимательно изучить, есть ли у него синонимы (то есть родственные слова, имеющие схожее значение). У некоторых слов «родственники» очевидны, у иных же, напротив, даже после долгого и тщательного мыслительного процесса их не подобрать.

У изучаемого слова синонимы, можно сказать, лежат прямо на поверхности. Таким образом, догадаться о них не составит труда даже ребенку.

Итак, кто такой профессионал, можно объяснить при помощи следующих синонимов: специалист, мастер, профи и т. п.

Антонимы слова «профессионал»

Также понять, что же подразумевает термин, помогают слова еще одной особой категории. Они противоположные по смыслу, в русском языке их называют антонимами. Именно они путем противопоставления одного понятия, признака или действия другому, подразумевающему, как бы оборотную строну медали, дают максимальное представление о едином объекте. Он словно китайский символ «инь и ян» сочетает в себе что-то темное — плохое и светлое — хорошее.

Таким образом, растолковать слово «профессионал» легко и при помощи антонимов. Чаще всего — дилетант, любитель, реже — шарлатан, пионер. То есть человек, который, наоборот, некомпетентен и несведущ в каком-то вопросе или деле.

Стоит ли человеку обижаться, если его назвали профессионалом?

Во вступлении данной статьи мы задавались вопросом «считается ли обидным изучаемое слово». Ответить на него можно теперь, когда мы подробно проанализировали, кто это —профессионал. И представили синонимы и антонимы этого слова.

Мы уже упоминали ранее, что у всего на свете есть две стороны — хорошая и плохая. Необходимо определить, слово «профессионал» относится к первой или все же ко второй. Поскольку профессионалом именуется человек, который освоил дело на высшем уровне, значит, под этим термином подразумевается некое положительное качество личности. А из этого следует, что обижаться, если человека назвали изучаемым в статье словом, не стоит. Нужно, наоборот, гордиться этим званием и стараться соответствовать ему, постоянно совершенствуясь.

Доказывает ли диплом то, что перед нами профессионал?

Тщательно исследовав вопрос "профессионал — это что за человек", необходимо выяснить, как можно добиться данного звания.

Итак, начнем с того, что совсем не обязательно в эту категорию входят только люди с высшим образованием или "корочкой", удостоверяющей и доказывающей, что ее обладатель получил знания в конкретной сфере деятельности. Например, студент с дипломом врача, но при этом не проходивший практику в поликлинике или больнице, не может быть причисленным к разряду профессионалов. В особенности, если диплом получен для "галочки", по знакомству или за деньги. Так как данный студент только с опытом получит необходимый набор навыков и знаний, которые позволят считать его профессионалом.

Говорит ли высокая должность о том, что занимающий ее человек — профессионал?

Поскольку в современном мире процветает коррупция, во главе очень многих сфер общества стоят не высококвалифицированные люди, а обычные, порой довольно глупые и ни на что не способные персоны. Именно по этой причине нет никакой гарантии, что гражданин, нуждающийся в помощи, например, адвоката, и обратившийся к дорогостоящему специалисту, получит помощь, на которую он рассчитывал. Потому как у слова «профессионал» значение следующее — человек, действительно разбирающийся в своем деле. А занимаемая должность того или иного гражданина не всегда говорит о том, что он обладает достаточными знаниями, навыками и опытом, чтобы оказать квалифицированную помощь нуждающемуся, пусть услуги его и стоят очень недешево.

Что необходимо для того, чтобы стать профессионалом?

Итак, мы уже выяснили, что звание профессионала удостаиваются только те люди, которые достигли максимального уровня мастерства в тех или иных видах деятельности. И человек ни в коем случае не должен обижаться или начинать спор, драку, если кто-то из знакомых назвал его словом, исследуемым в данной статье.

Достичь в в выполнении какой-либо работы чрезвычайно сложно. Ведь на это могут уйти годы тренировок. Но если человек и в самом деле решил стать профессионалом, ему следует руководствоваться некоторыми принципами. Их строгое выполнение поможет ему добиться желаемых высот.

Что важно знать стремящемуся стать профессионалом:

    Самое главное — это выбрать то дело, которое будет приносить радость.

    Второй немаловажный момент заключается в том, чтобы человек сам изъявил желание изучить и освоить выбранную профессию, деятельность на высшем уровне.

    Также большую роль играет мотивация — то есть причина, по которой человек хочет специализироваться на выбранном поприще. Она может быть различная. Лучше всего, когда она совпадает с первыми двумя вышеописанными пунктами. Если же человека кто-то заставляет, а он всячески сопротивляется (как бывает со студентами, которым будущую профессию навязали родители), профессионалом он, может, и станет, однако есть риск, что к своей работе он будет относиться с ненавистью и в результате кому-нибудь навредит.

Таким образом, быть профессионалом (определение этого слова было представлено в начале статьи) означает еще и любить свое дело, стремиться стать лучшим в нем.

Профессионал - человек, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетенции.

Таким образом профессионалом может быть любой человек, кто добился определенных успехов в своем деле, четко понимает, что он может сделать, а что нет, и не пытается брать на себя больше, чем он способен сделать.

Из этого следует два простых вывода:

1. Профессионалом может быть любой студент, который применил свои знания на практике, получил определенные результаты и не пытающийся быть «круче», чем он есть.

2. Профессионалом не является профессор, который прочитал уйму книг и может с умным видом философствовать на различные темы, но сам не применивший и половины этих знаний на практике.

Как определить профессионала, как выделить его среди других людей.

Все просто. Для этого есть три простых признака:

* Профессионал живет свои делом и посвящает ему большую часть своего времени, зачастую даже в ущерб личному.

* Профессионалу всегда интересно говорить на свою «тему».

* И самое главное, слушая профессионала, хочется бросить все и заняться его профессией.

Знакомство с профессионалами у человека начинается со школы. Думаю ваши любимые школьные предметы в основном зависели от того, кто их преподает. И наверняка у вас были ситуации, когда вам предмет не нравился, но приходил новый учитель и ваше отношение резко менялось. Либо наоборот, уходил старый, а новый так и не смог вас заинтересовать своим отношением к делу.

Существуют два вида профессионалов:

* Профессионал экстра-класса

* Развивающийся профессионал

Разница между ними заключается лишь в количестве знаний и навыков. То есть и тот и другой любят свое дело, знают свои компетенции и не выходят за их рамки, но один может сделать больше. И растущий профессионал всегда становится профессионалом экстра-класса.

Признаки профессионала, которые более полно раскроют ответ на вопрос – Кто такой профессионал?

* Он постоянно учится и развивает свои навыки и способности. Профессионал осознает, что нет пределов совершенству и поэтому постоянно повышает свою квалификацию.

* Он легко пользуется помощью коллег, которые более компетентны в каких-то вопросах и не пытается скрыть свой непрофессионализм в тех вопросах, где он еще не так силен.

* Он осознает, что 100 % гарантию он дать не может. Ведь в любом деле есть факторы, которые могут снизить вероятность успеха. Но он прикладывает максимум усилий для реализации необходимого события.

* Профессионал знает тех людей, чей уровень компетенции в некоторых вопросах выше его и в случае необходимости использует их опыт и знания.

* Профессионал откажется от дела, если знает, что другой человек способен показать лучшие результаты, либо он лично не может помочь человеку.

* Профессионал физически здоров, имеет материальный достаток и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень мастерства, тем выше удовольствие от получаемой работы. А значит тем легче человек выполняет свою работу и показывает лучшие результаты. Многие известные профессионалы прожили долгую, счастливую и плодотворную жизнь именно благодаря своей деятельности.

* Профессионал может научить другого человека тому, что умеет сам.

* В работе профессионал не суетится. Ему спешить некуда и выпячивать себя круче, чем он есть на самом деле, ему тоже не надо. Он не делает лишних движений, но от этого его работа только ускоряется.

* Его профессия – хобби, его жизнь, его талант, его душа и призвание.

Итак, уверен теперь вы получили полное представление о том, кто такой профессионал и как им стать. Именно профессионалы нужны работодателю.

То есть те люди, которые могут что-то сделать, постоянно развивают себя и свой потенциал, не говорят лишних слов и не суетятся, пытаясь быть тем, кем они не является.

Поэтому и я желаю вам встать на путь профессионализма. Это самый короткий путь к работе своей мечты и к той ситуации, когда работа сама будет искать вас.

Стать лучшим - достойная цель для профессионалов в своём деле. По сути, это логичное завершение долгого пути саморазвития в конкретной области.

Но ведь не все специалисты достигают этого, не все становятся лучшими или даже хоть сколько-нибудь хорошими. Так от чего же это зависит? В первую очередь от самого желания стать лучшим.

Вы хотите стать лучшим в своей сфере?

Любое движение начинается с цели, и первое, что надо сделать, - это правильно поставить цель.

Начинаем с постановки цели

Первый и самый главный признак хорошей цели: она мотивирует. Когда вы вспоминаете о ней, вам хочется что-то делать, она подталкивает вас к работе и отталкивает лень и прокрастинацию.

Если ваша цель не мотивирует, значит, это не та цель.

Начиная своё движение, вы должны чётко знать, кем вы хотите стать и через какой промежуток времени это должно произойти. Для вас не должно быть секретом, для чего вы добиваетесь этой цели: для денег, признания, лучших условий жизни.

Кроме того, важно определить правильный темп, в котором вы будете добиваться своих целей. Если вам кажется, что стать лучшим в своей области можно лет через 40–50, возможно, стоит немного ускориться?

Когда цели поставлены, пора добиваться их. Но для этого вам придётся не раз побороть свои привычки, накопившиеся за время бесцельного существования.

Вот список качеств, которые характерны для лучшего в своей сфере - от конкретной профессии до любимого хобби.

Развиваем качества, необходимые для номера 1

Наверняка эти качества не станут для вас открытием, но часто ли вы задумывались об их развитии? Все эти качества можно назвать правильными, и даже несмотря на то, что правда чаще всего - это понятие субъективное, они совпадают практически у всех.

Не опаздывайте

Лучший в своём деле не опаздывает. Лучше прийти раньше на полчаса, чем опоздать на 5 минут, и оправданий здесь быть не может.

Чтобы приучить себя к пунктуальности, можно придумывать разные наказания за опоздание. Например, как советует Игорь Манн, известный маркетолог и автор книг о саморазвитии, можно наказывать себя оплатой общего счёта в ресторане.

Держите своё слово

Возьмите за правило всегда выполнять то, что обещали. Конечно, будет нелегко сразу перестроиться, если вы привыкли бросать слова на ветер, и, скорее всего, придётся придумать для себя какие-то санкции за фейлы.

Запомните одно: чтобы не приходилось много обещать и потом наказывать себя за невыполнение, просто не обещайте того, в чём не уверены. Вообще старайтесь меньше обещать.

Научитесь говорить «нет»

Если вы собираетесь стать лучшим, у вас просто не останется времени на посторонние бессмысленные просьбы.

Поэтому тренируйтесь говорить «нет» на все просьбы, которые не соотносятся с вашими планами. Хотя, конечно, стоит выбирать тщательно: некоторые отказы чреваты неприятными последствиями.

Делегируйте задачи

Если кто-то может выполнить задачу так же хорошо, как и вы, делегируйте её. Перестаньте бессмысленно нагружать себя всеми делами, так вы просто потеряете время. По максимуму передавайте задачи и занимайтесь только тем, что никто не сделает лучше вас.

Научитесь доводить дело до конца

Это серьёзное умение, о котором нам говорят с самого детства. Тем не менее мало кто доводит до конца начатое дело, начиная от больших проектов и заканчивая мелкими планами.

Если вы не можете довести до конца самое элементарное дело, как вы собираетесь менять свою жизнь и становиться лучшим?

Культивируйте в себе это умение, не оставляйте ни одно дело незаконченным, и вам будет гораздо проще измениться.

Вспомните все свои незаконченные дела и либо полностью откажитесь от них, либо закончите.

Научитесь концентрироваться

Это жизненно важный навык, который пригодится вне зависимости от дела. И чтобы стать лучшим, вам придётся этому научиться.

Для работы в неблагоприятной обстановке есть несколько простых советов, которые могут помочь. Если вам мешает болтовня в офисе, надевайте наушники с нейтральной музыкой или беруши; если не можете сосредоточиться на разговоре с клиентами по телефону, попробуйте надеть очки с затемнёнными стёклами.

Игорь Манн утверждает, что это отличный способ сосредоточиться: «Все внешние раздражители отключаются, и ты как будто видишь своего собеседника».

Также можно применять разные техники для повышения концентрации, например Pomodoro. Это техника, согласно которой вы работаете, раз в полчаса прерываясь на отдых в течение 5 минут (позже 10 и 15 минут).

Эта техника достаточно известна, и вы найдёте множество приложений-таймеров для iOS и Android, например или Clockwork Tomato , варианты для десктопа, например для Windows, или целые сервисы для лучшей концентрации и выполнения своих целей на день вроде .

Научитесь принимать новое и постоянно развиваться

Чем старше мы становимся, тем труднее воспринимаем что-то новое. Но если вы решили стать лучшим, то стоять на месте - больше не для вас.

Пробуйте новые техники и инструменты, находите новые возможности, развивайтесь не только в своей сфере, но и в смежных с ней, знакомьтесь с новыми интересными людьми.

Вы не можете один раз завоевать звание лучшего, а потом поставить свой кубок на полку и до конца дней почивать на лаврах. Только постоянное развитие поможет оставаться лучшим.

Не сдавайтесь

В одной из своих лекций Игорь Манн упомянул одно знаменитое высказывание:

Ничто не может заменить настойчивости: ни талант - нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники, ни гениальность - гений-неудачник уже вошёл в поговорку, ни образование - мир полон образованными изгоями.

Всемогущи лишь упорство и настойчивость. Девиз «поднажми» или «не сдавайся» решал и всегда будет решать проблемы человечества.

Кэлвин Кулидж, 30-й президент США

Человек, имеющий все эти качества, уже претендует на звание лучшего и обязательно им станет. А теперь о том, как понять, что вы стали лучшим.

Как понять, что вы - лучший

Как вы будете доказывать кому-то или даже себе самому, что вы лучший специалист в своей сфере? Ведь объективности как таковой не существует, и каждый человек судит себя и других со своей точки зрения.

Самое первое - это ваши проекты и свершения . Если у вас есть проекты или дела, которыми вы гордитесь, вы можете их назвать и рассказать о них, это уже успех.

Конечно, у вас могут быть и какие-то документальные подтверждения признания: много денег, дипломы, отличные рейтинги, статистика.

Что интересно, ваши провалы тоже можно считать достижениями . Почему? Потому что вы что-то делали, а не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Поэтому цените и считайте достижениями все свои ошибки, главное, чтобы они не повторялись.

Не менее важно и позиционировать себя как лучшего в своём деле . Создание личного слогана, который настраивает вас на определённую жизненную позицию, правильное оригинальное резюме, 100 слов, которые описывают вас как личность, и прочие фишки - всё это помогает вам увидеть себя лучшим и являться им.

Итак, если у вас есть достижения, которыми вы гордитесь, есть документальные подтверждения, которых вам хватает, чтобы считать себя лучшим, и при этом вы продолжаете постоянно развиваться и позиционировать себя нужным образом, можно сказать, что вы действительно добились того, что стали номером 1, и мало кто усомнится в этом.

Правила и способы звучат достаточно просто, а вот сам путь простым не назовёшь. Ведь здесь не хватает одной мотивации: сегодня вы решили стать лучшим, день прожили «правильно», а завтра забыли обо всём.

Нужны последовательные действия, регулярные занятия и постоянное поддержание мотивации, а это могут обеспечить только занятия с тренером, который сам прошёл этот путь и стал лучшим в своей сфере.



Налоги и платежи