Самая большая скорость подводной лодки. Проекты подводных лодок. Самая быстрая подводная лодка в мире

Скорость подводной лодки

Скорость подводной лодки

1) надводная - скорость подводной лодки в надводном положении. Обеспечивается у дизель-электрических (дизельных) подводных лодок работой дизелей, у атомных подводных лодок - главной энергетической установки. Учитывая, что основным преимуществом подводной лодки является ее относительная скрытность действий, надводная скорость существенной роли в деятельности подводной лодки не играет,

2) Подводная - скорость перемещения подводной лодки в подводном положении. При достаточной глубине отсутствует волновое сопротивление, что позволяет достигать большей скорости движения при одинаковых с надводным движением энергетических затратах.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Скорость подводной лодки" в других словарях:

    Величина изменения глубины погружения подводной лодки в единицу времени, одна из важных тактико технических характеристик. Различают скорость погружения с поверхности моря (без хода и на ходу) и в подводном положении (только на ходу). Скорость… … Морской словарь

    Скорость погружения подводной лодки - величина изменения глубины погружающейся ПЛ в единицу времени. Различают С. п. с поверхности моря (без хода и на ходу) н в подводном положении (только на ходу). С. п. зависит от конструктивных особенностей ПЛ, а на ходу от её скорости, величины… … Словарь военных терминов

    Теория подводной лодки отрасль теории корабля, изучающая мореходные качества подводной лодки (ПЛ) и её особенности по сравнению с надводным кораблём (судном). Как и общая теория корабля, включает основные разделы: плавучесть, остойчивость,… … Википедия

    Первая катастрофа атомной подводной лодки - гибель АПЛ Трешер (США) - 10 апреля 1963 года погибла атомная подводная лодка Военно‑морских сил США Трешер (Thresher). Атомная ударная подводная лодка SNN‑593 Трешер (Морская лисица) была заложена 28 мая 1958 года на военной верфи Портсмута (штат Нью Гемпшир, США),… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Гибель атомной подводной лодки "К-8" - К 8 - советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Она была заложена 9 сентября 1957 г. на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в городе Северодвинске. Государственные испытания на ней были завершены 31 декабря … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Подводной лодки под воду из различных положений (крейсерского, позиционного) на различную глубину, в том числе и перископную. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    ПЛАРБ класса «Огайо» Ohio class SSBN/SSGN … Википедия

    ДПЛ серии XIV / типа «Крейсерская» («К») … Википедия

    В заключительной фазе холодной войны были отмечены многократные нарушения территориальных вод Швеции иностранными подводными лодками. В последние годы данная тема снова стала актуальной, благодаря новым документам. Содержание 1 Иностранные… … Википедия

    Под этим названием разумеют особые вполне замкнутые суда, в которых человек может проплыть под водой некоторое время. За боевой тип П. лодки американцы принимают строящуюся у них П. лодку Голланда (см. в конце статьи), район действия которой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Скоро ж праздник! Давайте я вам историю одну расскажу.
Осенью 1971 года в Пентагоне в обстановке повышенной нервозности обсуждался неожиданный и неприятный морской инцидент.
С борта ударного авианосца 6-го флота США «Саратога» пришло сообщение, верить которому специалисты поначалу просто отказывались.

Авианосец возвращался из Средиземного моря на базу в Майями, когда американские моряки обнаружили у себя «на хвосте» подлодку. Неоднократные попытки оторваться от загадочной субмарины к успеху не приводили.
Подлодка легко обгоняла шедший полным ходом (30 узлов) авианосец, являющийся гордостью ВМС США.


Ситуация казалась попросту невероятной и даже мистической, так как ни одна из подлодок всех известных на то время флотов не имела таких технических возможностей.
Военное командование США было всерьез озадачено этой необычной ситуацией. Их безраздельное господство в мировом океане оказалось под сомнением. Американцы даже не знали, что советская подлодка обошла авианосец лишь на одной из своих турбин.

Что же за таинственная субмарина неслась со скоростью торпеды наперегонки с военным кораблем?
Это была атомная подлодка К-162 проекта 661 «Анчар» (по кодификации НАТО - "Papa").
1

В 1962 году на заводе «Севмаш», при строительстве лодочки, впервые в мировом подводном кораблестроении были применены корпусные конструкций из титана.
Именно ей принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час) - занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.
Во время этого похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца этого дальнего похода лодка всплывала на поверхность всего один раз.

Для этой лодки были созданы специальные противокорабельные ракеты "Аметист" с подводным стартом, размещенные побортно в межкорпусном пространстве носовой части. Ракета имела максимальную дальность стрельбы 80 км и маршевую скорость полета 1160 км/ч. Боевая часть ракеты — фугасно-кумулятивная или ядерная. Также атомоход имел четыре носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом в 12 торпед.
Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно американского авианосца и уничтожить его первым залпом.

Ее появление в середине 70-х годов ознаменовало качественное новое управление в строительстве советских подводных лодок, но в силу ряда причин эта субмарина оказалась в составе ВМФ СССР единственной.
За дороговизну постройки, а она достигала по курсу тех лет более 200 миллионов рублей, лодку прозвали «Золотая рыбка».
При этом на скоростях выше 35 узлов из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту лодки до 100 децибел. Подобный шум не только приводил к дискомфорту экипажа, но и лишал лодку скрытности.
К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта.

Лодка служила на Северном флоте, базировалась в Западной Лице, потом в Видяево. В 1984 году выведена из эксплуатации, в 1989 году исключена из состава флота.
Осенью 2010 года утилизирована в Северодвинске...

Вместе с тем, на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.

Созданная, советскими учеными и специалистами подлодка К-162 со своими феноменальными скоростными возможностями и новейшим вооружением поразила американцев.
По самолюбию США в те годы она нанесла весьма ощутимый удар.

Технические характеристики подводного атомного ракетоносца проекта 661 «Анчар»:
Водоизмещение - 8000 тонн;
Длина - 106 м;
Высота - 14,5 м;
Глубина погружения - 550 м;
Экипаж - 85 человек;
Вооружение:
Ракетный комплекс «Аметист» - 10 ракет (пуск производится с глубины 30 м);
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (боекомплект 12 торпед).

Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал. А сейчас и вспоминать о былых достижениях как-то не с руки - ничем аналогичным похвастаться не можем. И все-таки имеет смысл напомнить хотя бы о некоторых из них, хотя бы для того, чтобы разбудить уснувший дух творчества и побудить к великим свершениям.

Скорость

18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 "Анчар" К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час. Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.

Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году. В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка - первая титановая в мире. Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты "Аметист" с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.

Стоимость

Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 - 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И "Анчар" назвали "золотой рыбкой". Хотя можно сказать, сказочное имя означало: "золотая рыбка" способна выполнить любое желание своей команды.

Возможности

Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить.

С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США "Саратога". Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.

Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб "Курск". Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.

Характеристики

Основные характеристики К-162: наибольшая длина - 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 м, нормальное водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 м, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 ПУ ракет П-120 "Аметист" (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.

Уникальность

"Золотая рыбка" так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой - многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.

В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 "Лира", по классификации НАТО - "Альфа". Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными.

Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта "Анчар". По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки "Лиры" было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами - маневренность "Лир" была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ.

В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 "Плавник" К-278. Она вошла в историю под именем "Комсомолец" как лодка, погибшая из-за пожара на борту.

К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.

4 августа 1985 года "Комсомолец" погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162. На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.

Неповторимая "Акула"

В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 "Акула". Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн. Для сравнения, американская "Огайо" имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. "Акулы" оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа - они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин - очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.

7 апреля 1989 года произошла одна из крупнейших трагедий в истории подводных сил отечественного ВМФ. В результате внезапно начавшегося пожара в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец», единственная субмарина проекта 685 «Плавник», до сих пор считающаяся рекордсменом по глубине погружения. Люди многие века мечтали о строительстве кораблей, способных перемещаться под водой, однако первые настоящие подводные лодки были построены только в XIX веке. И тогда же они были использованы в военных целях. В настоящее время субмарины используются в ВМФ 33 стран, в том числе в России. И именно отечественным подводным лодкам принадлежит ряд мировых рекордов: глубине погружения, быстроходности, маневренности и величине корпуса.

Самая глубоководная субмарина - К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»)


Работа над этим проектом началась в СССР в 1966 году. Его целью было создание субмарины с повышенной глубиной погружения, делающей ее неуязвимой для вооружения и радаров противника. Задача оказалась трудной: этап проектирования продолжался почти 8 лет и был завершен только в 1974 году. Строительство подводной лодки К-278 проекта «Плавник» заняло чуть больше пяти лет, с 22 апреля 1978 по 3 мая 1983 года, когда субмарина была спущена на воду. После успешных ходовых испытаний К-278 вошла в состав Северного флота и уже в августе 1984 года установила мировой рекорд по глубине погружения - 1020 метров. При этом «Плавник» не только был способен без вреда для себя находиться на этой глубине, но и производил с нее торпедные стрельбы. Предполагалось, что максимальной глубиной погружения для этой подводной лодки будет 1250 метров. В феврале 1989 года К-278 получила название «Комсомолец». Военные специалисты НАТО, не знавшие официальных наименований советской военной техники, дали «Комсомольцу» кодовое обозначение Mike. Эта подводная лодка была гордостью отечественного подводного кораблестроения. К сожалению, она успела выполнить всего три боевые службы.
В 11 утра 7 апреля 1989 года, во время возвращения субмарины с последнего задания, внутри нее возник пожар, ликвидировать который не удалось. В 11.14 «Комсомолец» всплыл на поверхность, однако пожар продолжался. К этому моменту к терпящей бедствие подводной лодке уже шли спасательные суда. Около 16.30 внутри К-278 произошла серия взрывов, и в кормовые отсеки стала проникать вода. Экипаж начал готовиться к эвакуации, но события развивались слишком быстро. В 17.08 подводная лодка затонула. Прибывшее на место спасательное судно сумело спасти только 27 из 69 человек экипажа. Установить точные причины трагедии так и не удалось. По одной из версий, все дело было в конструктивных недостатках К-278, по другим - в неумелых действиях экипажа. В настоящее время затонувший «Комсомолец» лежит на дне Норвежского моря.

Самая большая подводная лодка - «Акула» (проект 941)


В начале 1970-х годов в Соединенных Штатах Америки был запущен проект по созданию новой твердотопливной ракеты с дальностью полета более 7000 км, а также атомных субмарин, отличающихся повышенным уровнем скрытности и способностью нести 24 таких ракеты. Эта серия подводных лодок получила название «Огайо». В ответ на это в СССР началась разработка новых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52). По дальности полета (более 8300 км), а также некоторым другим характеристикам Р-52 превосходила новую американскую ракету «Трайдент I», однако была почти вдвое длиннее и втрое тяжелее. Для подобных ракет были необходимы новые ракетные подводные крейсера. Так были созданы подводные лодки проекта 941 «Акула», ставшие самыми большими субмаринами в мире. В классификации НАТО они были названы SSBN Typhoon. 23 сентября 1980 года на воду была спущена первая «Акула». Ее наибольшая длина (то есть расстояние между наиболее удаленными друг от друга по длине точками корабля) составляет 172 метра, наибольшая ширина - 23,3 метра. Подводное водоизмещение «Акулы» более чем в два раза превосходит надводное: 48000 тонн против 23200 тонн. В погруженном состоянии половина веса подводной лодки приходится на балластную воду, за что проект 941 получил прозвание «Водовоз».
Благодаря новой системе снижения гидроакустического шума, «Акула» стала самой тихой отечественной подлодкой в своем классе. Кроме того, она была, пожалуй, самой комфортной субмариной в мире: в ней нашлось место для спортзала, салона для отдыха, солярия и «живого уголка». На «Акуле» есть даже плавательный бассейн размером 4в2 м и глубиною 2 м, который заполняется забортной водой с возможностью подогрева, а также обшитая дубовыми досками сауна. Каюты офицеров оборудованы телевизорами и кондиционерами. Именно эта повышенная комфортность дала проекту 941 еще одно прозвище - «Плавучий Хилтон». С 1981 по 1989 года было построено 6 подводных лодок данного типа. Три из них к настоящему моменту утилизированы (как принято говорить у моряков - «распилены на иголки») в рамках выполнения договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. Еще две субмарины из этой серии прошли в конце 1990 - начале 2000х годов поддерживающий ремонт, а последняя, «Дмитрий Донской», используется в настоящее время для испытания новейшей российской баллистической ракеты «Булава».

Самая быстрая подводная лодка - К-222 (проект 661 «Анчар»)


Работа над этой лодкой началась в 1959 году. Целью проекта было создание новой скоростной подводной лодки с корпусом из титановых сплавов, а также усовершенствованной атомной энергетической установкой и возможностью запуска крылатых ракет из-под воды. Для того, чтобы стимулировать поиск новых технических решений, было запрещено использовать уже существовавшую технику, приборы, оборудование и системы автоматики. По сути, новую субмарину делали с нуля, что заметно увеличило сроки ее проектирования и строительства, а также повысило ее стоимость. За дороговизну эта субмарина получила на флоте прозвище «Золотая рыбка». Результатом стала уникальная подводная лодка, не имеющая аналогов во всем мире, названная К-162. По своим ходовым и маневренным качествам она превосходила все субмарины, существовавшие на тот момент в Советском союзе и за рубежом. В 1969 году строительство К-162 было завершено. На государственных испытаниях при 80%-ной мощности реакторов она развила скорость в 42 узла, что на 4 узла превышало ее спецификационные требования. В 1971 году на полной мощности она показала скорость в 44,7 узла (82,8 км/ч), что по сей день считается абсолютным рекордом скорости среди подводных лодок.

Однако было обнаружено, что при скорости более 35 узлов турбулентный поток, обтекающий корпус подводной лодки, создает шум, который на центральном посту лодки достигал 100 децибел. Это лишало лодку скрытности и мешало работе экипажа. Кроме того, в процессе эксплуатации была выявлена низкая надежность механизмов и оборудования. В 1970 году К-162 была переведена в Северный флот, а в 1971 году совершила свой первый боевой поход (от Гренландского моря до Бразильской впадины). В 1978 году эта подводная лодка была переименована в К-222, в 1988 году - выведена в резерв. В 2008 году начался ее демонтаж. В классификации НАТО К-222 носила название Papa.

Самая маневренная подводная лодка - «Лира» (проект 705, 705К)


Эти небольшие подводные лодки разрабатывались как высокоскоростные перехватчики, способные настигать и уничтожать обнаруженные локационными средствами субмарины противника до того, как информация об их местонахождении устареет. При их создании конструкторы отступили от некоторых основ подводного кораблестроения, что позволило воплотить в жизнь ряд новаторских технических решений. Специально для этих субмарин создавались новые материалы и технические средства на основе последних достижений науки и техники того времени. Для изготовления корпуса и некоторых других элементов конструкции использовались титановые сплавы, позволявшие снизить вес лодки и увеличить ее прочность. Одной из задач, стоявших перед создателями проекта 705, было сочетание небольшого (около 2000 тонн) водоизмещения и высокой скорости, требовавшей мощного реактора. В мае 1960 года проект был окончательно утвержден, однако уже три года спустя стало ясно, что конструкция подлодки-перехватчика недоработана. Тогда было решено увеличить водоизмещение субмарины, а также удвоить количество отсеков и размер команды.
Так в 1977 году появилась подводная лодка 705К («Лира»), усовершенствованный вариант проекта 705. Ее надводное водоизмещение составляло 2300 тонн, подводное - 3180 тонн, а максимальная скорость равнялась 41 узлу. Иными словами, по скорости перемещения 705К уступала только «Анчару». «Лира» была способна развить полную скорость за одну минуту, она могла преследовать любой морской корабль или оторваться от преследования со стороны любого противника. Высочайшую маневренность этой субмарины характеризует ее способность на максимальной скорости за 42 секунды сделать поворот на 180° и начать двигаться в обратном направлении. Для обслуживания новой подлодки требовался экипаж в 32 человека. Подводные лодки проекта 705К, носившие в классификации НАТО название Alfa, находились в строю 20 лет. За время их эксплуатации не погиб ни один человек из экипажа, однако были выявлены существенные недостатки, препятствующие эффективному использованию этих субмарин. В 1990 году почти все «Лиры» были исключены из состава флота. Подводная лодка К-123, находившаяся на капитальном ремонте с 1983 по 1992 годы, была выведена из строя только в 1997 году.



К-222

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

К-222 (К-162) - атомная подводная лодка (АПЛ) СССР второго поколения, на счету которой абсолютный рекорд скорости в подводном положении в 44,85 узла (83,06 км/ч). Единственная лодка, построенная по проекту 661 «Анчар», вооруженная первыми крылатыми ракетами подводного пуска «Аметист». За свои уникальные качества и дороговизну получила прозвище среди моряков «Золотая рыбка».

Общие сведения

Первая атомная подводная лодка СССР второго поколения, единственная лодка проекта 661 «Анчар». По кодификации НАТО получила название Papa (рус. «Папа»). Такое название было выбрано случайно, но субмарина проекта 661 стала своего рода прародителем атомных подводных лодок современности. К-222 - первая подводная лодка, построенная из титана, который в 60-ые годы стоил баснословных денег, из-за чего стоимость лодки была колоссальной и составляла 2 млрд. рублей по курсу 1968 года, за что и получила прозвище «Золотая рыбка».

Субмарина представляла из себя квинтэссенцию всех передовых технологий того времени: автоматика, телеметрия, гидродинамика. В отличие от своих предшественниц, которые имели заостренный нос, лодка была похожа на гигантскую торпеду. Именно с К-222 началась знакомая нам «китообразная» форма современных АПЛ.

Предпосылки к созданию

Создание данной подводной лодки было ответом СССР на новую военную доктрину США, в которой основная наступательная мощь армии переносилась на флот, где основной боевой единицей являлась авианосная ударная группа . СССР не мог строить свои авианосцы из-за большой стоимости и трудоемкости производства, поэтому было решено сделать ставку на подводный флот.

Существенным недостатком подводных лодок в конце 50-ых - начале 60-ых годов было то, что для пуска ракет по кораблям противника лодке необходимо было всплыть на поверхность, тем самым демаскировав себя и лишить атаку элемента внезапности. Для решения этой проблемы академиком Владимиром Челомеем была разработана ракета подводного старта П-70 «Аметист». Однако для возможности пуска ракеты из подводного положения пришлось принести в жертву дальность её полета, которая составила 80 км. Конструкторским бюро было дано задание создать новую лодку с высокими скоростными характеристиками, которая могла бы за короткое время сблизится с авианосной группой для пуска ракет и быстро уйти от ответного удара.

Проектирование

Проектировка подлодки началась в декабре 1959 года в ЦКБ-16 под руководством Николая Исанина. Позже его сменил Н. Шульженко. По приказу ЦК КПСС при проектировании новой субмарины было запрещено применять уже использовавшиеся ранее технологии, приборы и инженерные решения. С одной стороны, это позволило получить лодку с уникальными на то время возможностями, но, в свою очередь, на разработку новых технологий требовалось время, что приводило к увеличению срока проектировки новой субмарины. Конструкторы субмарины обратились к новой для того времени науке - эргономике: на суше собирались макеты постов управления в натуральную величину.

Для постройки К-222 был впервые использован титан. В 60-ых годах в СССР не было достаточных мощностей для производства необходимого количества металлического титана, а также отсутствовали способы его обработки, поэтому постройка лодки сильно затягивалась. Многие промышленные технологии использовались впервые, что нередко приводило к трагедиям. Например, во время сварки двух титановых деталей в атмосфере аргона по неопытности задохнулось несколько сварщиков.

Постройка и испытания

  • В 1961 году был утвержден проект подлодки, после чего приступили к выпуску рабочих чертежей;
  • В 1962 году 3 мая была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как КрПЛ К-18;
  • В 1963 году 28 декабря в цехе № 42 на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинск была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;
  • В 1965 году 27 января была вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162;
  • В 1965 году осенью сформирован экипаж ;
  • В 1968 году 21 декабря была спущена на воду и зачислена в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;
  • В 1969 году 13 декабря в 2:30 утра лодка вышла на ходовые испытания, в ходе которых при мощности реакторов в 80 % была достигнута скорость в 42 узла в подводном положении. Во время этих испытаний была обнаружена интересная особенность: при скорости лодки свыше 35 узлов появлялся сильный гул до 100 децибел, сравнимый с ревом реактивного самолета. Как позже установили, гул появлялся из-за турбулентного характера обтекания лодки. По воспоминаниям очевидцев, когда лодка вернулась к причалу, с нее слетела вся краска, была оторвана входная дверь ограждения рубки, было сорвано три лючка в надстройке и даже загладились сварочные швы на корпусе.
  • В 1969 году 31 декабря подписан приемный акт;
  • В 1970 году 9 января лодка официально вошла в состав Краснознаменного Северного флота.

Описание конструкции

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков: 1-й (верхний) и 2-й (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмерки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания); 3-й - жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы; 4-й - ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок; 5-й - реакторный; 6-й - турбинный; 7-й - турбогенераторный; 8-й - отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка); 9-й - рулевые приводы и трюмный пост.

Корпус

Носовое забортное расположение ракетных шахт для подводного старта в сочетании с торпедными аппаратами предопределили совершенно новую форму носовой оконечности - шаровую вместо привычной остроносой. Это логично привело к каплевидной форме корпуса до кормы. Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была достигнута за счет ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основной силовой установкой лодки были два атомных реактора на тепловых нейтронах водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт. Реакторы состояли из паропроизводящей установки В-5Р паропроизводительностью в 250 т пара в час и турбозубчатого агрегата ГТЗА-618. Дополнительно на лодке было 2 автономных турбогенератора переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 3000 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

По утверждениям команды внутри лодки были созданы отличные условия: сияющие чистотой кают-компания, комната отдыха, душевая, сауна, титановые унитазы. Главный конструктор по корпусу Н. И. Антонов очень гордился тем, что на подлодке созданы условия для экипажа не хуже, чем на надводном корабле. Управлять субмариной помогали новые системы автоматизации и телеметрии. В местах наблюдения, опасных для здоровья человека, матросов заменили камеры.

Вооружение

Схема движения ракеты «Аметист» к цели

Основным вооружением К-222 являлось 10 противокорабельных ракет подводного пуска П-70 «Аметист». Наклонные пусковые установки (ПУ) располагались побортно в носовой части субмарины по 5 штук между прочным и легким корпусом субмарины. П-70 являлась первой в мире крылатой ракетой с подводным стартом, которая позволяла поражать надводные корабли противника в радиусе 80 км. Боевая часть могла быть как кумулятивно-фугасной (массой 1000 кг), так и ядерной (200 кг). Именно возможность подводного старта позволяла рассматривать К-222 и подлодки проекта 670 «Скат» как первые противоавианосные субмарины.

Дополнительным вооружением являлись 4 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм, расположенных по схеме 2×2 с боекомплектом в 12 торпед . Стандартная загрузка - восемь противокорабельных (53-65) или противолодочных (СЭТ-65) торпед в обычном снаряжении и четыре противокорабельных торпед с ядерным зарядом (Т-5/53-58).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подледное плавание. Автоматическое управление кораблем осуществлялось посредством системы управления по курсу и глубине «Шпат», система предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также система управления общекорабельными устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661». Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным вооружением. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Имелись РЛС РЛК-101 и МТП-10, а также система определения государственной принадлежности «Нихром». Для двусторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (по меркам 1960-х гг.) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника.

История службы

  • В 1970 году 14 декабря лодка прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. К тому моменту за время опытной эксплуатации лодкой уже было пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой.
  • В 1970 году 18 декабря лодка вышла на испытания, в ходе которых был установлен новый рекорд скорости под водой. При заблокированной аварийной защите турбин и мощности реактора в 97 % была достигнута скорость в 44,7 узла (82,88 км/час) на глубине 100 м. Во время испытаний на лодке присутствовал главный конструктор Шульженко, а на посту управления турбинами дежурил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов.
  • В 1970 году 29 декабря субмарина зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
  • В 1971 году в марте команде была поставлена задача - выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать скорость лодки на максимальной мощности не только по своим приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. К сожалению, из-за шторма суда не смогли выйти в море. Тем не менее, старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации Э. Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Были сделаны 2 галса , достигнута скорость в 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла.
  • В 1971 году осенью был совершен дальний поход при полной автономности через Атлантический океан. Во время этого походу случился знаменитый курьез с 6-ой американской ударной авианосной группой. К-222 стала преследовать авианосец США «Саратога» (USS Saratoga CV-60 ). Попытка авианосца уйти от преследования на полном ходу (30 узлов) не принесла результатов. Более того, подлодка показательно пошла на опережение авианосца и его группы сопровождения, тем самым продемонстрировав свои ходовые качества.
  • В 1972 году по 1975 год находилась на среднем ремонте в г. Северодвинск.
  • В 1974 году на ходовых испытаниях вновь показала скорость около 45 узлов .
  • В 1975 году в январе вернулась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение герметичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились дезактивационные мероприятия.
  • В 1975 году в апреле приняла участие в учении «Океан-75».
  • В 1977 году 25 июля переклассифицирована в большую подводную лодку.
  • В 1978 году 15 января присвоен новый тактический номер К-222 .
  • В 1980 году 30 ноября, находясь на ремонте в г. Северодвинск, из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора произошло резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал. Из-за невозможности замены контура всерьез встал вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации субмарины, однако брешь в контуре удалось устранить.
  • В 1984 году расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661. В этом же году в июне причислена к составу 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г. Видяево), а в декабре выведена из эксплуатации.
  • В 1988 году поставлена на прикол в г. Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ.
  • В 1989 году 14 марта исключена из состава ВМФ.
  • В 1999 году 7 ноября спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия Севмаш.
  • В 2008 году 23 июня переведена с ФГУП ПО «Севмаш» на ФГУП МП «Звездочка» для дальнейшей утилизации.
  • В 2015 году в марте официально закончена утилизация единственной подлодки проекта 661.

Командиры

Все командиры подлодки входили в состав воинской части 81251.

Фото Командир Срок службы
Капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков 1965-1975
Капитан 1-го ранга В.С. Лищинский 1975-1985
Капитан 1-го ранга В.П. Филатов 1985-1989


Отчетность