Классный руководитель: что он должен, может и не имеет права делать. Памятка для родителей. Основные обязанности классного руководителя

Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.

Функциональный тип организационной структуры. Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции. Для промышленных предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, типичными являются следующие основные функции: научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, производство, маркетинг, финансы. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения в пределах его полномочий обязательно для нижестоящих структурных подразделений.

Линейно-функциональный тип организационной структуры. Это один из наиболее распространенных вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами. У линейного руководителя появляется штаб, состоящий из управленческих подразделений (отделов, бюро, групп, служб, специалистов, которые специализируются на выполнении какого – то одного вида управленческой деятельности. Исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. Руководитель осуществляет управление через своих функциональных заместителей.

Дивизиональная структура управления . Дивизиональные (от англ. отделение) структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. ХХ в., когда резко увеличились размеры предприятий. Они стали многопрофильными, технологические процессы усложнились.

Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой - не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы.

Штабной тип организационной структуры.

Данный вид структуры предназначен для организации работы менеджеров высшего звена управления. Создается группа подразделений, целью которой является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы.

Органический тип

Матричный вариант организационной структуры основан на программно- целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы. При этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного этапа программы, продолжают подчиняться своим непосредственным руководителям. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует в первую очередь от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.
Проектная – временная структура, созданная для осуществления конкретного проекта, решения конкретной задачи группой специалистов, после чего группа распадается на новый проект

Классный руководитель - это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

Рассмотрим подробнее, чем занимается классный руководитель.

Классный руководитель должен знать :

  • Имя, фамилию, адрес, телефон каждого ребёнка в своём классе, и эти же данные для каждого родителя или законных представителей ребёнка + место работы и рабочий телефон. Вы наверняка уже видели бумажки, которые часто приходится заполнять под названием «Согласие на обработку персональных данных». Не пугайтесь этих бумажек. Школа выполняет закон «Об персональных данных», так же и как все учреждения. Вспомните хотя бы поликлинику или свою собственную работу, там вам обязательно давали заполнить такой бланк. Данные о месте работы и телефоне берутся на случай «несчастного случая» (извините за тавтологию). Если что случится, могут позвонить вам на работу.
  • медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка (данные о здоровье, что ему можно, а что нельзя). К примеру, у вашего ребёнка сильная аллергия на шоколад. Учитель от себя решает подарить детям ко дню рождения шоколадку. Дети они такие, разве откажутся от сладкого? Вот и беда случается, а учитель (который отвечает за жизнь и здоровье ребёнка ) в панике и не знает что делать.
  • особенности характера ребёнка (по возможности) (какие-то черты ребёнок может при вас и не демонстрировать, но если вы очень хорошо знаете его, то расскажите своему классному руководителю, это во многом может помочь в работе). Знала одного ребёнка, который с виду казался очень спокойным и трудолюбивым. К середине года видимо из-за усталости он начал раздражаться. Если что-то не слышал или не успевал, не понимал, мог бросить тетрадь, разрисовать контрольную работу или просто броситься в слёзы. Всё, что можно бы было объяснить учителю, подняв руку, он выражал подобным образом. Спрашивать о переломах психики у родителей учитель не всегда считает удобным, а проблема никак не решается.
  • Уважаемые родители! Вы лучше знаете своих детей! Учителя изучают психологию в институте, но в маленьких объёмах и не всегда могут понять, что происходит с ребёнком (многое в характере зависит от семьи, которое учитель за два занятия в неделю понять не может!)
  • социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе). Одни родители жаловались, что в анкете для родителей (которую вас просят заполнить для выяснения социального статуса семьи - обобщённые данные затем передаются социальному педагогу школы) был вопрос: «Опишите материальное положение семьи». Такой вопрос не выражает социальный статус семьи, а материальный (что является личной информацией) и не имеет права находиться в такой анкете. Вы не обязаны сообщать об этом классному руководителю! Скорее всего, администрация школы вместе или отдельно с классным руководителем хотят выяснить, кто из родителей имеет больше денег, сами понимаете для чего. Классный руководитель отвечает за ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят записки, справки и т.д.

Что же обязан делать классный руководитель:

помогать решать конфликты в классе (между учениками); — помогать решать конфликты ученика и учителя ; — готовить и проводить собрания и ; — вести учёт в столовой школы (в старших классах этим могут заниматься сами учащиеся); —проверять дневники раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). — все проблемы , связанные с конкретным учеником , обсуждать только с его родителями (законными представителями), а не в присутствии других детей или других родителей (если их дети в конфликте не участвуют); — в случае возникновения несчастных случаев, конфликтных ситуаций сообщать родителям всю информацию .

Классный руководитель может :

— приглашать учеников и их родителей на индивидуальные беседы; — звонить родителям по причинам, касающимся обучения, воспитания, поведения и жизни ребёнка в школе; по просьбе родителей: — помочь в закупке , тетрадей, пособий; — в организации досуга детей (если платный, например, поход в кино). Но вправе и отказаться, так как школа и её работники не должны иметь дело с деньгами родителей.

Классный руководитель не вправе

собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы; — раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях); — в одиночку выводить класс за пределы школы , если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей).

Напоследок…

Но кроме обязанностей и запретов, классный руководитель всё же имеет и личную жизнь. Многие родители забывают про это и могут названивать учителю поздним вечером или даже ночью. Ладно, если случилось что-то или срочно что-то надо сообщить. Но часто некоторые мамочки и папочки предъявляют разные претензии и в не особо вежливой форме(почему не посадил ребёнка ближе к доске, хотя учитель впервые узнает об этой просьбе; написал несправедливое замечание в дневнике и т.д. и т.п.). Неужели об этом нельзя поговорить днём или при личной встрече? Учителя тоже люди и тоже хотят побыть дома в спокойной обстановке. Сами понимаете, что школа не рай. Конечно, есть учителя, которые в любое время готовы вас выслушать, но делайте это в разумных пределах (в вежливой форме, в не позднем времени). После звонков с отрицательными эмоциями родителей, я должна была садиться делать уроки на следующий день. Создание уроков - творческий процесс по обучению и воспитанию ваших деток. Впитав вашу отрицательную энергию, учитель может создать гениальные уроки?

Если вы чем-то возмущены, то, пожалуйста, прислушайтесь к этим советам, прежде чем гневно звонить классному руководителю:

  • звоните в рабочее время (спросите о рамках звонка у вашего классного руководителя);
  • говорите вежливо, не создавайте конфликт (учителя бывают разные, могут злость выразить на ребёнке); вопросы, касающиеся детей, можно решить только в доброжелательной обстановке, а не в гневе и раздражении;
  • во всех проблемах опирайтесь на интересы ребёнка (как ситуация влияет на ребёнка, страдает он от этого и т.д.), а не на своё мнение, вы ведь решаете проблемы для улучшения жизни ребёнка!

Классный руководитель - ваш помощник и коллега в воспитании ребёнка. Относитесь к нему с уважением. Люди бывают разные, не всегда можно хорошо поладить. Но если случается какая-то проблема с вашим ребёнком в школе, дома, вы вполне можете с ним посоветоваться. В интересах классного руководителя помочь своему подопечному вырасти человеком в полном смысле этого слова. А теперь вы знаете об этой дополнительной должности учителя немного больше.

Основные обязанности классного руководителя

Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТа) РФ (ст. 130), Закона РФ "Об образовании", а также Устава и концепции деятельности школы настоящего Положения о классном руководителе.
1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели - 6 часов (30 процентов от ставки учителя).
2. Час классного руководителя ("классный час") проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
3. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.
4. Количество родительских собраний - не менее одного в четверть.
5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.

Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом "не навреди".
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

Классный руководитель не имеет право:
1.Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
2.Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика.
3.Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово.
4.Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5.Обсуждать "за глаза" своих коллег, представлять их в невыгодном свете.

Классный руководитель должен знать

Закон РФ "Об образовании" (1992 г.).
- Конвенцию о правах ребенка (1993 г.).
- Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
- Школьную гигиену.
- Педагогическую этику.
- Теорию и методику воспитательной работы.
- Основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь

Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
- Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
- Составить план воспитательной работы в классе.
- Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер
и т. д.
- Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
- Организовать и провести родительское собрание.
- Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО классных руководителей школы.

Документация и отчетность

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
1. Классный журнал.
2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.
3. Личные дела учащихся.
4. Карты развития личности воспитанника.
5. Протоколы родительских собраний.
6. Дневники учащихся.
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.

Эмоциональные руководители довольно часто грозят уволить своих провинившихся подчиненных «по статье». Однако угрозы эти чаще всего голословны. Прежде чем впадать в панику, проштрафившемуся работнику следует тщательно разобраться в ситуации - насколько вескими основаниями обладает начальник для подобного шага. Рассказать о возможных вариантах преодоления подобных проблем мы попросили Анну Веселову, консультанта Студии управленческого консалтинга «Новел Групп».

Статья 81 ТК РФ п.п. 5-11 ч. 1 увольнение за «виновные действия работника» предполагает множество нюансов, зная о которых человек достаточно легко сможет защитить свои права. Так, среди наиболее типичных нарушений, которые допускают работодатели, пытаясь избавиться от неугодного человека, можно назвать:

  • попытки увольнения за однократное нарушение трудовых обязанностей в случаях, не предусмотренных законом;
  • отсутствие документально подтвержденных доказательств вины работника или увольнение без учета тяжести совершенного работником проступка;
  • нарушение процедуры увольнения, в т. ч. несоблюдение сроков издания приказа об увольнении;
  • увольнение лиц, которые в соответствии с законом не могут быть уволены по инициативе работодателя.

Что следует знать работнику

Увольнение работника по виновным основаниям является мерой дисциплинарного взыскания. При наложении любого дисциплинарного взыскания (замечание, выговор и увольнение) работодатель должен соблюдать единый порядок, предусмотренный ст. 192-194 ТК РФ. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

По общему правилу, для увольнения работника должно иметь место неоднократное нарушение с его стороны трудовых обязанностей. Исчерпывающий перечень однократных нарушений, за которые может быть уволен любой работник, установлен трудовым законодательством: прогул; появление в состоянии опьянения; разглашение охраняемой тайны; совершение по месту работы хищения; грубое нарушение правил охраны труда. За отдельные однократные нарушения могут быть уволены только специально предусмотренные законом категории работников (утрата доверия работником, обслуживающим материальные ценности; аморальный проступок воспитателя и некоторые другие). Неоднократность имеет место в случае, если работник уже имеет дисциплинарное взыскание (замечание или выговор) и в течение года с момента наложения взыскания вновь нарушает трудовые обязанности. Следовательно, работнику следует стремиться обжаловать любое дисциплинарное взыскание, не только увольнение.

Обязанность доказать вину работника лежит на работодателе. Как правило, для документальной фиксации нарушений работодатель составляет соответствующие акты. Работнику не следует уклоняться от подписания таких актов, наоборот, целесообразно заявлять свои пояснения, возражения, замечания и т. п. и стремиться к тому, чтобы они были зафиксированы в акте.

Работнику не следует уклоняться от написания объяснительной. В ней работник может подробно изложить свои оправдания, сослаться на уважительные причины, которые впоследствии могут быть учтены судом. Например, по факту нарушения трудовых обязанностей работник может заявить следующие оправдательные доводы: перегруженность, противоречие требований работодателя трудовому договору, противоречие между требованиями непосредственного и вышестоящего руководителя, тяжелые семейные обстоятельства и другие. Отсутствие объяснительной работника не препятствует наложению на него взыскания, однако если работодатель не потребовал от работника письменных объяснений, - это нарушение со стороны работодателя, и взыскание может быть признано незаконным.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Некоторые работники даже при совершении дисциплинарного проступка не могут быть уволены по инициативе работодателя. К ним относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ).

Несовершеннолетние работники могут быть уволены по инициативе работодателя только с согласия Государственной Инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Увольнение членов профсоюза производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ).



Отчетность за сотрудников