Какое из утверждений верно характеризует понятие менеджмент. Хронология развития менеджмента в мире. а) на использовании исследований и передового опыта

-школа научного управления – (1885-1920), основоположники Ф.Тейлор(20.03.1856-21.03.1915), Ф и Л. Гилберт, Г. Гантт

Ф. Тейлор впервые предложил концепцию научной организации труда:

Отбор первоклассных работников

Распределение обязанностей м/у администрацией (четкий инструктаж, четкая система контроля) и работником (качественное выполнение своих обязанностей)

Благоприятное отношение м/у работниками и администрацией

Ф. и Л. Гилберт – развивали концепцию Тейлора в области более эффективной организации рабочего пространства и формировании процесса выполнения трудовой операции.

Гаррингтон Эмерсон – 12 принципов производительности – книга,

Точно поставленные идеалы или цели

Здравый смысл (разумное планирование осознавая свои возможности)

Компетентная консультация

Дисциплина

Справедливое отношение к персоналу(система вознаграждения)

Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет

Диспетчирование

Нормы и расписания

Нормализация условий

Нормирование операций

Писанные стандартные инструкции

Вознаграждение за производительность

Макс Вебер – классическая концепция бюрократии, полагал что существует 3 формы власти: принудительная, харизматическая (основанная на эталоне, примере подражания), легитимная. Полагал что управление в организации д.б. основано на легитимной власти, при этом работник должен четко выполнять свои обязанности по возможности д.б. заменимым для обеспечения бесперебойной работы производства. Руководитель должен давать четки инструктаж, абсолютно лишен субъективизма и не должен допускать властных полномочий

-административная (классическая) школа – (1929-1950), основоположник А.Файоль

Анри Файоль -выделил 5 видов деятельности на предприятии:

Технический процесс

Коммерческая деятельность

Финансовая деятельность

Бухгалтерская деятельность

Административная деятельность, связанная с управлением

Сформулировал универсальные принципы управления:

Разделение труда

Полномочия и ответственность

Дисциплина

Единоначалие – у каждого работника д.б. только один непосредственный начальник

Единство направления

Подчиненность личностных интересов общим

Вознаграждение персонала

Централизация – все команды спускаются сверху

Иерархия – цепь команд, количество уровней управления

Постоянство состава персонала

Справедливость – вознаграждение которое должно удовлетворять и работника и руководителя

Корпоративный дух

Инициатива – инициатива должна поощряться.

-школа человеческих отношений –(1930-1950), основоположники Элтон Мейо(1880-1949)

Элтон Мейо – создатель Хоторнских экспериментов (1927-1932).Результат эксперимента: помимо условий труда и вознаграждения одним из ключевых факторов, влияющих на производительность труда является социальный и психологический фактор(благоприятная атмосфера в коллективе)



ТО впервые в развитии менеджмента личность работника была вынесена на первый план

- школа поведенческих наук – бихевиаризм, основоположники: Д.Магрегор, Р.Лайкерт

Основная идея – повышение эффективности организации, за чсет использования ее человеческих ресурсов. Были разработаны различные стимулы. Была предложена концепция «Х и У». Магрегор делил работников на 2 класса: Х – нелюбовь к работе, нежелание ответственности.(материальное вознаграждение, угроза наказания); У-противоположность типу Х (мотивация – карьерный рост, возможность развития за счет сложных проектов, похвала)

В рамках данной концепции все сотрудники были классифицированы на 2 типа: Х и У.

Х – унаследованная нелюбовь к работе, избегание ответственности, отсутствие амбиций. Основные методы мотивации: материальное вознаграждение и угроза наказания.

У – стремятся максимально реализовать себя в профессиональном и личностном плане, избегают рутинной работы, крайне амбициозны. Основные методы стимулирования – продвижение по карьерной лестнице, материальное вознаграждение и возможность самореализации

Системный подход к управлению -

Организация, как открытая социально-экономическая система (берет ресурсы, отдает готовый продукт, услугу)

Причины неспособности изменения в организации

-«Моя профессия - есть я» - люди замыкаются в рамках своих узких обязанностей.

-«Враг во вне» - поиск причин, неудач ищут со стороны.

Активная позиция борьбы с врагами

Принцип вареной лягушки - люди не чувствуют наступления проблемы

Предел роста – бесконечно улучшаться невозможно, люди устают от бесконечной гонки

Подмена проблемы

Компания Wonder Tech – производила компьютеры для госучреждений. Изначально спрос возрос. Руководство принимает решение увеличить поставки. Существуют задержки по поставкам.Для сокращения задержек строят 2 завод, и на 3 год спрос начинает падать. Привлекают маркетологов – спрос возрастает..После 5 года спрос начинает падать более быстрыми темпами..меняют маркетолога, увольняют неэффективный персонал.Через 2 года спрос начинает падать неуклонно, через 9 лет компания закрывается.

Проблема –

Не удовлетворяет потребностям, стимулировали спрос когда непроизводили.

«People express airlines»

В 1980 начала, в 1986 – ее со всеми долгами купила другая компания

Все сотрудники становились акционерами компании – каждый человек заинтересован в успешной работе компании. Цена билета ниже, чем у конкурентов. Все сотрудники проходили 3хмесячное обучение – для взаимозаменяемости сотрудников. Компания быстро набирала темпы. В первые 3 года расширился парк самолетов и поток клиентов. Покупают компанию банкрота, набирают новый штат. Пассажиры жалуются на качество оказания услуг. Конкуренты вводят бронь билетов по телефону.

Симптомы предела роста – качество снижается..

Причина подмены проблемы – не сосредоточились на качестве, но увеличили предложение

Питер Сенге – «Пятая дисциплина»

Ситуационный подход – адаптивность к изменениям внутренней среды. Сущность заключается в анализе внешних и внутренних переменных, влияющих в данный момент на деятельность организации.

Процессный подход – управление рассматривается как процесс (серия непрерывных взаимосвязанных действий)

Каждая функция менеджмента рассматривается как отдельный процесс. Кроме этого каждая функция связана с другой 2 процессами – ключевыми: коммуникации и принятия решений

Количественный подход – связан с введением различного рода программных продуктов в целях повышения эффективности повышения процесса управления.

Самостоятельное изучение – современные синтетические теории

Студента _4 __ курса

Специальности Экономика и управление предприятиями АПК

заочной формы обучения Куру Светланы Александровны ____________________

(фамилия, имя, отчество)

шифр _07ЭЗАп12

группа __Э75 __

1. С чем было связано возникновение практики управления?

а) с появлением общения

б) с возникновением письменности

г) с возникновением производства

д) с возникновением первобытнообщинного строя

2. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об­ласть знаний?

б) в XVIII в.

в) на рубеже XIX и XX вв.

г) в середине XX в.

д) в средние века

3. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) А. Файоля

б) Ф. Тейлора

в) М. Фоллетт

г) Д. Гетти

4. Какое государство является родиной менеджмента?

а) Франция

б) США

в) Россия

г) Англия

д) Германия

5. Представители какой научной школы в качестве основ­ного объекта исследования имели эффективное использова­ние человеческих ресурсов?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

г) школы поведенческих наук

6. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие ?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

д) школы человеческих отношений

7. Где преимущественно следует использовать понятие "менеджмент"?

а) в естественных системах

б) в предпринимательских, корпоративных структурах

в) в социально-экономических системах

г) в иерархических структурах

д) во всех управленческих структурах

8. Кто стоял у истоков школы научного управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

9. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие клас­сической, или административной школы управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

10. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления

б) главный принцип управления

в) исключительно теория управления

г) исключительно практика управления

11. Представители какой научной школы ратовали за по­вышение заботы руководителей о подчиненных?

а) школы поведенческих наук

б) школы человеческих отношений

в) школы научного управления

г) административной школы

д) школы науки управления или количественный подход

12. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

а) школы человеческих отношений

б) школы научного управления

в) школы науки управления и количественный подход

г) классической или административной школы

д) школы поведенческих наук

13. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре

14. Каково соотношение понятий "управление" и "менед­жмент"?

а) понятие "менеджмент" шире

б) понятие "управление" шире

в) понятие "менеджмент" значительно шире

г) эти понятия - синонимы

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управ­ления организацией?

а) формальную и неформальную

б) административную и производственную

в) нормативную и маркетинговую

г) структурно-информационную, информационно-поведен­ческую и саморазвития

16. На чем основываются экономические методы управления ?

а) на материальных интересах объектов управления

б) на воздействии на социальные условия работающих

г) на хозяйственном расчете

17. Что такое принципы управления?

а) основные методы управления

б) закономерности управления

в) основные правила управления

г) основные функции управления

18. Что такое управление?

а) специфическое взаимодействие субъекта и объекта управления

б) воздействие субъекта на объект управления

в) подчинение объекта субъекту управления

19. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические и социально-психо­логические

б) воспроизводственные и маркетинговые

в) сетевые и балансовые г) законодательные и нормативные

20. Что включает в себя система управления в элементар­ном виде?

а) принципы, методы и функции управления

в) субъект, объект управления и связи

г) совокупность объектов управления

21. Что такое субъект управления?

а) орган, осуществляющий управленческие воздействия

б) любой орган в системе управления

в) орган, воспринимающий управленческие воздействия человека

22. На чем основываются социально-психологические ме­тоды управления?

а) на материальном интересе работников

б) на законодательных и нормативных актах

в) на морально-психологическом климате

г) на воздействии на сознание и социальные условия

23. Что такое методы управления?

а) закономерности управления

б) основные правила управления

в) управленческие законы

г) способы воздействия субъекта на объект

д) методы работы менеджеров

24. На чем основываются административные методы уп­равления?

а) на законодательных и нормативных актах

б) на экономических интересах объектов управления

в) на воздействии на социально-бытовые условия работа­ющих

г) на штрафных санкциях

25. Кто впервые ввел понятие "принципы менеджмента"?

а) А. Файоль

б) Ф. Тейлор

в) М. Фоллетт

г) А. Маслоу

д) П. Гетти

26. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

а) административные

б) экономические

в) социально-психологические

г) балансовые

д) сетевые

27. Что такое процесс управления?

а) последовательная деятельность менеджера

б) совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций

в) совокупность принципов и методов управления

28. Что такое функция управления?

а) управленческая деятельность

б) обособленный вид управленческой деятельности

в) должностная обязанность менеджера

29. Каковы основные содержательные теории мотивации?

а) А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) постановки целей, партисипативного управления

30. Какова роль координации в процессе управления?

а) формировать структуру организации

б) распределять полномочия между органами

в) обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев

г) обеспечивать связь между подразделениями

31. Какую информацию называют невербальной?

а) письменную

б) словесную

в) бессловесную

г) управленческую

д) устную

32. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

а) определение критериев решения проблемы

б) формулирование проблемы

в) признание проблемы

г) оценка альтернатив

д) разработка альтернатив

33. Назовите первую функцию процесса управления?

а) мотивация

б) организация

в) планирование

г) контроль

д) координация

34. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

а) Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) А. Маслоу, Ф. Герцберга

35. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?

а) признания и самоутверждения

б) физиологические потребности

в) безопасности и защищенности

г) самовыражения

д) принадлежности и причастности

36. Какая функция управления обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных?

а) планирование

б) организация

в) координация

г) мотивация

д) контроль

37. Какие функции управления называют общими?

а) производство, маркетинг, финансы

б) планирование, организация, мотивация, контроль, ко­ординация

в) предпринимательство, производство, инновации, ин­формация

38. Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?

а) пропорциональность, непрерывность, параллельность

б) планирование, организация, контроль

в) научная организация труда и управления

г) распределение ответственности, полномочий

39. Что такое коммуникационные сети?

а) соединение участников коммуникационного процесса

б) совокупность управленческой информации

в) информация и коммуникации в управлении

г) совокупность участников процесса коммуникации

40. Какая из перечисленных коммуникационных сетей ха­рактеризуется наибольшей централизацией власти?

а) "кружок"

б) "цепочка"

в) "колесо"

г) "вертушка"

41. Каковы основные составляющие любой организации?

а) внутренняя и внешняя среда

б) оргструктура и кадры

в) люди, задачи, управление

г) организационная культура и ресурсы

42. К чему следует отнести организационную культуру?

а) к факторам внутренней среды организации

б) к факторам непосредственного окружения организации

в) к факторам общего внешнего окружения организации

43. Что характеризует норма управляемости?

а) трудоемкость работ менеджера

б) двойное подчинение

в) высокий уровень конфликтности

г) перегруженность главного менеджера

64. В какой организационной структуре функциональные подразделения лишены властных полномочий?

а) в линейно-функциональной

б) в линейно-штабной

в)в матричной

г) в региональной д)в продуктовой

65. Какой уровень управления комбинированной организа­ционной структуры отражает особенности конкретной орга­низации?

а) все уровни

б) низовой

в) средний

г) высший

66. Какая современная организация основана на участии работников в управлении?

а) ориентированная на рынок

б) предпринимательская

в) многомерная

г) эдхократическая

д) партисипативная

67. На каком уровне находится высшее руководство на схеме предпринимательской организации?

а) на среднем

б) на высшем

в) на низовом

г) на всех уровнях

68. Кто такой менеджер?

а) профессиональный управляющий в условиях рынка

б) любой работник аппарата управления

в) профессиональный управляющий в любой социальной сфере

69. На сколько уровней подразделяют менеджеров?

б) на три

в) на четыре

г) на пять

д) на шесть

70. Что такое стиль управления?

72. Что такое самоменеджмент?

а) способность и возможность системы планировать и орга­низовывать свою деятельность

б) организация личной работы руководителя

в) самостоятельность в деятельности менеджера

73. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании исследований и передового опыта

б) на строгом соблюдении дисциплины, регламента

в) на использовании опыта других менеджеров

г) на четком разделении труда

74. Что означает профессионализм менеджера?

а) управленческую подготовку

б) знание технологии отрасли

г) работу на постоянной профессиональной основе

75. Каковы основные составляющие "организаторских спо­собностей"?

а) лидерство, способность вести за собой

б) контактность, стрессоустойчивость, доминантность

в) способность влиять на людей, разрешать конфликты

г) умение работать с людьми, воздействовать на них

76. Кем прежде всего должен быть менеджер?

а) психологом

б) специалистом данной отрасли

в) специалистом по управлению

г) социологом

д) экономистом

77. Какое утверждение правомерно для лидера?

а) он ведет за собой

б) он командует

в) он просто существует

г) он организует работу

д) он управляет

78. Руководители какого уровня основную часть рабочего времени должны заниматься решением оперативных задач?

а) всех уровней

б) среднего уровня

в) высшего уровня

г) низового уровня

79. Какой стиль деятельности менеджера должен преобла­дать в начальный период формирования трудового коллектива?

а) демократический

80. Какой стиль следует использовать менеджеру, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

а) все стили управления

б) либеральный

81. С какой функции должна начинаться организация лич­ной работы (самоменеджмент) руководителя?

а) с работы с информацией

б) с организации трудового процесса

в) с постановки целей

г) с планирования

д) с самоконтроля

82. Какая функция находится в центре круга самоменед­жмента?

а) планирование

б) постановка целей

в) организация трудового процесса

г) самоконтроль

д) работа с информацией

83. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

а) предварительный, функциональный, стоимостной

б) промежуточный и конечный

в) административный, производственный, финансовый

г) формальный и неформальный

84. Что изучают при фотографии рабочего дня?

а) структуру затрат времени

б) методы работы руководителя

в) потери рабочего времени

г) способы выполнения задач

85. Какие коллективы называются формальными?

а) образовавшиеся на любом предприятии

б) образовавшиеся стихийно

в) созданные руководством

г) созданные на основе симпатии работников

86. Что такое власть?

а) возможность влиять на других

б) специфическое воздействие на подчиненных

в) совокупность способов воздействия на подчиненных

г) любое влияние на людей

87. На чем основана законная власть?

а) на вознаграждении

б) на вере в права руководителя

в) на положительном примере

г) на принуждении

д) на вере в знания руководителя

88. Какие существуют формы влияния менеджеров на под­чиненных?

а) убеждение, участие

б) формальное, неформальное

в) экспертное, законное

г) системное, ситуационное

89. С помощью чего можно определить микроклимат в трудовом коллективе?

а) хронометража

б) социограммы и социоматрицы

в) фотографии

г) самофотографии

д) самонаблюдений

90. Какие конфликты называются дисфункциональными?

а) между функциональными подразделениями

б) нарушающие выполнение функций

в) мешающие решению проблемы

г) снижающие групповое сотрудничество

91. Какой из межличностных методов разрешения конф­ликтов можно считать наиболее эффективным?

а) метод компромисса

б) метод принуждения

в) метод уклонения

г) метод решения проблемы

д) метод сглаживания

92. На какой ступени развития неформальный коллектив организационно сплачивается для борьбы с внешней опасно­стью?

а) на первой

б) на третьей

в) на пятой

г) на четвертой д) на второй

93. Использование какой формы власти является наибо­лее затратным?

а) основанной на принуждении

б) законной власти

в) экспертной власти

г) власти примера

д) основанной на вознаграждении

94. Для какой формы власти весьма нежелательны оши­бочные решения менеджера?

а) для власти примера

б) для власти, основанной на принуждении

в) для власти, основанной на вознаграждении

г) для экспертной власти

д) для законной власти

95. Что такое харизма?

а) власть примера

б) экспертная власть

в) законная власть

г) власть, основанная на вознаграждении

д) власть, основанная на принуждении

96. Какая власть наименее гуманна?

а) власть примера

б) основанная на принуждении

в) основанная на вознаграждении

г) законная власть

д) экспертная власть

97. Что такое убеждение исполнителя?

а) воздействие на исполнителя

б) передача точки зрения

в) беседа с подчиненным

98. Какой метод разрешения конфликтов предусматрива­ет принятие точки зрения другой стороны?

а) метод принуждения

б) метод компромисса

в) метод сглаживания

г) метод уклонения

д) метод решения проблемы

99. Какой метод разрешения конфликтов требует исполь­зование власти, подавления инициативы подчиненных?

а) метод сглаживания

б) метод компромисса

в) метод принуждения

г) метод уклонения

д) метод решения проблемы

100. Как называют конфликт, при котором два руководи­теля предъявляют к одному работнику противоречивые тре­бования?

а) внутриличностным

б) межличностным

в) между личностью и группой.

Задания по тестам курса «Основы менеджмента»

Вопросы к экзамену по курсу – в конце тестов. Вопросы читать внимательно.

ТЕСТ 1

1.1. Впервые менеджмент был определен как обес­печение выполнения работы с помощью других лиц:

а) Э. Мэйо;

б) М. Фоллет;

в) Л. Файоль.

1.2. У. Тейлор подчеркивал важность:

а) рационализации производственного процесса;

б) социальных гарантий для работников;

в) процесса обучения в организации.

1.3. Основоположником школы «человеческих отно­шений» является:

а) Ф. Тейлор;

б) Э. Мэйо;

в) А. Файоль.

1.4. Основоположником школы научного управленияявляется:

а) Э. Мэйо;

б) Ф. Тейлор;

в) Г. Герцберг.

1.5. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

а) поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

б) количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

в) поведенческий, количественный, системный,
ситуационный.

1.6. В административной функции А. Файоль выделил пять ее элементов:

а) предвидение, планирование, организация, координация, контроль;

б) предвидение, планирование, мотивация, организация, контроль;

в) предвидение, организация, мотивация, координирование, контроль.

1.7. Установление расценок должно основываться на
точном знании, а не на догадках. Это утверждение
принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Ф. Тейлору;

в) Э. Мэйо.

1.8. Эффект Хоторна берет свое начало эксперимента:

а) Ф. Тейлора;

б) Г. Герцберга;

в) Э. Мэйо.

1.9. Улучшение условий труда и повышение зарплаты не приводят автоматически к повышению произ­водительности труда, а требуется сплоченность людей, хорошие человеческие отношения членов коллекти­ва - это позиция:

а) Э. Мэйо;

б) Т. Лайкерта;

в) Г. Эмерсона.

1.10. Двенадцать принципов производительности:
точно поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отноше­ние к персоналу, оперативный и постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписание, нормализация
условий, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за производительный труд принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Г. Эмерсону;

в) Т. Лайкерту.

1.11. Главная задача каждого руководителя высшего
звена - отнюдь не получение в ближайшее время
высоких прибылей, чтобы добиться расположения акционеров, а обеспечение стабильного перспективно­
го развития фирмы на много лет вперед - это то, что
отличает:

а) западноевропейскую модель управления пред­
приятием;

б) североамериканскую модель;

в) японскую модель.

1.12. В истории менеджмента какой школы не существует:

а) классической;

в) школы человеческих отношений.

б/ адаптивной

1.13. Э. Мэйо пришел к выводу, что:

а) в качестве стимулов можно использовать не только деньги, но и социальные, психологичес­кие мотиваторы;

б) административный метод является наиболее эф­фективным;

в) для достижения целей организации необходи­мо работников стимулировать посредством эко­номического метода.

1.14. Основатель менеджмента Ф. Тейлор относится:

а) к классической школе;

б) к школе «человеческих отношений»;

в) к научной школе.

1.15. В японской модели менеджмента кружки ка­чества - это:

а) курсы, позволяющие повысить профессиональ­ные навыки сотрудников;

б) графический способ учета показателей предпри­ятия;

в) группа рабочих, собирающихся регулярно во внерабочее время для решения производствен­ных проблем, обмена опытом.

1.16. Какого подхода в истории менеджмента не су­ществует:

а) количественного;

б) системного;

в) качественного.

1.17. Среди различных подходов в истории менедж­мента наиболее молодым является:

а) ситуационный;

б) основанный на поведении человека;

в) системный.

1.18. Система «пожизненного найма» при приеме на работу присутствует:

а) в американской модели менеджмента;

б) в японской модели менеджмента;

ч) в западноевропейской модели менеджмента.

1.19. Важность управленческой роли администрато­ра подчеркивал:

а) Ф. Тейлор;

б) А. Файоль;

в) Э. Мэйо.

1.20. Продвижение по службе с учетом выслуги лет, оплата труда в зависимости от возраста и стажа рабо­ты в фирме, переподготовка и обучение внутри фир­мы, эволюционный характер инноваций - это черты:

а) североамериканской национальной модели ме­неджмента;

б) японской;

в) западноевропейской.


1.19. Английское слово «менеджмент» употребляет­ся, когда мы говорим:

а) управление;

б) управление в сфере услуг;

в) управление в рыночных условиях.

1.20. Менеджмент как наука появляется:

а) с появлением первых фабрик, заводов;

б) в конце XIX в.;

в) в начале XX в.

1.21. Какого принципа не существует:

а) плановости;

б) научной обоснованности;

в) предвидения.

1.22. Наиболее эффективное управление персоналом достигается, если:

а) применять экономический метод стимулиро­вания;

б) применять различные методы стимулирования;

в) применять административный метод.

1.23. Менеджмент - это:

а) наука и искусство;

б) наука, практика и искусство;

в) практика.

1.24. К административным методам управления мож­но отнести:

а) просьбу;

б) взыскание;

в) заботу о здоровом психологическом климате в
коллективе.

1.25. Насколько обязательно строить управление пред­приятием на принципах плановости, научной обосно­ванности, демократизации управления:

а) обязательно, так как управление, основанное на перечисленных принципах, основа для
процветания предприятия;

б) желательно учитывать принципы управления при руководстве фирмой;

в) необязательно, так как их использование неиз­бежно приведет фирму к бюрократизации, а возможно, и к краху.

1.26. Какого метода управления не существует?

а) социально-психологического;

б) материального;

в) либерального.

1.27. Принципы менеджмента- это идеи, которые следует принимать во внимание при управлении:

а) бюджетными организациями и учреждениями;

б) коммерческими организациями;

в) любой организацией.

11.28. Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности означает, что:

а) при выработке управленческих решений при­нимают участие не только руководители, но и специалисты, чьи знания могут оказаться по­лезными;

б) ответственность в организации строго распределена;

в) руководитель должен быть не только хорошим координатором, но и профессионально разбираться в тонкостях работы своих подчиненных.

1.29. Пренебрежение принципами менеджмента может привести предприятие:

а) к штрафам и другим экономическим санкциям;

б) к разумной экономии;

в) к угрозе существования.

1.30. Принцип демократизации управления предполагает:

а) обязательное участие работников организации в демократических выборах страны;

б) создание атмосферы партнерства и доверия,

по­вышение самооценки работника;

в) доверие и отсутствие контроля над деятельностью некоторых опытных специалистов.

1.31. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
Это определение:

а) менеджмента;

б) маркетинга;

в) бухгалтерского учета.

1.32. Приказ относится:

а) к административным методам управления;

б) к экономическим методам управления;

в) к психологическим методам управления

1.33. Какого типа экономики не существует?

а) планового;

б) рыночного;

в) адаптивного.

1.34. Какого менеджмента не существует?
б) финансового;

в) стабилизационного.

1.3. Менеджер как профессия появляется в мире:

а) в 30-е гг. XX в.;

б) во второй половине XX в.;

в) в 20-е гг. XX в.

1.36. В современных рыночных условиях успех пред­приятия в большей степени зависит от:

а) количества произведенного товара;

б) качества маркетинговой деятельности;

в) работы планового отдела.

1.37. Как соотносятся понятия «риск» и «менеджер»?

а) риск- неотъемлемая часть деятельности менеджера;

б) понятия «риск» и «менеджер» не соприкасаются;

в) в деятельности менеджера нет места риску, поскольку он распоряжается, как правило, чужим имуществом.

1.38. Если государство оказывает помощь предпринимательству, осуществляет контроль над монополия­ми и само участвует в бизнесе, то такая экономика называется:

а) рыночная;

б) смешанная;

в) плановая.

а) руководителя производственного отдела;

б) администратора торгового зала;

в) верны ответы а) и б).

1.40. Действие единых цен, установление прейскуранта говорит:

а) о развитой рыночной экономики в современной Европе;

б) о процветании монополий;

в) о плановой экономике.

Тема 2 Тенденции

2.1. В классической школе научного управления рассматривалась деятельность

А. - топ-менеджеров

Б. акционеров

В.руководителей цехов

Г. бригадиров

2.2.Классическая школа не рассматривала вопросы

(отметьте не менее 2-х)

А. работы с кадрами

Б. мотивация работников

В. построения организации

Г.разрешения социальных проблем

Д. принципов менеджмента

2.3. К ученым, работавшим в административной школе управления не было

(отметьте не менее 2-х)

А. - А.Файоля

Б. М.Вебера

В. Ф.Тейлора

Г. супругов Гилбертов

2.4. В административной школе не рассматривались процессы

(отметьте не менее 2-х)

А. разрешения социальных проблем

Б. основных функций управления

В. психологической совместимости сотрудников

Г.процессного подхода к управлению

2.5. «бихевиористическая» школа изучала

А. методы налаживания межчеловеческих отношений

Б. отношений руководителя и подчиненного

В. поведения самого человека

2.6. Кого называют «отцом» школы человеческих отношений

А.Фоллетт

В.Мак-Грегора

Г. Саймона

2.7. Какие вопросы не рассматривались в теории школы человеческих отношений

А.конфликты

Б. формальные и неформальные организации

В. централизация и децентрализация власти

2.8. школа социальных систем не изучала

А. социальное взаимодействие внутри коллектива

Б. разделение труда

В. статус и роли сотрудников в организации

Г. неформальные структур

2.9. «новая школа управления»сформировалась под воздействием

(отметьте не менее 2-х)

А. экономико-математических методов

Б. развития вычислительной техники

В. глобализации

Г. развития миграционных процессов

2.10. Цель системного анализа

А. оценка внешней среды организации

Б.оценка эффективности деятельности организации

В. оценка эффективности деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов

2.11. Учения об управлении можно разделить на

(отметьте не менее 2-х)

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.12. Управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление изучают учения

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.13. Какого элемента нет в теории «7-S»

А.стратегия управления

Б. структура организации

Г. процесс организации

Д. контроль

Е. стиль управления

Ё. Квалификация персонала

2.14. Теория «Z» Уильяма Оучи не включает в себя такие компоненты как

А.долгосрочный наем кадров

Б.групповое принятие решений

В. централизация управления

Г. оценка кадров и «ступенчатое» продвижение по карьере

2.15. Принцип _________________ означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношения прав и ответственности между руководителем и коллективом

А. баланса власти

Б. научности

В. системности и комплексности

Г.демократического централизма

Д. единоначалия и коллегиальности

2.16. Дракер предложил как одну из задач решаемых в процессе управления управление по________________________необходимо не только реагировать на негативную ситуацию задним числом, но и разрабатывать ряд мер по недопущению такой ситуации)

А. по результатам

Б. антикризисное управление

В.по целям

Тема 3 Организация как система

3.1. Организация конгломеративного типа представляет собой:

а) организацию с функциональной структурой;

б) организацию с дивизиональной структурой;

в) организацию, в структуре которой совмещены
элементы различных структур.

3.2. Синонимом бригадной формы организации тру­да является:

а) функциональная форма организации труда;

б) ячеистая форма организации труда;

в) венчурная структура.

3.3. В каком случае структура фирмы станет линейно-штабной?

а) если будет создана рабочая группа для решения какой-то проблемы;

б) если будут созданы при руководителе подразделения для консультирования его по некото­рым вопросам;

в) если произойдет деление фирмы на несколько
филиалов.

3.4. При какой структуре руководитель в большей степени загружен?

а) линейной;

б) матричной;

в) проектной.

3.5. Штабными полномочиями на промышленном предприятии обладает:

а) технолог;

б) руководитель предприятия;

в) психолог.

3.6. Предложения штабных подразделений в организации носят:

а) обязательный характер для основной части работников;

в) обязательный характер для всех работников.

3.7. Какой тип организационной структуры способствует развитию у работников фирмы предприимчи­вости и инициативы:

а) матричная;

б) функциональная;

в) дивизиональная.

3.8. Наличие в организации матричной структуры говорит о том, что:

а) работники не могут самостоятельно осуществлять свои функции;

б) организация существует в постоянно изменяющейся среде и должна оперативно реагировать
на изменения;

в) руководитель старается максимально переложить ответственность на своих подчиненных

3.9. Какого этапа планирования организационных структур не существует?

а) деление организации по горизонтали на подразделения, соответствующие важнейшим направ­лениям деятельности предприятия;

б) установление соотношения полномочий различных должностей;

в) плановое повышение квалификации работников.

3.10. Дивизиональная структура ориентирована на:

а) регион, потребителя, товар;

б) рынок, потребителя, товар;

в) рынок, регион, товар.

3.11. Дивизиональная структура является разновидностью:

а) адаптивных структур;

б) бюрократических;

в) штабных.

3.12. Организационная структура предприятия:

а) выбирается советом директоров и не подлежит
изменению;

б) может претерпевать изменения, чтобы лучше
адаптироваться к внешней среде, строить успешные коммуникации;

в) может быть изменена по настоянию профсоюза.

3.13. Изменения в организационной структуре не­посредственно приводят:

а) к повышению заработной платы некоторых работников;

б) к перераспределению обязанностей и полномочий;

в) к сокращению персонала.


3.14. Матричная организационная структура имеет
наибольшее сходство:

а) с проектной структурой;

б) с функциональной структурой;

в) с региональной.

3.15. Недостатком матричной структуры является:

а) ее высокая вертикаль;

б) подрыв принципа единоначалия;

в) высокие издержки, связанные с управлением.

3.16. Функциональная структура наиболее подходит
для:

а) предприятий, функционирующих в условиях
неопределенности;

б) предприятий, выпускающих товары первой необ­ходимости либо не имеющих себе заменителей;

в) предприятий, относящихся к малому или сред­нему бизнесу.

3.17. Проектная организационная структура - это:

а) временные структуры, создаваемые для реше­ния конкретной задачи;

б) постоянно работающая целевая группа в функ­циональной структуре;

в) синоним матричной организационной структуры.

3.18. Можно выделить основные структуры управ­ления:

а) линейная, матричная;

б) линейная, линейно-функциональная, матричная;

в) линейная, штабная.

3.19. Наилучшая организационная структура:

а) функциональная, так как достигается четкое раз­деление труда, исполнительность, дисциплина;

б/ матричная, так как способна быстро адаптиро­ваться к изменениям в окружающей среде;

в) это структура, выбираемая в соответствии с це­лями, стратегией организации, корпоративной
культурой.

3.20. Организация должна состоять из:

а) хотя бы двух человек;

б) трех или более человек;

в) более десяти человек.

3.21. Какой организации не существует:

а) формальной;

б) неформальной;

в) адаптивной.

3.22. Выберите верное определение организации:

а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения совместных целей;

б) группа людей, совместно определяющая цели;

в) группа вместе работающих людей.

3.23. Внешняя среда характеризуется:

а) сложностью, непредсказуемостью, подвижностью;

б) сложностью, масштабностью, предсказуемостью;

в) стабильностью, предсказуемостью, управляемостью.

3.24. Как называется наиболее общая цель

организации?

а) задача;

в) миссия.

3.25. Выберите верное определение цели:

а) цель - это задача, которая стоит перед рабочим коллективом;

б) цель - это конечный результат, к которому стремятся работники;

в) цель - норма, установленная руководством фирмы.

3.26. Социальная ответственность организации - это отклик организации на проблемы общества и оказание помощи в их разрешении. Что может быть приме­ром социальной ответственности?

а) оказание посильной финансовой помощи обществу;

б) ответственность, гуманность в поведении организации по отношению к членам общества, лю­бая помощь;

в) соблюдение законов работниками организации.

3.27. Какую цель обычно организация перед собой не ставит?

а) выживание;

б) приумножение прибыли;

в) сокращение производства.

3.28. Четкое разделение труда:

а) желательно для любой организации;

б) необходимо для любой организации;

в) не всегда обязательно для организации.

3.29. Наличие в организации должностных инструкций позволяет:

а) четко распределить полномочия и зоны ответственности;

б) расширить предприятие, открыть филиал;

в) повысить квалификацию работников.

3.30. Какие качества должны быть развиты у менеджера?

а) коммуникабельность, решительность, ответственность;

б) терпение, усидчивость, пунктуальность;

в) медлительность, осторожность, исполнительность.

3.31. Делегирование полномочий - это:

а) отказ от полномочий;

б) передача полномочий;

в) превышение полномочий.

3.32. Первоначальное значение слова «стратегия»:
а) искусство ведения боя;

б) искусство вести переговоры;

в) искусство убеждать.

3.33. Поставщики, конкуренты, потребители, местные органы управления - это:

а) факторы внутренней среды;

б) факторы внешней среды прямого воздействия;

в) факторы внешней среды косвенного воздействия.

3.34. Анализ внешней среды организации производится с целью:

а) определить угрозы и возможности, с которыми
сталкиваются организации;

б) определить сильные и слабые стороны организации;

в) определить ресурсный потенциал организации

3.35. Какие из перечисленных ниже факторов относятся к факторам внутренней среды организации:

б) цели, задачи, технология, структура, персонал;

в) потребители, поставщики, местные органы управления.

3.36. Множество соподчиненных целей в организации называется:

а) вереницей целей;

б) системой целей;

в) деревом целей.

3.37. Считается, что организация добилась успеха, если:

а) получила дополнительную прибыль;

б) достигла своей цели;

в) выпущенный ею товар пользуется спросом у потребителей.

3.38. Идеальная модель организации менеджмента
на предприятии с позиции Лайкерта включает:

а) доверие и уверенность в подчиненных;

б) контроль и мотивацию работников;

в) умелую организацию работы.

3.39. Как соотносятся понятия «менеджер» и «предприниматель » ?

а) слова-синонимы;

б) не пересекаются;

в) предприниматель может быть менеджером.

3.40. Производительность труда в организации имеет:

а) денежное выражение;

б) количественное выражение;

в) верны оба ответа.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

    Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

    Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и

имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

    Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций

менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

    Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

    Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

    К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

    Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -

единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

    Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

    Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

    Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

    Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

    Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

    Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

    Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

    Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в. ;

c. в XVIII в. ;

e. на рубеже XIX и XX вв. ;

    Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

    Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

    Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А.Маслоу.

c. М.П.Фоллет;

d. Э.Мэйо;

    Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

    Какими методами управления характеризуется период

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

    Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

    Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

    Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

    Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

    Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

    Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;

d. внутрифирменного планирования;

e. экономического стимулирования;

    Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и

управления и основываются на правовом обеспечении управления:

a. организационно- распорядительные;

b. экономические;

c. социально- психологические.

    Что означает профессионализм менеджера?

a. знание технологии отрасли;

b. опыт практической работы в отрасли;

c. работу на постоянной профессиональной основе.

d. управленческую подготовку;

    Основные формы воздействия на коллектив:

a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;

b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;

c. установление в коллективе благоприятного морального климата;

d. использование критики и самокритики.

e. планирование социального развития коллектива;

f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;

    Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?

a. постановка целей;

b. планирование;

c. самоконтроль;

d. работа с информацией.

e. организация трудового процесса;

    Кем прежде всего должен быть менеджер?

a. экономистом.

b. специалистом данной отрасли;

c. специалистом по управлению;

d. социологом;

e. психологом;

    На чем основываются административные методы уп¬равления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;

    Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

c. административные, экономические и социально-психо логические;

d. сетевые и балансовые;

    Что такое самоменеджмент?

a. организация личной работы руководителя;

b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;

c. самостоятельность в деятельности менеджера.

    На чем основываются социально-психологические ме¬тоды управления?

a. на воздействии на сознание и социальные условия.

b. на морально-психологическом климате;

c. на законодательных и нормативных актах;

d. на материальном интересе работников;

Основам менеджмента ... с помощью формул проверки (тестов ) читабельности сообщений, используемых в... необходимо отметить, что тесты читабельности учитывают лишь...

Кто принимает участие в определении миссии?

Какова роль миссии в деятельности компании?

Чьи интересы, и каким образом отражает миссия компании?

Можно ли для формулирования миссии своей организации использовать миссию чужой организации?

Какие методы использовались для разработки миссии компании, в чем суть этих методов?

Как соотносятся между собой миссия и имидж организации?

Тесты

1. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

а) поведенческий, ситуационный, количественный, системный

б) поведенческий, количественный, системный, ситуационный

в) количественный, ситуационный, поведенческий, системный

2. Какое государство является родиной менеджмента?

а) Германия

б) Франция

г) Россия

3. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

а) в середине XX в.

б) в XVIII в.

г) на рубеже XIX и XX вв.

4. Согласно теории менеджмента последователем Ф.Тейлора не являлся:

а) Г.Ганнт

в) А.Маслоу

г) Ф.Гилбрет

5. Понятие научное управление ввел:

а) Л.Брандейс

б) Ф.Тейлор

в) А. Файоль

Вариант 2. Исторические тенденции развития менеджмента

Введение

  1. Этапы в истории развития менеджмента.
  2. Школы научного управления.

Заключение

Деловая ситуация

Проанализируйте, какой вклад внесли в науку различные школы и направления и как эти идеи используются в практическом менеджменте на современном этапе.

Тесты

1. Кто стоял у истоков школы научного управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

2. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

а) школы научного управления

в) школы науки управления и количественный подход

г) школы поведенческих наук

3. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) М. Фоллетт

б) А. Файоля



в) Д. Гетти

г) Ф. Тейлора

4. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие?

a) школы человеческих отношений

б) классической или административной школы

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

5. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей и подчиненных?

а) административной школы

б) школы поведенческих наук

в) школы человеческих отношений

г) школы научного управления

Вариант 3. Сущность управления в рыночной экономике

Введение

1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Становление и развитие российской системы менеджмента.

2. Принципы и методы управления. Модели менеджмента: особенности и основные черты японской, американской, европейской моделей менеджмента.

Заключение

Деловая ситуация

Приведите сравнительную характеристику моделей менеджмента. Покажите положительные и отрицательные стороны. Выявите отличия. Укажите, какая на ваш взгляд модель наиболее эффективна в современных условиях.

Тесты

1. Менеджмент это:

а) достижение целей организации по средством скоординированных усилий работающих в ней людей

б) особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу

в) деятельность, осуществляемая на свой страх и риск для получения прибыли

г) научная теория управления

2. Наиболее признанными моделями менеджмента являются:

а) японская

б) российская

в) швейцарская

г) американская

3. Любое управление сводится к принятию решений, их реализации, контролю над ними и включает следующие этапы:

а) получение и оценка необходимой информации

б) контроль полученных результатов

в) поддержание устойчивости деятельности организации

г) вознаграждение или наказание исполнителей

4. К основным принципам управления, разработанным А Файолем, относятся:



а) разделение труда

б) власть

в) лидерство

г) дисциплина

5. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

а) принципы, методы и функции управления

б) субъект, объект управления и связи

в) совокупность объектов управления

г) совокупность органов управления

Вариант 4. Организация в системе менеджмента

Введение

1. Классификация организаций. Миссия и цели организаций. Свойства и виды целей. Содержание и значение метода управления по целям.

2. Внутренняя среда организаций. Внешняя среда организаций. Факторы прямого и косвенного воздействия. Внешнеэкономические связи организаций.

Заключение

Деловая ситуация

Что необходимо знать, чтобы выбрать и сформулировать миссию фирмы: историю фирмы, ее профиль, место на рынке; стиль поведения и действия собственников и менеджеров фирмы; состояние среды обитания; отличительные особенности фирмы?

Вопросы для анализа ситуации

1. Достаточно ли этих данных для определения миссии фирмы?

2. Сформулируйте миссии: вуза, где вы обучаетесь; организации, в которой вы работаете.

Тесты

1. К факторам внутренней среды менеджмента относятся:

б) технология

в) координация

г) структура управления

2. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

а) выживание

б) сокращение производства

в) приумножение прибыли

3. К внутренней микросреде организации относятся:

а) поставщики

б) финансовая служба

в) конкуренты

г) отдел сбыта

4. К основным структурам внешней микросреды организации относятся:

а) служба снабжения

б) посредники

в) отдел НИОКР

г) клиенты

5. Макросреда организации включает:

а) демографические факторы

б) психологические факторы

в) политические факторы

г) культурные факторы

Вариант 5. Организационная культура организации

Введение

1. Понятие, характеристика и уровни организационной культуры. Элементное обеспечение и механизм формирования организационной культуры.

2. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организаций.

Заключение

Деловая ситуация

Общеизвестно, что организационная культура состоит из шести составляющих:

Философии, задающей смысл существования организации и ее отношения к сотрудникам и клиентам;

Доминирующих ценностей, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо средствам их достижения;

Норм, разделяемых сотрудниками организации и определяю­щих принципы взаимоотношений в коллективе;

Правил, по которым ведется «игра» в организации;

Климата, существующего в организации и проявляющегося в том, какова атмосфера в организации и как члены коллектива взаимодействуют с внешним миром;

Поведенческих ритуалов, выражаемых в проведении в органи­зации определенных церемоний, использовании определенных выражений, знаков и т. п.

Вопросы для анализа ситуации

1. Проанализируйте организационную культуру Вашей организации.

2. Разработайте модель организационной культуры Вашей организации, исходя из приведенных составляющих.

Тесты

1. К ролям, присущим корпоративной культуре, относят:

а) функциональную

б) регламентирующую

в) охранную

г) координационную

2. Признаками организационной культуры являются:

а) особенности взаимоотношения с внешней средой

б) качество управленческой информации

в) стиль руководства

г) поддержание устойчивости деятельности организации

3. В соответствии с критериями Дила и Кеннеди Рюттингера выделяют следующие разновидности организационной культуры:

а) ориентирующая культура

б) спекулятивная культура

в) воспитательная культура

г) культура мелких успехов

4. К переменным, на которых основывается модель определения влияния национального на организационную культуру, разработанная Г.Лэйном и Дж.Дистефано, относятся:

а) вера в светлое будущее

б) отношение к деятельности

в) ориентация во времени

г) отношение между людьми

5. Какие типы организационной культуры выделил М.Бурке:

а) культура «огорода»

б) культура «фруктового сада»

в) культура «кочующего стада»

г) культура «крупных плантаций»

Вариант 6. Планирование как функция менеджмента

Введение

1. Виды планирования. Методы и организационные формы планирования. Стратегическое планирование и управление. Бизнес-планирование.

2. Прогнозирование в социально-экономических системах.

Заключение

Деловая ситуация

Разработайте матрицу распределения функции планирования по предлагаемому образцу. Оцените эффективность распределения функции.

Матрица распределения функций

Тесты

1. Какая функция заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях:

а) мотивация

б) планирование

в) организация

г) координация

а) стратегическое

б) финансовое

в) оперативное

г) тактическое

3. При _______ планировании по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.:

а) последовательное

б) скользящее

в) жесткое

г) гибкое

4. При _________ планировании новый план составляется по истечении срока действия предыдущего:

а) скользящее

б) жесткое

в) последовательное

г) гибкое

5. При _________ планировании учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом:

а) жесткое

б) последовательное

в) гибкое

г) скользящее

Вариант 7. Организационные отношения в системе менеджмента

Введение

1. Делегирование. Централизация и децентрализация управления.

2. Элементы организационной структуры управления и принципы ее построения. Типы организационных структур управления. Методы построения организационных структур управления и факторы, влияющие на выбор типа организационных структур. Координация в деятельности организации.

Заключение

Деловая ситуация

Начертите организационную структуру вашей организации. Определите к какому типу организационных структур она относится. Выявите недостатки и разработайте предложения по совершенствованию вашей организационной структуры.

Тесты

1. С точки зрения менеджмента совокупность специализированных функциональных подразделений взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации решения - это…:

а) иерархия уровней управления

б) организационная структура управления

в) организация квалификационного отбора персонала

г) системность управления

2. К основным принципам формирования подразделений относятся:

а) матричная модель

б) модель диверсифицированного роста

в) процессная модель

г) модель кооперации

3. Функция управления, задачами которой являются формирование структуры организации и определение взаимодействия ее структурных элементов называется:

а) организация

б) координация

в) мотивация

г) контроль

4. В теории менеджмента … - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач:

а) делегирование

б) ответственность

в) полномочия

г) власть

5. В менеджменте выделяют следующие виды полномочий:

б) ответственные

в) функциональные

г) правовые

Вариант 8. Мотивация и ее роль в менеджменте

Введение

2. Развитие теории и практики мотивации в современных условиях.

Заключение

Деловая ситуация

Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

Вас лично на работе:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Квалифицированного рабочего:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Служащего в конторе:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Профессионала (врача, юриста, преподавателя)

1___________________

2___________________

3___________________

4___________________

5___________________

Неквалифицированного работника

1___________________

2___________________

3___________________

4___________________

5___________________

Тесты

1. К мотивам трудовой деятельности не относятся мотивы…

а) объединения

б) приобретения

в) подчинения

г) безопасности

2. Восстановите схему мотивационного процесса:

а) возникновение потребностей

б) поиск путей устранения потребностей

в) определение направления действия

г) осуществление действия

д) осуществления действия за получение вознаграждения

е) устранения потребностей

3. Кто является разработчиком теории ожидания:

а) Г.Ганнт

в) А.Маслоу

4. Кто является разработчиком теории справедливости:

а) Г.Ганнт

б) Дж.Адамс

в) А.Маслоу

5. Кто является разработчиком теории приобретенных потребностей:

а) Г.Ганнт

в) Д.Мак-Клелланд

Вариант 9. Контроль в системе менеджмента

Введение

1. Сущность и задачи контроля в системе контроля. Виды контроля.

2. Составляющие процесса контроля и уровни его применения. Этапы контроля. Характеристики эффективного контроля.

Заключение

Деловая ситуация

Разработайте модель процесса контроля, характерную для вашей организации. Оцените эффективность модели. При необходимости примените корректировочные действия и опишите новую модель процесса контроля.

Тесты

1. Контроль- это процесс обеспечения достижения организацией своих целей, включающий:

а) выработку стандартов и критериев

б) процесс определения оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам

в) измерение достигнутых результатов и их сопоставление с установленными стандартами

г) принятие необходимых корректирующих действий, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов

2. Установите последовательность технологии процесса контроля:

а) определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции)

б) выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный)

в) определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля)

г) выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка)

д) установление норм контроля (этические, производственные, правовые)

3. Управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий, называется в теории менеджмента:

а) контролем

б) мотивацией

в) координацией

г) планированием

4. К видам контроля относятся:

а) выборочный контроль

б) распределительный контроль

в) функциональный контроль

г) заключительный контроль

5. В соответствии с признаком классификации «стадия осуществления» ___________ контроль связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации:

а) стратегический

б) целевой

в) итоговый

г) оценочный

Вариант 10. Управленческие решения в менеджменте

Введение

1. Понятие «управленческое решение». Виды управленческих решений. Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений.

2. Основные этапы процесса подготовки управленческих решений. Подходы к разработке и принятию управленческих решений.

Заключение

Деловая ситуация

Разработайте матрицу принятия решений на примере конкретной организации, дайте рекомендации по ее совершенствованию.

Матрица принятия управленческих решений

Тесты

1. В теории менеджмента … - обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-либо действия, связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем:

а) проблема

б) управленческое решение

в) «дерево решений»

г) обмен информацией

2. К методам реализации решений предъявляются ряд требований, среди которых можно выделить:

а) практическую применимость

б) согласованность

в) экономичность

г) надежность

3. Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения – это …:

а) факторный анализ

б) «мозговая атака»

в) синектика

г) экономический анализ

4. Модель проблемной ситуации с учетом вероятности наступления событий, оценкой результативности каждого этапа и взаимосвязи событий представляет собой метод …:

а) многомерных матриц

б) «дерево решений»

в) «мозгового штурма»

г) синектики

5. К основным требованиям применяемым к управленческим решениям относятся:

а) инерционность

б) динамизм

в) правомочность

г) эргономичность

Вариант 11. Эффективность управленческих решений

Введение

1. Принятие решений в условиях риска и неопределенности. Индивидуальные стили принятия решений.

2. Эффективные управленческие решения. Перспективные формы и методы разработки и принятия решений в организациях.

Заключение

Деловая ситуация

Оценка эффективности управленческих решений основывается на следующих принципах:

Комплексность оценки эффективности управленческих решений;

Объективность оценки управленческих решений;

Обязательность оценки эффективности управленческих решений;

Соответствие метода оценки характеру объекта управления;

Сопоставимость показателей оценки различных управленческих решений;

Учет индивидуальных особенностей предприятия, управленческой ситуации при построении модели оценки эффективности управленческого решения.

Вопросы для анализа ситуации

1. Проанализируйте практику оценки эффективности управленческих решений в Вашей организации.

2. Какие принципы оценки эффективности управленческих решений учитываются в Вашей организации?

Тесты

1. Эффективное решение должно быть:

а) простым и логичным

б) экономичным

в) последовательным

г) самостоятельным

2. На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:

а) характер взаимоотношений в нутрии организаций

б) глобальность проблемы

в) степень риска

г) степень влияния на будущее организации

3. При необходимости принять рациональное управленческое решение Вы:

а) будете руководствоваться «здравым смыслом» и прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях

б) примените решение, исходя из рассуждений, основанных на собственном опыте

в) определите симптомы, ограничения и критерии оптимальности, по которым сравните различные альтернативы и выберете наилучшую

г) взвесите положительные и отрицательные последствия по каждому варианту действий и примете решение по принципу «из двух зол меньшее»

4. К обстоятельствам, которые снижают эффективность управленческого решения относятся:

а) ориентация только на сиюминутный экономический результат и недооценка возможных последствий

б) отсутствие предварительно сформированной психологической готовности исполнителей к восприятию решения

в) количество уровней управления в организационной структуре управления

г) количество функций, выполняемых руководителем

5. Технологическая эффективность управленческих решений выражается в достижении таких целей, как …

а) снижение значимости влияния фактора моды

б) рост социальной защищенности населения

в) повышение пропускающей способности оборудования

г) рост автоматизации производства

Вариант 12. Групповые процессы в системе менеджмента

Введение

1. Формальные и неформальные группы. Взаимодействие человека и группы. Формирование эффективных рабочих групп. Командообразование: понятие, основные характеристики и особенности формирования команд.

2. Руководство: власть и партнерство. Формы власти. Авторитет и личное влияние менеджера.

Заключение

Деловая ситуация

Исходя из полученных знаний, дополните перечень качеств, которыми должен обладать современный менеджер. Определите, какими качествами обладает Ваш непосредственный руководитель, насколько они соответствуют приведенному перечню.

1. Компетентность в избранной сфере бизнеса.

2. Способность эффективно действовать в условиях рынка,

детально знать менеджмент, маркетинг, уметь обеспечивать при

любых рыночных ситуациях оптимальный хозяйственный результат.

3. Способность организовывать, координировать, направлять и контролировать

деятельность подчиненных.

4. Высокие нравственные качества: честность, правдивость, скромность, высокая

требовательность к себе и другим, развитые чувства ответственности и долга.

5. Единство слова и дела, оперативность и гибкость в работе, умение

самостоятельно и своевременно принимать оптимальное решение, добиваться

исполнения его подчиненными.

6. Глубокие знания человеческой психологии, способов контактов с людьми,

умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом.

7. Стремление к наиболее рациональному распределению функций между

работниками, объективная оценка результатов деятельности.

Тесты

1. При работе с неформальной группой следует:

a) использовать только социально-психологический метод

б) наиболее часто использовать административный метод

в) сочетать различные методы управления

2. Комитет является возможным типом:

a) неформальной организации

б) такой формы организации работы не существует

в) формальной организации

3. Неформальный лидер может оказывать:

а) отрицательное влияние на своих коллег

б) как положительное, так и отрицательное влияние на своих коллег

в) положительное влияние па коллег

4. Слабая степень эмоциональной близости, ориентация на деловые качества

характеризует:

а) формальную организацию

б) неформальную организацию

в) любую организацию

5. Члены неформальной организации:

a) удовлетворяют свои потребности в общении, взаимопомощи, принадлежности

б) пользуются поддержкой руководства

в) являются ее заложниками

Вариант 13. Лидерство в системе менеджмента

Введение

1. Теория лидерских качеств. Теория лидерского поведения. Концепции ситуационного лидерства. Современные концепции лидерства.

2. Лидерство и стили управления.

Заключение

Деловая ситуация

В обязанности руководителей среднего и низового уровня управления входит решение многих вопросов, в частности исполнение указаний, исходящих от руководителей высшего уровня. Они должны решить, как именно добиться успешной реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных и т.д. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, при этом определить конкретные цели не представляется возможным.

Вопросы для анализа ситуации

1. Предложите несколько вариантов действий руководителей в этих ситуациях?

2. Какой вариант действий выбрали бы Вы и почему?

Тесты

1. Способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета – это:

а) стиль руководства

б) лидерство

в) власть

г) влияние

2. Укажите основные направления в изучении теории лидерства

а) традиционная концепция лидерства

б) теория Х

в) новая концепция лидерства

г) концепция убеждения

3. Основными качествами лидера являются:

а) доминантность

б) креативность

в) высокая работоспособность

г) независимость, самостоятельность в принятии решений

4. К основным чертам личности идеального руководителя относятся:

а) стиль мышления – умение мыслить проблемно, перспективно, системно

б) умение осуществлять деловые общения

в) быть воспитанным

г) умение организовать работу коллектива

5. Немецкий психолог Курт Левин выделил следующие стили руководства:

в) традиционный

г) попустительский

Вариант 14. Конфликты в организации

Введение

1. Внутриорганизационные конфликты. Типы конфликтов.

2. Управление стрессами и конфликтами в организациях.

Заключение

Деловая ситуация

Представите, что вы не выполнили поручение. Это положило начало межличностному конфликту между вами и руководителем отдела. Опишите данный конфликт, заполнив таблицу.

Описание конфликта

Тесты

1. В менеджменте столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношении людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, идей – это …:

а) компромисс

б) конфликт

в) согласование

г) перемирие

2. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают:

а) внутриличностные

б) мирные

в) межличностные

г) конфликт между личностью и группой

3. Установите последовательность этапов конфликта:

а) инцидент

б) кризис и разрыв отношений

в) конфликтная ситуация

г) полное окончание конфликта

4. К структурным методам управления конфликтами относятся:

а) разъяснения требований к работе

б) система вознаграждений

в) метод «я – высказывание»

г) поиск «козла отпущения»

5. Основными межличностными методами управления конфликтами являются

а) противоборство

б) уклонение

в) сотрудничество

г) координационные и интеграционные механизмы

Вариант 15. Эффективность менеджмента организации

Введение

1. Суть понятия эффективность управления. Факторы, влияющие на эффективность управления.

2. Сущность оценки эффективности управления. Система показателей, используемая для оценки эффективности управления.

Заключение

Деловая ситуация

Неэффективная система управления предприятием привела к тому, что оно оказалось на грани банкротства. На складе скопилось значительное количество нераспроданной продукции. Изделия, производимые предприятием, уступают по качеству аналогичным изделиям конкурентов и теряют рынки сбыта, ведущие работники предприятия увольняются.



Онлайн калькуляторы