Исследование как функция современного менеджмента. Исследования в современном менеджменте. Что является операторами синектики

  • 8. Совокупное предложение в краткосрочном и в долгосрочном периодах
  • 9. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики.
  • 10. Основные направления макроэкономической политики в переходной (транзитивной) экономике.
  • 11.Национальное богатство как макроэкономическая категория. Состав и структура национального богатства.
  • 12. Основной капитал – важнейшая составляющая национального богатства. Воспроизводство основных фондов.
  • 13. Система национальных счетов (снс) как макроэкономическая модель экономического оборота. Структура российской системы национальных счетов и ее особенности.
  • 14. Валовой внутренний продукт (ввп). Валовой национальный продукт. Валовой региональный продукт.
  • 15. Соотношение экономических показателей в снс. Оценки уровня благосостояния общества на основе показателей снс. Чистое экономическое благосостояние.
  • 16. Денежное обращение и его структура. Денежная масса. Денежные агрегаты и их виды.
  • 17. Предложение денег. Банковский и денежный мультипликаторы и их макроэкономическое значение.
  • 18. Равновесие на денежном рынке. Ликвидная ловушка
  • 19. Банки в системе кредита. Небанковские кредитные организации.
  • 20. Рынок капитала. Индивидуальные и институциональные инвесторы.
  • 21.Трудовые ресурсы как элемент социально-экономического потенциала страны. Естественный уровень безработицы.
  • 22. Рынок благ как важнейшая составляющая в общей системе взаимосвязанных рынков
  • 23. Совокупный спрос и факторы, его определяющие.
  • 24.Общее экономическое равновесие. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.
  • 25. Основные модели макроэкономического равновесия. Модель межотраслевого баланса.
  • 28.Факторы и типы экономического роста. Экономический рост, потребление, сбережение и инвестиции.
  • 29.Понятие экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Виды экономических циклов.
  • 30. Экономический цикл и его фазы. Материальная основа циклического развития. Диагностика фазы экономического цикла.
  • 31. Воздействие государства на экономический цикл. Стабилизационные программы.
  • 32. Понятия рынка труда и рабочей силы
  • 33. Безработица и ее виды
  • 34. Государственное регулирование рынка труда
  • 35. Причины возникновения и факторы развития инфляции
  • 37. Взаимосвязь инфляции и безработицы
  • 38. Антиинфляционная политика
  • 39. Экономический цикл: понятие, показатели, типы, фазы, причины, факторы
  • 40. Современные теоретические концепции экономического цикла
  • 41. Экономический рост: понятие, показатели, типы, факторы, результаты
  • 42. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы
  • 43. Фискальная политика государства: цели и виды
  • 44. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды
  • 45. Бюджетный дефицит и государственный долг
  • 46.Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета
  • 47. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
  • 48. Банковская система
  • 49. Социальная политика государства: понятие, принципы и способы ее реализации
  • 51. Измерение неравенства в распределении доходов
  • 52. Бедность и ее черты
  • 53. Государственное перераспределение доходов. Социальная защита населения
  • 54. Открытая экономика: понятие, разновидности
  • 55. Макроэкономическое равновесие: понятие, формы, условия
  • 56. Концепции международной торговли меркантилистов и физиократов
  • 57. Две политики государства: протекционизм и фритредерство
  • 58. Тарифные инструменты ограничения внешней торговли
  • 59. Нетарифные ограничения во внешней торговле
  • 60. Платежный баланс: понятие, структура, принципы составления
  • 61. Регулирование платежного баланса
  • 62. Валюта, ее виды и конвертируемость. Валютный рынок и валютные курсы
  • 29.Понятие экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Виды экономических циклов.

    Экономический (деловой) цикл - это периодические колебания уровней занятости, производства и цен. Поскольку экономические циклы связаны то с падением, то с ростом деловой активности, то они также именуются «деловым». Отсутствует единая теория экономического цикла. Поэтому ученые различных экономических школ по-разному трактуют причины и сущность циклических колебаний рыночной экономики. Среди причин цикличности выделяются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т.д. Вместе с тем большинство экономистов считают, что уровень совокупных расходов непосредственно определяет уровень занятости и производства, а совокупные расходы в свою очередь определяются предельной склонностью к потреблению, сбережению и инвестированию. В итоге экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики.Проблема цикличности развития экономики является предметом исследования с начала XIX в. Идея цикличности первоначально отвергалась как противоречащая закону Ж.Б. Сэя (1767-1832).Виды: Отраслевые циклы имеют продолжительность от недели до нескольких лет. Причина их возникновения определяется отраслевыми особенностями создания продукции. «Малые» циклы охватывают период в 2-4 года. Они порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала, колебаниями вложений в товароматериальные запасы. «Большие» циклы (8-13 лет) возникают в результате неравномерности воспроизводства основного капитала.«Строительные» циклы длятся 16-25 лет. Они возникают в результате неравномерности спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений.«Длинноволновые» циклы продолжительностью 45-60 лет порождаются основополагающими факторами: «волнами» научных открытий, внедрением в производство новых методов организации труда и т.п.

    30. Экономический цикл и его фазы. Материальная основа циклического развития. Диагностика фазы экономического цикла.

    Развитие экономики имеет циклический характер. Это движение от установившегося равновесия к его нарушению, к формированию на более высоком уровне нового равновесия более сложного порядка. Циклический характер воспроизводства – это скачкообразная смена подъемов кризисами, расширенного воспроизводства резким спадом производства.

    Экономические циклы – это последовательные движения рыночной экономики, которые периодически повторяются и проходят четыре фазы от кризиса к кризису: кризис, депрессия, оживление, подъем.

    Цикличность многоструктурна. Различают малые циклы (краткосрочные колебания деловой активности) – 3-4 года, средние (7-11 лет), большие (40-60 лет), столетние циклические колебания – столетние циклы лидерства.

    Циклы различаются материальной основой развития, влиянием на экономические процессы. Наиболее рельефно выражаются средние циклы. Они больше чем другие взаимодействуют с малыми циклами и сильнее влияют на развитие экономических процессов. Поэтому их называют базовыми. История средних циклов начинается с кризиса перепроизводства 1825 года (Англия); в 1836 году – Англия, США; в 1857 году – мировой кризис.

    С 1 А - подъем

    АВ - кризис

    ВС - депрессия

    СД - оживление

    ДА 1 - подъем

    Исходной фазой цикла является кризисный спад производства. Он характеризуется: резким падением уровня и темпов экономического роста, которое завершается прямым сокращением масштабов производства; относительным перепроизводством товаров; накоплением товарных масс в оптовой торговле; падением цен товаров, ростом безработицы, падением жизненного уровня населения, возрастанием уровня кредитных неплатежей, кредитным напряжением, возрастанием нормы ссудного процента, недостатком денежной массы; обесценением капиталов, падением курсов акций, банкротствами, ростом социального напряжения.

    Но кризис способствует отмиранию устаревших экономических элементов и дает возможность осуществлять технологическое обновление производства и структурную перестройку.

    Депрессия - восстановление макроэкономического равновесия на низком уровне. Послешоковая ситуация. Признаки депрессии: стабильность производства, прекращается падение цен, прекращаются инфляционные процессы, высокий уровень безработицы, количество рабочих мест не увеличивается, восстанавливаются хозяйственные связи, уменьшаются товарные запасы, увеличивается масса свободного денежного капитала, ставка процента уменьшается до минимума.

    Фаза оживления – расширение производства до докризисного уровня. Начинает обновляться капитал, начинается модернизация оборудования, восстановление инвестиционных процессов, активизируется совокупный спрос, возрастают доходы населения, прибыли предпринимателей, растет ссудный процент, растут цены. Застой сменяется экономическим ростом.

    Подъем – массовое обновление основного капитала, активные инвестиционные процессы, возрастание прибылей, заработной платы, цен, развитие кредитных операций.

    Маркс считал, что производство отрывается от потребления объективно, так как технический прогресс вызывает изменение технического строения производства, что приводит к снижению нормы прибыли. Предприниматели стараются компенсировать уменьшение прибыли увеличениям объемов производства, которое выходит за пределы возможностей потребления. Происходит кризис.

    Кризис является разрушительной силой (разрушаются аномальные пропорции в народном хозяйстве) и выполняет оздоровительную функцию (падение цен делает производство невыгодным, выход – в обновлении основного капитала, его активной части, которая позволит удешевить продукцию, сделать ее прибыльной – выйти на новый уровень производства). Новая техника служит материальной основой обновления производства и подъема его на более высокий уровень.

    Кризисы недопроизводства – связаны с сокращением возможностей экстенсивного воспроизводства; падением уровня производства в топливных и энергетических областях; неблагополучным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит основой 2/3 фонда текущего потребления; деформованностю структуры народного хозяйства (недостаточное потребление товаров населением, чрезмерное развитие ВПК); возрастанием доходов населения при падении производства.

    ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ

    Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства . Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).

    Несмотря на обилие работ по проблеме цикличности, до сих пор нет единой концепции по поводу причины существования этого явления. Бо­лее того, многие экономисты отрицают цикличность развития экономики в принципе. Как правило, к ним относятся преимущественно сторонники неоклассической и монетарной школ. Эти экономисты предпочитают говорить не о цикличности (цикл предполагает более или менее постоянную периодичность), а о нециклических колебаниях, вызванных совокупностью произвольных экзо­генных факторов.

    Однако и среди экономистов, которые признают циклическое развитие эко­номики,

    нет никакого единства относительно природы этого явления. Рассмотрим особенности в подходах к проблеме циклов.

    Теории внешних факторов

    Основателем этого направления принято считать английского экономиста У. С. Джевонса (1835-1882 гг.), который связал экономический цикл с 11-лет­ним циклом солнечной активности. В 70^е годы XIX в. Джевонс опубликовал ряд работ, в которых исследовал влияние солнечных пятен на урожайность, на цены на зерно и на торговый цикл. Однако Джевонс связывал цикличность солнечной активности преимущественно с сельским хозяйством и торговлей. Последователи У. С. Джевонса распространили действие солнечного цикла на всю экономику. Так, Х.С. Джевонс (сын) связал солнечный цикл с колебаниями занятости, а X. М. Мор разработал общую экономическую теорию солнечной цикличности. В 1987 г. молодой японский экономист Симанака Юдзи исследовал цикли­ческое развитие Японии с 1885 по 1984 гг. Он пришел к мнению, что за это время произошло девять 11-летних солнечных циклов, которые совпали с циклами Жуглара. Симанака считает также, что цикл Кузнеца равен двум солнечным циклам (22 года), цикл Кондратьева - пяти солнечным циклам (55 лет).

    Теория Троцкого и современных «неомарксистов».

    В 1921 г. независимо от Кондратьева Л. Троцкий выдвинул собственную теорию длинных волн. Он считал, что длинные волны являются историческими периодами ускорения и за­медления развития капитализма, и выделил 5 разновременных периодов: с 1781 по 1921 гг., причем длинные волны якобы не имманентны экономической систе­ме, а вызываются экзогенными нецикличными факторами: обострением и ос­лаблением классовой борьбы. Среди современных экономистов, последователей Л. Троцкого, можно отметить Э. Мандела, автора монографии «Длинные вол­ны капиталистического развития» (1980г.).

    Чисто монетарная теория

    Чисто монетарное объяснение цикла наиболее полно изложено в работах анг­лийского экономиста начала XX в. Р. Хоутри. Для него цикл есть «чисто денеж­ное явление» в том смысле, что изменение денежного потока является единствен­ной и достаточной причиной изменения экономической активности, чередования процветания и депрессии, оживления и вялой торговли. Когда спрос на товары, выраженный в деньгах (или денежный поток), увеличивается, торговля становится оживленной, производство расширяется, цены растут. Когда спрос уменьшается, торговля ослабевает, производство сокращается, цены падают. Де­нежный поток, т. е. спрос на товары, выраженный в деньгах, непосредственно определяется «потребительскими затратами», т. е. расходами за счет дохода.

    Неденежные факторы, такие как землетрясения, войны, забастовки, неуро­жаи и т. д., могут вызвать общее обнищание, другие, как, например, изменение урожайности, чрезмерное развитие определенных отраслей, могут вызвать час­тичную депрессию в отдельных отраслях промышленности. Но общая депрессия в смысле фазы цикла, то есть такое положение, при котором неиспользованные ресурсы и безработица имеют всеобщий характер, не может быть вызвана неде­нежными факторами или событиями, за исключением тех случаев, когда они приводят к падению потребительских издержек, т. е. к уменьшению денежного потока.

    Теория перенакопления

    Центральное место в теории перенакопления занимает вопрос о чрезмерном развитии отраслей, изготовляющих товары производственного назначения, по отношению к отраслям, производящим потребительские товары: отрасли, изго­товляющие товары производственного назначения, подвержены воздействию экономического цикла гораздо сильнее, чем отрасли, производящие потреби­тельские товары повседневного спроса. Во время повышательной фазы цикла выпуск товаров производственного назначения растет, а во время понижатель­ной фазы цикла сокращается гораздо более резко, чем производство товаров кратковременного пользования.

    Согласно воззрениям теоретиков перенакопления, описанное явление пред­ставляет собой симптом серьезной диспропорции, возникающей во время фазы подъема. Отрасли, производящие капитальные товары, получают (относитель­но) чрезмерное развитие. Таким образом, именно реальная диспропорция в структуре производства, а не просто нехватка денег является причиной кризиса.

    Теория недопотребления

    Родоначальником теории недопотребления является швейцарский экономист Ж. Сисмонди (1773--1842 гг.). Существует множество разновидностей этой тео­рии, наиболее обоснованная из них применяет термин «недопотребление» в зна­чении «чрезмерных сбережений». Депрессии вызываются тем обстоятельством, что слишком большая часть текущего дохода сберегается и слишком незначи­тельная его часть расходуется на потребительские товары. Именно доброволь­ные сбережения, совершаемые отдельными лицами и компаниями, нарушают равновесие между производством и реализацией.

    Причина чрезмерных сбережений заключается в неравномерном распределе­нии дохода. Подавляющая часть сбережений приходится преимущественно на тех, кто получает крупный доход. Если бы можно было повысить уровень зара­ботной платы и одновременно перераспределить национальный доход, то доля сбережений не была бы угрожающе большой.

    Марксистская теория цикла

    Марксисты считают, что формальная, или абстрактная, возможность цик­личности (при капитализме) заложена уже в простом товарном производстве и вытекает из функций денег как средства обращения и средства платежа при раз­рыве актов купли-продажи. Однако эта возможность превращается в реальную действительность лишь на определенном этапе развития капитализма - в ма­шинный период. Экономические кризисы порождает так называемое основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим способом присвоения результатов этого производ­ства. По мере накопления капитала, роста производительных сил происходит все большее обобществление производства: концентрация и централизация ка­питала, возникновение индустриальных центров, крупных капиталистических предприятий. Углубляется общественное разделение труда, расширяются эконо­мические связи, внешние и внутренние. Продукты становятся результатом труда многих миллионов работников. Но присвоение этих продуктов остается частно­капиталистическим.

    Экзогенный подход. Его сторонники считают, что причиной экономического цикла - в колебаниях внешних (экзогенных) фак­торов: войны, революции, политика, миграция населения, мощные открытия и изобретения, открытия крупных

    месторождений природных ресурсов - золота, урана, нефти и т. д.

    Эклектический подход объединяет экзогенный и эндогенный подходы. При этом сторонники этого подхода считают, что колебания внешних факторов дают толчок внутренним. Это может быть политика, направленная на сглаживание цикличности.

    Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

    · столетние циклы, длящиеся сто и более лет;

    · «циклы Кондратьева », продолжительность которых составляет 50-70 лет и

    которые названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры» (Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);

    · классические циклы (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства)

    произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 10-12 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);

    · циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.

    Выделение разных видов экономических циклов основано на продолжительности функционирования различных видов физического капитала в экономике. Так, столетние циклы связаны с появлением научных открытий и изобретений, которые производят настоящий переворот в технологии производства (вспомним, «век пара» сменился «веком электричества», а затем «веком электроники и автоматики»). В основе длинноволновых циклов Кондратьева лежит продолжительность срока службы промышленных и непромышленных зданий и сооружений (пассивной части физического капитала). Примерно через 10-12 лет происходит физический износ оборудования (активной части физического капитала), что объясняет продолжительность «классических» циклов. В современных условиях первостепенное значение для замены оборудования имеет не физический, а его моральный износ, происходящий в связи с появлением более производительного, более совершенного оборудования, а поскольку принципиально новые технические и технологические решения появляются с периодичностью 4-6 лет, то продолжительность циклов становится меньше. Кроме того, многие экономисты связывают продолжительность циклов с массовым обновлением потребителями товаров длительного пользования (некоторые экономисты даже предлагают причислять их к инвестиционным товарам, закупаемым домохозяйствами), происходящим с периодичностью 2-3 года.

    В современной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть самыми различными. Это зависит, в первую очередь, от причины кризиса, а также от особенностей экономики в разных странах: степени государственного вмешательства, характера регулирования экономики, доли и уровня развития сферы услуг (непроизводственного сектора), условий развития и использования научно-технической революции.

    Циклические колебания важно отличать от нециклических колебаний. Для экономического цикла характерно то, что изменяются все показатели, и что цикл охватывает все отрасли (или сектора). Нециклические колебания отражаются:

    · изменении деловой активности лишь в некоторых отраслях , имеющих

    сезонный характер работ (рост деловой активности, например, в сельском хозяйстве осенью в период сбора урожая и в строительстве весной и летом и спад деловой активности в этих отраслях зимой);

    · в изменении лишь некоторых экономических показателей (например, резкий

    рост объема розничных продаж перед праздниками и рост деловой активности в соответствующих отраслях).

    Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

    Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:

    * рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;

    * рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

    * финансовый рынок;

    * рынок труда;

    * окружающая природная среда.

    Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

    В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, без совершенствования функций управления и способов принятия управленческих решений.

    Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

    Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:

    Обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий -- больше;

    Быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

    Учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

    Учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;

    Учитывать изменение структуры издержек производства;

    Принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

    Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.

    В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

    В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решение неудачно, надо предвидеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обосновано, посредством научного аппарата исследования.

    В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

    Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть даже катастрофой.

    Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть оценить, реализовать. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования.

    Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

    Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

    А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

    Как уже отмечалось ранее, в качестве предмета исследования могут выступать различные составляющие процесса управления (функции, цели, управленческие решения и др.), а также:

    Оргструктуры и структуры управления,

    Неформальное управление,

    Профессионализм персонала,

    Механизмы мотивации,

    Экономия времени,

    Использование компьютерных технологий,

    Экономика и ресурсы управления,

    Стратегии и инновации, и другие проблемы, а также комбинации различных проблем.

    Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

    Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

    Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

    Формула современного управления - «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

    1) выбор предмета исследования;

    2) главная направленность исследования;

    3) проблема развития;

    4) познание тенденции развития;

    5) поиск путей эффективного развития.

    Правильный ответ – 2

    11. Назовите главный признак концепции исследования:

    1) наличие всей необходимой информации;

    2) наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования;

    3) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследований;

    4) совокупность эффективных подходов и исследования;

    5) план организации и проведения исследования.

    Правильный ответ – 3

    Как соотносятся объект и предмет исследования?

    1) предмет – это то, что подлежит изучению, а объект – конкретный элемент подлежащий изучению;

    2) объект – это то, на что направлен процесс познания, а предмет – наиболее существенные стороны объекта, содержащие проблему;

    3) это две стороны изучаемой системы, отражающие единство и многообразие применяемых методов.

    Правильный ответ – 2

    Опрос по темам:

    1. Цель, задачи и виды диагностики в системах управления.

    2. Показатели и порядок расчета эффективности.

    3. Структурный анализ и его особенности.

    4. Функциональный анализ и его особенности.

    5. Информационный анализ и его особенности.

    6. Параметрический анализ и его особенности.

    Типовые оценочные материалы по теме 11.

    Тема 11. Диагностика систем управления

    Опрос по темам:

    1. Экспресс-диагностика деятельности предприятия.

    2. Диагностический инструментарий и его использование для решения проблемных ситуаций предприятия.

    3. Формирование проблемного поля организации.

    Типовые оценочные материалы по теме 12.

    Тема 12. Научная и практическая эффективность исследования

    Опрос по темам:

    1. Организация процесса исследования систем управления

    2. Потребность и пути оценки результатов исследования систем управления.

    3. Социальная и экономическая эффективность исследования.

    4. Исследования и повышение квалификации персонала управления.

    5. Эффективность мышления исследователя

    Шкалы оценивания

    Критерии оценивания тестов по темам 3, 10

    Критерии оценки эссе по теме 2

    За подготовку эссе студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

    Критерий оценки Содержание Баллы
    Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
    Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
    Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме эссе - соответствие содержания теме эссе - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
    Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению эссе

    Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

    Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует ди­намичности и перспективности управления, росту его инновационного по­тенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих ре­шений, научности управления.

    Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный ди­ректор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно та­кого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инно­вационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно за­думаться.

    Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организация, контроль, ре­гулирование, координация, активизация (мотивация).

    В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей дина­мичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

    В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины не­удачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

    В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, услож­няется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невоз­можно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

    Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают нео­жиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвое­временное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг­рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития эконо­мики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных измене­ний, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, ко­торый надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенден­ций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само уп­равление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

    Исследование - это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, ответ­ственность, мотивация, нормативы).

    А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусст­во управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

    Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении харак­тера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

    В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, меха­низмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных техно­логий и т. д. (схема 11). Могут быть комбинации различных проблем. Вы­брать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собствен­ное, так и персонала, является большим искусством управления.

    Современный менеджер не должен быть научным работником в традици­онном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых фак­торов повышения эффективности управления.

    Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

    Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализо­вать эту формулу .

    Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, под­ходов.



    Документы