Что решает комиссия по трудовым спорам. Всё о том, для чего создаются комиссии по трудовым спорам, по чьей инициативе образуются и какие проблемы обязаны рассматривать. Правовое регулирование деятельности КТС

В случае возникновения серьезных разногласий между администрацией и работниками любого уровня на предприятии начинает работать комиссия по трудовым спорам. Ее полномочия во многом сходны с судебной инстанцией, поскольку решения обязательны для исполнения. О том, как созывается и работает такой орган, подробно рассказывается в статье.

Подобная комиссия действительно обладает широкими полномочиями, которые во многом делают ее похожей на суд (хотя любая судебная инстанция, очевидно, является органом власти и обладает бо льшими правами). Законодательство определяет комиссию как орган, в котором происходит рассмотрение, анализ противоречий между сотрудниками и представителями работодателя, после чего принимаются решения по трудовым спорам.

Речь идет о тех разногласиях, которые касаются только трудовых отношений – т.е. они противоречия возникают в отношении применения соответствующих норм. Имеются в виду не только нормы действующих законов, но и требования внутренних документов на предприятии (например, должностных инструкций, самих трудовых договоров и т.п.).

Члены комиссии принимают решение, которое обязательно для выполнения. Сроки для выполнения – 3 рабочих дня. Постановление может быть и обжаловано (подобно судебному решению), но не позднее 10 рабочих дней.

Споры, которые рассматриваются в комиссии

Представители этого органа могут рассматривать не все категории споров, а только в пределах таких вопросов:

  1. Изменение некоторых условий трудового договора, с которыми не согласна какая-либо из сторон.
  2. Противоречия, возникающие в связи с условиями формирования зарплаты, а также компенсаций за работы в выходные дни, сверхурочные и т.п.
  3. Наложение каких-либо дисциплинарных взысканий (или их снятие) – например, выговора, штрафов за опоздание и т.п.

Споры, которые невозможно рассмотреть в КТС

Все остальные противоречия допускается решать только в судебном порядке. Это могут быть самые разные ситуации, наиболее распространены следующие:

  1. Любое изменение должности, в том числе и перевод на новое место работы в пределах разных филиалов/структурных подразделений.
  2. Отказ в приеме на работу нового лица.
  3. Восстановление на старом рабочем месте после увольнения (по любым основаниям).
  4. Компенсационные выплаты, связанные с ситуацией вынужденного прогула.
  5. Споры о выплате компенсации, связанные с тем, что сотрудник вынуждено перевелся на позицию, труд на которой оплачивается по меньшей ставке.
  6. Нарушения со стороны работодателя, которые связаны с обработкой личных данных сотрудников (в том числе данных документов).
  7. Претензии сотрудников, которые полагают, что они получили моральный ущерб в связи с дискриминацией по любому основанию (национальному, гендерному и т.п.).
  8. Также комиссия не может рассматривать и трудовые споры по ущербу, который причинил работник своей компании (например, порча имущества, хищение третьих лиц по причине недосмотра и т.п.).

Таким образом, даже если комиссия начнет совещание в связи с подобными проблемами и примет решение, оно не может считаться законным: возможно только обращение в суд.

Положение о КТС

Прежде чем созывать совещательный орган, работодатель должен позаботиться о том, чтобы обеспечить законность собрания. На каждом предприятии разрабатывается и подписывается Положение, в котором фиксируются основные моменты по работе комиссии. Типовая форма документа содержит такие разделы:

  1. Четкое перечисление полномочий КТС, обозначение предмета ее работы.
  2. Порядок созыва совещательного органа.
  3. Процедура работы органа – как, кто, в каком количестве будет заседать, как принимаются решения, какие подписываются отчетные документы и т.п.
  4. Конкретное описание прав и обязанностей членов, работающих в органе.
  5. Процедура обращения сотрудника в КТС: сроки, основания, порядок.
  6. Процедура принятия и оформления решений.
  7. Особенности исполнения принятых решений.

По сути все эти стороны работы регулируются ТК, поэтому компания вправе взять за основу именно действующий кодекс. Также образец документа можно скачать в открытых источниках – он выглядит так.




Порядок созыва и работы: пошаговая инструкция

В общем случае правом созыва обладают все участники трудовых отношений – как сам сотрудник, так и представитель работодателя. Причем они могут инициировать заседание и одновременно, т.е. подать соответствующее заявление совместно. Также правом инициирования обладают и представительные органы:

  • профсоюзы;
  • собрание работников.

Таким образом, даже один сотрудник может подать заявление с целью начать работу КТС.

Шаг 1. Подача заявления: образец

Чтобы комиссия начала работать и рассматривать конкретный трудовой спор, заинтересованному лицу следует подать заявление по установленному образцу. Типовой бланк разрабатывается в каждой компании, его вид стандартный:

  1. Шапка с указанием адресата (т.е. собственно комиссии) и заявителя (ФИО, должность).
  2. Предмет обращения – подробное, конкретное описание противоречивой ситуации (или набора случаев), которые считаются стороной несправедливыми. По мере необходимости свои утверждения обосновывают отсылками к нормам законодательства, собственного трудового договора, а также других документов (например, должностной инструкции).
  3. Просительная часть – одно или несколько требований (в виде перечня), которые предъявляет заявитель.
  4. Приложения – список оригиналов или копий документов, которые сторона приобщает к своему заявлению.
  5. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

Поданное заявление обязательно регистрируется во внутренних документах компании (в журнале регистрации). Ставится дата, подпись ответственного члена комиссии.

СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ. Важно понимать, что заявитель должен обратиться в КТС и подать указанное заявление в течение 90 календарных дней с момента возникновения противоречивой ситуации. Однако этот срок может быть и увеличен, если у сотрудника не было объективной возможности обратиться вовремя (например, он болел). Соответственно заявитель должен предоставить документы, которые доказывают факт уважительности причины.

Шаг 2. Формирование состава комиссии

После регистрации в журнале факта поступления заявления КТС должна приступить к работе в течение 10 календарных дней.

Комиссия всегда созывается только по необходимости. А ее состав определяется заранее, причем законодательство предусматривает только общие требования к членам:

  1. Их должно быть одинаковое количество от каждой стороны (например, 3 человека от коллектива и 3 человека от администрации).
  2. Они должны представлять интересы сторон (т.е. либо это сотрудники, либо представители работодателя, а не посторонние лица).

Таким образом, теоретически могут присутствовать любое (равное) количество членов. При этом они должны выбрать председателя и его заместителя. Кворум представляет наличие хотя бы половины представителей и с той, и с другой стороны.

Шаг 3. Начало работы: кто должен присутствовать

Заявитель должен обязательно присутствовать на всех заседаниях совещательного органа. При этом сотрудник может не явиться лично, а:

  • послать своего представителя;
  • указать в заявлении, что он согласен с тем, что дело будет рассматриваться без его личного участия.

Если заявитель не явился однократно, КТС откладывает совещание. Если же он не пришел во второй раз по неуважительной причине, КТС вправе приостановить работу. При этом работник может еще раз подать заявление и инициировать работу комиссии по тому же вопросу. Однако если сотрудник отзывает свое заявление, это означает, что он уже не сможет созвать комиссию по данному вопросу. Вместе с тем это не лишает его права обращения в суд.

Шаг 4. Порядок работы: образцы оформляемых документов

Орган рассматривает проблемные ситуации в ходе заседаний. Их может состояться довольно много, и практически по каждому рабочему дню члены КТС должны представить отчет – протокол определенного образца (конкретная форма устанавливается на предприятии).

В протоколе проставляют дату, отметку о явке всех членов заседания (в том числе и приглашенных свидетелей, наблюдателей, экспертов и т.п.). Фиксируют заявления сторон, ключевые моменты заседания, а также протоколируют все документы и другие доказательства, которые стороны представляют друг другу. По сути, заседание ведется аналогично тому, как оно идет в суде.

КТС должна использовать именно собственную печать, а не общий оттиск работодателя.

Шаг 5. Принятие решения

Совещательный орган принимает решения путем тайного голосования. Один человек дает один голос, причем решение принимается простым большинством. Если же количество голосов одинаковое, назначается дополнительное обсуждение до получения большинства.

На базе организации предусмотрено создание комиссии по трудовым спорам (КТС). Деятельность её регламентируется Трудовым кодексом. В ст.382 ТК РФ сказано, для чего создаются комиссии по трудовым спорам:

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

КТС – это обязательный орган, в полномочия которого может входить принятие решения на начальном этапе возникновения конфликта. Проводит в общеустановленном порядке его рассмотрение, опираясь на действующее трудовое законодательство страны. Также комиссия опирается на нормативно-правовые акты, которые прописывают норматив основных правоотношений.

Комиссия считается первичным досудебным органом , который может решать споры, не имеющие иного порядка рассмотрения, предусмотренного законом (ст.385 ТК РФ). Обращаться за решением конфликта вправе только работник, обращение работодателя законом не предусмотрено.

Рекомендуется перед обращением за помощью комиссии попробовать урегулировать возникшие разногласия, прибегнув к переговорам. Если не получилось найти компромисс, собирается комиссия для рассмотрения ситуации с вынесением решения.

КТС рассматривает конфликтные ситуации сотрудников, которые выполняют функциональные обязанности, основываясь на заключенный трудовой контракт при устройстве на работу.

Работник, с момента как узнал о нарушении своих прав (ст.386 ТК РФ) в 3-х месячный срок может выйти с обращением в КТС. Так же сотрудник, который уже уволился с работы, может подать обращение в КТС, если его спор связан именно с этой организацией. Это может быть выявление неверно начисленной заработной платы, либо не полностью произведены выплаты расчетных сумм при увольнении. Это является возможным только в случае, если не прошел установленный срок подачи обращения (3 месяца).

Статья 386 ТК РФ. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Теперь вы знаете, когда создается комиссия по трудовым спорам.

По чьей инициативе образуются?

Итак, а по чьей же инициативе образуется правозащитный субъект? Инициаторами создания КТС выступают сотрудники (коллектив) и работодатель, методом предоставления письменного обращения.

Данный процесс регламентирован ст.384 ТК РФ . Если рабочий персонал отказывается создавать КТС, то они не несут за это ответственности. Работодатель несет полную административную ответственность за отказ в образовании и формировании комиссии.

При поступлении такого обращения рабочий коллектив и работодатель в определенный законодательством период (10 дней) должны направить для членства своих представителей. Коллектив избирает претендентов на членство путем проведения собрания, или члены назначаются уполномоченными органами. Работодателем создается приказ о назначении лиц, утвержденных в состав комиссии.

Какие разногласия должна рассматривать?

Комиссия обязана рассмотреть следующие виды споров:

  1. правомерно ли были внедрены изменения, прописанные в трудовом договоре;
  2. неправомерное внесение изменений и дополнений договор, принятие решения об их аннулировании;
  3. условия гарантированной оплаты труда, выплата премиальных, дополнительные выплаты за совместительство, оплата ночных и сверхурочных часов;
  4. выплата дополнительных надбавочных сумм за выслугу лет;
  5. об определении рабочей нормы времени, и дополнительно отдыха;
  6. о нарушении законных прав сотрудников на очередной трудовой отпуск;
  7. о нарушении предоставления дополнительных льгот, предусмотренных законом, трудовым или коллективным договором;
  8. о незаконности денежных взысканий за допущенные дисциплинарные нарушения;
  9. выявление уважительности причин прогулов, при отстранении сотрудника от работы.

Примеры прений, которые орган может разрешить

Какие же примерно случаи конфликтов на рабочем месте могут до вести до возникновения спора?

Пример . Сотрудник не являлся на работу определенное время, по уважительной причине, имея подтверждающий документ. Но в связи с некоторыми причинами, он не смог вовремя уведомить руководство о причине своего отсутствия на рабочем месте.

Руководитель, собрав дисциплинарную комиссию, вынес решение о его увольнении, в связи с прогулами. На основании акта комиссии, был составлен приказ. Данный приказ не был подписан сотрудником с целью ознакомления, на что руководитель не обратил внимания. Уволенный сотрудник вышел с обращением создать КТС для решения его конфликта. Решением комиссии было принято восстановить его на рабочее место с выплатой денежных средств за дни его отсутствия по причине увольнения.

Еще один пример. Работодатель, в связи со снижением финансовых показателей предприятия, принимает решение сократить рабочий день, исходя из этого уменьшается плата труда персонала. Данные изменения не предусмотрены в трудовом договоре. Коллектив, при получении очередной оплаты труда, увидев изменения, обращается в КТС. Члены комиссии принимают решение восстановить прежнюю оплату труда сотрудникам, и оплатить недостающие денежные средства, при ранее полученной ими заработной плате.

Права, обязанности и функции

Порядок проведения индивидуальных споров изложен в ст.387 ТК РФ, но сам метод, по которому проводится сам процесс заседания, законом не определен.

Статья 387 ТК РФ. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Процесс обращения в комитет

Сотрудники имеют право подавать заявление, не имея доказательной базы для решения возникшего спора. Член КТС по возможности пробует принять меры разрешить конфликт с работодателем путем переговоров.

Для выяснения всех обстоятельств, приглашается работник и работодатель для выявления причины возникшего спора.

По результатам разрешения конфликта составляется протокол, рассматриваемый далее в КТС. Работник имеет возможность отозвать заявление до рассмотрения его на заседании комиссии. Отзыв подается посредством собственноручного заявления заинтересованной стороны, на любой стадии его рассмотрения. В данном случае комиссия прекращает разбирательство данной ситуации.

Регламент и сроки рассмотрения проблем

Все ситуации рассматриваются строго в присутствии заявителя или доверенного лица. Заседание может проводиться без заявителя только с его письменного уведомления на имя комиссии. При отсутствии на проведении заседания без обоснованных причин, рассмотрение переносится. При повторном отсутствии комиссия снимает обращение с рассмотрения. При данной ситуации заявитель может снова обратиться со своим конфликтом в комиссию, законе не лишает его этого права.

Самое главное, чтобы срок подачи обращения не превышал установленный (3 месяца). Период рассмотрения спора – 10 дней.

Кто может присутствовать по своему желанию на заседании?

Порядок процедуры, по которой проходит принятие решения, прописан в ст.388 ТК РФ . Комиссия должна собирается желательно в свободное от работы время, которое является более подходящим для заявителя. Само заседание не является судебной процедурой, свидетели могут являться на добровольной основе. Проводят его в открытой форме. Любой желающий, без всяких препятствий, имеет возможность посетить данное мероприятие.

Как выносится решение?

Окончательный вердикт комиссия выносит путем голосования, опираясь на большую часть голосов членов комиссии.

Голосование проходит тайно. Обе стороны, участвующие в разбирательстве, получают на руки по одной копии принятого решения, в трехдневный срок после окончания процесса. Его визирует председатель или его заместитель, и ставится печать, принадлежащая комиссии.

Какими компетенциями не обладает?

Не в компетенции КТС следующие действия :

  • замена штатов, изменение в оклады по должностям, внесение изменений в нормативы труда и обслуживания;
  • учет рабочего стажа, с целью получения льгот, если существует другой способ, установленный иными нормативно-правовыми актами;
  • повышение разрядов;
  • рассмотрение конфликтных ситуаций, разбирательство которых входит в полномочия судебных инстанций.

Чтобы не приходилось обращаться за помощью КТС, руководители должны действовать строго в рамках закона. Не ущемлять права работников, предусмотренные трудовым законодательством. Надо научиться находить компромиссы и решать сложившиеся ситуации, не прибегая к помощи различного рода инстанций.

Трудовая деятельность не может быть абсолютно лишена конфликтных ситуаций, которые возникают как между сотрудниками внутри структурных подразделений, так и между работником и работодателем.

Не важна причина конфликта и принадлежность работника к той или иной категории сотрудников. Главное – это юридическая грамотность в рассмотрении получившегося конфликта. И здесь в обязательном порядке необходима комиссия по трудовым спорам, целью функционирования которой и является рассмотрение таких вопросов.

Образование согласно законодательным актам

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, любой трудовой конфликт на предприятии должен быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам. Для того чтобы такой орган мог выполнить свои прямые функции, он должен быть создан. Сам процесс образования проходит в соответствии с установленной процедурой, закрепленной ТК РФ.

Причиной создания или созыва органа может стать как заявление самого работодателя, так и работника, то есть инициировать образование трудовой комиссии может каждая из сторон спора .

Также следует знать, что комиссия может создаваться для решения одного спора, но может продолжить функционирование в том же составе и для дальнейшего рассмотрения конфликтных ситуаций. Действующим законом не определен срок действия структуры .

Главный принцип создания : представители от работодателя и рабочего должны быть в равном соотношении. В свою очередь, представители от лица работодателя непосредственно назначаются самим руководителем предприятия (если спор имеет место быть в индивидуальном предприятии, назначение осуществляется физлицом).

Выбор же представителей от рабочего коллектива может осуществляться только на выборных основах при коллегиальном созыве работников, например, на конференции трудового коллектива . Можно также осуществлять делегирование представителей, которые потом будут утверждены или отклонены на коллективном собрании.

Следует знать, что сам работодатель и представитель от трудового коллектива должны получить письменные документы о необходимости созыва такого органа и отреагировать в течение 10 дней с момента получения, направив в комиссию своих представителей.

Все члены должны быть предупреждены о том, что они входят в состав не только устно, но и письменно.

Орган такого значения может быть создан не только на уровне самой компании, но и на уровне его структурных подразделений. Процедура создания аналогична .

Совет по решению конфликтных ситуаций такого значения должен иметь свою структуру, именно поэтому путем голосования необходимо назначить председателя органа, его заместителя, а также секретаря. Также такая организация имеет свою печать.

Говоря об образовании, необходимо упомянуть о том, что, если предприятие в лице руководителя отказывается создавать такую комиссию или не подчиняется ее решению, не наделяя ее теми полномочиями, которыми она должна обладать, к нему может быть применена административная ответственность .

Необходимо запомнить, что согласие работодателя на образование компетентного органа по спорам строго обязательно.

Когда все сотрудники предоставят свое согласие на участие, в обязательном порядке должен быть сформирован приказ руководителя. Без него создание будет не легитимным. Документ печатается на специальном бланке – фирменном. При его отсутствии — на простом белом листе.

В приказе должно быть указано обязательно:

  • название организации;
  • дата создания;
  • город;
  • причина создания комиссии, например, по инициативе профсоюза, по причине обращения Иванова И.И. и т.д.;
  • члены комиссии с определением структуры: кто будет председателем, секретарем и т.д.

Приказ должен быть подписан генеральным директором предприятия . Его копия или скан должны быть доведены к сведению всем работникам.

Компетенция, состав, полномочия

Состав комиссии:

  1. Представители работодателя, которые делегируются на основании приказа руководства.
  2. Представители трудового коллектива, представляющие интересы сотрудника, с которым возник спор.

Структура комиссии по трудовым спорам состоит из следующих:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь.

Считается, что минимальное количество членов такого вот собрания не может быть менее 15 человек .

Самая главная функция – это рассмотрение индивидуальных споров , которые возникают в пределах одной организации. За пределы предприятия полномочия не «выходят».

Примечательной особенностью прав является то, что комиссия является самостоятельной единицей, она не подчиняется руководству. Также следует знать, что споры могут решаться за счет привлечения данных представителей как между руководством и текущими сотрудниками, так и теми работниками, которые уже не работают в данном учреждении.

Физические лица, которые претендовали на какую-либо открытую вакансию и не были приняты не по объективным причинам, могут также по заявлению обращаться в орган. Не принять к рассмотрению жалобу нет никаких оснований.

Компетенция и полномочия по поводу рассмотрения споров могут касаться следующих вопросов :

  1. Правильность, корректность, рациональность начисления заработной платы.
  2. Применение мер взыскания к сотруднику, в том числе взыскание из заработной платы.
  3. Условия труда, их надлежащее предоставление.
  4. Прием и увольнение с должности, понижение по штатному расписанию и т.п.
  5. Любые другие проблемные вопросы, которые не были решены в результате договоренности между субъектами.

Но в компетенцию данного совета не могут входить такие предметные области , как:

  • восстановление на должности после понижения;
  • восстановление на работе в любой должности после увольнения;
  • любого рода компенсационные выплаты, связанные с увольнением;
  • удержание средств на основании прогулов.

Все перечисленные предметные области уже входят в компетенцию суда и должны рассматриваться исключительно в судебном порядке, по решению которого и будет вынесен легитимный вердикт: восстанавливать на работу или нет.

Компетенция и полномочия определены также ТК РФ, статьей 385.

Главный вопрос, который волнует большинство: по чьей же просьбе такой компетентный орган может быть создан? По действующему законодательству, такая инициатива может исходить как от работника, так и от работодателя.

При этом желание о создании может подавать представитель работника, то есть профсоюзная организация. Кроме того, инициатива одновременно может исходить от обеих сторон – по согласованию.

Помимо этого, право созывать предоставлено также и бывшим сотрудникам, у которых еще остались спорные вопросы, а также претендентам на работу.

Другое дело, что не всегда возможно создание такого органа по просьбе самих сотрудников, которые даже имеют какие-либо веские претензии к своему работодатели.

Люди считают, что создавать такой орган не имеет никакого смысла, так как исход дела все равно предопределен. Кто-то не выступает с такой инициативой только по причине нежелания портить отношения в коллективе, боясь, что, несмотря на разрешение спорной ситуации, потом карьера сотрудника на данном предприятии будет предопределена.

Сроки обращения

По действующему законодательству каждый сотрудник может обратиться в такую комиссию в строго установленный срок – в течение 3 месяцев после того, как возник сам факт нарушения. Срок обращения может быть продлен только за счет уважительных причин, которые будут подтверждены документально, например, по причине болезни.

При этом для работодателя срок обращения установлен на протяжении года.

По итогу рассмотрения дела комиссия должна вынести соответствующее решение официальный документ, который и будет юридическим основанием для дальнейших действий.

Следует отметить, что каждое решение должно быть правильно составлено, в том числе и в разрезе информативности. По действующему нормативно-правовому акту в решении обязательно должно быть отображено следующее :

  1. Полное наименование юридического лица, где такой спор рассматривается.
  2. Ф.И.О., занимаемая должность, квалификация, специальность и т.д. того сотрудника, который является одним из участников спорного конфликта.
  3. Дата принятия к рассмотрению поданного заявления.
  4. Дата, когда данный спор был рассмотрен на КТС.
  5. Суть конфликта, то есть предмет спора.
  6. Перечень всех лиц, которые присутствовали на рассмотрении дела.
  7. Само решение. Описание должно быть полным с представлением правовой сущности принятого решения, его соответствие законодательным актам (их следует указывать).
  8. Голосование и его результаты.

Это обязательные содержательные части Решения КТС , без которых документ может быть признан незаконным и его можно будет обжаловать в высшей инстанции – в суде.

Документ должен быть подписан председателем комиссии, проставляется печать.

Принятие

Кстати, копии решений в течение 3 дней после принятия должны быть вручены как работодателю, так и работнику. С ним каждая участвующая сторона должна ознакомиться.

Порядок рассмотрения

Дело заслушивается только в присутствии самого работника или его уполномоченного органа. Заседание КТС может проводиться при отсутствии заявителя только в том случае, если он дал на это свое письменное разрешение.

Если сторона не явилась на заседание, то тогда КТС переносится на другую дату. Если же на второе рассмотрение дела сотрудник также не явился, не предоставил оправдательных документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия, то тогда вопрос может быть снят.

При этом по закону никто не ограничивает неявившегося субъекта заново подать заявление.

На КТС можно приглашать свидетелей, консультантов, специалистов по трудовому праву и т.д., то есть всех тех, кто объективно может помочь решить конфликт законно.

По итогу проведения сборов обязательно ведется протокол, который должен быть подписан председателем и секретарем КТС.

Обжалование

После того как решение КТС было принято, то у всех участников процесса есть 10 дней на обжалование такого результата. Если в течение отведённого срока обжалование не поступило, то тогда в трехдневный срок после истечения 10 дней на обжалование решение должно быть принято.

Перенесение

Как было уже сказано ранее, заседание может быть перенесено по причине первичной неявки заявителя, то есть работника. При вторичной неявке такое заседании не переносится.

Образец заявления

Главным документом, которое должен подать работник для создания и созыва КТС, является заявление . Конечно, строго установленного бланка такого документа нет, но необходимо придерживаться общепринятой схемы .

В документе обязательно необходимо указать :

  • кто подает заявление;
  • контактные данные заявителя
  • на кого или на какую организацию подается;
  • причину подачи такого заявления, суть конфликта: что хочет получить субъект, дата подачи заявления, подпись.

К заявлению могут прилагаться приложения – документы, которые поясняют или уточняют сущность возникшего спора.

Заявление принимается, регистрируется и на нем проставляется штамп входящего документа. Потом уже должна быть начата процедура создания КТС.

Таким образом, при возникновении любого трудового спора необходимо обращаться с заявлением на создание соответствующей комиссии. Это способ не просто решить возникший конфликт, а рассмотреть его с разных сторон, доказав свою правоту. Рассмотрение дел таким образом не всегда идет во вред, как многие думают, а может, наоборот, сблизить работодателя и его сотрудников.

Принципы работы данной комиссии рассмотрены на видео.

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

Комиссия по трудовым спорам является органом коллектива работников. Такие комиссии создаются непосредственно в организациях или у индивидуальных предпринимателей для рассмотрения трудовых споров работников данных организаций или индивидуальных предпринимателей.

Все трудовые споры работников, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются непосредственно в суде (ст. 308 ТК РФ). Не предусматривает закон рассмотрения споров комиссиями также в религиозных организациях (ст. 348 ТК РФ).

Трудовое законодательство (ст. 384-389 ТК РФ) регламентирует вопросы деятельности КТС только в самых общих чертах, поэтому целесообразно на уровне локальных нормативных актов разрабатывать Положение о комиссии по трудовым спорам*(44), в котором должны быть подробно изложены особенности ее организации и функционирования. Несомненно, что важнейшее значение в данной ситуации имеют вопросы процессуального и процедурного характера (принятие заявления работника, порядок его рассмотрения, процедура вынесения решения и т.д.). В связи с этим при разработке Положения о КТС рекомендуется использовать соответствующие нормы действующего гражданского процессуального законодательства.

Комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. Именно таким образом создавались КТС до 25 сентября 1992 г. Впоследствии, когда вступил в силу известный Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"*(45), КТС избирались общими собраниями (конференциями) трудовых коллективов организаций. Такой порядок просуществовал вплоть до вступления в силу Трудового кодекса РФ и показал свою несостоятельность, поскольку "явился своеобразной данью излишне расширительному пониманию демократии на производстве, что привело, к сожалению, к снижению уровня компетентности комиссий в организациях"*(46).



Между тем требование о равном количестве представителей сторон само по себе может повлечь за собой возникновение разногласий. Из ст. 384 ТК РФ следует, что минимально КТС может состоять из двух человек (по одному от стороны), то ее максимальный состав законом не ограничивается. Таким образом, прежде чем избирать (назначать) представителей в комиссию, сторона - инициатор создания КТС должна выяснить мнение второй стороны относительно количественного состава комиссии. Без этого работодателю нет смысла первому назначать своих представителей в КТС, поскольку общее собрание работников может не согласиться с его мнением о составе данного органа. Так, приказ генерального директора ГУП "Электролинии" о назначении трех представителей работодателя при избрании двух представителей работников был опротестован прокурором и впоследствии отменен, комиссия создана в соответствии с требованиями ТК РФ*(47).

Согласно ст. 384 ТК РФ для образования КТС необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). Следует отметить, что указанная статья имеет отдельные недостатки. Как известно, с инициативой образования КТС выступают, как правило, работники. Между тем в трудовом законодательстве отсутствует механизм, обязывающий работодателя оперативно отреагировать на подобное предложение работников. Представляется, что в данном случае вполне возможно использование процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 36 ТК РФ. Она закрепляет правило о том, что представители стороны, получившие уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в содержание ч. 1 ст. 384 ТК РФ необходимо включить следующее положение: "Работодатель или представительный орган работников, получивший письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязан в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения назначить (делегировать) в комиссию своих представителей".

Избрание в состав КТС представителей работников может быть осуществлено двумя способами:

Избрание на общем собрании (конференции) работников;

Делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании.

Когда избрание в КТС представителей работников производится на общем собрании (конференции) работников, процедура избрания определяется самим собранием (конференцией), поскольку ТК РФ ее не регламентирует.

По общему правилу избранными считаются кандидатуры, которые получили большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания (конференции) работников либо представительного органа работников.

Представители работодателя в КТС назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Законом не урегулирован порядок определения численного состава КТС. Представляется, что предложение о численном составе должно исходить от стороны, выступившей с инициативой создания такой комиссии. Работники и (или) работодатель, выступая с инициативой создания КТС, определяют число своих представителей в ней. Следовательно, работники должны решить данный вопрос на общем собрании (конференции). Работодатель при назначении своих представителей в КТС предусматривает количественный состав представителей с учетом числа избранных представителей работников.

Трудовой кодекс РФ не определяет срока полномочий КТС. Вероятно, что указанный срок может быть установлен сторонами социального партнерства. Наиболее приемлемым представляется предложение обусловить срок полномочий комиссии периодом действия коллективного договора. Ведь в таком случае представителей работников в комиссию можно избрать на том же собрании (конференции), которое созывается в целях утверждения коллективного договора*(48).

Собрание (конференция) вправе не определять срок полномочий КТС. Отсутствие подобного решения будет означать действие комиссии в течение неопределенного времени. Однако в данной ситуации в КТС не останется ни одного избранного работниками члена. Все они будут делегированы представительным органом взамен выбывших. Причем они могут не утверждаться общим собранием (конференцией).

В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением, что с принятием Трудового кодекса РФ КТС приобретает черты своего рода постоянно действующего арбитража, создаваемого сторонами трудовых отношений, в который они добровольно обращаются, признавая тем самым обязательный характер решения комиссии по трудовым спорам*(49), если таковое не будет ими оспорено в суде в той или иной форме (обращение в суд за защитой нарушенного права).

Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения нормального функционирования КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Порядок избрания и компетенция председателя и секретаря определяются самой комиссией, поскольку иное не предусмотрено законом. Избранным считается член КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию.

В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на основе принципа паритетности, гарантирующего равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работников. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

К обязанностям секретаря относится выполнение технической работы: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверение, хранение дел.

В компетенцию председателя КТС включается решение таких вопросов, как организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведение протокола заседания, ведение самих заседаний при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых КТС решений (копий решений, удостоверений и др.).

Согласно ст. 384 ТК РФ, помимо председателя КТС может быть избран из состава комиссии также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Именно работодатель обязан предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами.

По решению общего собрания (конференции) работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии формируются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. Представители работодателя в такую КТС могут быть назначены приказом руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя) либо по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих структурных подразделений.

Отдельные ученые предлагают создавать КТС при государственной инспекции труда, обеспечив тем самым независимость КТС от работодателя, поскольку члены КТС будут приниматься на работу государственной инспекцией труда на конкурсной основе*(50). Эта идея отражает деятельность трудового арбитража, но не КТС. Комиссия по трудовым спорам "сейчас является действительно социально-партнерским органом, деятельность которого направлена на досудебное урегулирование спора"*(51).



Документы