Трудовая деятельность. Современная наука о труде. Рациональный режим труда и отдыха

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика методов познания

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Реформа; революция; социальная динамика; эволюция; общественный регресс.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) замечание, 2) санкция, 3) социальная норма, 4) политическая идеология, 5) осуждение, 6) материальная культура.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом.

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

7

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2. Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части прибыли предприятия, называют акцией.

3. Ценные бумаги бывают именные и на предъявителя.

4. Вексель предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получение дивидендов.

5. Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.

8

Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Владелец фирмы составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного он может использовать как внешние источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. совершенствование производственных технологий

2. выпуск и размещение акций предприятия

3. повышение производительности труда

4. доходы от реализации продукции предприятия

5. привлечение кредитов

6. налоговые отчисления

10

11

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

12

В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали вопрос: «Кто читал Вам в детстве книжки?». (Любое число ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.

2. Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читали бабушка/дедушка.

3. Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.

4. Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читали бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних меньше, чем среди 25-летних.

13

Выберите верные суждения о политических (государственных) режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.

2. Тип политического режима определяется состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности.

3. К признакам политического режима относят механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.

4. Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).

5. Режиму любого типа (вида) свойственна реализация принципа разделения властей.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Какие характеристики относятся к типу политического лидерства в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. региональный

2. общенациональный

3. демократический

6. харизматический

16

Что из перечисленного относите к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры под которыми они указаны.

1. выбор профессии, рода деятельности

2. защита Отечества

3. обращение в органы государственной власти

4. участие в выборах Президента РФ

5. сохранение природы и окружающей среды

17

Выберите верные суждения о процессуальном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасли процессуального права непосредственно регулируют общественные отношения, в них основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

2. Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.

3. По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика

4. Административную юрисдикцию могут осуществлять судьи, комиссии по делам несоврешеннолстних и защите их прав, органы внутренних дел (полиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссариаты и др.

5. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон обвинения и защиты.

18

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Выпускник медицинского университета Леонид нашёл работу врача. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Какие ещё документы, согласно Трудовому Кодексу РФ, Леонид должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. выписку из финансово-лицевого счёта

4. налоговое уведомление

5. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

6. диплом о высшем образовании

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое__________(А), связанная с претерпеванием виновным определённых __________(Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения __________(В). Она связана с государственным принуждением, под которым понимают__________(Г) обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения__________(Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения__________(Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. возможность государства

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.

При формировании институтов государства эти принципы в разных объёмах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии - парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо чёткого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления.

Парламентская форма политического устройства не предусматривает чёткого разделения властей. Народное большинство выявляется на основе единой системы голосования - избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путём: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после формирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, контролируется им и отправляется в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция. Классический пример парламентской формы правления даёт Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курсов страны играет премьер- министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, предусматривает наличие у законодательной и исполнительной ветвей власти собственного независимого электората, поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путём общенациональных выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Он ответственен непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной ветвей власти.

Типичным примером президентской модели демократии являются США.

Выбор парламентской или президентской формы правления обусловливает структуру институтов власти, технологию реализации властной воли. Как это ни парадоксально, но парламентская модель способствует усилению исполнительной власти, а президентская республика укрепляет власть парламента. В парламентской модели главные функции парламента состоят в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске. В остальном влияние законодательной власти ограничено. Полномочия же правительства значительны, включая и законотворческие инициативы, а возможности его влияния обусловлены поддержкой парламентского большинства.

В президентской форме правления парламент обладает самостоятельными властными полномочиями и правит наряду с президентом. В президентской модели не требуются компромисс или несогласие между исполнительной властью и парламентским большинством. Парламентское большинство может выполнять роль оппозиции по отношению к президенту и тем самым сдерживать его. Иная ситуация в парламентских республиках: поскольку правительство работоспособно только в случае создания коалиции парламентского большинства, постольку в парламентской модели велико значение компромиссов между законодателями и правительством.

Для того, чтобы не отождествлять исполнительную и законодательную ветви власти, в западных странах были созданы сдерживающие начала в виде системы правового государства, в котором политические институты, группы, личность действуют в рамках права, уважают и подчиняются ему.

Иногда в литературе этот режим называется режимом правовой демократии. Однако представляется, что различия режимов, основывающихся на мажоритарном и правовом принципах, достаточно условны, поскольку западные демократии во всех своих разновидностях являются творением права».

(Р. Т. Мухаев )

Показать ответ

  1. Указан показатель эффективности: способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.
  2. Названы два принципа.

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Назовите два критерия формирования двух типов демократии. Что лежит в основе такого формировании? Объясните роль принципа разделения властей в данном процессе.

Показать ответ

  1. Критерии: "в зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту".
  2. Основание: принцип разделения властей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.

На второй вопрос ответа в тексте нет, задание направлено на привлечение знаний.

Во-первых, принцип разделения властей является основой для формирования демократии, так как обеспечивает народовластие через представителей-парламентариев, учет мнения и интересов разных социальных групп, препятствия для узурпации власти. Во-вторых, принцип разделения властей разграничивает парламентскую и президентскую демократии в зависимости от четкости выделения ветвей власти.

Сформулируйте три признака, отличающие парламентскую форму политического устройства от президентской. Используя знания конституционного устройства РФ, проиллюстрируйте каждое отличие.

Показать ответ

  1. Отличия парламентской формы от президентской
  2. Каждое отличие должно быть проиллюстрировано положениями Конституции РФ
  • в) Парламент формирует Правительство (в соответствии со ст. 111 и ст. 112 Конституции РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, Президент по предложению Председателя Правительства утверждает федеральных министров).

Могут быть приведены другие уместные примеры .

В чём смысл правовой демократии? Используя текст и обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примером два сдерживающих начала правового государства.Показать ответ

1. Смысл понятия, например: состав преступления - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих свершенное деяние как конкретный вид преступления.

2. Одно предложение, содержащее информацию о признаках преступления, например: К признакам преступления относятся общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса признаки юридической ответственности ).

3. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса основание, исключающее наличие состава преступления, например: Отсутствие объективной стороны, т. е. связи между деянием и последствиями деяния исключает наличие состава преступления.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности административной ответственности ).

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) тенденция (по тексту задания) - гуманизация образования:

2) другая тенденция с соответствующей характеристикой , допустим:

Интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);

Информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

Могут быть названы другие тенденции (не по условию задания), приведены другие характеристики

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.

2. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

3. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

4. Структура морали:

б) принципы;

5. Мораль и нравственность.

6. Взаимосвязь морали и других социальных норм.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека... » (Д.С. Лихачёв)

29.2. Экономика «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)

29.3. Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)

29.4. Политология «Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

29.5. Правоведение «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

Деятельность

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие деятельность? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

2.Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности, и одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности

3.Выберите верные суждения о деятельности
1.Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом

  1. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному
  2. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности
  3. Один и тот же вид деятельности может быть вызван различными мотивами людей
  4. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств и её достижения
    4. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет – форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения целей:
    1.Изучение испанского языка
  5. Покупка туристической путёвки
  6. Общение в Интернет
  7. Чтение книг об Испании
  8. Знатоки испанского искусства
  9. Путешествие по Испании
    5. Одиннадцатиклассник Мирон готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в списке цели этой деятельности Мирона:
    1.Чтение учебников, справочной литературы
  10. Поступление в вуз
  11. Получение высокого балла
  12. Проведение экзамена
  13. Консультация педагогов
  14. Получение аттестата о среднем общем образовании
  15. Выберите верные суждения о деятельности:
    1. Одна и та же деятельность может быть связана с различными мотивами людей
  16. Духовная деятельность связана с созданием идей, образов
  17. Деятельность человека от активности животных отличает умение находить средства удовлетворения потребностей
  18. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека
  19. Деятельность человека от активности животных отличает использование предметов природного происхождения
  20. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории. Найдите в списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели:
    1.Поступление в университет

2.Занятия в школе юного журналиста

3.Получение профессии журналиста

4.Написание статей

5.Выбор профессии

6.Изучение литературы, истории, русского языка

  1. Составьте развернутый план ответа

Трудовая деятельность

Материальные потребности удовлетворяются в результате трудовой деятельности. Труд проявляется в материальном производстве. Производство - процесс создания материальных благ, необходимые условия жизни общества, т.е. без пищи, одежды общество существовать не может.

Для производства любой вещи надо:

1. предмет природы (из которого это можно изготовить)

2. средство труда (с помощью которых это изготовление осуществляется)

3. целенаправленная деятельность человека его труд, следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создается материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

Потребности и интересы людей является той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле возникает, когда в ней реализуется сознательная цель. Для достижения цели в трудовой деятельности используются разнообразные средства:

1. Предмет труда – то на что воздействует человек в процессе труда (земля, ученики, и т.д.). Орудие труда – то чем воздействует человек на орудие труда (лопата, нож и т.д.)

2. Средство труда – станки, машины, а так же люди, работающие на них со своими знаниями, навыками, умениями. Производственные силы – это люди, работающие на производстве.

3. Технологии – способы воздействия на предмет труда с целью достижения лучших результатов.

4. Производительность труда – количество продукта производимого на единицу времени.

В зависимости от особенности того или иного вида труда можно говорить о содержании индивидуального труда – это степень разнообразных трудовых функций, монотонность, самостоятельность, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительных и управляемых функций. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на них – изменение содержания труда главным фактором того изменения является научно технический прогресс.

Особенность трудовой деятельности является то, что она требует совместных усилий для достижения поставленных целей в этом процессе большую роль имеют разделение труда – это распределение занятий между участниками трудового процесса.

Научно технический прогресс – компьютеризация, автоматизация, интеракции производственных процессов внутри предприятия и разделение труда в масштабе общества.


КЛАСС.

Собственность, ее формы. Правовое регулирование и имущественные отношения. Деньги. Предприятие.


25
Содержание

Введение
1. Трудовая деятельность человека
1.1 Специфика трудовой деятельности
1.2 Материальное производство
1.3 Труд как вид человеческой деятельности
1.4 Роль труда в развитии общества
2. Современный работник
3. Проблемы гуманизации труда
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение

Труд является основным, историческипервичным видом человеческой деятельности. Труда является предметом изучения различных общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. П равоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.
Таким образом, понятие «труд» имеет определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Следовательно, актуальной данной темы сомнений не вызывает.
Цель работы: изучение и обобщение вопросов на тему трудовой деятельности. Для чего необходимо: рассмотреть основные понятия по теме; охарактеризовать труд как вид человеческой деятельности; выявить особенности труда современного человека и обозначить проблемы гуманизации труда.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Трудовая деятельность человека
Из курса истории мы знаем, какую роль играл труд в становлении и историческом развитии человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности?
1.1 Специфика трудовой деятельности

Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат (рис.1).
Рисунок 1 - Направления деятельности
Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества (рис.2).
Рисунок 2 - Характеристика деятельности
Основные формы деятельности : игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд.
Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.
1. 2 Материальное производство

Трудовая деятельность людей, как процесс материального производства - представляет собой одну из форм человеческой деятельности, направленной на преобразование природного мира и создание материальных благ. Это необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги, так невозможно представить жизнь, к примеру, без транспортных или бытовых услуг. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся. 10 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.186.
Когда говорят «материальное производство», то имеют в виду, что существует и нематериальное (духовное) производство . В первом случае - это производство вещей , например, произведены телевизоры, приборы или бумага. Во втором - это производство идей (точнее, духовных ценностей). - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл нечто новое в окружающем мире. Различие между ними - в создаваемом п родукте.
Результат материального производства- разнообразные предметы и услуги. Но это не означает, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. В современном производстве роль знаний, квалификации существенно возрастает.
В готовом виде природа дает нам лишь очень немногое, без труда нельзя собрать даже дикорастующие плоды и ягоды; без значительных усилий невозможно взять у природы уголь, нефть, газ, древесину. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых материальных условий для своего существования . Там же.- С.186.
Для производства любой вещи необходимы три элемента: предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить; средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется; целенаправленная деятельность человека, его труд. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей .
1. 3 Труд как вид человеческой деятельности

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы.
Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной , когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, в созидании материальных и духовных благ.
К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги и т.п. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии и т.п.
Труд - основная форма жизнедеятельности общества и этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (Приложение 1).
В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.
Для трудовой деятельности характерно:
- Употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; целенаправленность процессов труда.
- Подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий.
- Общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности.
- Направленность труда на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.
- Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Для достижения цели в трудовой деятельности используются разнообразные средства: различные технические устройства, необходимые для производства; энергетические и транспортные линии; другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда . В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда , т.е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями . Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. Она определяется величиной времени, затраченного на единицу продукции.
Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы (рис. 3): Там же. - С.18.
1) сознательно поставленные цели -- производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;
2) предметы труда -- те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда -- все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии -- приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Рисунок 3 - Структура трудовой деятельности
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - С.20.
1) производительность труда -- количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда -- соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов -- с другой;
3) уровень разделения труда -- распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые расчленяются на трудовые приемы, действия и движения. В зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью, от распределения функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладки) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда . В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда.
Понятие «содержание индивидуального труда» можно представить в виде следующей схемы (рис. 4).
25
Рисунок 4 - Содержание индивидуального труда
В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. - М.: Высшая школа, 1989. - С.110.
1) энергетическую , когда работник приводит в движение средства труда;
2) технологическую - наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования;
3) управленческую , связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями
Главный фактор, обусловливающий изменение трудовых функций - научно-технический прогресс.

1.4 Роль труда в развитии общества

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.
Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество, которая представлена на рис. 5.
25
Рисунок 5 - Схематическая роль труда в развитии человека и общества
Однако данные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.
Каким должен быть работник, соответствующий характеру современного производства? Этот вопрос рассмотрим в следующей главе.
2. Современный работник

Разделение труда и его усложнение ведет к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (например, токарь, водитель, зоотехник, врач, учитель и др.).
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма );
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации );
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины ).
Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом . Когда работа сделана качественно, нередко говорят, что она выполнена профессионально. Если человек допускает в своем деле брак, то говорят о непрофессиональной работе. Профессионализм -- это результат обучения и опыта работы.
Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Квалификация работника подтверждается документом о присвоенном ему разряде, категории, звании. Тот, кто хочет больше заработать, должен приложить усилия для получения более высокой квалификации. Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу.
Для характеристики трудовой деятельности недостаточно представления о квалификации. Очень важным является и понятие дисциплины .
Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использ и т.д.................



Закрытие ИП