Кем может работать историк искусств. Искусствоведение - дистанционное обучение. Вузы с факультетом "Искусствоведение и культурология". От выставок и управления культурой до оценки

С рождения и в течение всей жизни человек погружен в мир искусства, и встреча c ним может произойти далеко не только в музее. Здания на улицах города, интерьер квартиры или знакомая мелодия – все это может оказаться произведением искусства. А может и нет. Кто способен отличить шедевр от ремесленной подделки? Таким человек является искусствовед.

Искусствовед – это специалист в области искусства, который может работать в таких направлениях, как музыковедение, литературоведение, театроведение, киноведение, изучение изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, фотография и т. д.) и другие. Обычно искусствоведы специализируются не только на определенном виде искусства, но и на конкретном историческом периоде.

История профессии

Первые попытки создать теорию искусств начали предприниматься еще в античную эпоху и продолжались на протяжении последующих веков. Но как современная научная дисциплина искусствоведение сформировалось лишь на рубеже XIX–XX веков, а сама профессия искусствоведа и поныне претерпевает различные трансформации. И это неудивительно в стремительно развивающемся мире технологий, где постоянно появляются новые, синтетические виды искусства, изменяются стандарты и подходы к его определению. Именно поэтому данная профессия в настоящее время очень востребована.

Где и кем работать?

Времена, когда данная профессия не пользовалась большим спросом, давно прошли. Глядя на развитие рынка искусства, галерей и музеев в России и во всем мире, можно увидеть, насколько они изменили свою природу.

    Музеи. Сегодня музеи – это интересные интерактивные арт-площадки, являющиеся важной частью досуга большинства современных людей. Популярность набирают образовательные лекции, экскурсии и курсы. Здесь искусствовед может работать как арт-менеджером, так и экскурсоводом или арт-критиком.

    НИИ. В НИИ помимо изучения предметов искусства также можно заниматься их охраной. В последнее время остро ощущается нехватка историков искусства, без которых невозможно грамотное разрешение реставрационных вопросов.

    Галереи, аукционы. На сегодняшний день становится востребованным все, имеющее отношение к антикварным галереям. Растет число людей, коллекционирующих произведения искусства, в связи с этим возникает потребность в экспертах-оценщиках и арт-дилерах.

Где учиться?

В университетах гуманитарной или общей направленности на исторических, искусствоведческих факультетах. Например, специальность «Искусствовед» можно получить в МГУ на отделение искусствоведения исторического факультета, в РГГУ на отделение искусствоведения факультета истории искусства и в других вузах.

Искусствовед — научный специалист, изучающий историю и содержание различных художественных произведений, чаще — произведений изобразительного искусства. Искусствовед — эксперт в определенной области искусства.

Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Искусствоведы востребованы в музеях, антикварных салонах, художественных галереях. Часто специалисты пишут статьи в газеты, журналы и электронные СМИ.

Обязанности

Искусствовед — это не просто профессия, это состояние души. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо ценить и любить произведения искусства. Деятельность подразумевает постоянное общение с шедеврами, их изучение, анализ. Изучаются музейные экспонаты или частные коллекции.

Как правило, искусствоведы специализируются на определенной эпохе, выступая экспертом в своей области. К ним обращаются за помощью в оценке стоимости произведения с учетом манеры письма и исторического подтекста. Когда выводов искусствоведа недостаточно, прибегают к лабораторным исследованиям.

Важные качества

В работе искусствоведа важны такие качества, как: хорошая память, широкий кругозор, любовь к чтению, искусству, аналитическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли устно и письменно.

Отзывы о профессии

«Когда вливаешься в круг художников, интеллигентов, то ты уже не можешь решать, заниматься искусством или нет. Оно само выбирает тебя, оно ведет. Жизнь в мире искусства прекрасна, но сложна. Многие художники и музыканты посвящают всю свою жизнь искусству, обладая богатейшим духовным миром, но часто испытывают нужду в мире материальном».

Ирина Мачнева-Мота,
искусствовед, арт-куратор.

Стереотипы, юмор

Профессия относится к таким, которые накладывают отпечаток на поведение и мысли. Профессиональные искусствоведы выделяются отличным слогом, ровной осанкой, высокими манерами.

Обучение

Чтобы стать искусствоведом, необходимо получить профильное высшее образование. Специальность представлена в таких вузах, как: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербургский государственный университет, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Малика Уразгалиева

27 лет, искусствовед, национальный музей РК

Стаж работы - 3 года

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Выбор профессии сложился спонтанно. Мой папа хотел, чтобы я стала финансистом, и были даже попытки поступить на эту специальность. Но однажды мама просто спросила, а не хочу ли я работать в сфере искусства. У меня не было никакого представления о том, кто такой искусствовед. На тот момент картины для меня были предметом эстетики, которые доставляют удовольствие, когда смотришь на них и не более. Подумав, я решила поступать на искусствоведение. Так я начала учиться в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и поняла, что учиться на искусствоведа не просто.

Я благодарна своим педагогам: Ольге Владимировне Батуриной, Юсуповой Ардак Кенесовне, Светлане Аркадьевне Яшкиевой. В академии я начала увлекаться операторским искусством и режиссурой. Был риск не закончить искусствоведение, но мне помогла Ольга Владимировна, она сказала, что быть искусствоведом - это призвание, а у меня есть определенные способности, видение, и она попросила их сохранить. Это помогло мне продержаться и, более того, перевестись в университет в Санкт-Петербурге.

Учиться в Санкт-Петербурге было сложно, но интересно. Часами у нас проходили лекции в Государственном русском музее, Эрмитаже, мы могли по два-три часа сидеть перед одной картиной и рассматривать ее. А когда у нас начался предмет «Экспертиза» была возможность дотрагиваться до холста, анализировать тактильно. В такой момент неимоверно захватывает дух, потому что до этого произведение было для тебя картинкой в журнале, а здесь ты стоишь перед легендарным произведением и понимаешь, что сейчас контактируешь с картиной напрямую. Это были такие произведения как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, произведения импрессионистов Клода Моне, Ван Гога, Ренуара. В русском музее это были произведения Кандинского, Малевича и многих других.

Процесс обучения давался нелегко. Мы сдавали по пять-шесть экзаменов, по каждому предмету учили по 900 произведений искусства, нужно было знать точно название, автора, размеры, место хранения, и легенду, связанную с данным произведением искусства.

В общем, процесс обучения в Санкт-Петербурге и в Казахстане занял шесть лет. В Санкт-Петербурге у нас было интегрированное обучение, по окончанию я имею два диплома, как переводчик с английского языка в сфере культуры и искусства, и искусствовед. Я не работаю переводчиком, но мне помогло владение английским языком и некоторыми другими европейскими языками в получении новой информации для своих исследований.

По возвращению с Санкт-Петербурга были опасения по поводу того, насколько я буду востребована . Потому что там высокая конкуренция: для того, чтобы стать экскурсоводом в Эрмитаже, нужно пройти специализированные годовые курсы обучения и иметь красный диплом историка-искусствоведа. Они относятся к искусствоведу как к человеку науки.

Приехав в Астану, я попала в хороший коллектив музея, который находился при Назарбаев Центре. Это была интересная работа, я окунулась в экспозиционно-выставочную деятельность: мы организовывали выставки, выстраивали экспозицию, продумывали концепции выставок. Сейчас я решила развиваться и продолжать совершенствовать свои знания, работая в Национальном музее.

Мне предстоит многое сделать, чтобы назвать себя полноценным искусствоведом . В частности закончить кандидатское исследование и опубликовать большое количество статей, которые станут полезными. Как у искусствоведа у меня в глубине души таится мечта, чтобы в будущем мои статьи и монографии были интересны и стали цитируемы.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

Я рада и не жалею, что выбрала эту специальность . Эта профессия для души. В Санкт-Петербурге я поняла, что искусствовед - это не куратор и не арт-критик, это, в первую очередь, знаток. Человек, который понимает искусство. А что значит понимать искусство? Это значит не только понимать, что изображено на картине, но понимать методологию, философию, историю искусства.

Картина - это часть нашей жизни. Каждый из нас имеет свою картину мира, которая формируется из наших впечатлений, воспоминаний, опыта. Эту самую картину мы можем проецировать на холст, мрамор и создавать тем самым свое произведение жизни.

Я посетила все музеи Санкт-Петербурга и Москвы, также была в музеях Парижа: Лувр, Орсе, в Риме, во Флоренции, в музеях изобразительного искусства в Вашингтоне, также в исторических музеях Альбукерке, и других музеях США. Но могу сказать, что посетила не так много музеев, как необходимо для искусствоведа.

Для искусствоведа важно быть насмотренным. Это значит не лениться, смотреть постоянно как можно больше репродукций, печати, каталогов, заходить на сайты музеев, интересоваться какие сейчас проходят выставки. В моем представлении искусствовед - это еще и визуал, то есть человек, который воспринимает мир визуально и чувствует свет, видит композицию.

Для понимания произведения важно знать, когда оно было создано и воспринимать его в контексте истории или определенного творческого этапа в жизни художника. В этом помогают путешествия, поездки.

Работа искусствоведа - это не та специальность, которая сразу дает возможность зарабатывать большие деньги. Для начала нужно любить то, что ты делаешь. Будучи искусствоведом, ты постоянно находишься в процессе саморазвития, становления собственной личности, расширения кругозора.

Работать в искусстве - это сплошные открытия, потому что постоянно сталкиваешься с интересными выставками, проектами, художниками. Когда я приехала в Астану, это был совершенно новый опыт. Для меня было открытием, насколько власть может влиять на развитие искусства. Есть даже ряд диссертационных исследований, где люди пишут о том, что такое эстетика власти, и как министерство и правительство способствуют формированию и развитию искусства и культуры в стране. Это то, что я пытаюсь понять в своей диссертации, поднимаю актуальные вопросы развития современного искусства Казахстана.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ИСКУССТВОВЕДА

Для искусствоведа, во-первых, нужно усердие . Как-то на лекциях один из наших профессоров рассказывал, что вышел из сферы искусства на три года. Небольшой период, но когда он вернулся, ему казалось, что он пропустил целую эпоху. Потому что искусство развивается стремительно. Оно никого не ждет. Когда у человека наступает творческий процесс, он не имеет никаких рамок: ни временных, ни пространственных. Я говорю о художниках, исследователях, о всех, кто по кирпичику формирует развитие искусства.

Для человека, который хотел бы посвятить свою жизнь искусствоведению, изучению искусства, важно развивать в себе быстроту. Быстроту понимания, чуткость, стремление познать как можно больше, важно иметь профессиональное любопытство. Также важно быть в хорошем настроении, потому что у картин есть своя аура и эта энергетика пропитывает человека. Причем она лучше и легче впитывается, когда человек расположен к произведению. Отсюда идет и прямое понимание самого произведения.

Чувство ответственности важно для искусствоведа, когда ты интерпретируешь какие-то произведения, ты несешь ответственность перед зрителем.

Нет таких людей, которые не способны понять искусство . Я считаю, что искусство - это часть культуры. Каждый человек формирует культуру, а значит человек состоит из культуры и искусства. Мне встречались люди, которые не имели никакого отношения к сфере искусства, видели произведение впервые, и удивительным образом четко и точно формулировали главную идею создания этого произведения. Это волшебство.

Сегодня, к счастью, складывается тенденция, что увлекаться искусством - это не просто модно. Это уже необходимо человеку для наполнения своей души, внутреннего мира. На мой взгляд, именно художественные произведения помогают заполнять пробелы в процессе становления человека как личности.

Выражаем благодарность Национальному Музею РК за предоставленную возможность проведения съемок.

В сентябре этого года на факультете истории НИУ ВШЭ начнется преподавание нового образовательного направления по истории искусств (бакалавриат).

Как рассказала доцент факультета истории НИУ ВШЭ Елена Шарнова , которая возглавит новое направление, идея по истории искусств родилась благодаря общению со студентами, обучающимися на факультете истории НИУ ВШЭ. Свою роль, конечно, сыграла и открытая два года назад на факультете истории, по сути, искусствоведческая магистерская программа .

«Это раньше работа искусствоведа считалась не очень-то престижной. Но если посмотреть на развитие музеев, галерей, рынка искусства в России в последние десять лет, мы увидим, как, скажем, тот же музей меняет свою природу: выполняя культурно-просветительскую функцию, он становится важной частью досуга успешного современного человека и в каком-то смысле приближается к индустрии развлечений. Сегодня музей - это модная «тусовка», а сходить на вернисаж так же заманчиво, как в «Гоголь-центр» к Серебренникову. За последнее время появилось большое число новых музеев, которые, по сути, являются интерактивными арт-площадками, например, Мультимедиа Арт Музей - территория фестивалей, выставок и презентаций. Большую популярность набирают всевозможные экскурсии и циклы лекций. Например, в таком модном московском месте, как Дизайн-завод «Флакон», проводится масса лекций по истории изобразительного искусства.

Программа обучения включает в себя большой блок - примерно половину учебного времени - практических занятий, которые будут проходить в музеях и реставрационных мастерских Москвы.

Актуальны в последние годы вопросы, связанные с охраной памятников архитектуры. Остро не хватает историков архитектуры, без которых невозможно выстроить грамотные отношения государства, городской власти с общественностью, с частными инвесторами, с церковью в области реставрации культурного наследия. И, наконец, сегодня как никогда востребовано все, что имеет отношение к антикварным галереям, и этот рынок развивается очень быстро. Растет число людей, собирающих произведения искусства, и возникла потребность в экспертах самого разного профиля и арт-дилерах. Я считаю, что сегодня искусствовед становится не просто модной, но еще и международной профессией. Ни одна выставка, даже если она посвящена русскому искусству, не обходится без участия европейских, в меньшей степени, американских музеев», - рассказала Елена Шарнова.

Программа обучения на степень бакалавра включает в себя большой блок - примерно половину учебного времени - практических занятий, которые будут проходить в музеях и реставрационных мастерских Москвы. Также программа предполагает насыщенные практикой летние выезды в Санкт-Петербург, Новгород, Псков, двух-трех дневные поездки по Московской области и другие летние школы и практики. Первый курс программы построен по хронологии, начиная с истории искусства Древнего мира. Обширный курс «Введение в профессию» включает в себя как введение в историческое изучение искусства, так и семинары, лекции по разным видам искусства (архитектура, живопись, скульптура, графика), техникам изобразительного искусства, академическому письму и по другой тематике. Помимо европейского искусства в учебном плане программы предусмотрены курсы по неевропейским культурам. Как рассказала Елена Шарнова, одно из достоинств нового направления - преподавательский состав. Помимо специалистов из Высшей школы экономики, таких как Мариам Никогосян , Лев Масиель Санчес , к преподаванию будут привлекаться работающие эксперты (музейщики, реставраторы, галеристы).

Для того чтобы поступить на программу по истории искусств (25 бюджетных мест) необходимо набрать проходной балл по ЕГЭ (история, русский язык, обществоведение и иностранный язык). Льготы при поступлении предусмотрены для победителей и призеров олимпиад по истории и мировой художественной культуре.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Испокон веков людей тянуло к прекрасному. На протяжении всей истории искусство претерпевало изменений, а его формы либо находили отклики в обществе, либо беспощадно критиковалось. Не удивительно, что непосвященному человеку очень сложно разобраться во всех тонкостях. Однако есть специалисты, которые профессионально занимаются изучением истории искусства, его видов и направлений – это искусствоведы.

Что делает искусствовед

Что делает и чем занимается искусствовед? Искусствоведение предполагает следующие направления: литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение. Как правило, специалисты посвящают свою жизнь определенному историческому периоду (Древний мир, Средние века, Эпоха Возрождения).

Представители профессии искусствовед владеют не только теоретическими знаниями. Профессиональная деятельность накладывают отпечаток на жизнь человека, и из простого ценителя он превращается в коллекционера.

Часто искусствоведы занимаются продажей антиквариата, организовывают выставки и галереи.

Профессия искусствовед требует от специалиста глубоких знаний истории периода, который он изучает, влияния деятелей на общественно-политическую жизнь и события эпохи. По результатам исследований он публикует научные работы в печатных изданиях, проводит лекции, семинары и конференции. Специалист должен уметь отличить подлинность произведений искусства, их возраст и «руку автора».

Освоить профессию искусствовед сможет человек, у которого «лежит душа» к искусству и его изучению. Он должен обладать широким кругозором, эрудицией, уметь анализировать идеи, которые автор хотел донести своей работой. Для публикаций в газетах и журналах необходимы хорошие редакторские навыки.

Нередко произведения искусства находятся на другом конце планеты. Для их изучения понадобиться знания иностранного языка, желательно не одного.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии искусствовед

Преимущества:

  • работа с тайнами истории искусства;
  • возможность вживую прикоснуться к редким произведениям;
  • поездки за границу;

Недостатки:

  • отсутствие стремительного карьерного роста;
  • без опыта работы трудно получить достойную зарплату.

Карьерный рост и оплата труда

Основное место работы искусствоведа – это НИИ, музеи и художественные галереи. Получив специализированные знания и опыт можно стать оценщиком или антикваром. Таких знаний вполне достаточно для организации выставок и других подобных мероприятий.



Касса