Палубная авиация долгосрочные перспективы. АСП наземных целей

В оенно-политическое руководство Китая последовательно наращивает боевой потенциал ВМС страны. Значительное внимание в этом отношении уделяется формированию в их составе авиационных ударных групп. Палубная авиация Китая, как основное средство поражения АУГ, сегодня находится на этапе развития.

Палубная авиа ция авианосца «Ляонин»

Как отмечалось ранее, при проектировании «Ляонина» удалось увеличить вместимость авиационного ангара. В результате он позволяет разместить на корабле 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15». Кроме того, в состав авиационной группы входят 12 вертолетов различного назначения.

Тяжелый истребитель «Цзянь-15» по своим линейным размерам не отличаются от российских Су-33. Самолёт имеет максимальный боевой радиус 409 км, что, конечно, недостаточно в сравнении с возможностями палубных истребителей ВМС США.

В настоящее время существует три стандартных варианта вооружения «Цзянь-15». Первый, две управляемых ракеты (УР) класса «воздух–воздух» (ВВ) под обозначением «Гром-8» и две УР ВВ «Гром-12». Второй, две УР ВВ «Гром-8» и две противокорабельные ракеты ПКР ВВ «Инцзи-83К». Третий, две УР ВВ «Гром-8» и четыре авиабомбы массой 500 кг каждая.

Истребитель также может оснащаться УР ВВ «Гром-9С, 10, 15», противокорабельными/противорадиолокационными ракетами «Инцзи-91», УР класса «воздух–земля» КD-88 и корректируемыми авиационными бомбами серии LS.


Посадка «Цзянь-15», вооруженного двумя ПКР «Инцзи-83К»

В таблицах ниже приведены сравнительные характеристики упомянутых авиационных средств поражения (АСП).

УР ВВ малой дальности пр-во КНР

Характеристика/модель PL-8 PL-9C
Основа для разработки УР ВВ «Питон 3» (Израиль) и AIM-9L (США) УР ВВ «Питон 3» (Израиль)
Длина (м) 3 2,9
Диаметр (мм) 157 157
Вес (кг) 120 115
Вес БЧ (кг) 11 12
Дальность пуска (км) 15 16–21
Скорость полета (МАХ) 2,5 3,5
Перегрузка (G) 35 40
Система наведения Инфракрасная Инфракрасная
Год выпуска 1993 1995

УР ВВ большой дальности пр-во КНР

Характеристика/модель PL-10Е PL-12
(SD-10)
PL-15
Основа для разработки УР ВВ A-Darter (ЮАР) УР ВВ AIM-120D, (США) и Р-77 (РФ) УР ВВ Х-31 (РФ)
Длина (м) 3,69 3,6 3,9
Диаметр (мм) 203 203 200
Вес (кг) 220 199 240
Дальность пуска (км) 60 70 (100) 200
Скорость полета (МАХ) 4 4 4
Вес БЧ (кг) 20 20 10
Перегрузка (G) 55 38 Нет данных
Система наведения Инфракрасная Инерциальная + активная РЛС Инерциальная, активная РЛС и инфракрасная (по образу цели)
Год выпуска 2013 2002 2016

Противокорабельные (противорадиолокационные) ракеты воздушного базирования

Характеристика/модель YJ-83K/KH (С-803) YJ-91 (С-901)
Основа для разработки Х-35 (РФ) Х-31П (РФ) и ANS (Франция и Германия)
Длина (м) 5,145 4,7
Диаметр (мм) 360 360
Стартовая масса (кг) 530 600
Масса БЧ (кг) 165 90
Скорость полета (МАХ) от 0,9 до 1,5 3,5
Максимальная дальность пуска (км) до 120 до 150
Минимальная высота полета 5-7 10-20
Тип запуска горячий горячий
Система наведения бортовой компьютер + РЛС бортовой компьютер + активная/пассивная РЛС

АСП наземных целей

Характеристика/модель KD-88 (С-802AKG) LS-6
Тип боеприпаса Управляемая ракета класса «воздух-земля» Оперенная корректируемая авиационная бомба
Основа для разработки Х-59М (РФ)
Длина (м) 5,613 3,0
Диаметр (мм) 360 377
Масса (кг) 670 564
Дальность пуска (км) 150 65
КВО (м) 6,5 10
Система наведения Инерциальная, двуканальная цифровая передача данных (возможна замена на тепловизионный модуль или активную/пассивную РЛС наведения) и телевизионная ГЛОНАСС, «Бэйдоу»

При полной заправке топливом и стандартном варианте вооружения истребители «Цзянь-15» выполняют взлет только с крайней стартовой позиции, которая обеспечивает пробег по палубе длиной 195 м. Необходимо учитывать, что даже во время стоянки в пункте базирования или при заходе в другой порт с официальным визитом в ангаре корабля всегда находится как минимум одна эскадрилья «Цзянь-15».

Для обеспечения действий всей группировки палубной авиации на «Ляонине» предусмотрены топливные танки суммарным объемом 5600 тонн. Известно, что для обеспечения вылета всех 24 истребителей необходимо заправить 192 тонны керосина.


Летчик палубной авиации ВМС НОАК максимально может выполнить пять вылетов в день. Это означает, что за одни сутки с палубы «Ляонина» может быть выполнено от 120 до 140 полетов.

По расчетам китайских военных, для обеспечения требуемого от палубных истребителей боевого радиуса в 1200 км на каждые шесть боевых машин необходимо иметь палубный самолет-заправщик. Заправщик должен оснащаться подвесным агрегатом заправки типа УПАЗ-1М (получены из Украины) и четырьмя дополнительными топливными баками. Известно, что три истребителя «Цзянь-15» могут быть переоборудованы в тактические танкеры.


Вертолетная группа

Вертолетная палубная авиация «Ляонина» включает 6 вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F, 4 вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y и четыре вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.

Вертолеты ДРД Z-18Y предназначены для действий в течение трех часов на удалении 100–150 км от авианосца. Вертолет оснащен бортовой РЛС кругового обзора. При высоте полета 5 тыс. м она обеспечивает обнаружение крупных надводных и воздушных целей на удалении до 250 км, а низколетящих целей на удалении до 150 км. В совокупности это должно сократить время реагирования дежурных сил АУГ на 10–12 минут.

Вертолеты ПЛО Z-18F оборудованы курсовой РЛС ZLC-1. Её характеристики позволяют обнаруживать крупные надводные корабли вероятного противник на удалении до 150 км. Малоразмерные ракетные катера обнаруживаются на дальности до 100 км, а рубки подводных лодок – до 50 км.


Борьба с ПЛ вероятного противника осуществляется при помощи легких авиационных торпед «Рыба-7К». При общей массе 235 кг боевая часть торпеды весит 45 кг. При постоянной скорости в 40 узлов торпеда способна преодолевать 14 миль.

Для борьбы с надводными целями вертолет Z-18F может быть вооружен легкими ПКР «Инцзи-9». Масса ракеты 105 кг, дальность пуска 18 км. Рассматриваемый вертолет обеспечивает применение четырех указанных торпед или ракет.

Палубная авиация Китая – ближнесрочные перспективы

Палубный самолет РЭБ

Китайские специалисты осознают, что палубная авиагруппа не может быть полноценной без самолета тактической РЭБ. Испытательная программа двухместного палубного самолета тактической РЭБ под обозначением «Цзянь-15D» запущена в апреле 2018 г.

На законцовках крыльев самолёта смонтированы системы постановки помех. По внешнему виду они похожи на установленные на американском однотипном самолете E/A-18G «Growler». Первый «Цзянь-15D» выполнил посадку и взлет с палубы «Ляонина» 7 мая 2018 г. Очевидно, что ускорение НИОКР по «Цзянь-15D» стало возможным после того, как китайские специалисты предметно ознакомились с системой РЭБ истребителей «Су-35», приобретенными в РФ для ВВС НОАК.


Палубный самолет ДРДиН «Кунцзин-600»

Вторым по степени прогресса компонентом перспективной палубной авиагруппы станет турбовинтовой самолет дальнего радиолокационного дозора и наблюдения (ДРДиН) «Кунцзин-600».

В разработке участвует Китайская авиационная промышленная корпорация № 1 (КАПК). Испытания самолета проходят на аэродроме корпорации, расположенном в районе Яньлян, г. Сиань, провинция Шэньси. При его проектировании китайские разработчики использовали доступную им техническую документацию по советскому палубному самолету ДРДиН Як-44 и американскому Е-2С «Хокай» (Hawkeye).

Вероятно, что данный самолет оснащен двумя силовыми установками Д-27 производства украинской компании «Мотор Сич». Двигатели известны по военно-транспортному самолету Ан-70.


На основе указанной силовой установки в КНР выполнена разработка турбовального двигателя мощностью 6800 л.с., которой достаточно для взлета с палубы «Ляонина» или «Шаньдуна». Согласно опубликованным снимкам, двигатели имеют соосные винты. Это должно повысить эффективность при коротком старте с авианосца, оснащенного трамплином.

В салоне самолета предусмотрены места для трех–четырех операторов РЛС. Установленная на борту аппаратура должна обеспечить обнаружение воздушных целей на дальности до 600 км.

Экипаж включает пилота, штурмана и бортмеханика. Согласно требований ВМС НОАК, «Кунцзин-600» должен выполнять патрульные полёты продолжительностью 4 — 5 час. на высоте 10 тыс. м. Китайские военные пришли к выводу, что наиболее рационально планировать район действия самолета в виде прямоугольника размером 200х300 км.

В настоящее время, китайские самолетостроители ведут активные работы над данным самолетом. Масштабная модель «Кунцзин-600» проходит продувку в аэродинамической трубе. Наибольшее внимание уделяется проблемам конструирования Н-образного хвостового оперения. В качестве летной лаборатории китайские инженеры используют несколько самолетов «Юнь-7», которые по своим линейным размерам близки к Е-2С. Однако, для размещения на авианосном корабле необходим самолет с коротким фюзеляжем (длина 17,5 м), выстой не более 5,5 м и размахом крыла около 25 м.

Палубный БПЛА «Острый меч»

Палубная авиация НОАК в ближайшей перспективе получит свой малозаметный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Перспективная модель получила обозначение «Острый меч».

Разработку БПЛА выполнили сотрудники НИИ авиационного проектирования Китайской авиастроительной промышленной корпорации (НИИ 601) и Авиакосмического университета в г. Шэньян.

НИОКР велись в рамках программы «Небесный арбалет», начатой в 2009 г. В ней также участвовали специалисты авиастроительного предприятия «Хунду». Однако, в ходе отборочных тестов в 2011 г. победителями признали конструкторов из Шэньяна.

Стимулом для создания подобного БПЛА стали успешные разработки аппарата Х-47В американскими специалистами и БПЛА «Нерон» французскими конструкторами. Известно, что передняя стойка шасси БПЛА «Острый меч» оснащена специальным кронштейном для крепления к челноку катапульты.

Известны некоторые ТТХ данного БПЛА: длина – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м, высота – 2,5 м.


Первый образец «Острого меча» для стендовых испытаний производители предоставили в декабре 2012 г., а первый тестовый полет состоялся в ноябре 2013 г.

По данным СМИ КНР, «Острый меч» оснащен турбореактивным двигателем РД-93, который позволяет выполнять перелеты на дальность до 4 тыс. км. Радиус района боевого патрулирования БПЛА составляет одну тысячу километров. Это на 50% больше, чем у палубного истребителя «Цзянь-15». Вполне вероятно, что в перспективе данный БПЛА оснастят китайскими турбореактивными двигателями типа WS-19, которые обладают увеличенной до 10 тыс. кгс./см.кв. мощностью на форсажном режиме.


Известно, что тепловая малозаметность аппарата достигнута применением вольфрама при изготовлении выхлопной части двигателя. Китайские конструкторы предусматривают проведение дозаправки в воздухе, что позволит повысить боевые возможности «Острого меча». По оценкам китайских военных обозревателей, в двух внутренних ракетно-бомбовых отсеках БПЛА смогут размещаться:

– малокалиберные оперенные корректируемые авиабомбы типа «Небесный дракон-20» (копия американской малокалиберной бомбы GBU-53/B);
– кассетные авиабомбы YZ-100;
– корректируемые авиабомбы с лазерным наведением YZ-200;
– авиабомбы с лазерным наведением типов «LS-6» и «FT-5» массой 50 и 100 кг;
– легкие универсальные ракеты класса «воздух–земля» серии «Синий меч-7».

Палубная авиация долгосрочные перспективы

Китайские авиастроители внимательно наблюдают за разработками российских и американских коллег в области боевой авиации, в том числе за совершенствованием конструкции Су-33 и МиГ-29.

В основном китайские разработчики используют информацию об . По их мнению, этот самолет вполне можно принять за образец палубного истребителя малой заметности.

В настоящее время на авиапредприятии в г. Шэньян ведется НИОКР по легкому одноместному малозаметному палубному истребителю «Цзянь-31В», или «Морской орел». Их коллеги из г. Чэнду работают над тяжелым двухместным истребителем под условным обозначением «Цзянь-20Н», или «Корабельный дракон».


Ниже приведены некоторые ТТХ перспективных малозаметных палубных истребителей Китая:

Характеристика/ модель Цзянь-20Н Цзянь-31В
Длина (м) 19,5 17,3
Размах крыльев в разложенном состоянии (м) 14,4 13,11
Размах крыльев в сложенном состоянии (м) 8,4 11,5
Высота (м) 4,8 4,6
Эффективная площадь рассеивания (кв.м) 0,01 0,05
Размеры центрального ракетно-бомбового отсека (м) 4,5 х 2.4 х 0,8 4 х 1 х 0,8
Размеры боковых ракетно-бомбовых отсеков (м) 3,2 х 1 х 0,8 отсутствуют
Нормальная взлетная масса (тонн) 31 17,5
Максимальная взлетная масса (тонн) 37 28
Максимальная масса топлива (тонн) 10 Нет данных
Максимальная масса боевой нагрузки (тонн) 7,5 вероятно 7
Максимальная перегрузка (G) 9 9
Силовая установка АЛ-41ФН или WS-10B РД-93МКМ или WS-19
Крейсерская скорость (МАХ) 1,4 0,95 (1,2)
Максимальная скорость (МАХ) 2,2 1,8
3500 2600 (3500)
Максимальный боевой радиус (км) 1200-1500 1000-1250 (1800)
Практический потолок (км) 20 18

В настоящее время палубная авиация НОАК сталкивается со следующими основными проблемами указанных моделей.

Во-первых, тяжелый «Цзянь-20Н» имеет большую взлетную массу, которая не позволяет совершать вылеты с небольшой боевой нагрузкой и уменьшенным боевым радиусом. Во-вторых, для этого самолета необходим высокофорсированный турбореактивный двигатель. Согласно некоторым оценкам, даже с учетом возможности копирования силовых установок истребителей Су-35С, для его разработки Китаю понадобится около пяти лет.

Перспективный легкий малозаметный истребитель «Цзянь-31В» в случае успешного прохождения государственных испытаний получит официальное обозначение «Цзянь-18». Вместе с тем, модель обладает крайне малым ракетно-бомбовым отсеком. Внутри возможно разместить не более двух УР ВВ («Гром-10,12, 21») и двух малокалиберных авиабомб типа LS-6 и GB-6 (масса 50 и 100 кг). Вооружение ПКР «Инцзи-83 и 91» допускается только с использованием внешних точек подвески.


Наряду с РЛС с АФАР «Цзянь-31Н» будет укомплектован двумя оптико-электронными станциями разведки и наведения (ОЭСРН). При этом, ОЭСРН EOTS-86 монтируется под килем и в носовой части, EOTS-89 – перед кабиной пилота. По требованиям ВМС НОАК данная аппаратура должна обнаруживать воздушные цели типа «бомбардировщик» на дальности в 150 км. Дальность распознавания надводных целей типа «эсминец» определена в 80 км, наземных типа «танк» — в 25 км.

Подготовка летчиков палубной авиации

Задача по подготовке летчиков истребителей палубной авиации возложена на дивизионный учебный центр (ДУЦ) морской авиации ВМС НОАК. Штаб центра расположен в н.п. Хулудао. ДУЦ подчинен командованию Северного флота и включает несколько авиационных баз (АБ): «Хулудао», «Синчэн», «Цзиньчжоу», «Тойтайцзы», «Сигуань» и «Цинхуандао».

При содействии украинских инженеров на АБ «Синчэн» оборудованы три взлетных трамплина и три зоны торможения с использованием тросовой системы. На одной из рулежных дорожек выполнена разметка, воспроизводящая размеры палубы корабля.


Также именно на этой базе расположена одна паровая и одна электромагнитная катапульты, которые обеспечивают старт истребителей «Цзянь-15». Передняя стойка шасси истребителя оснащена специальным кронштейном для крепления к челноку катапульты.

Первичная подготовка летчиков осуществляется на турбовинтовых учебно-боевых самолётах (УБС) «Чуцзяо-6» и учебно-боевых одномоторных истребителях К-8. Основной этап обучения проводится на УБС «Цзяолянь-9Г», или «Горный орел». Для нужд ВМС НОАК закуплено около 40 самолетов этой модели, тогда как ВВС Китая подписали контракт на поставку 135 машин.


В перспективе профессиональный этап подготовки летчиков палубных истребителей будет проходить на палубных двухмоторных УБС «Цзяолянь-10». Самолет имеет условное обозначение «Хищный орел», а экспортное – L-15B.


ТТХ УБС «Цзяолянь-9Г» и «Цзяолянь-10»

Характеристика/модель «Цзяолянь-9Г» «Цзяолянь-10»
Длина (м) 15,4 12,27
Высота (м) 4,8 4,81
Размах крыла (м) 9,9 9,48
Максимальная скорость (МАХ) 1,4 1,4
Практический потолок (м) 15000 16500
Нормальная взлетная масса (кг) 8000 6000
Максимальная взлетная масса (кг) 11000 9800
Максимальная дальность полета (км) 1650 3100
Максимальное время нахождения в воздухе (час) 2
Ресурс фюзеляжа (час) 5000 10000
Экипаж (чел) 2 2

Китайским конструкторам удалось снизить на 25% массу планера этих УБС по сравнению с самолетами предыдущего поколения. Результат достигнут за счет применения углеволоконных материалов.

Как сообщается, УБС «Цзяолянь-9Г» оснащают форсированным турбовентиляторным двигателем украинского производства АИ-222К-25Ф (поставлено 40 моторов). На его базе в КНР создан двигатель под обозначением WP-13FC мощностью 6500 кгс.

Для взлета корабельной версии «Цзяолянь-10» достаточно участка палубы длиной 105 м, поскольку он оснащен двумя турбовентиляторными двигателями WS-17 «Миньшань 2400». Двигатель разработан в 624 НИИ и имеет удельную мощность 4700 кгс./см.кв.

Благодаря двигателям повышенной мощности экипаж в составе инструктора и курсанта может отрабатывать применение УР ВВ «Гром-5ЕII», легких ПКР TL-9, а также авиабомб серии LS массой 250 и 500 кг. Помимо этого, бортовая авионика самолета позволяет имитировать режимы полета, характерные для тяжелых палубных истребителей «Цзянь-15».

Полный курс обучения пилотированию истребителя «Цзянь-15» 40 китайских летчиков прошли еще в 2016–2017 гг. Таким образом, к лету 2018 г. практически закончено формирование второго истребительного полка. Согласно ряду оценок, палубная авиация получила летчиков с достаточно высоким уровнем квалификации. Последнее подтверждается продемонстрированным ими умелым пилотированием в сложных ситуациях.


Некоторые временные нормативы для летчиков палубной авиации ВМС НОАК при принятии решения

№ этапа Наименование этапа решения Содержание решения Расход времени (сек.)
1 Занятие позиции на взлет – включение и контроль систем истребителя;
– вывод с позиции готовности на стартовую позицию
10–30
2 Подготовка к взлету – проверка работы двигателей;
– прогрев двигателей до взлетного режима
15–30
3 Ожидание уточняющего приказа – поддержание работы двигателя 20–30
4 Отмена взлета – снижение оборотов двигателя;
– руление на позицию ожидания
10
5 Взлет 5–10
6 Подготовка к посадке – подтверждение отсутствия помех в зоне посадки;
– получение окончательного приказа о заходе на посадку
10
7 Уход на второй круг – сообщение о неисправности или отсутствие зацепления тормозного гака;
– доклад об уходе на второй круг
5
8 Посадка – доклад о выполнении посадки 10
9 Освобождение зоны приземления – уменьшение тяги двигателя;
– уборка тормозного гака;
– руление к зоне готовности
20–30

Продолжение следует …

По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

25 сентября текущего года первый китайский авианосец «Ляонин» официально вошел в состав ВМС Народно-освободительной армии Китая /НОАК/. После этого, авианосец «Ляонин» прошел серию технологических испытаний. К настоящему времени на авианосце было завершено более ста тренировок и испытаний. Как сообщил источник в военно-морских силах Китая, на днях на палубу авианосца «Ляонин» была совершена успешная посадка истребителя «Цзянь-15». Взлет и посадка истребителей на палубу авианосца считаются трудной технической задачей, поэтому посадка истребителя «Цзянь-15» на палубу авианосца «Ляонин» вызвала большое внимание международного сообщества.

Ведущие СМИ США, Японии, России, Пакистана, Польши и других стран мира считают, что официальное вступление авианосца «Ляонин» в состав ВМС НОАК и совершение посадки истребителя на палубу авианосца означают, что состав китайских военно-морских сил намного усилился. Взлет и посадка истребителя на палубу авианосца открыли новую эпоху в развитии китайских военно-морских сил. Китайский авианосец совершил тренировку высшей степени сложности.

Говоря о трудностях во время проведения взлетно-посадочных тренировок, военный специалист Инь Чжуо сказал:

«Первая трудная задача - это преодоление психологических препятствий. Для совершения истребителями взлетов и посадок на земле необходима взлетно-посадочная полоса длиной не меньше 3000 метров. Посадка на палубу авианосца осуществляется совсем по-другому. Длина взлетно-посадочной полосы на авианосце составляет всего 195 метров, то есть летчик должен остановить самолет на площади в 195 метров. Это большое испытание для летчиков. Кроме того, хвост авианосца постоянно колышут волны. Обычно колебания составляют 1-2 метра. Это тоже следует учитывать. Если колебания слишком большие, самолет может не вписаться в посадочную площадку. Поэтому летчики истребителей должны быть высококлассными профессионалами».

«Цзянь-15» был разработан на основе технологий китайских военных самолетов третьего поколения. Это аналог российских Су-33 и американских F-18. «Цзянь-15» характеризуется широким радиусом действия и высокой мобильностью, способен нести противокорабельные ракеты, ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и высокоточные бомбы.

«Цзянь-15» обладает складывающимися крыльями и оснащен двумя двигателями высокой мощности. На нем также имеется современное устройство по увеличению подъемной силы самолета, в сочетании со взлетно-посадочным устройством и посадочным крюком обеспечивается успешный взлет и посадка истребителя на палубу авианосца. Вот что сказал профессор Университета обороны Китая, специалист по вопросам военной стратегии Ван Баофу:

«Для обычных самолетов, кроме вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, очень опасно совершать взлеты и посадки на таких маленьких пространствах. Из мировой истории развития кораблестроения видно, что испытания и тренировки на авианосцах очень опасны, даже для западных стран и стран, которые имеют мощные военно-морские силы. Можно считать это самой опасной работой в мире».

Американские СМИ в своих репортажах отмечают, что успешная посадка истребителя на палубу авианосца обозначает повышение военной мощи Китая, однако, согласно докладу министерства обороны США, Китаю необходимо несколько лет, чтобы подготовить авианосец к практическим боевым действиям. Профессор Ван Баофу отметил, что преодоление трудностей в совершении взлетов и посадок истребителей, безусловно, очень важно, однако обеспечение полной боеспособности этого процесса требует времени.

«Для создания авианосной ударной группы не только необходим сам авианосец, истребители, но и вспомогательные части. Кроме того, необходимо повысить способности взаимной координации, единого командования и т.д.. Это огромная систематическая программа, для выполнения которой необходим большой промежуток времени. На мой взгляд, это только начальный этап. Как мы знаем, в США и Великобритании от производства авианосца до создания авианосных ударных групп прошло немало времени. Может быть, у нас все будет развиваться быстрее, однако, все равно времени необходимо немало. Поэтому мы должны продолжать усилия в данном направлении».-0-

Китай расширяет производство самолетов, созданных компанией «Сухой».

В то время как внимание специалистов приковано к развитию китайских собственных программ по созданию истребителей, таких как «Цзянь-10» (J-10), «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-21/31» (J-21/31), Шеньянская авиастроительная корпорация (Shenyang Aircraft Corporation – SAC) продолжает развивать семейство самолетов Су-27, которые находятся в строю военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) с 1992 года. Наиболее современными версиями машины являются палубный истребитель «Цзянь-15» (J-15) и многоцелевой истребитель «Цзянь-16» (J-16). Китай начал собственные разработки на базе семейства Су-27 в 1992-м, когда стал первым государством помимо стран постсоветского пространства, закупившим тяжелый истребитель. Из России было поставлено три партии одноместных истребителей Су-27СК и двухместных Су-27УБК. Эти самолеты оказали существенное влияние на изменения в авиационной промышленности КНР. Затем китайцы получили лицензию на производство Су-27СК на заводе в Шеньяне. Контракт завершен в 1996 году. Первоначально предполагалась постройка 200 самолетов. Производство началось со сборки истребителей из поставляемых машинокомплектов, но затем Китай постепенно стал увеличивать долю собственных работ. Собранный в Шеньяне Су-27 получил обозначение «Цзянь-11» (J-11). Специалисты отмечали низкий уровень системы контроля качества самолета. В результате производство завершилось после сборки 105 истребителей «Цзянь-11» и «Цзянь-11А» (J-11A), который отличался рядом улучшений в кабине пилота и авиационном вооружении, размещаемом на внешних пилонах. По мере того как Шеньянская авиастроительная корпорация и сотрудничающий с ней 601-й институт получили больший опыт строительства самолетов, началась разработка локальной версии Су-27 – «Цзянь-11В» (J-11B). Стремясь освободиться от технологической зависимости от России, китайская промышленность разработала ряд элементов и систем, которые позволили собирать истребители без российских запчастей и приспособить их под применение местного авиационного вооружения. Основным отличием китайского истребителя стал установленный двигатель локального производства «Шеньян-Лимин» WS-10A «Тайхань», который заменил российский ТРДД АЛ-31Ф производства НПО «Сатурн». Полет испытательной модели J-11WS состоялся в 2002-м. Два года спустя поднялся в воздух первый опытный образец J-11B, оснащенный двумя ТРДД WS-10A. Производство самолетов «Цзянь-11В» продолжилось с китайскими двигателями, однако проблемы, связанные с их надежностью, привели к применению российских авиадвигателей АЛ-31Ф. В настоящее время эксперты полагают, что большинство проблем с WS-10A преодолено и истребители «Цзянь-11В» будут оснащаться именно этими авиадвигателями. Фотографии, появившиеся в конце прошлого года, свидетельствуют о том, что в конструкцию WS-10A могли быть внесены дополнительные изменения, так как форма сопла отличалась от представленных ранее. Помимо нового двигателя на «Цзянь-11В» установлены новая китайская многофункциональная бортовая РЛС (БРЛС), инфракрасная поисково-следящая система и канал связи, позволяющий применять широкий спектр китайских вооружений, в том числе ракету класса «воздух-воздух» PL-12 с активным радиолокационным наведением. В кабине пилота, в которой установлено пять многофункциональных дисплеев, также используются китайские приборы. Истребители «Цзянь-11В» поступили на вооружение ВВС НОАК в конце 2007 года и с этого момента их число существенно выросло. В начале 2010-го авиация ВМС НОАК начала получать версию «Цзянь-11В», предназначенную для применения в прибрежной зоне. В дополнение к одноместному истребителю Шеньянская авиастроительная корпорация разработала двухместный вариант, получивший название «Цзянь-11ВS» (J-11BS). Самолет совершил первый полет в 2007 году и был принят на вооружение ВВС и ВМС НОАК в 2010-м. При решении задачи создания палубного истребителя советские специалисты предпочли вариант соответствующей модернизации Су-27, получивший обозначение Су-33. КНР выбрала точно такой же путь, создавая самолет для оснащения своего нового авианосца «Ляонин». Для этих целей у Украины был приобретен опытный образец Су-33. Новый самолет получил обозначение «Цзянь-15» (J-15) и название «Флаинг Шарк». Он внешне и конструкционно напоминает Су-33, однако при его создании для снижения массы широко применялись композиционные материалы. Большинство систем, установленных на «Цзянь-15, соответствуют аналогам на «Цзянь-11В». На нем применяется аналогичная БРЛС, хотя, по предварительной информации, ее действие расширено и включает в себя несколько «морских» режимов. Система предупреждения о приближающихся ракетах также аналогична установленной на «Цзянь-11В». Кабина оснащена пятью многофункциональными дисплеями. «Цзянь-15» оснащен широким спектром вооружения, в которое входят ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и противокорабельные ракеты. Необычной функцией является возможность установки контейнера с топливом для заправки других самолетов, что позволяет «Цзянь-15» с тяжелым вооружением сопровождать другие самолеты при выполнении боевых задач на значительном расстоянии. Штанга для заправки топливом внешне аналогична российскому УПАЗ-1А и могла быть скопирована или закуплена в России. Так же, как и в случае с «Цзянь-11В», применение авиадвигателя локального производства существенно снижает боевые качества самолета. Предполагается, что в «Цзянь-15» используется ТРДД WS-10H, который является «морской» версией WS-10A. Основное отличие состоит в увеличенной тяге, необходимой для улучшения взлета и посадки с палубы авианосца «Ляонин». Вместе с тем только один из двух опытных образцов палубного истребителя оснащен двигателями WS-10H. Как минимум пять «Цзянь-15» оборудованы российскими ТРДД АЛ-31Ф. Опытный образец самолета с этими двигателями совершил первый полет в августе 2009 года. К маю 2010-го уже осуществлялись полеты с наземной площадки, имитировавшей палубу авианосца. Испытания непосредственно на корабле начались в конце прошлого года, когда 23 ноября два опытных самолета совершили взлет и посадку. На фотографиях, опубликованных в декабре 2013-го, отчетливо видно, что первые «Цзянь-15», произведенные Шеньянской авиастроительной корпорацией, оснащены российскими авиадвигателями. Одновременно разрабатывается двухместная версия палубного истребителя, которая, возможно, получит обозначение «Цзянь-15S» (J-15S). Опытный образец с двигателями WS-10A совершил первый полет в ноябре 2012 года. Несмотря на то, что «Цзянь-15S» первоначально предполагалось применять в качестве учебно-тренировочного самолета, этот истребитель будет использоваться в радиоэлектронной борьбе и при выполнении различных боевых задач. Впечатленные применением машин семейства Су-27 в качестве средств противовоздушной обороны, китайцы обратили внимание на самолеты компании «Сухой», которые могли бы выступить в качестве носителя тяжелого вооружения. В конце 2000-х годов в КНР поступила первая партия двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК, что существенно увеличило возможности ВВС НОАК по применению высокоточных вооружений. Были заказаны для ВВС две партии Су-30МКК по 38 самолетов в каждой. Заказанные для авиации ВМС НОАК 25 машин получили модернизированную БРЛС, позволившую применять оружие по кораблям. Основываясь на опыте, полученном в ходе локализации производства «Цзянь-11В», Шеньянская авиационная корпорация и 601-й институт разработали аналогичную программу для Су-30МКК. В результате был создан образец, получивший обозначение «Цзянь-16» (J-16), который, как предполагается, станет основным ударным самолетом ВВС НОАК и, возможно, основным носителем ПКР в составе ВМС НОАК. Так же, как и «Цзянь-11», самолет «Цзянь-16» оснащен большим количеством китайского оборудования, в том числе ТРДД WS-10A. Наиболее важным усовершенствованием, как полагают эксперты, стала установка БРЛС с активной фазированной антенной решеткой китайского производства, данных о которой немного. Как и «Цзянь-15», Су-30МКК оснащен убирающейся в фюзеляж системой дозаправки в воздухе. Информация по проекту «Цзянь-16» обрывочна, однако специалисты полагают, что первый полет самолета состоялся в 2011-м.

ВСЕ ФОТО

В качестве основы для китайского истребителя взят опытный самолет Т10К советских времен, который достался КНР от Украины. Ранее китайским инженерам не удавалось решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей
qq.com

Шеньянская авиационная корпорация Китая создала копию российского палубного истребителя Су-33. Модель получила название J-15 (Цзянь-15), передает "Интерфакс" со ссылкой на майский выпуск авторитетного военного издания Kanwa Asian Defence, которое выходит в Канаде и Гонконге.

В качестве основы для китайского истребителя взят опытный самолет Т10К советских времен, который достался КНР от Украины. Ранее китайским инженерам не удавалось решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей, однако теперь эта задача решена.

Остается неясным, совершил ли новый самолет первый испытательный полет. После заводских испытаний истребитель будет отправлен в центр ВВС в Янляне, так как у ВМС Китая не собственного испытательного центра для морской авиации.

Напомним, что Россия, желая выйти на китайский рынок вооружений, передала Пекину "отверточную" сборку истребителей Су-27СК, однако этот шаг не оправдал себя. В итоге Китай выявил технологию , модернизировал самолет и начал налаживать серийное производство, назвав его J-11. Таким образом, КНР может потеснить РФ с рынка вооружений третьих стран, высказывают предположения эксперты.

Россия начала поставки Су-27СК в Китай в 1992 году. Тогда был заключен договор на 76 истребителей этого класса, а в 1995 году РФ продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 года под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов.

К 2003 году Россия поставила 95 комплектов для J11, еще на 105 Китай контракт не подписал. Официально китайская сторона объяснила односторонний выход из соглашения ограниченными боевыми возможностям самолета. Постепенно начал нарастать удельный вес китайских компонентов и достиг в итоге 90%. Уже в 2007 году Китай продемонстрировал первые прототипы модели J-11B - почти полную копию Су-27СМК.

На данный момент Китай наладил серийное производство истребителей J-10, J-11 и FC-1, являющихся копиями российских Су-27/30 и МиГ-29. В ближайшее время КНР намерена построить и продать не менее 1200 истребителей по ценам, ниже российских "оригиналов".

РФ пытается защитить технологии от "пиратов"

После инцидента с J-11, копирующим российский Су-27СК, РФ официально уведомила Китай о том, что производство копий истребителей является нарушением межгосударственных договоренностей и пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности.

В марте этого года Минюст России завершил подготовку поправок в закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", в котором к прочим целям государства в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) добавилась и защита интеллектуальной собственности на продаваемое оружие.

Законопроект, текст которого доступен на сайте министерства, сначала должен быть обсужден на заседании правительства и в случае одобрения будет внесен в Госдуму. Как следует из документа, в контрактах, заключенных с иностранными государствами на поставку того или иного вооружения, представителям государства отныне необходимо прописывать условия использования нашего вооружения таким образом, чтобы в последующем появлялась возможность в международных судах привлечь к ответственности тех, кто использует российские разработки незаконно.

Стоит отметить, что Китай не единственная страна, которая наладила "пиратское" производство по российским технологиям. По информации "Рособоронэкспорта", по просроченным лицензиям либо вообще без них более 15 государств (в том числе Болгария, Румыния, Египет)делают автоматы Калашникова. В массовом порядке копируется стрелковое оружие — например, пулеметы Калашникова (ПКС, ПКТ, ПКБ). Оружейные "пираты" переключились и на реактивные системы залпового огня (например, РСЗО "Смерч"), оборудование для танков и самолетов (радары).

Эксперты считают, что самым эффективным способом защиты на данный момент будет международный патент на российские военные разработки.

Характеристики российского Су-33

Су-33 является палубным истребителем четвертого поколения и находится на вооружении ВМФ РФ с 1991 года. Первый полет истребителя, разработанного ОКБ "Сухой", состоялся в 1987 году. С 1992 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре было начато серийное производство.

Су-33 предназначен для противовоздушной обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Выполнен по схеме "триплан" с передним горизонтальным оперением, установленным на наплыве крыла. Истребитель оснащен также складывающимся крылом и стабилизатором. Введена система дозаправки топливом в воздухе с выпускаемой топливоприемной штангой.

Вооружение Су-33 включает встроенную пушку, противокорабельную ракету "Москит" и ракеты класса воздух-воздух. Самолет оснащен мощным прицельным комплексом, состоящим из радиолокационной станции и оптико-локационной системы, позволяющей атаковать самолет противника в режиме полного радиомолчания.

В кабине пилота находятся пилотажно-навигационные приборы, позволяющие выполнять полеты и боевые задачи при любых метеоусловиях. Информация отображается на фоне лобового стекла. На самолете применена нашлемная система целеуказания типа НСЦ-1. Эта система осуществляет захват головками самонаведения ракет цели, на которую направлен визир, закрепленный на шлеме пилота.

Самолет не имеет аналогов среди зарубежных машин и значительно превосходит истребители Р-14 и Р-18 - основные палубные истребители ВМФ и корпуса морской пехоты США.

Всего месяц назад в Китае на палубу авианосца «Ляонин» впервые в истории страны сел истребитель Shenyang J-15. К концу ноября китайцы сообщали уже о пяти успешных посадках. Похоже, такие успехи вскружили им голову и на днях пришло еще более интересное сообщение, касающееся авианосной программы Китая. В интернет-издании People’s China Online появилась заметка, в которой новый сравнивается с российским Су-33 и сравнение делается отнюдь не в пользу нашего самолета.

Представитель китайского министерства обороны Гэн Яньшэн в качестве доказательств превосходства своего истребителя упомянул современную бортовую электронику, совершенство конструкции, возможность нанесения ударов по наземным объектам и т.д. В свете некоторых данных о создании истребителя J-15 все эти заявления смотрятся, как минимум, неоднозначно. Попробуем разобраться, соответствуют ли действительности слова товарища Гэна.



Сначала необходимо вспомнить историю разработки самолета J-15. По имеющимся данным, еще в конце девяностых годов Китай пытался купить у России полсотни палубных истребителей Су-33. В ходе переговоров по возможному контракту количество желаемых самолетов постоянно уменьшалось и в итоге сократилось до двух единиц. Нетрудно догадаться, что двумя истребителями не получится вооружить даже один авианосец, но их можно использовать для реверс-инжиниринга с последующим развертыванием собственного производства копии. Несмотря на тяжелое экономическое положение и нужду в новых контрактах, российские авиастроители отказали Китаю и не продали ни одного Су-33.

Немного позже Китай договорился с Украиной на предмет продажи одного из прототипов Су-33 – Т-10К – и некоторой документации по нему. Примерно в середине двухтысячных годов украинский самолет отправился в Китай. Летом 2010 года было сообщено о первом полете палубного истребителя J-15 «самостоятельной» разработки. Стоит отметить, что уже в то время китайцы называли J-15 развитием предыдущего J-11 (сначала лицензионная, а затем контрафактная копия российского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33. В таком случае получается, что по каким-то непонятным причинам развитие проекта J-11 пошло точно по такому же пути, как это было с Су-27К, впоследствии ставшим Су-33.

На имеющихся фото видно, что китайский J-15 почти не имеет заметных внешних отличий от российского Су-33. Возможно, какие-то детали и имеют различающийся вид, но для их обнаружения требуется внимательный и подробный осмотр двух самолетов. Таким образом, конструктивные отличия планеров двух палубных истребителей, скорее всего, имеют только технологическую «природу». Сами китайцы говорят о неких более новых и совершенных материалах. Скорее всего, какие-то детали планера выполнены либо из других сплавов, либо из композитных материалов.

Так или иначе, подобные изменения конструкции могут повлечь за собой некоторое облегчение самолета и облегчение технического обслуживания. Тем не менее, весовых преимуществ при этом не достигнуто. Пустой J-15 весит столько же, сколько и Су-33. Другие показатели массы также различаются незначительно. Что касается аэродинамики или летных характеристик, то J-15 вряд ли может выигрывать в этом отношении только благодаря изменению конструкции планера.


Куда более важным элементом самолета в контексте характеристик являются его двигатели. Как и купленные у Украины Т-10К, J-15 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. По имеющимся данным, на J-15 устанавливаются двигатели Shenyang WS-10A с форсажной тягой около 13500 кгс. WS-10A выдают тягу почти на тонну больше чем российские АЛ-31Ф. Благодаря этому китайский истребитель имеет максимальную скорость в М=2,4, что примерно на 200 км/ч выше аналогичного показателя Су-33. В целом, заявленные летные данные китайского истребителя J-15, как минимум, не ниже, а по ряду показателей и выше характеристик российского Су-33. При этом стоит отметить такой немаловажный вопрос, как технологии изготовления двигателей и их ресурс.

Поскольку семейство двигателей WS-10 имеет самое прямое отношение к российской линейке АЛ-31, появляется сразу несколько версий. К примеру, китайцы могли скопировать не только конструкцию российских моторов, но и технологии изготовления их деталей. Именно технологическая часть современного авиационного двигателестроения является одной из сложнейших задач. Похоже, полное копирование так и не удалось.

Последние модификации двигателей WS-10, согласно открытым источникам, имеют ресурс всего в 200 часов. У АЛ-31Ф этот параметр в пять раз больше. Недавно китайцы заявляли, что нашли способ увеличивать ресурс закупаемых АЛ-31Ф до полутора тысяч часов, однако их технология подразумевает доработку моторов уже после покупки. Возможно, они смогут внедрить такие технологии в производство WS-10, но в настоящее время ресурс этих моторов оставляет желать лучшего и китайским самолетостроителям приходится массово закупать двигатели у России. В общем, двигатель WS-10A представляет собой не слишком удачный компромисс между высокими характеристиками и живучестью.

Китайская пресса в качестве преимущества своего самолета указывает на возможности атаковать наземные цели . В номенклатуре вооружений Су-33 присутствуют неуправляемые бомбы калибра до 500 кг и неуправляемые ракеты различных типов. Во время испытаний предпринимались попытки применения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», однако серийные самолеты такой возможности уже не имеют. Собственно говоря, в концепции отечественного палубного истребителя первостепенное значение придавалось защите кораблей от нападения с воздуха, а атака наземных целей была всего лишь дополнительной возможностью.

Насчет номенклатуры вооружений китайского самолета J-15 пока нет точной информации, и поэтому имеются все основания предполагать, что его возможности по нанесению ударов по земле тоже ограниченны. Если Китай решит развивать свой авианосный флот в соответствии с американскими воззрениями на этот вопрос, то вполне возможно появление в арсенале J-15 каких-либо управляемых вооружений. На данный момент точная информация об этом отсутствует и по факту все данные ограничиваются только словами Гэна Яньшэна.

В случае с бортовой электроникой J-15 информации не намного больше. Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет гораздо лучшие характеристики по сравнению с БРЭО Су-33, к примеру, быстродействие главного компьютера выше в разы. Конечно, на первый взгляд такие заявления смотрятся многообещающе. Однако для полноценного анализа боевых возможностей радиоэлектронного оборудования, в том числе и бортового компьютера, необходима и другая информация, вплоть до конкретных задач и характеристик того или иного элемента вычислительного комплекса.

Кроме того, даже сверхмощный компьютер не даст ожидаемых возможностей, если в БРЭО отсутствует другая аппаратура с соответствующими характеристиками. Например, плохая бортовая радиолокационная станция неспособна помочь раскрытию всего потенциала мощного компьютера. Интересно, что до сих пор нет никакой конкретной информации относительно РЛС истребителя J-15. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но есть повод сомневаться в этом. Так или иначе, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», иначе достижение высоких характеристик по определению невозможно.

Также необходимо заметить, что большинство самолетов последнего времени имеют развитую бортовую электронику, в том числе и для взаимодействия с новейшими управляемыми вооружениями. На данный момент известно только о возможности применения истребителем J-15 управляемого вооружения только класса «воздух-воздух» . Управляемое вооружение для нанесения ударов по наземным объектам, требующее сложного комплекса бортовой аппаратуры, пока находится под вопросом.



И все же нельзя не признать, что БРЭО истребителя J-15, а именно вычислительный комплекс, скорее всего, действительно имеет более высокие характеристики, чем аппаратура Су-33. Причина такого отставания российского самолета проста и очевидна. В августе этого года исполнилось 25 лет со дня первого полета прототипа Т-10К. J-15, в свою очередь, поднялся в воздух всего пару лет назад. Разница в двадцать лет не могла не сказаться на составе и возможностях бортового оборудования. Так что само сравнение Су-33 и J-15, предпринятое китайцами, обречено на неудачу.

С учетом большой разницы в возрасте самолетов, а также в свете устаревания техники, такое сравнение является в некотором смысле неудачным для китайского истребителя. Даже если J-15 действительно опережает Су-33 по всем характеристикам – чего, нужно сказать, не наблюдается – то это говорит лишь о том, что Китай в технологическом плане смог догнать не Россию, но еще Советский Союз образца второй половины восьмидесятых. Подобная «победа в гонке» была бы почетной для развивающейся страны, а вот для без пяти минут сверхдержавы, как позиционирует себя Китай, это уже смотрится в достаточной мере сомнительно.

Вполне понятно, что Су-33 был выбран «соперником» в сравнении только из-за того, что J-15 делался, как минимум, с использованием документации по нему. Поэтому более новый самолет в некоторых нюансах может выглядеть лучше. Однако для большей справедливости следовало бы сравнивать не старый самолет с новым, а два новых. В таком случае «соперником» J-15 мог бы стать обновленный МиГ-29К или его учебный вариант МиГ-29КУБ.

МиГ-29К последней версии фактически представляет собой разработку конца восьмидесятых – начала девяностых, значительно доработанную в последние годы, чем немного похож на J-15. Конечно, Миг-29К и J-15 серьезно отличаются уже даже на уровне массогабаритных параметров: максимальный взлетный вес китайского истребителя чуть ли не в полтора раза больше аналогичного параметра российского. В то же время, МиГ-29К имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, высокую тяговооруженность (более единицы при нормальной взлетной массе) и возможность применения управляемых вооружений «воздух-поверхность». Таким образом, российская разработка уже имеет все те преимущества, которыми хвалятся китайцы, сравнивая свой новый самолет с нашим старым.

При сравнении действительно новых палубных самолетов можно вспомнить и про сроки начала службы. Согласно нынешним заявлениям китайских чиновников, J-15 будет принят на вооружение в 2014-15 году. В начале этого года российское министерство обороны заказало РСК «МиГ» две дюжины истребителей Миг-29К и МиГ-29КУБ. Срок исполнения заказа – 2015 год. Таким образом, МиГ-29К и J-15 поступят в строй почти одновременно.

Также необходимо напомнить, что изначально сравнивавшийся с китайским истребителем Су-33 к тому же времени планируется выводить из строя по причине выработки ресурса. На их место придут новые МиГ-29К. В результате J-15 гарантированно сможет соревноваться с российскими палубными истребителями только по количеству. Однако в этом случае серьезным ограничительным фактором для обоих самолетов станет количество имеющихся авианосцев, от которого придется отталкиваться при расчетах необходимого количества истребителей.

Россия в течение ближайших лет будет располагать только одним авианосцем, а строительство новых пока только планируется. Вряд ли новые корабли с самолетами на борту войдут в строй раньше 2020 года. Китай, в свою очередь, тоже обладая одним авианосцем, собирается строить новые, хотя и в его случае пока рано говорить о количестве и сроках.

Как видим, заявления китайских военных о превосходстве истребителя Shenyang J-15 над Су-33, если и правдивы, то лишь отчасти. К примеру, более высокие летные данные «компенсируются» малым ресурсом двигателя, а все преимущества в электронном оснащении легко объяснимы одной только новизной. И все же основная проблема сравнения этих самолетов кроется в возрасте машин. Именно этот аспект не только нивелирует все преимущества китайской машины, но и выставляет некоторых китайских граждан в не очень хорошем свете, ведь в сравнении с более новой российской машиной J-15 уже не выглядит современным, уникальным и непобедимым.



Закрытие ИП