Для чего создаются комиссии по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам: принципы создания и функционирования. Регламент и сроки рассмотрения проблем

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

Комиссия по трудовым спорам служит местным органом исполнительной власти на предприятии.

Она может создаваться как по инициативе работников, так и работодателя. Комиссия призвана решать разногласия между работниками и администрацией.

Знание закона о созыве комиссии по трудовым спорам позволяет эффективно защищать интересы по оплате, условиям труда, социальным гарантиям и другим важным моментам трудовой деятельности.

Создание комиссии по трудовым спорам (КТС) позволяет решать конфликты на предприятии еще до обращения в суд.

Однако если не было предпринято попыток договориться напрямую, КТС все равно не может отказать в рассмотрении проблемы. Перед созывом попытается вызвать на диалог работника и работодателя, чтобы помирить их.

Созывается так, чтобы от каждой стороны в нее входило равное количество участников. В больших организациях может действовать несколько трудовых комиссий в разных структурных подразделениях.

Кто инициирует создание

Инициатива по созданию может исходить от:

  • Работника.
  • Работодателя.
  • Органа, защищающего интересы работника (например, профсоюз).
  • По согласию обеих сторон.

Определяется равное количество представителей с обеих сторон.

Для этого рассылается письменное предложение о создании комиссии работникам и руководителю организации. В течение 10 дней стороны направляют своих выборных представителей.

Делегаты от администрации предприятия обычно назначаются руководителем. Члены рабочей группы выбираются либо на общем собрании работников, либо орган по защите интересов работников делегирует сразу команду сотрудников, а она утверждается на общей конференции работников. Если не утверждается, то члены команды пересматриваются.

Оппонентами в трудовых спорах выступают 2 стороны. Если с работодателем все ясно, то другой стороны может быть не только человек, работающий в данный момент на предприятии.

Право созвать комиссию имеют также:

  • Бывшие сотрудники. Может отстаивать вопросы, возникшие во время работы на предприятии.
  • Кандидаты в сотрудники. Если человек хотел устроиться на предприятие, но ему отказали по ряду причин. Когда причины кажутся необоснованными, он может попросить созвать КТС.

Компетенция комиссии

КТС разрешает противоречия, возникающие при исполнении руководством законодательных норм трудовой деятельности федеральной и локальной направленности.

Комиссия рассматривает претензии не только действующих сотрудников, но и бывших, а также тех, кого не взяли на работу без достаточных оснований.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает вопросы, связанные:

  • а или .
  • , его исполнением.
  • Со и (выговоры, увольнение).
  • С выплатой или командировочных.
  • Иные вопросы, не решенные напрямую с работодателем.

КТС не может рассматривать следующие вопросы (они решаются только в суде) :

  • Оплата компенсаций за прогулы по уважительной причине или разнице в зарплате при понижении в должности.
  • по вине организации.

Даже в этих вопросах работник обращается в комиссию. От вынесенного ею решения зависят его дальнейшие действия.

Компетенция описана в ст. 385 ТК РФ. В ведение КТС входят только . То есть между одним работником и работодателем или многих работников с руководителем, если их вопросы разные. Определение индивидуального спора есть в ст. 381 ТК РФ .

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

Порядок рассмотрения спора изложен в ст. 387 ТК РФ . Точный порядок заседания в ней не расписан. Известно только, что для признания заседания законным необходимо:

  • Присутствие не менее половины заявленных членов как со стороны работника, так и работодателя.
  • Ведение протокола заседания.
  • Протокол должен быть подписан председателем или его заместителем и заверен печатью.

Особенности заседания КТС:

  • Основанием для заседания КТС служит письменное обращение работника, подлежащее регистрации.
  • КТС может отказать в рассмотрении дела только после заседания, если выяснится, что оно не в ее компетенции.
  • Обязанности секретаря и председателя выполняют поочередно представители обеих сторон.
  • Право отвода члена КТС не применяется.
  • КТС не меняет решение, вступившее в законную силу.
  • Заседание проводится при присутствии работника. Исключение – письменное заявление о причинах отсутствия.
  • Заседание открыто, каждый может высказаться.
  • Исследование и обсуждение вопроса завершается вынесением решения.
  • Решение должно быть обоснованным и соблюдать законодательство по труду.
  • Спор разрешается в срок 10 дней.
  • Решение комиссии окончательное и должно быть исполнено в течение 3 дней после 10-дневного срока на обжалование.

Сроки обращения

Срок обращения в КТС регламентирован ст. 386 ТК РФ :

  • Работник обязан обратиться с заявлением не позднее 3-х месяцев после того, как он узнал о нарушении или должен был узнать.
  • Если срок был пропущен по уважительной причине, комиссия может разрешить трудовой спор по существу, восстановив срок.

Срок обращения в суд — 3 месяца (срок исковой давности). Но:

  • Споры об увольнении рассматриваются судом в течение месяца после получения копии приказа об увольнении или трудовой книжки.
  • Споры о возмещении вреда, нанесенного организации работником – в течение одного года со дня обнаружения вреда.

Право рассматривать споры имеют не только КТС и суды. Все дела, кроме восстановления на работе, могут решать мировые судьи или отдельные судьи, единолично.
Органы федеральной инспекции по труду также рассматривают все виды споров. При этом сроков исковой давности нет. Можно и в .

Трудовой инспектор после проверки обстоятельств спора выносит предписание об устранении нарушений и назначает работодателю срок для их исправления.

Если в организации назревает конфликт, то некоторые работники могут почувствовать, что они не в силах что-либо сделать для решения вопроса. Это не вызывает удивления, т.к. у руководителей предприятия гораздо больше полномочий, чем у их подчиненных.

Чтобы при решении проблемы у каждого сотрудника были одинаковые возможности защищать свои интересы перед руководителями, комиссия по трудовым спорам (иногда путают и называют комитет) это может обеспечить. Данная комиссия дает гарантию любому из трудящихся, что каждый вопрос, с которым они обратятся, будет самым внимательным образом рассмотрен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что такое комиссия по трудовым спорам?

Такие комиссии собирают в организациях, в которых трудится не менее пятнадцати человек . Вопросы по комплектованию комиссии, а также, из какого количества сотрудников она будет состоять, решается на общем собрании организации, путем голосования.

Чтобы данный вопрос вынесли на повестку дня, свое желание должны выразить работники трудового коллектива, либо руководители предприятия. Если никто не высказал подобного желания, то нет необходимости в создании комиссии.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это ресурс в разрешении спорных моментов , которые могут быть, если предприятие активно развивается. КТС нужна для того, чтобы было кому отстаивать интересы и права трудящихся на предприятии. Для этого комиссия будет использовать все удобные и законные варианты решения проблем.

У комиссии есть свои сильные полномочия, поэтому все проблемные моменты должны решаться таким образом, как она посчитает нужным.

Также решения комиссии необходимо выполнять незамедлительно и мнение ее членов нельзя обсуждать, либо подвергать сомнениям.

У КТС в первую очередь должно быть непредвзятое и адекватное мнение. По этой причине в ее состав набирают поровну как руководителей организации, так и подчиненных. Состав комиссии должен решать все споры, которые могут возникать между начальством и подчиненными, если проблема носит индивидуальный характер.

КТС образуются по инициативе сотрудников, либо руководителей организации, из равного количества тех и других. Руководитель и представительный орган трудящихся (им направлено письменное предложение о создании комиссии) должны в течение десяти дней отправить несколько своих представителей, которые станут членами КТС.

Директор предприятия назначает представителей для комиссии по рабочим вопросам. Представителей же трудящихся выбирают на общем собрании.

Если сотрудники пожелают, то такие комиссии могут распределить по структурным отделениям. На собрании обычно рассматривают проблемные вопросы, но только в рамках конкретных подразделений.

У комиссии обычно есть собственная печать . Руководителю полагается обеспечивать деятельность комиссии. Комиссия выбирает среди своего состава председателя, его зама, а также секретаря.

Полномочия и компетенция

Полномочия у комиссии довольно широкие. Деятельность комиссии не может корректироваться какими-либо иными организациями. Комиссия может и должна заниматься любыми проблемами, с которыми к ней обращаются сотрудники предприятия. Но, полномочия комиссии охватывают только территорию конкретного предприятия, они не могут выходить за рамки .


Помимо того, что комиссия трудится во благо эффективных отношений в коллективе организации, она также может разрешать споры с уволившимися сотрудниками. Данное действие основано на возникшей проблеме между руководителем организации и бывшим работником. Чаще всего на счету сотрудника имеются определенные нарушения дисциплины.

Помимо этого, призвать на помощь комиссию по трудовым спорам могут те граждане, которых не приняли на работу в организацию, но не смогли внятно объяснить причины.

К компетенции комиссии относятся различные проблемы, которые связаны с такими обстоятельствами, как:

  • вопросы ;
  • регламентами трудового ;
  • различными взысканиями;
  • оплатой дополнительных рабочих часов.

В компетенцию комиссии не входят те вопросы, с которыми необходимо обращаться в суд:

  • восстановление на рабочем месте после ;
  • денежное возмещение за вынужденный прогул, либо назначенный заработок в ходе перевода на другую должность.

Несмотря на это, трудящийся имеет полное право обратиться в комиссию для проведения досудебного разбирательства.

Комиссия вынесет свой вердикт, от которого будет зависеть последующее действие бывшего работника организации.

Комиссия считается органом по рабочим спорам, кроме тех ситуаций, по которым должен быть иной порядок рассмотрения, установленный законом.

Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в том случае, если трудящийся сам, либо с помощью иного лица не смог прийти к единому мнению с руководителем в ходе переговоров.

Сроки обращения работников

В КТС сотрудник имеет право обратиться на протяжении трех месяцев . Отсчет этого начинается с момента возникновения спора. Считается, что в течение трех месяцев конфликт будет разрешен естественным образом. Если этого не произойдет, то сотруднику необходимо обратиться за помощью в КТС.

Но, здесь есть пара нюансов. Если сотрудник решил обратиться к комиссии по причине его увольнения не по закону, и эта проблема может быть рассмотрена в качестве досудебной, то нужно немедленно обращаться в КТС.

Данное действие необходимо выполнить незамедлительно, чтобы потом у суда не было вопросов по поводу оттягивания даты опротестования.

Согласно статье 386 ТК РФ , сотрудник имеет право прийти в комиссию спустя три месяца с момента нарушения его прав. Если сотрудник не обратился в течение трех месяцев по уважительной причине , то ему могут восстановить срок и рассмотреть вопрос.

Период ознакомления комиссии с заявлением – десять дней . В течение этого периода должны рассмотреть. Если комиссия в этом откажет, то сотруднику будут предоставлены все аргументы.

Если же заявление комиссия примет, то спор должен быть разрешен в течение одного месяца . Если же комиссия примет решение, которое не устроит работника, то он может пойти в суд с этим же заявлением.

Образец искового заявления в суд можете скачать .

Как обратиться в комиссию по трудовым спорам?

Сотрудник имеет право обратиться в КТС после того, как он не смог разрешить инцидент собственными усилиями. Обращение в комиссию происходит путем подачи заявления . Если комиссия есть в структурном подразделении, то сотрудник отдает заявление уполномоченному лицу. Уполномоченный, в свою очередь, данное заявление отправляет дальше по инстанции.

Заявление будет рассмотрено, либо получен отказ с объяснением не от структурной, а от общей комиссии организации. Данный документ подписывает председатель и заверяет секретарь.

Заявление сотрудник должен оформить на имя председателя комиссии. В документе необходимо обозначить личные данные. Документ оформляется в свободной форме, либо можно выбрать для него бланк. Принципы оформления заявления могут быть отличны на различных предприятиях. Общий порядок оформления заявлений таков:

  1. Упоминание происшествия, из-за которого возникла проблема.
  2. По каким причинам конфликт усугубился.
  3. Доказательства невиновности.
  4. Что было предпринято.
  5. Просьба о решении конфликта.

Порядок работы комиссии и вынесение решения

Рабочая деятельность осуществляется на заседаниях, которые образуются по мере надобности. Дата заседания выносится заблаговременно , чтобы успеть оповестить обе стороны, а также тех, кто имеет отношение к проблеме.

Директору, либо его заместителю необходимо присутствовать лично на собрании. Также на заседание нужно явиться трудящемуся. Собранием руководит председатель. Обе стороны по очереди высказывают свою точку зрения.

Позже, вслед за выступлением обеих сторон, свое мнение должны высказать прочие присутствующие. Затем члены комиссии открыто голосуют и приходят к определенному результату собрания. После оглашения решения его надлежит исполнить за несколько дней.

Ход работы комиссии состоит из следующих пунктов:

  • Принятие и ознакомление с документом.
  • Работа в процессе ознакомления с конфликтом.
  • Исполнение принятого решения.

Решение, которое озвучивает комиссия:

  • Не может обсуждаться или критиковаться.
  • Его подлежит привести в действие без промедления.
  • Оспорить решение можно только через суд.

Протокол и печать КТС

Каждой КТС необходимо иметь печать , выдаваемую руководителем компании. Печать должна быть изготовлена по стандартному образцу. Печать изготавливается на денежные средства руководителя.

Каждая комиссия должна оставлять свою печать на любом документе, на котором ставят свою подпись главные лица. Помимо этого, печать должна присутствовать на каждом разрешенном конфликте.

Протоколом считается определенный документ, в нем должно быть зафиксировано решение комиссии, а также процесс собрания.

Составляется протокол в утвержденной форме:

  • В «шапке» фиксируется наименование предприятия, а также число и место.
  • Прописываются имена всех членов комиссии.
  • Прописывается причина подачи заявления и сведения.
  • Указываются все граждане, которые участвовали в собрании.
  • Принятое решение в краткой форме.
  • Далее председатель подписывает документ, ставит число.

Удостоверение КТС

В том случае, если комиссия вынесла решение, но оно не исполняется директором в определенный период, тогда трудящемуся высылают удостоверение. Эту важную бумагу выдает комиссия.

В удостоверении должно быть указано:

  • Наименование комиссии;
  • Число, в которое вынесли решение;
  • Число составления документа;
  • Решение конфликта;
  • Печать.

Данный документ не полагается сотруднику, если он подавал жалобу в суд из-за нежелательного для него вердикта комиссии.

В случае, если такой документ окажется в суде до завершения трех месяцев , то решение комиссии придется выполнять в обязательном порядке. Обрести вновь возможность обратиться в суд с заявлением можно только, если будет наличие серьезных аргументов.

Как работает комиссия по трудовым спорам узнайте из ролика:

Возникающих между работником и работодателем, в организации или у работодателя-ИП могут создаваться комиссии по трудовым спорам. При наличии такой комиссии работник может первоначально обращаться к ней за разрешением спора, кроме случаев, когда обязателен исключительно судебный порядок урегулирования индивидуального трудового спора. Так, комиссией могут рассматриваться, к примеру, споры об оплате за сверхурочную работу, споры об обоснованности применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора, споры об обоснованности изменения работодателем условий трудового договора.

Подробнее о порядке разрешения трудовых споров мы рассказывали в нашем .

А как оформить приказ о создании комиссии по трудовым спорам на предприятии?

Создание комиссии по трудовым спорам: порядок

Комиссия по трудовым спорам может создаваться по инициативе как работников, так и работодателя и должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя. Конкретное число членов комиссии законодательством не установлено. На практике комиссия по трудовым спорам обычно состоит из 3 человек от каждой стороны. Получив предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, работодатель и представительный орган работников должны направить в комиссию своих представителей в течение 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

Сказанное означает, что создание трудовой комиссии - это обоюдное решение, принятое работниками и работодателем. И говорить о том, что трудовая комиссия создается на основании приказа работодателя, нельзя. Комиссия по разрешению индивидуальных трудовых споров действует обычно на основании Положения о комиссии, которое утверждается работодателем и представителями работников.

Под приказом о создании комиссии обычно понимается распорядительный документ, которым работодатель решает основные вопросы, которые возникают при образовании комиссии и которые находятся исключительно в компетенции работодателя.

К примеру, именно работодатель определяет перечень своих представителей в комиссию по трудовым спорам (ч. 2 ст. 384 ТК РФ).

Кроме того, работодатель должен обеспечивать организационно-техническое сопровождение деятельности комиссии (к примеру, выделить помещение для проведения заседаний комиссии) (ч. 4 ст. 384 ТК РФ). Поэтому этот аспект создания трудовой комиссии также может быть отражен в приказе работодателя.

После того, как комиссия будет создана, она избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ).

Законодательством не установлен срок, на который комиссия создается. Поэтому такая комиссия может создаваться для рассмотрения как конкретного трудового спора, так для постоянной работы в качестве органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Также, при необходимости, из состава комиссии могут выводиться одни лица и включаться в нее другие. Ведь, к примеру, для разрешения денежного спора в комиссию целесообразно включать представителя бухгалтерии. Однако необходимости в нем нет при разрешении исключительно кадрового спора, не связанного с оплатой труда работника.

Комиссия по трудовым спорам является органом коллектива работников. Такие комиссии создаются непосредственно в организациях или у индивидуальных предпринимателей для рассмотрения трудовых споров работников данных организаций или индивидуальных предпринимателей.

Все трудовые споры работников, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются непосредственно в суде (ст. 308 ТК РФ). Не предусматривает закон рассмотрения споров комиссиями также в религиозных организациях (ст. 348 ТК РФ).

Трудовое законодательство (ст. 384-389 ТК РФ) регламентирует вопросы деятельности КТС только в самых общих чертах, поэтому целесообразно на уровне локальных нормативных актов разрабатывать Положение о комиссии по трудовым спорам*(44), в котором должны быть подробно изложены особенности ее организации и функционирования. Несомненно, что важнейшее значение в данной ситуации имеют вопросы процессуального и процедурного характера (принятие заявления работника, порядок его рассмотрения, процедура вынесения решения и т.д.). В связи с этим при разработке Положения о КТС рекомендуется использовать соответствующие нормы действующего гражданского процессуального законодательства.

Комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. Именно таким образом создавались КТС до 25 сентября 1992 г. Впоследствии, когда вступил в силу известный Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"*(45), КТС избирались общими собраниями (конференциями) трудовых коллективов организаций. Такой порядок просуществовал вплоть до вступления в силу Трудового кодекса РФ и показал свою несостоятельность, поскольку "явился своеобразной данью излишне расширительному пониманию демократии на производстве, что привело, к сожалению, к снижению уровня компетентности комиссий в организациях"*(46).



Между тем требование о равном количестве представителей сторон само по себе может повлечь за собой возникновение разногласий. Из ст. 384 ТК РФ следует, что минимально КТС может состоять из двух человек (по одному от стороны), то ее максимальный состав законом не ограничивается. Таким образом, прежде чем избирать (назначать) представителей в комиссию, сторона - инициатор создания КТС должна выяснить мнение второй стороны относительно количественного состава комиссии. Без этого работодателю нет смысла первому назначать своих представителей в КТС, поскольку общее собрание работников может не согласиться с его мнением о составе данного органа. Так, приказ генерального директора ГУП "Электролинии" о назначении трех представителей работодателя при избрании двух представителей работников был опротестован прокурором и впоследствии отменен, комиссия создана в соответствии с требованиями ТК РФ*(47).

Согласно ст. 384 ТК РФ для образования КТС необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). Следует отметить, что указанная статья имеет отдельные недостатки. Как известно, с инициативой образования КТС выступают, как правило, работники. Между тем в трудовом законодательстве отсутствует механизм, обязывающий работодателя оперативно отреагировать на подобное предложение работников. Представляется, что в данном случае вполне возможно использование процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 36 ТК РФ. Она закрепляет правило о том, что представители стороны, получившие уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в содержание ч. 1 ст. 384 ТК РФ необходимо включить следующее положение: "Работодатель или представительный орган работников, получивший письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязан в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения назначить (делегировать) в комиссию своих представителей".

Избрание в состав КТС представителей работников может быть осуществлено двумя способами:

Избрание на общем собрании (конференции) работников;

Делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании.

Когда избрание в КТС представителей работников производится на общем собрании (конференции) работников, процедура избрания определяется самим собранием (конференцией), поскольку ТК РФ ее не регламентирует.

По общему правилу избранными считаются кандидатуры, которые получили большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания (конференции) работников либо представительного органа работников.

Представители работодателя в КТС назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Законом не урегулирован порядок определения численного состава КТС. Представляется, что предложение о численном составе должно исходить от стороны, выступившей с инициативой создания такой комиссии. Работники и (или) работодатель, выступая с инициативой создания КТС, определяют число своих представителей в ней. Следовательно, работники должны решить данный вопрос на общем собрании (конференции). Работодатель при назначении своих представителей в КТС предусматривает количественный состав представителей с учетом числа избранных представителей работников.

Трудовой кодекс РФ не определяет срока полномочий КТС. Вероятно, что указанный срок может быть установлен сторонами социального партнерства. Наиболее приемлемым представляется предложение обусловить срок полномочий комиссии периодом действия коллективного договора. Ведь в таком случае представителей работников в комиссию можно избрать на том же собрании (конференции), которое созывается в целях утверждения коллективного договора*(48).

Собрание (конференция) вправе не определять срок полномочий КТС. Отсутствие подобного решения будет означать действие комиссии в течение неопределенного времени. Однако в данной ситуации в КТС не останется ни одного избранного работниками члена. Все они будут делегированы представительным органом взамен выбывших. Причем они могут не утверждаться общим собранием (конференцией).

В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением, что с принятием Трудового кодекса РФ КТС приобретает черты своего рода постоянно действующего арбитража, создаваемого сторонами трудовых отношений, в который они добровольно обращаются, признавая тем самым обязательный характер решения комиссии по трудовым спорам*(49), если таковое не будет ими оспорено в суде в той или иной форме (обращение в суд за защитой нарушенного права).

Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения нормального функционирования КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Порядок избрания и компетенция председателя и секретаря определяются самой комиссией, поскольку иное не предусмотрено законом. Избранным считается член КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию.

В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на основе принципа паритетности, гарантирующего равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работников. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

К обязанностям секретаря относится выполнение технической работы: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверение, хранение дел.

В компетенцию председателя КТС включается решение таких вопросов, как организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведение протокола заседания, ведение самих заседаний при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых КТС решений (копий решений, удостоверений и др.).

Согласно ст. 384 ТК РФ, помимо председателя КТС может быть избран из состава комиссии также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Именно работодатель обязан предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами.

По решению общего собрания (конференции) работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии формируются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. Представители работодателя в такую КТС могут быть назначены приказом руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя) либо по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих структурных подразделений.

Отдельные ученые предлагают создавать КТС при государственной инспекции труда, обеспечив тем самым независимость КТС от работодателя, поскольку члены КТС будут приниматься на работу государственной инспекцией труда на конкурсной основе*(50). Эта идея отражает деятельность трудового арбитража, но не КТС. Комиссия по трудовым спорам "сейчас является действительно социально-партнерским органом, деятельность которого направлена на досудебное урегулирование спора"*(51).



Бизнес идеи