Выполняя интернациональный долг. Отличие концепций военного вертолетостроения в ссср и сша

Советский/российский армейский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.

Является первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийное производство вертолета стартовало в 1971 году и с тех пор он получил множество модификаций, которые поставлялись во многие страны мира. Активно эксплуатировался во время Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Выпускается на ОАО «Роствертол».

Неофициальное названия: «Крокодил », «Галя», «Галина», «Полосатый». Вертолёты ранних выпусков называли также «Веранда» или «Стакан» - из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) стартовала сразу после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы уже через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж- лётчик и оператор. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вместимостью до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины расположены двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оснащены шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

Изначально в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было решено на первых машинах оборудовать комплекс К4В вертолёта Ми-4 - ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания стартовали 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров) и практически сразу началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали - для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт оборудовали крылом с отрицательным V-12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), сконструированные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А производились заводом в городе Арсеньев. Было построено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была создана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд."241") получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения - кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14 - винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оснащать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не применять… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и выпускался самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, приобретшего широкую известность во всём мире.

Конструкция Ми-24

Ми-24 выполнен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа расположена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может располагаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж размещается в герметизированных кабинах, оснащённых системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания заражённого воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами размещена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, оборудованны стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут расположиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки основных стоек шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5 град., но и вправо на 2,5 град., это обеспечивает устойчивость при поступательном прямолинейном полёте.

Одной из основных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 кв.м. с отрицательным поперечным V - 12 град., которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Дополнительное вооружение

Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были созданы вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7,62).

Также Ми-24 способен нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для отражения атак истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами монтировались на внутренних держателях.

Характеристики Ми-24

Размеры

Диаметр несущего винта: 17,3 м
-Диаметр рулевого винта: 3,908 м
-Высота с вращ. винтами: 5,47 м
-Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
-Ширина фюзеляжа: 1,7 м
-Высота фюзеляжа: 3,9 м
-Размах крыла: 6,4 м

Основные массы

Пустой: 7580 кг
-Нормальная взлётная: 10 500 кг
-Максимальная взлётная 11 500 кг
-Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
-Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
-Внутренний запас топлива: 2100 кг
-Запас топлива в ПТБ: до 3000 кг

Силовая установка

Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
-Мощность: 2 х 2200 л. с.

Лётно-технические характеристики

Экипаж: 2-3 чел.
-Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
-Крейсерская скорость: 270 км/ч
-Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч
-Дальность полёта практическая: 450 км
-Дальность полёта перегоночная: 1000 км
-Средний расход топлива: 780 л/час
-Статический потолок: 1400 м
-Динамический потолок: 4950 м
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: ?1,3/+3
-Допустимый угол крена: 50 град.
-Допустимый угол тангажа: 30 град.

Вооружение

Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
-Число точек подвески: 6 (4)
-Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
-Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
-Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
-«Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
-Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Основным боевым вертолетом Российской армии является Ми-24, и, судя по всему, он сохранит этот статус в обозримом будущем. Вертолет представляет собой оригинальное сочетание собственно боевого вертолета, предназначенного для борьбы с танками и огневой поддержки сухопутных войск, и транспортного вертолета, способного доставить в заданную точку в полностью экипированных пехотинцев.

Работа по созданию вертолета была начата в 1960 г., а 15 сентября 1969 г. состоялся первый полет опытного образца. В начале 1970 г., еще до завершения государственных испытании, вертолет первой серийной модификации Ми-24А был запущен в серийное производство на Арсеньевском механическом заводе (рабочее проектирование велось параллельно с подготовкой серийного выпуска). Несколько позже строительство Ми-24 в модификации «Д» было начато и на Ростовском вертолетном заводе. Серийный выпуск был прекращен к 1992 г., всего было изготовлено до 2300 машин этого типа. В настоящее время данное предприятие, переименованное в ОАО «Ростовский вертолетный завод «Роствертол», продолжает производство экспортных модификаций Ми-25 и Ми-35.

Вертолет спроектирован по одновинтовой схеме и снабжен трехстоечным убирающимся в полете колесным шасси. В носовой части фюзеляжа расположены герметизированные кабины пилота и стрелка-оператора, а за ними находится 8-местная грузовая кабина.

Одной из конструктивных особенностей Ми-24 является наличие крыла относительно большого размаха (6,66 м), которое в полете развивает подъемную силу, равную примерно 25% массы вертолета. Под каждой из консолей крыла смонтировано по два пилона для подвески вооружения, консоли заканчиваются вертикальными законцовками, также использующимися для размещения вооружения. Силовая установка включает два турбовальных газотурбинных двигателя ТВЗ-117 различных модификаций, установленных в общем обтекателе над грузовой кабиной. Для запуска двигателей на необорудованных площадках предусмотрена вспомогательная силовая установка АИ-9В. Для снижения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне частот и уменьшения, таким образом, вероятности его поражения ракетами с тепловыми головками самонаведения на соплах двигателей располагаюся экранно-выхлопные устройства.

Вертолет имеет пятилопастный несущий винт. Трехлопастный рулевой винт размещается слева на концевой балке, выполненной в виде стреловидного вертикального оперения.

В связи с тем что вертолет Ми-24 предназначен для действий над полем боя, при его создании особое внимание было уделено повышению его боевой живучести. Для этого был реализован комплекс мер, включающий в себя бронирование кабины экипажа и наиболее важных агрегатов и систем, дублирование пилотажных приборов в кабинах летчика и стрелка-оператора, резервирование ряда систем и внедрение противопожарной системы заполнения топливных баков пенополиуретаном.

В целях защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения на фюзеляже вертолета установлены контейнеры АСО-2, снаряженные 132 зарядами - ложными целями. Для снижения визуальной заметности было разработано несколько вариантов камуфляжной окраски вертолета.

Пилотажно-навигационное оборудование вертолета включает в себя автопилот, автоматические радиокомплексы, радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматические навигационные планшеты с движущейся картой района боевых действий, а также другую аппаратуру.

Одна из наиболее широко распространенных модификаций Ми-24Д вооружена четырехствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7 на подфюзеляжной турельной установке, ПТУР «Фаланга-П» и различным подвесным вооружением.

У модификации Ми-24В в состав вооружения введены новые сверхзвуковые противотанковые ракеты «Штурм-В», в кабине летчика установлен новый автоматический прицел АСП-17В. Обеспечена возможность размещения на пилонах подвесных топливных баков. С 1976 по 1986 г. выпущено более 1000 вертолетов этой модификации.

Мощное вооружение имеет вертолет модификации Ми-24П. У него вместо подвесной пулеметной установки в носовой части фюзеляжа на правом борту установлена неподвижная двухствольная авиапушка ГШ-ЗОК калибром 30 мм, огонь из которой ведет летчик, используя прицел АСП-17В. Скорострельность пушки - 300 и 3000 выстр./мин. Вертолет производился серийно с 1981 по 1991 г., выпущено 620 машин.

Также пушечное вооружение имеет вертолет модификации Ми-24ВП. Он снабжен подфюзеляжной установкой с двухствольной пушкой ГШ-23. Дальнейшим развитием этой модификации стал Ми-24ВМ. Он отличается модернизированным несущим и Х-образным рулевым винтами, установкой лазерного дальномера, а также аппаратуры закрытой радиосвязи и новой командной радиостанции с расширенным частотным диапазоном. Вертолет вооружен модернизированным комплексом противотанковых ракет и системой управляемого вооружения «Игла-В» класса «воздух-воздух».

Выпускались также разведывательная модификация Ми-24Р, Ми-24К - вертолет для ведения разведки над полем боя и корректировки огня своей артиллерии, Ми-25- экспортный вариант вертолета Ми-24Д, Ми-35 - экспортный вариант вертолета Ми-24В, Ми-35П - экспортный вариант вертолета Ми-24П, Ми-35М - экспортная модификация вертолета с радиоэлектронным оборудованием западных фирм и новыми агрегатами и системами вооружения, разработанными для боевого вертолета Ми-28.

Кроме перечисленных серийных моделей, были разработаны и проходили испытания патрульно-спасательный вертолет Ми-24ПС, противолодочный вертолет Ми-24М и вертолет- минный тральщик Ми-24БМТ.

Имелся также рекордный вариант вертолета А-10, на котором в 1975 и 1978 гг. было установлено несколько мировых рекордов, в том числе абсолютный рекорд скорости - 303,4 км/ч на дистанции 15-25 км.

Возможно вам будет интересно:

3211

Такой боевой машины, как не было нигде, за плотный огонь на высокой скорости афганские моджахеды прозвали его «дьявольской колесницей». У лётчиков он получил кличку «крокодил».

Оснащённый грозным вооружением класса «воздух – земля» превращался в непревзойдённого противника на поле боя. Этот боевой ударный вертолёт до сих пор остаётся на вооружении многих стран в мире.

История создания

Идея по созданию «летающей боевой машины пехоты» созрела у генерального конструктора М.Л. Миля ещё в начале 60-х годов прошлого века. Он предполагал, что вертолёт будет не только прикрывать наземные подразделения мощным огнём, но и доставлять небольшие армейские группы к месту назначения.

Макет многоцелевой боевой машины, получившей индекс В-24, изготовили в 1966 году, а после постановления правительства в мае 1968 года приступили к проектированию и эскизам вертолёта. Прототип изготовили к июню 1969 года, используя в конструкции новой машины двигатели и агрегаты вертолётов Ми 8 и Ми 14 , что позволило значительно ускорить процесс.

Осенью 1969 года состоялся первый облёт нового вертолёта, а в 1970 году с середины лета машина проходила лётные испытания. Начиная с 1971 года, вертолёты начали поступать в армейские подразделения. Комплекс вооружения «Штурм», готовящийся для установки на не успели довести до конца и решили разместить на новой машине пулемёт А-12,7 на платформе НУВ-1 и ПТРК «Фаланга». Официально, лишь после постановления правительства от 1972 года был взят на вооружение. Арсеньевский авиазавод на продолжение пятилетки выпустил свыше 240 вертолётов.

Описание вертолёта

Аэродинамическая компоновка машины представляет собой традиционную схему с одним несущим винтом из пяти лопастей и рулевым трёхлопастным толкающим. Впоследствии хвостовой винт перенесли на левый борт и он стал не толкающим, а тянущим.

Высокое расположение крыла с отрицательным поперечным V выбрано из соображения размещения на нём подвесок для вооружения. Но, основная функция крыла предназначена для аэродинамической разгрузки машины, в установившемся полёте небольшой размах крыла принимал на себя 20% веса вертолёта.

Кабина выполнена по тандемной схеме для двух человек – командира и оператора вооружения. Бронезащита кабины состоит из бронелистов, защищающих экипаж сбоку и снизу, пуленепробиваемого остекления фонаря пилотов. В середине фюзеляжа располагалась кабина для десантников на восемь мест или 1.5 тонны груза. Эти два отсека создавали замкнутое герметичное пространство, не дающее проникать внутрь заражённому воздуху.

Когда оператор вооружения был занят наведением и пуском ПТУР, командир управлял машиной и вёл огонь из носового пулемёта и оружия, располагающегося на подкрыльных подвесках. Позднее в экипаж входил бортовой техник.

Трёхстоечное шасси вертолёта было выполнено убирающимся. Протектированные внутренние ёмкости пяти баков вмещали весь запас топлива, подача которого не прекращалась при повреждении любого из них.

Модификаций было выпущено много, если начальный вариант имел кабину экипажа по типу «веранда», то поступивший в войска был оснащён раздельными кабинами. После доработки ПТРК «Штурм-В», установки автоматического прицела АСП-17В и размещения дополнительных ёмкостей для топлива вертолёт получил индекс , а для экспорта как Ми 35.

В 1975 году машину оснастили 30-мм пушкой ГШ-30К. Двухствольное орудие было установлено с правой стороны фюзеляжа и закреплено неподвижно. Этот вариант получил индекс . Практика применения армейских в Афганистане показала, что необходимо заменить имеющиеся двигатели ТВ-117 на высотные ТВ-117В с более эффективной защитой от пыли и экранно-выхлопными устройствами.

Афганская война заставила усилить бронезащиту машины и в топливных баках применить пенополиуретановый наполнитель. Вооружение усилили, установив пушечные контейнеры универсального типа УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23. В 90-е годы были выпущены машины с двигателями от Ми 28 , несущим и хвостовым винтом от этого нового вертолёта, которые вышли в серию под индексом ВМ.

Тактико-технические данные

Диаметр несущего винта 17,3 м
Диаметр хвостового винта 3,908 м
Высота при вращающихся винтах 5,47 м
Экипаж 3 чел.
Размах крыла 6, 4 м
Вес пустой машины 7580 кг
Максимальный взлётный вес 11500 кг
Вес полезной нагрузки 2400 кг
Запас топлива в баках 2100 кг
Двигатели 2 х ТВ-117
Мощность двигателей 2 х 2200 л.с.
Количество десантников 8 чел или 2 легко раненых и 2 тяжело раненых и один медработник
Максимальная горизонтальная скорость 335 км/ч
Крейсерская скорость 270 км/ч
Практическая дальность 450 км
Перегоночная дальность 1000 км
Динамический потолок 4950 м
Стрелково-пушечное вооружение В зависимости от модификации
Количество точек подвески 6
УР Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13, С-24
Ракеты «воздух – воздух» Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
Бомбовое вооружение Бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг

Интересным фактом биографии является массовость производства. Из 2300 единиц произведёнными нашими заводами, 1500 вертолётов поступили в армейские подразделения ВС России.

Применение Ми 24В Сирии

Ранее имел название «Стакан» по аналогии с остеклением кабины, грани которой походили на этот сосуд. Со временем за ним установилось прозвище «Крокодил» с каковым и столкнулись боевики ИГИЛ в Сирии. Эта машина прошла через Афганистан, Чечню и Южную Осетию, она прекрасно приспособлена к жаркому климату и не боится пылевых бурь.

Наряду с огневой мощью, которой обладает этот вертолёт, он больше всех других ударных машин может оказать действенную помощь в вызволении экипажей, терпящих бедствие на сирийском театре военных действий, так как обладает транспортным отсеком, подходящим для перевозки экипажей и раненных.

По огневой мощи с может сравниться только, пожалуй, Ка 52 и правильно решило российское МО, отправив в сирийскую пустыню проверенный боевой вертолёт.

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.

Ми-24 - ударный вертолет, созданный в 1970-х годах в СССР. Применялся во многих военных конфликтах. Занимает первое место по количеству выпущенных единиц среди ударных вертолетов. Имеет прозвище «Крокодил».

История создания

ОКБ Миля приступило к проектированию новой машины в 1968, через год уже имелся первый экспериментальный образец (Ми-24А). Вертолет был двухместный с грузовым отсеком на 8 десантников. Кабина и двигатель были частично бронированы. Вооружение использовалось от Ми-4, включало неуправляемые ракеты и пулемет. Пройдя предварительные испытания, серия из 10 вертолетов поступила для тестирования в войска.

Ми-24А в музее Swartkop (ЮАР).

В это время было выполнено несколько модификаций вертолета. На Ми-24Б было установлено новое вооружение (пулемет и ракетная установка), а на Ми-24В изменен рулевой винт и улучшено управление. Совместив в одной машине обе модификации, в 1973 году бюро Миля выпустило окончательный вариант вертолета Ми-24Д, который и был принят на вооружение армией СССР.

С тех пор Ми-24 много раз модернизировался, в том числе в качестве экспортных вариантов по запросу иностранных государств. Изменения в модификациях касались в основном размещенного вооружения. Всего было произведено свыше 3500 машин.


Особенности конструкции

Схема вертолета стандартная двухвинтовая (несущий винт - 5 лопастей, рулевой – 3).

Экипаж размещается по схеме «тандем». В передней кабине размещается стрелок, за ним (в отдельной кабине) пилот. В отсеке оборудования предусмотрено сидение для бортмеханика, в случае введения в экипаж третьего человека. Обе кабины герметизированы и отделены бронеперегородкой. Также бронированы: лобовые стекла, кресло пилота, приводная коробка, масло- и гидробак. В средней части вертолета находится грузовой отсек, в задней помещается оборудование. Туда же убираются стойки шасси.

Техническое решение с небольшим наклоном вала несущего винта позволило сделать полет более устойчивым, уменьшить возможный крен, что служит повышению точности стрельбы из бортового оружия.


Фото: Ми-24 взлетает.

На заднем плане этой фотографии виден вертолет Ми-28 .

Вооружение

Вооружение Ми-24 сильно зависит от конкретной модификации. На вертолет устанавливается стрелково-пушечное вооружение (встроенное и подвесное), включая 4-х ствольные пулеметы и автоматические гранатометы. Ми-24 оснащен неуправляемыми ракетами различных систем, имеет 4-6 точек подвески и может нести бомбы (в том числе кассетные) калибра 50-500 кг.

С конца 1980-х годов на Ми-24 начали устанавливать ракеты «воздух-воздух», предназначенные для уничтожения других вертолетов и защиты от авиации противника.

Эксплуатация и боевое применение

Со времени создания Ми-24 поставлялся во множество государств по всему миру. Во многих странах (включая бывшие государства Варшавского договора, ставшие членами НАТО) он продолжает оставаться на вооружении, несмотря на то, что уступает более современным российским вертолетам.

Среди главных эксплуатантов Ми-24 на сегодняшний день можно выделить Россию (178 машин), Украину (133), Индию (19), Алжир (31), Анголу (22), Польшу (28), Бразилию (12), Вьетнам (26), Судан (25), КНДР (20).


Ми-24 участвовал более чем в 30 военных конфликтах. В боевых действиях вертолет применялся не только непосредственно для огневой поддержки, но и в качестве десантной, транспортной и эвакуационной машины.

Первым военным конфликтом, в котором Ми-24 прошел испытания в боевых условиях, стала Эфиопско-сомалийская война 1977-78 годов.

В Афганской войне Ми-24 стал основным вертолетом армии СССР (потеряно при этом было 127 машин, в основном от воздействия ПЗРК).


В Ирано-иракской войне (1980-88) Ми-24 довольно успешно применялся для борьбы с воздушными целями.

Российская армия использовала эти вертолеты в обеих Чеченский войнах.

В войнах в Афганистане и Ираке (2001-03) Ми-24 использовался польской армией (в составе коалиции США).


Из последних конфликтов можно отметить использование Ми-24 Российской армией в операциях в Сирии и участие этой машины в войне в Ираке.

Некоторые модификации Ми-24

Ми-35М, созданы на базе Ми-24, но оснащаются более современными и мощными двигателями ВК-2500. Также Ми-35М имеет лопасти несущего винта изготовленные из стеклопластика и рулевой винт Х-образной формы. Внешне Ми-35М можно распознать по укороченному крылу и неубирающемуся шасси.


Ми-24ЛЛ (летающая лаборатория)

Ми-24ЛЛ – летающая лаборатория скоростного вертолета. Ми-24ЛЛ переоборудован из Ми-24К на предприятии АО "Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля".


Ми-35МС – вертолёт специального назначения. Машина достаточно секретная, на это намекает однотонная зеленая окраска этого вертолёта, которая не используется в армии. Также странно то, что на бортах машины отсутствуют опознавательные знаки, кроме флага России на хвосте. Об специальных функциях Ми-35МС говорят подвешенные на крыльях элементы радиоэлектронного оборудования, а также многочисленные антенны, размещённые на разных частях фюзеляжа.


Три вертолёта Ми-35МС планируется выпустить для верховного военного руководства РФ. По данным различных СМИ, на специальный вертолёт Ми-35МС установлена новая модернизированная авионика, система ночного видения, набор разнообразных датчиков для систем безопасности, навигационная система ГЛОНАСС/GPS и спутниковая станция «Радуга-МБ», комплекс защиты от радиоперехвата и система активной защиты от поражения средствами ЗРК имеющих инфракрасную систему наведения, подобные системы активной защиты уже устанавливаются на вертолеты авиаотряда правительства России.



Енвд