Азс для собственных нужд. Все о контейнерных и мобильных азс. Регистрация агзс в качестве опо


Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - стационарная АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом (СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа.

Как правило, АГЗС обеспечивает прием, хранение газа и заправку автотранспорта, работающего на СУГ. При этом для заправки транспортных средств применяется техническая смесь бутан-пропана с содержанием пропана до 50%.

К основным функциям АГЗС относятся:

  • заправка автотранспортных средств;
  • учет отпущенного СУГ;
  • хранение запаса СУГ;
  • слив (прием) СУГ из автоцистерн;
  • надзор за техническим состоянием автомобильных газовых баллонов.
В базовый состав технологической системы АГЗС могут входить:
  • Резервуары (емкости, газгольдеры) надземные и подземные для хранения и использования СУГ.
  • Газопроводы высокого и среднего давления.
  • Насосные установки.
  • Заправочные колонки.
  • Трубопроводная обвязка и иная арматура.
  • Электротехническое оборудование.
Работы на АГЗС - эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и т.д. - регламентируются следующими основными нормативными документами :
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» и подзаконные нормативно-правовые акты (в части эксплуатации АГЗС как ОПО).
  • Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
  • Приказ Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116 «Об утверждении ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
  • Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011).
Учет оборудования АГЗС в Ростехнадзоре

Часть оборудования, входящего в состав АГЗС, подлежит учету в органах Ростехнадзора в качестве технических устройств. Как правило, речь идет о резервуарах (емкостях, газгольдерах), которые ставятся на учет как сосуды, работающие под избыточным давлением более 0,07 МПа.

Так, согласно п. 214 ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП по сосудам) учету в органах Ростехнадзора подлежит оборудование под давлением, указанное в п. 3 ФНП (за исключением оборудования, указанного в п. 215 ФНП), в том числе:

  • сосуды, работающих под избыточным давлением пара, газов (включая СУГ ), жидкостей;
  • баллоны, предназначенные для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов ;
  • цистерны и бочки для сжатых и сжиженных газов .
Учету подлежат также цистерны (автомобильные и железнодорожные газовозы), которые служат для транспортировки СУГ и доставке его к технологической системе АГЗС.
Такие цистерны могут принадлежать владельцам газозаправочных станций (например, промышленным АГЗС). Поэтому отметим, что они подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования (п. 214 ФНП по сосудам).

Обратите внимание - согласно п. 215 ФНП по сосудам не подлежат учету :

Г) бочки (именно бочки - НЕ цистерны ) для перевозки сжиженных газов, баллоны вместимостью до 100 литров включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортирования и (или) хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов;

Ж) сосуды для хранения или транспортирования сжиженных газов , жидкостей и сыпучих тел, находящихся под давлением периодически при их опорожнении.

Для постановки на учет владелец сосуда (резервуара, емкости) под давлением подает в территориальный орган Ростехнадзора следующие документы и сведения (п. 216 ФНП по сосудам):

1. Заявление , содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием:

  • места установки стационарного оборудования;
  • места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте;
  • места нахождения производственной площадки для ремонта и технического освидетельствования цистерн и планируемого региона их применения.
2. Копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатацию.

3. Надлежащим образом оформленный паспорт на сосуд (оригинал), который содержит следующие сведения:

  • наименование или обозначение оборудования, год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя);
  • основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов;
  • сведения о дате проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования и (или) экспертизы.
По результатам постановки на учет сосуду присваивается индивидуальный регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО), который указывается на титульном листе паспорта оборудования.

Обычно постановка на учет оборудования АГЗС проводится перед регистрацией автогазозаправочных станций в качестве ОПО.

Регистрация АГЗС в качестве ОПО

Как ОПО автогазозаправочные станции идентифицируются по двум признакам опасности (раздел 11 Приказа Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра ОПО…»):

  • Хранение, транспортирование и использование опасных веществ (СУГ).
  • Использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
Отметим, что при определении количества опасного вещества (СУГ), которое единовременного может находиться на объекте, следует исходить из проектной документации на технологическую систему АГЗС.

Автогазозаправки, зарегистрированные в реестре опасных производственных объектов, получают наименование «Станция газозаправочная (автомобильная)». При регистрации им присваивается III или IV категория опасности.

При этом количество опасного вещества редко влияет на присвоение класса опасности (стандартные резервуары обычных АГЗС редко вмещают более 10 т СУГ). Главным критерием классификации является рабочее давление в технологическом оборудовании АГЗС, главным образом - в резервуаре для хранения и использования СУГ.

К примеру, рабочее давление, указанное в паспорте резервуара, составляет 1,6 МПа . В этом случае вашей АГЗС будет присвоен 3 класс опасности согласно п.п. 1 п. 5 Приложения №2 к ФЗ №116.

Если в паспорте оборудования указано рабочее давление, скажем, 1,56 МПа (т.е. до 1,6 МПа), то АГЗС при регистрации получит 4 класс опасности (см. п.п. 2 п. 5 Приложения №2 к ФЗ №116).

Регистрации в реестре ОПО могут также подлежать цистерны для транспортировки СУГ (по признаку использования оборудования под избыточным давлением; давление в таких цистернах может варьироваться от 1,3 до 1,6 МПа). При этом, согласно п. 476 ФНП по сосудам, регистрировать следует только те объекты, на которых эти цистерны хранятся и используются в технологическом процессе.

Как отмечается в том же пункте ФНП, транспортирование цистерн, а также перевозка бочек под давлением газов по дорогам общего пользования автомобильным (железнодорожным) транспортом не относится к деятельности в области промышленной безопасности.

Какие документы нужны для законной эксплуатации АГЗС

Выше мы отметили, что АГЗС присваивается 3 или 4 класс опасности. Это предполагает разный набор нормативно-технических и разрешительных документов для каждой категории ОПО. Однако есть базовый пакет документации, который должен быть на всех АГЗС независимо от класса опасности.

Так, согласно действующим нормативно-правовым актам, для законной эксплуатации АГЗС владельцу объекта потребуются :

1. Проектная (исполнительная) документация и отчеты по инженерным изысканиям.

2. Положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию (строительство или реконструкция АГЗС) или заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию (техническое перевооружение, консервация или ликвидация объекта).

3. Документы (декларации, сертификаты), подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов требованием технических регламентов, ГОСТам и т.д.

4. Паспорта (инструкции по эксплуатации и монтажу) технических и технологических устройств в составе АГЗС с отметками о проведенном техническом освидетельствовании и рег. номером (для сосудов).

5. Паспорта на элементы автозаправочных станций (насосы, компрессоры, арматура и т.д.).

6. Протоколы проверки сварных стыков газопроводов физическими методами контроля, протоколов механических испытаний сварных стыков газопроводов.

7. Акты :

  • приемки установок электрохимической защиты (для подземных газопроводов и резервуаров);
  • проведения испытаний технологической системы на прочность и (или) герметичность;
  • освидетельствования скрытых работ;
  • приемки технических устройств для проведения комплексного опробования;
  • проведения индивидуального и комплексного опробования технологической системы объекта;
  • проверки молниезащиты;
  • проверки срабатывания сигнализаторов загазованности, блокировок и автоматики безопасности.
8. Журналы :
  • авторского надзора;
  • строительного надзора;
  • проведения работ генподрядной и субподрядной организаций.
9. Приказы :
  • о назначении лица, ответственного за организацию и осуществление производственного контроля;
  • о назначении лица, ответственного техническое состояние АГЗС;
  • о назначении лица, ответственного за безопасную эксплуатацию сосудов на АГСЗ;
  • о назначении лица, ответственного за выполнение газоопасных работ;
  • о назначении лица, ответственного за безопасную эксплуатацию электрохозяйства и вентиляционного оборудования (при необходимости).
10. Должностные инструкции :
  • ответственного за организацию и осуществление производственного контроля;
  • ответственного техническое состояние АГЗС;
  • ответственного за безопасную эксплуатацию сосудов на АГСЗ;
  • ответственного за выполнение газоопасных работ;
  • ответственного за безопасную эксплуатацию электрохозяйства и вентиляционного оборудования (при необходимости).
11. Производственные инструкции персонала, обслуживающего АГЗС.

12. Свидетельство о регистрации ОПО , включая согласованные с территориальным управлением Ростехнадзора Сведения, характеризующие ОПО (согласно нормам ФЗ №116 и ФНП по сосудам).

13. Положение о производственном контроле (ППК), которое устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО. ППК необходимо для всех ОПО, включая АЗГС - станции газозаправочные (автомобильные).

14. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ), разработанное в соответствии со статьей 9.1 ФЗ №116 и Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480. ПРИ утверждается эксплуатирующей объект организацией.

15. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (согласно ст. 15 ФЗ №116 и ФЗ № 225 от 27.07.2010г). Так, страхование АГЗС обойдется вам в 6600 рублей (страховая сумма - 10 млн руб.; страховой тариф - 0,066).

16. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности , заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 2-х сотрудников организации - руководителя (заместителя руководителя) и лицо, ответственное за ПК, по направлениям:

  • А.1 «Основы промышленной безопасности»;
  • Б.7.9. «Эксплуатация автогазозаправочных станций газомоторного топлива»;
  • Б.7.2. «Эксплуатация объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» (в редких случаях).
Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:
  • Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г. «О порядке подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
  • Приказа Ростехнадзора от 11 декабря 2014 г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
Если АГЗС присвоен 3 класс опасности, дополнительно вам потребуются :

1. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности. Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий для АГЗС устанавливаются:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора от 11.12.2014г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание ОПО.

Как следствие, владельцу АГЗС нужен:

1.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Как правило, АСФ выбирается по месту нахождения объекта.

2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности - основной разрешительный документ, который дает право эксплуатировать АГЗС 3 класса опасности.
Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (станции газозаправочные (автомобильные)) обязывают:

  • Федеральный закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Если АГЗС присвоен 4 класс опасности, дополнительно вам потребуется :

1. План ликвидации аварий на АГЗС (ПЛА) - документ необязательный, но нужный. Определяет порядок оповещения и поведения при авариях, порядок эвакуации, аварийной остановки оборудования и т.д. Наличие ПЛА обязательно проверят органы МЧС при осуществлении государственного пожарного надзора.

Здравствуйте, меня зовут Тюменцев Антон. Я живу и веду свой бизнес в Саратовской области.
В 30 лет я реализовал свою мечту – открыл собственную автозаправку. Я ничего не знал об этой сфере – с чего начинать, и самое главное: я совершенно не понимал – сколько стоит открыть АЗС, будет ли это приносить прибыль, какая стоимость оборудования и так далее.

Но, как говориться, «глаза бояться, а руки – делают». Постепенно я вник во все тонкости бизнеса и понял, что нужно, чтобы открыть АЗС и куда обращаться. В общем, маховик запустился.

В 2010 году моя АЗС была возведена с учетом всех существующих стандартов. Общий земельный участок – около 2700 квадратных метров, а операторная площадь – около 130 «квадрат».

Кроме этого, на территории заправки есть торговый зал, кабинет для старшего оператора и отдельная комната для персонала. К слову, на моей заправке работает два оператора, три заправщика и одна уборщица. Есть два санузла.

Из технических особенностей хотел бы похвастаться наличием подземных резервуаров 3*61 м3, 2*72 м3 и еще 2*30м2. Максимальная мощность – 60 кВт, ТРК «Нара» 7321 3/6.

Что касается водоснабжения и канализации, то здесь все подключено к городскому циклу (так получилось намного удобнее и дешевле).

Место для заправки отличное, что дает постоянный поток автомобилей (в сутки удается обслужить около 300-500 машин). Ежегодный доход от заправки составляет от 2 миллионов долларов.

В качестве вступления

В сфере бизнеса все большую популярность набирают АЗС, которые растут на дорогах страны, как грибы. Есть некоторые города, где количество заправок насчитывает несколько сотен.

Что уже говорить о данном виде деятельности в масштабах страны. Но, несмотря на всю загруженность этой сферы бизнеса, найти свою лазейку совсем не сложно.

Есть два варианта – построить свою АЗС и вести бизнес автономно или же работать под существующей торговой маркой, вступив в отношения франчайзинга.

Итак, давайте разберемся, чем же особенно открытие АЗС, что необходимо учитывать при создании бизнеса, сколько стоит открыть заправку и прочие моменты.

Какие ожидают основные затраты?

Для начала посчитайте, во сколько обойдется создание такого вида бизнеса:

  • Самая главная статья расходов – аренда (покупка) земли. В среднем качественный участок обойдется в сумму от 80 до 200 тысяч долларов США (снова-таки, как получится договориться);
  • Следующий этап – получение лицензий на хранение различных видов топлива (газа, бензина и солярки). За разрешениями необходимо отправляться в Минтопэнерго (здесь комиссии небольшие). В среднем расходы на все «съедят» около 300-500 долларов США;
  • Более высокими будут затраты при оформлении лицензии на возведение АЗС. Есть такие участки, где еще до начала строительства приходится потратить десятки тысяч долларов. Как показывает практика, лучше воспользоваться услугами посредников, которые займутся оформлением всех необходимых документов. Такие специалисты прекрасно знают, куда идти и как сэкономить. Затраты – 20-30 тысяч долларов США;
  • Важный вопрос – строительство, оборудование и эксплуатация АЗС. Вот здесь затраты могут быть намного выше. Наиболее бюджетный вариант – покупка двух колонок на сумму около 60 тысяч рублей. Если же вы планируете раскрутить бизнес и увеличить доход, необходимо организовать как минимум четыре колонки (затраты, соответственно, также удвоятся).

Обязательно закупите оборудование для резервуаров АЗС. Ваши траты в этом случае – от 15 тысяч долларов США (все зависит от аппетитов).

Помните и об организации подъездных путей , подготовке емкостей для топлива, строительства здания для оператора. Решение этих вопросов также требует денег – не менее 50 тысяч долларов.

Полная стоимость возведения заправки обходится в сумму около 1-1,5 миллионов долларов (но при желании можно вложиться в сумму до миллиона). При этом будьте готовы покупать только качественное технологическое оборудование АЗС. Экономить в этом вопросе я бы не рекомендовал.

Таблица потенциала потребителей услуг АЗС

Как открыть заправку по франчайзингу?

Сегодня все большую популярность в сфере «бензинового» бизнеса набирает франчайзинг. Его преимущества очевидны – заправка со старта получает выгодное расположение, качественное торговое оборудование и раскрученный бренд.

Остается только руководить и получать за это деньги.

Конечно, за договор франчайзинга необходимо платить, но при грамотном ведении бизнеса расходы быстро окупаются.

При выборе компании – «патрона» необходимо решить все вопросы с будущей поставкой топлива.

Если рядом есть НПЗ или нефтебаза, то это только плюс.

Помните, что транспортировать бензин издалека – это затратное и тяжелое мероприятие.

При заключении договора с компанией-франчайзером вы обязаны выдерживать фирменный стиль компании (вплоть до цвета и размера вывески, типа униформы, высоты подвешивания флага, места расстановки урн и так далее). Именно поэтому такие нюансы необходимо уточнять заранее.

К слову, надежным партнером может стать компания Лукойл. Здесь инвестиции должны составлять около 6 миллионов рублей, а ежегодные отчисления – около 200-350 тысяч рублей. Если вы не знаете, как открыть свою заправку, но очень этого хотите, то данный вариант один из лучших.

А как быть с топливом?

Чтобы этот вопрос не застал вас врасплох, под рукой должен быть качественный бизнес-план автозаправки. В нем отразите все потенциальные затраты на топливо. Но не только!!

Учтите, что плотности взаимоотношений с поставщиком напрямую зависит успех будущей заправки. Важно сразу обговорить цены закупки топлива и режим приема товара. При этом договоренности лучше вести с крупной нефтебазой (только так можно быть уверенным в хорошем качестве бензина).

Информацию по оптовым ценам бензина можно получить из интернета. Более того, за определенные деньги можно добыть полезную аналитическую информацию, касающуюся дальнейшего изменения стоимости.

При формировании отпускной цены должен учитываться налог на реализацию ГСМ, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор.

Итак, пробежимся по расценкам. Сегодня за тонну 80-го бензина вам придется выложить сумму около 30-35 тысяч рублей, а 95-го – около 39 тысяч рублей. Что касается дизельного топлива, то летнее обойдется в сумму около 29 тысяч рублей (за тонну, естественно), а зимнее – 36 тысяч рублей.

Таблица прироста участников рынка АЗС по полугодиям

Какими должны быть меры безопасности?

Поверьте, что бензиновый бизнес является одним из самых опасных, поэтому любая перестраховка здесь лишней не бывает. К примеру, очень важно все окна и двери на АЗС делать бронированными.

Если оператор обслуживает клиентов через окошко, то его не должно быть видно. Еще одно важное правило для сотрудника – не выходить на улицу в рабочее время.

Организуйте тревожную кнопку – это обязательно. Если что-то и произойдет, то охрана прибудет на АЗС в течение нескольких минут. При этом стоимость договора, заключаемого с охранной компанией, во многом зависит от месторасположения заправочной станции. Цена услуг – от 30 000 рублей.

Кроме этого, техническое обслуживание оборудования АЗС – еще один важный момент, который стоит организовать на высшем уровне. При этом учтите, что все возможные неисправности оборудования АЗС должны устраняться своевременно. В противном случае не избежать беды.

В среднем месячные расходы на ТО выливаются в сумму от 300-500 долларов США.

Какими будут затраты на персонал?

Основная задача для вас при открытии АЗС – набрать хороших работников. Если станция находится вдали от населенного пункта, то процесс поиска работника весьма сложен, но решаем (можно организовать служебный транспорт).

Месячные расходы – от 15 тысяч рублей на бензин и обслуживание авто.
Основные требования к будущему оператору – умение работать с ПК, ответственность, честность.

Кроме этого, у сотрудника автозаправочной станции должен быть специальный сертификат о прохождении соответствующей подготовки. При этом учтите, что такие курсы должны быть пройдены абсолютно всеми сотрудниками, вплоть до уборщиц.

На небольшой заправке вам хватит и двух операторов. Средняя заработная плата – от 300 долларов США каждому. Нужны будут заправщики (2-3 человека) с зарплатой около 300-350 долларов США и уборщица – 150 долларов США. Итоговые затраты – от 1400 долларов США в месяц.

Контроль и нормы

Важно отметить, что работу АЗС постоянно инспектируют проверяющие и представители различных структур (к этому необходимо быть готовым). К примеру, одними из наиболее частых «гостей» являются представители нефтеинспекции, пожарные, налоговики и так далее. Будьте готовы к определенным затратам и здесь. В среднем это от 3 тысяч долларов в месяц.

Перспективы и доходы

Что касается норм продаж, то оптимальный объем – 4-5 кубических метров бензина в день. При нормально развитии показатели можно увеличить до 15 кубических метров.

Если говорить в общих чертах об обороте и доходности АЗС, то эти факторы во многом зависят от расположения станции и названия бренда. Кроме этого, для раскрутки бизнеса можно организовать полноценную заправку-комлпекс с автомобильной мойкой, СТО или даже рестораном.

Итого:
  • – ваши расходы на строительство – от полумиллиона долларов США, ежемесячные расходы – от 50 тысяч долларов США;
  • – ваша прибыль от продажи топлива в месяц будет составлять от 200 тысяч долларов США.;
  • Если оборудовать магазин, то он может приносить от 30-40 тысяч долларов США.

Окупается бизнес в среднем за 4-5 лет.

В качестве вывода

Вот теперь вы знаете, как открыть АЗС , и что для этого необходимо. Конечно, эта ниша уже весьма плотно занята, но лишь в больших городах.

Внимательно изучите трассы России и посмотрите, где есть острая нехватка АЗС. Если правильно подобрать место, разработать качественный бизнес план и привлечь персонал, то можно хорошо заработать, а со временем организовать и сеть АЗС.

Увеличение численности автомобилей различного назначения на дорогах страны приводит к развитию сетей автозаправочных станций и совершенствованию оборудования на них. Выросла пропускная способность АЗС, скорость заправки автомобилей, номенклатура нефтяного топлива с высокими функциональными и экологическими свойствами.

Типы автозаправочных станций

Автозаправочные станции можно разделить на группы в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 111-98.

Традиционные стационарные АЗС - это капитальные сооружения с которые находятся в отдалении от топливораздаточных колонок. Размещают их, проектируют, строят и эксплуатируют в строгом соответствии со строительными нормами и правилами, нормами и инструкциями по пожарной безопасности.

Стационарными являются и блочные АЗС, в которых колонки расположены над подземным резервуаром, и модульные, в которых контейнеры для хранения топлива разнесены с колонками.

Многие предприятия с большим количеством собственного автотранспорта размещают на своей территории для своих нужд топливозаправочный пункт.

В заправочном отсеке расположены топливораздаточные колонки. В отдельных отсеках находятся резервуар хранения топлива и взрывобезопасный перекачивающий насос для заполнения его топливом.

Технологическое оборудование может устанавливаться на люке резервуара, и тогда по верху контейнера располагается огражденная площадка для обслуживания этого оборудования. Есть варианты конструкций КАЗС, в которых оборудование располагается сбоку в специальном технологическом отсеке.

Общим для всех конструкций АЗС является наземное расположение резервуара и размещение колонок в контейнере.

Комплектация контейнерных АЗС

Контейнерная АЗС состоит из двух или больше хранения топлива (одного или нескольких) и контейнера управления или диспетчерского пункта, который еще называется операторной.

Контейнер управления может быть рассчитан не только на размещение рабочего места оператора, но и на помещение для отдыха или склада. Операторная снабжена освещением и внутренней электропроводкой, в ней размещаются устройства управления колонками. В комплект поставки могут входить силовой шкаф, лабораторное или метрологическое оборудование, система громкоговорящей связи.

Контейнерная АЗС может быть рассчитана на топливо от одного до четырех видов.

Одностенных или двухстенных, может быть от трех до сорока кубических метров. Нефтяная компания «Лукойл» АЗС контейнерного типа заказывает емкостью 40 куб. метров с возможностью эксплуатации в климатических условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Казалось бы, гигантам нефтяного бизнеса не нужны мини-заправки, но цели бывают разные. Маленькую четырехкубовую контейнерную АЗС «Газпромнефть», не менее известная российская компания, использует для собственных нужд.

Не остался в стороне и еще один нефтяной гигант. ОАО «Газпром» АЗС для собственного автотранспорта заказывал с возможностью GSM-связи колонки с оператором.

Контейнер хранения топлива

Контейнеры хранения топлива комплектуются резервуарами различной вместимости и разных типов: одно-, двух-, трех- или четырехсекционными. Топливораздаточные колонки тоже могут различаться по типам.

На АЗС используются двустенные резервуары, в которых межстенное пространство по требованиям пожарной безопасности заполняется тосолом или газом, и обязательно должен быть установлен датчик контроля утечки.

Технологическое оборудование включает в себя не только трубы, по которым резервуар заполняется топливом, и трубы выдачи топлива, замерные патрубки и люки, датчики верхнего уровня, но и огнеоградители, отсечные и дыхательные клапаны. Резервуар и трубы изготавливаются из высококачественных сталей, при необходимости морозостойких или нержавеющей, толщиной от 2 мм.

Одностенный резервуар с поддоном для сбора пролитого топлива можно использовать, если контейнерная АЗС расположена за пределами населенного пункта.

Топливораздаточные колонки могут быть как однорукавные, например «Топаз-511», так и двухпистолетные, и даже трехрукавные.

Например, для ОАО «Газпром» АЗС комплектовалась дополнительной колонкой для двух видов топлива в случае отказа основной трехрукавной.

Дополнительное оборудование

В качестве в контейнерных АЗС могут устанавливаться автономные системы разного назначения.

Без участия оператора и наличия внешних систем управления в АЗС устанавливается система автономного налива топлива. Микрокомпьютер, считыватель proxy-карт (персональных магнитных карт с информацией о лимите отпускаемого топлива) и клавиатура устанавливаются на каждой топливораздаточной колонке, и она работает автономно. При этом колонка может быть как однорукавная, так и рассчитанная на несколько видов топлива.

Центральный компьютер в головном офисе обрабатывает информацию, поступающую с отдельных колонок с помощью GSM-связи.

Топливо может отпускаться автономно через терминалы, которые должны устанавливаться на расстоянии не менее трех метров от КАЗС. Терминалы могут быть как обычные для банковских пластиковых карт, так и для лимитных карт для собственного пользования, например, предприятием.

Дополнительно на контейнерные АЗС по желанию заказчика устанавливаются системы пожаротушения и системы контроля уровня в резервуарах. Например, контейнерная АЗС «Газпромнефть» укомплектована системой пожаротушения «Буран» и уровнемером типа ПМП компании «Сенсор». Уровнемер позволяет измерять уровень жидкости в емкости, ее температуру, плотность и объем.

Контейнерные АЗС для ОАО «Лукойл»

АЗС для одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний изготавливали примерно по одному проекту несколько производителей. Целая сеть КАЗС предназначена для использования в качестве полноценных мобильных автозаправочных станций в условиях Крайнего Севера и Западной Сибири.

Топливораздаточные колонки и резервуары позволяют хранить и выдавать три вида топлива: дизельное топливо, бензин АИ-80 и АИ-92 при перепадах температур от -60 до +40 °C .

Современные автоматические системы отслеживают наполнение резервуара, состояние хранимых видов топлива и их отпуск.

КАЗС укомплектованы двумя двухрукавными топливораздаточными колонками, соединенными с пультом дистанционного управления через интерфейс RS-485.

Факторы, влияющие на цену КАЗС

Производитель не может заранее составить калькуляцию стоимости каждой отдельной АЗС. На контейнерные АЗС цены зависят многих факторов, и сегодня на рынке колеблются от 160 тысяч до 4,5 млн рублей.

Главным фактором является количество резервуаров и их объем. Резервуар объемом один кубический метр рассчитан на один вид топлива, а объемом 40 куб. м - на три.

Следующий фактор - точность системы учета топлива и ее автоматизация. Кассовый аппарат, компьютер, специальное программное обеспечение, современные средства связи с центральным офисом могут устанавливаться на АЗС по желанию заказчика и, естественно, влияют на цену.

Не все заказчики комплектуют свои АЗС отдельным пунктом управления (операторной). А это отдельный контейнер, и влияет он на цену очень заметно.

Отличается цена КАЗС разных Мало того, что для изготовления резервуара используются специальные морозостойкие стали, часто устанавливаются системы подогрева топлива в трубопроводах.

Комплектация тоже влияет на цену АЗС. Топливораздаточные колонки могут различаться по конструкции, типу, способу монтажа и производителю.

Даже примерно одинаковые колонки производства Германии, Италии, России или Китая ощутимо различаются по цене.

Мощность насоса, наличие уровнемера той или иной конструкции, комплектующие - эти моменты тоже важны и оказывают свое влияние на цену.

Цена, бесспорно, является важным аргументом в выборе АЗС. Но выбирать ее нужно все-таки по качеству комплектующих и материалов. Эти факторы намного важнее для безопасной и длительной эксплуатации контейнерной АЗС.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: Предприятие имеет АЗС, через которую, наряду с реализацией ГСМ сторонним потребителям (физическим и юридическим лицам), производит заправку собственного автотранспорта. Каким образом осуществляется бухгалтерский учет ГСМ, израсходованных на собственные нужды предприятия? Как исчисляется в данном случае налог на реализацию ГСМ? (Консультация эксперта, 1996)

Вопрос: Предприятие имеет АЗС, через которую, наряду с реализацией ГСМ сторонним потребителям (физическим и юридическим лицам), производит заправку собственного автотранспорта. Каким образом осуществляется бухгалтерский учет ГСМ, израсходованных на собственные нужды предприятия? Как исчисляется в данном случае налог на реализацию ГСМ?
Ответ: Бухгалтерский учет ГСМ, израсходованных на собственные нужды предприятия, осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утверждена Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56).
Для осуществления раздельного учета ГСМ, предназначенных на продажу, и ГСМ, используемых на собственные нужды предприятия, целесообразно производить их отпуск для конкретных целей из разных емкостей. Тогда ГСМ, предназначенные для собственного потребления, приходуются на счет 10 "Материалы" и списываются на затраты производства в общеустановленном порядке.
Поскольку автомобили предприятия заправляются через АЗС, можно предположить, что ГСМ для их заправки (как и ГСМ, предназначенные для продажи) числятся на предприятии на счете 41 "Товары". Стоимость ГСМ (без НДС и торговой надбавки, начисляемой АЗС), израсходованных на собственные нужды предприятия, списывается с кредита счета 41 в дебет счета 20 "Основное производство" (либо в дебет счета 10 "Материалы").
Применение счета 10 более целесообразно, т.к. возможна ситуация, когда не все количество ГСМ, израсходованное АЗС для заправки автомобилей предприятия, будет использовано в текущем отчетном периоде.
Записи на счетах бухгалтерского учета будут выглядеть так:
1) Д-т сч.41 К-т сч.60 получены ГСМ от поставщика (включая НДС, т.к. АЗС считается предприятием розничной торговли),
2) Д-т сч.41 К-т сч.42 начислена торговая надбавка (включая НДС и налог на реализацию ГСМ), если эти ГСМ предназначены для реализации в розницу,
3) Д-т сч.10(20) К-т сч.41 списывается стоимость ГСМ, израсходованных на заправку автомобилей предприятия (по цене поставщика без НДС),
4) Д-т сч.19 К-т сч.41 списывается сумма НДС, подлежащая оплате поставщику за ГСМ, которые были израсходованы для заправки автомобилей предприятия (если сумма НДС была выделена в первичных учетных документах при получении ГСМ от поставщика),
5) Д-т сч.68 К-т сч.19 предъявлен к возврату из бюджета НДС, перечисленный поставщику (при условии, что сумма НДС выделена в расчетных документах),
6) Д-т сч.41 К-т сч.42 (сторно) списывается торговая надбавка, начисленная при передаче ГСМ для розничной продажи через АЗС,
7) Д-т сч.20 (23,25,26) К-т сч.10 списываются фактически израсходованные ГСМ на основании данных о фактическом расходе ГСМ по путевым листам (при условии, что обоснованность этого расхода подтверждена в установленном на предприятии порядке ответственными должностными лицами).
Инструкцией ГНС РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не предусмотрено обложение налогом на реализацию ГСМ оборотов по расходованию ГСМ на собственные нужды предприятия.
15.03.96 Г. Касьянова

Прочие налоги Общие вопросы налогообложения. Налоговая ответственность Гражданско-правовые вопросы Что делать при отсутствии уведомления?

2. Организация планирует эксплуатировать АЗС только для своих нужд. Правомерно ли включать сумму амортизации по АЗС в состав расходов по налогу на прибыль, если у организации отсутствует лицензия на АЗС? В силу п.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Ранее реализация нефти, газа и продуктов их переработки входила в перечень лицензируемых видов деятельности. Однако в соответствии с Федеральным законом от 09.12.2002 №164-ФЗ лицензирование указанного вида деятельности прекращено с 14.12.2002. В настоящее время ни Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №128-ФЗ), ни иными законодательными актами требования о лицензировании деятельности по реализации продуктов переработки нефти (в том числе бензина) не установлено. В то же время эксплуатация взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов является лицензируемым видом деятельности, осуществляемым в соответствии с пп.28 п.1 ст.17 Закона №128-ФЗ и Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 №599 (далее - Положение №599). В соответствии с п.2 Положения №599 эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с установленным Перечнем (приложение к Положению №599). В п. 4 названного Перечня перечислено «хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом». На основании изложенного считаем, что непосредственно в отношении топлива, смазочных масел в представленной в вопросе ситуации не применяются требования, связанные с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов. В связи с этим такой вид деятельности лицензированию не подлежит. Вместе с тем, допускаем, что для целей поставленной задачи вопрос обязательности лицензирования АЗС не имеет значения. Несоблюдение требований иных отраслей законодательства не может влечь неблагоприятные последствия для налогоплательщика, поскольку нарушение норм гражданского и иного законодательства влияет на налогообложение лишь в случаях, специально предусмотренных законом. Если же налоговая норма не требует непременного соблюдения норм смежного, в том числе гражданского законодательства, то содержащееся в ней правило должно применяться вне зависимости от того, выполняются требования гражданского законодательства или нет. Изложенный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановление ВАС РФот 18.09.2007 №5600/07). При этом нормы главы 25 НК РФ, регулирующие порядок и условия начисления амортизации для целей исчисления налога на прибыль организаций, не ставят в зависимость право включать сумму амортизации по ОС в состав расходов по налогу на прибыль в зависимость от наличия либо отсутствия лицензии на определенный вид деятельности. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что налогоплательщик при изложенных в вопросе обстоятельствах вправе включать в расходы по налогу на прибыль сумму начисленной амортизации по АЗС при отсутствии лицензии.

Если Вас заинтересовал какой-либо вопрос или что-то осталось неясным, Вы можете написать мне письмо. Я с удовольствием отвечу на все Ваши вопросы.

Задать вопрос
Фамилия Имя Отчество
Контактная информация (телефон, email)
Текст сообщения
09 Ноября 2013 АЗС для собственных нужд
2. Организация планирует эксплуатировать АЗС только для своих нужд. Правомерно ли включать сумму амортизации по АЗС в состав расходов по налогу на прибыль,...
28 Мая 2009 Комментарий к письму ФНС России от 03.04.09 г. № ШС-22-3/257
Комментарий к письму ФНС России от 03.04.09 г. № ШС-22-3/257 Налоговые агенты – посредники иностранных продавцов работ и услуг перечисляют НДС в...
26 Мая 2009 Если дивиденды остались невостребованными, срок исковой давности по ним определяется исходя из положений устава общества
Если дивиденды остались невостребованными, срок исковой давности по ним определяется исходя из положений устава общества Постановление ФАС Московского округа...
20 Июня 2008 Перечисление денежных средств некоммерческому партнерству
Член Некоммерческого Партнерства - коммерческая организация имеет намерение внести в Партнерство определенную сумму денежных средств, но не в качестве...
01 Февраля 2007 Курсовая разница и ОФБУ
Организация приобрела долю в общем фонде банковского управления (ОФБУ) (копия Общих условий создания ОФБУ прилагается). Паи ОФБУ номинированы в иностранной...
21 Июня 2006 Порядок и условия списания расходов на НИОКР
Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 13 2006 год Рубрика: Общая система налогообложения Комментарий к письму Минфина России от 25...
27 Апреля 2006 Порядок учета суммовых разниц у займодавца по договорам займа
Может ли быть учтена в составе внереализационных расходов в целях налогообложения отрицательная суммовая разница (возникающая при падении курса доллара...
28 Февраля 2006 Включение в состав расходов вознаграждения за обеспечение поручительством регрессных обязательств принципала перед гарантом по банковской гарантии
ОАО получило бюджетный кредит под банковскую гарантию АКБ. По условиям кредитного договора банковская гарантия является единственным условием предоставления...
08 Февраля 2006 О штрафных «госпошлинах»
Учет, налоги, право». N29, 16 -22 августа 2005 г.Круглый стол Вопрос недели. О штрафных «госпошлинах» Материал подготовила И.С. Якимович, эксперт...
08 Февраля 2006 О пенях с ежемесячных авансов
«Учет, налоги, право». N32, 6 - 12 сентября 2005 г. Круглый стол О пенях с ежемесячных авансов Материал подготовила М.А. Щербакова, эксперт...
08 Декабря 2005 Комментарий к письму Минфина России от 15 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/358
«Документы и комментарии» № 24 Рубрика: Налогообложение Кол-во знаков: Комментарий к письму Минфина России от 15 ноября 2005 г. №...
07 Сентября 2005 О пенях с ежемесячных авансов
О пенях с ежемесячных авансов Материал подготовила М.А. Щербакова, эксперт «УНП» «...В июне 2005 года мы обнаружили ошибку в учете за первый квартал 2005...
29 Августа 2005 Налогообложение курсовой разницы по договору займа
Российской организацией получен займ в иностранной валюте от иностранного юридического лица. В связи с уменьшением курса иностранной валюты к...
22 Августа 2005 Расходы на уплату госпошлины
Организация заплатила госпошлину на основании решения суда, вынесенного не в ее пользу (присужден штраф в ПФР). Иск подавал сам ПФР. Можно ли учесть такую...
22 Июня 2005 Приобретение акций российской компании у нерезидента
Российская компания предполагает приобрести акции российских юридических лиц у кипрской компании. При этом кипрская компания не имеет на территории...
18 Апреля 2005 Прекращение договора аренды и налоговые последствия
Есть ли основание для доначисления налогоплательщику дохода с безвозмездно полученных услуг по аренде (п. 8 ст. 250 и п. 2 ст. 248 НК РФ) в ситуации, когда...
18 Февраля 2005 Незавершенка по сезонным работам
На предприятии осуществляются виды работ, носящие сезонный характер. В межсезонный период по данным видам работ возникают расходы (начисляется...
17 Февраля 2005 Нужно ли удерживать налог с государства?
Акции открытого акционерного общества принадлежат государству. По итогам года общество начислило дивиденды и перечислило их собственнику. Должно ли оно...
14 Февраля 2005 Налогообложение беспроцентного займа
1. Организация получила беспроцентный заем в денежной форме от Предприятия. Возникает ли в данном случае объект налогообложения налогом на...
21 Октября 2004


Полезные инструменты