Помогу открыть бизнес в монголии. Бизнес поездки в Монголии. Деловые поездки в Монголию. Командировки в Монголию. Командировка в Улан-Батор. Видео: в гармонии с природой

Екатеринбургское издание «Деловой Квартал» опубликовало интервью с бизнесменом, выходцем c Урала. Как сообщает журнал, у Константина Романовского уже не осталось бизнеса в России. В последние годы он работает, и довольно успешно, в Монголии. сайт представляет своим читателям это интересное интервью о том, как предпринимателю с российским менталитетом разворачивать активную деятельность в соседней степной стране. При этом решать насущные для монголов проблемы. Ведь один из видов его деятельности связан с строительством ТЭЦ. Напомним, что в этой стране стоит острая нехватка энергоресурсов. Намерения о строительстве ГЭС на реке Селенга бурно обсуждается в прессе, против возведения каскада ведется агитпропаганда.

Константин Романовский, бизнесмен первой волны, построивший в Екатеринбурге ресторан «Харбин», запускает в Монголии проект стоимостью $67 млн. Китайские и немецкие конкуренты остались с носом, говорится в статье. Материал начинается с досье на Константина Романовского.

Родился 6 сентября 1960 г. в г. Кизел Пермской области. Образование : 1977-1982 гг. — учеба в Свердловском институте народного хозяйства (специальность — «инженер-технолог общественного питания»). Карьера : 1982-1984 гг. — служба в Афганистане; 1984-1985 гг. — экспедитор; 1985-1987 гг. — директор столовой; 1987-1989 гг. — заместитель директора треста столовых №3; 1989-1991 гг. — директор кооператива «Харбин»; 1991-1995 гг. — генеральный директор СП «Харбин»; 1995-2000 гг. — генеральный директор компании «Геохекон»; 2000-2005 гг. — директор компании «Эф Джи Эй»; с 2005 г. — акционер предприятий в Монголии: «Гоби-Урал», «Могойн гол», «Худэн». Семья : Женат, три дочери и сын. Увлечения: Хоккей

Начало монгольской истории

У Константина Романовского не осталось предприятий в России, если не считать фирмы, которая принимает и растаможивает монгольский уголь. Но особой необходимости в ней нет — потребители все больше переходят на прямые поставки. Бизнес г-на Романовского теперь в Монголии. В прошлом году он собирался перевезти туда семью, чтобы не жить на два дома, но по разным причинам этого пока не случилось.

— Мой бизнес в Монголии начался в 2002 г., когда монгольские друзья, с которыми я учился в институте, обратились за помощью — им нужны были большие металлические емкости — два резервуара по 3 тыс. тонн, чтобы оборудовать нефтебазу на границе с Китаем, — вспоминает Константин Романовский. — Я взялся изготовить, поставить и смонтировать эти металлоконструкции. За эту работу вице-премьер Монголии наградил меня орденом «За развитие экономики». Потом мы начали добывать уголь.

Искатель приключений

Еще пять лет назад Улан-Батор окружали юрты. Зимой их отапливали углем, и в городе стоял густой смог — это была большая проблема. Но за последние два-три года Улан-Батор преобразился. Теперь это настоящая столица азиатского государства, где проживает 1,5 млн чел. — половина жителей страны. Другая половина — в 15 региональных аймаках. Раньше иностранцы чувствовали себя в Монголии очень комфортно — цены здесь были в два-три раза ниже, чем в России. Мне это очень нравилось. Теперь все изменилось, в том числе, за счет девальвации рубля. По выходным монголы ездят в соседнюю Бурятию за продуктами — за 300-400 км, потому что в России еда стала дешевле. Оборот бурятской розницы в эти дни увеличивается до рекордных сумм, а на границе появляются очереди.

Чтобы переселить людей из юрт государство развернуло масштабное строительство жилья на заемные $7,5 млрд — теперь каждая семья может приобрести квартиру в ипотеку под 6-7% годовых сроком на 30 лет. Руководители страны рассчитывали, что строительная отрасль станет локомотивом экономики, и кое-что им действительно удалось. В частности, цемент, который прежде везли из Китая, теперь производят на собственных заводах. В то же время арматуру, как и прежде, используют российскую или китайскую — металлургические производства развить не удалось, хотя угля и железной руды в стране достаточно. Не хватает энергетических мощностей, и это сфера, где иностранные инвесторы могут неплохо заработать.

Со строительной программой, впрочем, вышло не совсем так, как хотели. Вскоре выяснилось, что денег на покупку жилья у населения не хватает, и монголы, наверное, пожалели, что так опрометчиво бросились строить дома вместо того, чтобы инвестировать в другие отрасли промышленности. Например, в добычу угля, которая развивается, несмотря на мировое падение цен. И поскольку угольные разрезы находятся в другой части страны, жителям Улан-Батора приходится уезжать на заработки за сотни километров от дома.

При советской власти отношения между Советским Союзом и Монголией были доверительными. Монголы до сих пор видят в России единомышленника, готового прийти на помощь. Но после распада СССР связи ослабли. Судя по действиям российской стороны, наверху решили продавать активы и уходить из Монголии. По большому счету, Россия участвовала в двух крупных предприятиях — комбинате «Эрдэнэт», перерабатывающем медную руду, и «Росцветмете», где занимались добычей плавикового шпата и серебряных руд. Говорят, все годы после перестройки эти компании не приносили стране дивидендов — монголы показывали такие издержки, что прибыль получалась минимальной. В то же время медное месторождение Оую Толгой, которое по размерам раз в десять больше Эрдэнэта, недавно взяла под контроль французская компания Areva.

Монголы иногда спрашивают меня: «Константин, ты действительно рассчитываешь здесь заработать?» А я уже зарабатываю и собираюсь запускать новый проект.

Не сошлись характерами

«Гоби-Урал» стало первым предприятием, которое я создал в Монголии в 2005 г., чтобы решить организационные и транспортные проблемы акционеров угольного разреза на месторождении Таван Толгой. В отсутствие инфраструктуры их единственными покупателями были китайцы, навязавшие добывающей компании кабальный договор и забиравшие уголь по $8 за тонну, в то время как мировая цена была на уровне $120. Тогда мы построили на ближайшей железнодорожной станции Чойр угольный склад, железнодорожный тупик, куда можно загнать 24 вагона, оснастили весовое хозяйство техникой и погрузчиками. Уголь на станцию доставляли 30 машин-углевозов. Как только все это появилось, мы получили возможность отправлять уголь в Россию, в Японию и в Южную Корею.

В апреле 2007 г. компания «Гоби-Урал» отгрузила первую партию угля российскому предприятию «Алтай кокс». С этого момента число заявок на поставки стало увеличиваться и в короткий срок превысило наши возможности — их ограничивала только пропускная способность монгольской железной дороги и нехватка вагонов. Мы планировали запустить две обогатительные фабрики мощностью по 300 тыс. тонн концентрата в год и общим оборотом $60 млн. Предполагалось, что 30% денег вложим сами, 30% дадут банки, а остальную сумму — потребители угля.

Планы рухнули из-за разногласий между учредителями - доли русских и монгольских компаньонов в капитале фирмы были одинаковыми, и это мешало договариваться. Наши монгольские друзья предпочитали ждать, когда ситуация разрешится сама собой. Если речь шла о стратегических вопросах, мы теряли время и деньги, а инвестором выступала российская сторона. Когда споры не позволили нам достроить обогатительную фабрику, я решил уйти, чтобы начать все с нуля.


Фото: DK.RU

На бирже я приобрел акции угольного разреза, расположенного в другом аймаке и постепенно собрал контрольный пакет, чтобы моим решениям никто не препятствовал. Так появилась вторая монгольская фирма «Могойн гол». Я снова исследовал качество топлива, купил китайское оборудование и грузовики, построил обогатительную фабрику и начал продавать угольный концентрат в Россию. На все это ушло три года, зато теперь уже никто не мог спутать мои планы.

«Могойн гол» поставлял уголь на «Алтай-кокс», ЦОФ «Северная» (Кемерово), «Губахинский кокс», Магнитогорский меткомбинат. Сначала возили машинами — 900 км через Кызыл (Тува) до Абакана (Хакассия), дальше — по железной дороге, а потом аймак построил асфальтированную дорогу в направлении Эрдэнэта, и мы стали отправлять грузы оттуда. От небольших покупателей со временем отказались в пользу самого крупного — Магнитки. В отличие от металлургических комбинатов, создавших собственную сырьевую базу, Магнитка часть ресурсов продолжает закупать. И всегда исправно рассчитывается.

Бизнес шел в гору, пока цена за тонну угля на мировых рынках не снизилась до исторического минимума в $80.

Спасибо, что живой

Мировой угольный рынок непредсказуем — в этом вся беда. Прогнозы банков и независимых аналитиков далеки от реальности, поэтому рассчитывать можно только на собственное чутье. Проблемы «Могойн гола» усугубились тем, что российские предприятия покупали наш уголь за рубли, а в Монголии мы рассчитывались тугриками, оказавшимися более устойчивой валютой. Когда курс рубля к доллару упал с 32 до 70, работать стало невыгодно — пришлось увольнять рабочих, служащих и водителей автомобилей. Больше года мы не отгружали уголь, если не считать 50 тыс. тонн, проданных на внутреннем рынке. Но это мизер.

Зато в начале 2017 г. цена на уголь подскочила до $300 за тонну, и в отрасли начался ажиотаж. Работать на грани рентабельности участники рынка научились даже при $80 — с тех пор их издержки не увеличились, и все рассчитывали на высокую прибыль. Но чуда не произошло — очень скоро цена снизилась до $160. Хорошо, если она продержится на этом уровне еще пару лет.

В тучные времена никто не рассчитывал, что продажи встанут. Каждая тонна угля приносила $100 прибыли. Когда китайцы давали за мой пакет акций $30 млн., я отказывался, опасаясь продешевить. А сейчас кусаю локти — на падающем рынке я бы мог выкупить свою долю бизнеса за какие-нибудь $5-6 млн.

Но жаловаться грех — мне еще повезло, а многие крупнейшие трейдеры обанкротились. Несколько лет назад я встречался с китайским предпринимателем, собственником международной корпорации, заработавшей на монгольском угле миллиарды долларов. Вырученные деньги он на паях с японцами вложил в канадское месторождение и основательно прогорел. Теперь скрывается от гонконгской мафии, которой остался должен.

Есть, впрочем, и хорошие новости. Компания из Австралии, осваивающая соседнее месторождение, начинает прокладывать железнодорожную ветку, которая пойдет через наш разрез. Как только строительство завершится, мы сможем отправлять грузы не автотранспортом, а вагонами — в Китай, или через Кызыл — в Россию. «Могойн голу» выгоднее работать с российскими предприятиями — они больше платят, хотя китайцы готовы покупать много. Уже сейчас Китай вывозит из Монголии около 200 тыс. тонн в год, и аппетиты только растут. В 2017 г. мы заключили годовой контракт с Магниткой — комбинат готов покупать до 50 тыс. тонн угля в месяц (выручка - около $6 млн). Одновременно налаживаем связи с китайцами — один контракт уже подписан, и еще две компании проявили интерес к нашему углю. Если рубль снова будет падать, это позволит мне отгружать только в Китай. Там экономика понятна.

Работает на электричестве

Три года назад между двумя странами случился конфликт. Российская ГРЭС, которая еще со времен СССР обеспечивает электричеством половину монгольских аймаков, отказалась от поставок из-за большого долга. Монголию не устраивало, что Россия продавала ей электроэнергию почти вдвое дороже, чем Китаю. Другая причина недовольства заключалась в том, что российские ГЭС в Ангаро-Енисейском бассейне генерируют электричество за счет воды, вытекающий с монгольской территории, а Монголия свои водные ресурсы не использует. Чтобы исправить это упущение, руководители страны решили построить ГЭС на реке Селенга — с помощью китайских подрядчиков и денег Всемирного банка, который согласился финансировать этот проект. Парадокс был в том, что места для этих ГЭС указали еще наши инженеры во времена СССР.

Российские экологи забеспокоились, ибо Селенга — главный источник, подпитывающий Байкал. Даже одна ГЭС может катастрофически понизить уровень озера, если будет использовать воду из реки, чтобы крутить турбины. А тут речь шла о каскаде из трех станций. Причем обмеление Байкала было не единственной угрозой — считалось, что плотины помешают миграции редких видов рыб. У Монголии при затоплении пастбищ тоже появились бы экологические проблемы, и в последние годы страны вели переговоры об альтернативных источниках энергии.

Сразу появились желающие создать в Монголии энергетические мощности и зарабатывать на продаже (дешевой) электроэнергии. Одни предлагали использовать энергию солнца и ветра, другие — запускать атомные станции. А мы были уверены, что стране с гигантскими запасами угля проще развивать тепловые станции. Оставалось сделать шаг от теории к практике, например, построить ТЭЦ в одном из энергодефицитных районов.

Под новый проект мы создали третье монгольское предприятие «Худэн». Учредителями стали три компаньона — я, мой друг Сергей Писарев и индийский бизнесмен Ниирав Шив. Последнее время г-н Шив выпускал строительные леса и опалубку в Индии, Англии, США, Австралии и на Украине (несколько лет назад он приобрел в Донбассе трубный завод и сейчас переживает за его судьбу). За $10 млн мы купили в Улаангоме (это на западе Монголии) площадку с лицензией на добычу угля — сначала на небольшой объем, чтобы проверить качество топлива и предполагаемый размер запасов. Сам разрез при советской власти уже исследовали, и эти данные у нас были, но банки, куда мы собирались обращаться за кредитами, требуют, чтобы документы соответствовали международным стандартам.


Константин Романовский и его компаньон Сергей Писарев. Фото: DK.RU

Изыскания обошлись нам еще в $400 тыс.

— Проект со строительством ТЭЦ в Улаангоме заинтересовал меня по трем причинам. Во-первых, я родом с Байкала, и в свое время возглавлял первый фонд защиты этого уникального природного объекта, поэтому известия об экологической угрозе озеру из-за возможного строительства ГЭС на Селенге меня не обрадовали. Во-вторых, запуск ТЭЦ выгоден обеим сторонам — Монголия получит дешевое электричество, а поставками и монтажом оборудования займутся отечественные компании. По сути, ВЭБ выделяет связанный кредит, подразумевающий участие только российского бизнеса. В третьих, я дружу с Константином Романовским еще с тех времен, когда он был одним из первых предпринимателей в Екатеринбурге, открывшим ресторан китайской кухни «Харбин», и хочу помочь ему в новом деле. Буду рад, если руководство Монголии увидит в нашем проекте ГЧП возможность ликвидировать энергодефицит и предотвратить экологический ущерб Байкалу.

Деньги для российского производителя

Задач было две — заручиться гарантиями монгольского правительства, что государство согласно выкупать всю электроэнергию, которую будет производить ТЭЦ в Улаангоме, и найти инвестора, который профинансирует ее строительство. О сбыте мы вели переговоры с чиновниками Министерства энергетики Монголии и Центра по развитию энергетики. Нашими конкурентами были фирмы NCPE (Китай) и Siemens (Германия), предлагавшие свои варианты. Китайцев мы особо не опасались — их ТЭЦ уже работают на юге Монголии, и там часто случаются неполадки, приводящие к отключениям энергии. Другое дело — Siemens с ее передовыми технологиями и финансовыми возможностями. Помня, что в России представители Siemens раздавали чиновникам взятки, мы допускали такой же сценарий и в Монголии.

К тому времени стало очевидным, что Россия не может игнорировать экологические риски, связанные со строительством ГЭС на Селенге. Руководство страны распорядилось искать приемлемые решения, и мы полагали, что фирме «Худэн» дадут зеленый свет. Производственной частью проекта занималась «СБ Электротехническая компания» из Санкт-Петербурга, предложившая оборудовать ТЭЦ под ключ за $67 млн. С этими расчетами мы обратились во Внешэкономбанк, который в то время уже финансировал реконструкцию ТЭЦ в Улан-Баторе — старую турбину заменяли более мощной. Конечно, мы пришли не с улицы, а заручились согласием торгпредства РФ в Монголии включить нашу стройку в российскую программу кредитования наиболее важных объектов. Сейчас речь идет о ТЭЦ мощностью 60 МВт (две очереди по 30 МВт). ВЭБ, посчитавший проект реалистичным, согласился выделить 85% суммы в рублях — на девять лет под 8,3% годовых. Остальное вложат акционеры.

По предварительным расчетам, ТЭЦ в Улаангоме окупится за 5,5 лет. При операционных затратах $3,5 млн в год и цене электроэнергии 0,07 за квт/час, электростанция будет ежегодно приносить около $17,5 млн прибыли. Всех энергетических проблем Монголии наша ТЭЦ не решит, но обеспечит электричеством промышленно отсталый район страны. И это — один из вариантов ГЧП, позволяющих правительству страны отказаться от каскада ГЭС на реке Селенге, за что ратует мой друг Сергей Писарев.

Девальвация рубля оказалась нам на руку. По некоторым данным, проекты конкурентов были намного дороже. Их окупаемость превышала 10 лет, и это никак не устраивало монгольскую сторону, заинтересованную, чтобы ТЭЦ как можно раньше прошла стадию инвестиционного проекта и начала платить налоги. Поэтому гарантии от монгольского правительства получило предприятие «Худэн».

Этим летом мы начинаем строить.

Желание найти работу с достойной оплатой и повысить уровень жизни, представляется одним из наиболее значимых факторов, влияющих на поток мигрантов в разных странах. по праву считается перспективным в этой области направлением, что обусловлено целым рядом причин. Работа в Монголии обладает многими преимуществами , которые делают данное направление очень популярными у эмигрантов.

Прежде всего, это сравнительно небольшая сложность при поиске, что объясняется наличием свободных рабочих мест, а также довольно стабильной экономической ситуацией в государстве. Другой причиной можно считать лояльное отношение к русскоязычным мигрантам, позволяющее им занимать довольно престижные должности с возможностью карьерного роста и увеличения заработной платы в дальнейшем.

Помимо этого, стоит отметить и тот факт, что для получения желаемой работы не потребуется знание иностранных языков, хотя оно приветствуется при поступлении на работу в крупные компании и учебные заведения.

Поскольку в этом государстве проживает довольно много выходцев из стран СНГ, повседневная жизнь в Монголии потребует значительно меньше усилий на адаптацию, в отличие от ряда направлений, где число мигрантов сравнительно невелико. Это позволит изучать местные обычаи и особенности постепенно, без значительного стресса и неудобств.

Какую работу можно получить в Монголии?

Несмотря на то, что иностранцу в данной стране допустимо рассчитывать на огромный перечень вакансий в Монголии, не предполагающий каких-либо ограничений, существует ряд профессий, среди которых мигранты наиболее востребованы в 2019 году.

Несколько фактов о Монголии — на видео.

Наиболее популярные и высокооплачиваемые вакансии в Монголии следующие:

  • инженеры высшей квалификации. Зарплата от 2500$;
  • менеджеры и агенты в сфере продаж. Зарплата 850$;
  • помощники на производствах – от 2 до 6 тыс.$;
  • переводчики – 2500$;
  • врачи 1500$+доплаты;
  • учителя 1000$ в государственном и 1500$ в частном секторе.

Конечно же, данный перечень включает далеко не все вакансии, на которые способен претендовать иностранец. Он лишь демонстрирует те сферы занятости, где трудовые мигранты представляются наиболее востребованными кандидатами.

При наличии необходимого опыта, соискатель может устроиться на работу водителем автобуса, такси или на любую аналогичную должность. Поскольку водителей довольно много, на каждую вакансию наблюдается высокая конкуренция . Данная работа в Улан-Баторе крайне востребована, а также в ряде других городов.

Чтобы повысить свои шансы на трудоустройство, рекомендуется в первую очередь овладеть хотя бы базовыми знаниями монгольского языка, а также необходимыми навыками для выбранной профессии.

Дополнительным преимуществом, может стать опыт работы на аналогичной должности на территории родной страны, благодаря чему, многие педагоги нашли работу.

Где лучше всего трудоустроиться

Если изучить рынок труда в Монголии, надлежит заметить, что он не отличается от российского или любого другого аналога. Большинство доступных соискателю вакансий, располагается в столице государства, в городе Улан-Батор. Именно здесь расположены головные офисы наиболее крупных компаний.

Подобная ситуация наблюдается, по большей части, в финансовом и коммерческом секторе предприятий. Ведь в столице этой страны инфраструктура и прочие условия представляются наиболее комфортными для ведения бизнеса.

Однако условия заключаемого контракта предполагают командировки по стране, ввиду чего, мигрант может исполнять свои рабочие обязанности в другой части страны. Сравнительно легко устроиться на работу педагогом - многие выходцы РФ нашли работу именно в сфере образования. Безработица в Монголии имеет место, однако она значительно меньше, чем аналогичные показатели в прочих соседних странах.

В производственной сфере, ситуация заметно отличается. Несмотря на то, что на территории Улан-Батора расположено несколько крупных предприятий, основная их масса приходится на сравнительно далекие от столицы государства регионы. Это означает, что мигрант, желающий развиваться в производственной сфере, скорее всего, будет работать вдали от мегаполиса.

Варианты заключения контракта

Если соискателю удалось найти работодателя в Монголии, то его трудоустройство может регулироваться принципиально разными типами договора. Первый вариант - привычный отечественный ТК, предусматривающий льготы, отпуск и прочие виды социальной защиты, закрепленные законодательно.

Данный вариант чаще всего встречается в отечественных компаниях, которые заключают договор на территории РФ и позднее командируют нового работника в филиал фирмы в Монголии.

Другой же распространенной формой сотрудничества, представляется трудовой контракт, заключаемый согласно местным законам. Он может включать в себя ряд условий, а гарантируемые льготы и привилегии для работника могут существенно отличаться от отечественного ТК. В связи с этим, надлежит внимательно изучать условия подобных соглашений, а также рассматривать все возможные риски.

Подобное соглашение гораздо чаще встречается при устройстве на работу в монгольские учреждения, филиал которых может заключать подобный контракт напрямую.

Зарплаты в Монголии

Несмотря на то, что средняя зарплата в Монголии сотрудника существенно варьируется, в зависимости от занимаемой должности и конкретного предложения, можно с уверенностью сказать, что её уровень в среднем выше, чем в .

Национальная валюта Монголии

Средним уровнем зарплаты в этой стране, принято считать сумму в 500$, однако она, как правило, значительно выше, если квалификация соискателя высока и профессия востребована. Кроме того, есть и определенные нюансы, которые надлежит знать, прежде чем заключать контракт.

Налоги Монголии значительно ниже отечественных показателей и достигают порядка 10% от полученного на территории страны дохода . При этом стоимость вещей первой необходимости гораздо ниже российских расценок, что делает данное направление очень популярным среди трудовых мигрантов.

Наиболее высокооплачиваемыми сферами профессиональной деятельности в Монголии, представляются:

  • горноперерабатывающая промышленность;
  • здравоохранение;
  • добыча полезных ископаемых;
  • производство текстильных изделий;
  • строительство.

Устраиваясь работать на различные должности в подобных сферах, соискатель может быть уверен, что размер заработной платы будет выше, нежели у прочих профессий.

Взаимоотношения Монголии с Россией в целом и Бурятией в частности, всегда будут актуальной темой, пока они граничат друг с другом. О ситуации в настоящее время и дальнейших перспективах рассказал эксперт-монголовед Владимир Родионов , кандидат политических наук, доцент кафедры истории и регионоведения стран Азии Бурятского госуниверситета, руководитель Центра социально-политических исследований Монголии.

Владимир Родионов

Насколько сейчас значимо присутствие и влияние России в Монголии? По моим сведениям, по ряду признаков, последние годы оно уменьшилось, какая-то культурная и экономическая экспансия не ведётся, в результате Монголия начинает больше ориентироваться на азиатские страны и США. Можно ли вернуть влияние на уровне времён СССР, когда в Монголии были советские войска?

В целом не буду оспаривать мнение, что наше влияние там, по сравнению с советским периодом, многократно уменьшилось. Более того, я думаю, что в ближайшие годы восстановление или хотя бы приближение к советскому уровню этого влияния недостижимо по объективным причинам. Причем недостижимо не только российское влияние, но и влияние какой-либо другой страны. Причина в том, что Монголия, проводя с начала 90-х годов «многоопорную политику» , активно сотрудничает и ориентируется на разные страны, начиная с двух своих соседей - России и Китая, и заканчивая внерегиональными партнерами, такими как США, страны ЕС, Япония, Южная Корея и т.д. Поэтому в данный момент мы можем говорить, с одной стороны, об объективности процесса снижения влияния России, в частности, употребления русского языка, в первую очередь среди молодежи, снижение интереса к России, как к месту, где можно получить образование, что было нормой для соцпериода, как важному экономическому партнеру и т.д.

С другой стороны, я не стал бы говорить, что на сегодняшний день Россия абсолютно не играет никакой роли в жизни Монголии и вообще находится где-то на задворках ее интересов.

Россия по-прежнему остается одним из важных партнеров Монголии, и это обусловлено такими факторами, как географическая близость, то есть общая граница большой протяженности, сохраняющиеся экономические связи, несмотря на то что они значительно сократились по сравнению с соцпериодом, но по-прежнему Россия остается важным поставщиком энергоресурсов на рынок Монголии.

В первую очередь, это нефтепродукты, на данный момент составляющие свыше 90% от всех, импортируемых Монголией. Россия - поставщик электроэнергии в приграничные аймаки Монголии, поставщик продукции машиностроения, запчастей и продовольственных товаров. Если вы приедете в Улан-Батор, то по-прежнему во многих магазинах можете увидеть большое количество товаров массового потребления, в первую очередь, продукты питания, привезенные из России. Плюс, хотя сфера русского языка сжимается последние два десятилетия как шагреневая кожа, но она остается. И до сих пор правилом хорошего тона для многих монгольских политиков и общественных деятелей является владение русским языком как одним из иностранных наряду с английским, немецким и так далее.

Все-таки тот базис, который был заложен в соцпериод, сохраняется, и задача России на данный момент, я думаю, хотя бы попытаться его сохранить, приостановить падение популярности русского языка.

Согласно социологическим опросам, проводимым ежегодно в Монголии ведущим социологическим фондом «Сант Марал», на вопрос о том, какая страна является наиболее предпочтительным внешним партнером для Монголии, неизменно первое место с большим отрывом от остальных стран занимает Россия. Такие страны как США, Япония и тем более Китай по этому показателю значительно отстают от России. У Китая вообще популярность очень низкая среди населения, несмотря на обширные экономические связи. То есть стоит задуматься о том, насколько Россия влиятельна в связи с этими цифрами. Я считаю, что влияние остается. Вопрос лишь в том, что мы с ним будем делать, как мы его будем конвертировать.

Можно ли говорить, что это влияние - результат какой-то целенаправленной работы, или это еще инерция с советских времен?

Я думаю, в этом конечно есть инерция, но не только. Потому что мы знаем случаи, когда отношения России с некоторыми бывшими республиками Советского Союза или недавними союзниками по странам Варшавского договора в свое время были крайне продуктивными, но кардинальным образом изменились в постсоветский период. И популярность России в этих странах не самая высокая.

В случае с Монголией ситуация все-таки иная, потому что для Монголии, для ее населения, Россия по-прежнему является страной, которая, во-первых , не претендует, в отличие от южного соседа, на какую-то историческую ревизию. В данном случае речь идет о вопросе независимости Монголии. Россия никогда на это не претендовала и не претендует, это факт. Во-вторых , Россия по-прежнему ассоциируется у многих монголов со страной, которая является гарантом ее безопасности в случае возникновения угрозы ее независимости. То есть Россия сама заинтересована в том, чтобы Монголия оставалась независимой и не ориентированной на какую-то из других держав. И в этом смысле Россия воспринимается позитивно. Плюс на уровне менталитета, многие элементы которого закладывались в XX веке, монголы по-прежнему очень близки рядовым россиянам. То есть многие привычки, многие поведенческие стереотипы общие у нас, как это ни парадоксально может показаться, особенно жителям европейской части России, которые о Монголии знают очень мало.

Учитывая культурную близость Бурятии и Монголии, может ли Бурятия стать «мостом» между Россией и азиатским регионом?

Да, эта тема очень популярна в последние годы и часто муссируется в СМИ, на научных мероприятиях. И конечно, здесь нельзя игнорировать тот факт, что Бурятия - самая близкая из всех регионов России к Монголии по ряду причин: история, культура, религия, язык и т.д. В то же время есть объективные показатели, которые пока не в пользу Бурятии по сравнению с другими регионами России, в частности, экономические.

Бурятия, несмотря на то что является граничащей с Монголией территорией России, не является лидером в деле внешней торговли с Монголией.

Здесь лидирующую позицию занимает Иркутская область, которая, к слову, не имеет общей границы с Монголией. При этом у Бурятии есть большой потенциал для того же экономического сотрудничества с Монголией. Он выражается в том, что Бурятия - это единственный субъект России, который имеет с Монголией прямое железнодорожное сообщение. Бурятия имеет постоянно действующий круглосуточный многопрофильный пункт пропуска «Кяхта» на границе с монгольским городом Алтанбулаг. Наконец, у Бурятии с Монголией до недавнего времени было постоянное авиасообщение, во всяком случае, несколько лет назад действовал регулярный рейс Улан-Удэ-Улан-Батор. И это в принципе реально восстановить.

- Обсуждалось, насколько помню, создание новых пунктов пропуска в Закаменском и Тункинском районах.

Да, такие проекты имеются. Есть сезонные пункты пропуска в ряде районов Бурятии. Вопрос в том, насколько для России и, в частности, для Бурятии, будет экономически выгодно наличие и постоянное функционирование подобных пунктов пропуска. Дело в том, что в соцпериод многие пункты пропуска действовали на сезонной основе. В определенные периоды, когда, например, с монгольской стороны перегоняли скот для дальнейшего забоя и переработки мяса на нашей территории, открывались данные КПП. В 90-е годы эта ситуация несколько изменилась, и поэтому целесообразность ряда КПП несколько снизилась. Сейчас же, когда мы говорим о попытке оживить экономические связи, в том числе за счет приграничного туризма, этот вопрос по-новому стал актуальным.

Поток туристов из Монголии увеличился -монголы едут закупаться продуктами в том же «Абсолюте»… Бурятия и Монголия с точки зрения культуры что могли бы предложить друг другу?

В принципе, Бурятия уже монголам многое предлагает, и это мы наблюдаем на протяжении последних двух с половиной лет. Как Вы правильно заметили, после введения безвизового режима, а также обвала российского рубля по отношению к иностранным валютам, монгольские граждане активно стали приезжать на нашу территорию. Основная мотивация - это, конечно, покупка дешевых товаров, но не только. Это и рекреационный туризм - поездки к озеру Байкал. Это религиозный туризм, в первую очередь, паломничество к нетленному телу Хамбо ламы Итигэлова. Многие монголы, когда едут в Бурятию, говорят: «Шопинг, Байкал и Хамбо лама». Такая триада у них своеобразная появилась.

Вопрос лишь в том, насколько наш местный предприниматель готов поддержать и улучшить качество оказываемых услуг тем же монголам, чтобы они продолжали приезжать. Потому что, приехав один раз и не получив должного сервиса, многие туристы могут больше не приехать.

Что Монголия может предложить Бурятии? В принципе, Монголия также богата достопримечательностями. Начиная от городского туризма - Улан-Батор с его довольно развитой по региональным меркам инфраструктурой развлечений, ресторанами, ночными клубами и т.д. И заканчивая более традиционными этнографическими местами для посещения - то же озеро Хубсугул, «младший брат» Байкала, Тэрэлж, различные степные кемпинги, «долина динозавров» и т.д. Вопрос лишь в том, насколько будет развита логистика, то есть насколько компании, которые за это отвечают, смогут обеспечить должный уровень услуг, сервиса и т.д.

- Промышленность Бурятии что-то может предложить Монголии?

Здесь все сложнее. Дело в том, что Бурятия, как вы сами прекрасно знаете, на данный момент республика, которая подверглась деиндустриализации в последние два десятилетия. Поэтому продукция промышленного производства в Бурятии крайне ограничена. Если мы говорим об угольной отрасли, то Монголия сама является страной, которая специализируется на добыче угля и его экспорте, поэтому здесь сотрудничество Бурятии в частности, и России в целом, с Монголией проблематично. В этом смысле Россия и Бурятия, добывая собственный уголь, мало заинтересованы в импорте монгольского угля. И наоборот.

- Мог бы ЛВРЗ поставлять и ремонтировать локомотивы для Монголии?

Насколько я знаю, в ходе визитов главы Бурятии Наговицына в Монголию эти вопросы поднимались, и даже были какие-то документы зафиксированы, в которых данные вопросы затрагивались. В частности, речь шла о возможности участия ЛВРЗ в ремонте и модернизации подвижного состава Улан-Баторской железной дороги.

Насколько я знаю, ЛВРЗ получил заказ на поставку запчастей для УБЖД.

Однако проблемы существуют. Это связано с непростой ситуацией в АО «Улан-Баторская железная дорога», которая является яблоком раздора для многих сторон внутри Монголии, что отражается на процессе принятия решений.

Кроме того, большинство подвижного состава современной УБЖД советского производства, многие из них устарели, то есть они морально уже изжили себя. Российская сторона, поставляя УБЖД подвижной состав, занимается его обновлением. Однако в этой сфере у российской стороны есть конкурент. В последние годы монгольская сторона закупает ряд китайских локомотивов для собственных нужд. Но насколько они эффективны, мне сложно судить, потому что вся инфраструктура монгольской железной дороги создавалась под ее условия на основе советских стандартов. Это условия жестоких холодных зим, перепадов температур, степного и пустынного ландшафта и т.д. Насколько китайские локомотивы приспособлены к этим условиям, мне судить сложно. Возможно, они привлекают дешевизной. Плюс зачастую поставки тех же локомотивов из Китая производятся в рамках так называемых связанных кредитов, когда китайская сторона предоставляет монгольской стороне кредит, где прописаны статьи, на которые должны быть потрачены эти деньги. В том числе туда входит и покупка китайской железнодорожной техники.

- Слышал такое мнение, что именно законодательная власть в Монголии главнее исполнительной…

Так и есть. Если мы возьмем конституцию Монголии, то увидим, что Великий государственный хурал является высшим органом власти. В том числе он отвечает за формирование кабинета правительства, которое подотчетно ему. Но и здесь не все так просто, как кажется. Формально Монголия парламентская республика, но согласно той же конституции, у других властных институтов, например, у президента или правительства, есть ряд полномочий, которые могут в каких-то определенных случаях нивелировать влияние парламента, и это нередко приводит к конфликтным и противоречивым ситуациям.

Как можно оценить деятельность правительства Бурятии в последние годы по налаживанию взаимодействия с Монголией? Были успехи? Или как без успехов, так и без провалов?

Я не думаю, что можно назвать какие-то конкретные провалы или какие-то конкретные успехи. Скорее всего, можно сказать так: с одной стороны, руководство Бурятии в последние годы было вполне активно на монгольском направлении. В частности, работа велась по таким вопросам, как увеличение поставок мясной продукции из Монголии в Бурятию. Вячеслав Владимирович постоянно этот вопрос поднимал. Плюс глава республики неоднократно поддерживал инициативу по введению безвизового режима в отношениях между Россией и Монголией. Если считать, что это и его вклад в решение этого большого вопроса, то, безусловно, это успех. Хотя я думаю, что это в первую очередь успех на уровне двух государств в целом, Москвы и Улан-Батора, России и Монголии.

Активно продвигаются культурные связи между Бурятией и Монголией в последние годы. У нас прошел Конвент монголов мира, Алтаргана, как фестиваль, который призван соединить представителей российской и монгольской бурятской общин и т.д. Естественно, это не проходит без внимания и интереса со стороны властей Бурятии.

Другое дело, что, на мой взгляд, основной прорыв, который мог бы дать результат, это экономический, то есть это увеличение товарооборота и прочие вещи. Здесь, к сожалению, у Республики Бурятия мало потенциала для принципиального увеличения товарооборота.

У нас же еще приборопроизводящие предприятия есть - авиазавод, ЗММК. Они вообще ничего не могут предложить Монголии?

Принципиально изменить ситуацию они не могут. Да, есть единичные случаи контрактов по поставке вертолетов, в том числе в Монголию. Но несколько вертолетов для такой небольшой страны как Монголия не являются основой стабильной внешнеэкономической деятельности. То есть проблема более фундаментальна, чем деятельность конкретных людей у власти, что с той, что с другой стороны.

Проводились ли исследования, есть ли у монголов и у бурят какие-то отличия в менталитете, как монголы воспринимают бурят. Слышал мнение, что монголы к бурятам не очень хорошо относятся из-за того, что те вошли в состав России, как к «потерянному племени». С другой стороны, у нас немало представителей интеллигенции с панмонголистскими настроениями, наоборот, мечтает, чтобы буряты вернулись в колыбель монгольского мира.

Безусловно, такие вещи есть и подобные мысли встречаются и в монгольском обществе, и в бурятском, но я бы не стал все это экстраполировать на большие массы, потому что монгольское общество, на самом деле, как и российское, крайне разношерстно, в том числе в своих взглядах и идеях. Да, безусловно, есть представители монгольского социума, которые считают, что неплохо было бы как минимум сблизиться с бурятскими братьями по языку, по вере, по религии, по крови и т.д. А есть те, кто не приемлет этого, как вы сказали, считают отколовшимся куском бурятский мир от монгольского.

Но в целом, на мой взгляд, большинство монголов относится к этому вопросу без особых эмоций. То есть для рядовых монголов вопрос об их связи с бурятским народом, с бурятским миром не является таким уж актуальным, как может показаться некоторым людям. То есть большинству монголов интересны вопросы внутреннего развития экономики, курса тугрика к доллару, цены на бензин, то есть то, что волнует обывателя в повседневной жизни.

Внешняя политика для большинства монголов не является приоритетным вопросом, тем более взаимоотношения с Бурятией.

В 20-м веке граждане Монгольской Народной Республики, а сейчас просто Монголии, в первую очередь, были сориентированы на интересы собственной страны, государства. Можно сказать, у монголов сформировалась национальная гражданская идентичность. Им важнее что происходит в своей стране, среди граждан Монголии, и не важно, монгол это или казах, потому что в Монголии, например, есть казахи, являющиеся гражданами Монголии. И в этом смысле внутренние вопросы им важнее и ближе, чем вопросы, например, монголов в Китае или бурят в России. Потому что это граждане других стран.

Что вы можете сказать о проекте «Великий шелковый путь». В последнее время Арнольд Тулохонов активно выступал за этот проект, за развитие приграничных территорий. Осенью было выездное заседание Совета Федерации по этой теме.

- «Великий шелковый путь» на самом деле крайне комплексное сложное явление, как вы сами понимаете. Проект, который затрагивает совершенно разные страны и разные направления будущих маршрутов: есть морской шелковый путь, инициированный в свое время китайским руководством, и есть несколько проектов по введению континентального шелкового пути, и не каждый из них, например, включает в себя территорию России.

Монголия - это страна, которая для Китая с точки зрения его глобальных интересов все-таки не является его главным приоритетом.

Поэтому монгольское руководство в свое время само инициировало создание проекта, который они назвали «Степной путь». Он предполагает усиление торгово-экономического сотрудничества Китая и России через территорию Монголии. Тем самым, по замыслу авторов этого проекта, должна получиться большая экономия времени в пути между территорией Китая, в частности, Пекином, и территорией России, Восточной Сибирью. Потому что на данный момент основная торговля между странами идет через Дальний Восток. Вопрос в том, насколько этот проект осуществим.

С одной стороны, между главами трех государств - Путиным , Си Цзиньпином и Элбэгдоржем - был достигнут ряд соглашений на этот счет. В частности, во время последнего саммита ШОС в Ташкенте. Но на самом деле есть ряд вопросов к этому проекту, потому что до сих пор отсутствует технико-экономическое обоснование проекта, в частности, по автодороге, по железной дороге и т.д. Внутри Монголии есть множество вопросов, связанных с компетентностью местных властей в деле реализации таких грандиозных проектов. Я имею в виду вопросы внутриполитической борьбы монгольской элиты. Это нередко мешает осуществлению подобных проектов. Примеров того, как амбициозные экономические проекты заканчивались ничем из-за внутренней борьбы монгольских элит, предостаточно.

- Сейчас этот проект на стадии рассмотрения или его отложили?

Нет, о том, что его отложили, речи пока не идет. Речь идет о том, что должна быть создана трехсторонняя рабочая группа, которая займется проработкой деталей этого проекта. На данный момент все это на уровне планов.

Ситуация со строительством в Монголии каскада ГЭС как-то может осложнить отношения России, Монголии и Китая?

Строительство каскада ГЭС на притоках Селенги экономически невыгодно Монголии.

Возведение ГЭС на реках Эгийн-гол, Орхон и Селенга потребует средств, в десятки раз превышающих расходы на закупку электроэнергии в России.

Согласно данным представителей монгольской стороны, которые лоббируют данный проект, только стоимость одной Эгийнгольской ГЭС составит 827 млн. долларов. Откуда эти деньги возьмутся? Они придут не из монгольского бюджета. По замыслу авторов проекта, финансовые средства должны быть получены в форме кредита от Экспортно-импортного банка Китая (на данный момент китайская сторона приостановила выдачу кредита). Соответственно, если это кредит, то его рано или поздно придется отдавать, при том, что у кредита есть определенные проценты. При том, что на проектную мощность Эгийн-гол должна выйти не ранее 2020-22 гг.

Та же ситуация с проектом ГЭС «Шурэн», финансирование которого предполагается за счет кредита Всемирного банка. Возникает вопрос: какова тогда себестоимость этих проектов, когда они окупят себя? По данным руководителя проекта ГЭС Эгийн-гол Д. Одхуу , ежегодные затраты на покупку импортной электроэнергии составляют около 27-28 млн. долларов. При этом на российский импорт приходится 22% от всей импортируемой электроэнергии (остальное импортируется из Китая). Таким образом, Монголии легче и дальше продолжать покупать электроэнергию у России, нежели заниматься строительством этих ГЭС. Для российской стороны монгольский рынок электроэнергии не очень существенный, и его возможная потеря не станет критичной.

Так, по итогам 2015 года Россия поставила Монголии 284 млн. к/Вт*ч, что составило всего 1,6% от всего отечественного экспорта электроэнергии. Поэтому разговоры о том, что российская сторона протестует против данных монгольских ГЭС, исходя из своих экономических интересов, не имеют отношения к реальности.

Кроме того, российское руководство, а также российские активисты-экологи и общественные деятели никогда не выступали против стремления Монголии увеличить свою энергетическую независимость.

Например, строительство монголами тепловых электростанций никогда не вызывало протестов у российской стороны. Проекты монгольской стороны по строительству собственного НПЗ также не встречали протестов со стороны России. В 2008 г., когда Монголия сдала в эксплуатацию ГЭС на реках Дургун и Тайшир в западных аймаках, российская сторона не выразила никаких возражений. Протест возник именно в связи с тем, что вопрос о ГЭС на трансграничных реках напрямую связан с экологической безопасностью России и озера Байкал.

- Можно ли рассматривать сейчас Монголию как сателлита США?

Нет, конечно. Слово «сателлит» очень политизированное, оно активно применялось в период Холодной войны применительно к Монголии в ее отношениях Советским Союзом, который якобы полностью распоряжался судьбой Монголии, а Монголия и ее руководители были безвольными марионетками. Однако, даже в тот период, когда связи между Москвой и Улан-Батором были, безусловно, ближе, чем сейчас,

Монгольская народная республика не была сателлитом, то есть полностью зависимой и безвольной республикой в отношениях с Москвой. Монголия имела свои интересы, и монгольское руководство, тому есть множество свидетельств, могло отстаивать интересы своей страны, в том числе в спорах с советским руководством.

Пример этому - политика Цэдэнбала , который неоднократно вступал в полемику и споры с советским руководством по разным вопросам хозяйственного развития своей страны, международной политики, и нередко его сторона была более сильной в этих вопросах. Что уж говорить о современной Монголии, которая, как я говорил вначале, проводит многоопорную политику и не ориентирована на какую-то одну из сторон. И поэтому называть ее сателлитом любой страны сейчас, а тем более Соединенных Штатов, я бы не стал. Да, есть определенное американское влияние, безусловно, Америка - глобальная держава, она имеет свои рычаги давления на многие страны мира. И безусловно, ее влияние есть и в Монголии.

Я слышал, что Америка заинтересована в Монголии в виду ее географического положения - такой своеобразный «гвоздь», который на стыке Китая и России вбит, и соответственно, на стыке интересов находится.

Конечно, ни один официальный представитель США об этом напрямую не скажет, но подспудно, если мы посмотрим на деятельность США в последние два десятилетия и политику в отношении Монголии, мы можем признать, что, безусловно, Монголия, в том числе по этой причине, представляет интерес для Соединенных Штатов. Здесь очевиден геополитический интерес для американской стороны. Плюс есть ряд сопутствующих, может быть, менее важных факторов, которые делают Монголию привлекательной для тех же Соединенных Штатов.

Это вопросы идеологии. Особенно в 90-е годы для США Монголия выглядела своеобразной витриной новой демократии в центре Азии, которая отказалась от коммунизма и вступила на путь либеральной демократии и рыночной экономики. Плюс есть интересы отдельных американских компаний, которые ведут или пытаются вести свою деятельность в Монголии, в том числе в добывающей сфере. То есть интересы разноплановые. Но местоположение между Россией и Китаем - это, безусловно, базовый интерес США в этой стране и в регионе.

В Монголии остались какие-то российские предприятия, которые занимались, скажем, добычей ископаемых? Раньше это был, например, «Золотой Восток».

Эта компания сохранилась, только теперь у нее уже другой владелец, не российский, а монгольский.

- Своего рода «отжатие», выражаясь криминальным языком?

Я не буду в такие вопросы сейчас вдаваться, тем более, что они связаны с крайне темной ситуацией - бывший владелец компании, господин Паушок и сопутствующие события, которые были вокруг него и его компании, до сих пор имеют ряд темных мест для широкой общественности. Кроме того, я бы не сказал, что компания «Золотой Восток» в Монголии была основой российского экономического присутствия. Я хотел о другом сказать.

Вот если бы Вы задали мне этот вопрос еще год назад, я бы сказал, что у России остается базовое экономическое присутствие в добывающей сфере Монголии через два крупнейших совместных предприятия. Это горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт» и АО «Монголросцветмет», которое занимается добычей цветных металлов. Но летом прошлого 2016 года, неожиданно для многих как в России, так и в Монголии, 49% акций российской стороны, которые ей принадлежали в «Эрдэнэте» и «Монголросцветмете», были проданы монгольской стороне.

То есть, на данный момент Россия не имеет никакого отношения ни к «Эрдэнэту», крупнейшему в свое время предприятию по добыче меди в Азии, ни к «Монголросцветмету». И единственное крупное предприятие, где Россия имеет свои активы, это Улан-Баторская железная дорога. 50% акций принадлежит Российским железным дорогам.

И, тем не менее, в таких обстоятельствах не были предприняты шаги, чтобы материальная часть этой железной дороги на том же нашем ЛВРЗ ремонтировалась?

Шаги были предприняты, вопрос лишь в том, насколько они были удачны. Попытки были в свое время, когда президентом РЖД был Владимир Якунин . Несколько раз предпринимались попытки усилить инвестиционную политику России в рамках УБЖД. Для этого даже было создано специальное совместное предприятие «Развитие инфраструктуры», целью которого была модернизация УБЖД в обмен на доступ к крупным монгольским месторождениям полезных ископаемых, в частности, Таван-Толгой. В силу разных причин данные проекты не увенчались успехом.

- Складывается такое ощущение, что Россия сама свои позиции в Монголии систематически сдает, оставляет.

Это ощущение не беспочвенно, безусловно. В частности, пример с «Эрдэнэтом» и «Монголросцветметом» для меня с точки зрения интересов России в долгосрочной перспективе остается, как минимум, загадочным. Я могу представить экономические доводы руководства Ростеха, которое инициировало продажу российских акций. Да, в современных условиях низких мировых цен на медь и цветные металлы, наверное, было нерентабельно держать подобные предприятия. Но эти предприятия не должны были быть исключительно экономическими для России. То есть, владеть акциями этих предприятий для России было не только вопросом экономики, это было вопросом более широкого влияния России, её присутствия в монгольской экономике. К сожалению, мы этого лишились сами.

А военное присутствие с советских времен можно ли было сохранить? Там же много военных баз в свое время было.

Есть данные архивов, переговоров между монгольской и советской сторонами второй половины 80-х годов. Тогда монгольская сторона, в том числе генеральный секретарь ЦК МНРП господин Батмунх , были крайне негативно настроены по отношению к идее вывода советских войск с территории Монголии.

- Они не хотели?

Не хотели. Я подчеркиваю, инициатором вывода была советская сторона. Здесь нужно смотреть более широкий контекст. Дело в том, что в эпоху перестройки, эпоху нового видения международной ситуации в рамках политики Горбачева был взят курс на нормализацию отношений с Китайской народной республикой. После его знаменитых речей во Владивостоке и в Красноярске советская сторона взяла курс на сокращение своего военного присутствия на Дальнем Востоке, в том числе за счет вывода советского контингента из Монголии.

И когда до монгольской стороны были доведены подобные мысли, она восприняла их очень критично. Почему? Потому, что для монгольской стороны наличие советских войск действительно было гарантией защиты от какой-либо китайской угрозы.

Другое дело, что эти монгольские доводы не были услышаны советской стороной. Все-таки для советской стороны на тот момент отношения с Китаем оказались более важными, чем отношения с Монголией. Как вы знаете, в начале 90-х годов советские части были полностью выведены с территории Монголии. Причем выведены достаточно быстро, в спешке, многие наши военные базы были заброшены и вскоре быстро разграблены.

Летний визит Лаврова, когда он в джинсах вышел, что это было - оплошность или демонстрация какого-то пренебрежения? Как это можно воспринимать?

Согласно официальной версии российского МИД - это был всего лишь вопрос какой-то технической заминки, Мария Захарова прокомментировала это в свое время. Как это оценить с точки зрения смыслов…

Сергей Лавров

Я не знаю, что было реальным мотивом Лаврова. Скорее всего, никакого злого умысла в действия Сергея Викторовича не было. Но для монгольской части общественности это было не совсем приятно. Почему? Потому что монголы, как народ небольшой, территориально связанный только с двумя великими державами, крайне щепетильно относятся к таким, казалось бы, мелочам со стороны представителей официальной власти.

Поэтому для нас этот вопрос мог быть не совсем принципиальным, действительно, иногда он кажется обывателю смехотворным. Но для многих монголов это вещь крайне важная, она символическая, но важная. И поэтому в монгольском сегменте интернета, в различных социальных сетях этот вопрос долгое время активно муссировался, и были, в том числе, негативные отзывы в адрес Лаврова по этому поводу. Хотя не думаю, что этот случай кардинальным образом мог повлиять на двусторонние отношения.

- Вы составляли какие-то прогнозы дальнейшего развития внешнеполитических отношений с Монголией?

Дело в том, что буквально три года назад вышла коллективная монография, в которой мои коллеги и я основной упор сделали как раз на прогностическую основу, то есть на выведение моделей и сценариев будущего российско-монгольских отношений. Книга так и называется: «Современные российско-монгольские отношения: модели и сценарии».

- Спасибо за беседу! Было очень интересно.

Как у них 20.04.18 186 942 65

Жизнь в Монголии

Я женат на гражданке Монголии. Мы с женой раньше жили в России, но в прошлом году ей пришлось надолго вернуться на родину по делам. Я поехал с ней.

Виктор Сикирин

переехал в Монголию

Полгода назад я получил разрешение на временное проживание в Монголии. Расскажу, как нам здесь живется и почему я не очень хочу возвращаться в Россию.

Зачем ехать в Монголию

Монголия - большая и самая малонаселенная страна в мире. В ней живет всего 3 млн человек, причем половина из них в столице - Улан-Баторе. В остальных частях страны плотность населения - 1 человек на 1 квадратный километр.

Раньше в Монголии были сплошные пастбища, юрты и стада, но сейчас в столице понастроили небоскребов, за городом появились солнечные электростанции, а новые Айфоны сюда привозят раньше, чем в Россию. Но традиции тут все равно сильны. Кока-колу по телевизору рекламируют пастухи, по праздникам все одеваются в национальную одежду, а в городе легко можно встретить человека на лошади - и никого это не удивит.

Монголия - нормальная страна, если вы фрилансер и работаете удаленно. Здесь недорого, вкусно и мало бюрократии. Главные достопримечательности - природные. Обязательно надо посетить Гоби, монгольский Алтай, старинные горные монастыри, озера. Если вам интересен буддизм ламаистского толка, это лучшее место для просветления. Тут сотни дацанов - местных монастырей, образованные монахи-ламы и тысячи реликвий.


Виза

Граждане России могут приезжать в Монголию без визы на 30 дней. Чтобы я смог остаться дольше, жена оформила мне приглашение. По нему дали визу на три месяца. С ней я въехал в страну и подал документы на аналог нашего разрешения на временное проживание.

Разрешение на проживание в Монголии получить гораздо проще, чем в России. Весь процесс занял несколько часов в течение пары дней. Подтверждать знание языка не нужно, апостили и нотариальные переводы тоже не нужны. Через два месяца забрали готовое разрешение без очередей, нервов, кучи бумаг и справок. В России оформление паспорта займет больше времени и сил.

Разрешение на проживание я могу продлевать каждый год. С ним я могу работать в Монголии и даже оформить государственную медицинскую страховку.

С бюрократией тут я не сталкивался. Когда подавал документы на разрешение на проживание, ошибся и принес не ту бумажку. Мне позвонили и сказали, что нужный документ я могу принести, когда пойду получать свое разрешение.

Все документы нужно подавать лично, зато получить их очень просто. 25 видов справок выдает специальный терминал: о разводе и браке, о несудимости, временный паспорт. Платишь 1000 тугриков (24 Р ) и получаешь документ с печатью. Такие автоматы стоят в каждом госучреждении и на почте.

Деньги и банки

Национальная валюта Монголии - тугрик. Курс тугрика к рублю - около 40-43 тугриков за рубль. Карты принимают почти в каждом магазине. Но наличные все равно нужны, чтобы расплатиться с таксистом или купить продукты на рынке.

Оплачивать счета проще всего через банковские приложения. Два основных банка - «Хаан-банк» и «Голомт-банк». Иностранцу, чтобы оформить счет и карту, достаточно загранпаспорта.


Снимать деньги с российской карты можно в любом банкомате. Если снимать суммы от 100 $ с карточки Тинькофф-банка, то комиссий нет вообще.

Среди нашей семьи и знакомых кредиты есть у всех. Самые популярные - автокредит и ипотека. Средняя ставка по потребительским и автокредитам в Монголии - 20-30% годовых, по ипотеке - 8%.

Работа

Проще всего остаться в стране по рабочей визе. Местному бизнесу нужны инженеры, строители, программисты. Школы и университеты берут на работу преподавателей-иностранцев. Я прошел собеседование для работы учителем истории в русскоязычной школе в провинциальном городе, но в последний момент передумал: зарплата там невысокая.

42 тугрика

стоил 1 Р , когда я писал статью

Выше всего оплачивается труд технических специалистов - 5-10 млн тугриков (119 000-238 000 Р ). Больше всего ценятся иностранные сотрудники со знанием английского в горных и строительных компаниях. Им платят в несколько раз больше, чем монголу той же квалификации. Заработок таких специалистов - от 5 до 10 тысяч долларов в месяц.

Зарплата учителя-иностранца в Улан-Баторе - 2-4 млн тугриков (47-95 тысяч рублей ), в провинциальном городе - до 1,5 млн тугриков (36 000 Р ).

Земля кочевников, страна гор, степей и песчаных дюн – все эти характеристики традиционно используются при описании сложившегося за многие столетия образа Монголии . При этом нужно отметить, что нынешняя республика Монголия и её столица Улан-Батор значительно изменились как в экономическом, так и культурном плане. И солнечная страна, расположенная в центре Азии, становится всё интереснее для туристов и предпринимателей.

Северная граница страны разделена с Россией, восточная, южная и западная – с Китаем. Государство не имеет выхода к морю. Общая площадь составляет более 1,5 млн. км 2 .

По своему государственному устройству Монголия является парламентской республикой. Административно она разделена на 21 аймак, в составе которых – 329 сомонов. Население Монголии составляет около 3,1 млн. человек.

Страна имеет статус наблюдателя во многих структурах СНГ, а также является участником ООН. Монголия также является членом ВТО, а на границе с Россией образована свободная экономическая зона – Алтанбулаг.

Официальным языком в государстве является монгольский, письменность – на кириллице.

Основной религией является буддизм.

Климат Монголии – резко континентальный, зима суровая, а лето – сухое и жаркое. Благодаря большой численности солнечных дней в году (около 250) государство часто называют «страна синего неба». Знаменитая пустыня Гоби в Монголии условно делится на три зоны (по цвету), Черную, Красную и Желтую. При достаточно большой территории, покрытой пустыней, недостатка в питьевой воде в стране нет. Самой полноводной рекой является Селенга.

Если Вы решили открыть свой бизнес в Монголии , то следующая информация будет Вам полезной.

Законодательство Монголии основывается на гражданском праве.

Формы ведения бизнеса.

Зарегистрировать или купить оффшорную компанию в Монголии можно в форме:

Компании с ограниченной ответственностью (LLC);

Представительства.

Регистрация оффшорной компании LLC в Монголии. Особенности.

  • Минимальное число акционеров – один, физическое или юридическое лицо.
  • Компания может работать при наличии минимум одного директора. Он должен быть физическим лицом.
  • Иностранное лицо, назначаемое на должность Генерального директора, должно иметь вид на жительство. В противном случае нужно назначать резидента Монголии.
  • Необходим регистрационный офис.
  • Минимальный уставной капитал – $ 100 000.
  • Каждый год необходимо продлять действие сертификата о регистрации оффшора в Монголии.
  • В наименовании компании лучше не использовать слов «Монголия», «Улан-Батор», независимо от того, компания в Монголии создаётся или проходит перерегистрацию. Можно предоставить несколько вариантов наименований при регистрации.
  • Для успешного прохождения процедуры регистрации также необходимо предоставить данные об участниках, видах деятельности компании, сделать выбор банка для открытия счета.
  • Регистрация оффшорной компании в Монголии может проходить без непосредственного участия учредителей, по доверенности.

Регистрация представительства в Монголии. Основные положения.

  • Ведение обособленной хозяйственной деятельности запрещено . Компания может лишь представлять интересы. На практике в Монголии не регистрируются филиалы.
  • Для успешного прохождения процедуры регистрации нужно подать учредительные документы, выбрать банк и огласить количество и виды открываемых счетов и т.д. документы следует заверить нотариально и переведены на монгольский язык.
  • Юридический адрес вносится в единый реестр Монголии.

Регистрация LLC или представительства длится обычно в пределах одного месяца.

Счета компании в Монголии могут быть открыты в рублях, тугриках, евро и долларах, в монгольских банках.

Налоги в Монголии.

Налог на прибыль – 10%. Но также при соблюдении определённых условий возможно:

Освобождение от налогов на 10 лет;

Дополнительное освобождение от налогов еще на 5 лет, на 50% (для компаний, которые занимаются телекоммуникациями, строительством, обслуживанием средств передачи тепловой и электрической энергии).

Бухгалтерия в Монголии.

Оффшорная компания в Монголии должна вести бухгалтерский учет и подавать годовой отчет.

После регистрации нужно своевременно подавать первичную статистическую и налоговую отчетность.

Регистрация бизнеса в Монголии станет надёжным стартом Вашего международного бизнеса . Мы окажем всестороннюю помощь в этом вопросе.



Налоги и платежи