Что такое семинар практикум для педагогов определение. План проведения семинара. Методы проведения консультаций

Инструкция

При разработке плана-конспекта семинара-практикума руководствуйтесь следующими принципами:
- «От теории – к ». Поставьте перед студентами задачу - привести из реальной жизни для рассмотренного на материала. Например, если это курс по социальной психологии, и вы изучаете установки, попробуйте вместе найти примеры проявления установок и предубеждений, характерных для данной группы. Хорошо, если мнения разделятся – можно обсудить проблему с разных сторон.
- «От жизни к теории» - практики с точки зрения теории. Загляните перед занятием в свежую или на сайт с новостями – наверняка вы найдете актуальную тему как проявления тех или иных психологических закономерностей в реальной жизни. Или ее предложат студенты – как правило, они занимают активную и готовы говорить на тему того, что их волнует. Попробуйте на этом примере сформулировать теоретические положения и выводы относительно рассматриваемого явления или ситуации.

Помните, что все семинары-практикумы – это коллективное творчество студенческой группы, а преподаватель для того, что бы направлять их активность в нужное русло.

Обратите внимание

Проведение семинара-практикума требует от преподавателя свободного владения материалом, в отличии от проведения лекционного занятий, где всегда можно опереться на теорию. Молодых преподавателей это не должно пугать, так как есть хорошая возможность развить навыки работы с группой и закрепить свои знания.

Источники:

  • Семинар в ВУЗе
  • семинар практикум

С недавних пор слово «семинар» стало общеупотребительным и узнаваемым не только среди школьников и студентов, но и для бизнесменов и директоров компаний. С помощью семинара происходит обучение сотрудников компании новым знаниям и навыкам. Поэтому в условиях постиндустриального общества, когда владение информацией является основным фактором успеха в бизнесе, семинары имеют огромное значение.

При подготовке помещения нужно предусмотреть указатели, таблички с именами и фамилиями, для того чтобы не возникала путаница и хаос. Вначале, как правило, выступает с вводной речью руководитель , либо его заместитель. Основное правило любого семинара – четко придерживаться регламента. Для выступления докладчиков выделяют не более 20-25 минут. Лучше всего ограничиться 10-15 минутами. Лучше больше времени оставить на вопросы и , так как это поможет лучше усвоить заданный материал. Приветствуется использование презентаций, пособий, видеозаписей и т.д. В конце семинара желательно устроить проверку полученных знаний, чтобы увидеть эффективность проведенного мероприятия.

Если мероприятие затягивается, то следует предусмотреть перерыв на кофе. Для этого нужно обеспечить , который будет разливать напитки и разложит печенье или бутерброды на тарелки. Если нужно провести семинар в течение нескольких дней, то логично закончить его фуршетом, организацией концерта или представления. При наличии существенной части участников, приветствуется организация экскурсии по городу, или, в крайнем случае, по предприятию. Также следует позаботиться о транспорте для участников, как иногородних, так и местных.

Источники:

  • проведет семинар

Семинар – один из методов дополнительного обучения, широко использующийся в бизнес-сообществе. Зачастую, во время двухдневного семинара слушатели приобретают больше знаний, чем за 2 недели обучения на курсах. Качество этих знаний, а также степень их усвоения во многом зависит от того, как составлен семинар.

Вам понадобится

  • - Тема;
  • - Компьютер.

Инструкция

Найдите тему, одинаково интересную потенциальным слушателям и знакомую вам. Если вы в ней не разбираетесь досконально – запаситесь тематической литературой или предусмотрите на подготовительном этапе консультации с более компетентными специалистами. Как правило, тема должна иметь прикладной характер, т.е. отвечать скорее на вопрос «как?», а не «что?». К примеру, разрабатывая такую тему как «Работа с шоколадом», рассчитанную на кондитеров кафе и ресторанов, значительную часть занятий следует посвятить практических приемов. Конечно, можно рассказать об шоколада, но уделять этой теме даже час драгоценного времени не стоит. Слушатели получат больше пользы, если вы им расскажете о подготовке шоколада, технологии производства конфет ручной работы, принципах выбора начинки и т.д. Разумеется, сопроводив слова соответствующим видеорядом.

Составьте план будущего семинара. Он должен быть четко структурирован и таким образом, чтобы за отведенное время вы смогли максимально полно раскрыть тему. В большинстве случаев в день у вас проходит 4 основных модуля. Схема разбивки времени может выглядеть так: утренний модуль – кофе-пауза – дневной модуль – обед – второй дневной модуль – кофе-пауза – вечерний модуль. Составляя семинар, это необходимо учесть.

Подберите текстовый материал к каждому модулю. Старайтесь подготовить больше практических элементов. В нашем примере это может быть с пошаговой инструкцией темперирования шоколада или приготовления глазури. Каждый шаг должен сопровождаться , специалист, для чего данный шаг необходим и какие именно химические или физические процессы проистекают при этом. Подобный способ донесения материала «визуализацией». Он необходим для того, чтобы улучшить восприятие слушателей, пришедших к вам за практическими знаниями, которые они могли бы уже на следующий день применить в своей работе. Наряду с видеорядом имеет подготовить , выполненные в PowerPoint.

Видео по теме

Семинар является самостоятельной формой проведения занятий в ВУЗах и также частично используется в школах и средних специальных учебных заведениях. Темы семинаров могут касаться образовательных, воспитательных и общественных вопросов. Для того чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным в своем профессиональном уровне педагогом, вам необходимо уметь писать планы-конспекты семинаров и проводить их.

Вам понадобится

  • компьютер, литература по теме семинара.

Инструкция

Семинар ы-практикумыИх проведение требует самостоятельной подготовки с помощью лекционного конспекта и списка рекомендуемой литературы. Такие занятия необходимы для закрепления теоретического материала и дают возможность приобрести практические навыки в рамках указанной темы семинара. Составляя план-конспект семинара- , подберите и задания в игровой форме, позволяющие одновременно задействовать как можно больше учащихся.

Семинар ы-дискуссииИх отличительной особенностью является обсуждение различных вопросов с целью усвоения истины или хотя бы подведения под ними итогов. При подготовке семинара-дискуссии, составьте перечень проблемных вопросов по теме и подберите противоречащие друг другу теорию и факты – это побудит студентов к познавательной активности и обсуждению.

Семинар с элементами лабораторного занятияПредполагает исследовательскому подходу и реализуется с помощью апробирования тестов, методик, демонстрации химических реакций, физических опытов и так далее. Подготовьте заранее необходимый стимульный материал и потренируйтесь в выполнении всего того, что вы предложите студентам, самостоятельно. Помните о правилах техники безопасности.

Также стоит обратить внимание на возраст своей аудитории и ориентироваться на него при написании семинара.

Для средних и старших семинар нужно составлять таким образом, чтобы он формировал коммуникативные навыки подростков. Поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, активно используйте на семинарах элементы тренингов.

Видео по теме

Полезный совет

Применяйте на занятиях мультимедию и используйте при написании семинара новейшие достоверные источники информации.

Источники:

  • Семинар в ВУЗе в 2019

Семинары , как инструмент обучения и обмена опытом, востребованы в наше время в любой сфере деятельности и активно используются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении проблем, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач, т.е. облик семинаров может быть различен. Методический семинар подразумевает передачу разработанных методических приемов, готовых алгоритмов и путей решения той или иной задачи.

Инструкция

Подготовительный этап.Четко сформулируйте тему методического семинара и преследуемую цель: например, знакомство с предлагаемыми методиками, изучение алгоритма перехода на их использование, развитие методических навыков и умений применять знания на практике. Исходя из поставленных целей, пропишите шаги, которые необходимо , чтобы их достигнуть.

Продумайте, какие задания для закрепления формируемых навыков вы будете использовать. Используйте активные , предполагающие не просто слушание участников семинара, но и живое участие. Это может быть постановка проблемных вопросов, кейс-методы, мозговой штурм, заполнение таблиц, анкет, коллективный , игра и т.д.

Четко пропишите ход семинара, т.е. какой материал и в какой последовательности вы будете предлагать. Следите, чтобы чередовалась активность и пассивность присутствующих на семинаре.

Пропишите, какие результаты должны быть получены по окончанию семинара, по каким критериям вы и участники семинара поймете, что цель достигнута. Используйте все возможности: анкетирование, опрос, сбор предложенных , выводов, результатов коллективного творчества.

Организационный этап. Найдите помещение для проведения семинара – это может быть помещение вашей организации, сторонней или заинтересованной организации. Договоритесь об условиях его использования.

Запланируйте так, чтобы вы могли заблаговременно оповестить заинтересованных в нем участников. Используйте доступные вам методы оповещения участников семинара, заранее оговаривайте участия в нем, сроки и условия проведения методического семинара.

Проверьте, сколько времени занимает семинар, если нужно, включите в него перерывы. Четко обозначьте время выступления приглашенных специалистов, если вы их приглашаете, а также, ознакомьте их с ходом проведения семинара.

Подготовьте помещение так, чтобы все, что вам нужно, было «под рукой», в зоне досягаемости. Продумайте расположение участников семинара. Проверьте работу всех мультимедийных средств, необходимых для работы. Глубоко вдохните, приосаньтесь и с доброжелательной улыбкой встречайте приглашенных!

Видео по теме

Источники:

Перед вами встала задача проведения семинара? Не пугайтесь! Это отличное поле для проявления своих талантов. Семинар может быть и образовательным, и просветительским, и проблемным мероприятием, в зависимости от поставленных целей. Но в любом случае это – открытая форма взаимодействия и обмена опытом между участниками. Отталкиваясь от этого, вы можете применять любые методы и формы обучения, активизации мыслительных процессов и сплочения участников.

Вам понадобится

  • помещение,
  • приглашения,
  • канцелярские товары,
  • компьютер, интерактивная доска или флип-чарт,
  • раздаточные и информационные материалы

Инструкция

Уточните или определите тематику семинара, сформулируйте точное название, преследуемые цели и задачи, которые необходимо будет решить на семинаре. Запишите все это на листе бумаги. Уточните, кто будет являться участником семинара – какова будет целевая аудитория по роду занятий и уровню компетенций. Опираясь на это, вы можете выстраивать материал, определять вид , будет ли он достаточно подробным, или ознакомительным.

Продумайте , необходимое для . Тут уже не только важность и сложность поставленных целей, но и ваши собственные ресурсы. Занимаемое время может быть от часа до двух дней. Соответственно, запланируйте перерывы и кофе-паузы, адекватные длительности семинара.

Составьте план семинара – какие вопросы и в какой последовательности будут затрагиваться. Самое важное – это, все-таки, содержание, уделите ему особое внимание. Подумайте, какую пользу получат все участники. Какие приемы будут использоваться – ли, круглые столы, в группах, или иные, выбирайте исходя из поставленных целей. Учитывайте при составлении и компоновании содержания семинара подачи информации, волны работоспособности слушателей. Чередуйте - и аудиоматериалы, сопровождайте речь иллюстрациями. Продумайте подробно ход и логическое завершение семинара.

Приступайте к организационным вопросам. Подготовьте место проведения семинара. Заранее найдите помещение и договоритесь об условиях его использования. Ознакомьтесь с ним подробно, чтобы не тратить время на решение непредвиденных неприятностей во время семинара.

Заранее оповестите участников семинара о времени, проведения и условиях его проведения. Разошлите приглашения или поместите объявления в специальных изданиях, СМИ.

Подготовьте раздаточный материал: памятки, брошюры, анкеты, опросные листы. Предусмотрите расходные материалы: бумагу, ручки, карандаши, иные канцтовары. Для кофе-пауз подготовьте одноразовую посуду, чайник и, может быть, что-то еще, что позволяет ваш бюджет.

Во время проведения семинара будьте собраны, встречайте приглашенных доброжелательно, без суеты. Не позволяйте себе или задерживать начало семинара. Поприветствовав, сообщите участникам о целях мероприятия, сориентируйте о запланированных перерывах. Во время проведения семинара вы можете опираться на ваш план, чтобы ничего не упустить. Держите раздаточный материал в порядке и в зоне досягаемости.

Видео по теме

Полезный совет

Соблюдайте деловой стиль в одежде.
Ведите себя уверенно, говорите громко и четко.

Необходимость впервые провести тренинг у школьного психолога может возникнуть неожиданно, например, по просьбе директора. Начинающий специалист не всегда бывает готов к поставленной задаче. И выходом из этой ситуации будет не копирование чужих наработок, а подготовка и проведение собственного тренинг а по психологии .

Инструкция

Определите тему и цели тренинг а. Сформируйте их из запроса, данного вам руководителем. Например, сплочение разобщенного коллектива или в команду или «эмоционального сгорания» у педагогов. Учтите и собственные интересы, т.к. без личной заинтересованности тренинг может получиться скучным. Составьте список тренинг овой группы. Оптимально, если в нее войдет от 5 до 15 человек. Распланируйте количество занятий и их продолжительность.

Сформулируйте задачу тренинг а. Например, исходя из первой цели, задачей может быть помощь в создании конструктивных взаимоотношений и умении взаимодействовать. Подберите подходящие психологические техники. Лучше, если вы разработаете упражнения сами, но можно воспользоваться и известными психотехниками. Выбирайте такие упражнения, чтобы их направленность была различной – на двигательную активность, вербальную или образную. Напишите окончательный

В современном мире важно уметь проводить семинары. Это интерактивная форма передачи знаний, информации добытой в исследованиях, и т.д. притом что, аудитории даётся шанс включаться к теме, задавая вопросы или комментируя. В этой статье мы расскажем вам, как провести семинар. Существуют также услуги по проведению семинара http://bigevent.ru/delovye_meropriyatiya/organizaciya_i_provedenie_seminarov_i_konferencij_v_voronezhe/ — хорошая компания, которая может организовать работу на высоком уровне.

В следующем списке представлены предложения и рекомендации по подготовке вашего семинара:

  • Выберите интересную тему.

Хотя выбор вашей темы может показаться обычной задачей, это очень важный фактор в определении успеха вашей презентации. Темы, которые слишком широки, будут иметь так много информации, что невозможно будет успеть всё рассказать, к примеру за 40-минутный разговор. С другой стороны, будет очень сложно собрать достаточно информации, чтобы заполнить 40 минут, если ваша тема очень специфична. Лучше всего провести предварительное исследование, чтобы определить количество доступной информации, прежде чем начинать работу.

  • Собирайте информацию по выбранной теме.

Вы можете начать с поиска Google, но имейте в виду, что большая часть информации, которую вы найдете в Интернете, будет неподходящей или ненужной для вашего семинара. В большинстве случаев вы НЕ должны использовать информацию, которая появляется ТОЛЬКО на веб-сайте для вашей презентации. Интернет-научные журналы являются исключением из этого правила. Вы можете найти веб-сайты, которые показывают, какие исследователи работают в вашей области интересов, и могут даже иметь копии некоторых своих научных статей. Вы также можете найти неофициальные отчёты исследований, но их следует использовать только в качестве начальных точек для детального изучения уже в библиотеке. Когда у вас будет общий обзор темы, пришло время сосредоточиться на первичной научной литературе. Первичная литература относится к статьям, которые были тщательно изучены другими учеными до их публикации.

Большая часть ваших исследований в библиотеке может быть выполнена с помощью компьютера. Там есть несколько отличных баз данных, в которых вы можете порыться, и во многих случаях вы сможете найти полный текст статей в Интернете. Если статья, которую вы хотите, недоступна в Интернете, она может быть доступна в печатном виде в вашей библиотеке или вам может потребоваться запросить ее из другой библиотеки. Очень вероятно, что вам придется запросить несколько статей из других библиотек, поэтому вы должны начать поиск раньше.

Важно сохранить полную запись для каждого из ваших источников информации. Для каждого источника вы должны записать следующее: автор, дата публикации, название публикации, издатель и номера страниц. Для веб-сайтов также есть веб-адрес (URL) и дата, которую вы просмотрели (поскольку сайт может меняться со временем). Эта информация должна быть представлена в виде библиографии, когда вы представляете свой семинар.

Семинар практикум как сделать?

Помните, что если вид вашего семинара-практикум, то ваше мероприятие должно быть направлено на юниоров. Вы можете предположить, что ваша аудитория будет иметь базовый опыт работы в области, про которую вы хотите рассказать, например биология (если, все прошли курс), но вы не можете предположить, что все знают что-то о биохимии, биологии развития, иммунологии или экологии планктона. Поэтому введение вашего семинара должно включать раздел, в котором вы представляете справочный материал, необходимый для понимания ваших разговоров. Эта информация обычно встречается во вторичных источниках, таких как учебники, обзорные статьи и общие периодические издания. Большая часть оставшейся части вашего семинара должна быть сосредоточена на Первичной литературе, такой как статьи в журналах, материалы конференций и т. д. Ваша информация должна быть как можно более актуальной, предпочтительно в течение последних 5 лет.

Сколько ссылок нужно? Это будет варьироваться от темы к теме, но вы должны выбрать тему, в которой вы можете найти не менее 10 статей в основной литературе.

Как организовать семинар?

Собираемая информация должна быть вставлена в следующие разделы:

Введение:

  1. Краткое описание вашей темы, указывающее, почему это важная и интересная тема
  2. История вашей темы, приводящая к информации, которая будет представлена в вашем разговоре.

Основная часть:

  • Используйте информацию, которую вы собрали, чтобы рассказать о главных вопросах и проблемах, которые окружали вашу тему. Затем, расскажите про исследования, которые были проведены для того, чтобы найти ответы на эти вопросы.
  • Для большинства тем до сих пор существуют дискуссии среди ученых о том, как и почему происходят определенные вещи. Вы должны представить мнения всех сторон, а затем предоставить свою собственную интерпретацию и оценку данной ситуации или проблемы.
  1. Подведите итоги
  2. Обсудите дополнительные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы ваша тема была более понятной

Сейчас вы знаете, как организовать семинар.

Он должен носить научный характер и основываться на первичных ссылках (оригинальные исследования, опубликованные в реферируемых журналах). Не просто сообщать о результатах исследований людей, а указывать, как наука была выполнена. Данные, экспериментальные методы и статистика должны быть важной частью вашего семинара. Как правильно провести семинар? Для этого ваш семинар должен попытаться ответить на следующие вопросы:

  • Каков механизм?
  • Откуда мы знаем?
  • Каковы доказательства?
  • Аудиовизуальные средства.

Используйте иллюстрации, диаграммы и таблицы, чтобы проиллюстрировать ваши разговоры и прояснить основные моменты. Для этого можете использовать программу Power Point.Не забудьте указать источник ваших видео и аудио, чтобы желающие могли найти и посмотреть ещё что-то из вашей темы.

  • Длина.

Ваш семинар должен длиться столько времени, сколько вам отвели. Но материалов должно быть на время, в 2 раза больше чем установленное. Это на случай, если обнаружатся какие-то технические неполадки, и вместо показа аудио и видео придется рассказывать подробнее о теме.

Как провести семинар интересно

Многие спрашивают, как сделать семинар запоминающимся. Кроме интересной темы, для этого понадобятся ваши личные качества. Такие, как: чувство юмора (особенно в начале вы можете как-то пошутить), ораторские навыки (аудитория устаёт от монотонной речи), и даже одежда. Не забывайте включать аудиторию, задавая им вопросы. А в конце можете снять групповое фото со всеми участниками семинара. Это точно сделает ваше мероприятие запоминающимся

Практика

Мы вам рассказали, как организовать семинар или тренинг с нуля.

Сейчас, с целью закрепления полученных знаний, мы предлагаем вам выбрать интересующую вас тему, провести библиотечное исследование по этой теме и представить результаты вашего расследования вашим одноклассникам или однокурсникам.

Формы методической работы с педагогами (общие рекомендации)

В педагогической литературе организационные формы мето­дической работы классифицируются по способу организации (кол­лективные, групповые, индивидуальные), а также по степени ак­тивности участников (активные, пассивные).

Пассивные формы работы методической службы сориентиро­ваны в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследова­тельскую деятельность педагогов и ориентированы на зону бли­жайшего развития педагогов.

Наиболееэффективными формами методической работы на современном этапе развития школы, на наш взгляд, являются:

тео­ретический семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, дни науки, методический фес­тиваль, методический мост, методическая мозаика, дискуссия, ме­тодический ринг, деловая игра, педагогический КВН, мозговой штурм, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, лекторий, профессиональная выставка, защита проекта, тематический педа­гогический совет,открытый урок

Формы организации и проведения заседаний МО могут быть следующими:

Лекция, теоретический семинар, семинар-практикум, конференция, экскурсия, творческая дискуссия, творческий диалог, гостиная, час коллективного творчества, методический фестиваль (по итогам методической работы за год), деловая игра, методический КВН, ярмарка методических идей, методический тренинг, встреча за круглым столом, авторская мастерская.

Виды домашних заданий учителям в рамках планирования методичес­кой работы могут быть такими:

Моделирование урока (целиком или фрагментарно)

Разработка системы уроков по теме или курсу

Разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме

Подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме

Аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги

Составление контрольных материалов, тестов

Составление и защита опорных схем, памяток, дидактического мате­риала

Разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору

Посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом

Представление собственного опыта работы по теме, проблеме

Защита темы по самообразованию.

Интерактивные методы и игры

«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность - это не про­сто взаимодействие субъектов друг с другом, а спе-

циально организованная познавательная деятель­ность, носящая ярко выраженную социальную на­правленность.

Цель использования интерактивных методов и игр - изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.

Ведущими принципами организации интерактив­ного процесса являются:

Мыследеятельность;

Смыслотворчество;

Свобода выбора;

Рефлексия.

Организация мыследеятелыюсти заключается:

В выполнении участниками различных мысли­тельных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб­щение, классификация, абстрагирование и др.);

Обмене результатами мыслительной деятельно­сти между участниками педагогического процесса;

Смене и разнообразии видов, форм мыслитель­ной и познавательной деятельности;

Сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

Проблемном обучении, использовании в педагогиче­ском процессе современных образовательных технологий;

Смыслотворчестве участников;

Рефлексии.

Смыслотворчество предполагает осознанное со­здание в процессе взаимодействия педагогов нового содержания, оценки явлений окружающей действитель­ности, своей деятельности, результатов взаимодей­ствия с позиций своей индивидуальности.

Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуаль­ного опыта осмысления (смысла), расширяющего гра­ницы индивидуального сознания.

Рефлексия в педагогическом процессе - это про­цесс и результат фиксирования субъектами (участни­ками педагогического процесса) состояния самораз­вития, установление причин и следствий.

Каждый интерактивный метод, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете использовать их на разных этапах прове­дения мероприятия. Важным условием является рас­положение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.

К новейшим формам обучения педагогических кадров отно­сятся инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию ин­теллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Используются новейшие формы обучения в рамках способностной модели образования, которая обеспечивает подготовку педа­гогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде.

Формы методической работы с педагогами (пассивные)

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необхо­димой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управле­ния образованием, руководителей учебного заведения, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуаль­ных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания со­временных образовательных технологий, методик, методов и прие­мов обучения. Проведение подобных семинаров следует планировать не бо­лее двух-трех раз в год во избежание перегрузки учителей.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, который активно используется в общеоб­разовательных учреждениях республики. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара

специалист-психолог.

Цель теоретического семинара: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

Задачи: ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, основными подходами к организации учебно-воспитательного процесса; определение проблем в работе педа­гогического коллектива.

Примерная тематика:

Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся.

Новое положение об аттестации

Проблемный семинар.

Примерная тематика: Развитие общеучебных умений.

Современный урок и здоровье сберегающие технологии.

Совершенствование системы работы классного руководителя.

Совершенствование системы работы классного руководите­ля

Активизация процесса обучения слабоуспевающих и неуспе­вающих учащихся.

Современный урок - каков он?

Способы поддержания работоспособности учащихся.

Активизация деятельности учащихся в процессе обучения.

Психологическая атмосфера урока.

Требования к личности современного учителя.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знако­мят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, ис­следовательской, поисковой), проводимой в течение определенно­го времени под руководством ученого-консультанта или же спе­циалиста управления (отдела) образованием.

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.

Семинары-практикумы являются эффективной формой при­общения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогиче­скую культуру.

Тренинг - это система специально подобранных упражнений по саморегуляции психофизиологического состояния, тренировке различных психических качеств личности (внимания, памяти, воли и т.д.), отработке спо­собов принятия и переработки информации, освоению различных приёмов организации труда. Большая цен­ность такого рода упражнений - в возможности полу­чить оценку своего поведения со стороны, произвести самооценку и оценку своих поступков. Тренинг более чем другие формы (методы) создаёт ситуацию обяза­тельного «погружения» в себя и свою деятельность.

Тренинг - форма работы, направленная на отработку опреде­ленных профессиональных умений и навыков.Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко используются педагогиче­ские ситуации, технические средства обучения, раздаточный мате­риал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек). Основные принципы работы тренинговой группы: доверитель­ное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответ­ственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг - «тренинг с применением видеозаписи реше­ния педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия» ,

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на от­дельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Ин­струментом в данном случае является видеомагнитофон, с помо­щью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагоги­ческого процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществля­ется обратная связь.

Видеотренинг - незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Викторина - занимательная игра, в ходе которой в определённой последовательности (логической, хро­нологической и др.) перед участниками ставятся воп­росы, на которые они дают ответы в устной или пись­менной форме. Викторина позволяет расширить и углубить знания, полученные в результате самообразо­вания и практической деятельности, усовершенство­вать умения анализа и систематизации информатиза­ции из различных источников, моделирования и про­гнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.

Викторины являются самостоятельным видом ме­тодической работы, но могут проводиться и на заседа­ниях исследовательских групп в форме показа рисун­ков, фотографий, воспроизведения магнитофонных или видеозаписей, демонстрации опытов.

Перед началом викторины участников знакомят с правилами.

1. Каждый ответ участников оценивается жюри: за правильный и полный ответ присуждаются два очка, за правильный, но не полный ответ - одно очко. В конце игры очки суммируются и определяется победитель.

2. Если задание викторины давалось заранее, де­монстрация его осуществляется в соответствии со сценарием.

3. Ответы на вопросы должны быть достаточно от­чётливыми и содержательными. Желающие, с разре­шения ведущего, дают ответы на вопросы.

4. Задания в письменной форме передаются в жюри через капитана.

5. Объявление результатов и поощрение победи­телей проводится после окончания викторины.

Итог игры, выражающийся в анализе её результа­тов, даёт руководитель, акцентируя внимание присут­ствующих на лучших ответах, отдельные из которых цитируются.

Устный журнал. Специфика и целостность устных журналов заключается в многообразии освещаемых вопросов, фактов и проблем. Данная форма состоит из ряда сообщений по наиболее актуальным вопросам из области науки, культуры, права, религии, современ­ной педагогической практики, политики и т.д. В каче­стве иллюстраций в устные журналы включаются кад­ры видеофильмов; осуществляется демонстрация творческой продукции детей и взрослых (педагогов, членов коллектива учреждения, родителей), фрагмен­тов праздников, развлечений.

«Открытый микрофон» способствует развитию полемических навыков, искусства выступать перед аудиторией, формирует умение высказывать своё от­ношение к реально существующим проявлениям жиз­ни коллектива.

«Микрофон» как форма методической работы даёт наиболее ощутимые результаты, если он, став тради­ционным, проводится один раз в год, в период подведе­ния итогов работы учреждения (конец полугодия, года).

в период подготовки к проведению занятия прежде всего определяется проблема для обсуждения. С этой целью оргкомитет заблаговременно (за 1-1,5 месяца) оповещает коллектив о сборе анонимных записок с пред­ложениями темы для обсуждения. Оргкомитет анализи­рует полученные материалы и определяет наиболее зна­чимую для обсуждения проблему. Объявление оповеща­ет участников о дне, времени, теме обсуждения. Тема, предлагаемая для обсуждения какого-либо важного воп­роса, начинается обычно с таких примерных формули­ровок: «Что я хочу сказать по поводу...», «Какие мысли возникают у меня в связи с...», «О чём у меня болит душа, когда я...», «Прошу слова, так как...».

Результативность проведения данной формы мето­дической работы обеспечивается подготовленностью к ней. Чтобы выступления участников «микрофона» были лаконичными по форме и глубокими, конструктивными по своей сути, руководитель может посовето­вать выступающему, как, следуя известной логике, по­строить выступление. С этой целью в помощь готовя­щимся к выступлению организуется выставка литера­туры по ораторскому искусству и обсуждаемой про­блеме. В дальнейшем руководитель акцентирует вни­мание предполагаемых выступающих на том, что осо­бенностью «открытого микрофона» является строго ограниченное время, поэтому необходимо придержи­ваться регламента и чётко, кратко излагать свои мыс­ли, формулировать предложения.

Научно-теоретические конференции и педагогические чтения.

Один раз в течение года целесообразно проводить научно-теоретические конференции, педагогические чтения, как своеоб­разный отчет учителей, подготовивших рефераты, доклады, со­общения об итогах своих поисков по той или иной проблеме Учителя знакомятся с передовым опытом, обмениваются мне­ниями, заранее готовятся к конференции и чтениям, проводят поисковую творческую работу, что значительно обогащает педа­гогический процесс.

Тематика.

Опыт работы учителей по развивающим программам.

Как осуществлять развитие и воспитание коммуникативной личности в новых условиях развития школы и общества?

Учебная деятельность - особая форма активности ребенка в развитии самостоятельности.

О преемственности образования между начальным и сред­ним звеном.

Классическое воспитание и развитие эстетических вкусов в процессе обучения.

Выявление индивидуальных задатков личности и формиро­вание новообразований.

Формирование базовых знаний - важнейшая задача совре­менной начальной школы.

Проблемы и перспективы развития учебного сотрудничества.

Сравнительный анализ программ традиционного и разви­вающего обучения. Изучение объема домашних заданий в усло­виях предметного преподавания в начальной школе.

Научно-практическая конференция - это форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель - обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы, формирование собственной, исследовательской позиции, навыков проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: мно­гочисленный состав участников; наличие участников, приглашен­ных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы. Практическая часть конференции реализуется в секциях и со­стоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее акту­альными проблемами педагогики, психологии и связана с практи­ческой деятельностью учебного заведения.

Психолого-педагогические чтения.

Проведение педагогических чтений в учебном заведении тре­бует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагоги­ческие чтения проводятся по определенной теме, связанной непо­средственно с общешкольной методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их дос­тижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату. Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями, ученической про­дукцией. Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным. Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлек­тива по единой методической теме и приоритетным проблемам учебного заведения.

По итогам контрольной работы составило 62% при 100% успеваемости. 2.2.Анализ методической работы школы за ... учителям, родителям; в форме бесед, лекций , диспутов, классных часов , коллективно - творческих дел, рейдов, деловых игр...

  • Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы

    Методические рекомендации

    ... работы могут быть коллективные и индивидуальные. Коллективные формы: семинары и практикумы , научно-практические конференции , методические объединения, школы передового опыта, творческие ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    Основная образовательная программа

    ... творческих конкурсов, фестивалей , праздников, экскурсий ... школы по итогам работы за год , ... гостиная , встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар , педагогический практикум ... проведение дискуссий , диалогов ; вариативность задания по композиции...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    Опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества , умение... итоги нашей работы за год (1 ч). Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по ...

  • Юлия Павловна Бронивец

    Сценарий семинара – практикума

    «Как успешно провести родительское собрание »

    1 часть – теоретическая.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас, но прежде чем озвучить тему нашего мероприятия давайте поиграем :

    1. Упражнение «Ледокол» «Составь пословицу» (пословицы о семье разделены на две части, необходимо составить целое)

    Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о семье

    2. Сообщение темы :

    Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастит человек, и какие черты характера формируют его натуру.

    В семье ребенок получают первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Новая философия работы с семьей строится на понимании того, что за воспитание и развитие детей несут ответственность родители , а все другие социальные институты (включая дошкольное учреждение, должны этому содействовать.

    Нелегко ломать стереотипы, в том числе и при организации работы ДОУ с родителями . К сожалению, многие педагоги исходят из того , что именно они должны «разъяснять» родителям , как следует воспитывать своих чад, под час, выбирая для этого менторский тон нравоучений и, как правило, получая при этом не менее грубую отповедь : «Вы педагоги , вы и воспитывайте» . Почему так происходит? Потому что в течение многих лет складывалось уничижительное отношение к семейному воспитанию, под влиянием которого у педагогов сложилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей , их нежелание её преодолевать. Родители допускались в ДОУ , когда требовалась их помощь (н-р, в благоустройстве помещения, их приглашали на праздники, собрания . В остальные дни двери детского сада были для них закрыты. Педагоги искренне полагали , что их миссия – поучать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (ни структивные сообщения на собрании , консультации, стенды) это вызывало ошибки в общении педагога с родителями : безличное обращение, торопливость в оценке ребенка, с акцентом на негатив, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта. Следствием этого и стала позиция родителей , пример которой мы приводим ранее.

    Для того, чтобы изменилось отношение родителей к вопросам ответственности за воспитание собственных детей, необходимо, прежде всего, педагогам перестроить свое отношение к данной проблеме и найти такие формы взаимодействия, которые бы позволили сделать семью и ДОУ партнерами в воспитании детей.

    Выбор технологии взаимодействия с родителями определяется задачами, которые решает ДОУ, организуя взаимодействие с семьей.

    А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.

    Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт , похлопайте в ладоши;

    Если вы полагаете. Что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;

    Если вы считаете, что желание родителей учится , получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов помашите рукой;

    Если вы считаете, что родители успешнее обучаются , делая что-то, встаньте;

    Если вы считаете, что в процессе обучения эмоции не столь важны, коснитесь кончика носа;

    Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой;

    Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, кивните головой.

    Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру :

    Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.

    Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда :

    Оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно;

    Связано с их прошлым и настоящим опытом;

    Участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;

    Создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.

    Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей. А теперь давайте разберемся в том, какие формы работы с родителями существуют и как выбрать наиболее эффективную для решения той или иной задачи.

    Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

    Все формы с родителями подразделяются на

    Коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информаци-онные;

    Традиционные и нетрадиционные.

    Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы) . Это совместные мероприятия педагогов и родителей . Некоторые из них подразумевают участие и детей.

    Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников . (индивидуальные консультации, беседы….)

    Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями . (информационные уголки в группе, обращение к родителям через сайт ДОУ… .)

    Форм работы с родителями существует множество, но мы сегодня остановимся на одной из них, наиболее сложной, требующей тщательной подготовки от педагога и профессиональных умений. Эта форма – родительское собрание , или как сейчас принято ее называть – родительская встреча .

    4. Экспресс – диагностика : Сигнальные карточки.

    Что же такое родительское собрание ?

    Родительское собрание (встреча) это форма организованного ознакомления родителей с задачами , содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы) .

    При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил :

    собрание должно быть целенаправленным;

    Отвечать запросам и интересам родителей ;

    Иметь четко обозначенный практический характер;

    проводиться в форме диалога ;

    На собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании .

    Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей . Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей . По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами» . Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад» , «мероприятия» , «повестка дня» , «явка строго обязательна» . Если педагог читает текст , не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др., а также специалисты среди родителей , которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.) .

    Собрание готовится заранее , объявление вывешивается за 3-5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей , например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания . Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

    А сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в изготовлении афиши – приглашения на родительскую встречу . Ведь это одно из немаловажных условий успешного родительского собрания . От того, в какой форме она будет составлена, каким содержанием наполнена, будет зависит, захотят ли родители прийти на встречу , насколько информированы будут по теме и т. д…Перед вами все необходимые материалы. Приступаем….

    Изготовление афиши для собрания , ее презентация



    2 часть – практикум - Ролевая игра «Родительское собрание »

    А сейчас я предлагаю вам превратиться в родителей и посетить мини - родительское собрание , а я буду вашим воспитателем…И так раз, два повернись, в родителей обернись…

    (Педагоги выступают в роли родителей )

    Здравствуйте уважаемые родители , сегодня мы собрались с вами , чтобы поговорить об игрушках в которые играют наши дети, о том, как их выбирать и как играть с ними.

    В начале давайте с вами немного поиграем. Выходите в круг.

    1. Упражнение «Ледокол»

    У всех нас в детстве была самая любимая игрушка. Давайте вспомним ее, представим, как она выглядела, как мы с ней играли… И назовем ее по очереди, передавая мяч.

    2. Упражнение «Погружение» :

    - «Любимая игрушка моего детства (Мяч передается по кругу Тот у кого он в руках называет свою любимую игрушку, ответы фиксируются на листе ватмана)


    3. Результаты интервьюирования детей «Моя любимая игрушка» (Открывается соседний лист ватмана)

    5. Ролевая игра «Магазин» .

    «Магазин» - это стеллаж с игрушками. Участники практикума «покупают» какую – либо игрушку, затем объясняют, чем они руководствовались делая свой выбор.

    4. Совместная выработка правил приобретения игрушек.

    Замечательно. Теперь мы знаем как правильно выбирать игрушки для детей.


    Досвидания, уважаемые родители , до новых встреч!

    Раз, два – повернись, в педагогов обернись !

    3 часть. Подведение итогов :

    А теперь давайте вспомним этапы нашего родительского собрания и обсудим , каковы же правила успешного родительского собрания…

    В ходе консультации используется метод дискуссии.

    По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

    В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

    Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

    В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

    Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

    Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников.Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюрпризные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни.

    К семинару «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания? В ходе проведения занятий семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

    Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей , особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

    Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

    Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак - место его проведения. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

    Четвертый признак - источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

    Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения.

    Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

    Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

    Открытый показ. У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

    «Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).

    Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

    Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

    Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания . Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

    В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

    Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

    Пропаганда опыта;

    Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

    Формы организации открытого показа могут быть разные . Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

    Такая подготовка к открытому занятию поможет руководителю интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсуждении первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

    Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта . Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

    Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

    В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь адреса педагогического опыта.



    Отчетность за сотрудников