Методы и технологии социальной работы с молодежью. Социальные технологии работы с молодежью. Технологии социальной работы с молодежью в России и за рубежом


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический

университет им. Козьмы Минина

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород, 2012
ББК

Социальные технологии работы с молодежью : Учебно-методическое пособие – Н. Новгород, 2012. – 180 с.
Рецензенты:

Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью.


В нем раскрываются сущность социальных технологий работы с данной категорией населения, анализируется содержание деятельности государства по социальной поддержке молодежи, характеризуются работа по профилактике асоциальных явлений в данной среде, комплексная поддержка молодой семьи. Особое внимание уделено социальной помощи уязвимым категориям молодежи, а также молодым мигрантам и переселенцам, анализу организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с молодежью.

Данное пособие направлено на повышение интеллектуальной и профессиональной компетентности, выработка стратегии социальной адаптации и интеграции, формирование навыков профессиональной деятельности через систематизирование и соединение теоретического содержания с вопросами практической работы с различными категориями молодежи для формирования модели системы социальной работы с молодежью.

Пособие предназначено для подготовки студентов высших учебных заведений по профилям «Организация работы с молодежью» и «Психология и социальная педагогика», преподавателей высших и средних учебных заведений, педагогов образовательных учреждений, практикующих социальных педагогов и социальных работников.


С о д е р ж а н и е

Введение………………………………………………

В в е д е н и е

С пецифические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи . Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение,

предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.

Некоторые социальные технологии, применяемые за рубежом, уже применяются в России, другие являются перспективными, третьи вызывают сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов, а часть совершенно неприменимы в нашей стране. Это имеет много причин: разный уровень экономического развития, условия жизни, культурные традиций и др. Требуется постоянный анализ критериев, по которым зарубежные технологии следует относить к той или иной категории, поскольку на разных этапах функционирования и развития российского общества и в различных регионах неприемлемое может оказаться насущным и наоборот. Это может значительно повысить возможности решения социальных проблем, позволит использовать лучший опыт социальной работы, багаж которого весьма велик.

Молодым присущи такие возрастные черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются творчески наполнить приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это свидетельствует о необходимости применения социальных технологий в работе с молодежными категориями населения.

С егодня социологи не могут прийти к единому мнению относительно того, как определить понятия молодости, подростковости и молодежной культуры. И это несмотря на то, что молодежь и молодость находились в центре внимания исследователей на протяжении всего ХХ века, да еще и наибольшее количество публикаций появилось в последние 40 лет. Обычно молодежь понимают как социальную категорию для обозначения определенной возрастной группы, имеющей определенные социокультурные особенности, а также ценностные и поколенческие характеристики, отличающие эту группу от младших (дети) и старших (взрослые) возрастных групп.

Синонимом понятия молодежь часто выступает подростковый период, но этот термин связан с более узкими возрастными границами, и определяется по аналогии с английским словом "тинейджер" как возраст от 13 до 19 лет.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 –

это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 год, во Франции – 25).

В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст , без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины».

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития в связи с рядом условий:

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте , обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen» 1 .

Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с:

1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;

3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Молодёжь в российском обществе находится в пограничном состоянии. Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

В Европе молодостью в настоящее время считают период от 15 до 29 лет- время между окончанием обязательного обучения и устройством на работу, началом жизни в собственном (в смысле отдельном от родителей) жилище, стабилизацией личной жизни, и т.д.

Молодежь является объектом молодежной политики и государственных программ, что предполагает стимулирование государственных мер в сфере образования, семейной и демографической политики, срочной службы, ипотечного кредитования, а также в некоторых других сферах. Повышенное внимание уделяется молодежи в связи с правонарушениями, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, субкультурной активностью. Этот дискурс часто называют "моральными паниками" в отношении молодежи, которая конструируется как маргинальная или даже девиантная группа, мешающая размеренному существованию "взрослого" общества.

Когда именно происходит переход от детства к молодости, и от молодости к взрослому состоянию - это дискуссионный вопрос . Как правило, это моменты связываются


  • с институциональными переходами (от школы к университету, от университета к работе; от родительской семьи к собственной нуклеарной);

  • с культурными и психологическими трансформациями (от беззаботного времяпровождения к обязанностям, от учебы или непостоянной работы к постоянной занятости, от зависимости и инфантильности к независимости и активности);

  • с физиологическими изменениями (изменение телесных параметров, включая гормональный фон, влияющий на общее психоэмоциональное состояние человека, и пробуждение сексуальности, что связывается с появлением репродуктивной функции - или, наоборот, с "усмирением" сексуальности и введением ее, в "по-настоящему" взрослом возрасте, в более спокойное русло).
Сегодня молодёжь России - это около 39 миллионов молодых граждан - 27% от общей численности населения страны
Задания для самопроверки:

Формируем компетенции:

О тношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую

часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь . Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Уменьшение численности населения, а значит молодежи в связи с ухудшением генофонда и распространением негативных явлений порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития. Уменьшение численности населения в связи с размерами территории , характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономических процессов в молодежной среде, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей. Это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности.

Такое положение усугубляется разительным и все возрастающим контрастом характеристик и проблем молодежи по регионам, категориям и группам, порожденным непоследовательностью, незавершенностью социально-экономических и политических преобразований. Структурные сдвиги в экономической и социальной сфере привели к усилению значимости регионального компонента в государственной и общественной жизни . Но это в малой степени влияет на становление молодых людей.

На этом фоне особенно тревожным становится широкое распространение среди российской молодежи комплекса гражданской неполноценности. Новым явлением стала актуализация национальной идентичности как фактора напряженности.

Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Именно поэтому государственная молодежная политика - главный элемент молодежной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Концепция государственной молодежной политики направлена на определение содержания деятельности органов исполнительной власти по разработке и реализации ГМП.

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. “Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека” (“Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации” Постановление ВС РФ, 1993 г.).

Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (далее – Концепция) – система определений важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.

Разработка данной Концепции вызвана необходимостью создания унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики в целом в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и формулированию основных перспектив развития, признанных на общегосударственном уровне.

Концепция опирается на реалии политического, социально-экономического и культурного положения Российской Федерации, учитывает динамику развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодежной среде, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения.

Реализация Концепции рассчитана на последующее устойчивое социально-экономическое развитие России, поскольку молодежь признается важнейшим социальным стратегическим ресурсом общества.

Настоящая Концепция опирается на положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, национальное законодательство и подзаконные акты, учитывает опыт государственного регулирования и проведения молодежной политики в субъектах Российской Федерации, а также международные нормативно-правовые акты в отношении молодежи .

Концепция государственной молодежной политики является важным направлением федеральной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития России.

Государственная молодежная политика призвана обеспечить:

стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества , его информатизации, роста динамичности изменений.

В сфере эффективности государственной молодежной политики основным противоречием предстает замедленность позитивных изменений положения большинства молодых россиян по отношению к активизации мер, предпринимаемых обществом и государством. В условиях системного социально-экономического, социально-политического, духовно-нравственного кризиса, переживаемого российским обществом (невыплата заработной платы, социальных пособий, невыполнения предусмотренных законом гарантий охраны здоровья, безопасности, гарантий прав и свобод личности, ее образования, трудоустройства, социальной защиты) молодые люди более уверены в том, что могут следовать своим убеждениям и свободно высказывать свои взгляды, и практически не уверены в возможности влияния на принятие социально значимых научных решений, получение качественного образования, трудоустройства по специальности, получения судебной защиты, реализации творческих способностей.

Условием становления ответственности молодых за будущее страны является расширение участия молодежи в демократическом развитии общества, искоренение нищеты и углубляющейся социальной дифференциации, расширение прав молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений, оказание поддержки информатизации, прозрачности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Для укрепления позитивных тенденций в молодежной среде государственная молодежная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействия адаптации и современным социально-экономическим условиям, корректным взаимодействием в случае проявления отклоняющегося поведения.

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет;

иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

молодых семей – семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

молодежных объединений.
Задания для самопроверки:

Формируем компетенции:

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых, возраст от 14 до 30 лет.

Проблемы молодежи :

1. получение образования;

2. безразличие общества к проблемам молодежи;

3. проблема занятости;

4. рост суицида;

5. адиктивные формы поведения;

6. отсутствие нравственных устоев в обществе;

7. организация досуга;

8. демографические показатели (рождаемость, разводы, повышение возраста рождения детей).

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому чело­веку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановле­ния их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту житель­ства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной ра­боты при этом является выработка у молодежи способности само­стоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым соци­ально-экономическим условиям рыночной экономики, получать на­выки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъ­ект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосудар­ственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их ини­циатив.



Можно говорить о двух моделях социальной работы с молоде­жью - интегративной и дефицитной. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способст­вовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной дея­тельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна лишь посредством госу­дарственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и матери­альных ресурсов, что возможно только в условиях распределитель­ного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно боль­шого объема средств, которые должны быть выделены на полно­ценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель разви­тия социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

В этих условиях особенно актуально использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молоде­жью, которые получили обобщающее называние «мобильная со­циальная работа с молодежью».

Сущность мобильной социальной работы - контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодеж­ные центры, ни в консультационные пункты, проявляя предраспо­ложенность к девиантному поведению и агрессивность. Как прави­ло, это рокеры, футбольные болельщики (фаны), представители радикальных группировок, наркоманы. Принцип мобильной соци­альной работы - установление взаимоотношений и взаимодейст­вий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли «поис­ковую» деятельность по социальной помощи и адаптации дан­ной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров, ведомств и консультаци­онных пунктов непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии и склонной к противоправному поведе­нию, обусловило быстрое распространение социальной рабо­ты на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание - «стритворк» (streetwork, т.е. работа на улице). В настоящее время существуют разнообразные формы мо­бильной социальной работы, в частности организация спортив­ных мероприятий, предоставляющих возможность контролиро­вать агрессию (американский футбол, бокс, восточные едино­борства и др.).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать осо­бенности мужской социализации, связанной с проявлением аг­рессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессив­ности в молодежной среде, т.е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения - от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы - апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказав­шихся в кризисных ситуациях . Эти новые методы способствовали снятию табу с темы сексуального насилия в семье. В ФРГ существу­ет около 200 домов-приютов для женщин и девушек - жертв сек­суального насилия, работники которых призваны своевременно вме­шиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы соци­альной работы. Находиться в этих приютах могут не только женщи­ны - жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолют­но исключен. Деятельность женских домов-приютов осуществляет­ся в условиях анонимности и самоуправления.

Технологии:

Социальная терапия – это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

Консультирование – установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арттерапия – «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

Музыкотерапия – социализация индивида путем, обращения к какой – либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия – воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

Творческие технологии – вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Логотерапия – (от греч. logos – слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80-90-х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991 г.). С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.

Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения*. Субъекты государственной молодежной политики относятся государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

Недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

Создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а впоследствии Президентской программы «Молодежь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. № 1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1279), цель которой -. формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Программа предусматривает повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении

Структура социальных служб системы органов по делам молодежи :

1) Центр социально-психологической помощи молодежи , предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального.

2) Центр информации для молодежи , предназначенный для оказа­ния информационных и методических услуг органам исполнитель­ной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, ра­ботающим с молодежью, различным группам молодых людей. Занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи.

3) Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вер­нувшихся из мест заключения - оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгруз­ки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивиду­альной работы с криминогенным контингентом, консультацион­ный пункт.

4) Консультационный центр для подростков и молодежи , предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону.

5) Приют для подростков , предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объ­ективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодежи со стороны руководства или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной администрации.

«Технологии социальной работы с молодежью»

Введение

Глава I «Проблемы и потребности молодежи»

1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью

1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи

Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем

2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи

2.3 Технологии социальной работы с молодежью

2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью

Заключение

Список литературы

Введение

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект - проблемы молодежи.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.

I . «Проблемы и потребности молодежи»

      Историческое развитие социальной работы с молодежью

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

Труд и занятость;

Образование;

Здравоохранение.

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

Граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

Молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

Молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

Государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);

Молодежные объединения и ассоциации;

Молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;

Привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;

Обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;

Предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Направления:

Обеспечение соблюдения прав молодежи;

Обеспечение гарантий в сфере занятости;

Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

Государственная поддержка молодой семьи;

Гарантии предоставления социальных услуг;

Поддержка талантливой молодежи;

Формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

Содействие международным молодежным обменам.

Меры реализации:

Принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

Внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;

Разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

Создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

Выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

Создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей.

Задачи, поставленные этой программой.

1. создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;

2. формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;

3. выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;

4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

5. улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;

6. развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи.

В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

2. центр социальной помощи семье и детям;

3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

4. социальная гостиница;

5. социальный приют для детей и подростков.

В XXI в. человечество вступило с осознанием того, что при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с «внешними пределами» среды обитания, «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него . Новое время диктует новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован субъективный фактор. Время, в которое мы живем, – это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом «вызов» (‘challenge’), которое таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.

Разрушение связей человека с обществом, оскудение его духовности и культуры – одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возрастание возможностей различного рода взрывов и катастроф. Видимо, от решения этой кардинальной проблемы, стоящей перед миром, во многом зависят темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы.

Усугубление этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению апатии и отчаяния человека, к утверждению ложных духовных ценностей, что, в конечном счете, порождает антисоциальное поведение, нарастающую агрессивность, возникновение военных конфликтов, межнациональной розни, терроризма и т.п.

В своем извечном стремлении к господству над природой, над социальностью человечество (его бюрократические структуры) так деформировало социальный и природный мир, что многие люди сегодня не чувствуют удовлетворения от прожитой жизни, не нашли своего места в ней, испытали много несправедливостей, но не в силах ничего изменить, хотели бы реализовать себя в творческой профессии, но постоянно вынуждены только зарабатывать деньги на жизнь. Таковы совокупные данные многих научных исследований, которые свидетельствуют, что создать новую культуру XXI в. и новый тип социального управления на такой основе невозможно.

В этих условиях требуются принципиально иные методы познания и преобразования социальной реальностисоциально-технологические , которые «осваивают новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил» . Эта область социальных наук отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов совместной жизнедеятельности людей.

Технологический способ освоения социального пространства впервые был проведен К.Марксом в «Капитале» при анализе уровня развития производительных сил и социальной детерминации. При этом он связывает технологию не только с разложением производственного процесса на соответствующие операции и элементы, но и определяет ее как объективный процесс формирования самих социальных явлений .

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли болгарские философы Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая социальную технологию многоаспектно, Н.Стефанов приходит к следующему выводу: «В самом общем виде можно принять: социальная технология – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности … Социальная технология – это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи» . Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности, поэтому автор предлагает выделить в процессах социальной технологии несколько процедур:

1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии.
2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов.
3. Обозначение круга возможных вариантов.
4. Выбор оптимального варианта.
5. Внедрение избранного варианта.

М.Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур .

Российский академик В.Г. Афанасьев, отмечает, что социальная технология – это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации в управлении .

Социально-технологический подход развивается не только в рамках общей методологии, но и специальных социологических теориях, в том числе и социологии молодежи, и социологии социальной работы с молодежью.

Социальной работы с молодежью не менее актуален, чем проблема проектирования и внедрения новых технологий в материальное производство. Значение технологии в социальной работе с молодежью заключается, прежде всего, в том, что она делает эту сферу человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной (или близкой к оптимальной) меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Второй признак любой технологии - поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако реализация указанного признака технологии отнюдь не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда остается возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств.

Некоторые современные технологии (например, в производстве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в неменьшей степени обладают социальные технологии, которые позволяют «сжать» социальное время. Появление технологии – наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

И, наконец, третий, довольно существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельности возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для технологий производственных, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

В условиях кризиса духовности и культуры особое значение приобретает механизм и технология аксиологического анализа в системе социальной работы с молодежью (рис. 1.), суть которого заключается в следующем:

  • определение социальных ценностей в общей структуре социального бытия и социальной культуры молодежи;
  • характеристике структуры ценностей и системы ценностного отношения молодежи ко всем объектам реального мира;
  • разработке критериев оценок социальных фактов, явлений, мыслительных и предметных действий молодежи как особой социально-демографической группы;
  • разработке механизма формирования и реализации ценностных ориентации молодежи с учетом их направленности на все социальные объекты и процессы;
  • установлении характера связи между социальными ценностями молодежи разного порядка, различного уровня и масштаба;
  • оценке функционирования социальных систем, структур, различных объектов в аспекте соответствия общечеловеческим и локальным ценностям;
  • определении эффективности той или иной деятельности молодежи, и для молодежи с гуманистических позиций, определении псевдоэффективности или антиэффективности по тому же критерию;
  • характеристике (в том числе оценочной) антиценностей (негативных ценностей), разрушения ценностного мира личности, определении тенденций в этом направлении;
  • определении возможностей регуляции ценностного отношения молодых людей к миру, в котором они живут, формировании системы ценностей в процессе прогрессивного развития общества и других социальных объектов (в том числе на микроуровне).

Рисунок 1 – Механизм и технология аксиологического анализа социальной работы с молодежью

Не трудно заметить, что в данном контексте социальная работа с молодежью может быть рассмотрена как технологический механизм социализации. Социально-экономические и политические трансформации в постсоветском обществе вносят свои коррективы в процесс первичной социализации молодого поколения. Произошла резкая дифференциация доходов семей: обнищание их большинства, не сумевшего приспособиться к рыночным условиям, и обогащение меньшинства, выработавших четкие защитные реакции и механизмы жизненного успеха. В этих условиях, как показывают социологические исследования последних лет, социальную работу с молодежью необходимо строить на принципах подвижности и дифференцированного подхода, управляемости и самоуправления .

Дифференцированный подход в социальной работе с молодежью дает возможность более целенаправленно анализировать особенности отдельных социокультурных и возрастных групп молодого поколения, вникать в специфику их жизненных проблем. На практике это требует осознание социальным работником многообразия позиций и ориентаций молодых людей и групп, и использование (а при необходимости и разработки) специальных технологий социальной работы, учитывающих специфику конкретной категории молодых людей.

Технология социальной работы с конкретными группами молодежи должны учитывать три уровня дифференцированного подхода: категориальный (безработная молодежь, беспризорные подростки, молодые наркоманы и т.д.), групповой (неформальные объединения молодежи, дворовые «команды», группы «фанатов» и т.д.), индивидуальный (личность молодого безработного, наркомана и др., с их биографией, образованием, характером и т.д.), каждый из которых требует от социального работника соответствующих знаний и умений.

Увы, но условиях глобализации и модернизации общественной жизни многие традиционные социальные технологии уже не работают. Время требует социальных инноваций, нетрадиционных подходов к решению нарождающихся проблем «эпохи перемен». Одной из таких технологий может служить технология «мобильной социальной работы» или «социальной работы на улице». Социальная работа на улице (street work ) современная форма («открытой») социальной помощи молодежи, ориентированная на проблемы улицы; ее цель не только предотвращение различного рода негативных процессов среди «уличной» молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать развитию личной ответственности детей и молодежи, их самоопределения через организацию полуоткрытой, но созданной на особых дидактических установках клубной работы. Данная форма работы с молодежью неоценимы для профилактики разнообразных форм девиантного поведения, молодежной агрессивности, асоциальных субкультур. Основной принцип технологии – внедрение социального работника в «тусовку», установление дружеских взаимодействий с ее участниками с целью проникновения в мир их интересов и социальных установок, и на этой основе положительная переориентация деятельности асоциальной группировки, способствующая ее социальной интеграции и адаптации к общественным нормам.

Именно в среде креативной молодежи была наиболее полно осмыслена идея самоорганизации и самоуправления, именно любительство явилось той социальной лабораторией, где зародилось неформальное движение молодежи – многообразные общественные субкультурные и инициативные группы, объединения, целью которых является – построение гражданского общества. Поясним, что развитие субкультур, сам факт их наличия, возможен только в социально-мобильном обществе со сложившимися демократическими традициями в культуре: свободное творческое развитие личности и равноправие интересов и потребностей личности независимо от социальной принадлежности.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить и другие принципы организации социальной работы с молодежью :

  • организационный подход характеризуется ориентацией на многообразие форм работы, проектов, которые рассматриваются и примаются центральными и местными административными органами преимущественно на конкурсной основе, с последующим выделением необходимых средств, контролем за их использованием и результативностью;
  • поэтапный подход предусматривает разделение работы условно на два основных этапа. Первый преимущественно связан глубоким изучением ситуации, сложившейся вокруг объекта избранной технологии – определенной группы молодежи или отдельной личности (клиента). На этом этапе определяются наиболее значимые проблемы, требующие срочного решения. Завершающий этап – составление социальным работником или социальной службой совместно с клиентом плана решения проблем. Второй этап связан с работой по выполнению намеченного плана, предусматривающего психокоррекционную и/или другую необходимую социальную помощь, создание у клиента положительной мотивации, выход из создавшейся ситуации;
  • кадровое обеспечение выбранной технологии специалистами, имеющими соответствующую квалификацию – психологами, социальными педагогами, медиками и т.д. Ключевой фигурой при этом является социальный работник как профессионал, имеющий специальную подготовку для работы с молодежью, который обеспечивает установление доверительного контакта с клиентом.

Таким образом, в основу формирования и развития социальной работы с молодежью должна лечь концепция реформирования, обновления всех сторон общественной жизни и ее последовательная реализация. А государственная молодежная политика должна носить интегративный характер, с максимальным привлечением молодежи к участию в реформировании, обновлении общества и своего микроссоциума.

Различные направления социально-педагогической работы с молодежью представлены разными по степени сложности и алгоритмизированное™ технологиями. Так, при реализации воспитательно-образовательной функции социальные педагоги чаще всего пользуются технологией организации коллективных творческих дел, т.е. совместной деятельности взрослых и детей, старших и младших, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям (И.П. Иванов, С.Д. Поляков).

В основе данной технологии лежат несколько важных идей: во-первых, коллективная организация деятельности; во-вторых, коллективное творчество; в-третьих, коллективное целеполагание; в-четвертых, ситуации-образцы; в-пятых, эмоциональная насыщенность жизни коллектива; в-шестых, общественная направленность коллективной деятельности.

Итак, коллективная организация деятельности - такой способ ее организации, при которой все члены коллектива втягиваются в иланирование, подготовку, свершение и обсуждение (анализ) совместных дел.

Коллективное творчество - организация и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией, открытием нового именно для этого коллектива.

Коллективное целеполагание - совместная выработка и осмысление участниками деятельности целей и идеалов своей коллективной жизни, выбор, исходя из них, общих дел. Такое целеполагание имеет два уровня: верхний - разработка общих долговременных целей, определение перспектив, и нижний - выбор конкретных дел.

Ситуации-образцы - ограниченный во времени отрезок жизни коллектива, в течение которого взрослые и дети живут интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, творчества. Они позволяют сформировать у членов сообщества определенные эталоны участия, организации, выработать у них представления (идеалы) коллективной деятельности и общения, обеспечить социальную направленность основных дел, разнообразие ролей и позиций, помогающих проявлять интересы, способности, возможности каждому участнику, накопить опыт доброжелательного отношения друг к другу, окружающим, предложенной деятельности.

Созданию ситуаций-образцов способствует определенная автономность коллективной жизни, поэтому их помогают осуществить поход, поездка, лагерный сбор, коммунарский день, творческая учеба и т.п.

Итак, ситуации-образцы выполняют функции коллективообразо- вания (становления и сплочения отношений, выявления и развития актива), методического обогащения (апробируются новые педагогические средства, идеи, начинания, рождаются гуманитарные проекты).

Эмоциональная насыщенность жизни коллектива - педагогически продуманное использование специальных приемов и средств, направленных на возбуждение чувства единения, душевного подъема. К их числу можно отнести символы (значки, эмблемы, девизы, речевки, форму или ее элементы) и образы, ритуалы, традиции.

Общественная направленность коллективной деятельности подразумевает социальную полезность целей, реальный, ощутимый результат для окружающих, социально значимые мотивы действий и поступков всех членов сообщества.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД) имеет несколько этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, подготовка, проведение и анализ.

Коллективная подготовка дела следует за принятием решения о его проведении. Для этого первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады) по разным основаниям в зависимости от степени сложности поставленных целей (один или разный возраст, уровень активности, наличие или отсутствие опыта и т.п.), в них организуется обсуждение вопроса, высказываются предложения, оценивается их целесообразность.

Групповая инициатива стимулируется при помощи различных приемов (подсказки, элементы игры, соревновательности, выдвижение альтернативных идей), что позволяет участникам додумать, придумать, дополнить, уточнить, изменить.

Коллективное проведение дела предусматривает участие в нем каждого в разных позициях, но при этом каждый предлагает, делает, оценивает содержание, позицию, логику, совокупность действий.

Коллективный анализ в форме высказывания по кругу внешне не структурированного обсуждения завершает технологическую цепочку в упрощенном варианте.

По мнению С.Д. Полякова, с которым трудно не согласиться, технология КТД может носить как социально-ориентированный, так и личностно-ориентированный характер. В первом случае акцент делается на социальные основания выбора дела, групповую работу, общий вклад в решение задачи, общее действо как способ реализации общего плана, совместную оценку результата через поиск ответа на вопросы: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»

Во втором случае в центре внимания находится дело специалиста, использующего эту технологию, которое рассматривается как потенциал личностного развития, ценятся индивидуальные вклады, авторство идей, добровольность принятия ролей, возможность личного участия, самоопределения, акцентированность значимости дела при анализе для понимания и развития себя как индивидуальности.

Следовательно, анализируемая социально-педагогическая технология, включающая общую работу, товарищество старших и младших членов коллектива как творческого содружества, единство уважения и требовательности друг к другу как к товарищам по творческим делам и общей заботе об окружающей жизни способствует формированию и развитию у членов сообщества гражданского, гуманного отношения к жизни, к обществу, к себе и другим людям. У них воспитывается деловитость, ответственность, дисциплинированность, социальность, инициативность, расширяются границы социального опыта.

Поскольку исходной в работе социального педагога с молодежью является охранно-защитная функция, то в этом случае используются иные технологии.

Защита в социально-педагогической литературе рассматривается как система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов несовершеннолетних, которые определяют их правовое положение, регулирование трудовых отношений, сохранность имущества, наследственных и жилищных прав, доступность образования, здравоохранения. В соответствии с этим используются регламентированные технологии, основными элементами которых являются:

  • а) диагностирование - выяснение того, какие права кем нарушены, в чем это находит свое выражение, результатом чего является: незнания, неумения пользоваться ими, умышленного их искажения и т.п.;
  • б) информирование - разъяснение сути нарушенных прав, оснований для обращения в соответствующие структуры (органы опеки и попечительства, социальной защиты, прокуратуры, суд и т.п.);
  • в) консультирование - организация совместной деятельности социального педагога и несовершеннолетнего по обсуждению конкретного факта необеспечения прав (порядка установления пенсий, передачи имущественных прав, разрешения споров о месте и условиях проживания при раздельном жительстве родителей, назначения пособий, взыскания убытков, ущерба, представления интересов, совершения сделок и т.п.);
  • г) посредничество - выдвижение предложений, помощь в установлении нужных контактов со специалистами, содействие в организации совместной деятельности по разрешению проблемы;
  • д) оценка результативности предпринятых действий ;
  • е) последействие - внесение дополнений в уже имеющиеся разъяснительные программы, инициирование разработки новых обучающих программ, создание системы мер, позволяющих вовлекать молодых людей в деятельность по соблюдению и охране прав несовершеннолетних в различных видах деятельности и сферах жизни.

Р.В. Овчарова очень подробно характеризует еще одну технологию работы с молодыми людьми в условиях образовательного учреждения в рамках реализации пропедевтической функции деятельности социального педагога.

Пропедевтика (от греч. ргора1деуо - «предварительное обучение») - система действий, направленных на предварение возможных трудностей в накоплении социального опыта в освоении жизненных навыков, решении возрастных задач социализации.

Такая технология предполагает ряд этапов.

I. Организационная работа.

  • 1. Формулирование целей и задач с точки зрения социального заказа (администрации).
  • 2. Встреча с педагогами (получение информации об обучающихся, воспитанниках).
  • 3. Встреча с родителями (ознакомление с целями предполагаемой работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
  • 4. Встреча социального педагога с учащимися (формирование их мотивации на совместную работу).
  • 5. Проработка полученной информации.
  • 6. Планирование деятельности специалистов, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

II. Диагностические процедуры.

  • 1. Анализ документации (социально-педагогических паспортов, результатов учебной деятельности, характера занятости во внеучебное время и т.п.).
  • 2. Исследование личности:
    • а) личностных особенностей (опросники Р. Кеттела, Г. Шмишека);
    • б) самооценки (опросник самоотношения В.В. Столина и др.);
    • в) структуры способностей (тест Р. Алетхауэра);
    • г) характера взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири);
    • д) профессиональных намерений (дифференцированный диагностический опросник А.Е. Климова, анкетирование и др.).
  • 3. Сбор сведений об условиях жизни, семье.
  • 4. Встреча с педагогами (совместное обсуждение причин трудностей и возможных путей их минимизации).

III. Тренинг.

  • 1. Тренинг жизненных умений.
  • 2. Тренинг личностного роста.

IV. Опережающее социальное обучение, направленное на формирование и развитие социально-психологических навыков, профилактика зависимых состояний, критического отношения к социальным вредностям, помощь в создании жизненной стратегии, в профессиональном самоопределении.

Такое обучение может включать ряд содержательных частей.

Часть 1. Социально-психологический тренинг.

Его задачи: восстановление доверия к миру; снятие тревожности и напряженности; развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям; облегчение процесса адаптации; предоставление возможности осознания собственных проблем.

Тема занятий - «Я - уникальный». Во время занятий рассматриваются значение положительного подкрепления в общении; место умения слушать другого человека в налаживании и поддержании отношений с другими людьми, обсуждаются вопросы, как заводить новые знакомства с людьми противоположного пола, строить вербальное и невербальное общение. На занятиях осуществляются проекция своего будущего, осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов. Особое место отводится проблемам: каким меня видят другие, групповое давление, умение сказать «нет», что такое дружба и друзья и некоторые другие.

В каждое занятие включаются упражнения-энергизаторы, которые помогают создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, это - составление коллективной сказки, экспромт-театр, ролевые игры и др. В конце каждого занятия проводится рефлексия, а по окончании тренинга заполняется итоговая анкета участников.

Часть 2. Профилактика социальных вредностей.

Основные задачи этой части: 1) предоставление информации о социальных вредностях; 2) анализ возможных альтернатив поведения; 3) показ плюсов и минусов самостоятельного выбора; 4) выработка собственной позиции и отношения к проблеме.

Темами занятий в этом случае могут быть беседы о мужественности и женственности, встречи со специалистами по вопросам: «Здоровье и личная гигиена», «Здоровый образ жизни», «Культура чувств», «Половые аномалии и венерические болезни», «Наркотики и наркомания», «Алкоголь и его последствия» и др.

Часть 3. Ориентирование по вопросам оказания помощи молодым людям в выборе жизненной стратегии.

Основные задачи: 1) исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; 2) выявление профессиональных намерений; 3) формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического тренинга.

Темы занятий: «Профессия и профессиональная компетентность», «Билет в будущее», «Угадай профессию», «Интервью у трудоголика», «Биржа труда», «Как устроиться на работу» и др.

В основе организации деятельности здесь лежит целесообразное сочетание определенных методов обсуждения, информирования, встреч, дискуссий, профессиональных и социальных проб.

V. Консультационно-методическая работа, предусматривающая индивидуальную помощь (совет, рекомендацию) социального педагога, психолога, выявление индивидуальных проблем, обсуждение совместных действий, поиск возможных подходов к их решению.

VI. Отслеживание результатов.

Таким образом, социально-педагогическая технология может рассматриваться как один из сложившихся путей достижения социально-педагогической цели, представленный в виде описания целесообразной, оптимальной последовательности этапов, методов, средств и условий работы с конкретной личностью, позволяющий достигнуть ожидаемого результата.

Задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте сущность социально-педагогической технологии.
  • 2. Охарактеризуйте признаки социально-педагогической технологии.
  • 3. Сравните точки зрения различных авторов по вопросу о структуре социально-педагогических технологий.
  • 4. Перечислите типы социально-педагогических технологий.
  • 5. Назовите типовой алгоритм действий социального педагога.
  • 6. Приведите примеры социально-педагогических технологий.
  • 7. Опишите требования к выбору специалистом технологии.

Липский И А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. Тамбов, 2000.

Методика и технология работы социального педагога; под ред. М.А. Гала- гузовой, Л.В. Мардахаева. М., 2004.

Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2005.

Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.

Рожков М.И., Макеева Т.В. Социально-педагогическая деятельность. Ярославль, 2009.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.



Открытие бизнеса