Процесс слушания в психологии. Техника и прием активного слушания в психологии. Студент должен иметь представления

Как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий, к характеристике которых мы переходим.

Механическое и осмысленное запоминание. Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Осмысление материала достигается разными приемами. Один из способов - выделение в изучаемом материале главных мыслей. Переход от одной части к следующим частям - это логическая последовательность основных мыслей текста. Основные мысли текста составляют его план. Воспроизведении происходит по плану.

Другим приемом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между изучаемым материалом и уже известным. Изучая с детьми новый объект, учитель часто сопоставляет его с уже изученными, тем самым включая новый материал в систему знаний.

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений примерами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

Повторение при запоминании. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. По данным исследований, без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3-4 дня - 66%; через 1 месяц - 58%; через 6 месяцев - 38%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3-4 дня - 84%; через 1 месяц - 70%; через 6 месяцев - 60%.

Повторение должно быть разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой, жизнью. В результате запоминание делается более полным.

Повторение должно быть активным - проговаривание материала вслух должно сопровождаться осмыслением материала. Как только повторение приобретает пассивный характер, заучивание становится непродуктивным.

По способам распределения повторения во времени различают концентрированное и распределенное повторение. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении чтения отделены друг от друга некоторыми промежутками.

Распределенное повторение требует меньшего числа повторений.

Исследования с участием пятиклассников показало, что полное заучивание стихотворения при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе - только 10, т.е. в 2,4 раза меньше.

Распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные учителя повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, но для того, чтобы не снизилась активность детей, они разнообразят приемы повторения, включают материал в новые и новые связи. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом - до тех пор, пока нервные связи в коре не укрепились и (согласно с химической гипотезой памяти) в нервных клетках не произошли структурные изменения белковых молекул. После этого повторения могут проводиться реже и с большими промежутками времени.

Продуктивность запоминания в целом и по частям. В психологии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный.

При целостном способе материал (стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При частичном способе материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком.

Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он требует осмысления материала и обеспечивает равномерное запоминание. В исследованиях учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось 9 повторений, при заучивании целостным - 14, а при заучивании частичным способом - 16 повторений.

Значение характера материала. Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Систематизация материала. Приведенный в систему материал легче запоминается и дольше хранится в памяти. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем группирования объектов запоминания по одному какому-либо признаку (например, по цвету, величине, форме предметов); путем объединения материала в хронологическом следовании событий; и т.п.

Прочность запоминания зависит от важности для субъекта запоминаемой информации, от привычности материала, от контекста события, от мотивации субъекта, и от многих других причин. Например, если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление (привычность материала). То, что сохраняется в памяти, всегда связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Роль мотивации проявляется в том, что мы всегда легче запоминаем то, что хотим выучить, чем то, что для нас неинтересно. Например, увлекаясь футболом, можно знать имена всех футболистов сборной, но не быть способным запомнить и трех имен знаменитых психологов.

Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умение читать и писать. Согласно социологическим исследованиям в процессе общения слушание занимает 40% времени, 35% – говорение, 16% – чтение, 9% – письмо. Говоря об умении слушать, мы отождествляем его со способностью слышать, что может привести к убеждению, что это инстинктивный, врожденный навык. В результате мы не предпринимаем вообще или же предпринимаем недостаточно усилий по овладению умением слушать. Вместе с тем установлено, что люди лишь на 25% являются эффективными слушателями.

Слушание – это активный процесс, во время которого происходит:

· восприятие информации от говорящих других людей или от самого себя, но при этом человек воздерживается от выражения своих эмоций;

· поощряющее отношение к говорящему партнеру, способствующее дальнейшему общению;

· незначительное воздействие на говорящего, помогающее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».

Умение слушать как способ «приятия» собеседника повышает его самооценку. Вы таким образом как бы сообщаете партнеру по общению: «Вы человек достойный, я Вас не осуждаю». В свою очередь те, кого слушают, обычно ценят в собеседниках это умение и идут с ними на контакт, так как ощущение востребованности – это базисная, универсальная человеческая потребность. И человек с большей вероятностью пойдет на контакт с теми, кто удовлетворяет эту потребность.

Истинное «слушание» способствует слаженности в работе коллектива, повышает степень доверия у партнеров по деловому общению.

Активное слушание способствует открытому общению, дает партнеру эмоциональную «подпитку», показывает говорящему, что Вы внимательны к тому, что он говорит, что Вы активно участвуете в коммуникации. Исследования показывают, что «слушающие» начальники пользуются уважением сотрудников, что сделки быстрее заключают те служащие, которые слушают клиента.

Умение слушать можно использовать для контроля над ситуацией, оно уменьшает напряженность партнера, испытывающего к Вам негативные чувства, поощряет сотрудничество, так как предполагает, что собеседник ценим, у него есть что сказать. Партнеры по общению, понимающие, что Вы искренне заинтересованы в них, цените их мысли и мнения, с большей готовностью рассмотрят и Вашу точку зрения, будут более позитивно к Вам настроены. В психологии различают три уровня слушания:

· Первый уровень – слушание – сопереживание.

На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место. К характеристикам этого уровня относятся: ощущение присутствия в данном месте и в данное время; уважение к говорящему и ощущение контакта с ним; сосредоточенность на манере общения говорящего, включая язык его тела; сопереживание чувствам и мыслям говорящего; игнорирование своих собственных мыслей и чувств, т.е. направленность внимания исключительно на процесс «слушания», причем «слушание сердцем», которое способствует пониманию, проявлению заботы и сочувствия.

· Второй уровень – поверхностное слушание.

«Слушающий» слышит слова, но на самом деле не слушает. На этом уровне партнеры находятся как бы на поверхности общения, не понимая всей глубины сказанного. Они пытаются услышать, что говорит собеседник, но не предпринимают попыток понять его намерения. При этом слушающие опираются на логику, сосредоточиваясь на содержании разговора и оставляя за порогом своего внимания чувства собеседника, они остаются эмоционально не вовлеченными в акт общения. На этом уровне общения может сложиться обманчивое впечатление, что Вас слушают и понимают.

· Третий уровень – слушание с временным отключением.

Слушающий человек при этом в основном сосредоточен на себе. Иногда он следит за темой обсуждения «краем уха», ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слушание при этом является пассивным процессом, без реакции на высказанное. Часто слушающий при этом уровне теряет нить разговора, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения, советы, а также придумывая, что сказать самому. Такой слушатель отличается «пустым взглядом» и более заинтересован в процессе говорения, чем слушания.

Большинство из нас в разное время в течение дня слушают на различных уровнях, однако задачей каждого партнера в процессе общения должна стать выработка в себе умения слушать на первом уровне в любых ситуациях.

Умение слушать эффективно, так как оно:

· совершенствует руководящие навыки;

· сокращает время для разрешения проблем;

· повышает самооценку и уверенность партнеров по общению;

· способствует повышению производительности труда, благодаря уменьшению непонимания;

· приводит к улучшению отношений;

· способствует сокращению числа ошибок в профессиональной деятельности.

Личностные особенности слушания формируются с детства, так как уже малыш понимает, что в ответ на его сигналы (плач) возникает реакция матери. Даже негативные высказывания родителей в его адрес, например: «Прекрати реветь» – лучше, чем необращение внимания. К факторам, влияющим на умение слушать, относится, прежде всего, то, сколько ласки и внимания получили они, будучи детьми. Внимание к ребенку может быть позитивным и негативным. Примеры негативного воздействия:

«заткнись!»;

«не спорь со мной!»;

«не перебивай старших!»;

«закрой рот!»;

«ты еще мал, чтобы это понять!»

Слушание – это один из основных элементов внимания, которое один человек может оказать другому. Когда к людям прислушиваются, у них возникает ощущение, что высказанное ими услышано; они не испытывают чувства, что на них не обращают внимания; когда их слушают без критики, они начинают ощущать, что достойны внимания и уважения. Такое слушание положительно влияет на самооценку человека, а первый уровень (активное слушание) – это способ оказать положительное влияние на других.

Способы активного слушания:

1. Перефразирование (эхо-техника). Сущность этого метода в том, что собеседнику возвращается его высказывание (одна или несколько фраз), сформулированные своими словами. Перефразирование может начинаться словами: «Как я Вас понял…»; «по Вашему мнению…». Главная цель эхо-техники – уточнение полученной информации.

2. Резюмирование. Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, подведение итога общению. Например: «Вашими основными возражениями, как я поняла, являются…»

3. Развитие идеи. Эта техника отличается от первой и второй тем, что делается попытка вывести из услышанного логическое следствие, она позволяет уточнить смысл сказанного и быстро продвинуться вперед в процессе коммуникации.

Кроме того, в литературе выделяются два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, стремится высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при таком слушании должны сводиться к минимуму, типа – «Да!», «Ну и ну!», «Продолжайте» и т.д.

В деловом, как и в другом общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют:

Выяснение – представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа – «Я не понял», «Что Вы имеете в виду», «Пожалуйста уточним» и т.п.

Отражение чувств – акцент при этом делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз – «Вероятно, Вы чувствуете…», «Возможно Вы несколько расстроены…» и т.п.

Перефразирование и резюмирование, которые охарактеризованы выше.

Нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить:

Перебивание собеседника.

Поспешные выводы – заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что создает преграду для конструктивного делового общения.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. При этом собеседник не слушает, а мысленно формулирует возражения и ждет очереди для высказывания.

Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь.

В процессе общения между партнерами могут возникать различные коммуникативные установки, влияющие на процесс слушания. По теории Э. Берна эти установки бывают четырех видов:

· «Я – благополучен, ты – благополучен»;

· «Я – благополучен, ты – неблагополучен»;

· «Я – неблагополучен, ты – благополучен»;

· «Я – неблагополучен, ты – неблагополучен»

При этом в зависимости от установки поведение слушателя бывает разным, у партнеров по общению проявляются различные «слушательские» характеристики, которые включают в себя их ощущения относительно себя и других партнеров по общению. Эти ощущения в свою очередь влияют и на отношения с этим человеком, и на то, как данный человек взаимодействует с другими людьми.

Так, при второй установке у тех, с кем общаются, возникает чувство, что их не слушают. При этом как бы проявляется установка: «Зачем слушать тех, кто «неблагополучен», все равно ничего полезного они не скажут.

Третья установка – это установка человека с низкой самооценкой, он так стремится сказать что-то умное, что, как правило, не говорит ничего. И слушает обычно на втором или третьем уровне.

Четвертая установка характеризуется тем, что партнеры как бы колеблются между второй и третьей установками, чаще всего они слушают на третьем уровне и в результате не слышат других. А так как оба общающихся не принадлежат к категории значимых, то никто из них не видит причин, для работы над умением слушать, они редко интересуются тем, что говорят другие. Обычно их воспринимают как людей замкнутых, пессимистично и негативно настроенных, которых другие мало заботят. Носителям такого поведения бывает свойственно замешательство, раздражительность, вспыльчивость, неверие в свои силы. Подобная установка затрудняет решение проблем, способствует их накоплению.

Для того чтобы у человека сформировалась установка «Я – значим, ты – значим», родители, учителя и другие значимые для него в процессе социализации личности должны быть примером эффективного слушания. Они должны сосредоточивать свое внимание на говорящем, тем самым признавая его значимость. Общение при этом отличается открытостью, свободой, пониманием, участием и непредосудительностью.

Для построения эффективного общения каждый участник коммуникации должен понимать, какие поведенческие модели возможны в общении и какие установки свойственны каждому партнеру.

Слушание собеседника является величайшим искусством, которым могут обладать только люди. Слушание - это не просто процесс получения информации, или еще проще, фиксация звуковых волн, передающих нам в закодированном виде какие-то сведения. Слушание - это общение, это одновременно и восприятие, и воздействие.

Среди средств и приемов убеждения слушание занимает одно из первых мест. Все люди слушают, но не все отдают себе отчет в том, что, слушая, они оказывают на того, кто говорит, неизменно большее влияние, нежели когда с жаром произносят перед ним тирады слов.

Слушание, как искусство коммуникации, не сводится только к восприятию слов. Вместе со словами слушающему человеку передается подтекст сообщения, который извлекается из невербальных средств общения - взгляда, экспрессии лица, жестов, позы. В производственной, деловой обстановке, когда процесс слушания осложняется эмоциональными переживаниями, и невербальный подтекст сообщения естественно размывается, происходит потеря иногда довольно важной информации. Отсюда вполне понятно, что при слушании надо сосредоточиваться не на словах, а на смысле сообщения. Как видно, слушание предполагает проникновение слушающего за текст сообщения. Но это только одна сторона слушания. Другая сторона связана с нравственно-психологическим его аспектом. С детства нас приучают сознавать в себе личность. Человеческое «Я» у всех людей получает большое и всестороннее наполнение. Все люди хотят, чтобы к ним проявляли определенный такт и уважение. В общем, они довольно чувствительны к невниманию. Собеседник, который старается слушать, приобретает в их глазах моральный авторитет и признание. С этим связана активная, побуждающая функция слушания. Действительно, чтобы что-то слушать, надо побудить говорящего человека к высказыванию. Сказать ему: «Что вы хотите?» или «*Какой у вас вопрос?» - значит, настроить говорящего на официальный тон, т. е. толкнуть его к тому, чтобы он перешел в психологическую защиту. Собраться, обратиться во внимание, искренне приготовиться выслушать человека - вот, что расковывает и влечёт говорящего человека к слушающему человеку. Такое влечение обычно остывает, если слушающий начинает проявлять нетерпение в разговоре, перебивать, подсказывать, «помогать» закруглять какие-нибудь сложные фразы и т. д. Не успеет говорящий перевести дух, собираясь сказать, как ему кажется, что-то важное, как слушающий вклинивается в разговор и начинает излагать свои более «ценные» идеи. Разговор, естественно, постепенно угасает, уступая место монологу нетерпеливого слушателя. Говорящий остается в каком-то заряженном состоянии, и невысказанные мысли начинают тяготить его грузом. Несостоявшийся разговор по душам оставляет в собеседнике неприятный отпечаток.

Наблюдения показывают, что хозяйственные руководители более 70% своего рабочего времени проводят в разговорах: примерно 10% времени они тратят на письмо, 15% - на чтение деловых бумаг, 25% - на говорение и 50% - на слушание. Нетрудно себе представить тот факт, что если человек не владеет искусством слушания, tq львиная доля его усилий затрачивается далеко не производительно. По данным зарубежных психологов, где-то более 90% людей или не умеют слушать других, или являются плохими слушателями. Как утверждает Д. Барбара, американские менеджеры, не прошедшие курс обучения слушанию, используют только 30% своих возможностей по осуществлению коммуникации.

По манере слушания всех людей можно разделить на три категории:

а) внимательных,

б) пассивных

в) агрессивных.

Среди них больше всего пассивных и меньше всего внимательных. Давайте уясним, что для нас значит быть внимательным. Человека, который, скажем, в перерыве между заседаниями сидит и слушает разговор двух беседующих, не назовешь внимательным. Это пассивный слушатель. Он не включен в качестве существенного элемента в систему коммуникации. Пассивное слушание он демонстрирует взглядом, позой, можно сказать, всем своим существом. У внимательного слушателя горят глаза, целенаправленно устремляется взор, организуются в гармонию легкой настороженности все мышцы лица. Однако - это отнюдь не напряженное состояние. Поза внимательного слушателя сочетает в себе мышечное расслабление и обостренное чувство готовности. Комфорт здесь, безусловно, необходим, но в известных пределах. Чрезмерный комфорт располагает к свободному время препровождению. Длительное изучение ситуаций слушания показывает, что для внимательного слушателя характерно:

а) поза внимания:

б) направленность взгляда;

в) обратная связь, т. е. сигнализация слушающего о функционировании канала передачи информации. Об этом следует сделать некоторые пояснения.

Слушание - это живой процесс взаимодействия людей, непрерывное общение. Говорящий человек может фиксировать «исправное» функционирование такого общения только по каналу обратной связи. Отсюда, слушающий должен непрерывно посылать какие-то сигналы, уведомляя говорящего о том, что его сообщение принимается. Люди обычно используют для этого самые разнообразные приемы: кивок головой, пожимания плечами, гримасы лица, жестикуляцию, «ерзание» на стуле, а также различные восклицания типа «Да! Да!», «Гм», «Хм», «Ух» и т. д. Причем вся эта сигнализация очень легко оценивается слушающим. Он с удивительной легкостью разбирается, что здесь искренне, а что фальшиво. В связи с этим нельзя обольщать себя тем, что можно без труда создавать о себе впечатление внимательного слушателя. Чтобы действительно выглядеть внимательным, нужно настраиваться на искреннее отношение к собеседнику. Вспомним о правилах успешного убеждения. Правило третье гласит о том, что надо проявлять к собеседнику искреннее внимание. Только искренность намерений слушающего человека порождает у говорящего желание высказаться. Искренность упорядочивает деятельность человека, организует его конкретные действия и операции, освобождая от постоянного, сознательного контроля за своим поведением. Если мы, например, перед тем как выслушать посетителя, внушим себе: Я буду к нему предельно внимателен», то это не будет пустой фразой. Пропущенная через сознание, волю и чувства, эта фраза станет руководством к действию, «чувством правды», как говорил К. С. Станиславский. «Оказывается, - восклицал он, - что чувство правды точно так же, как и сосредоточенность и мышечная свобода, поддается развитию и упражнению». «Чувство правды» слушания поддается воспитанию. Такое воспитание естественно начинается с уяснения основных правил слушания собеседника. Если все известные в этом плане правила объединить вместе, то после определенной обработки получится «система пятнадцать». Она состоит из трех разделов - А, Б, В:

А. Как быть внимательным:

1) Относитесь к говорящему человеку с уважением, цените по достоинству его желание сообщить нечто новое. Помните, что люди, прежде чем начать говорить, готовятся к разговору. Большинство, начиная разговор, ставит перед собой вполне конкретную цель.

2) В самом начале разговора постарайтесь установить контакт с собеседником. Такой контакт можно назвать своего рода «раппортом» (тесное взаимопонимание). Чтобы установить такой контакт, нужно сформировать у себя установку к искреннему реагированию на речь говорящего.

3) Смотрите на собеседника. Если есть возможность, можно смотреть в глаза, однако подобное поведение слушающего не всем по душе: люди застенчивые, а их среди человечества где-то около 40%, не выносят прямого взгляда. Некоторые лица, выходцы из Юго-Восточной Азии (Япония, Китай) вообще стараются не смотреть в глаза других людей.

4) Старайтесь не перебивать. Надо быть прилежным слушателем, выслушивать собеседника до конца. Терпеливое слушание помогает решить многие вопросы по оказанию воздействия, в частности, разоружить агрессивных собеседников. Однако, терпение слушать не должно означать пассивности. Терпение - это прием активного наступательного воздействия. Ни один ретивый говорун не сможет устоять перед терпеливым слушателем.

5) Заранее не делайте выводов. Особенностью поведения людей является действие на основе установки, т. е. усвоенных в прошлом опыте стереотипов поведения. Некоторые люди очень цепко стараются держаться этих стереотипов, поэтому нередко проявляют агрессивность.

Б. Как избавиться от агрессивности?

1. Не доминируйте во время беседы. Доминировать можно по-разному: словами, позой, тоном. Тот, кто доминирует, мало слышит, т. е. мало понимает из того, что ему говорят. А тот, кого доминируют, теряет и переходит в психологическую зависимость.

2. Не давай те волю своим эмоциям. Когда эмоции берут верх, разум притупляется. Человек с притупленным разумом плохо разбирается в том, что говорят ему, кроме того, он заставляет своего собеседника хитрить или даже лгать. Когда чувствуете, что эмоции становятся хозяином положения, подумайте о собеседнике.

3. Не спешите возражать. Дайте собеседнику выговориться. Все взвесьте, а потом уже возражайте. Когда говорящего человека перебивают, чтобы сделать возражение, поступают необдуманно. Во-первых, останавливая человека, не успевшего выговориться, мы порождаем у него чувство досады. Оно-то и не позволяет ему согласиться с возражениями. Другое дело возражать после того, когда собеседник исчерпает себя словами. Разрядившись, человек готов выслушать аргументацию. Во-вторых, если слушать внимательно, возможно и возражать не придется: под влиянием внимательного и терпеливого слушателя гаснет пыл оппонента.

4. Не принимайте «позы обороны». Когда слушающий скрещивает руки на груди, сжимает мышцы, напрягается, говорят, что он «уходит в оборону». Действительно, напряжение различных участков тела - это свидетельство несогласия. Говорящий человек без труда воспринимает такое состояние, поэтому принимает меры - замыкается.

5. В разговоре всегда находите паузу для остановки. Пауза нужна, во-первых, чтобы дать собеседнику вклиниться в разговор, а, во-вторых, чтобы погасить свой пыл.

В. Как избавиться от пассивности?

1. Не будьте молчуном. Молчание - это не слушание, хотя многие так и думают. Пауза в разговоре - это прием слушания. Однако, если пауза превышает 5-6 секунд, она воспринимается как молчание. Молчание гасит активность говорящего человека.

2. Сдерживайтесь в меру. Терпение и сдержанность - это приемы воздействия. Однако, когда они переходят границу, т. е. слишком затягиваются, то обращаются в свою противоположность. Безграмотное терпение и сдержанность слушающего могут породить у говорящего ответное действие в виде психологической защиты. Мерилом здесь выступает чувство меры.

3. Не выставляйте из себя умника. Натянутость и витиеватые замечания по поводу того, что говорит собеседник, часто порождают скуку. Когда говорящий в ответ на свое высказывание слышит что-то невнятное, он не может не думать о безразличном отношении к нему.

4. Следите за своим расслаблением. Раскованность стимулирует говорящего человека. Однако, будучи оставленной, без контроля, она переходит в релаксацию - полное расслабление, что заражает этим же собеседника. В состоянии релаксации активность общения погасает.

5. Если устали, извинитесь. Контролируйте свое состояние. Когда почувствуете скованность в суставах или потребность к потягиванию, не встряхивайтесь. Это сразу замечается. Лучше всего сослаться на самочувствие или подыскать какой-нибудь предлог для перерыва.

Итак, мы познакомились с 15 правилами слушания. Все они объединяются одним общим правилом, скорее принципом, проявления внимания к собеседнику. Когда мы задаемся вопросом: «Как повысить эффективность слушания?», ответ может быть вполне определенным: «Проявляйте к собеседнику максимум внимания».

Невербальные коммуникации

Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Посредством невербальных коммуникаций передаётся 93% информации. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро приспосабливают своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

(8)

Статья подробно поднимает вопрос общения между людьми с точки зрения психологии. Как правильно слушать и говорить. Даёт правила эффективного слушания и нахождения общего языка со своим собеседником.

Каждый из нас неразрывно связан с другими людьми, и понять внутренний мир личности можно только в том случае, если учитывать постоянное влияние окружающих, связи, межличностные отношения. С другой стороны, все, что нам известно о психологии отдельного индивида, помогает разобраться в хитросплетениях человеческих отношений, увидеть, почему люди общаются друг с другом так, а не иначе.

Что делает общение более эффективным, а что затрудняет его?

Как индивидуальные особенности отражаются в социальной жизни, что происходит при взаимодействии людей, обладающих разными личностными характеристиками?

Существует ли «способность» и «неспособность» к общению, можно ли учиться общаться правильно?

На некоторые из этих вопросов мы постараемся ответить в данной статье.

Сенсорные системы

Каждый человек с момента рождения ориентируется в окружающем мире, получает и накапливает свой внутренний опыт благодаря функционированию органов чувств. Мы получаем информацию обо всем, что нас окружает, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Попятно, что в принципе у здорового человека действуют все сенсорные системы (то есть системы органов чувств), хотя в зависимости от конкретных условий может более активно работать та или другая (например, в полной темноте мы, конечно, будем в первую очередь полагаться на слух и на осязание, а не на зрение).

Но специалисты обнаружили, что независимо от меняющихся внешних условий у каждого человека одна из сенсорных систем является ведущей. Иными словами, одни люди в общем и целом склонны полагаться на то, что они видят, другие воспринимают окружающий мир преимущественно на слух, третьи — на ощупь; а есть и такие, для кого наиболее значимыми и информативными являются запахи или различные оттенки вкуса (хотя таких людей сравнительно мало).

С помощью доминирующей системы органов чувств информация не только воспринимается, но и хранится, и воспроизводится. Различия эти достаточно тонкие и не всегда заметны неискушенному наблюдателю; у разных людей «приверженность» к той или иной сенсорной системе выражена в разной степени, и «чистых» «зрителей» или «слушателей» можно встретить нечасто. Тем не менее, наличие таких индивидуальных особенностей восприятия — доказанный факт.

При внимательном наблюдении вы можете определить тип восприятия, свойственный вашему партнеру. Установить собственный тип, как правило, сложнее (поскольку мы «оказываем предпочтение» тому или иному типу ощущений бессознательно), но в принципе и в этом нет ничего невозможного.

Визуальный тип

Ведущей сенсорной системой у этих людей является зрение. Они слышат, видят и понимают то, что видят. Если человек развешивает одежду в шкафу, сортируя ее по цвету, выстраивает тапочки в прихожей строго по размеру, то можно предполагать, что у него ведущим каналом восприятия является именно визуальный (хотя возможны и другие объяснения такой страсти к порядку). Собственно, для него важно не столько то, чтобы в доме было чисто, сколько чтобы было красиво, радовало глаз.

Визуалов отличает высокий тембр голоса и быстрый темп речи (для них характерно быстрое, поверхностное дыхание верхней третью легких). Громкость своего голоса они могут вообще не контролировать (не слышат, как говорят!). Очень характерны жесты, которые они используют при разговоре, — указующие, рисующие. Лишите визуала возможности размахивать руками, и он не сможет говорить (кстати, когда визуал слушает, эта бурная жестикуляция прекращается).

И еще один важный момент: для того, чтобы разговор с визуалом «состоялся», необходимо все время поддерживать с ним зрительный контакт (попросту говоря, смотреть ему в глаза) — глаза и уши у него являются, по сути дела, единым органом, если он не будет вас видеть, то и услышать не сможет.

Любимые слова визуалов: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, в фокусе, вспышка, перспектива, темный, многоцветный и т. д.

Аудиальный тип

Эти люди полагаются прежде всего на слух. Темп речи у них средний, выразительность достигается не громкостью, а богатством интонаций. Очень чувствительны к резким, неприятным и громким звукам. В зрительном контакте при разговоре они не нуждаются. Жестикуляция, сопровождающая речь, свернутая, очень характерны ритмические жесты (от повторяющегося взмаха рукой или кивка головы до беспрерывного хождения взад-вперед). Отличительном особенностью является и то, что аудиал всегда ведет рассказ «от печки»: если его прервать, он просто начнет сначала.

Любимые слова аудиалов: слышать, звучать, громкий, мелодичный, шумный, гармоничный, скрежет, крик, визг, звенящий и т. д.

Кинестетический тип

Если визуалы «слушают» глазами, то кинестетики — всем телом. Ведущим ощущением у них является осязание. Визуалам важно, чтобы окружающее пространство было красивым, аудиалы ценят гармонию (то есть отсутствие резких раздражителей, диссонанса), а для кинестетика главное — чтобы было удобно. В том хаосе, который творится в их вещах, разобраться могут только они сами; любого визуала такое зрелище приводит в ужас, а кинестетику важно лишь одно — чтобы все было под рукой. В любом углу квартиры он будет «вить себе гнездо»: облюбовав какое-нибудь из кресел, он постепенно и незаметно организует вокруг себя уют и комфорт, подтягивая к себе журнальный столик, пепельницу, телефон, одеяло, холодильник...

Речь кинестетика иногда может напоминать мурлыканье: правда, кошки мурлычут горлом, а у него просто низкий тембр голоса, довольно медленный темп речи (и нижнее брюшное дыхание). Кинестетики могут жестикулировать во время разговора, но эти жесты (прикосновения к собеседнику или к самому себе, всевозможные ощупывания, поглаживания, манипуляции с какими-нибудь предметами) никак не связаны с речью.

Очень важно иметь в виду следующее: кинестетик переводит слова не в образы («картинки»), а в чувства, то есть буквально всем телом переживает все, что слышит или собирается сказать (здесь, понятно, от него требуется обратный «перевод» чувств в слова, понятные собеседнику), поэтому реакции его могут быть несколько замедленными (с точки зрения представителя другого типа!).

Любимые слова кинестетиков: чувствовать, трогать, теплый, мягкий, гладкий, удобный, схватить, зажатый, грубый, тупой и т. п.

Помимо этих, наиболее распространенных, типов , встречаются еще и вкусовой, и обонятельный, но таких людей сравнительно мало. Есть еще один вариант, который специалисты «придумали» специально для тех случаев, когда ни один из вышеуказанных типов определить невозможно. Это дискретный тип восприятия; он формируется вследствие каких-то серьезных искажений в развитии ребенка, обычно является следствием душевной или физической травмы. Его можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию психики, заслон, который человек бессознательно выставляет перед потоком впечатлений из внешнего мира, которые он не может воспринять искренне и непосредственно.

Люди такого склада вам наверняка хорошо известны. Они полагают, что в общении важен лишь ментальный план, то есть уровень «чистого разума». У этих людей очень скованные движения, выраженное напряжение мышц (своеобразная «деревянность») и характерный «телефонный» голос. Чаще всего такие «живые компьютеры» получаются из детишек с ярко выраженной кинестетической «ориентацией» в результате очень жесткого родительского воспитания.

Ведь ребенок-кинестетик — существо своеобразное: он любит есть руками (даже в том возрасте, в котором все другие дети уже оставляют эту привычку), играть с водой, глиной, песком, грязью, он никогда не отвечает на вопрос и не выполняет приказов немедленно. Все это нередко делает кинестетиков не слишком «удобными» детьми, и они постоянно подвергаются ограничениям, наказаниям, требованиям вести себя иначе. В результате ребенок может утратить способность адекватно реагировать на окружающий мир и доверять собственным ощущениям.

По большому счету, каждый представитель дискретного (то есть, дословно, «разорванного») типа восприятия нуждается в психотерапевтической помощи для того, чтобы его нарушенная психическая целостность была восстановлена.

Ключи доступа

Помимо описанных внешних характеристик и «излюбленных» словечек, существуют и другие, более тонкие признаки использования человеком той или иной сенсорной системы. Будучи представителем того или иного типа восприятия, любой человек, разумеется, пользуется данными, поступающими ото всех органов чувств. Для того чтобы немного лучше понять, что же именно происходит в голове собеседника в данный момент, вы можете попробовать научиться пользоваться так называемыми ключами доступа. Это понятие ввели специалисты в области НЛП (нейро-лингвистического программирования, одного из популярнейших направлений в современной психологии и психотерапии), которым, кстати, принадлежит и разработка концепции типов восприятия (на их языке это называется «ведущая репрезентативная система»).

Ключи доступа — это микродвижения глаз, которые показывают, как человек думает — в картинах, в словах или в ощущениях. Научиться считывать эту информацию непросто; в принципе, такой навык относится к специальным, профессиональным умениям психотерапевтов, работающих в русле НЛП. Но иногда и «простому смертному» удается заметить какие-то характерные реакции, особенно если они повторяются достаточно часто, а наблюдатель очень внимателен.

Так вот, если ваш собеседник перемещает глаза вверх и налево (то есть для вас, сидящего напротив, направо), это означает, что в данный момент он вызывает и рассматривает некий эйдетический образ, то есть содержанием его сознания в данный момент является очень яркое зрительное воспоминание о чем-то, что он прежде видел или переживал.

Движение глаз вверх и направо говорит о том, что человек конструирует зрительный образ (то есть не вспоминает, а зрительно представляет себе нечто новое, чего еще нет в его опыте). Взгляд, устремленный «в пространство», то есть расфокусированные глаза со слегка расширенными зрачками, сообщает лишь, что человек видит перед собой какой-то образ (он может быть и эйдетическим, и конструируемым).


О том, что человек слушает самого себя, погружается во внутренний диалог, свидетельствуют следующие перемещения глаз: 1) вниз и налево; 2) на среднем уровне, направо или налево. Еще более ярким показателем того, что имеет место процесс внутреннего слушания и внутренний диалог, является «телефонная поза»: слегка склоненная голова опирается на руку, а рука находится рядом с ухом, как будто бы держит телефонную трубку.

Наконец, движение глаз вниз и направо говорит о том, что человек обращается в данный момент к кинестетическому аспекту внутреннего опыта, то есть переживает какие-то телесные ощущения, эмоции или желания.

Искусство перевода

Очень часто люди не понимают друг друга потому, что воспринимают разные аспекты чувственного опыта: например, один говорит что-то важное, не замечая при этом, что другой в данный момент не слушает, а смотрит (глаза расфокусированы, зрачки расширены). Чуть позже может возникнуть недоразумение: «Я же тебе говорил!» — «А я не слышал...» — и в самом деле не слышал, хотя, вроде бы, стоял напротив и вид у него был внимательный.

Разница в восприятии информации может порой приводить к серьезному взаимному непониманию. Для того чтобы прояснить сказанное, воспользуемся одним примером из психотерапевтической практики.

Эту историю приводит в своей книге Лесли Кэмерон-Бендлер, известный специалист в области супружеской психотерапии.

Молодая супружеская пара, Джо и Дженис, обратилась за помощью к психотерапевту в связи с сексуальной дисгармонией. Джо обвиняет жену в том, что она слишком «нетерпелива».

Джо: Она очень нетерпелива (глаза вверх, налево — доступ к эйдетическим образам; Джо зрительно представляет перед собой то, что происходит между ним и женой). Я люблю планировать, как все будет, так сказать, создавать сцену.

Джо рассказывает психотерапевту, что перед тем, как заняться любовью, он представляет себе все то, что произойдет, в мельчайших подробностях, рисует в своем воображении замечательную картину-фантазию, а потом стремится воплотить увиденное в реальности. Можно сказать, что он эстет: Джо высоко ценит антураж, учитывает все нюансы в окружающей обстановке, словом, он относится к тем людям, которые предпочитают зажечь свечи, рассыпать по постели лепестки роз, а потом долго и красиво раздевать любимую женщину.

Что же может не устраивать «капризную» жену Дженис?

Дженис: Я не хочу участвовать в сцене. Я хочу чувствовать себя любимой без всего этого спектакля. В этом нет непосредственности. Я просто хотела бы (опускает глаза вниз, направо — доступ к кинестетическому опыту; Дженис погружается в свои телесные чувства, связанные с близостью), чтобы в этом было больше наслаждения. Я бы хотела, чтобы он позволял мне себя удивить; но нет, это всегда по его плану. И всегда должно быть правильный свет, и тихая музыка. Иногда мне, знаете, хочется его резко схватить. Когда я ощущаю сильное сексуальное желание, я хочу этого именно в этот момент.

Итак, Джо — визуал, и он ориентируется на зрительные образы; а Дженис — яркая представительница кинестетического типа восприятия, и для нее гораздо важнее непосредственное телесное выражение, чем красивая «постановка». Можно ли сказать, что один из них прав, а другой нет, что один в чем-то лучше другого? Конечно же, нет. Оба они искренни в своих желаниях и, заметьте, вовсе не эгоистичны: Джо особенно подчеркивает, что во всех его фантазиях обязательно присутствует Дженис, в своих стараниях «сделать все красиво» он стремится доставить ей удовольствие. И она желает именно этого — порадовать мужа: ей грустно от того, что он «не дает себя удивить», в то время как она хотела бы подарить ему всю свою страсть, искреннюю и спонтанную. Они действительно любят друг друга, но выражают свою любовь на разных языках.

В ситуации, когда собеседники не знают языка друг друга, необходим переводчик!

Именно переводом занимается в данном случае психотерапевт, предлагая супругам следующие метафоры.

Сначала она обращается к Дженис и предлагает ей представить такую ситуацию:

— Представь себе, что ты готовишь к приходу гостей обед из четырех-пяти блюд. Ты тщательно продумываешь меню таким образом, чтобы каждое блюдо возбуждало аппетит для следующего. А гости приходят, требуют на стол все пять блюд сразу и начинают поедать их безо всякого разбора. Или, того хуже, не дожидаясь, пока ты предложишь им то, что приготовила, до отвала наедаются бутербродами. Почувствуешь ли ты себя разочарованной в такой ситуации? То же самое испытывает и Джо, который готовит для тебя роскошную трапезу, а ты наедаешься закуской.

Такая метафора учитывает кинестетическую ориентацию Дженис, помогая ей перевести зрительные образы Джо в чувства и ощущения («ты чувствуешь», «он испытывает»).

Затем настает очередь Джо, которому Лесли Кэмерон предлагает такой «перевод»:

— Джо, ты, наверное, был когда-нибудь на экскурсии с экскурсоводом? Наверное, ты заранее представлял себе, сколько всего нового и удивительного сможешь увидеть. Во время экскурсии ты смотрел по сторонам и наверняка замечал что-нибудь интересное, какую-нибудь тропинку, на которую тебе очень хотелось свернуть, чтобы посмотреть, куда же она приведет. Но экскурсовод следовал но заранее намеченному маршруту, и тебе приходилось проходить мимо многих местечек, которые выглядели такими привлекательными. Не правда ли, это может показаться очень разочаровывающим и отбить охоту к подобным путешествиям?

Эго перевод чувственных, телесных переживаний Дженис в зрительные образы, которые легко и ясно могут быть восприняты ее визуальным мужем. Такой перевод помогает супругам понять друг друга, и от взаимных упреков и обвинений они переходят к новому состоянию, в котором они способны осознать, что «иногда экскурсия может быть интересным переживанием, как и обед из пяти блюд, а. в другой раз новая тропинка или импульс момента могут быть более тревожащими».

Научившись определять, каким именно аспектом опыта руководствуетесь вы сами и ваш собеседник, вы сможете осуществлять подобный «перевод». И тогда вы обнаружите, что нередко спорите, отстаивая одну и ту же точку зрения, только выражаете ее на разных языках...

Как нужно слушать

Действительно ли вы умеете слушать собеседника?

Психологи, изучающие процессы коммуникации, давно установили, что при любом разговор, информация «располагается» по крайней мере на четырех уровнях — это:

1. что люди на самом деле имеют в виду;

2. что они высказывают вслух;

3. что слышит собеседник;

4. как он интерпретирует услышанное, преломив эти слова сквозь призму собственного опыта.

То есть в процессе передачи от одного человека к другому информация подвергается тройному искажению! (Мы не будем сейчас углубляться в этот феномен, хотя нарисованную картину можно было бы усложнять до бесконечности: например, уровень «то, что люди на самом деле имеют в виду» можно разложить на несколько «подуровней» — сознательный, а также уровень бессознательных побуждений, породивших данную мысль, и т. д.).

Нам нередко лишь кажется, что мы слушаем другого человека, тогда как на самом деле мы слушаем самих себя. Все слова, что проникают в наше сознание извне, мы мгновенно встраиваем в свой собственный внутренний опыт, не давая себе труда «выйти из себя» и «посмотреть» на сказанное собеседником отвлеченно, не смешивая его слов со своими умозаключениями.

Вам наверняка хорошо знакома эта ситуация: вы делаете вид, что слушаете партнера, но на самом деле увлечены собственными мыслями. Внезапно ваш слух выхватывает в речи собеседника какое-то «ключевое слово», за которое вы можете ухватиться, чтобы немедленно открыть рот и высказаться самому — возможно, на тему, не имеющую ничего общего с тем, что интересовало в данный момент партнера (такие «конкурентные» высказывания нередко начинаются со слов: «Да, кстати о...». Если человек перебивает своего собеседника такими словами, это служит верным признаком того, что он был погружен в собственные мысли и не уделял никакого внимания тому, что слышит).

Психолог Вирджиния Сатир озвучивает этот феномен следующим образом: «Чем больше я сконцентрирован на своем внутреннем диалоге, тем меньше внимаю своего партнера». И далее она выдвигает основные условия, необходимые для того, чтобы слушание было полноценным.

Правила эффективного слушания

1. Тот, кто слушает, должен полностью сосредоточить внимание на говорящем.

2. Тот, кто слушает, должен отказаться от любых возможных предубеждений в отношении говорящего.

3. Воспринимая слова собеседника, никогда не нужно полагаться на чужие и предвзятые оценки.

4. Тот, кто слушает, должен чувствовать себя абсолютно раскованным и свободным от смущения; он должен быть наделен правом задавать говорящему любые вопросы.

5. Тот, кто слушает, должен показать говорящему, что услышал и понял то, что было сказано.

Психологи выделяют два вида эффективного слушания — пассивное и активное. Каждая из этих техник имеет свои «показания» и ограничения.

Пассивное слушание

Это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. С помощью такой техники можно выразить понимание, одобрение, поддержку.

Ситуации, где это полезно:

1. собеседник хочет выразить свое отношение или точку зрения;

2. собеседник хочет обсудить какие-то наболевшие проблемы;

3. собеседник испытывает трудности в выражении своих забот и проблем;

4. при необходимости сдерживать собственные эмоции.

Ситуации, где этого недостаточно:

1. у собеседника отсутствует желание разговаривать;

2. при отсутствии у вас согласия с собеседником (ведь молчание — знак согласия);

3. когда говорящий стремится получить более активную поддержку;

4. когда пассивное слушание мешает самовыражению собеседника, противоречит его интересам.

Активное слушание

Применение этой техники (а, точнее говоря, нескольких техник, объединенных в одну группу по признаку их «активности») необходимо для контроля точности восприятия, для исключения многозначности слов, для понимания подтекста, для преодоления трудностей открытого самовыражения. Существуют следующие приемы активного слушания.

Вербализация — уточняющее повторение или повторение сути сказанного близко к тексту. Выслушав партнера, вы говорите что-нибудь вроде; «Как я тебя понял,...» или «Если я правильно понял твои слова, ты сказал...», а затем дословно повторяете то, что говорил собеседник.

Вербализацией полезно пользоваться в следующих ситуациях:

1. при обсуждении какой-то очень важной проблемы, когда совершенно необходимо точное понимание сказанного;

2. при выяснении отношений, в экстремальной ситуации и в конфликтах (так можно полностью погасить конфликт);

3. в разговоре участвует несколько человек (больше двух), и важно закрепить мнение каждого из собеседников, чтобы избежать неразберихи;

4. при контакте с малознакомым (или вовсе незнакомым) собеседником — подобный стиль общения свидетельствует о том, что вы вежливы, хорошо воспитаны и внимательны;

5. в ситуации просьбы, в профессиональной ситуации, в беседе с начальством.

Интерпретация — проверка правильности высказывания, правильности понимания. Слушатель как бы подводит итог основным идеям и чувствам говорящего. Использование этой техники особенно удобно в ходе продолжительной беседы: интерпретация позволяет соединять отдельные фрагменты разговора в некое осмысленное целое. Здесь слушатель уже не просто дословно повторяет сказанное, но позволяет себе озвучивать собственные выводы.

Интерпретация может начинаться со слов: «Из твоих слов можно заключить...», «Давай подведем итог...», «Насколько я понял, ты имеешь в виду...» Кстати, интерпретация может быть и заведомо ложной (например, если вы не согласны с говорящим, стремитесь «навести» его на какую-то новую мысль, хотите подчеркнуть противоречие в его высказываниях и т. д.).

Эта техника бывает особенно уместной:

1. при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, решении проблем;

2. в ситуации, где длительное обсуждение вопроса может завести в тупик;

3. в конце разговора.

Проговаривание эмоционального состояния — отражение чувств, эмоций, установок говорящего. Используются такие вводные слова, как: «Мне кажется, ты испытываешь...», «Чувствуешь ли ты себя...» и т. п. Эта техника особенно часто применяется в тех случаях, когда говорящий демонстрирует какие-то достаточно яркие эмоциональные реакции.


Выяснение — обращение к говорящему за уточнениями. Эго, разумеется, то, что необходимо делать в любой ситуации, когда вы действительно нуждаетесь в дополнительной информации. Кроме того, выяснение обычно помогает «разговорить» собеседника, который затрудняется свободно высказывать свои мысли.

Еще большее значение для полноценного общения имеет не просто умение слушать (хотя и оно, как мы только что убедились, отнюдь не является на самом деле «простым»!), а хорошо развитая эмпатия.

Эмпатия — глубокое и безошибочное ощущение внутреннего мира другого человека, его тайных эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его волнениями, использование всей глубины понимания человека не в своих, а в его интересах.

Очевидно, что эта способность совершенно необходима людям, ориентированным на деятельность в системе «человек-человек».

Как нужно говорить

Человеку, который слушает, приходится концентрировать все свое внимание, управляться сразу с несколькими потоками информации: он слышит слова, соотносит их с позой, мимикой и жестами говорящего, вызывает и удерживает в сознании воспоминания о предыдущем опыте общения с этим человеком (сопоставляя этот опыт с тем, что слышит сейчас) и представления о будущем развитии отношений (ибо каждый из нас постоянно планирует будущее — хотя бы самым «краешком» своего сознания; способность и потребность прогнозировать, соотносить настоящее время с будущим является одной из отличительных черт человеческой психологии).

Все эти сложные процессы могут существенно затрудниться, если воспринимаемая слушателем информация оказывается противоречивой.

Возможны противоречия между:

1. вербальным и невербальным потоками информации (то есть между словами собеседника и его жестами, мимикой, позой);

2. тем, что он говорит сейчас, и тем, что говорил раньше;

3. тем, что он говорит непосредственно своему собеседнику, и тем, что он говорит по этому же поводу другим людям.

Искаженные модели общения

Несоответствие между словами и невербальным поведением (позой, мимикой, жестами), сопровождающим эти слова, — одна из самых распространенных причин затруднений в процессе коммуникации. Причины, побуждающие человека посылать противоречивые сигналы, могут быть и сознательными, и неосознанными. Почему же люди часто «не хотят» быть правильно понятыми?

Вот лишь несколько возможных причин:

1. страх обидеть собеседника, нежелание его расстраивать или противоречить ему, боязнь испортить с ним отношения;

2. неуверенность в своей правоте, отсутствие ясного представления о том, что на самом деле хочется сказать;

3. боязнь показаться навязчивым;

4. равнодушие к собеседнику, незаинтересованность в том, чтобы быть понятым.

Первые три причины можно в общем виде описать как страх быть отвергнутым. Иначе говоря, это потребность в принадлежности, которая побуждает людей выбирать одну из следующих моделей искаженного общения: заискивающая, обвиняющая, расчетливая или отстраненная.

«Миротворец» — человек, использующий заискивающую модель общения.

Вербальный уровень общения: выражение согласия, стремления угодить («Ты всегда прав», «Все, чего ты хочешь, — хорошо и правильно», «Я готов на все, лишь бы ты был счастлив» и т. п.).

Невербальный уровень общения: выражение покорности, жертвенности, беспомощности.

Внутреннее ощущение: собственной ничтожности («Сам по себе я не представляю никакой ценности. Без тебя я — ничто»).

«Прокурор» — человек, использующий обвиняющую модель общения.

Вербальный уровень общения: выражение несогласия, недовольства («Ну почему ты ничего не можешь сделать, как положено?»).

Невербальный уровень общения: выражение упрека, обвинения, доминирования.

Внутреннее ощущение: одиночества и глубокой неудовлетворенности жизнью («Никто меня не ценит и не понимает»).

«Человек-компьютер» — приверженец расчетливой модели общения.

Вербальный уровень общения: выражение крайней рациональности, отвлеченности от любых сиюминутных «страстишек», то есть живых человеческих чувств и эмоций («Разумеется, всем хорошо известен тот неоспоримый факт, что некоторые люди на всю жизнь сохраняют свойственный маленьким детям эгоцентрический стиль мышления» — в переводе на простой и понятный каждому язык это может означать всего-навсего: «Ну почему ты все время занимаешься только своими делами и совсем не обращаешь на меня внимания!»).

Невербальный уровень общения: выражение собранности, холодности (человек, «застегнутый па все пуговицы»).

Внутреннее ощущение: собственной уязвимости («Нужно как-то защитить себя, потому что меня слишком легко обидеть»).

«Безумец» — человек, использующий отстраненную модель общения.

Вербальный уровень общения: совершенно неадекватен; то, что говорит на этом уровне человек, не имеет никакого смысла вообще или, по крайней мере, не относится к теме разговора.

Невербальный уровень общения: выражение отстраненности («На самом деле, меня здесь нет, я не имею никакого отношения к происходящему»).

Внутреннее ощущение: «Я здесь лишний, обо мне никто не заботится, я никого здесь не интересую».

Возможно, вы сразу узнали себя в одном из описанных типов. Если нет — воспользуйтесь очень простым способом «самодиагностики». Представьте себе, что вы быстро шли по улице и нечаянно наступили другому прохожему на ногу. Если в такой ситуации вы:

— заливаетесь краской, опускаете глаза и голосом, дрожащим от отчаяния, говорите: «Ох, простите меня, ради Бога! Мне ужасно неловко! Все время я на всех натыкаюсь! Вам очень больно, да? Ну уж извините меня, косолапого!» — значит, вы принадлежите к типу «миротворцев»;

— немедленно раздражаетесь и гневно заявляете: «Вы что, слепой?! Не видите, куда идете?» — очевидно, что вы предпочитаете «прокурорский» стиль общения;

— глядя сквозь свою «жертву», произносите в пространство: «Мне следует извиниться. У меня не было намерения причинить вам неудобство. Если у вас есть претензии ко мне, вы можете связаться с моим адвокатом», — вы склонны пользоваться «расчетливой» моделью общения;

— слегка рассеянно усмехаетесь и восклицаете, обращаясь к окружающим: «Ничего себе! Может, некоторым лучше дома посидеть, чем по улицам бегать?» — вы используете «отстраненную» модель общения.

Уравновешенный стиль общения

К счастью, помимо этих четырех искаженных моделей общения, есть и еще одна — уравновешенная. Это именно тот стиль общения, который является эффективным и позволяет людям понимать друг друга и сохранять хорошие отношения. Уравновешенный стиль общения прямолинеен и гармоничен, произносимые слова отвечают выражению лица, позе и интонациям. Вы действительно говорите то, что хотите сказать.

И пусть у вас не возникает впечатления, что подобная манера поведения недосягаема и невозможна в реальной жизни. Избрать уравновешенную модель общения не значит превратиться в ангела. Используя эту модель, вы вполне можете и поучать, и упрекать, и заискивать, и «мудрствовать», и отстраняться от ситуации. Отличие же от предыдущих, искаженных, моделей состоит в том, что все это вы делаете осознанно, при необходимости, в качестве адекватной реакции на требования внешнего мира.

Ведь, согласитесь, в жизни бывают ситуации, когда нам действительно нужно указать другому на его ошибку, подчиниться другому человеку, призвать на помощь отвлеченные логические построения или просто уйти в сторону. Уравновешенный стиль общения подразумевает, что вы способны проделать все это таким образом, что у собеседника не возникнет сомнений и неясностей в том, что же именно вы имеете в виду.

Воспользуемся примером ситуации, когда один человек случайно наступает на ногу другому. Помимо описанных выше четырех способов поведения есть и пятый, вполне очевидный: прямо и открыто посмотреть на «жертву» своей неловкости и спокойно сказать: «Простите, я не нарочно. Вам не больно?». Вы просто извинились, и ваше поведение не вызывает ощущения неадекватности, несоответствия этой пустяковой, в общем-то, ситуации. Выгоды такого поведения очевидны: вы принесли свои извинения, инцидент тем самым исчерпан, и уже в следующую секунду вы забываете о нем. Ваша уравновешенная реакция наверняка позволит и «жертве» не принимать случившееся близко к сердцу.

Уравновешенная модель общения требует здоровой самооценки. Добавим еще несколько практических приемов, помогающих сохранить именно эту, наиболее эффективную модель общения.

На проверку часто оказывается, что наши страхи и опасения не так уж серьезны. Каждый раз, когда вы чувствуете себя в опасности («Я совершу какую-нибудь глупость», «Я не справлюсь с этой работой», «Он мне не поверит», «Она меня не простит» и т. д.), спросите себя: «Останусь ли я в живых после того, как это случится? Смогу ли я выжить?» Если вы можете ответить на этот вопрос утвердительно, значит, все в порядке, и можно не защищаться, а смело следовать по своему пути.

Барьеры в общении

Вот те факторы, которые затрудняют эффективное общение между людьми:

1. Попытка увести разговор от проблемы (любая попытка сменить тему, в том числе и шутки).

2. Выяснение и допрос («Кто это тебя надоумил?»).

4. Приказ, указание, команда («Говори медленнее!»).

5. Предупреждение, угроза, обещание («Если ты сделаешь это, то потом сильно пожалеешь!»).

6. Осуждение, критика, обвинение.

7. Брань, унижение.

8. Похвала (может рассматриваться как один из способов увести разговор в сторону).

9. Успокоение, сочувствие, поддержка (звучит парадоксально, но и эти, в целом вполне позитивные, проявления могут затруднять эффективное общение, когда вам нужно, несмотря ни на что, найти решение той или иной проблемы).

Как сделать разговор эффективным

Существуют определенные правила, помогающие построить беседу наилучшим образом — так, чтобы у участников оказалось как можно больше шансов услышать друг друга, правильно попять и адекватно отреагировать.

Правила эти таковы:

1. Избегать обсуждения проблемы в целом.

2. Избегать обсуждений, не приносящих конкретных результатов.

3. Разбивать проблему па составные части и решать их отдельно.

4. Следовать цепи обсуждения, оставаться в рамках предмета обсуждения; обсуждая одну проблему, не перескакивать на другую и не привлекать аргументов, которые не относятся к предмету обсуждения, но усиливают позицию участника разговора.

5. Двигаться от небольших, частных соглашений к более общим, резюмировать и подводить итоги сделанного:

а) договорившись по отдельным вопросам, необходимо на их основе найти обобщающие формулировки для крупных соглашений;

б) резюмирование и подведение итогов помогает участникам беседы уточнить правильность понимания полученных соглашений;

в) это делает разговор более динамичным, создает ощущение его движения.

6. Реагировать на все положительные шаги, действия, предложения. Любая инициатива, уступка — явление конструктивное, она приводит к уступкам другой стороны.

7. Обращать внимание (свое и собеседника) на моменты единства и согласия между вами.

8. Ссылаться на достигнутые договоренности.

9. Устанавливать соглашение об общих принципах взаимодействия.

10. В ситуации тупика отставить данный вопрос и перейти к следующему, позже можно будет вернуться к этому затруднительному моменту.

Вот и подошла к концу наша статья, надеемся вам она была интересна и полезна. Удачи вам в общении!



Отчетность