Мотивация изучения английского языка где его взять. Про мотивацию или как выучитиь английский. Куда же эта цель запропастилась

Мы неоднократно упоминали в своих статьях, что правильная мотивация - залог успеха. А какая мотивация является правильной? Где ее найти и как повысить? Сегодня мы постараемся дать вам ответы на эти вопросы.

If it’s important to you, you will find a way. If not, you’ll find an excuse. - Кто хочет чего-то достичь, ищет возможности. Кто не хочет, ищет оправдание. Для начала давайте определимся с терминами. Мотивация - это ваше желание что-либо делать, стремление к достижению цели.

Мотивацию часто путают с потребностями и целями. Потребность - необходимость устранить дискомфорт. Цель - конечный результат, который хотел бы получить конкретный человек. Простой пример: голод - это потребность (в пище), желание поесть - мотив, а конечная цель - это почувствовать себя сытым.

Теперь выберемся из дебрей психологии и войдем в дебри английского. У вас есть потребность - работать менеджером в крупной компании (или просто повысить уровень своего дохода). Исходя из потребности, ставим себе цель - учить , достигнуть уровня Intermediate и т. п. Мотивом при этом будет желание учить английский, стремление к повышению своего уровня знания языка. В своих следующих статьях мы подробно разберем, какие потребности движут нами при изучении английского и как правильно мотивировать себя в зависимости от конкретного вида потребности. И рекомендуем почитать статью « », из нее вы узнаете, на каком курсе английского лучше заниматься для достижения конкретных целей.

Чтобы понять, как работать с мотивами, давайте разберемся, какие бывают виды мотивации. После этого мы сможем разработать комплекс действий по ее повышению.

Виды мотивации

Мотивация может быть позитивной и негативной. Кроме того, существует понятие антимотивации. Остановимся подробно на каждом из пунктов.

Позитивная мотивация связана с тем, что вызывает у вас положительные эмоции. Например, вы захотели учить английский, когда представили, как успешно проводите деловые переговоры с иностранными партнерами и получаете повышение в должности. Такие мысли поднимают настроение и вызывают улыбку. Вы тут же беретесь за учебники, записываетесь на курсы или ищете хорошего персонального преподавателя английского. При этом чувствуете в себе энергию, понимаете, что сумеете одолеть любые сложности и добиться успеха.

Негативная мотивация - это желание изучать язык, вызванное такими мыслями: если буду плохо знать английский, могу опозориться на переговорах и не займу желанную должность, шеф будет мной недоволен. Такие размышления пугают, поэтому вы спешно ищете преподавателя, лучшие учебники и учите английский. В принципе, происходит то же самое, только вы отталкиваетесь от негатива, от своего страха неудачи. Это менее привлекательный вариант мотивации, советуем все-таки мыслить позитивно. Страх сковывает и ослепляет, мешает рассуждать логично.

Антимотивация - это мотивация в стиле «100 и 1 причина не учить английский», фактически это нежелание учить язык, даже если он вам нужен. В ее возникновении чаще всего виноваты окружающие, которые сформировали у вас негативное мнение об обучении английскому в целом и о собственных способностях в частности. Например, вы когда-то занимались с не очень хорошим репетитором, и теперь вам неинтересно учить язык, или кто-то посмеялся над вашим акцентом, и вы стали бояться говорить по-английски. Это тот вид мотивации, от зачатков которого нужно избавляться. Лучше поскорее забыть о негативном опыте. Меняйте антимотивацию на позитивную мотивацию, вам помогут в этом современные языковые курсы и школы английского, где трудятся преподаватели, способные привить вам любовь к языку и избавить от ненужных комплексов.

Как найти и повысить мотивацию

I think it all comes down to motivation. If you really want to do something, you will work hard for it.

Я считаю, все сводится к мотивации. Если ты действительно чего-то хочешь, то сделаешь все для достижения своей цели.

Многие задаются вопросом: «Как найти мотивацию для изучения английского?». Скажем сразу, если вы читаете эту статью, значит, вы уже мотивированы. А почему тогда возникают подобные вопросы? Потому что ваша мотивация пока что достаточно низкая, может быть, вы слегка сомневаетесь в собственных силах. Ничего страшного, будем над этим работать!

Перед тем как повышать мотивацию, необходимо определиться, с каким из трех видов мы будем работать. Антимотивацию сразу забываем, отбрасываем все страхи перед английским. Пусть ваши ошибки в прошлом не отражаются на будущем. Негативную мотивацию использовать тоже нежелательно. Практика запугивания себя не оправдывает, в конце концов ваш негатив может перевоплотиться в антимотивацию.

1. Выберите правильную цель изучения языка

Поговорим о целеполагании. Ваша цель должна быть конкретной, реальной и способствовать удовлетворению потребности. Например, достигнуть уровня через 7 месяцев при условии, что сейчас у вас уровень . Если вы , то ставить подобную цель нет смысла: она фактически нереальна (хотя бывают очень-очень редкие исключения из правил).

После того как вы выбрали глобальную цель, настоятельно советуем определиться с мелкими задачами, которые будут помогать вам в достижении этой цели. Например, задача на каждый день: учить 10 новых слов, смотреть один видеоролик, читать пять страниц книги на английском. Желательно подробно расписать свои задачи, то есть составить простой план обучения и неукоснительно следовать ему.

Не забывайте о сроках достижения цели. Если вы не определите, за какое время хотите достичь уровня Intermediate, то рискуете растянуть процесс изучения английского на долгие годы. Очень хорошо о важности определения сроков сказал Наполеон Хилл.

A goal is a dream with a deadline.

Цель - это мечта с конкретным сроком исполнения.

2. Свяжите обучение с положительными эмоциями

Итак, вы составили план. Надеемся, у вас не промелькнула мысль: «Как много всего нужно делать». Если такая мысль возникла у вас в голове, давайте корректировать план, ведь процесс обучения должен вызывать только положительные эмоции. Поэтому мы рекомендуем ответственно отнестись к выбору методов и способов изучения английского и использовать только те, которые вам действительно интересны и ассоциируются с позитивом.

Теперь выбираем подходящие методы обучения. Игроманам советуем учить новую лексику при помощи различных приложений и игр по изучению языка: там тоже начисляются баллы за верные ответы и можно повышать свой уровень.

Меломанам можно учить английский с помощью любимых хитов. Читайте текст песни, переводите его, изучайте новые слова. Они легко запоминаются после того, как вы несколько раз прослушаете любимый хит. А еще можно использовать простой и полезный метод изучения грамматики, предложенный в статье в нашем блоге .

Книголюбам понравится читать аутентичную литературу. Думаем, вы по достоинству оцените “Cat"s Cradle” Курта Воннегута или “Ten Little Niggers” Агаты Кристи в оригинале. Можно начать и с адаптированных текстов, они не менее интересны, а учить английский с любимой книгой вдвойне приятно!

3. Избавьтесь от негативных стереотипов, продумайте систему поддерживающих установок

Некоторые люди подвержены влиянию общественного мнения, а оно не всегда соответствует действительности. У нас в стране до сих пор живы мифы о том, что языки нужно учить в юном возрасте, что нужно иметь особенный склад ума, быть полиглотом, иметь много денег для поездок за границу. Советуем выписать все подобные установки-антимотивации, которые вы знаете. После этого поставьте на них жирный крест, эти мифы не имеют права на существование. Это все равно, что сказать: чтобы научиться готовить, нужно иметь особенное строение рук и немецкую посуду типа Zillinger. Да, не каждый из нас может сделать фрикасе из кролика или утку по-пекински. Зато каждый умеет готовить десяток-другой несложных блюд на бабушкиной чугунной сковородке! Не обязательно стремиться сразу стать виртуозом английского, начинайте с «простых блюд» и двигайтесь дальше, все получится. Не забывайте постоянно напоминать себе, что занимаетесь очень интересным и полезным делом, что вам это обязательно пригодится в жизни, что вы МОЖЕТЕ овладеть языком.

4. Порадуйтесь своим успехам

Не забывайте хвалить себя и отмечать свои успехи. У некоторых людей есть небольшая проблема, которая мешает успешному изучению языка: они зацикливаются на своих ошибках, и стремление учить английский постепенно угасает, а мотивация превращается в антимотивацию. Избавляйтесь от таких мыслей. Научитесь замечать свои успехи, свой прогресс. Пусть он будет медленным, это даже неплохо: то, что быстро приходит, быстро и уходит. Учите английский в удобном вам темпе.

Чтобы увидеть, насколько вы продвинулись вперед, используйте полученные знания на практике, это здорово повышает мотивацию. Как это сделать? Попробуйте прочитать книгу на английском: уверяем, как только вы ее одолеете, откроется «второе дыхание», и вы будете изучать язык с новыми силами. Можно пообщаться с иностранцами за границей или на сайтах типа http://www.interpals.net или http://www.busuu.com . Достижения убедят вас, что вы на правильном пути.

5. Представьте свое будущее

Этот интересный прием из психологии, подходит не только тем, кто учит английский. Представьте себя в будущем: вы владеете английским на уровне . Какие дороги перед вами открылись благодаря этому? Вам комфортно посещать англоязычные страны, вы получили желанную должность. Какие преграды исчезли? Вы не стесняетесь говорить с иностранцами, вы поверили в свои способности к обучению. Что нового появилось в вашей жизни? Новые друзья, изучающие английский вместе с вами, знакомые среди иностранцев, встречи любителей английского языка и т. п. Думаем, каждый может представить что-нибудь приятное лично для себя. Первый шаг в свое пока что придуманное будущее можно сделать уже сегодня - начните учить английский.

6. Научитесь получать удовольствие от обучения

All things grow with love. - Полюбите то, чем занимаетесь. Если вы будете использовать предыдущие советы на практике, то с этим пунктом проблем не возникнет. Как увлекательно смотреть фильм на языке оригинала! Как здорово вдруг осознать, что начинаешь наслаждаться иностранной речью. А как замечательно себя чувствуешь за границей, когда местные жители тебя понимают, и не возникает необходимости активно жестикулировать! И все это - ваша заслуга! Научитесь наслаждаться изучением английского, тогда перед вами никогда не возникнет вопрос «Как себя мотивировать». Ваша любознательность и хорошее отношение к языку станут мощными мотиваторами.

Как видите, правильная мотивация не только залог успеха, но и очень приятная штука. Если вы будете придерживаться позитивного взгляда на вещи и повышать свою мотивацию, путь изучения английского станет гораздо более приятным. Желаем только положительных эмоций во время обучения!

Точно так же, как спорт влияет на физическое совершенствование человека, так и введение билингвизма воздействует на нашу мозговую деятельность, изменяя даже анатомические данные. Этот факт много раз подкреплялся различными психологическими и физиологическими экспериментами , ознакомившись с которыми вы сможете стать более мотивированным в аспекте изучения иностранных языков и окончательно осознать, что развивать свои лингвистические способности необходимо каждому человеку.

  • Билингвизм положительно влияет на структуру мозга, укрепляя нейронные связи. Таким образом, постоянно занимаясь изучением иностранного языка, вы сможете создать новую анатомическую модель головного мозга , характеризующуюся более совершенным строением. Все это полезно тем, что каждый новый язык вам будет даваться гораздо проще , нежели предыдущий. Кроме того, развитие системы нейронных связей позволит вам запоминать и хранить в своей голове больше информации, причем не только из лингвистической сферы.
  • Изучая иностранные языки, вы получаете огромное когнитивное преимущество перед своими сверстниками и коллегами. Исследования доказывают, что люди, владеющие несколькими языками, могут более эффективно анализировать, решать проблемы и задачи, с легкостью выходить из сложных ситуаций.
  • Совершенствование лингвистических навыков развивает в человеке способность концентрироваться и быть осознанным. Ведь для того, чтобы говорить на ином языке, нужно четко осознавать, какиемеханизмы речи для этого следует использовать . Итак, разумно работая с языковыми навыками, человек в принципе совершенствует свой навык фокусироваться на определенной задаче или ситуации.
  • Если вам недостаточно вышеперечисленных причин для того, чтобы мотивировать себя на изучение языка, обратитесь к более житейской сфере. Представьте себе, каково путешествовать по миру, зная язык той страны, куда вы приехали, свободно общаяясь с ее жителями. Это позволит вам по-настоящему вдохнуть новую культуру и, возможно, изменить что-то в себе, своем миропонимании. Осознайте, что изучать языки - это значит двигаться вперед, объединяясь с огромным миром и его представителями.

Совет 2: Как заинтересовать ребенка изучением английского

Многие родители хотят, чтобы их дети владели английским языком в совершенстве. Для этого требуется сначала найти способы, как мотивировать ребенка к обучению и сделать этот процесс увлекательным.

Вызвать интерес

Обратите внимание ребенка, что многие герои его любимых мультфильмов говорят на английском языке. Ребенок смотрит уже переведенные мультфильмы, но есть и новые серии, которые еще не успели озвучить на русский язык. Владея английским языком, можно смотреть мультфильмы в оригинале и хорошо понимать их содержание.

Также объясните, что во всем мире люди говорят на разных языках, но могут общаться между собой на английском, потому что он негласно считается международным языком. Знание английского языка пригодится в путешествиях по разным странам и поможет завести много новых друзей.

Подберите свою систему мотиваций для обучения. Простого объяснения, что английский язык пригодится в будущем для ребенка будет явно недостаточным. Начните вместе играть с ребенком в его любимые игры, частично используя английскую лексику. Пообещайте ребенку дарить подарок или вручать приз на определенном этапе обучения.

Регулярность и личный пример

Несмотря на то, что ребенок может и проявлять временами интерес к английскому языку, тем не менее, он не будет сам изъявлять желание и настаивать на учебе. Нужно прививать любовь к изучению языка, сделав процесс обучения постоянным. При этом не стоит давить на ребенка и перегружать его большими объемами информации. Лучше ежедневно заниматься понемногу и делать это на позитиве, когда ребенок в хорошем настроении.

Начните изучать английский язык вместе с ребенком. Смотрите мультфильмы и употребляйте в повседневной жизни все знакомые слова. Вы можете за ужином просить передать хлеб или столовый прибор на английском языке. Рассказывая, что приготовлено на обед, также используйте знакомую лексику.

Сделайте постепенно английский язык частью вашего ежедневного общения. Можно здороваться, желать приятного сна на английском, а также просить принести воды, выбросить мусор или прибрать игрушки. То, что в семье повторяется чаще всего, нужно активно использовать для обучения.

Разные подходы и игровой процесс

Необходимо предоставить ребенку разнообразие способов обучения и чередовать просмотры мультфильмов с обучающими компьютерными играми, чтением английских книг. Иногда можно фонового включать английские детские песни и напевать их во время прогулки или приготовлении ужина.

Обязательно нужно ввести игровой момент в процесс обучения. Ребенок лучше всего познает окружающий мир во время игры. Можно вместе с ребенком нарисовать карточки с изученными словами и тренировать память. Повторите выученные слова и выражения, а потом спрячьте одну или две карточки и предложите ребенку вспомнить каких рисунков не хватает. Назовите его спецагентом, от сообразительности которого зависит судьба государства. Не забывайте его хвалить и подбадривать даже за незначительные успехи в обучении.

При этом не раздражайтесь и не обращайте внимания, когда что-нибудь не получается. Если на начальном этапе ребенок проявляет интерес только к просмотру английских мультфильмов, а чтение сказок и учебники вызывают протест, не спешите его перегружать и настаивать на всем сразу. Ищите свой индивидуальный подход к ребенку, и занимайтесь больше тем, что ему нравится.

Если реклама - двигатель торговли, то мотивация - двигатель прогресса в английском. Именно мотивация не позволяет вам опускать руки перед трудностями в учебе и дает силы для движения к следующему уровню знаний, даже если порой хочется забросить английский. Единственная проблема с мотивацией состоит в том, что не все люди могут легко найти ее. Поэтому сегодня мы займемся решением этого вопроса и узнаем у наших преподавателей, как же отыскать мотивацию для изучения английского языка.

Мы попросили наших преподавателей рассказать, как они находили мотивацию, когда только начинали учить английский язык, и как сейчас находят мотивацию для дальнейшего улучшения знаний. Может быть, среди их советов вы найдете «свой» способ самомотивации.

Опыт работы преподавателем : 5 лет

Опыт работы в Englex : 3 месяца

В школьные годы мотивацией к изучению было то, что училась я в гимназии для одаренных детей, да еще и в классе с несколькими иностранными языками сразу. Учиться плохо было стыдно. И выработалось некое понятие «надо - значит, надо» .

Сейчас же лично для меня вопрос мотивации себя имеет всегда один ответ: чем больше знаю я, тем больше я смогу передать студентам. Исходя из этого, так сказать, девиза, я стараюсь совершенствовать свои знания не только в плане расширения словарного запаса, идиом и прочего, однако еще и в плане каких-либо интересных статей, которые касаются истории языка, методик обучения, техник, которыми можно поддерживать и подогревать интерес студента. По своему опыту скажу, что вне зависимости от возраста студентов, будь то подростки или взрослые, им очень нравится, когда преподаватель понимает саму суть языка и обучения этому языку.

Я хочу сказать, что поиск мотивации - дело простое. Нужно лишь понять, зачем вам это . Конечно, можно ждать, пока кто-то подойдет и вложит в вас эту мысль, «заразит» вас своим интересом. Однако, на мой взгляд, нет ничего лучше, когда ты сам изначально знаешь, что хочешь чего-то и готов идти по намеченному пути.

Опыт работы преподавателем : 7 лет

Опыт работы в Englex : 3 месяца

В школе никакой мотивации не было, даже плохие оценки не пугали:-) Но был интерес понимать англоязычных актеров, певцов, а также песни и интервью. Я попросилась ходить к репетитору, и в 8 классе оказалось, что совсем ничего я не знаю кроме набора слов (и то небогатого такого наборчика:-)). Очень вдохновляла и мотивировала репетитор своим примером: она работала переводчиком и на время декрета набрала учеников. Была очень требовательная, строгая, но справедливая. Уроки проходили как интенсивные тренировки в спортзале «до седьмого пота», а подготовка дома к урокам занимала у меня много времени, хотелось не разочаровать репетитора и хорошо подготовиться, чтобы не краснеть на моменте проверки домашнего задания. Так что я считаю, что моей первой мотивацией стал преподаватель и его отменное знание языка - захотелось так же красиво говорить, правильно строить предложения и обладать богатым словарным запасом.

Еще удовольствие приносило чтение адаптированных книг на английском языке: пусть не в оригинале, но читаю же на английском языке, понимаю смысл и чувствую, что не зря «пыхтела» с репетитором. Бывало, что интерес угасал и заниматься или не хотелось вообще, или приходилось заставлять себя через силу, как в спортзал опять же. Тогда новое рвение появилось после первого в жизни общения с носителем и неудержимой радости оттого, что меня даже понимают и диалог «клеится» : могу и вопрос задать, и узнать что-то новое. Оказалось, что все эти формулы, времена и правила таки работают и помогают в общении!

Ну а в процессе учебы в вузе уже выработалась привычка учиться и осознание того, что нет такого момента, когда ВСЁ выучила и владеешь английским языком в совершенстве. Совершенству, как многие согласятся, нет предела.

Когда учишь не на автомате, а с эмоцией, выбираешь то, что тебе интересно, то и процесс идет веселее, и заставлять себя уже не нужно . Как просмотр любимого сериала - серия за серией.

Своих студентов я всегда стараюсь хвалить, поощрять, подбадривать и вместе с ними находить что-то, что будет интересно лично им, «подсадить» на английский, такой себе языковой дилер:-)

Опыт работы преподавателем : 10 лет

Опыт работы в Englex : 2 года

Здравствуйте! Меня всегда мотивировали оценки. Я была отличницей в школе и институте. Для меня было важно получить высший балл, поэтому я старалась. Сейчас для мотивации ставлю себе конкретные цели : сдать экзамен и получить очередной сертификат. Если я стою на месте какое-то время, я чувствую себя неловко, даже может начаться депрессия на этой почве. Я привыкла к тому, что постоянно нужно покорять какие-то вершины. Это держит меня в тонусе. Это мой образ жизни!

Опыт работы преподавателем : 12 лет

Опыт работы в Englex : 1 год 9 месяцев

В школе мотивации особой не было, скорее самолюбие заставляло разбираться и заучивать слова. Позже в университете срабатывал тот же принцип. Какой-то прорыв произошел, когда начали читать лекции исключительно на английском и их нужно было еще и записывать, и желательно понимать. Случайно рассказав кому-то из неанглоязычных знакомых об этом, увидела глаза, полные ужаса и восхищения. Это мотивировало продолжать учиться и быть одной из лучших. Себя нужно хвалить и пиарить, сам же от этого испытываешь удовольствие и вдохновляешься на подвиги:-)

После учебы настоящей мотивацией стали контакты с «живыми» иностранцами. Когда тебя понимают и ты общаешься, это вдохновляет на продолжение изучения языка .

Готовиться к международному экзамену заставили обстоятельства. Начала искать работу в области образования после работы переводчиком, менеджером и декрета, и оказалось, что без «какого-то» сертификата не особо хотят брать. Задело. Как это? Надо разобраться, выучить, сдать. Когда опускались руки, очень помогла, как ни странно, непростая ситуация в личной жизни на тот момент. Хотелось доказать, что I will survive.

В ежедневной рутине, чтобы хотелось и моглось, помогает что-то вроде онлайн-курсов, вебинаров, особенно с дипломами и сертификатами, сделал - получил свою «конфетку», можно даже повесить на стену. Пока скромничаю, стена свободна:-) Даже красивая новая тетрадь-блокнот для работы может стать мотивацией , упорядочить и украсить любой рабочий процесс. Думаю, фанаты канцелярии меня поймут. Раз в пару недель смотрю фильм на английском. Приятно все-таки слышать актеров в оригинальном исполнении и осознавать, что бо́льшую часть фильма ты понимаешь, а с середины забываешь, что смотришь на английском языке.

Опыт работы преподавателем : 7 лет

Опыт работы в Englex : 3 года 6 месяцев

Когда я училась в школе, то не помню, чтобы у меня была какая-то особая мотивация для изучения английского. Это был предмет школьной программы, на котором мы что-то делали. Мне нравилась школьная учительница, которая была очень доброй и милой в общении. И тогда казалось, что у меня неплохо получается изучать английский. Многие одноклассники даже списывали у меня, что было предметом особой гордости! :-)

В университете на первом курсе была одна мотивация - «КОП». Эти три буквы легко расшифровываются - Королёва Ольга Петровна. Лучший преподаватель грамматики, фонетики, устной речи, которого мне посчастливилось встретить в университете. Тогда мы больше всего боялись прийти на пару к Ольге Петровне без выполненного домашнего задания. Лучше вообще не прийти, пропасть, убежать, чем не сделать то, что она сказала выполнить на следующий раз. И в этом есть доля мотивации - благодаря таким преподавателям волей-неволей ты выучишь то, что нужно. Я безумно благодарна ей за все, чему она нас научила, ведь она хотела видеть успех и результат у нас, она этого добивалась, потому что ей было не все равно.

Далее я пошла на дополнительные курсы английского в моем городе. Там я встретила еще одного «своего» учителя, который стал моей мотивацией на несколько лет вперед. Меня покорило то, как свободно он говорил, какие красивые выражения он легко, даже играючи, извлекал из чертогов своей памяти, его произношение. Мне захотелось знать английский на таком же уровне. Я с радостью ходила на занятия в эту группу и с каждым новым уроком чувствовала, сколько всего я узнаю и умею.

Сейчас, проанализировав эти три самые значимые вехи в моем изучении английского, я думаю, что личность преподавателя всегда играла ключевую роль для меня в качестве мотивации. Когда у тебя есть пример для подражания, когда ты знаешь, к чему ты стремишься, то тебе хочется добиваться этого. Я до сих пор считаю, что всем нам нужно найти «своего» учителя, тогда вопрос мотивации будет решен раз и навсегда !

Опыт работы преподавателем : 4 года

Опыт работы в Englex : 3 месяца

Мотивация в нашем ремесле сравнима с музой. То ее много, так что не хватает часов в сутках, то она покидает нас, и день превращается в рутину. Будучи учителем английского, я продолжаю его учить, ведь язык - это как спорт: как только ты перестаешь им заниматься, все начинает забываться.

Недавно поняла, что мотивацию легко найти в том, что нам нравится, что вызывает у нас позитивные эмоции . Я, например, в поисках своей мотивации обращаюсь к фильмам, особенно к серии фильмов о Гарри Поттере, сериалу про Шерлока Холмса и еще множеству других любимых кинолент. Как же это здорово - посмотреть любимый фильм на английском! А если еще и новые слова встречаются, то как же их не записать? Вот так-то я себя и «обманываю», отдыхая и при этом изучая язык.

Еще один проверенный мною способ - поставить себе четкую, реальную цель и сроки . Например: освоить лексику по теме «Спорт» за три дня. Главное - четко обозначить рамки, так как цель выучить язык (что до конца сделать невозможно) не особо даст понять, что же делать на самом деле. Как результат, мы будем долго лежать на диване и думать, как же выучить английский.

Ну и последний мой, наверное, любимый способ. Установить себе вознаграждение за выполненную в сроки задачу . Это может быть все что угодно: от покупки какой-либо вещицы до похода куда-либо. Моей последней выполненной задачей было пройти учебник Destination от корки до корки, и в качестве вознаграждения я сходила на массаж! Ох, как же это классно, когда вознаграждения заслуженные:-)

Были, конечно, дни, когда ни один из вышеперечисленных способов не действовал. В таких случаях, с моей точки зрения, нужно просто дать себе немного отдохнуть, а лучше на время сменить деятельность. Например, сделать уборку в квартире, погулять по городу, встретиться с друзьями - кому что по душе. Главное, чтобы этот отдых не затянулся на месяцы:-)

Опыт работы преподавателем : 11 лет

Опыт работы в Englex : 3 месяца

Routine... Это прекрасное слово превосходно характеризует самое страшное, что может случиться со мной в изучении любого языка... Я очень и очень завишу от своего настроения и настроя, и для меня вопрос мотивации зачастую стоял довольно остро.

Когда я была студенткой, английский язык был предметом, который мне давался легко и практически без усилий, я была одной из лучших. Проблемы с мотивацией начались после Work and Travel USA, когда, вернувшись после полугодового пребывания в англоязычной среде, я осознала, что в России без постоянной ежедневной практики знания и навыки коммуникации молниеносно теряются. В то же время просто читать книги и выполнять упражнения было неинтересно.

Решение пришло легко: я ежедневно примерно по 30-40 минут разговаривала по Скайпу со своими друзьями из США, смотрела фильмы и передачи на английском, слушала радио. В общем, обучение стало для меня вновь большим удовольствием, а не необходимостью. Дальше - больше: появились замечательные приложения и видеоуроки с носителями языка для различных уровней, я полюбила engVid, Lingualeo, EnglishClub, British Council. Французский и испанский я начинала учить с Duolingo, French by French. И да, все другие языки я учу только на английском, что также заставляет мой мозг работать на несколько процентов активнее (ну, я надеюсь:-)).

Осознание того, что для меня скука в изучении языка смертельна, дает мне возможность понимать многих моих студентов: даже при изначальной высокой мотивации интерес снижается через 3-4 месяца, и это нормально. Самый быстрый прогресс, когда студент непосредственно ощущает, что с каждым уроком он вспоминает все, что учил в школе, и быстро продвигается вперед, происходит в первые месяцы. Далее приходит мое время как учителя сменить формат занятий, подключить дополнительные ресурсы, правильно выбрать то, что будет интересно студенту.

Я думаю, что вполне реально поддерживать собственную мотивацию, правильно выбирая способ обучения, в разные периоды делать больше упора на разные виды деятельности, при этом правильно выбирая материал в соответствии со своими интересами . Например, когда я была в декрете, безумно любила англоязычные сайты и видео про развитие малышей (думаю, любая молодая мама меня поймет:-)). Сейчас этот период прошел, но большое количество медицинских терминов я почерпнула во время этого чудесного периода жизни.

Жизнь меняется, мы не стоим на месте, вместе с этим меняются и наши интересы, и желания. Английский язык - это моя профессия, он каждый день со мной, но каждый раз в новом виде - в этом мой ключ к поддержанию мотивации каждый день.

Опыт работы преподавателем : 11 лет

Опыт работы в Englex : 4 года 5 месяцев

Из своей практики изучения языков могу сделать два основных вывода: мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация, то есть то, чего именно хотите вы сами, есть только у взрослых, а вот для деток, начинающих учить язык с раннего возраста, важна внешняя мотивация, то есть советы, рекомендации и авторитет другого человека . Когда я начала изучать язык в школе, у меня не все хорошо получалось, просто потому что мне было неинтересно, то есть не было никакой внутренней мотивации. Но все изменилось с приходом нового преподавателя английского языка, который буквально открыл для меня новый мир, увлекательный и нескучный. Вследствие чего, скорее всего, и родилась моя любовь к изучению языков.

Поступая в университет на факультет иностранных языков, я была уверена, что у меня хороший уровень языка. Но уже на первом курсе в моей группе оказались ребята, которые были сильнее меня. Так у меня появилась внешняя мотивация совершенствовать свои знания: это был своего рода дух соперничества и желание быть на равных, а может, и лучше других .

Опыт работы преподавателем : 11 лет

Опыт работы в Englex : 9 месяцев

Я думаю, что мотивация не может быть всегда высокой, в разные жизненные периоды она разная. Важно, чтобы необходимость изучения была обоснованной и конкретной: должно быть понимание, где вы этот язык будете использовать в своей жизни . К примеру, если вы влюблены и объект вашей любви - носитель английского языка, то вопрос о том, как найти мотивацию, у вас не возникнет. И наоборот, если вы не можете ответить себе на вопрос зачем учить, то, скорее всего, процесс изучения будет кратковременный и не принесет желаемого результата. В такой ситуации заинтересованность очень быстро снижается. Человек может начать менять преподавателей, методики, школы и ожидать, что мотивация придет извне.

Тем не менее простого желания выучить язык «для себя» иногда бывает достаточно. Что бы я посоветовала: во-первых, принять тот факт, что стабильно высокой мотивации всегда не будет и это нормально . Второе: изучая язык, отталкиваться от своих интересов в жизни. Это то, что поможет сделать процесс изучения посильным. Третье: постараться воссоздать среду, где на этом языке говорят, то есть смотреть, слушать, читать и писать на английском языке, как это делают носители . Например, если вы ведете дневник, начните это делать на английском, можно записывать рецепты, вести списки дел, слушать лекции на интересующие темы, смотреть фильмы на английском. Здесь подойдет все, что вы делаете регулярно.

А теперь давайте подведем итоги и выделим для себя 7 способов самомотивации:

  1. Поставить четкую цель изучения языка и установить конкретный срок ее достижения.
  2. Правильно выбрать подходящий именно вам способ изучения английского.
  3. Найти «своего» преподавателя, с которым будет интересно заниматься и который будет вдохновлять на совершенствование знаний.
  4. Искать увлекательные для себя материалы по изучению английского.
  5. Равняться на людей с высоким уровнем английского, пробуждать в себе дух соперничества.
  6. Установить себе вознаграждение, за каждую выполненную задачу в изучении языка.
  7. Связывать учебу с положительными эмоциями.

Мы надеемся, нашим преподавателям удалось вдохновить вас на поиск собственной мотивации и вы последуете их советам. Ищите в себе мотивацию для изучения английского, и тогда вам точно никогда не будет скучно учить его. А если вы хотите, чтобы кто-то постоянно мотивировал вас, приглашаем записаться на в нашу школу, и, возможно, среди наших преподавателей найдется именно ваш «мотиватор».

Если вы начали читать эти строки, не являясь преподавателем, то, скорее всего, у вас уже есть мотивация к обучению! Иначе вас бы не заинтересовало такое название статьи! И это является хорошей новостью для будущих результатов обучения. Плохая новость заключается в том, что большая часть людей, которая до сих пор не знает ни одного иностранного языка, желала бы знать, например, английский язык. Но когда дело доходит до действий, то на этом все и останавливается. Люди склонны откладывать что-либо с настоящего момента до очередного "нового понедельника". Почему так происходит? Я люблю говорить, что желательная цель не равна желаемой! В чем разница? Обычно желательная цель связана с общими нормами, которые приняты в семье, профессиональной группе, обществе в целом. Все знают, что знать английский язык - это хорошо, но многие мало что делают для обучения и уж тем более для самообучения. А желаемая цель - это такая цель, с которой создана личностная сопричастность и не реализовать которую вы не можете. Определения, приведенные здесь, конечно же, не являются строго научными, а служат лишь общим направлением мышления.

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает.

Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты становились своего рода "гирьками" на весах "мотивация-антимотивация", которые переполняли чашу и побуждали активность.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность? После рассмотрения некоторых общих вопросов, связанных со структурой мотивации, мы перейдем к конкретному рассмотрению психотехнологий, помогающих усилить "внутреннюю энергию" своей деятельности!

Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, включают активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они являются спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную (не стоит путать с антимотивацией). Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и, когда их интенсивность становится большой (индивидуальный порог для каждого человека), люди переходят к действиям. Например, внутренний механизм микростратегии следующий: Вiк1 ….К"+" …Аiд… Вiк2…Кe. (вижу себя на международной конференции, говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что Это здорово и пора начать обучение, представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу).

Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: Вiк1 ….К"-" …Аiд… К"-"! …Кe (вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно, чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой). Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет "английский язык". Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения и т.п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению!

Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной связи по ходу обучения.Неясность в представлениях "о маршруте движения" порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот, четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими успехами усиливает состояние успеха и активность.

Мотивация связана с целями людей. Человек - существо рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней экономии психических сил, временных и энергозатрат люди лучше мотивируют себя значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется время? И вы быстро заметите, что в этот список попадут либо ваши удовольствия (в которых вы имеете автоматическую мотивацию и для их реализации почти ничего не надо делать особенного), или цели, которые суперценны для вас!

Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего рода воротами, или шлагбаумом, через который не проникает то, что расходится с их логикой и правилами. Именно поэтому мы посвятили целый раздел нашей книги тому, как разрушить самые сильные внутренние препятствия к обучению и помочь создать веру в себя и собственные возможности. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей человека, создавая систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно ценности наивысшим образом отличают нас от других людей. Благодаря им, мы получаем ту или иную самореализацию. Задумайтесь, зачем вы хотите освоить английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за целью обучения? Это развитие, деньги, творчество, общение, успех, уважение, профессионализм или что-то еще?

Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. В этом заключается даже не самая главная часть правды. Наше общение с некоторыми из них отчетливо показывает, что освоение нового языка для полиглота - это самое лучшее проявление их уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл длительного периода их жизни. Многие из этих людей сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем, без чего их как индивидуальностей не существует. Многие из полиглотов согласны изучать языки и вкладывать в это свое время, даже если у них не будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и профессионального времени - это увлекательное путешествие в мир собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков - это их способ самореализации и жизни. Часто национальная самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В некоторых билингвальных семьях, где, например, отец - русский, а мать - татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта) считаются им родными и равнозначными, становясь частью личной самоидентификации.

Стратегия усиления мотивации.

Итак, давайте подытожим все вышесказанное и остановимся на способах создания и усиления мотивации (самомотивации).

Мотивация усилится, если вы осуществите следующее:

Осознаете свой тип мотивации (негативный/позитивный) и сможете его учесть в своей деятельности.

Создадите систему позитивной обратной связи и определите этапы обучения (см. метастратегию).

Поставите четкие цели в обучении и языковую компетентность с другими сверхзначимыми целями.

Осознаете, с какими ценностями связано обучение и усилите его значимость.

Преодолеете ограничивающие вас убеждения и создадите систему поддерживающих.

Определите, как конкретно знание английского языка влияет на ваше личностное своеобразие.

Превратите мотивацию в систему (найдете "богатый контекст").

Многие из перечисленных здесь аспектов оптимизации обучения являются комплексными и связаны не только с мотивацией, но и важны как часть обширной программы действий.

Остановимся на том, что имеет непосредственное отношение к развитию мотивации.

Осознайте свой тип мотивации.

Вспомните, как именно вы мотивируете себя делать что-либо в обучении.

Вы медлите? Долго входите в нужное состояние? Что вы видите, слышите и чувствуете по поводу предстоящих действий? У вас возникают вначале позитивные эмоции или негативные? Обратите внимание, как, в какой момент, после чего появились позитивные или негативные эмоции. Что конкретно их запускает?

Определите наиболее сильную мотивацию, изучив то, с каким из видов деятельности связана наибольшая ваша активность в обучении.

Исследуйте влияние на вас противоположного типа мотивации. Для этого "выверните свою стратегию наизнанку". Например, если вы видели картинки и образы достижения, то представьте негативные последствия, создав собственный "ужастик" во "внутреннем кино". Заметьте разницу.

Решите, как и когда стоит использовать каждый из указанных выше типов мотивации.

Сознательно используйте свою эффективную стратегию для управления состоянием. Для этого во внутреннем плане действий реализуйте сходную стратегию с той, которая наиболее эффективна к той деятельности, где мотивации недостаточно.

Соедините обучение с позитивными эмоциями.

Создайте список 10 удовольствий (процессов, увлечений, дел), которые вам доставляют наслаждение (любимая музыка, танцы, массаж, различные виды лакомства, ароматы, волнующие воспоминания и т.п.).

Определите конкретную деятельность, нуждающуюся больше всего в усилении мотивации. Например, чтение статьи на английском языке или запоминание "неправильных глаголов".

Подумайте, как можно перенести эмоции от ваших удовольствий к чтению статьи.

Реализуйте подобную взаимосвязь несколькими практическими способами. Например, слушайте самую любимую музыку и читайте статью одновременно.

Выясните, какие из способов наиболее оптимальны (приносят наибольшее удовольствие, легкие в исполнении и экологичные). Будьте умеренны и осторожны с едой и напитками, чтобы не создать ненужную зависимость. Не используйте в качестве удовольствий такие уже имеющиеся зависимости (вредные привычки), как курение или, еще хуже, алкоголь.

Используйте эти способы по отдельности и в различных сочетаниях.

Примените эти способы для других видов деятельности в обучении английскому языку, нуждающихся в дополнительной мотивации.

Преодолейте ключевое убеждение, связанное с недостатком мотивации, и усильте ценность обучения.

Выделите одно из подобных ключевых убеждений, препятствующих обучению. Например: "Я хочу, но не могу выучить английский язык, потому что у меня нет на это времени"; "Хочу, но мне лень что-то делать"; "Хотел бы выучить английский язык, но дорого платить за репетитора" и т.д.

Определите ключевой критерий, препятствующий активности. В наших примерах это время, усилия, деньги.

Найдите такое дело, в котором этот критерий преодолен. Ответьте, например, на вопросы: "На что у меня всегда находится время? Куда я всегда готов вложить свои усилия? Куда я готов вложить много денег?"

Ваш ответ может быть следующим: "У меня всегда находится время на интересный фильм".

Проанализируйте, какие ценности включены в этот процесс, делая его автоматически мотивированным.

Ваш ответ может быть таким: "Отдых, совместный досуг с любимым человеком".

Свяжите эти ценности с обучением. Например, в случае работы с первым убеждением спросите себя, как конкретно изучение английского языка может стать отдыхом? Как изучение английского языка может способствовать общению с любимым человеком и совместному досугу? Составьте список возможных ответов из позиций "мечтателя" и "реалиста" (не "критика").

Критически проанализируйте список и определите наиболее эффективные способы для реализации их в последующем. Теперь обучение связано у вас с большими ценностями, вами создана "добавленная стоимость".

Повысьте свою поведенческую гибкость. Пофантазируйте, в каком случае препятствующий активности критерий не задействуется вообще. Например, ответьте на вопрос, как именно можно изучать английский язык, не расходуя дополнительного времени? Возможные ответы: включить его в другие виды деятельности "фоном", слушать курс английского языка во время езды на автомобиле, включать английские субтитры во время просмотра видеофильмов, делать утреннюю гимнастику под простые английские песенки, напевая при этом и т.д. Продолжайте мечтать, пока не найдете 10 вариантов. Наиболее простые и интересные используйте в практике.

И, наконец, уточните препятствующий критерий. Ответьте на вопрос, сколько времени вы готовы вложить в обучение без ущерба для других целей? Как возможно высвободить время и за счет чего? Как часто заниматься?

Можно проделать подобную процедуру с несколькими убеждениями. Создайте по итогам этой стратегии список рекомендаций самому себе.

Осознайте, с какими ценностями связано обучение, и усильте его значимость.

Проанализируйте свою традиционную неделю, исключая время сна.

Определите, на какие виды деятельности вы больше всего тратите время. На какие конкретно дела по работе? Общение? Отдых?

Проанализируйте, с чем связан выбор вашей профессии, друзей, места жительства. Подумайте о других предпочтениях.

По результатам анализа на листе бумаги напишите иерархию своих ценностей (не менее семи, в порядке значимости от 1 до 7).

Какие ценности удовлетворяет обучение английскому языку?

Поразмышляйте, реализации каких еще ценностей могут способствовать компетентности в английском языке? Как конкретно?

Поиск "богатого контекста".

Напишите на листе бумаги 10 своих самых важных целей (желательно автономных друг от друга) из различных сфер деятельности.

Например:

написать и защитить диссертацию;
построить дачу;
прочитать книги по искусству публичных выступлений;
путешествовать, съездить в Голливуд;
создать собственную фирму;
написать книгу;
пройти МВА;
освоить английский язык на уровне свободного общения;
и т.д.

Убедитесь, что все цели важны, позитивны, конкретны, уместны, экологичны и их реализация зависит от вас.

Расставьте их в порядке важности.

Подумайте, каким целям способствует ваше продвижение в английском языке?

Там, где вы не находите связей, проанализируйте, почему так происходит. Знайте: здесь могут быть сокрыты особые ресурсы. Включите свою фантазию и исходите из идеи, "как если бы" они точно существуют. Найдите возможные варианты.

Сгруппируйте несколько наиболее значимых целей. Существует ли контекст, где они реализуются все вместе? Рассмотрите 4 - 5 вариантов. Помните, что на стадии мечтания полезно отложить критику. Иначе "критик" убьет ценные идеи. Его лучше включать на последующих этапах, непосредственно перед практической реализацией. Например, в случае этого списка целей, возможно открыть фирму по обучению английского языка с привлечением носителей из США. Тогда легко пойти на собственные курсы английского языка, общаться с его носителями, поехать в Голливуд, возить группы VIP в англоговорящие страны, в США поработать в библиотеке Вашингтона над диссертацией, написать об этом серию статей, затем книгу и т.д. Помните, что все стоящие проекты были когда-то чьими-то мечтами! Может быть, они будут и вашими тоже относительно английского языка?

Подключите "реалиста" и "критика" для создания эффективного плана действий. Нарисуйте мыслительную карту.

Заметьте, что произошло с вашей мотивацией относительно освоения английского языка.

Примечание.

Приведенные здесь стратегии можно выполнять самостоятельно, но эффективнее реализовывать в парах, тройках, командах под руководством преподавателя, владеющего нашей технологией обучения. Также результативен коучинг со специалистом.

Лучше использовать все эти методы в системе.

Помните: мотивация внутри вас!!!

А. А. Плигин

Конечно главная мотивация в изучении английского языка это наслаждение от свободного общения, во время путешествий за границу. Ведь согласитесь, на много интересней посещать различные англоязычные страны и уметь свободно разговаривать на английском языке, заводить новые знакомства, ходить за покупкам и другое. Чем не зная языка, следовать всюду за гидом и чувствовать себя скованно при общении с другими туристами.

Изучая английский в школе и институте, мы не придаем ему особо большого значения, так как ещё не совсем понимаем для чего он нужен и понадобится ли вообще. Но взрослея все больше подходим к тому, что знание английского языка необходимо при поездках за границу. Из чего можно сделать вывод: пока у человека не появится конкретная цель для изучения языка, он не будет углубленно его изучать.
Мотивацию к английскому языку можно пробудить в себе с помощью простых вещей. Нужно подумать для чего он вам нужен и расписать это в блокноте, по следующим пунктам:

- ЗАЧЕМ его знать?

В этом пункте можно написать какую цель вы ставите перед собой для изучения? Какую пользу вы получите зная язык? и многое другое.
Например: Английский мне понадобится в следующем путешествии для свободного общения с людьми. Для комфортного размещения в отеле, так как я смогу объяснить при заселении какой мне нужен номер. Для экономии времени в решении различных ситуаций

- Если не знать языка, что будет?

Опишите то, что вы потеряете если не будете знать английского. Что вы будите чувствовать из-за этого.
Например: Да, конечно можно путешествовать без знания английского, но тогда я буду чувствовать себя скованно.

- Опишите несколько ситуаций и почувствуйте их.

Создайте три разные ситуации с применением английского языка, отработайте детали. Почувствуйте те эмоции которые их сопровождают.
Например: Поход в ресторан, в чужой стране. В нем, я смог выбрать столик за которым буду ужинать, сделал заказ изучив меню. Кушаю и ощущаю гордость за себя в этой ситуации, что я без труда объясняюсь с официантом, нахожусь в уютном месте, с красивым видом из окна. По аналогии создайте три свои картинки и всякий раз когда будете нуждаться в мотивации, просто прокручивайте их в голове.

Заметка: Курсы английского языка в Санкт-Петербурге с профессиональными преподавателями lexicacentre.ru/obuchenie-angliyskomu-yazyku.htm (http://lexicacentre.ru/obuchenie-angliyskomu-yazyku.htm). Центр европейских языков Lexica - это возможность научиться понимать других.


Для того чтобы усилить мотивацию нужно:


1.
Выделить приоритеты. Определите для себя направление в изучении и работайте именно в том направлении, это может быть чтение, письмо либо разговорный английский.
2. Используйте критерии оценки вашего знания. Начиная изучать английский оценивайте к примеру процент понимания речи, составления предложений, словарный запас и т.д.
3. Не нужно себя заставлять учить. Так как это на пользу не пойдет, сделайте передышку, отдохните. И с новыми силами, вспомнив придуманные вами, три замечательные ситуации, идите за новыми знаниями.
4. Используйте интересующие Вас темы. Изучайте разнообразные темы которые вызывают у вас интерес и будут радовать.
5. Изучайте английский в комфортной для вас обстановке. Это тоже не мало важно, найдите наиболее комфортное место для обучения, если это мягкий диван, располагайтесь по удобнее и обучайтесь в радость.

Вот что говорит про мотивацию Американский ученый Джордж Карлин



Отчетность