Крупная парфюмерная компания приобрела цех. Дореволюционный аромат. История российской парфюмерии. Основные форматы магазинов косметики и парфюмерии

В прейскуранте известной парижской фирмы «Е. Пино» значилось 80 наименований духов, а отечественная «А. Ралле и Ко» производила 675 наименований парфюмерных товаров. Компания имела 60 высших наград на выставках. Многие современные парфюмерные фирмы могут только позавидовать подобному успеху. О российской парфюмерной компании «А. Ралле и Ко» и пойдёт речь в этой заметке.

В начале лета 1843 года в Москве на Вятской улице французским подданным, купцом Альфонсом Антоновичем Ралле была построена парфюмерная фабрика Ралле. До этого времени в России существовали так называемые помадные заведения и небольшие парфюмерные лаборатории, которые в основном производили спиртовые эссенции, косметические мази и кремы. В строгом смысле они не могли быть отнесены к парфюмерным изделиям, поэтому именно с 1843 года можно вести отсчёт существования российской парфюмерной промышленности.

Тогда на производстве трудилось всего сорок рабочих. А мощность определялась одной-единственной паровой машиной. Сфера интересов нового фабриканта - дорогая косметика. Ее номенклатура включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Сырье доставлялось оттуда же, из Франции и Италии.


Духи, одеколон «Новая Сирень» «А.Ралле и Ко» натуральный стойкий запах белой сирени


Рекламный лист товарищества высшей парфюмерии «А.Ралле и Ко».
Парфюмерия «Царский Верескъ» Одеколон - 1 рубль за флакон. Духи в футляре - 3 рубля.

Маленькое производство разрослось к 1855 году до 22 строений в Теплом переулке, «Товарищества стеариновых свеч», мыловаренной фабрики и парфюмерного цеха. Продукция Ралле (духи, помада, пудра, мыло) быстро обрела популярность.


В том же 1855 году компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества. Дополнительным слагаемым успеха стало то, что в правление образовавшегося «Торгового дома А. Ралле» вошёл владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, облачавший душистую продукцию в оригинальные флаконы. Отлично организована была и система сбыта: многочисленные агенты распространяли «парфюм» даже среди вельмож Ближнего Востока.


Вид отделочного зала фабрики компании

Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии. Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «….более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю.» Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий. В последних новостях можно было прочитать, что в продаже появился новый «божественный аромат».

В 1856 году Ралле продал производство своим компаньонам – французам Бодрану и Бюжону – с условием, что фабрика всегда будет носить его имя. Образовался торговый дом, именуемый "Товарищество "А. Ралле и Ко". В 1857 Ралле по причине болезни лёгких уехал во Францию, а в России фабрикой управлял директорат во главе с Эдуардом Бо.
Эдуард Бо - русский француз, сын наполеоновского солдата Жана-Батиста Бо, попавшего в плен и осевшего в России, и ставшего затем артистом труппы Императорского театра в Санкт-Петербурге.

В 1865 году в рамках проходившей в Москве выставки мануфактурных произведений на фабрике побывала экспертная комиссия. Тогда же фабрика была отнесена к первому разряду за обширное производство и отличные свойства товаров: помады, туалетного мыла, духов, туалетного уксуса.

Компания развивалась и потребовалось основать новую фабрику. В 1899 году новое здание фабрики было построено в Бутырках по проекту академик-архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Предприятие было оборудовано по последнему слову тогдашней техники. Оно имело средства механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон. Основной корпус сохранился и до настоящего времени: в нем сейчас размещены мыловаренное и косметическое производства.
Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Столь необходимое и дорогое сырье теперь не привозилось из-за границы, а выращивалось в России. С 80-х годов XIX столетия начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу огромные прибыли.

В декабре 1896 года компания была преобразована в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» с основным капиталом 1 млн. рублей. Уже в 1903 году основной капитал составлял 1,5 миллиона рублей и представлял собой 2000 именных паев по 750 рублей, чистая прибыль равнялась 75 тысячам рублей. К 1913 году основной пакет был увеличен до 2000250 рублей, а прибыль уже исчислялась в 180022 рубля.

Благодаря высокому классу продукции, «Ралле и Ко» являлось официальным поставщиком Двора его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского. Товарищество четыре раза награждалось государственным гербом Российской Империи (больше из российских компаний никто столько раз эту награду не получал), высшим наградным знаком за высокое качество продукции - это по тем временам было наибольшим достижением.
На Парижской всемирной выставке в 1878 году изделия компании были признаны «выше всякой награды», а на Парижской выставке в 1900 году была получена высшая премия – «Гран-при».


Духи в честь коронации

У продукции компании была и особенная упаковка. Так, кусок мыла заворачивался в несколько оберток, между которыми помещалась так называемая программа - рекламный проспектик. А наружная упаковка дополнялась двумя печатями по краям и скреплялась двумя марками. Добротность продукции была сразу очевидна, опять же, подобное оформление препятствовало подделкам.

В начале ХХ века товарищество владело тремя магазинами в Москве, оптовыми складами и магазинами в Петербурге и множестве других городов.


Рекламный лист товарищества высшей парфюмерии «А.Ралле и Ко». Адреса магазинов и складов


"Парфюмерия русских бояр Товарищества "А.Ралле и Ко"


Анютины глазки


Флаконы духов «А. Ралле и Ко»

В конце 19 века к работе в компании приступил Эрнест Бо (1881-1961), сын руководителя компании Эдуарда Бо. Вот отрывок из его воспоминаний:



Я начал свою работу в 1898 году в Москве. Мой старший брат был тогда администратором у Ралле, одного из самых крупных русских парфюмеров. До самой демобилизации я изучал во Франции сначала производство мыла, потом, по возвращении в Россию в 1902 году, занялся чистой парфюмерией. На этом большом предприятии работало 1500 рабочих. Фабричное оборудование и социальная организация были совершенны по тому времени. Дому приходилось приспосабливаться к чрезвычайно обширному рынку (180-миллионная Россия, Китай, Персия, Балканы и т. д.) и считаться со вкусами русских женщин в использовании духов и предметов роскоши. Полные поезда увозили во все стороны света туалетное мыло, рисовую пудру, одеколон и духи. Вероятно, в связи с этим успехом, возобновляя после русской революции дело Ралле в местечке Ля-Боюа на юге Франции, мы установили здесь поворотный круг, соединенный с железной дорогой. С 1902 года наш технический директор Лемерсье стал обучать меня парфюмерному искусству. С радостью воздам я ему дань глубокого почитания за его артистизм и блестящие технические навыки. Все в нем было оригинально, начиная с его манеры жить и одеваться. Это был великий новатор, никогда не соглашавшийся следовать привычным меркам и отчетливо предвидевший все новое, что химия и производство натуральных продуктов внесут в парфюмерию, содействуя ее расцвету".

В 1907 году Эрнест Бо меняет Лемерсье на его посту и становится ведущим парфюмером "Ралле". Вместе с братом он входит в состав правления товарищества. Новый пост дал Бо возможность большой творческой свободы. Русский эмигрант К. Веригин так вспоминал о Эрнесте Бо:


Эрнест Бо, - писал он, - как и его учитель, разыскивал неизвестные еще продукты и употреблял их в самых замечательных и неожиданных комбинациях. Сменив Лемерсье, он стал первым парфюмером у Ралле. Для этого Дома он создал целый ряд духов, основанных на экстракте Tsarsky Veresck; потом, в 1912 году, к празднованию столетия Бородинской битвы он выпустил Bouquet de Napoleon, имевший, по собственным его словам, невероятный успех. Думаю, что причина этого успеха в его большой любви к Наполеону и в преклонении перед той эпохой, которую он особенно хорошо изучил. Таким образом, в создании Bouquet de Napoleon сила любви играла очень большую роль, облегчала работу, обостряла талант. И всю свою жизнь Э. Бо оставался верен Императору. Иногда, чувствуя, что сумел верно передать то, что искал, и будучи в особенно хорошем настроении, он принимал победоносный вид и, смеясь, объявлял, что чувствует себя Наполеоном французской парфюмерии...

Выбирая ароматные химические продукты, Э. Бо всегда избегал тех, которые употребляли другие. Зато он работал с синтетическими продуктами очень большой крепости, порой даже с малоприятными запахами, если только это могло дать ему новую, оригинальную ноту. Он считал, что всякий характерный продукт может быть дополнен, окружен, облагорожен за счет добавки достаточно большого количества ценных натуральных эссенций и тонких синтетических ароматов. Большая заслуга Э. Бо заключается в том, что он первым стал употреблять в своих экстрактах самые дорогие натуральные эссенции, в результате чего все истинные ценители ароматов почувствовали богатство, тонкость и великолепие его произведений.

Удачное развитие дел прервала Первая мировая война, Бо ушел на фронт, где получил за храбрость несколько орденов. После революции Эрнест Бо эмигрирует во Францию, но уже в 1918 году опять оказывается в России - из Франции его уже как французского офицера снова отправили в Россию. И в составе союзной миссии Бо оказался на русском Севере: Архангельске и Мурманске.
Вот что пишет мурманский краевед Алексей Киселев:


Говорят, автор знаменитых духов "Шанель" Эрнест Бо в Первую мировую войну служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему над Мурманским торговым портом. В своих мемуарах Э. Бо писал: "Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести "Шанель №5"? Отвечаю: я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы...

Поскольку Архангельск не находится за полярным кругом, значит, речь в мемуарах Бо шла только о Мурманске, а озеро над портом - это именно Семеновское. Но на Севере Эрнест Эдуардыч занимался нетипичными для парфюмера вещами. Он был одним из ведущих сотрудников разведывательного отдела штаба Главного Верховного командования союзных войск в Архангельске. Более того, курировал Мудьюгский концлагерь, созданный интервентами в августе 1918 года в Архангельской губернии.

С 1920 года Эрнест Бо занимается любимым делом – парфюмерией - на заводе Ралле в Грассе. В том же 1920-м году он создал знаменитые духи «Шанель N5». 8 марта 1961 года в приходской церкви Нотр Дам де Грасс де Пасси состоялись похороны Эрнеста Эдуардовича Бо. Его гроб засыпали лепестками роз. Никто из присутствующих уже не помнил, что он был коренным москвичом и прожил в дорогом его сердцу городе больше тридцати лет.


Графин с пробкой. Стекло. Россия, 1900 г. Высота (вместе с пробкой) 17 см, диаметр основания 7,5 см. На тулове надписи "A. Ralle & Co. Moscau", изображение двуглавого орла.

После Революции 1917 года предприятие было национализировано и в дальнейшем переименовано в «Государственный мыловаренный завод №4». Во времена гражданской войны выпускалось только мыло, остальная продукция была не востребованной. В 1922-е году, когда руководители «номерных» предприятий ходатайствовали о присвоении их заводам собственных имён, «Государственный мыловаренный завод №4» был переименован в «Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода». А в 1930 году было решено сделать специализацию предприятия более узкой. Тогда все парфюмерное производство с фабрики «Свобода» было передано фабрике «Новая Заря». А «Свобода» сконцентрировалась на производстве мыла – в 1930-е годы количество его сортов было более 30. Так же выпускались зубные порошки, средства для бритья, кремы, гигиенические средства для спортсменов.

В годы войны «Свобода», как и многие другие предприятия, была частично эвакуирована. Производство ориентировалось на нужды фронта. Кроме мыла и дуста производятся глицерин для авиации, взрывчатые вещества, горючие смеси, гильзы, запалы для гранат, пеналы для противогазных карандашей. За самоотверженный труд коллектив фабрики награждается Красным Знаменем Государственного комитета обороны, оно хранится на фабрике и сейчас.

Конечно, «Ралле и Ко» была не единственной парфюмерной компанией дореволюционной России. В начале 20 века крупнейшей парфюмерной фабрикой Европы была фабирка товарищества "Брокар и Ко". Тогда же самым знаменитым косметологом в мире был наш соотечественник Александр Митрофанович Остроумов. Наконец, крупнейшей в мире аптекой была "Старо-Никольская" в Москве, производившая весь спектр парфюмерно-косметических товаров.
Всего сто лет назад 12 парфюмерных компаний России выступала на равных с французами. Духи и одеколоны, изобретенные нашими парфюмерами, были отмечены высшими наградами почти на всех торгово-промышленных выставках того времени.

Полноценный производственный процесс, связанный с изготовлением парфюмерии, обычно крайне сложен и имеет немалую себестоимость. Однако изготовление только какой-то одной линейки товара значительно более прост и доступен для старта бизнеса. Среди таких перспективных и популярных направлений – косметика и парфюмерия. С учетом существующих особенностей рынка есть смысл начать контрактное производство парфюмерии.

Контрактное производство: особенности и детали

Понятие контрактного производства представляет собой современный вид изготовления товаров на заказ. Процесс такого производства представляет собой создание определенной продукции независимым изготовителем в соответствии с пожеланиями и требованиями заказчика. Контрактное изготовление может касаться продукции любого типа, в том числе это актуально и для производителя парфюмерной продукции.

Контрактное изготовление может быть единственным родом деятельности, но предприятие параллельно может заниматься и производством косметики и парфюмерных изделий под собственным брендом.

Создание косметики на заказ дает возможность получения определенных преимуществ, особенно ценных для начинающего производителя. Так, компания, которая специализируется на изготовлении парфюмерии такого рода, может не беспокоиться о поиске клиентов – главным покупателем продукции будет основной заказчик. Кроме того, как правило, компании, выполняющие создание парфюмерии на заказ, зачастую специализируются на небольшом количестве линеек продукции, что значительно облегчает и удешевляет стартовые затраты.

В связи с высоким уровнем конкуренции, существующем на рынке косметики и парфюмерии, контрактное производство позволит быстро пройти путь до безубыточности бизнеса и при этом тратить меньше средств на продвижение своего бренда.

В любом случае, начиная бизнес, следует изучить особенности существующего рынка, проанализировав, какие товары пользуются спросом и интересом клиентов, а также определить целевую аудиторию для своего продукта. К примеру, особенной популярностью сегодня пользуется косметика, в том числе парфюмерные изделия, с использованием натуральных компонентов – эфирных масел, экстрактов трав и прочих. Используя эти технологии, можно добиться высокого спроса среди известных брендов, тем самым существенно увеличив доход компании.

Добиться высокого спроса можно и добавив к определению своего товара понятие«косметика ручной работы».

Параллельно в области производства парфюмерных изделий существуют некоторые важные нюансы. Во-первых, изготовление этой продукции требует определенной квалификации сотрудников – обязательно иметь профильное образование. Во-вторых, весь изготавливаемый товар, так же, как используемые ингредиенты, обязательно должны проходить сертификацию качества.

Поскольку контрактное производство парфюмерии не требует создания собственного бренда, работы над дизайном упаковки и разработки названия для продукции, запустить такую линию производства значительно проще в сравнении с созданием собственной торговой марки.

Перед открытием предприятия необходимо составить бизнес-план, в котором рассчитать, какие инвестиции понадобятся для начала деятельности, какую прибыль компания сможет получать и в какой период сможет окупиться. В целом, согласно утверждениям опытных участников рынка, на запуск первых линий мини-производства духов и туалетной воды в среднем необходимо затратить около 100 тысяч рублей. Но конкретные суммы будут зависеть от ряда факторов, в том числе объемов производства, себестоимости ингредиентов, закупаемых для изготовления парфюмерных изделий, и других важных особенностей.

Планируя начало бизнеса, стоит определить технологии будущего производства парфюмерных изделий. Так, можно сделать упор на изготовлении натуральных духов, тогда даже в качестве основы не будет использоваться спирт, что делает конечный продукт более дорогим, но при этом и более ценным. В целом же методы изготовления и ассортимент на предприятиях, занимающихся созданием парфюмерии на контрактной основе, будет определяться спросом и требованиями заказчиков.

Этапы создания бизнеса

Существует несколько обязательных этапов создания любого бизнеса, без которых невозможно обойтись ни одному предпринимателю.

Заключаются они в следующем:

  • официальная регистрация бизнеса;
  • аренда или покупка цеха для производства;
  • закупка ингредиентов и оборудования;
  • найм сотрудников для производства;
  • поиск клиентов.

Поскольку любые парфюмерные изделия имеют очень насыщенный запах, а технология их изготовления требует соблюдения определенных правил безопасности, даже для самого скромного производства потребуется отдельный цех. При отсутствии в собственности учредителя бизнеса подходящего помещения его можно арендовать. Для начала деятельности, пока новое предприятие не располагает большим количеством заказов, можно арендовать небольшой цех, который сможет вместить в себе все требуемое оборудование, а также будет оснащено вентиляцией, водопроводом и электричеством достаточной мощности.

В зависимости от специфики и масштабов будущего производства потребуется закупить профессиональное оборудование, в том числе вакуумные и атмосферные емкости, насосы, плавители, смесители, вакуумный гомогенизатор и другие приборы. Конкретный набор оборудования будет зависеть от выбранной специфики продукции.

Расходные материалы и сырье для изготовления парфюмерной продукции также потребуют немалых вложений. Конкретная сумма, которую придется потратить на закупки ингредиентов, будет зависеть от производственных объемов и специфики изготавливаемой продукции. Так, при изготовлении духов без применения спирта, на масляной основе, могут потребоваться более дорогостоящие ингредиенты. Также, закупая редкие компоненты для духов и туалетной воды, следует предусмотреть больший расход финансовых ресурсов. Как правило, необходимо найти надежных оптовых поставщиков для закупки спирта, эфирных масел, отдушек и других компонентов, которые будут использоваться для создания парфюмерных средств.

Штат мини-цеха по производству парфюмерии может быть небольшим, особенно на первом этапе. Если учредитель бизнеса имеет необходимую квалификацию и соответствующий опыт, на первом этапе он может заниматься изготовлением этой продукции самостоятельно или с одним-двумя помощниками. В дальнейшем, развивая бизнес, придется привлекать большее количество сотрудников. Так, необходимо будет взять в штат нескольких специалистов в парфюмерном деле или химиков-технологов, которые имеют определенные знания в области парфюмерии и косметики. Помимо непосредственно специалистов, специализирующихся на создании парфюмерных композиций и реализации их в конкретных продуктах, для эффективной работы необходимо нанять также менеджеров, которые будут сотрудничать с заказчиками и поставщиками, обеспечивая бесперебойное снабжение компании сырьем и увеличивая количество заказов.

Контрактное производство парфюмерии значительно упрощает задачу поиска клиентов. Так, в отличие от компаний, которые создают парфюмерную продукцию под собственным брендом, предприятия, работающие на заказ, не имеют проблем с поиском клиентов – продукция, которую они выпускают, изначально ориентирована на конкретного покупателя. Правда, для того чтобы наработать определенную базу заказчиков, вначале необходимо провести определенную рекламную кампанию. Чтобы сообщить потенциальным заказчикам о своем существовании, можно делать интернет-рассылки со своими предложениями, можно посещать лично офисы, предлагая образцы продукции для ознакомления. Интернет-реклама также будет эффективной.

Регистрация предприятия в налоговой инспекции

Главным условием для начала работы компании по контрактному производству парфюмерии будет юридической оформление деятельности компании. Ее учредитель может выбрать форму юридического или физического лица – от этого будет зависеть процесс регистрации и дальнейшая налоговая отчетность. Форма индивидуального предпринимателя более популярна и позволяет зарегистрировать небольшую компанию в считанные дни, предъявив только копии паспорта, идентификационного номера и уплатив пошлину в размере 800 рублей. Но этот вариант предпринимательства практически не дает возможности сотрудничать с крупными компаниями, поскольку серьезные организации отдают предпочтение в сотрудничестве проверенным юридическим лицам. Если же у учредителя компании нет в планах открывать масштабное предприятие и он готов ограничиться мини-цехом домашнего типа, наиболее рациональным решением будет именно основание ИП.

Любая из организационных форм предполагает подачу заявления, которое заполняют по определенной форме. В ней обязательно указывают личные данные предпринимателя и коды будущей деятельности, которые определяются классификатором ОКВЭД.

Помимо регистрации компании в налоговой инспекции, обязательным условием будет получение специальных разрешений от контролирующих органов, в том числе пожарной и санитарной служб, а также Роспотребнадзора. Без официальных разрешительных документов этих организаций предприятие может стать жертвой проверок контролирующих служб, которые накладывают немалые штрафы в случае возможных нарушений.

В целом контрактное производство парфюмерии может стать максимально подходящим видом бизнеса для тех предпринимателей, которые не имеют должного опыта в продажах и стремятся начать свое дело с наименьшими рисками.

Апр 8, 2017 Сергей

Каждый человек знает о существовании такой тонкой материи, как парфюмерия. Практически все на уровне своего обоняния представляют о чём именно идёт речь - о приятном аромате, заключённом в элегантную бутылочку, упрятанную в нарядную упаковку, которая продаётся за очень немалую сумму... Не все, но очень многие хотя бы раз попробовали «примерить» на себя какой-либо из множества парфюмерных ароматов... Но почти никто не знает о том, как делают духи и с чего именно начинается их производство...

Путь «мечты во флаконе», такой ускользающей и невидимой, история любой из многих тысяч существующих ныне парфюмерных композиций берёт начало в мастерской парфюмера. Прежде чем приступить к своей работе, создатель ароматов обстоятельно беседует с заказчиком или его представителем и скурпулёзно расспрашивая обо всех многочисленных пожеланиях своего клиента, составляет «бриф» на аромат.

Практически все без исключения парфюмерные и косметические бренды одержимые идеей сделать духи, для разработки формулы нового аромата обращаются в такие специализированные лаборатории, как, например, лаборатория «Creassence», расположенная в муниципалитете Лувесьен (Louveciennes) недалеко от Парижа.



«Creassence» основана в 2000 году парфюмером Сильвией Джурдет (Sylvie Jourdet). Лаборатория позиционирует себя как «Дом французской парфюмерии», миссия которого - создание и производство уникальных ароматов под заказ. Причём заказать разработку духов в «Creassence» может любой клиент и для любых целей: для себя, для близкого человека, в подарок или на продажу, для какого-либо праздника или мероприятия. Кроме того, специалистами «Creassence» проводится множество семинаров и конференций на парфюмерную и околопарфюмерную тематику, в частности: «Душистые растения», «Искусство составления ароматов», «Классификация парфюмерии », «Современные тенденции в производстве парфюмерии» и другие.

Сегодня в арсенале парфюмеров находится достаточно широкий спектр ароматики - более 6000 наименований исходного сырья. В состав одного только парфюма может входить от 30 до 80 различных компонентов. Естественно, что и цена на каждый из них, в зависимости от сложности и трудоёмкости получения, колеблется в очень широком диапазоне.




Например, чтобы добыть один килограмм розового масла , нужно собрать тонны лепестков, а чтобы получить масло ириса , необходимо предварительно дубить его корни в течение двух лет.

Растительное сырьё представляет собой спиртовые настои, растворы и масла, полученные из душистых частей растений: листьев, семян, плодов, корней, а также некоторых мхов и лишайников. Также используются растительные смолы и бальзамы. Под сырьём животного происхождения чаще всего понимается амбра , бобровая струя , мускус и цибетин. Сами по себе они источают запахи, которые невозможно назвать приятными, но благодаря им парфюмеры придают своим произведениям больше чувственности, притягательности и сладострастности...

Но вернёмся к тому как делают духи. Чтобы разработать аромат, в зависимости от пожеланий заказчика, опытному парфюмеру-профессионалу требуется от двух недель до трёх месяцев упорного труда. По сути, не столь уж важно какой аромат по классификации и для кого именно разрабатывается. Будь то женские духи «Nina » или «L"air du Temps» от «Nina Ricci », мужские парфюмы «Paco Rabanne Pour Homme » или «Paco Rabanne Ultraviolet Man » от «Paco Rabanne » - технологический производственный процесс всегда один и тот же: парфюмер, руководствуясь информацией из «брифа» на аромат, собственным чутьём и интуицией, составляет из различных эфирных масел новую парфюмерную композицию... Капля за каплей...



И вот, позади примерно три месяца работы над ароматом. Приходит время отобрать самые удачные варианты. Имеется и определённая система тестирования: из примерно 30 образцов должно остаться примерно три-четыре парфюма, максимум - пять, которым и суждено быть представленными клиенту. На следующем фото запечатлён обычный рабочий момент в работе парфюмеров лаборатории «Creassence» - тестирование, оценка и обсуждение образцов духов, созданных в стенах лаборатории по заказу одного из клиентов.

Слева - Сильвия Джурдет (Sylvie Jourdet) - парфюмер, профессор и почётный председатель «Французского общества парфюмеров» («French Society of Perfumers», «SFP»), основатель «Creassence». Своё парфюмерное образование Сильвия получила в знаменитом французском институте парфюмеров «ISIPCA» («Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l"Aromatique alimentaire» - «Международный институт парфюмерии, косметики и пищевых ароматизаторов»). Справа - Катель Плиссон (Katell Plisson) - парфюмер, преподаватель французского института парфюмеров «ISIPCA», получила образование в области химии и тонкого анализа в университете «Le Havre».



Если клиент остаётся доволен работой парфюмера, он заказывает в лаборатории изготовление концентрата придуманного парфюма. На парфюмерном сленге такой концентрат называется «сок» («jus»). Те ароматы, которые не подходят клиенту останутся в архиве лаборатории, «под сукном стола парфюмера». Бывает, что в дальнейшем такие ароматы всё же начинают выпускаться. Справедливости ради следует отметить, что заказчики (в том числе и крупные бренды) очень редко выкупают у лаборатории рецепты созданных ароматов. Поэтому именно парфюмерные лаборатории являются владельцами таких рецептов.

На следующем фото Катель Плиссон, парфюмер «Creassence», как раз и занимается изготовлением концентрата. Только представьте себе насколько ароматная атмосфера царит в стенах лаборатории в этот момент! Однако профессионалы умеют абстрагироваться от какофонии ароматов и даже сосредоточиться на каком-то одном из них таким образом, что другие просто «не слышны» во время работы.

Какова же стоимость концентрата будущих духов и во сколько обойдётся потенциальному заказчику изготовление «сока»? Естественно, что львиная доля расходов обусловлена стоимостью входящих в состав духов ингредиентов. И, кстати, очень многие из них закупаются во французском Грассе - исторической столице духов, Мекке мировой парфюмерии.

Сколько стоит сделать духи

Вот только несколько фактов для примера:

● 1 килограмм мускуса кабарги стоит около 60000 евро.
● 1 килограмм эфирного масла ириса стоит около 40000 евро.
● 1 килограмм самого чистого розового эфирного масла стоит более 8000 евро.

Такие компоненты используются только в производстве только самой эксклюзивной парфюмерии. Но, конечно же, не всё такое дорогое:

Парфюмерная фабрика

Парфюмерная фабрика Пако Рабанна была построена в 1976 году. Несмотря на то, что со времени постройки прошло почти 40 лет, это производство площадью более 14000 квадратных метров оснащено самым современным оборудованием, на котором трудятся около двухсот сотрудников различных специальностей.

Фабрика «Paco Rabanne» не является единственной в регионе. Ассоциация производителей парфюмерии и косметики «Косметической долины» насчитывает более 130 больших и малых фабрик по производству духов и косметики.

Только на одной фабрике «Paco Rabanne» изготавливается парфюмерия для таких престижных брендов, как «Calvin Klein », «Christian Dior », «Guerlain », «Hermes », «Lolita Lempicka», «Nina Ricci», конечно же «Paco Rabanne» и многих других. Всего же на парфюмерных фабриках «Косметической долины» трудится 16000 человек, выпуская ежегодно разнообразной ароматной продукции более чем на 2,5 миллиарда евро.

Достижения аромата Nina Ricci Nina

На тот момент, когда фотограф делал эти снимки, фабрика полным ходом выпускала партию парфюмерии «Нина» дома «Нина Ричи» и «Paco Rabanne pour homme» бренда «Пако Рабан». Чтобы оценить производственные мощности этой фабрики, только попробуйте представить себе:

● Аромат «Нина» от «Нина Ричи» выпускается с 2005 года.
● 2006 год - начало продажи и полномасштабного продвижения аромата - 3000000 проданных флаконов.
● В 2006 году это «красное яблоко Нины» захватило 3 процента мирового рынка парфюмерии.
● До сих пор аромат «Нина» от «Нина Ричи» - в списке мировых парфюмерных бестселлеров.

Предлагаем взглянуть на то, как делают духи «Nina» на фабрике «Paco Rabanne». В процессе цикла производства, концентрат будущих «Nina» от «Nina Ricci» пройдёт через многочисленные высокотехнологичные этапы растворения концентрата духов в спирте-ректификате, выстаивания получившегося раствора, вымораживания, фильтрации, тонкой очистки, фасовки и в завершении - упаковки. И всё это будет происходить под постоянным контролем высококвалифицированного персонала фабрики.

Заводская лаборатория

На предприятии имеется своя химическая лаборатория. Нельзя не сказать о том, что существует очень важный документ - «Положение о парфюмерной и косметической продукции», который строго регламентирует всё что касается производства, качества и безопасности соответствующей продукции. Если судить объективно, то у шести штатных лаборантов работы немало и скучать им не приходится. Всё, что отгружается из цехов готовой продукции многочисленных парфюмерных и косметических предприятий, вся продукция попадающая в магазины и бутики, должна соответствовать названному выше положению.



В этой связи, духи делают под постоянным контролем заводской лаборатории. Испытания проводятся специалистами «Paco Rabanne» на всех этапах производства. Первые тесты начинаются сразу же по прибытию на завод исходного сырья. На фото внизу - образец смеси концентрата духов и ректификованного спирта прибыл в лабораторию для контрольного испытания. И далее, весь технологически сложный процесс изготовления парфюмерии вплоть до завершения упаковки конечного продукта также происходит под постоянным контролем.

Вероятнее всего, вы не знаете или не задумывались о том, что несмотря на немалую стоимость духов, на самом деле только 20-25 процентов, максимум 30 процентов их цены - стоимость самой парфюмерной композиции. (Имеется ввиду конечный продукт производства - те самые замысловатые бутылочки в красивых картонных коробочках, которые продаются в парфюмерных бутиках).

Именно в химлаборатории предприятия и происходит окончательная «доводка» концентрата будущих духов. Понятие «коммерческой тайны» хорошо известно парфюмерам и блюдётся ими не хуже, чем банкирами Швейцарии. По этой причине рецепт изготавливаемых духов не разглашается даже среди сотрудников фабрики «Paco Rabanne». Ни один из многочисленных инженеров, лаборантов и технологов не знает его полностью, не говоря о простых работниках предприятия. Для многих из них существуют только номера в различных таблицах и бланках. Досканально знают весь процесс от начала и до конца и, соответственно, секретную формулу духов, не более трёх человек из промышленной группы «Puig».



Ещё одна не менее важная и ответственная задача стоит перед сотрудниками лаборатории. Они постоянно следят за стабильностью готового парфюмерного продукта, в том числе - занимаются вопросами сохранения цвета, других физических свойств и ароматических качеств парфюма с течением времени. Проще говоря, выпущенные заводом парфюмерные продукты хранятся и периодически тестируются на протяжении 3 лет после выпуска на предмет их физического состояния и обонятельных свойств.

Организация производства

Темп труда на фабрике «Пако Рабан» довольно интенсивен и эти требования продиктованы современными бизнес-процессами. Каждый день служба доставки поставляет на склад предприятия десятки концентрированных парфюмерных ароматов и колоссальное количество ректификованного спирта, смесь которых в скором времени превратится в невероятной красоты духи или парфюмированные воды. Организация работы всего этого грандиозного механизма планируется в соответствии с многочисленными заявками, поступающими из крупно-оптовых и мелких торговых компаний.



Один из самых важных этапов производства духов - это процесс смешивания парфюмерного концентрата с ректификованным спиртом. Для этих целей используют огромные ёмкости различной вместимости из высококачественной инертной нержавеющей стали (на фото внизу - справа).

На фото внизу слева виден флипчарт - специальная доска на которой инженеры завода делают пометки о ходе производственных процессов: на какой из многочисленных производственных линий и что именно в данное время происходит. Технологи парфюмерной фабрики «Paco Rabanne» скурпулёзно делают пометки о ходе всех производственных процессов. Такая организация работы позволяет фабрике «Пако Рабан» не выбиваться из графика и вовремя выполнять план поставок готовой продукции, не подводя своих деловых партнёров из Франции и других стран.

Изготовление высококачественной парфюмерии сегодня - это настоящая командная работа, требующая безукоризненно точного и своевременного выполнения всех необходимых процедур и технологических процессов всеми членами команды. Одна только малейшая ошибка или неточность на каком-либо из этапов производства способна повлечь за собой колоссальные убытки для всего предприятия.

Приготовление композиции духов

В 2005 году были завершены работы по автоматизации технологических процессов предприятия. В результате технического переоснащения фабричного оборудования, новые производственные линии теперь управляются с помощью компьютеров, которые полностью контролируют все процессы изготовления парфюмерии. Но всё же полностью заменить человека на производстве роботы, суперкомпьютеры и всевозможные манипуляторы не смогут никогда. На этом фото технолог контролирует процесс добавления в будущую парфюмерную композицию ректификованного спирта и красителя.

Впереди - «мацерация» («maceration»). В течении 15 - 20 дней будущие духи будут «созревать» в громадном баке из инертной нержавеющей стали, называемом на языке парфюмеров «кюве» («cuves»). Смесь в баке будет перемешиваться ежедневно в течение одного часа каждый день. Этот технологический процесс полностью автоматизирован: компьютер сделает всю работу с присущей ему точностью, контроль за работой компьютера осуществляет человек.



В этих «кюве» - пока ещё не духи, а только смесь парфюмерного концентрата, красителя и ректификованного спирта. В баке из нержавеющей стали, который располагается на фото самым первым, в данный момент «созревает» знаменитая женская парфюмерная вода «Ultraviolet » от «Paco Rabanne»...

В гигантских промышленных баках помещается около тысячи литров смеси концентрата с ректификованным спиртом. Пропорция, в которой они будут смешаны в каждом конкретном случае точно определена, всегда очень точно соблюдается и инженерами-парфюмерами обычно не разглашается. Тем не менее, если говорить о духах, то из такого тысячелитрового сосуда в конце производственного процесса получится около 6000 литров элитных духов.

В этом огромном зале с помощью мощных промышленных кондиционеров постоянно поддерживается температура 15 градусов по Цельсию. Здесь «созревают» перед тем, как попасть во флаконы не только духи многочисленных марок, принадлежащих концерну «Puig», а и парфюмерия домов «Christian Dior» и «Guerlain».



В огромных баках из нержавеющей стали в течение длительного периода времени - от 15 до 20 дней - происходит «мацерация» («maceration») смеси концентрата духов и ректификованного спирта. Производственная мощь фабрики «Paco Rabanne» на этом технологическом этапе не может не впечатлять:

● Цена одного бака нержавеющей стали составляет от 20000 евро за каждый.
● Всего на фабрике 90 баков, которые размещены на двух уровнях.
● Емкость баков из нержавеющей стали различна и колеблется от 500 до 6000 литров.
● При полной загрузке фабрики в этих баках одновременно делают 280000 литров духов.
● Ежедневно, в определённое время, смесь в каждом из баков будет перемешиваться в течение часа.
● Фабрика «Paco Rabanne» в Шартре потребляет 24000 литров ректификованного спирта в неделю.

После процесса «созревания» будущие духи поступают на фабричные производственные линии для последующей обработки. Работа на фабрике не останавливается даже ночью и, поскольку работает сразу несколько производственных линий, на которых подготавливается выпуск различных парфюмов, очень важно вести строгий и тщательный учёт. Это ещё одно слагаемое для получения превосходных духов отменного качества...

Три высококлассных специалиста отвечающие за запуск ароматов в производство, словно цирковые жонглёры, умело манипулируют одновременно тридцатью производственными линиями. Следует отметить, что это - только линии по изготовлению фирменного парфюма. Кроме того на фабрике регулярно выполняется множество небольших заказов по производству сезонных ароматов и парфюмов лимитированного выпуска, выпускаемых ограниченным тиражом...

Фильтрация духов

Без процедуры фильтрации парфюмерной композиции при производстве «мечты во флаконе» никак не обойтись. После того, как будущие духи покидают «кюве», они подвергаются тщательной фильтрации, задача которой - удаление мельчайших примесей, которые впоследствии могли бы как-то проявить себя в уже готовом продукте и испортить его безукоризненный вид.

На фото внизу процедуру фильтрации проходит популярный мужской аромат «Pour Homme» дома «Paco Rabanne». Система фильтрации довольно сложная, а сам процесс производится незадолго до того, как парфюмерная композиция будет подана на линию розлива. Будущим духам предстоит под давлением пройти через 25 тончайших фильтров, предварительной механической и тонкой очистки, которые не пропустят ничего лишнего в высококачественный продукт. И это ещё только начало очистки...

Вымораживание духов

Следующий процесс применяют после этапа предварительной фильтрации жидкости для ещё более эффективной её очистки, он называется «вымораживание» (парфюмеры говорят «glacage») и используется для удаления из парфюмерной композиции масел воскоподобных веществ, что в конечном счёте делается для повышения стабильности конечного продукта.

Смесь ректификованного спирта и парфюмерного концентрата теперь охлаждают до 0 градусов по Цельсию. При такой температуре плохо растворимые в спирте растительные воски кристаллизуются, осаждаются и впоследствии удаляются из готового продукта. Вымораживание делает будущие духи максимально прозрачными и позволяет избежать появления какого-либо помутнения парфюмерной композиции при её длительном хранении.

Процесс вымораживания происходит в специальных аппаратах - экспозиторах или кристаллизаторах. Цикл может быть как непрерывным, так и периодическим, причём имеется возможность отправки парфюмерной композиции на повторную фильтрацию. На фото вверху, с покрытыми инеем патрубками, как раз один из таких мощных и производительных агрегатов для вымораживания.

Флаконы и упаковка

Мало изготовить качественный продукт - его нужно облечь в красивую форму: разлить по флаконам и упаковать. Для этого на фабрике делается складской запас очень разнообразных комплектующих - флаконов, пульверизаторов, коробок, элементов декора и полиэтиленовой плёнки, которые, кстати, индивидуальны по дизайну для каждого парфюмерного продукта.

Производство не может позволить себе простоев по причине нехватки расходных материалов и тем самым подвести заказчиков. Особенно, если учесть тот факт, что для выпуска многих лимитированных изданий упаковочные материалы заказываются отдельными партиями или вообще разово. Поэтому складские запасы создаются с учётом возможного появления повышенного спроса на ту или иную марку парфюма и работу без частых допоставок комплектующих в период от трёх месяцев до полугода.

Именно здесь заканчивают делать духи - на этих производственных линиях, где происходит трудоёмкий процесс упаковки. Фабрика «Paco Rabanne» имеет шесть автоматических производственных линий и четыре полуавтоматические. Упаковкой готовой парфюмерной продукции, работая в 3 смены по 8 часов, здесь постоянно занято шестьдесят человек.

Флаконы для линий розлива готовой парфюмерной продукции фабрики «Paco Rabanne» поступают с Нормандских стекольных заводов, расположенных близ города Ле Трепор (Treport). Основные поставщики стеклянных флаконов для духов - самые именитые в этой отрасли промышленности. В первую очередь - это предприятия «Pochet», «Bormioli» и «Saint Gobain Desjonqueres».

Линии розлива и упаковки

Производственная мощность только одного конвейера на котором разливается и упаковывается готовая парфюмерная продукция составляет от 1000 до 1600 флаконов в час, причём этот показатель зависит от сложности дизайна самого флакона. Соответственно, в сутки автоматическую линию покидает от 24000 до 38400 флаконов.

Следует отметить ещё один нюанс. На конвейерах предприятия кипит интенсивная работа и чтобы хрупкие флаконы не разбивались, их перемещают по конвейеру в специальных подставках, которые в свою очередь также делаются специально под дизайн флакона. На этом фото - флаконы «Нина» от «Нина Ричи» начинают своё движение по заводскому конвейеру.

Линии, которые разливают готовую парфюмерию работают без остановки 24 часа в сутки. Всего на фабрике «Paco Rabanne» четыре полуавтоматические и шесть автоматических линий по разливу и упаковке парфюмерной продукции. На этом фото (слева) видно, как через специальные сопла одновременно наполняется шесть флаконов «Nina».

В седьмое сопло линии розлива готовой продукции вмонтирован специальный датчик, который проверяет уровень наполнения флакона, ведь аромат «Nina» от «Nina Ricci» разливается в различные флаконы объёмом 30, 50 и 80 миллилитров.

Современный флакон духов практически немыслим без пульверизатора. Его применение делает использование парфюма более комфортным для потребителя и позволяет расходовать аромат дозированно и более экономно. Ежедневно производственные линии предприятия устанавливают тысячи таких, как на представленном фото, распылителей.



Самым крупным поставщиком пульверизаторов для производственных линий фабрики «Paco Rabanne» является компания «Valois» («Валуа»), которая на сегодня является признанным лидером в разработке и производстве высококачественных пульверизаторов и других систем распыления для парфюмерной, косметической и медицинской промышленности.

Процесс окончательной установки спреев полностью автоматизирован и происходит на специальном приспособлении для запрессовки. Операция производится манипуляторами без участия человека. Предварительно, тонкие пластмассовые трубочки через которые спреи впоследствии будут подавать ароматную жидкость, подрезаются до нужной длины. Необходимость подрезки возникает в связи с тем, что изначально все спреи изготавливаются с трубочками стандартной длины, а парфюм может разливаться в различные по объёму и высоте флаконы.

Время, которое проводит каждый флакон на приспособлении для запрессовки пульверизатора - менее, чем полторы секунды. Всего несколько точных движений - и изящный сосуд перемещается на следующий участок упаковочного процесса.

Знаменитый бренд «Paco Rabanne» не может допустить каких-либо претензий к качеству своей роскошной продукции. В этой связи, предъявляемые требования к контролю качества готовой продукции очень жёсткие. Поскольку тысячи спреев устанавливаются на производственных линиях автоматами, один из многочисленных проверочных тестов - контроль качества функционирования механизма пульверизатора...



На участке контроля готовой продукции манипуляторы пока не могут заменить труд человека. На фото выше можно видеть, что на фабрике «Paco Rabanne» вручную проверяется каждый флакон духов.

После очередной проверки подходит время упаковки флаконов. Флаконы помещаются в картонные коробки на упаковочных линиях нового поколения, которые отличаются высокой скоростью и производительностью. Роботизированное устройство захватывает флакон и точным движением помещает его в коробку. Другой манипулятор мягкой фетровой накладкой досылает флакон до самого дна картонной коробки.

Флаконы «Нины» имеют достаточно простое исполнение. Некоторые другие ароматы могут иметь более сложную форму и потребовать больше манипуляций для своей упаковки, что скажется на темпе упаковки. Автоматизированная линия упаковывающая парфюм в картонные коробки, обычно запрограммирована на беспрерывную работу в течение 12 часов. Естественно, что автоматизированный процесс упаковки происходит под постоянным контролем человека.

Роботизированная упаковочная линия умеет не только укладывать флаконы в коробки. Красивый внешний вид упакованного парфюма обеспечивает пленочная упаковка. Поэтому, в завершении процесса упаковки, производственная линия закрывает картонную коробку, обтягивает пленкой и закрепляет её термическим способом.

Следует сказать, что к пленочной упаковке также предъявляются особые требования. Плёнка ещё на стадии начала упаковки должна обеспечивать отличные физические свойства, быть устойчивой к растяжению и стойкой к проколам, должна плотно облегать коробку с парфюмом для того, чтобы его внешний вид был привлекательным и эстетичным.



Проходит всего одна минута - и с автоматической линии сходит 40 упакованных флаконов. Коробки в пленочной упаковке устремляются по специальным роликам к концу конвейера. Примерно ещё одна минута уйдёт на то, чтобы вручную переместить 40 флаконов в большую транспортную коробку.

Коробки с парфюмом собраны на транспортные палеты. Практически всё готово для отправки партии парфюмерии заказчику. Сотрудник фабрики «Paco Rabanne» делает последние отметки на коробках перед тем как палеты будут обвязаны пластиковым кордом и обтянуты полиэтиленовой плёнкой.

Предстоит ещё один этап, в результате которого очередная партия парфюмерии будет подготовлена к погрузке в грузовые автомобили и будет отправлена авторизованным продавцам бренда не только во Франции, а и по всему миру. Непосредственно на фабрике «Paco Rabanne» готовая продукция не хранится.

Большие картонные ящики, внутри которых находятся маленькие коробочки с парфюмерией, собранные по 24 штуки на специальные грузовые палеты, поступают на автоматизированную систему транспортировки продукции. Палеты скользят по роликам конвейера далее, где два роботизированных агрегата занимаются распределением продукции.



Система транспортировки предприятия, работая на полную мощность, может одновременно обслуживать до десяти производственных линий. Современная технология управления бережно запускает в движение грузы и останавливает их, благодаря чему даже такой неустойчивый и хрупкий груз, как парфюм, надежно и безопасно перемещается и направляется на склад. Начальная цена на системы транспортировки такого класса составляет от 200000 евро и выше.

Для того чтобы избежать кражи готовой продукции, фабрика «Paco Rabanne» следует очень простой политике безопасности: никогда не хранить на своих площадях готовую продукцию. Сразу же «со стапелей» фабричной системы транспортировки продукция направляется в грузовой терминал, расположенный в пригороде Парижа.

Продукция парфюмерной индустрии уже давно вошла в жизнь каждого человека в наше время. Помимо духов, это разнообразные косметические средства, и так необходимое в ежедневном обиходе мыло или всяческие крема, способствующие бережному уходу за кожей.

Но большинство из нас знает только одну, потребительскую сторону парфюмерной индустрии - известные бренды духов, одеколонов и других косметических средств. Но что представляет собой технологический процесс? В этой статье попробуем охватить столь обширную тему как можно полнее и сделать технологический процесс производства немного понятнее.

Технологический процесс производства парфюмерной продукции делится на несколько этапов. Оговоримся, что прежде чем приступить к процессу непосредственного создания парфюмерной композиции, происходит подбор компонентов, в которые входят эфирные растительные масла и жиры животного происхождения, по заранее разработанной формуле.

На первом этапе находится приготовление парфюмерной композиции (подготовка настоя или парфюмерной жидкости). Парфюмерная жидкость состоит из определённой в процессе изготовления парфюмерной композиции, воды и ректификованного спирта. Прежде чем продолжать процесс производства, парфюмерную жидкость помещают в специальную ёмкость из нержавеющей стали, где она находится длительное время (в среднем этот период может длиться от трёх недель до нескольких месяцев - всё зависит от композиции), за которое продукты растительного происхождения расщепляются и смешиваются с другими компонентами.

В процессе отстаивания, происходит настаивание парфюмерной жидкости определённое количество времени. Это довольно сложный процесс, в ходе которого взаимодействуют разные части парфюмерной компоненты композиции, становясь единым целым и приобретая устойчивый гармоничный аромат. После того как процесс настаивания завершён наступает очередь фильтрации. На этапе фильтрации, удаляется тот осадок, который появился во время отстаивания. После того, как первичный осадок отфильтрован, жидкость помещают в особую установку, где она охлаждается, в процессе чего снова выпадает осадок. Далее жидкость проходит заключительный процесс фильтрации, подогревается до комнатной температуры и становиться продуктом, готовым к фасовке. Её разливают по стерильно-чистым флаконам, которые потом завальцовываются специальной помпой. Этот процесс называется «укупоркой», который, проще говоря, по действию сходен с процессом пастеризации. Потом на флакон надевают крышку, соответственно упаковывают целофанируют.

Добросовестный производитель поддерживает к своему товару и производству в целом, высокие технические требования. Чтобы сохранять своё имидж любая парфюмерная компания обязана контролировать качество выпускаемой продукции по международным стандартам и отсеивать брак на каждом производственном этапе.

В первую очередь парфюмерная композиция и сырье, из которого оно изготовлено должно быть качественным - экологически чистым и безопасным в применении. Таким образом, на конечном этапе, отфильтрованная жидкость должна получиться чистой и прозрачной, без лишних примесей и осадка. Если вы вдруг заметили, что на дне флакона есть какой-либо осадок или частицы неизвестного происхождения, то, скорее всего, вам попался бракованный товар от недобросовестного производителя или вовсе подделка, выданная за оригинал.

Также должна находиться в идеальном состоянии и - от флакона до самой упаковки. Всё должно быть герметично запечатано и не повреждено.

Производитель, который заботится как о потребителе, так и собственном имидже не допустит оплошностей и поэтому старается поддерживать международные стандарты от технологии производства, до выпуска готовой продукции. Как правило, в цехах по производству парфюмерной продукции работают высококлассные специалисты и люди, чётко соблюдающие требования технической безопасности. Внутри помещений также должен царить не просто порядок, а стерильная чистота, без присутствия посторонних запахов и чужеродных элементов.

Этим, предприятие, выпускающее парфюмерную продукцию очень похоже на то, что изготавливает столь важный для каждого человека товар, как медицинские препараты. Рабочие хорошей парфюмерной фабрики, как и на предприятиях, которые , обычно одеты в специальную стерильную форму белого цвета. Поэтому отдавая предпочтение той или иной парфюмерной продукции, важно заранее поинтересоваться, насколько хорошо она зарекомендовала себя на рынке. От качества выбранного вами парфюма может зависеть не только стиль, но и здоровье.



Справочники