Конспект Семинара - практикума для воспитателей «Игры с пальчиками. Задачи родителей и педагогов. Правила работы на тренинге

Задачи:

  • расширить представления педагогов об агрессии и путях ее коррекции.
  • развитие рефлексии.
  • снятие психоэмоционального напряжения.
  • развитие навыков саморегуляции.

Участники: все желающие педагоги.

Оборудование и материалы:

  • стулья по числу участников.
  • магнитофон.
  • музыкальные записи.
  • листы А3, краски, кисти, листы ненужной бумаги или старые газеты, мелки, мяч.

I блок – информационный

  • Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
  • Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

Виды агрессии:

  • вербальная;
  • физическая;
  • раправленная на себя;
  • раправленная на других;
  • регативизм (оппозиционная модель поведения);
  • деструктивная;
  • конструктивная;

Критерии агрессивного поведения:

  • угрожают другим людям (вербально, жестом, взглядом);
  • инициируют физические драки;
  • используют в драке предметы, которые могут ранить;
  • физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно днлают больно);
  • воровство по отношению к человеку, который не нравится;
  • намеренная порча имущества;
  • шантаж, вымогательство;
  • побег из дома;
  • не ходит в школу.

Характерологические особенности агрессивных детей.

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя окружающими.
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  • В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей родителей
  • Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  • Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии.
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий.

Факторы, способствующие становлению детской агрессивности:

  • Плохие отношения с одним или двумя родителями
  • Дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными.
  • Ощущение безразличия к своим чувствам.
  • Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.

3. Факторы воспитания и стиля общения взрослых:

  • Противоречивость требований к ребенку.
  • Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны.
  • Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида...)
  • Использований приказов, обвинений и угроз.
  • Постоянное использование «Ты – сообщений» (как ты смеешь, ты опять...)
  • Негативный стиль общения с ребенком:
  • Вербальное оскорбление детей.
  • Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.

Задачи родителей и педагогов:

  • Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
  • Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  • говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»;
  • «активно слушать» его внутренний мир;
  • не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  • Обладать навыками саморегуляции.

Дети:

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах.
  • Умение направлять гнев на объект. При этом, не уклоняясь в стороны от основной жалобы.
  • Вежливость в обращении.
  • Стремление найти конструктивное решение.

Выражать гнев в косвенной форме.

II блок – практический

1. «Поздороваемся …»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев».
Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшими количеством присутствующих.

2. Поросячьи бега

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния, сплочение группы.
Перед началом упражнения можно ввести некоторую интригу о том, что открыт новый вид Олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником.
Итак, участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что мы попали на поросячьи бега, новый вид олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в хрюкании. Затем сообщается, что игра на время. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Нужно постараться добиться рекорда. (Группа в 30 человек способна справиться за 2 секунды. Выглядит это как единый длительный «хрюк» - волна.)
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

3. Бумажные мячики

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

На полу проводится «граница». Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг.
Сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики». Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника».
Рефлексия. Получение обратной связи.

4. Мир глазами агрессивного ребенка

Цель: саморефлексия, развитие эмпатии.
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные действия и намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.
Упражнение проводится в кругу. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет нога на ногу и.д.) Окружающие комментируют это действие с позиции агрессивного ребенка. Например, ты встал, потому что хочешь толкнуть мой стул, ты улыбаешься, так как кто-то сказал про меня гадость.
Рефлексия. После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной» жертвы. Бывали ли они в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять.

5. Обзывалки

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – моя морковка»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

6. Упражнение на развитие навыков саморегуляции

Цель: развитие навыков визуализации и саморегуляции.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий спокойным голосом зачитывает текст инструкции: «Вспомните день, в который вы охотно идете на работу… Когда вы идете не очень охотно на работу…Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными… Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны…
Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш вдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете – не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение, обиду. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

7. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения

Цель: развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Под медитативную музыку все участники рисуют любые изображения, цветовые пятна в течение 10 -15 минут. После этого рисунки отдаются психологу «в сейф».

8. Подведение итогов. Обсуждение своих эмоциональных переживаний и ощущений. Совместная выработка и обсуждение рекомендаций по работе с агрессивными детьми, приемов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения для детей и взрослых.

Литература :

  1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / под ред. Е.А. Левановой СПб, Питер. 2007.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь 2007.
  3. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб. Речь 2007.
  4. Новикова Л.М. Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М. Эксмо, 2008.

Ольга Владимирова
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Мое хорошее настроение»

Оборудование : музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, цветные карандаши, листы А4 по количеству участников, обручи по количеству участников, несколько повязок на глаза или шарфы, воздушные шары по 1 на пару участников, скороговорки, написанные на отдельных листочках не менее 10шт., мягкие игрушки или мягкие снежки, несколько корзин.

Место проведения : музыкальный или физкультурный зал

Количество участников : от 6 до 12 человек

Время проведения : 1час.

Цель :

Создать положительный эмоциональный настрой ;

Сплочение коллектива;

Снятие мышечного напряжения;

Обучение техникам работы с отрицательными эмоциями .

1. Приветствие. Сбор ожиданий от участников семинара .

Психолог : С каким чувством начинаете семинар ? Что бы хотели получить в ходе семинара ?

Ответы педагогов : Настроение хорошее , хочется узнать что-нибудь новенькое. Хочется поиграть и поднять настроение… . Расслабится и забыть о проблемах…

Психолог : Тема нашего семинара сегодня : «Моё хорошее настроение » . Мы с вами сегодня поиграем, поднимем настроение , а также научимся видеть проблемную ситуацию со всех сторон, анализировать ее, получим новый опыт быть с отрицательными эмоциями и проговаривать их с помощью скороговорок и многое другое…

2. Разогрев.

2.1. Игра «Займи свое место» . Инструкция. Каждый участник встает в обруч. Затем звучит веселая музыка и игроки выходят из своих обручей. Ходят по залу, пока звучит музыка. Как только музыка перестает играть участники должны успеть встать в свободный обруч. Затем по одному обручу убирать. Выигрывает тот, кто займет последний обруч.

2.2. Игра «Равновесие» . Инструкция : Один участник пытается вывести из равновесия другого человека любыми путями : нажимает, толкает, отвлекает. Задача первого удержаться на ногах. Затем меняются.

2.3. Игра «Паучки и комары» . Инструкция : участники разбиваются на пары, одна пара ловит свободными руками других участников группы, похожая игра сети.

2.4. Игра «Шарик на двоих» . Инструкция : удерживать воздушный шарик одновременно двумя участниками, совершать различные действия под весёлую музыку : идти вперед-назад, чтобы не лопнул, не упал. Усложнять игру можно давая инструкцию участникам удерживать шарик лбами, спиной, коленями и д. т.

Если вас все-таки вывели из равновесия и забрали хорошее настроение , возможно ли его как-то вернуть?

3. Рефлексия. Умение видеть ситуацию со всех сторон. Находить хорошие и плохие стороны в любой ситуации.

Ситуация : «на улице хмурая и дождливая погода. Идет дождь»

Ваша обычная реакция?

Вопросы подсказки : Что произошло в этой ситуации? Есть ли здесь что-то хорошее ? Чем эта ситуация может быть выгодна для вас лично ?

4. Игра «Скороговорка» цель : поднять настроение , восстановить силы, снять мышечное напряжение лица и внутренней злости.

Каждый участник получает карточку со скороговоркой и вспоминает ситуацию, в которой чувствовал раздражение. Имитирует данную ситуацию : сдвинув брови и сжав кулаки, ходит по комнате и бормочет себе под нос скороговорку (в удобном темпе, ворчит. Время от времени игроки останавливаются друг перед другом и монотонно друг перед другом произносят свою скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое недовольство, раздражение.

Второй этап : Игроки, молча, ходят по комнате. Время от времени останавливаются друг перед другом и сердито грозным голосом трижды выкрикивают свою скороговорку. После этого продолжают ходить, молча до следующей встречи.

По окончанию игры происходит обсуждение : что участники чувствовали после проведения игры. В каком случае удалось освободиться от напряжения? Хотелось ли смеяться?

Скороговорки :

«Тух-тиби-тух»

«Все бобры добры для своих бобрят»

«Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была»

«Водовоз вез воду из-под водопроводу»

«Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку»

«Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком»

«Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером»

«Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку – рак за руку Греку Цап!»

«Шла Саша по шоссе несла сушку на шесте и сосала сушку»

«Шесть мышат в камышах шуршат»

5. Игра на доверие в парах. Инструкция : 1-й участник с завязанными глазами должен выполнить устную инструкцию 2-го участника «собрать игрушки в корзину, не наткнувшись на других участников игры. Побеждает та пара, которая быстрее всех выполнит задание и соберет все игрушки в корзину, не потеряв ни одной». Затем участники меняются - 10мин.

6. «Волшебная ладошка» Рисование. Каждый участник обводит цветными карандашами свою ладошку. Внутри ладошки каждым участником пишется пожелание. Затем передает ладошку соседу справа, так пока все участники не напишут пожелание друг другу. Визуализация хорошего настроения , которое сегодня заберет с собой каждый из участников семинара - 5-7 мин .

7. Заключение. Обсуждение в кругу.

Психолог : С каким чувством заканчиваете занятие? Два-три предложения про себя, про семинар в целом .

Ответы педагогов :

Педагог№1 : Мне понравились скороговорки, трудно было не смеяться и громко выкрикивать ее. Запиналась и сбивалась. Заканчиваю с чувством спокойствия и удовлетворения….

Педагог №2 : Мне тоже понравились скороговорки….еще было интересно собирать игрушки в корзину, было проще слушать инструкции, чем давать их самой….

Педагог №3 : Я заканчиваю с ощущением расслабленности, тепло по всему телу, игра с воздушным шариком потребовала от меня собранности и ловкости, удержать шарик головой оказалось совсем нелегко….

7а. Заключительное упражнение «Кувшин удовольствий» , настраивает на положительный настрой . Участники становятся в круг. Наполняют кувшин хорошим настроением и изобилиями , всеми человеческими благами. Например, счастье, отдых, хорошее настроение , удовольствие, любимая работа, достаток…. затем все участники группы по очереди изображают купание в данном кувшине удовольствия-3 мин.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62» Заводского района г. Саратова

Конспект

Семинара - практикума для воспитателей

«Игры с пальчиками»

Педагог – психолог

Сергеева Елена Михайловна

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий

Задачи:

1. Познакомить с пальчиковыми играми.

2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.

3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.

4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.

План проведения встречи:

1. Упражнение «Приветствие».

2. Рассказ о развитии мелкой моторики.

3. Показ пальчиковых игр (стихи, иллюстрации к ним).

5. Итог встречи.

1. Упражнение «Приветствие».

Добрый день. Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.

2. Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно?

В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача взрослых - превратить обучение в увлекательную игру!

Проводите упражнения регулярно. Выразительно произносите текст и показывайте детям сопровождающие его движения. Пусть каждый ребенок попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

ДОЖДИК

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями

Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

3. Показ пальчиковых игр.

Я предлагаю вам игры, которые можно проводить с детьми. (Приложение 1)

4. Знакомство с методикой пальцевого массажа.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

Работа рук способствует психическому успокоению

Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах

Способствует возникновению успокаивающего эффекта

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа, с которой я хочу вас познакомить (Приложение 2)

5. Итог встречи.

Я хочу поблагодарить вас за работу и прошу вас рассказать о своих впечатлениях и пожеланиях.

Приложение 1

Мелкая моторика (практика)

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Гости

К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна,(большой и средний)

Рад Серёжа,(большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!!!

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

Приложение 2

Японская методика пальцевого массажа

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорее

Пальчики-удальчики.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять».

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

3. Массаж шестигранными карандашами:

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) пальчиками:

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

5. Массаж грецкими орехами:

Катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Трубчевский детский

сад комбинированного вида «Теремок»

242220, Брянская область, г. Трубчевск, ул.Брянская, д.100, тел. 8 (48-352)2-28-63

Конспект семинара-практикума

для воспитателей

«Педагогическое мастерство воспитателя»

Старший воспитатель: Турлак Алла Алексеевна.

Октябрь, 2012г.

г.Трубчевск.

МБДОУ детский сад «Теремок»

Программа семинара.

Жеребьевка, разминка (не оценивается)

1 тур . “Вопрос-ответ”.

2 тур. “Создай свой имидж”.

Доклад “Имидж педагога”.

3 тур. Игра “Пятью пять”.

Динамическая пауза «Дружеский шарж»

4 тур. «Художественная литература

5 тур. «Что бы это значило?»

6 тур. « Педагог-художник.»

«Драматизация сказки.»

Доклад «Позиции воспитателя»

Решениеребусов (не оценивается)

Подведение итогов.
Цель семинара: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.


  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.

  2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

  3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.

  4. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.

  5. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на которых стоят таблички с направлениями развития детей в соответствии с ФГТ), магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, ручки, бумага, стенд «Пятью пять», репродукции картин «Весна. Большая вода.», «Золотая осень», «Март» - Левитана; «Аленушка», «Три богатыря» - Васнецова; «Утро в сосновом лесу», «Рожь» - Шишкина; «Грачи прилетели» - Саврасова, атрибуты для драматизации сказки, ребус, карточки с заданиями, магнитная доска с магнитами.

Предварительная работа : знакомство с литературой по теме семинара-практикума.

Жюри – члены экспертной группы, заведующий МБДОУ.

1 тур оценивается:

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

2 тур оценивается:

5 баллов - за человека от группы с обоснованием своего выбора.

3 балла – за человека от группы без обоснования своего выбора

0 баллов – никого не отправили

3 тур оценивается:

5 баллов - за правильный ответ;

3 балла - за ответ данный после подсказки;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

1 балл - за правильный ответ на вопрос другой команды

4 тур оценивается за каждое произведение:

3 балла – продолжили с ошибками, назвали автора или продолжили уверенно, не

0 баллов - нет продолжения

5 тур оценивается:

3 балла – за правильный ответ;

0 баллов – неверный ответ

6 тур оценивается за каждую картину:

5 баллов – названы картина и художник;

3 балла – названы либо картина, либо художник;

0 баллов – нет ответа.
Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Старший воспитатель:

Перелистав известные тома,

Мы научились говорить красиво.

Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,

Но ведь не только в этом наша сила.

И в каждый час, и в каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота.

Кусочек сердца отдавать кому-то,

Такая вот у нас с вами работа.

И если не решается вопрос,

Они спешат к тебе, ища подмоги.

Устраивают жизненный допрос.

Но ведь и мы с вами ведь далеко не боги!

Сегодня мы проведем семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя». Для работы семинара нам нужно жюри, а также 2 команды для игры и я предлагаю гостям и заведующему МБДОУ почетную миссию – жюри. А сейчас мы образуем две команды.

Здесь на столе лежат карточки, на которых написаны образовательные области. На столах напротив стоят таблички с названием направлений развития детей в соответствии с ФГТ – это: «Физическое развитие», «Познавательно-речевое», «Социально-личностное» и «Художественно-эстетическое». Уважаемые коллеги! С помощью этих карточек вы разобьетесь на 2 команды, т.е., каждый возьмет по карточке с обозначенной образовательной областью и займет место соответственно направлению развития. Подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите себе по одной карточке и займите свои места.

Итак, у нас получилось 2 команды: «Знатоки» и «Мастера». Прикрепите свои эмблемы и начнем работать.

Разминка, которая поможет вам настроиться на работу: в конвертах лежат карточки с рядом аббревиатур, расшифруйте их и составьте свое слово аббревиатуру, связанное с образованием, предложите свои варианты противоположной команде.

Уважаемое жюри, разминка не оценивается, она помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.


1 тур. “Вопрос-ответ”
Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри.На задание отводится 10 минут.

Задача: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года, знание имен и отчеств сотрудников ДОУ.


  1. карточка


  1. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 6-го года жизни? (15 занятий)

  2. Напишите имена и отчества помощников воспитателей и мужчин, которые работают в МБДОУ?

  3. Какова продолжительность НОД для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)
2 карточка

  1. Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.

  2. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)

  3. Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада, кроме помощников воспитателей?

  4. Какова продолжительность НОД для детей 6-го года жизни? (Не более 25 мин.)

2тур. “Создай свой имидж”

На задание отводится 3 минуты.

Задача: умение правильно повести себя в форс-мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма: “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 2 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой команды необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.
Доклад “Имидж педагога”. (Приложение№1)- 4 мин
3тур. “Пятью пять”
Задача: проверить эрудицию коллектива.

На магнитной доске расположена таблица с пятью темами для обсуждения. Каждая тема состоит 5 вопросов.

Участники из команд по очереди выбирают тему и номер вопроса. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 2 раз.
Литература


  1. Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)

  2. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? (“Мойдодыр”)

  3. Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)

  4. Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)

  5. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)

«Кот в мешке»


  1. К какой образовательной области относится вид непосредственно образовательной деятельности – «Развитие речи»?

  2. К какой образовательной области относится вид непосредственно образовательной деятельности – «Конструирование»?

  3. Назовите виды детской деятельности в соответствии с ФГТ?

  4. По какой программе работает наше ДОУ?

  5. Назовите формы работы познавательно-исследовательской деятельности?

Спорт


  1. Бег на длинные расстояния? (Кросс)

  2. Спортивный каюк, амба, кранты, конец? (Финиш)

  3. Награда для победителя. (Кубок)

  4. Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)

  5. Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток)

География


  1. Самая большая лужа? (Океан)

  2. Какой областной центр России летает? (Город Орел)

  3. Всеобщий зверинец? (Фауна)

  4. Какой полуостров России жалуется на свои размеры? (Полуостров Ямал)

  5. Приток Днепра, который можно найти у нас во рту. (Река Десна)
История

  1. Праздничные цветы на небесах? (Салют)

  2. Самая веселая из муз, обожаемая женщинами? (Талия)

  3. Ваня, ставший царем? (Иоанн)

  4. Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви?(Секта)

  5. Склад государственных бумаг? (Архив)

Динамическая пауза «Дружеский шарж». На задание отводится 5минут.

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды.
4тур. Художественная литература (Приложение№2)
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:

Закончите стихотворение, которое написано в карточке и назовите его автора.

Обсуждение и подготовка – 5 мин.

Задача : выявить знания педагогами программных произведений и авторов.
5тур. Что бы это значило?

Угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

Прыщавый;

Кудрявый (правильный ответ) ;

Веснушчатый.

Уварахтаться:

Испачкаться (правильный ответ) ;

Укутаться;

Заблудиться.

Остолопиться;

Сердиться;

Упрямиться;

Растеряться (правильный ответа) ;

Встреснуться:

Влюбиться;

Спохватиться (правильный ответ) ;

- встряхнуться.

Елдаечки:

Пшеничные лепешки (правильный ответ) ;

Старинные женские украшения;

Качели.

Басить:

Ходить босяком;

Наряжаться(правильный ответ)
6 тур. Педагог-художник
Ст.воспитатель показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины.

Задача: выявить знания педагогами программных произведений искусства и авторов.
Наши конкурсы закончены.У жюри есть время подвести итоги, чтобы назвать имена победителей нашей встречи. А мы продолжим.
Итак, у нас 2 команды. В которых 14 человек. Все вы разные, но у вас много общего и сейчас мы это проверим.


  • Упражнение «Сходства и различия»:

  • Топните те, кто умеет вязать;

  • Встаньте те, кто любит сладкое;

  • Издайте клич индейцев те, кто любит природу;

  • Подпрыгните те, кто любит праздники;

  • Похлопайте себя по коленкам те, кто не любит заниматься спортом;

  • Покачайте головой те, кто не умеет играть на музыкальных инструментах;

  • Потрите ладошки друг о друга те, кто хочет в отпуск;

  • Закиньте ногу на ногу те, кто любит танцевать;

  • Мяукните те, у кого дома есть домашние животные;

  • Хлопните в ладоши те, кто любит детей.
Вот видите, сколько много у вас общего, а чтобы 2 команды стали сейчас одной, я вам предлагаю совместную драматизацию сказки.
Драматизация сказки.(Приложение №3)

Задача: развивать сплоченность, умение в экстренных ситуациях работать слаженно, умение распределять роли, проявлять творчество.
Команды объединяются, по предложенному сценарию распределяют роли, выбирают атрибуты и драматизируют сказку.
Решение ребуса

Ключевое слово "молодцы". Командам дается задание - произнесите слово:

Все участники - громко, тихо, быстро, медленно, весело

жюри - вопросительно

все участники - утвердительно.

Подведение итогов семинара-практикума.
Приложение№1

Доклад «Имидж педагога»
Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия – наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Вооружившись знаниями, воспитатели должны понимать, что это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и дошкольников складывается в современных отношениях. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Существует много суждений и мнений о том, кто же создает имидж?


  • во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

  • во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.

  • в-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

  • в-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.
Для профессии воспитателя выделяются следующие основные составляющие имиджа:

  • внешний облик,

  • использование вербальных и невербальных средств общения,

  • внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Имидж воспитателя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. В переводе с английского имидж в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т.п. Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». (С.И.Ожегов).

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе

детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде

всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, молодым воспитателям, мы рекомендуем, не приходить на работу в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Вообще есть своя специфика одежды, обуви (высокий каблук нельзя - травмоопасно, обувь исключительно с задниками, одежда неярких цветов, предпочтение оттенкам желтого, розового, голубого, зеленого) ну это у кого что есть... Психологи рекомендуют из макияжа непременно подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта.

Приложение №2
Елена Благинина

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шептал он будто,-
Посидим и в тишине!..

Унылая пора! Очей очарованье!

Зимний вечер

Александр Пушкин


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.



Справочники