Свинцовые вислые печати древней руси. Домонгольские печати князей, церковных иерархов и должностных лиц

Кроме киевских князей право пользоваться печатями имели высшие светские должностные лица – посадники, т.е. наместники князя в городах.

Наиболее известны две печати посадников киевских князей:

1) Печать тмутараканского посадника Ратибора;

2) Печать новгородского посадника Завида.

В настоящее время известны семь печатей Ратибора в пяти вариантах. Они были обнаружены во время археологических раскопок в Крыму, под Киевом и в Полтавской области. Печати Ратибора вислые, свинцовые, разных размеров, 22-27 мм и более. На них изображен с одной стороны Климент, папа римский, в святительном облачении с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По обеим сторонам изображения надпись, которую Н.П.Лихачев читает: "О Климент", на обороте печати надпись "От Ратибора". Имя Ратибор языческое. Возможно, что посадник Ратибор имел христианское имя Климент, поэтому изображение Климента – папы римского попало на его печать. Это только предположение. Однако, то обстоятельство, что часть печатей найдена на территории Крыма, а также характер работы по выполнению печати позволяют отнести их в 11 веку и приписать тмутараканскому посаднику, боярину и тысяцкому Ратибору. Палеографический анализ надписи, изучение начертания букв, тоже не вызывает сомнения, что эти печати относятся к 11 – началу 12 века. В.Л.Янин обращает внимание на форму надписи печати "От Ратибора". Она не только определяет принадлежность печати, но и указывает, что документ с этой печатью содержит "рукописание владельца печати, его распоряжение, письмо, донесение". Вероятно, Ратибор пользовался печатью для заверения своей корреспонденции.

Печать Завида датируется 80-90-ми годами 11 века. Существует 14 экземпляров печати Завида в 2 вариантах. Иконография печати – условное схематическое изображение фигуры святого Федора, помещенное на одной стороне. На другой стороне печати – благопожелательная надпись: "Воззри на меня, протопроедра Евстафия". Греческий титул "протопроедр" означает "советник князя". Христианское имя Федор носил киевский князь Мстислав Великий, посадником которого в Новгороде был Завид. Евстафий – это христианское имя, полученное самим Завидом в крещении.

3. Печати духовенства

Все известные к настоящему времени древнейшие печати киевских митрополитов относятся к 11 – началу 12 века. Их обнаружено 18 экземпляров в 13 вариантах. Печати высшего русского духовенства отражают зависимость главы русской церкви от Византии. Русская церковь стала автокефальной, т.е. самостоятельной, только в 1589 году при царе Федоре Ивановиче, когда было учреждено патриаршество в России. С 988 до 1589 года русская церковь существовала на правах митрополии, подчинялась Константинопольскому патриарху, глава русской церкви имел титул митрополита и назначался Константинополем. Зависимость русской церкви от Константинополя проявлялась в иконографии печатях высшего киевского духовенства. На печатях помещалась личная эмблема константинопольского патриарха. Зависимость отражалась и в надписях на печатях: киевский митрополит именовался в этих надписях синкеллом. Синкелл – греческий титул, означавший члена совета константинопольского партриарха. Киевский митрополит признавался всего лишь советником константинопольского патриарха.

Наиболее известные печати этого типа – печать митрополита Феопемпта (30-40-е годы 11 века), печати митрополитов Николая и Никифора (конец 11 – начало 12 века).

Глава III. Печати Древнерусского государства


Печатями в XI - начале XII в. имели право пользоваться только представители высшей государственной и церковной власти. Ими являлись: великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах, посадники, управлявшие от имени Киевского князя отдельными частями Киевского государства, а также митрополиты.

Княжеские печати. Недостаток источников не позволяет установить время, с которого русские князья начали удостоверять печатями свои грамоты. Новые археологические находки показывают, что княжеские печати бытовали на Руси еще в языческое время, до принятия христианства. В XI в. княжеские печати были распространены повсеместно, являясь одним из обязательных атрибутов княжеской власти.

Все до сих пор обнаруженные печати Древнерусского государства вислые. Наиболее древний тип княжеских печатей, который сложился в X в., в дохристианский период, состоит из изображения княжеской тамги - знака Рюриковичей, "условного княжеского портрета" и круговой надписи. Печати этого типа "бытуют до конца третьей четверти XI в.". В. Л. Янин называет их "печатями архаической традиции" * .

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 40-41. )

Древнейшей печатью такого типа являлась печать Святослава Игоревича (ум. 972 г.), на которой помещался княжеский знак в виде двузубца. К этому же типу печатей относится другая древнейшая свинцовая печать X в., принадлежавшая полоцкому князю Изяславу Владимировичу. Эта печать найдена во время раскопок в Новгороде в 1953 г. (см. рис, 4). На лицевой стороне печати изображен знак Рюриковичей. Вокруг знака идет надпись, которая может быть прочтена как Изас/лав/ос, т. е. греческое звучание имени Изяслав передано русскими буквами. На обороте печати сохранились остатки какой-то круговой надписи. Разобрать можно только три буквы ГРА. К печатям этого типа относятся печати, принадлежащие сыновьям Ярослава Мудрого - Святославу и Изяславу. На их печатях в полный рост изображается человеческая фигура в княжеской шапке или императорском венце. По всей вероятности, это изображение князя, владельца печати.

Печати архаической традиции обнаруживают большую близость с монетами, которые чеканились древнерусскими князьями в конце X - начале XI в. На монетах также изображался знак Рюриковичей в круговой надписи и стоящий в рост князь.

С середины XI до начала XII в. включительно распространяется другой тип княжеских печатей - "греко-русский". Печати этого типа являются подражанием византийским печатям. На одной стороне такой печати изображался христианский святой, имя которого носил князь, владелец печати. На оборотной стороне печати помещалась благопожелательная надпись на греческом языке: "Господи, помози рабу твоему" и далее указывались имя владельца печати - христианское, а иногда и второе имя - языческое или так называемое "имя княжее". Древнейшие источники, в частности летописи, сохранили для князей обычно только "имя княжее", т. е. светское имя, каким он официально именовался. Христианское же имя князя осталось неизвестным.

Путем привлечения и сопоставления различных источников исследователям удалось установить почти все христианские имена, принадлежавшие древнерусским киевским князьям. Так, известно, что Владимир Святославич имел христианское имя Василий, его сын Ярослав - Георгий, сыновья Ярослава - Всеволод и Вячеслав носили христианские имена Андрей и Меркурий. Владимир Мономах - Василий, его сын Мстислав - Федор. Но имена князей повторяются. Поэтому при определении принадлежности печати встает ряд трудностей. Открывается широкое поле для догадок с различной степенью вероятности.

В качестве примера, указывающего на трудности при определении владельца печати, можно привести печать с именем Георгия-архонта. Эту печать еще в начале XX в. определили, как принадлежавшую Юрию Долгорукому. Н. П. Лихачев на основании изучения внешних данных печати считал, что архонтом и владельцем печати может именоваться только киевский князь Ярослав Мудрый * . Однако В. Л. Янин, отмечая основательность аргументов Н. П. Лихачева в пользу принадлежности печати Ярославу Мудрому, находит возможным заключить, что "Ярослав Мудрый должен быть признан вероятным, но не единственным претендентом на обладание этой печатью" ** . Владельцем печати может быть любой князь, пользовавшийся самостоятельностью в третьей четверти XI в., христианское имя которого неизвестно, так как архонтами именовались, как теперь установлено, не только киевские князья.

* (Н. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 156. )

** (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 24. )

Не вызывает сомнений определение принадлежности печатей сыновьям Ярослава Мудрого - Вячеславу и Всеволоду, Владимиру Мономаху, Олегу Святославичу и его жене Феофании и некоторым другим.

На свинцовых печатях сыновей Ярослава Мудрого Вячеслава и Всеволода изображены святые - Меркурий и Андрей. Печати имеют указания на двойные имена. Печать Всеволода Ярославича обнаружена в восьми вариантах. Причем можно проследить последовательное копирование печатей, в результате которого безупречный первоначальный образец подвергался все новым и новым искажениям.

Значительный интерес представляет печать Владимира Мономаха, найденная в Новгороде. На печати изображен святой Василий Кесарийский и помещена греческая надпись - "Печать Василия, благороднейшего архонта России Мономаха". Печать содержит указание на христианское имя, совпадающее с известным по разным источникам именем Владимира Мономаха (1073- 1125 гг.). Христианское имя Владимира дополнено пышным титулом "благороднейший архонт России" и родовым прозвищем - "Мономах". На печати встречаем впервые прижизненное именование Владимира Всеволодовича Мономахом. Прозвище Мономах было им присвоено от матери, которая являлась византийской принцессой из дома Константина Мономаха. Этим прозвищем - Мономашичи - гордились и в последующих поколениях, оно трансформировалось в преемственность великодержавной власти от византийских императоров * . Рассматриваемая печать относится, очевидно, к раннему этапу деятельности Владимира Мономаха, так как его поздние печати имеют иной тип.

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 19. )

В начале XII в. появляется новый тип княжеских печатей, продолжающий линию развития печатей "греко-русского" типа. На одной стороне такой печати расположена надпись на русском языке: "Господи, помози рабу своему такому-то", а на обороте - изображение святого, имя которого соответствует названному в надписи на лицевой стороне имени владельца печати. Таких печатей известно довольно много, часть их несомненно принадлежит древнерусским князьям. В настоящее время найдено 22 печати, принадлежавших Владимиру Всеволодовичу Мономаху. На печатях, относимых к позднему периоду деятельности Владимира Мономаха (не ранее 1113 г.), помещается русская надпись: "Господи, помози рабу своему Василию, князя русьского", а на оборотной стороне - поясное изображение Василия Кесарийского и надпись, указывающая, что изображен св. Василий.

К этому же типу относятся печати сына Владимира Мономаха - князя Мстислава Владимировича. На его печатях помещены на одной стороне русская надпись: "Господи, помози рабу своему Федору" или "Спаси, господи, раба своего Феодора", а на оборотной стороне - изображение св. Федора в полный рост с копьем и со щитом и надпись "св. Феодор".

Более 150 лет вызывает интерес исследователей другая печать, связываемая с именем князя Мстислава Владимировича и жалованной грамотой этого князя, данной около 1130 г. новгородскому Юрьеву монастырю * .

* (Н. П. Лихачев. Материалы... ЕЫП. 1, стр. 16. )

На одной стороне печати изображен Иисус Христос, сидящий на "престоле", правая его рука благословляет, в левой руке он держит закрытую книгу. На другой стороне отчетливо изображен воин. Правая нога воина наступает на змия с раскрытой пастью, правой рукой воин вонзил в пасть змия копье. Левая рука воина держит ножны меча, немного ниже рукоятки. На печати изображен решительный момент схватки воина со змием: если бы удар копьем не принес воину победы, то воин должен был бы правой рукой выхватить из ножен меч и пустить его в ход, чтобы одолеть змия * .

* (Н. П. Лихачев. Материалы.., вып. 1, стр. 14-19. )

Матрица печати, с которой получен этот оттиск, имеет, по мнению Н. П. Лихачева, черты "византийского влияния". Изучение византийских изображений святых позволяет установить, что воин, сражающийся со змием, - мученик Федор Стратилат. Христианское имя князя Мстислава Владимировича - Федор, поэтому на его печати и изображен Федор Стратилат.

В. Л. Янин высказал сомнение в подлинности печати Мстиславовой грамоты. Основные его аргументы сводятся к следующему. Во-первых, печать Мстиславовой грамоты состоит из двух серебряных пластинок, между которыми пропущен шнур. Этот тип печатей характерен для начала XIII в. и не встречается в более раннее время. Свинцовые печати XII в. оттискивались на цельнометаллической заготовке, имеющей отверстие для шнура. В. Л. Янину удалось найти золотую печать конца XII в., по технике изготовления подобную свинцовым печатям XII в. Отсюда он делает вывод, что печать Мстиславовой грамоты не имеет аналогий в современных ей печатях XII в., и, наоборот, близка к печати начала XIII в. Во-вторых, сопоставление печати Мстиславовой грамоты с печатями начала XIII в. позволяет установить большое ее сходство с печатями великого князя Александра Невского. Общий вывод В. Л. Янина: печать Мстилавовой грамоты на сто лет моложе грамоты, к которой она привешена. Отыскивая аналогии среди печатей XIII в., 3. Л. Янин приходит к мысли, что эта печать принадлежала отцу Александра Невского великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу, который, как и Мстислав Владимирович, имел христианское имя Федор.

Объясняя появление печати Ярослава у Мстиславовой грамоты, В. Л. Янин высказывает два предположения: во-первых, Ярослав мог подтвердить старую жалованную грамоту, скрепив ее своей печатью; во-вторых, печать может быть подложной. Автор более склоняется ко второму предположению. Самый акт не настолько важен, чтобы потребовалось его утверждение золотой печатью. Что касается времени, когда совершен подлог, то В. Л. Янин считает, что это могло быть сделано в середине XVI в., когда правительством Ивана IV была произведена частичная секуляризация церковных имуществ. В это время монастырям "приходилось документально подтверждать свои права на земельные владения, и внешней солидности документов не могли не придавать должного значения" * .

* (В. Л. Янин. Печать Мстиславовой грамоты. "Краткие сообщения ИИМК", вып. 65. М., 1956, стр. 42-48. См. также: В. Л. Янин. Актовые печати, т. II, стр. 16-21. )

Аргументы В. Л. Янина недостаточно убедительны. Во-первых, слишком мало печатей сохранилось от XII и XIII вв., чтобы можно было категорически утверждать, что в начале XII в. не могло быть печатей, составленных из двух серебряных позолоченных пластинок. В более позднее время, от которого дошло до нас значительное количество печатей, исследователь встречается с их большим разнообразием. Во-вторых, предположение, что подложная печать появилась в середине XVI в., слишком слабо аргументировано. К сожалению, состояние источников таково, что более солидную аргументацию трудно привести.

Печати должностных лиц. От периода Древнерусского государства сохранились печати должностных лиц. К ним относятся печати тмутараканского посадника Ратибора.

В Начальной Летописи под 1079 г. рассказывается, что в этом году великий князь киевский назначил своим представителем в Тмутаракань посадника Ратибора. В дальнейшем Ратибор известен по летописи как боярин при Владимире Мономахе и как тысяцкий в Киеве. Все сообщения о нем относятся к концу XI - началу XII в.

Известны семь печатей Ратибора в пяти вариантах; они найдены в Крыму, а также под Киевом и в Полтавской области. Печати Ратибора вислые, свинцовые, разных размеров (22-27 мм и больше). На них изображен, с одной стороны, Климент - папа римский, в святительском облачении с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По обеим сторонам изображения надпись, которую Н. П. Лихачев читает: "О Климент", на обороте печати надпись: "От Ратибора".

Имя Ратибор - языческое. Возможно, что посадник Ратибор носил христианское имя Климента, поэтому изображение Климента - папы римского попало на его печать. Это только предположение. Однако то обстоятельство, что часть печатей найдена на территории Крыма, а также характер работы по выполнению печати позволяют отнести их к XI в. и приписать тмутараканскому посаднику, боярину и тысяцкому Ратибору. Палеографический анализ надписи, т. е. изучение начертания букв, тоже не вызывает сомнения в том, что эти печати относятся к XI-началу XII в. Последний исследователь печати Ратибора В. Л. Янин обращает внимание на форму надписи на печати - "От Ратибора". Она не только определяет принадлежность печати, но и указывает, что документ с этой печатью содержит "рукописание" владельца печати, его распоряжение, письмо, донесение Вероятно. Ратибор пользовался печатью при запечатывании своей корреспонденции и печать указывала на обратный адрес.

Помимо печатей посадника Ратибора известны печати, которые, по определению В. Л. Янина, принадлежали новгородскому посаднику Завиду (ок. 1088-1094 гг.).

На лицевой стороне печати изображен св. Феодор в полный рост, с копьем и щитом, а на обороте греческая надпись: "Воззри на меня протопроедра Евстафия". Греческий титул протопроедр на русских печатях означает советник, помощник князя * . Христианское имя Федора, как уже говорилось, носил новгородский князь Мстислав Владимирович. Владелец печати являлся советником князя Мстислава Владимировича, на что и указывает изображение на печати св. Феодора.

* (В. Л. Янин. Новгородские посадники. М., 1962, стр. 60. )

Печати духовенства. Известны древнейшие печати киевских митрополитов XI - начала XII вв., которые отражают зависимость главы русской церкви от константинопольского патриарха. Эта зависимость выражается в помещении на печатях личной патриаршей эмблемы и в именовании митрополита синкеллом. Титул синкелл - почетный, обозначающий, что митрополит числился членом совета Цареградского патриарха. На печати митрополита Феопемпта (1037-ок. 1043) изображен св. Иоанн Предтеча, а на обороте греческая надпись "Господи, помози Феопемпту, митрополиту России". Иоанн Предтеча, по мнению В. Л. Янина, помещен на этой печати как личный патрон византийского патриарха Алексея Студита, при котором Феопемпт получил Киевскую митрополию * .

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 47. )

Титул синкелл встречаем на печати Киевского митрополита Георгия (1068-1073 гг.). На одной стороне печати митрополита Георгия изображен св. Георгий в виде воина с копьем и щитом и надпись по сторонам на греческом языке, свидетельствующая, что изображен св. Георгий. На другой стороне печати также греческая надпись: "Господи, помози Георгию митрополиту России и синкеллу". Печать митрополита Георгия в то же время подчеркивает и крепнущую самостоятельность киевской митрополии. На печати изображен личный патрон митрополита - св. Георгий. Печати митрополитов и князей внешне сходны, их различают только надписи.

С конца XI в. личные эмблемы на печатях митрополитов исчезают. Они заменяются общецерковным символом - изображением Богоматери, по которому сразу можно было определить принадлежность печати и документа, скрепленного этой печатью.

Первые печати с изображением Богоматери принадлежали киевским митрополитам Николаю (1096-1104 гг.) и Никифору (1104-1121 гг.).

На печати митрополита Никифора на одной стороне помещено изображение Богоматери, а на другой - греческая надпись: "Пресвятая, воззри на меня, Никифора России". Таким образом, вырабатывается новый тип печатей высшего духовенства с изображением Богоматери как эмблемы церкви в сочетании с греческой надписью. Этот тип печатей высшего духовенства долгое время остается господствующим.

Печати с надписью "Дьнеслово". Кроме рассмотренных печатей известна серия древнерусских печатей с изображением святых (Михаила, Давида, Феодора, Георгия, Пантелеймона и др.) или Серафима и Богоматери на одной стороне и надписи "Дьнеслово" - на другой. В определении времени, принадлежности и назначении этих печатей остается много неясного. Впервые проанализировать их пытался Н. П. Лихачев. По его мнению, первая часть надписи - "дьне" или "дено" означало внутри. Печать с такой надписью "указывала, - заключал он, - что в том документе, к которому она привешена, заключено сообщение, известие, может быть, распоряжение, одним словом - чье-то "слово" * . Б. А. Рыбаков называет печати с надписью "Дьнеслово" печатями тайной переписки. Надпись означает - скрытое, сокровенное слово.

* (Н. П. Лихачев. Материалы..., вып. 2, стр. 29. )

Новая попытка определения времени и принадлежности печатей этого типа сделана В. Л. Яниным * . Он принимает толкование значения надписи Н. П. Лихачева и относит всю группу печатей к рубежу XI и XII вв., точнее, к периоду на ранее 1093 и не позднее 1113 г., т. е. времени княжения Святополка Изяславича. Печать с изображением Михаила он связывает с киевским князем Святополком Изяславичем, который в крещении имел имя Михаил. Печать с изображением Феодора он связывает с Мстиславом Владимировичем, которого в крещении звали Феодором. Печати же с изображением Серафима и Богоматери В Л. Янин определяет как печати, принадлежавшие митрополитам. Следует отметить, что, несмотря на значительный успех в определении этих печатей, остается ряд печатей, которые не удается связать с известными именами конца XI - начала ХII в.

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 75-86. )


Рис 18. Печать с надписью "Дьнеслово"

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии.

Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно, что в письменных источниках печати впервые упоминаются в Повести временных лет именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г. – «ношаху посли печати злати, а гостье сребрени».

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в.

Княжеские печати. Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

Печати князей Х – первой половины ХI в. имеют название «булл архаической традиции». На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, Святославу Ярославичу. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Господи, помоги рабу своему Димитрию». В.Л. Янин доказал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу.

В середине ХI в. – на смену печатям архаической традиции приходят печати «греко-русского типа». Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Господи, помоги рабу своему…». Этот тип печатей бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди этих печатей – буллы таких князей, как Всеволод Ярославич, его брат – смоленский князь Вячеслав Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и другие. Печати Владимира Мономаха (их известно более 25 экземпляров). На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой стороне – изображение св. Василия Кесарийского.

На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: «Господи, помоги рабу своему Василию, князя русского» (другой вариант – «Господи, помоги рабу своему Василию).

С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Церковные печати домонгольского времени. Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037 – ок.

1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая надпись: «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России». На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–ХII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение» впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (руб. ХI–ХII вв.).

Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв.

Печати Ратибора. В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий.

Печати протопроедра Евстафия. Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника.

Печати с русской благопожелательной формулой. Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помоги рабу своему...» (ок. 50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Печати с надписью «ДЬНЬСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЬСЛОВО» (ок. 35 экз., от 23 пар матриц). Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах печати тайной переписки. Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н.П. Лихачевым, – «внутри слово».

Печати с патрональными изображениями двух святых. Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.

Печати с изображением княжеского знака и святого. Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно, что в письменных источниках печати впервые упоминаются в Повести временных лет именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г. – «ношаху посли печати злати, а гостье сребрени».

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в. Княжеские печати . Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

Печати князей Х – первой половины ХI в. имеют название «булл архаической традиции» . На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, Святославу Ярославичу. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Господи, помоги рабу своему Димитрию». В.Л. Янин доказал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу. В середине ХI в. – на смену печатям архаической традиции приходят печати «греко-русского типа» . Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Господи, помоги рабу своему…». Этот тип печатей бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди этих печатей – буллы таких князей, как Всеволод Ярославич, его брат – смоленский князь Вячеслав Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и другие. Печати Владимира Мономаха (их известно более 25 экземпляров). На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой стороне – изображение св. Василия Кесарийского. На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: «Господи, помоги рабу своему Василию, князя русского» (другой вариант – «Господи, помоги рабу своему Василию).



С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Церковные печати домонгольского времени . Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037 – ок. 1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая надпись: «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России». На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–ХII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение» впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (руб. ХI–ХII вв.).



Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв.

Печати Ратибора . В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий.

Печати протопроедра Евстафия . Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника.

Печати с русской благопожелательной формулой . Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помоги рабу своему...» (ок. 50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Печати с надписью «ДЬНЬСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЬСЛОВО» (ок. 35 экз., от 23 пар матриц). Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах печати тайной переписки. Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н.П. Лихачевым, – «внутри слово».

Печати с патрональными изображениями двух святых . Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.Печати с изображением княжеского знака и святого . Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

39. Новгородские печати.

Княжеские печати . К XIII в. в Новгороде существовал устойчивый тип княжеской печати с изображением двух святых, тезоименитых владельцу печати и его отцу. Печати этого типа бытуют до конца ХIУ в., правда, их количество заметно сокращается. Деятельность таких князей, как Александр Ярославич Невский, Ярослав Ярославич и Юрий Данилович, отразилась в значительном числе печатей. Так, печатей Александра Невского сохранилось более 40 экземпляров. На них изображены св. Александр с мечом и щитом и св. Феодор, также с мечом и щитом. Есть и другая разновидность печатей Александра Невского, на которых св. Александр представлен в виде всадника, а св. Феодор – в сцене поражения копьем змия. Интересно отметить, что в данном случае всадник изображен с короной на голове, олицетворяя самого князя.

Древнейшим актом, сопровождаемым печатью, является знаменитая грамота киевского князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю (ок. 1130 г.). Печать этой грамоты представляет собой хрисовул: изготовлена из двух серебряных и позолоченных пластин, соединенных краями и зажимавших пропущенный между ними шнур. На одной стороне печати изображен Иисус Христос, а на другой – воин, поражающий копьем змия. Диаметр печати 30 мм. В.Л. Янин убедительно доказал, что она значительно моложе грамоты и является подложной. Он считает, что печать принадлежала великому князю Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), несколько раз занимавшему новгородский стол в период между 1215 и 1236 гг., и была приложена к документу в ходе церковной реформы Ивана Грозного, когда осуществлялась частичная секуляризация монастырских земель. Акт земельного пожалования был скреплен именно хрисовулом для придания ему определенной значимости.

Владычные печати . Печати новгородских архиепископов ХIII–ХV вв.: именные и анонимные. Первые несут на себе изображение Богоматери «Знамение», на другой стороне: «Такой-то (указывается имя) архиепископ Новгородский», вторые вместо надписи имеют изображение креста в различных вариантах. Как исключение следует рассматривать древнейший тип анонимной владычной печати, на которой вместо изображения Богоматери помещена
4-строчная надпись: «Печать владычня»

Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов . Именных печатей с обозначением должности посадника известно сравнительно мало (немногим более 20 булл, содержащих 14 имен). Анонимные печати с надписью «Новгородского посадника». На другой стороне – изображения креста, святого воина на коне или стоящего в полный рост с копьем и щитом и птицы.

Печатей новгородских тысяцких известно 25 экз., на которых указаны
17 имен. На большинстве этих печатей помещены только надписи, например на одной стороне – «Печать Матфея Фалелевича», а на другой – «тысяцкого новгородского». Однако известны буллы с изображением святых, архангела и птиц.

Тиунские печати Новгорода составляют большую группу – более 100 экз., от более чем 50 пар матриц. Они содержат 18 имен; часть имен остаются непрочитанными из-за плохой сохранности печатей. Все тиунские буллы содержат в надписи указание на свою принадлежность, называя имя и должность владельца: на лицевой стороне – «Еремеева печать», на оборотной стороне – «новгородского тиуна».

Печати новгородского Совета господ . Все эти печати анонимны, а формулы надписей на них таковы: «Печать Всего Новгорода» (2 экз.), «Новгородская печать и посадничья» (2 экз.), «Новгородская печать» (ок. 20 экз.) и «Печать Великого Новгорода» (ок. 60 экз.). Помимо надписей, на этих печатях встречаются изображения Вседержителя, вои на, всадника, птицы и зверя.

40. Происхождение и эволюция государственных печатей России.

Государственные печати . Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный характер. Так, после того как в 1699 г. был учрежден первый и высший орден России – орден Андрея Первозванного, изображение всадника, поражающего змия, как правило, окружается цепью ордена. Кроме того, на печатях отразилось территориальное расширение Российской империи – на них стали помещать изображения гербов вновь присоединенных территорий. По сторонам орла под коронами изображались щиты с гербами Чернигова, Новгорода, Астрахани, Владимира, Казани, Сибирской земли и круговая надпись: « Петр Первый Божьею милостью царь и повелитель Всероссийский».

На печатях Павла I появляется изображение мальтийского креста.

В 1882–1883 гг. было точно регламентировано употребление трех государственных печатей – большой, средней и малой:

А)Большая печать прикладывалась, например, к государственным законам, различным учредительным актам государственного значения, к статутам учрежденных орденов, дипломам на княжеское и графское достоинство.

Б)Средняя государственная печать удостоверяла грамоты городам, дипломы на баронское и дворянское достоинство, договоры с иностранными государствами и другие документы.

В)Малая печать прикладывалась, например, к грамотам на пожалование земли, к грамотам монастырям на привилегии, на почетное гражданство.

Печати центральных и местных учреждений . Основное изменение печатей государственных и центральных учреждений в рассматриваемый период заключается в том, что вместо символических изображений, характеризующих деятельность того или иного учреждения, на них появляется изображение герба государства. Однако в ряде случаев традиция была сохранена. Например, на печати Академии наук на груди двуглавого орла изображена сидящая Афина Паллада с копьем и щитом.

Что касается печатей местных учреждений, то на них, как правило, помещался герб города, где находилось данное учреждение, и надпись, раскрывающая принадлежность печати. В том случае, если город или территория не имели своего герба или эмблемы, на печатях помещались одни надписи.

Печати частных лиц . Личные печати рассматриваемого периода характеризуются исключительным разнообразием. На печатях дворян, как правило, помещался родовой герб и надпись, раскрывающая личную принадлежность печати. Печати лиц не дворянского происхождения обычно имеют только надпись, а если на них имеются изображения, то, как правило, случайного характера.

Родовой герб был вырезан на личной печати А.С.Пушкина. На нем в верхней половине щита, разделенного горизонтально на две части, изображена княжеская шапка, а в нижней части щита справа – рука в доспехах, держащая обращенный вверх меч, слева – орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах державу и меч. Об этой печати в стихотворении «Моя родословная»
А.С. Пушкин писал: «Под гербовой моей печатью я кипу грамот схоронил».

Печати ХХ в . Временное правительство несколько изменило герб Российской империи. Двуглавый орел изображался без корон и всадника («раздетый орел»), а также без гербов территорий, входящих в царский титул. Под орлом теперь помещалось изображение Таврического дворца, где проходили заседания Государственной думы.

Первая государственная печать большевистского правительства была изготовлена уже в середине ноября 1917 г. Это была печать Управления делами Совнаркома. Она еще не имела изображений, на ней помещались только надписи: круговая – «Крестьянское и Рабочее Правительство Республики России» и в центре – «Управление делами». Постепенно создавались стихийно печати различных наркоматов и других учреждений.

Единая государственная печать с гербом РСФСР была окончательно утверждена 19 июня 1918 г. Затем были разработаны специальные правила пользования государственной гербовой печатью. Было запрещено употребление дореволюционных печатей, а все советские учреждения должны были обзавестись новыми печатями с гербом РСФСР. Употребление гербовых печатей стало строго регламентированным – право использовать такие печати получили высшие центральные и местные правительственные учреждения и их отделы, выполняющие самостоятельные функции. Был унифицирован и внешний вид гербовых печатей: после создания СССР в центре печатей помещается герб СССР или союзной республики, а вокруг изображения герба расположена надпись, раскрывающая принадлежность печати. Значительное число учреждений и организаций, находящихся в подчинении вышестоящим органам, не имели права пользования гербовой печатью. На этих печатях имеются лишь надписи, раскрывающие их принадлежность и указывающие на подчиненность определенным вышестоящим органам. В 1992 г. в связи с возвращением к старому российскому гербу изменился внешний вид гербовой печати России, на которой стал изображаться двуглавый орел.

Глава 3

Сфрагистика

Сфрагистика (от греческого слова сфрагис – печать), или, как ее еще называют, сигиллография (от латинского слова сигиллум – печать) – вспомогательная историческая дисциплина, основной объект изучения которой – печати. Она является важной частью актового источниковедения, однако ее задачи не ограничиваются одной лишь критикой источника – установлением его подлинности, авторства и датировки. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, которые они когда-то скрепляли, зачастую становятся важнейшим источником для истории различных институтов государственной власти. Определенную роль они играют и в изучении искусства мелкой пластики, а также других исторических дисциплин – геральдики, нумизматики, эпиграфики.

Интерес к печатям, особенно древним, возник еще в XVIII в. Но тогда внимание исследователей привлекали, в основном, печати, сохранившиеся в архивах при актовых источниках. Сведения о первых находках печатей в земле появляются только в XIX в. Поворотным моментом в накоплении сфрагистических материалов стало открытие в самом начале XX в. главной сфрагистической сокровищницы Древней Руси – новгородского Городища. Главное накопление городищенских печатей связано с именем основоположника советской сфрагистики Н.П. Лихачева. Ко времени кончины Лихачева в его коллекции было около 700 единиц хранения. Большая часть коллекции была сформирована за счет находок в Новгороде и новгородском Городище.

При раскопках в 1961–1962 гг. в Пскове было обнаружено большое число псковских печатей в Довмонтовом Городище.

Крупные сфрагистические коллекции сосредоточены в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга, в Государственном историческом музее Москвы и в Краеведческом музее Новгорода.

Впервые описание большого количества печатей, сохранившихся при документах, было сделано просветителем и книгоиздателем

Н.И. Новиковым в его многотомной «Древней Российской вивлиофике». В состав издания вошли духовные и договорные грамоты князей, ханские ярлыки, документы Новгородской феодальной республики. Издание этих актовых материалов сопровождалось характеристикой печатей, привешенных к ним.

Большое число печатей и их изображений было опубликовано в «Собрании государственных грамот и договоров». Особое место в сфрагистике занимала работа А.Б. Лакиера «Русская геральдика» (СПб., 1855). В этом труде были не только сформулированы задачи русской геральдики, но и на собранном в XIX в. материале изложена в общих чертах история русских печатей и предпринята первая попытка их классификации. К достоинству работы Лакиера относится мысль автора о самобытности и национальном характере русских печатей. В XIX в. появляются первые альбомы печатей. Для начала XX в. интересна работа А.В. Орешникова «Материалы к русской сфрагистике», в которой автор подвел итог предшествующему изучению печатей и показал связь сфрагистики с нумизматикой.

Большое значение в разработке сфрагистики послеоктябрьского периода имеют труды Н.П. Лихачева. В содружестве с Орешниковым в 1904–1917 гг. он подготовил к изданию фототипический альбом. В него были включены таблицы, состоящие из почти 700 древнерусских актовых печатей. В 1928–1930 гг. появились два выпуска материалов из истории византийской и русской сфрагистики, в которых Лихачев заложил основы русской сфрагистики.

Методику сфрагистического исследования развил, обосновал и применил в своих работах В.Л. Янин. Итогом его многолетнего исследования стал капитальный двухтомный труд «Актовые печати Древней Руси» (М., 1970). Суть современной методики сфрагистики сводится к анализу печати установлению типа по ее внешним признакам, изучению имеющихся на ней изображений (иконографии) и надписей, к датировке, определению конкретной принадлежности лицу или институту власти, атрибуции и оценке буллы как исторического источника.


Внешний вид печатей . Печати делятся на матрицу и оттиск. Матрицы вырезались на твердом материале: металле, камне, кости, дереве, в XX в. – на каучуке и резине.

По способу своего применения печати делятся на вислые, привешивавшиеся к документам на шнуре, и прикладные, оттиснутые на самом документе. Первые оттискивались матрицей в виде щипцов. Такие печати были двусторонними. Вторые – самыми различными по способу изготовления штампами.

На Руси вислые печати первоначально изготовлялись из серебра, золота и свинца. Металлические печати сопутствовали документам, написанным на пергамене, поскольку он мог держать тяжелую печать.

С появлением и распространением бумаги, с XIV–XV вв. вислые печати стали изготовляться из воска, смешанного с мастикой. Воско-мастичные печати были более легкими, чем металлические. Чтобы они не отрывались, нижняя часть бумажного листа перегибалась дважды. Воско-мастичная печать висела на шелковом шнуре, который пришивался «в лапу», т. е. пропускался через двойной лист бумаги в трех местах. Такая воско-мастичная печать была двусторонней и использовалась на великокняжеских и царских грамотах. Как правило, они были красного цвета.

В приказном делопроизводстве XVI–XVII вв. печати привешивались иным способом. Нижний конец листа бумаги складывался вдвое (мог быть и один слой бумаги), далее лист прорезался в двух местах. В прорези продевался тонкий язычок из этой же бумаги и пропускался с лицевой части документа между двумя воско-мастичными кружочками. Путем надавливания матрицы получался оттиск только с одной стороны. В результате надавливания матрицей под печатью оставалось жирное пятно. Сама же печать висела на бумажном язычке. Если печать отрывалась от документа, жирное пятно, как ее след, а также прорези на бумаге могли свидетельствовать о том, что документ в свое время был заверен печатью, что является косвенным доказательством его подлинности.

Вислые печати, несмотря на появление бумаги, сохранялись еще в XVIII в. Ими заверялись важные документы: международные договора, дипломы на производство в высокий чин, присвоение титула и т. д. Печати могли быть большими и по толщине и в диаметре. В документах, подписанных царем, императором или послами, печати висели на шнурах с кистями из золотых или серебряных нитей. Для прочности бумага подкладывалась тканью, которая выносилась в виде орнаментального узора на нижнюю часть документа, где висели печати или печать. Сама печать или печати помещались в серебряный (иногда позолоченный) «ковчег» – футляр, контуры крышки которого повторяли государственный герб.

Государственные воско-мастичные печати продолжали оставаться красными. В XVII в. документы, посылаемые от русского патриарха, например, Никона, и от царя, например, Алексея Михайловича, к восточным патриархам заверялись печатями их белого воска и подкладывались орнаментальной «розеткой», выполненной из белой бумаги.


Печати Древнерусского государства. Появление на Руси актовых печатей предположительно относится к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно в письменных источниках печати впервые упоминаются в «Повести временных лет» именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г.: «ношаху сли печати злати, а гостье сребрени».

Фонд древнерусских печатей X–XV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на новгородском Городище, где находилась резиденция князя и его аппарата, а следовательно, и княжеский архив. Фонд древнерусских печатей постоянно пополняется – их находят при археологических раскопках городов или обнаруживают случайно. Как правило, места находок печатей и территория их применения совпадают. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова городища псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала XVI в.

В своде русских памятников сфрагистики X–XV вв., изданном В.Л. Яниным, зафиксированы 1542 буллы, оттиснутые 804 парами различных матриц. Из них 746 печатей (372 пары матриц) относятся к домонгольскому времени и 796 печатей (432 пары матриц) датируются 2-й третью XIII–XV в. В свод не вошли печати Москвы и Пскова, а также поздние печати Смоленска и Полоцка. Наглядное представление о распределении печатей по различным классификационным разрядам дает таблица 1.


Княжеские печати . Древнейшей из известных печатей является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.


Таблица 1



Печати князей X – 1-й половины XI в. имеют название буллы архаической традиции. Происходят они из южных и новгородских находок. На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, княжившему в Новгороде в 1052–1054 гг. и в Киеве в 1054–1078 гг., а также Святославу Ярославичу, княжившему в Чернигове в 1054–1073 гг. и в Киеве в 1073–1076 гг. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне – сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: Господи, помози рабу своему Димитрию. В.Л. Янин показал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу.

Тип княжеской буллы изменяется в середине XI в. На смену печатям архаической традиции приходят печати греко-русского типа. Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельца буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: (далее следует имя владельца буллы). Этот тип печатей, возник под влиянием Византии, но он бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди таких печатей надежную персональную атрибуцию получили буллы князей Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого, княжившего в Переяславле, Чернигове и Киеве; ум. в 1093 г.), его брата – смоленского князя Вячеслава Ярославича (княжил в 1054–1057 гг.), Владимира Всеволодовича Мономаха и др. Многочисленны (их известно более 25 экземпляров) и разнотипны печати Владимира Мономаха, что, вероятно, отразило его перемещения по различным княжеским столам – переяславскому, черниговскому, смоленскому, киевскому. На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха, а на другой – изображение св. Василия Кесарийского, именем которого он был наречен при крещении. Если крестильные имена многих русских князей устанавливаются часто именно в результате изучения памятников сфрагистики, то крестильное имя Мономаха хорошо известно и по другим источникам. Родовое же прозвище впервые встречено на этой печати, являющейся, таким образом, единственным прижизненным памятником, именующим Владимира Мономахом.

Оригинальна печать, найденная в 1972 г. на городище, отождествляемом с древнерусским городом Вьяханем. На одной ее стороне помещена русская шестистрочная надпись: Господи, помози рабу своему Васильеви на мно лета, а на другой – изображение св. Василия Кесарийского. Эта печать отражает переяславский период деятельности Владимира Мономаха (1094–1113). В пользу такой датировки свидетельствуют и место находки буллы – северо-восточная окраина Переяславского княжества, и определенная стилистическая близость к печатям с греческой благопожелательной формулой. Можно предполагать еще более раннюю дату для этой буллы – 70-е гг. XI в., так как вполне вероятно, что Владимир впервые стал переяславским князем в 1073 г., где княжил до перехода в Чернигов в 1076 г.

На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: Господи, помози рабу своему Василию, князя русьского (другой вариант - Господи, помози рабу своему Василию).

С этого времени (после 1113 г.) сами особенности типа печатей становятся руководящим признаком определения принадлежности их определенному институту. В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.


Церковные печати домонгольского времени . Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037– ок. 1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне – изображение св. Иоанна Предтечи, на другой – строчная греческая надпись: Господи, помози Феопемпту, митрополиту России. В данном случае изображение святого не является отражением личной эмблемы владельца, так как его крестильным именем было Феопемпт. В.Л. Янин считает, что здесь изображен святой патрон константинопольского патриарха Алексея Студита (1025–1043), при котором Феопемпт получил русскую митрополию.



Печати времен Древней Руси (X-начало XII в.)


Эволюция типа митрополичьей буллы отразила изменения в отношениях киевской митрополии и византийского патриарха. На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–XII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение», впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (рубеж XI–XII вв.).

Известны буллы и других киевских митрополитов. Наиболее поздними из них являются печати Кирилла I (1225–1233). На одной стороне двух известных печатей помещено изображение Богоматери «Знамение» в полный рост, сопровождающееся очень редким греческим эпитетом пресвятая Богородица, а на другой – строчная греческая надпись: Кирилл, монах, Божией милостью архиепископ митрополии России. Печати отличаются исключительно крупными размерами – диаметр 37–40 мм. Размеры как самих печатей, так и матриц могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати диаметром до 25 мм характерны, в основном, для XI–XII вв., а более крупные, диаметром до 35–40 мм – для XIII–XV вв.

Кроме киевских митрополитов, право скрепления документов печатями принадлежало епископам и архиепископам. До настоящего времени дошли буллы епископов Новгорода, Смоленска, Полоцка и Галича. Все они по сути однотипны: их обязательный атрибут – изображение Богоматери «Знамение».

Древнейшими новгородскими епископскими печатями являются буллы Нифонта (1131–1156), на которых изображена Богоматерь «Знамение» и имеется греческая строчная надпись Пресвятая, воззри на меня, Нифонта Новгородского. Обращает на себя внимание отсутствие в надписи титула владельца печати. Длительное время не были известны печати преемника Нифонта на новгородской святительской кафедре Аркадия (1156–1163). Аркадий был первым владыкой, избранным самими новгородцами, а не назначенным митрополитом и присланным в Новгород из Киева. По мнению В.Л. Янина, именно Аркадию принадлежала интереснейшая анонимная печать с изображением Богоматери «Знамение» и греческой надписью: Пресвятая, воззри на меня, пастыря Новгородского. Подчеркнув исключительность анонимности этой буллы в новгородской владычной сфрагистике домонгольского времени, В.Л. Янин предположил, что она являлась «отражением той неопределенности отношения владельца буллы к владычной кафедре, которая была свойственна новгородским владыкам в промежуток от их избрания до хиротонисания, когда владыка не имел официального права именоваться епископом». Печать была предположительно датирована временем от избрания владыки в 1156 г. до его официального рукоположения в сан (хиротония) в 1158 г. В 1968 г. в Новгороде была найдена именная печать Аркадия, пятистрочная надпись которой, несмотря на повреждения, надежно восстанавливается: Аркадии епископъ Новгородский. Ее следует, таким образом, датировать 1158–1163 гг. Известны две печати преемника Аркадия, владыки Илии (в миру Иоанн): на одной из них он титулован епископом, а на другой – архиепископом. В.Л. Янин сделал важный вывод о том, что в 1165 г. коренного преобразования новгородской епископии в архиепископию не было, так как в источниках упоминаются архиепископы до 1165 г. (например, Нифонт в прижизненном памятнике – антиминсе 1148 г.) и епископы – после 1165 г. Родному брату и непосредственному преемнику Илии на новгородской владычной кафедре Гавриилу-Григорию (1186–1193) предположительно предписывается анонимная печать с греческой строчной надписью: Святой, воззри на меня, пастыря Новгорода. На ней вместо традиционного изображения Богоматери «Знамение» помещен святитель, имя которого, к сожалению, не читается, но иконографический тип вполне соответствует изображению св. Георгия.

Известные в единственных экземплярах печати владык Митрофана, занимавшего кафедру в 1201–1212 и в 1220–1223 гг., и Антония – в 1212–1220 и 1225–1228 гг., несут на себе изображение Богоматери «Знамение» в полный рост и русские строчные надписи, в которых первый титулуется епископом, а второй – архиепископом. В.Л. Яниным отмечена «несомненная изначальная связь новгородской владычной буллы с киевской митрополичьей печатью».

Известны печати первого смоленского епископа Мануила (1137 – не ранее 1167 г.), буллы полоцкого епископа Дионисия (время поставления неизвестно, умер в 1183 г.) и галицкого епископа Козмы (поставлен на кафедру в 1157 г.). Все они по сути однотипны – на их лицевых сторонах изображена Богоматерь «Знамение» в поясном или погрудном варианте, надписи на оборотных сторонах варьируют: Мануил, епископ Смоленска, Печать Дионисия, епископа Пулотциску и Богоматерь, воззри на меня, Козму Галицкого. Все надписи греческие.

Таким образом, уже в 1-й половине XII в. на Руси складывается единый тип печати церковных иерархов. Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов.


Печати Ратибора . На рубеже XI–XII вв. возникают новые сфрагистические типы. В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Среди сфрагистических памятников этого времени – небольшая группа, представленная семью печатями, происходящими от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей имеется погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись От Ратибора. Особенностью оформления надписи на этих буллах является ее падежная форма, прямо указывающая, что документы, ею скрепленные, исходят от владельца печати. Эти буллы принадлежали известному деятелю русской истории Ратибору – тмутараканскому наместнику великого киевского князя, затем киевскому тысяцкому. Наместником великого князя Всеволода Ярославича в Тмутаракани Ратибор стал в 1079 г. В 1113 г. в качестве киевского тысяцкого он участвует в знаменитом совещании князей в Берестове. Он же являлся одним из авторов Устава Мономаха, вошедшего в «Русскую Правду». Необычное оформление печатей Ратибора объясняется, вероятно, их неофициальным характером. Этими буллами скреплялись не акты, а частные письма. В 1993 г. в Новгороде найдена печать, принадлежащая Марии – предположительно матери Владимира Мономаха.


Печати протопроедра Евстафия . Известно полтора десятка печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: Воззри на меня, протопроедра Евстафия. За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле, причем большинство – на новгородском Городище. Уже один этот факт позволяет связывать деятельность протопроедра Евстафия с Новгородом. В.Л. Янин считает эти печати древнейшими новгородскими посадничьими буллами и отождествляет Евстафия с посадником Завидом (ок. 1088–1094). По его мнению, институт новгородского посадничества зарождается в связи с событиями 1088–1089 гг., когда новгородский княжеский стол занял 12-летний сын Владимира Мономаха Мстислав (впоследствии Мстислав Великий) и новгородцы заключили какой-то договор с киевским великим князем Всеволодом Ярославичем. Титул протопроедр дословно переводится как помощник, советник. Крестильное имя Мстислава Владимировича – Феодор соответствует изображенному на печатях протопроедра святому, а в сходстве первоначального типа посадничьей печати и типа княжеских булл этого времени отразилась идея равноправия власти князя и новгородских бояр.

Существует и другая точка зрения как на принадлежность этих печатей, так и на личность самого Евстафия. В одном из погребений некрополя русского города Желни (Переяславское княжество) были обнаружены две печати, оттиснутые одной парой матриц и содержащие в надписи редкое имя Евстафий. На одной стороне помещено погрудное изображение архангела Михаила, на другой – пятистрочная греческая надпись, содержащая обычную для сфрагистики благопожелательную формулу: Господи, помози рабу своему Евстафию. А.В. Куза предположил, что эти две печати и буллы протопроедра принадлежат одному лицу, а именно ближнему боярину князя Всеволода Ярославича, бывшему сначала дядькой (воспитателем) его младшего сына Ростислава – князя переяславского (1078–1093), а затем старшего внука Мстислава – Феодора Владимировича, дважды занимавшего новгородский стол: в 1088–1094 гг. и в 1096–1117 гг. Печати с изображением архангела Михаила употреблялись Евстафием в Переяславле в малолетство Ростислава, а с изображением св. Феодора – в первое новгородское княжение Мстислава, когда и он в силу своего возраста также еще не мог самостоятельно участвовать в решении различных государственных вопросов. Появление необычных печатей Ратибора и Евстафия А.В. Куза логично объяснил особой исторической ситуацией, сложившейся в конце XI в., когда Всеволод окончательно утвердился в Киеве в 1078 г., а именно нежеланием отдать племянникам важнейшие столы – Тмутаракань и Переяславль.


Печати с русской благопожелательной формулой . Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью Господи, помози рабу своему… (далее в надписи следует имя, соответствующее изображенному святому) на другой стороне образуют значительную (около 50 экземпляров) группу. Часть этих печатей являются княжескими, например к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако далеко не все такие буллы умещаются в рамках княжеской сфрагистики. В.Л. Янин связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Среди булл этого типа известна редчайшая печать, матрицы которой были оттиснуты не на чистой заготовке, а на другой, более ранней печати. Эту буллу с изображением и именем Дмитрия В.Л. Янин отнес к посаднику Дмитру Завидичу (1117–1118) и определил, что ею был переутвержден акт, скрепленный печатью с аналогичной благопожелательной надписью, но принадлежавшей Владимиру Мономаху.


Печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой – двух-или трехстрочная надпись «ДЬНЪСЛОВО». В настоящее время известно около 40 таких печатей, происходящих от более чем 20 пар матриц. Особые трудности вызывает вопрос их датировки. Единство стиля изображений на них свидетельствует об узком отрезке времени их употребления. Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах «печати тайной переписки». Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. Подобные печати не могли быть заимствованы из Византии, поскольку в ней не было такого явления. Как показал В.Л. Янин, и на Руси не существовало потребности в такого рода печатях, так как секретность переписки обеспечивалась другими надежными способами. В.Л. Янин датирует всю эту группу временем киевского княжения Святополка Изяславича (1093–1113) и предлагает персональную атрибуцию большинству печатей, связывая их как с князьями, так и с митрополитами. Что касается истолкования самого термина ДЬНЪСЛОВО, то, отметив большое число вариантов его написания, отражавшего фонетические особенности произношения, он пришел к выводу, что грамматическая структура надписи оставалась непонятной резчикам отдельных матриц. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н.П. Лихачевым, – «внутри слово», отметив, что лингвистические возможности истолкования печатей полностью исчерпываются этим подстрочником.


Печати с патрональными изображениями двух святых. Среди всех сфрагистических памятников домонгольского времени самую большую группу образуют печати, на обеих сторонах которых изображены различные святые. Известно более 400 таких булл, происходящих примерно от 150 пар матриц. Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Среди них есть разновидности, представленные рекордным числом одинаковых экземпляров. Например, сохранились 32 печати, оттиснутые одной парой матриц. Они принадлежат князю Святославу Ростиславичу, занимавшему новгородский стол дважды – в 1158–1160 и 1161–1167 гг. На одной стороне его булл изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой – архангел Михаил. Михаилом звали отца князя, а крестильное имя самого Святослава установлено по материалам сфрагистики.

Подавляющее большинство печатей этой группы связывается с новгородской княжеской сфрагистикой, причем практически для всех булл установлена с той или иной степенью достоверности персональная принадлежность. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей. К тому же определенные сочетания святых на буллах представлены несколькими вариантами, а это говорит о том, что возможность однозначной атрибуции печати не стопроцентна. Помимо князей новгородских, печати с патрональными изображениями двух святых могли принадлежать киевским, черниговским, смоленским и другим князьям.


Печати с изображением княжеского знака и святого. К сложной для атрибуции группе печатей относятся буллы, на одной стороне которых изображен княжеский «знак Рюриковичей» (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Известно более 60 экземпляров таких печатей, происходящих примерно от 30 различных пар матриц. Подавляющее их большинство найдено на новгородском Городище.

Различают несколько типов княжеских знаков: 1) в виде двузубцев или трезубцев прямолинейных очертаний; 2) той же формы, но криволинейных очертаний – колоколовидные; 3) в форме багра – в виде вертикальной линии, снабженной отрогом вправо или влево; 4) индивидуальных форм. Более половины печатей с изображением княжеского знака и святого имеют знаки первого типа.

Долгое время персональная атрибуция этих печатей (и знаков) строилась на ошибочном, как теперь установлено, методическом принципе. Считалось, что на печати были изображены на одной стороне личный знак определенного князя, а на другой– его святой патрон. Однако в некоторых случаях одному и тому же знаку на печатях соответствуют изображения различных святых. Заново вопрос о принадлежности печатей этой группы рассмотрен В.Л. Яниным. Им определена принадлежность двух из названных типов знаков: знаки колоколовидной формы принадлежали суздальским князьям Юрьевичам – потомкам Юрия Долгорукого, знаки прямолинейных очертаний, имеющие в основании отрог в виде ласточкина хвоста, отнесены им к одной из линий Мстиславичей – потомкам Мстислава Владимировича Великого. Для персональной атрибуции печатей материала пока явно недостаточно.


Древнерусские пломбы дрогичинского типа. Среди памятников русской сфрагистики особую группу составляют свинцовые пломбы, получившие в научной литературе условное название пломб дрогичинского типа, по месту их первых находок в Дрогичине на реке Западный Буг. Подобные пломбы найдены во многих русских городах – Новгороде, Киеве, Пскове, Рязани и др. Их общее количество исчисляется тысячами экземпляров. Первоначально они рассматривались почти исключительно как памятники торговли. Мысль о том, что часть из них являются памятниками актовой сфрагистики, высказанная еще в конце XIX в. Н.П. Авенариусом и развитая В.Л. Яниным, нашла подтверждение в специальном исследовании Б.Д. Ершевского. Им выделены новгородские пломбы, относящиеся к разряду актовой сфрагистики и являвшиеся малыми вислыми печатями должностных лиц республиканской и княжеской администрации конца XI – первой трети XIII в. На них изображены различные святые, княжеские знаки, кресты в разных сочетаниях. Часть из них получила персональную атрибуцию как печати новгородских посадников конца XI–XII в.



Онлайн калькуляторы