Авиация россии. По кодификации нато: flanker-c. Лунная база – проект NASA

Российский двухместный многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 стал одной из самых популярных машин на рынке тяжелых многофункциональных истребителей.
В чем секрет его успеха?
Как он появился?
И в чем разница между Су-30М2 и Су-30СМ?


Если коротко, то секрет успеха в том, что Су-30 обладает высокой маневренностью, мощной РЛС (+ уникальной ОЛС), современным БРЭО и мощным комплексом вооружения. И помимо этого - серьезно выигрывает у конкурентов по стоимости.

Помимо этого он - красивый... И, что немаловажно, русский. :)
А русские изделия военного назначения (особенно в последнее время) стали серьезно цениться в мире.

. Предпосылки появления Су-30 .


Су-30 стал дальнейшим развитием учебно-боевого Су-27УБ.
Пару слов про его "предка".
В связи с тем, что самолет Су-27 значительно отличался от всех существующих в СССР истребителей как по уровню летно-технических характеристик, так и по возможностям системы управления вооружением, комплекса навигации и другого оборудования, для эффективной подготовки летчиков потребовалось создание его двухместного учебно-боевого варианта, названного Су-27УБ. При этом предполагалось, что сохранение на "спарке" в полном объеме бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения одноместной машины позволит использовать ее и как полноценный боевой самолет. Более того, учитывая большую дальность и продолжительность полета Су-27, наличие на борту истребителя двух членов экипажа в ряде случаев было даже предпочтительнее.

Опыт эксплуатации одноместных статически неустойчивых истребителей (4-е поколение) показал, что совокупные физические и сенсорные нагрузки на летчика в современном бою очень высоки. Эта проблема усугубляется увеличившейся дальностью (и продолжительностью) полетов современных истребителей, вызывавшей повышенную утомляемость летчика.
Это, а так же нехватка воздушных командных пунктов и самолетов ДРЛОиУ, вкупе с уменьшением парка самолетов в ВВС заставило ОКБ Сухого заняться проектированием нового специализированного перехватчика на базе уже имевшейся «спарки» Су-27УБ.
Для разгрузки летчика, которому сложно в полной мере реализовать в полной мере возможности сложных бортовых электронных комплексов и одновременно пилотировать машину - добавили второго члена экипажа.
Присутствие второго пилота давало возможность экипажу при длительном нахождении в воздухе действовать более рационально и эффективно. Первый лётчик мог управлять самолётом и вооружением и вести ближний бой, а второй - решать задачи дальнего боя и вести наблюдение за воздушной обстановкой, а также руководить групповыми боевыми действиями (т.е. выполнять функции воздушного командного пункта).

Су-30 мог решать все учебные и боевые задачи Су-27УБ и при этом был наделен дополнительными возможностями по:
- выполнению боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета;
- более эффективному управлению группой истребителей.

Именно наличие второго летчика, на мой взгляд, во многом впоследствии и определило максимальную популярность на международном рынке именно этой "Сушки" из всего семейства...

. Братья близнецы .


Хотя Су-30 родился на ИАПО (Иркутское авиационное производственное объединение), позже в выпуску самолета присоединился второй завод тогда - КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина). Это впоследствии породило две ветки развития" Су-30.

Крайние модификации самолета в линейке, это выпускаемый в Иркутске Су-30СМ и выпускаемый в Комсомольске-на-Амуре Су-30М2.

Су-30М2 (КнААЗ)

Су-30М2 — создан на базе экспортного истребителя Су-30МК2, оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием и, соответственно, основным его предназначением являются удары по земле высокоточным оружием.

Создаваемая изначально, как перехватчик и мини-командный пункт для Су-27, тридцатка в итоге превратилась в ударника и стала нашим ответом "Страйк Иглу" (F-15E Strike Eagle).
Как оказалось - летчик-оператор удобен не только для контроля воздушной обстановки, и ведения воздушного боя с наведением истребителей.

Помимо этого, будучи унифицирован по кабине и приборам с модернизированным Су-27, Су-30М2 стал "спаркой" (т.е. выполняет роль учебно-боевого) для строевых полков, использующих одноместные Су-27СМ (как, например, на ).


Су-30М2

Су-30СМ (ИАЗ)

Су-30СМ — это развитие многофункционального Су-30МКИ, поставляемого ВВС Индии (более 250 машин). Так сказать русифицированный и обновленный МКИ. При сохранении того же потенциала работы по земле, что и Су-30М2 - самолет более многофункционален и "заточен" для завоевания превосходства в воздухе.

Визуально от Су-30М2 можно отличить модификацию по наличию ПГО (переднего горизонтального оперения):

Это самая "продвинутая" модификация тридцатки:
Во-первых, самолет оснащен мощной РЛС Н-011М "Барс" с фазированной антенной решеткой (ФАР).
Во вторых, вместо двигателей АЛ-31Ф установлен более продвинутый АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что дает ему невозможную и фантастическую (по меркам западных истребителей) маневренность.

. Характеристики .


Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²
Максимальная скорость (у земли/на высоте): 1350 км/ч / 2125 км/ч
Дальность полёта (у земли/на высоте): 1270 км / 3000 км
Боевой радиус: 1500 км
Практический потолок: 17300 м
Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
Длина разбега/пробега: 550 м/750 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Масса:
- пустого: 18800 кг
- нормальная взлётная: 24900 кг
- максимальная взлётная: 34500 кг
- предельная взлетная: 38800 кг
- топлива: 9640 кг

Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
Тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
- на форсаже: 2 × 12500 кгс

Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1 и вооружение на 12 точках подвески (схема подвески вооружения приведена выше )

. Су-30 в учебных боях .


Оценить боевую эффективность самолета на 100% пока не представляется возможным... но можно сделать выводы по косвенным данным - в частности по результатам учений. Для этого воспользуюсь материалами из поста "Индийские Су-30 в учебных боях" камрада vladimir_krm .

За прошедшие 12 лет состоялось 13 учений, в которых участвовали истребители Су-30К и Су-30МКИ/МКМ.

Противниками индийских и малазийских «сушек» выступали истребители F-15, F-16, F/A-18, Mirage 2000, Rafale, Tornado, Typhoon и, наконец, американские боевые самолеты пятого поколения F-22A.

Учения предоставили уникальную возможность сравнить боевые возможности лучших российских истребителей поколения «4+» и современных западных боевых самолетов, а также дали почву для нового раунда обсуждения соперничества отечественной и западной школ авиастроения. Особый интерес представляют учения, в которых встречались тяжелые истребители: с одной стороны - Су-30К, Су-30МКИ, Су-30МКМ, с другой - F-15C и F-22A.

Известно, что Су-27 создавался в ответ на появление F-15. Более того, в ТТЗ на Су-27 было сформулировано требование превосходства над американским истребителем, который поступил на вооружение на несколько лет раньше. Долгие годы не удавалось на практике проверить, достигнута ли эта цель. Отдельные случаи упрощенных учебных боев начала 1990-х годов не давали полной картины. Ситуация прояснилась после серии совместных учений ВВС Индии и США.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ


Су-30МКИ на авиабазе Неллис

Начало серии положили учения «CopeIndia 2004». Со стороны ВВС США в них участвовали шесть истребителей F-15C с авиабазы Элмендорф (штат Аляска). Индию представляли Су-30К, которые по боевым возможностям не превосходили сколько-нибудь существенно Су-27.

Учения «CopeIndia 2004» не являлись комплексными, а представляли собой отдельные наступательные и оборонительные воздушные бои, как индивидуальные, так и групповые.

Результаты оказались неожиданными для обеих сторон: индийские летчики, к своему удивлению, не говоря об американцах, просто разгромили противника.

В дальних боях вне визуальной видимости F-15C и Су-30К (с радиолокатором Н001!) обнаруживали друг друга с помощью РЛС примерно на одинаковых дистанциях, но индийские пилоты чаще первыми выполняли условные пуски ракет Р-27 и соответственно чаще побеждали.

В маневренном бою Су-30К (с двигателями без управляемого вектора тяги!) тотально превзошел F-15С. Одним из факторов победы стал большой запас топлива, который позволял чаще использовать форсированный режим двигателей.

Соотношение условных потерь составило 9:1 в пользу ВВС Индии. Правда, часть побед пришлась на Mirage 2000 и модернизированные МиГ-21-93. Отметим, «CopeIndia 2004» стали единственными учениями, когда поражение не отрицали представители ВВС США.

Очередную кампанию под лозунгом «Русские нас обогнали» Пентагон использовал для борьбы с сокращением ассигнований на развитие ВВС. Напомним, что именно в тот период конгресс резал объемы закупок F-22A и сомневался в программе F-35.

«КРАСНЫЙ ФЛАГ» НАД АМЕРИКОЙ

В 2008 году «сушки» и «иглы» встретились снова, на этот раз в США. Ситуация в ВВС обеих стран к этому моменту изменилась. И дело не только в том, что F-22A стали в строй. В 2006 году завершились испытания новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)3. Тем самым была создана основа для массовой модернизации почти 200 F-15C/D ВВС и Национальной гвардии США. В 2004 году ВВС США уже имели F-15C/D, локатор которых - AN/APG-63(V)2 - также имел АФАР. Однако в учениях «CopeIndia 2004» они участия не принимали.

В свою очередь, ВВС Индии освоили Су-30МКИ и даже успели проверить в боях с F-16C/D ВВС США, Typhoon и Tornado F3 ВВС Великобритании, а также Mirage 2000 ВВС Франции.

В США на учения «RedFlag 2008» командование ВВС Индии направило шесть Су-30МКИ из 20-й эскадрильи Lighting, два заправщика Ил-78МКИ и один транспортный Ил-76МД. Маршрут протяженностью 19 тыс. км (!) пролегал через страны Среднего Востока, Средиземноморье, Атлантику и добрую половину территории США.

Основной фазе маневров предшествовала трехнедельная подготовка на авиабазе Маунтейн-Хоум, штат Айдахо. Формально в ходе подготовки отрабатывались процедуры выполнения полетов, ведения радиообмена и т.д. Реально же самые интересные воздушные бои формата один на один и пара на пару состоялись именно в Маунтейн-Хоум, а не на авиабазе Неллис, где формально проводилась основная фаза учений.

В Маунтейн-Хоум также перелетели ряд американских самолетов: F-15C и более продвинутые F-15E из 85-й испытательно-оценочной эскадрильи с авиабазы Эглин и восемь F-16 из 18-й эскадрильи «агрессоров» с Аляски. В совместных тренировочных полетах истребители ВВС США и ВВС Индии отрабатывали воздушные бои один на один и пара на пару.

По индийской версии, Су-30МКИ во время подготовки в Маунтейн-Хоум не проиграли «агрессорам» 18-й эскадрильи ни одного боя. Более того - в ближнем бою «сушка» ни разу не оказалась даже близко к зоне поражения F-16. Несколько боев завершилось безрезультатно: истребители не смогли занять положение, необходимое для гарантированного уничтожения цели.

При согласовании сценария «RedFlag 2008» предметом острых дискуссий стали режимы работы РЛС «Барс». Американская сторона в надежде получить как можно больше информации о самом современном прицеле российской конструкции настаивала на использовании боевых режимов. Однако индусы категорически отказались раскрывать все параметры работы РЛС Су-30МКИ.


Авиабаза Неллис: Су-30МКИ уходит в очередной полет. Фото Кацухико Токунага

Также командование ВВС Индии запретило использовать в США активные и пассивные средства постановки помех, хотя данный запрет серьезно усложнил жизнь летчикам. Бортовой комплекс обороны Су-30МКИ помимо постановки помех способен «вскрывать» систему ПВО, что для победы на учениях серии «RedFlag» имеет большое значение. Еще одним индийским ограничением стал отказ от имитации боев с использованием ракет Р-77, аналога американской AIM-120 AMRAAM.

«Сушки» приняли участие в нескольких групповых воздушных боях. В одном из таких боев «синие», в состав которых входили Су-30МКИ, условно сбили 21 самолет «красных». В других эпизодах американцам удалось сбить несколько Су-30МКИ, но главным образом при выполнении задачи по уничтожению наземных целей.

Еще одна особенность «RedFlag 2008», которую нельзя не учитывать. На «CopeIndia 2004» действия F-15C/D не поддерживались самолетами с системой AWACS, что уравнивало шансы американских и индийских истребителей. В Неваде ситуация изменилась: F-15 и F-16 получали с самолетов E-3 целеуказания в автоматизированном режиме, в то время как Су-30МКИ могли в лучшем случае рассчитывать на голосовые команды по радиосвязи. И тем не менее добиться превосходства американские истребители не смогли.

Официальная информация об итогах «RedFlag 2008» была практически сведена к нулю. В то же время весьма информативную дискуссию спровоцировал полковник ВВС США Теренс Форноф. Он в частном порядке разместил на YouTube ролик, в котором сообщил широкой публике следующие суждения:

ВВС Индии испытывают проблемы с двигателями российского производства;

Индийские летчики склонны к «братоубийству» - условно сбит «дружественный» самолет;

F-15 способен сбивать Су-30МКИ и т.д.

Индийская сторона с выводами, озвученными полковником ВВС США, категорически не согласилась. Гипотетические проблемы с двигателями были прокомментированы следующим образом:

Чтобы добраться до Невады, Су-30МКИ облетели половину земного шара;

В ходе учений Су-30МКИ налетали 850 часов, что эквивалентно обычной эксплуатации шести истребителей в течение четырех месяцев;

При этом была обеспечена 90-процентная боеготовность Су-30МКИ.

«Уничтожение» своего истребителя действительно было. Однако оно стало следствием запрета на использование бортовых информационных систем Су-30МКИ в полном объеме и на боевых режимах - обмен информацией индийские летчики вели исключительно голосом, по радио.

В результате ВВС США официально отказались от заявлений Форнофа и принесли извинения индийской стороне.

Был ли «Рэптор»?

С учениями «RedFlag 2008» связана интрига, до сих пор не получившая разрешения.

Истребители F-22A Raptor, согласно официальным данным, в «RedFlag 2008» участия не принимали. Тем не менее для американцев было бы вполне логичным сравнить два самых современных серийных истребителя в обстановке, приближенной к реальному бою.

Со стороны одного из индийских летчиков прозвучал следующий комментарий: «Мы дрались с «Рэпторами». Сбивали их в первой атаке, а потом начинали по-новой. Так каждый раз. F-15 вообще ничего сделать не сможет». Комментариев с американской стороны не поступило.

Здесь следует отметить, что про бой F-22A против Rafale в 2009 году тоже долго молчали. Однако, когда в 2013 году французы показали ролик с «Рэптором» в прицеле, американцы были вынуждены вступить в полемику на тему, кто кого и как условно сбивал.

СХВАТКИ НАД ЮЖНО-КИТАЙСКИМ МОРЕМ

Первая официально признанная встреча Су-30МКМ и F-22A состоялась в 2014 году в Малайзии. В учениях «CopeTaufan 2014» были задействованы четыре Су-30МКМ из 11-й эскадрильи Королевских ВВС Малайзии и шесть F-22A из 19-й и 199-й эскадрилий дислоцированного на Гавайях 154-го истребительного авиакрыла ВВС США. Как обычно на подобных учениях, обязательными стали воздушные бои по сценариям один на один и пара на пару.


Су-30МКМ ВВС Малайзии

Эти учения вызвали огромный интерес в авиационных кругах всего мира. Однако ни одна из сторон, принимавших участие в «CopeTaufan 2014», официальной информации о результатах боев не предоставила. Тем не менее спустя всего месяц после завершения учений в прессе появились утечки о «сбитых» малазийцами «Рэпторах». Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале Life&Times в конце июля 2014 года:

- «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью примерно 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США Локхид Мартин F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛСе. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.

Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном Грик (Grik), Перак (Perak). «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии - Сухой Су-30МКМ «SuperFlanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол, и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».

- «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai» ждал, когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки.

В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61А «Вулкан» калибра 20 мм. «SuperFlanker» нес суперманевренные УР Р-73, кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.

Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка… В первой удача сопутствовала парням из кабины «сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…

В момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.

Pacak! Pacak! Diapacak, bai! - закричал «Smegs». «Pacak» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. «Рэптор» было уже не догнать.

После полета летчики ВВС Малайзии поделились с Life&Times своими впечатлениями от двухнедельных учений «CopeTaufan». «Объективно в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт… Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», - сказал пилот «SuperFlanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности . «У нас есть EMcharts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является чрезвычайно секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», - добавил летчик «Сухого».

Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малазийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором»... Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «CopeTaufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.

. Су хой остаток .


Подведем итоги.
По итогам участия истребителей Су-30 в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.

В боях за пределами визуальной видимости Су-30СМ (как более совершенная версия Су-30МКИ) не уступает современным западным истребителям 4-го поколения даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.
В боях в пределах визуальной видимости Су-30СМ побеждает за счет высокой тяговооруженности и сверхманевренности (спасибо УВТ). Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается F-22A «Раптор».
При этом роль БВБ (ближнего воздушного боя) сегодня во многом недооценена. Про то, как старенькие индийские модернизированные МиГ-21 глушили системами РЭБ БРЛС американских F-15 и выходили с ними в БВБ - я уже .

Помимо мощной РЛС и системы обмена информацией, позволяющей атаковать противника по целеуказанию второго Су-30СМ, истребитель имеет преимущество перед соперниками в виде ОЛС, также позволяющей обнаруживать и атаковать противника в режиме радиомолчания, но уже в одиночку.
При этом номенклатура вооружения и в режимах "Воздух - Воздух" и "Воздух - Поверхность" - весьма богата и разнообразна, а открытая архитектура БРЭО позволяет без проблем интегрировать в авиационный комплекс новое оборудование и вооружение.
По своем боевым качествам Су-30СМ... это практически двухместный , с несколько более худшими ЛТХ и чуть менее мощной РЛС.
Кстати да, еще одно его преимуществ - может выступать в качестве учебно-боевой "спарки" для этих самых Су-35.

Самолеты Су-30 по критерию "эффективность-стоимость" превосходят всех одноклассников и являются одной из самых привлекательных машин, что доказывают очередные заказы на их поставку.

Сегодня в российские ВВС поставлены 20 шт. Су-30М2 и 56 шт. (из заказанных 72 шт.) Су-30СМ и вроде как Минобороны на этом не намерено останавливаться...
Так что век этих замечательных самолетов еще долог.

P.S.

Чего еще добавить, чтобы статья была лучше - пишите в коментариях. :)

В пятницу, 10 октября, 22-й гвардейский авиационный полк, базирующийся на военном аэродроме Центральная Угловая, получил новые самолеты. Два самолета Су-­30М2 совершили перелет из Комсомольска­-на-­Амуре и произвели посадку на юге Приморья.

Су-30М2 имеют новейшую авиационную «начинку». Они стали очередной партией самолетов в процессе перевооружения авиаполка. В перспективе планируется полностью заменить авиапарк, состоящий из самолетов Су­-27СМ, на авиационную технику поколения 4++.

Компания "Сухой" передала в войска в рамках выполнения гособоронзаказа 2014 г. партию многоцелевых истребителей Су-30М2. На аэродроме ее филиала - Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им.Ю.А. Гагарина (КнААЗ), комиссия ВВС России проверила техническую документацию на боевые машины. Военные лётчики испытали их на земле и в воздухе. Новые самолеты вылетели к месту своей дислокации.
1.

В этом году военно-воздушным силам будут переданы еще несколько Су-30М2.
2.

Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.
3.

Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.
4.

Основными особенностями самолета Су-30М2 являются модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей; новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов; улучшенная система навигации и радиосвязи; современная аппаратура бортового комплекса обороны; широкая номенклатура вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете; усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.
5.

Система управления вооружением самолета Су-30М2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.
6.

Новый многоцелевой истребитель Су-30 М2 совершает посадку на военном аэродроме "Центральная Угловая" в Приморском крае.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Пилоты нового многоцелевого истребителя Су-30 М2 выходят после посадки на военном аэродроме "Центральная Угловая"
15.

16.

Экипажи новых многоцелевых истребителей Су-30 М2 после посадки на военном аэродроме "Центральная Угловая"
17.

18.

19.

20.

21.

22.

Недавно на базе истребительного полка авиационного гарнизона Центральная Угловая проводился сбор летчиков двух соединений ВВС и ПВО Восточного военного округа. В сборе задействовано около тридцати экипажей авиационных истребительных частей из Хабаровского и Приморского краев.
23.

Интенсивная подготовка летных экипажей завершилась совместными боевыми ракетными стрельбами на территории воздушного полигона «Золотая долина».
24.

Авиационные инженеры осматривают новый многоцелевой истребитель Су-30 М2 на военном аэродроме "Центральная Угловая"
25.

По словам командира авиационной части, полковника Александра Одуева, интенсивность полетов по сравнению с этим же периодом прошлого года возросла, и офицеры-­выпускники прошлого года участвовали в полетах с практическим применением ракетного вооружения.По результатам учений все молодые летчики допущены к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне, а поступление новой техники позволит им совершенствовать свои профессиональные качества.
26.

Тематические репортажи у меня в блоге:
-----
(07 августа 2012) 22-й Гвардейский авиаполк: 94 года на защите неба над Владивостоком
Внебе над Владивостоком в последнее время существенно увеличилась интенсивность полетов истребителей российских ВВС - в рамках плановой боевой подготовки пилоты отрабатывают маршруты обеспечения безопасности предстоящего саммита АТЭС.


12 августа в России будут отмечать День Военно-Воздушных сил. В преддверии праздника организовали поездку на авиабазу "Центральная-Угловая". На вооружении данного подразделения стоит сразу 3 вида самолетов: истребители «Су-27СМ», «Су-30» и высотные перехватчики «МиГ-31». Эти самолеты позволяют заглянуть в любой, даже самый отдаленный уголок приграничья. Летчики-истребители несут круглосуточное боевое дежурство, и в любую минуту их самолеты готовы подняться в небо.
-----
(8 сентября 2014) Авиабаза Центральная Угловая приняла эстафету масштабных учений МТО ВВО

В четверг, 4 сентября, в Приморском крае продолжились масштабные учения системы материально-технического обеспечения Восточного военного округа. В этот день состоялся третий этап учений - на сей раз выполнять боевые задачи перед высокопоставленными гостями из всех военных округов России выпало дальневосточной авиации.

--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty

Экипажи истребителей Су-30М2 и бомбардировщика Су-34 смешанного авиационного соединения армии ВВС и ПВО Южного военного округа (ЮВО) впервые отработали конвейерную посадку самолетов на автомобильную дорогу в Ростовской области в рамках летного тактического учения (ЛТУ).

В связи со сложными метеорологическими условиями посадка осуществлялась конвейерным способом, то есть без полной остановки.

Летчики трижды посадили самолеты на автомобильное полотно шириной 18 метров. За штурвалом одного из истребителей находился командующий армией ВВС и ПВО Виктор Севостьянов.

Во время ЛТУ подразделениями охраны взлетной полосы было отражено нападение условной диверсионно-разведывательной группы.

18-го августа, наверное один из самых закрытых аэродромов нашего военного округа гостепреимно открыл двери всем желающим.


  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина передал ВВС России два последних истребителя Су-30М2, завершив выполнение контракта, подписанного 29 декабря 2012 года. Самолёты с бортовыми номерами 89 и 90 «синий» предназначены для 38-го истребительного авиационного полка, дислоцированного на аэродроме Бельбек в Крыму.

    В общей сложности по 2-м контрактам отечественные ВВС получили 20 истребителей Су-30М2.

  • Фото из открытых источников
  • Предлагаю Вашему вниманию отчёт, посвящённый новым боевым и учебно-боевым самолётам, переданным ВКС и Морской авиации ВМФ России в 2015 году.


  • Авиационный полк Южного военного округа (ЮВО) в Ростовской области завершил перевооружение на новейшие истребители-бомбардировщики Су-34, сообщила в среду пресс-служба округа.

    «В отдельный бомбардировочный авиационный полк Южного военного округа (ЮВО), дислоцированный в Ростовской области поступил очередной фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 … С прибытием этого самолета в полку завершилось формирование третьей эскадрильи Су-34», — сказали в пресс-службе.

    Как рассказали в округе, с началом нового учебного года (1 декабря — прим. ТАСС) экипажи трех эскадрилий приступили к плановым полетам, особое внимание при этом уделяется навыкам дозаправки в воздухе.

    В пресс-службе также рассказали, что с начала года в авиацию 4 армии ВВС и ПВО округа поступило около 20 новых и модернизированных самолетов — Су-34, Су-30СМ и Су-30М2, а также более 15 вертолетов Ми-8АМТШ и МТПР, Ми-28Н.

  • Авиационные части командования ВВС и ПВО и морской авиации Черноморского флота получили более 10 новых и модернизированных самолетов и вертолетов, сообщила пресс-служба Южного военного округа в пятницу.

    Среди них — фронтовые бомбардировщики Су-34, ударные вертолеты Ми-28Н, модернизированные истребители Су-30М2, специальные вертолеты Ми-8МТПР.


    «Предварительно на заводах-изготовителях страны все машины были приняты представителями инженерно-технических служб, которые проверили готовность всех агрегатов и механизмов авиационной техники к эксплуатации в заданных режимах. В настоящее время в ходе летно-тактических учений и занятий по летной подготовке авиаторы совершенствуют навыки управления и боевого применения полученных образцов техники», — говорится в сообщении.

    На ближайшую перспективу спланировано получение летчиками военного округа еще более 50 самолетов и вертолетов.

  • Фото из открытых источников
  • Предлагаю Вашему вниманию отчёт, посвящённый новым боевым и учебно-боевым самолётам, переданным ВВС и Морской авиации ВМФ России в 2013 и 2014 годах.


  • ВВС России отчитались о поступлении авиатехники за три квартала 2014 года: получены десятки самолетов и вертолетов, нареканий к качеству нет, срывов планов не предвидится.

  • Су-30М2 является ударным самолетом с большой дальностью полета. Создан на базе истребителя Су-30, оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием


    Авиационный полк Восточного военного округа (ВВО), базирующийся на военном аэродроме «Центральная Угловая» в Приморье, получил два многоцелевых истребителя Су-30М2, сообщил РИА Новости в пятницу начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО Роман Мартов

    Компания «Сухой» передала сегодня ВВС России в рамках единого дня приемки, установленного в этом году Министерством обороны для приемки военного имущества от предприятий оборонной промышленности, партию самолетов Су-35С и Су30М2. Об этом сообщает пресс-служба компании.



    Компания «Сухой» передала в войска в рамках выполнения гособоронзаказа 2014 года партию многоцелевых истребителей Су-30М2. На аэродроме ее филиала — Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А.Гагарина(КнААЗ) — комиссия ВВС России проверила техническую документацию на боевые машины.

    Военные летчики испытали их на земле и в воздухе. Новые самолеты вылетели к месту своей дислокации. В этом году Военно-воздушным силам будут переданы еще несколько Су-30М2, сообщила пресс-служба компании «Сухой».

    Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь, высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.

    Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.

    Система управления вооружением самолета Су-30М2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.


  • Машина выпуска 2013-го года (с/н 88001).

  • Фоторепортаж "Российской газеты" о производстве истребителей Су-35С и Су-30М2 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиале ОАО "Компания "Сухой").



  • Предлагаю читателям СУН свой обзор по ситуации с поставками новейшей и модернизированной тактической авиации в ВВС России. Ряд цифр на сайте уже был озвучен, но в материале есть и кое-что новое. Эта статья - мой дебют в газетных СМИ. Потому сильно за косяки не ругайте - материал писался в режиме мозгового штурма в течении нескольких дней и ночей. Отдельное спасибо нашим форумчанам и за своевременную и очень ценную помощь в его написании и за консультации. Без них этот материал мог бы вообще не появиться на свет.


    Военное авиастроение в России в последние годы развивается неплохими темпами - только за прошлый год заводы поставили Минобороны 35 самолетов всех видов, более половины из которых - фронтовая авиация. Планы на 2013 год почти вдвое выше: Объединенная авиационная корпорация (ОАК) обещает поставить российским ВВС 66 машин различного назначения.

    Из опубликованного годового отчета ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) за 2012 год, стало известно, что 29 декабря 2012 года ОАО «Компания «Сухой» заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013-2015 годах .


    Информация о данном контракте ранее не обнародовалась в открытых источниках.

    Напомним, что ранее по контракту 2009 года с Министерством обороны «Компания «Сухой» уже изготовила четыре двухместных истребителя Су-30М2, построенных на ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина" (ныне Комсомольский-на-Амуре авиационный завод - филиал «Компании «Сухой») и переданных ВВС России в 2010 году.

    На фото: Истребитель Су-30М2 (бортовой номер "40 синий") ВВС России - один из четырех постройки 2010 года. Cамолет входит в состав 4-й гвардейской истребительной авиационной группы 6983-й авиационной базы на аэродроме Центральная Угловая (Приморский край).

    1. Учебно-боевой самолёт Як-130

    1-й контракт (04.2005) 12 шт. Изготовитель - НАЗ «Сокол». Выполнен - 4 (2010) + 8 (2011)

    2-й контракт (07.12.2011) 55 шт. Изготовитель - ИАЗ («Иркут»). Выполняется.

  • Авиационная база Южного военного округа, дислоцированная в Краснодарском крае, до конца 2011 года получит десять истребителей Су-30М2, говорится в пресс-релизе Министерства обороны России. В начале лета текущего года авиабазе уже были поставлены два таких самолета. Благодаря поставке новой техники в 2011 году, авиационный парк краснодарской базы обновится наполовину.

    О какой именно авиабазе идет речь, не уточняется. Вероятно имеется в виду 6972-я авиабаза 4-й армии ВВС и ПВО, базирующаяся на аэродроме Крымск. В состав авиапарка базы входят истребители Су-27.

  • Су-30, кодификация NATO – Flanker-C – это российский и советский многоцелевой двухместный истребитель, основанный на Су-27, поколения 4+. Первый раз поднялся в воздух в 1989 году, начал использоваться через три года. Первый в мире сверхманевренный самолет, производимый серийно.

    1. Фотографии

    2. Видео

    3. Описание

    Является результатом глубокой модернизации двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Необходим для защиты объектов и войск, находящихся на земле, ликвидации в небе десанта, в осуществлении разведки в небе и обстрела целей над водой и на земле, для руководства боевыми групповыми действиями истребителей при стремлении к господству в небе, а также в создании необходимых условий для боевых действий других родов авиации. От своего предшественника Су-30 отличается возможностью выполнять боевые действия, сопряженные с большим временем и дальностью нахождения в небе, а также с эффективным руководством группы истребителей.

    При создании истребителя его оснастили улучшенной системой жизнеобеспечения, новейшими навигационными системами, системой дозаправки в небе и увеличенным количеством аппаратов руководства групповыми действиями. Также заметно возросла боевая эффективность, из-за применения новой системы управления вооружением и ракет.

    4. Модификации

    • Су-30К – коммерческая версия, оснащенная системами ГЛОНАСС и GPS и дозаправки в небе. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Так как у Су-30К значительно уменьшен внутренний объем, то часть аппаратов размещается на внешних углах подвески в контейнерах. В число такой аппаратуры входят тепловизионная система (для нахождения целей в инфракрасном диапазоне, при всех погодных условиях, а также ночью), система лазерного целеуказания и дальнометрирования для использования управляемого оружия с лазерными головками самонаведения. Кресла К-36ДМ – катапультируемые, находящиеся под углом 30°. Истребитель может вести огонь по целям на земле и на море с помощью управляемого оружия «воздух-поверхность» с дальностью запуска до 250 километров. Увеличена возможность обеспечения главенства в небе, благодаря использованию ракеты, оснащенной АГСН РВВ-АЕ.
    • Су-30МК, коммерческая модернизация – это ударный двухместный истребитель, для поставок зарубежным клиентам. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Стала больше боевая нагрузка – 8 тонн, максимальная взлетная масса – 38,8 тонн, назначенный ресурс двигателя – 1500 часов и планера – 3000 часов, а также номенклатура вооружения – ракеты Х-29, Х-31, Х-59М, Р-77. Но в отличие от Су-27 уменьшились летные характеристики: дальность полета – до 3000 км, а потолок – до 17,5 км.
    • Су-30МКИ, Flanker-H – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК, предназначенным для республики Индия. Прототип первый раз поднялся в небо в 1997 году. Оснащен двигателем АЛ-31ФП, передним горизонтальным оперением, с обновленной радиолокационной станцией Н011М с увеличенным составом вооружения «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», бортовым радиоэлектронным оборудованием. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
    • Су-30КН, коммерческий истребитель, созданный на основе Су-30К с усовершенствованным составом РЛС, оснащенной дополнительным радиолокационным автономным каналом с ФАР «Перо», и авионики. Впервые поднялся в небо в 1999 году. РЛС Н001 оснащена вычислителем для селекции движущихся целей и картографирования. Имеется приёмник А-737 спутниковой навигации на основе NAVSTAR и ГЛОНАСС. В обеих кабинах находятся цветные ЖК-дисплеи МФИ-55, позднее – МФИ-68. Система управления оружием в целях ее сопряжения с ракетами «воздух-земля» и «воздух-воздух» Х-29, Х-31, Х-59 и Р-77, дополнена вычислителем МВК.
    • Су-30МКК, Flanker-G – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК для поставки в КНР. Увеличены возможности ликвидации целей, находящихся на земле. Новая радиолокационная станция – Н001ВЭ. Впервые поднялся в воздух в 1999 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
    • Су-30МКА, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Алжир. Впервые поднялся в воздух в 2007 году. Радиолокационная станция Н011М.
    • Су-30МКМ, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Малайзию. Выполнена на базе индийского варианта. Радиолокационная станция Н011М. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
    • Су-30МКВ, коммерческая модернизация для поставки во Вьетнам. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
    • Су-30МК2, коммерческая модернизация, версия 2. Является результатом улучшения Су-30МК. Впервые поднялся в воздух в 2002 году, оснащен двигателями АЛ-31Ф и радиолокационной станцией Н001. Вооружен ракетами Х-29, Х-31, Р-27, Р-33 и РВВ-АЕ. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
    • Су-30МК2-V, вариант Су-30МК2, для поставки в Венесуэлу. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
    • Су-30М2, вариант Су-30МК2, произведенный для российских военно-воздушных сил. В 2010 году первый серийный самолет прошел летные заводские испытания. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
    • Су-30СМ, серийная модернизация индийского варианта, созданная для российских военно-воздушных сил. Впервые в воздух поднялся в 2012 году. По состоянию на 2014 год, военно-воздушные силы заказали шестьдесят самолетов, а военно-морской флот – пять. Оборудован двигателями АЛ-31ФП.
    • Су-30МК2-И. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
    • Су-30МК2-V. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
    • Су-30МКИ(А). Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».

    Истребители, которые заказываются зарубежными государствами, оснащаются аппаратурой, которая сделана в Индии, в Израиле и во Франции.

    5. Лётно-технические характеристики

    5.1 Технические характеристики

    • Экипаж, чел: 2
    • Длина, см: 2190
    • Размах крыла, см: 1470
    • Высота, см: 636
    • Площадь крыла, м²: 62
    • Масса, т: пустого – 18,8, нормальная взлётная – 24,9, предельная – 38,8, максимальная – 34,5, топлива — 9,64
    • Двигатель: два ТРДДФ АЛ-31Ф, на Су-30СМ — АЛ-31ФП. Тяга: на форсаже: 2 × 12500 кгс, бесфорсажная максимальная: 2 × 7770 кгс. Скорость отклонения вектора тяги (АЛ-31ФП): 60°/с. Углы отклонения вектора тяги (АЛ-31ФП): ±16° во всех направлениях, ±20° в плоскости. Масса, т: 1,52
    • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G.

    5.2 Лётные характеристики

    • Максимальная скорость, км/ч: на высоте — 2125 (М=1,9-2,0 с передним горизонтальным оперением), у земли — 1350 (М=1,13)
    • Дальность полёта, км: на высоте — 3000, у земли – 1270, боевой радиус — 1500
    • Продолжительность полёта без дозаправок, мин: 210
    • Практический потолок, км: 17,3
    • Скороподъёмность: 230 м/с, 13800 м/мин
    • Длина разбега, м: 550
    • Длина пробега, м: 750
    • Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе — 1,0; при предельной — 0,76; при максимальной — 0,84
    • Нагрузка на крыло, кг/м²: при максимальной взлётной массе — 532, при нормальной – 398.

    5.3 Вооружение

    • Пушечное: встроенная пушка ГШ-30-1, калибра 30-мм
    • Точки подвески: 12
    • Подвесное вооружение: двадцать восемь свободнопадающих бомб массой по 250 кг, либо до восьми по 500 кг. Шесть ракет ближнего боя Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения и Р-27ЭТ с нею же, либо шесть управляемых ракет средней дальности Р-27Р и Р-77, либо Р-27Т и Р-27ЭР. До четырех ракет С-8 и блоки НАР С-13, либо до семи контейнеров КМГ-У. Можно выполнять разнообразные комбинации разных классов неуправляемого и управляемого вооружения.

    6. Поставки в ВВС РФ

    Три Су-30 поступили на вооружение в 1994-1996 годах, восемь Су-30М2 имеются по состоянию на конец 2013-го, шестнадцать Су-30СМ — на конец этого же года. Двадцать один Су-30СМ поступил на вооружение в 2014 году.


    Рассказ о тяжёлом многоцелевом истребителе поколения "4++", предназначенном исключительно для ВКС России, нужно начать с 80-х годов прошлого столетия, когда командование войск ПВО страны пришло к мнению, что необходимо иметь специальную боевую машину, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27.

    Необходимость такой машины диктовалась географическим положением и размерами территории СССР, большой протяженностью воздушных границ, многочисленными малоосвоенными районами практически по всему периметру сухопутной границы с достаточно редкой сетью аэродромов. К тому же лётчики частей ПВО, освоившие Су-27, очень хорошо отзывались о двухместном учебно-боевом варианте этого самолёта, поскольку он сохранял все боевые возможности одноместной машины, а наличие на борту второго члена экипажа в условиях длительных полётов во время боевого дежурства в воздухе имело большие психологические преимущества.

    Помимо этого, современные на то время бортовые радиолокационные и электронные комплексы имели столь широкие возможности, что одному пилоту в манёвренном воздушном бою практически невозможно было реализовать их в полной мере, а необходимость маневрирования, управления различным вооружением, мгновенного реагирования и принятия решений в сложной быстротечной тактической обстановке, создавали слишком высокие нагрузки на лётчика и не позволяли полностью использовать и его профессиональные возможности, и возможности истребителя.

    Таким образом, вставала необходимость наличия второго члена экипажа, в кабине которого были бы продублированы элементы управления самолётом. Тогда первый пилот мог бы вести ближний бой, управлять самолётом и комплексом вооружения, а второй - решать задачи дальнего боя, наблюдать за воздушной обстановкой, выполнять функции воздушного командного пункта - руководить групповыми боевыми действиями. Наличие второго члена экипажа также должно было способствовать улучшению боевых возможностей машины и снизить отрицательные психологические факторы, влияющих на экипаж в длительном полёте.

    В СССР не было машины, которая в комплексе могла бы быть использована и для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, и обеспечения боевых действий других родов авиации, и прикрытия наземных войск и объектов, и уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

    Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей перечисленными возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов. Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения, а для обеспечения длительного барражирования вдали от аэродромов новый самолёт, получивший обозначение Су-27ПУ (Т-10ПУ), было решено оснастить системой дозаправки топливом в полёте. Отработка дозаправки проводилась в 1987 г. на опытной машине Т-10У-2. Летом 1988 г. на ИАПО (Иркутский авиазавод), выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого и местных специалистов, такой системой была оборудована одна из первых серийных учебно-боевых машин - Т-10У-5 (Су-27УБ № 01-02). Она и стала прототипом Су-30, получив новое обозначение Т-10ПУ-5. В следующем году к ней присоединился второй опытный самолёт Т-10ПУ-6, доработанный из Су-27УБ № 02-03 (Т-10У-6).

    Оба самолёта были окрашены в стандартный голубой цвет, первая из них имела бортовой номер "05 синий", а вторая - "06 синий". Работы по модернизации шли быстро, и уже осенью того же 88-го года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих прототипов.

    Для управления групповыми действиями перехватчиков в состав БРЭО включили специальную аппаратуру связи и наведения, при этом командир группы должен был располагаться в задней кабине самолёта, оснащенной широкоформатным телевизионным индикатором тактической обстановки, на который стекалась бы вся необходимая информация о координатах и характеристиках движения целей и положении в воздухе самолётов группы. Одновременно на Су-27ПУ модернизировали навигационный комплекс и систему дистанционного управления.

    По аэродинамической компоновке новый истребитель практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал почти все его лётно-технические характеристики и высокую надёжность в эксплуатации. По результатам лётных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развёртывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30. В 1991 г. в Иркутске начался серийный выпуск двухместных самолётов Су-30. Головная машина была поднята в первый полёт летчиками-испытателями Г.Е. Булановым и В.Б. Максименковым 14 апреля 1992 г.

    Экономические трудности и распад СССР оказали большое отрицательное воздействие на программу Су-30. Серийное производство велось очень медленно, самолёты выпускались и поступали в части авиации ПВО России совсем в небольшом количестве.

    В условиях развала экономики и практически отсутствия закупок самолётов со стороны оборонного ведомства России, ОКБ Сухого обратило своё внимание на возможность экспортных поставок Су-30. Для этих целей был разработан модернизированный коммерческий вариант Су-30МК - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок зарубежным заказчикам. Первый полёт был выполнен в 1993 году. У истребителя расширилась номенклатура вооружения, была увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка выросла с 4 до 8 т, ресурс планера увеличили с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

    В апреле 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации, на котором рассматривалась возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. Переговоры продолжались в течение 2-х лет, и 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолётов Су-30МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолёта.

    В начале нулевых состоялся переход на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ, буква "И" показывает, что данная модификация сделана специально для Индии. Этот истребитель оснащён передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволяют существенно улучшить манёвренные характеристики на малых скоростях полёта. Самолёт оснащён совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он способен уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Первый полёт прототипа был выполнен в 1997 году.

    Таким образом, Су-30МКИ Flanker-H - это многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО совместного производства по международной кооперации России, Франции, Израиля и Индии, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

    В июле 1998 года 12 пилотов 148 Центра Боевой Подготовки и Переподготовки Летного Состава авиации ПВО на двух истребителях-перехватчиках МиГ-31Б и четырёх серийных Су-30 совершили совместный лётный эксперимент с целью исследовать возможность боевого применения самолётов МиГ-31Б и Су-30 при полёте на продолжительность 10 часов с дозаправкой топливом в воздухе, выполнением боевых стрельб на полигоне Ашулук и имитацией перехвата самолётов "условного противника" на севере России.Кроме перехватчиков в эксперименте участвовали один самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и два самолёта-заправщика Ил-78. А-50 патрулировали в специально отведённой зоне, следили за воздушной обстановкой на большом пространстве и сводили все истребители в единую группу. Пара МиГ-31Б, взлетевшая с аэродрома в Правдинске, севернее Нижнего Новгорода, шла в передовом эшелоне, обнаруживая своими уникальными локаторами цели на расстоянии до 200 км и передавая информацию о них пилотам самолётов Су-30. Скоростные и высокоманёвренные Су-30, следуя в 60 км за МиГ-31Б, были готовы немедленно атаковать противника. Маршрут полёта протяжённостью 8500 км был проложен по европейской части России. В течение 10 часов экипажи выполнили три дозаправки топливом. Информационная поддержка исследовательского полёта осуществлялась с борта А-50. Поставленные перед экипажами задачи отрабатывались в разных боевых порядках.

    Этим и другими последующими экспериментальными полётами были подтверждены цели, которые ставились для нового боевого самолёта: выполнение широкого спектра задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, управление групповыми действиями авиации, воздушная разведка, ведение боевых действий как над сушей, так и над морем.

    В марте 2012 года был заключён контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку 30 Су-30СМ в период до 2015 года. Как сказал при подписании контракта бывший в то время министром обороны Анатолий Сердюков, "Предстоящее поступление в Вооруженные силы современных сверхманёвренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолёта позволят достичь более высокого уровня подготовки лётчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объёма закупок боевой авиационной техники нового поколения".

    21 сентября того же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт построенного по заказу российских ВВС истребителя Су-30СМ. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель «ОКБ Сухого» Сергей Костин (командир экипажа) и штурман Павел Маловечко. Полёт продолжался два часа и прошел без замечаний.

    Второй серийный самолёт взлетел четырьмя днями позже - 25 сентября. И 22 ноября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» передала два первых многоцелевых истребителя Су-30СМ в ВВС России. 5 декабря два новеньких истребителя совершили самостоятельный перелёт в Государственный летно-испытательный центр, расположенный в Ахтубинске Астраханской области. С этой даты начались поставки Су-30СМ заказчику - Министерству обороны РФ.

    Су-30СМ - брат-близнец индийской модификации самолёта, который является базовой платформой тяжёлого многоцелевого истребителя предназначенного для ВКС России. Су-30МКИ выделяется среди своих собратьев и конкурентов универсальностью, реализованной в технологии "открытая архитектура борта", которая позволяет вводить в состав радиоэлектронного оборудования истребителя новые системы и применять управляемое вооружение даже иностранного производства.

    Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

    Какие-же задачи способен решать Су-30СМ? Это уничтожение современных и перспективных истребителей в операциях по завоеванию господства в воздухе, отражение массированных налётов разнородных сил противника, в том числе, крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха. Боевая машина обеспечивает сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника, способна уничтожать наземные подвижные и стационарные цели в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника. Также Су-30СМ может работать по надводным кораблям на океанских и морских театрах военных действий, противодействовать системам радиоэлектронной борьбы. Уникальная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой обеспечивает дальнее обнаружение целей, а развитая система связи и второй член экипажа позволяют истребителю осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Наличие второго пилота и дублирование органов управления самолётом дают возможность подготовки лётного состава с применением всей номенклатуры авиационного вооружения.

    Су-30СМ - первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме "триплан, неустойчивый в продольном канале". Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.

    Ещё одна "изюминка" - силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ-31ФП, оси которых расположены под углом 32 o друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 o в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.

    Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.

    Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.

    Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

    Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полёт по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

    Боевая нагрузка Су-30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.



    Онлайн калькуляторы