Вертолет ми 35 техническое описание. Доработки по замечаниям военных. Летно-технические характеристики и применение в боях

Ми-35М – это глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого , который получил в войсках прозвище «Крокодил» . В настоящее время Ми-35М производится как на экспорт, так и для нужд российской армии. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого может использоваться для перевозки различных грузов в кабине и на внешней подвеске. Выпуском вертолета занимается предприятие ОАО «Росвертол», расположенное в Ростове-на-Дону.

В 2010 году Минобороны РФ заказало 22 вертолета Ми-35М со сроком поставки в 2010-2015 годах. По состоянию на август 2012 года в российской армии насчитывалось 12 вертолетов Ми-35М . Позднее был заключен еще один дополнительный контракт на поставку 27 вертолетов сроком до 2014 года. Помимо России эксплуатантами данного вертолета являются Венесуэла – заказ 10 вертолетов (обозначение Mi-35М2 Caribe), Бразилия – заказ на 12 вертолетов (обозначение AH-2 Saber), Азербайджан – заказ на 24 вертолета.

Благодаря программе модернизации новый вертолет Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, которая способна выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в самых сложных метеоусловиях. Вертолет оснащен подвижной двуствольной артиллерийской установкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм».

Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на весе вертолета. Претерпел изменения и X-образный рулевой винт, который теперь обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшением уровня шума. Получила машина и более мощные двигатели, что позволило увеличить высоту полета.

Ми-35М ВВС Бразилии

Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащается модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая совместима с системой ночного видения, БРЭО и может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет получил тепловизионную систему наблюдения, а также приборы ночного видения, что позволяет обнаруживать и распознавать цели на расстоянии в несколько километров в любое время суток. Помимо этого вертолет оснащается современной спутниковой системой навигации, которая связана с бортовым компьютером вертолета. Это позволяет сократить время расчет маршрута, определения навигационных параметров, выдачи маршрута на экран монитора командира вертолета более чем в 2 раза.

Помимо боевой версии вертолет может использоваться в роли: десантного, грузового и санитарного . В десантном варианте вертолет может перевезти в грузовой кабине до 8 десантников с личным вооружением. В транспортном варианте вертолет способен перевозить до 1 500 кг. боеприпасов или иных грузов внутри грузовой кабины. При этом вертолет Ми-35М оснащен системой внешней подвески и вне грузовой кабины может перевезти груз общей массой до 2 400 кг. В санитарном варианте Ми-35М может выполнять транспортировку 2-х лежачих и 2-х сидячих раненых или больных в сопровождении одного медицинского работника.

Особенности вертолёта Ми-35М

Модернизированный вертолет Ми-35М создан на базе экспортного варианта вертолета Ми-24 (Ми-35) для применения более совершенных средств поражения в круглосуточном режиме. Целью предпринятой модернизации вертолета является существенное улучшение его летно-технических характеристик, а также обеспечение более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное оружие) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях. В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

Ми-35М ВВС Венесуэлы

Для обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач на Ми-35М были установлены :
— новая обзорно-прицельная система ОПС-24Н, включающая в свой состав гиростабилизированную оптико-электронную станцию ГОЭС-342;
— прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24;
— комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-24;
— светотехническое оборудование, которое адаптировано к использованию очков ночного видения.

Установка на вертолет данных систем позволила :
— обеспечить машине круглосуточное обнаружение и распознавание как наземных, так и надводных целей;
— осуществлять наведение управляемых ракет;
— определять расстояния до объекта атаки с помощью лазерного дальномера;
— осуществлять более точное прицеливание при использовании стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет;
— обеспечить осуществление полета по заданному маршруту в полуавтоматическом режиме;
— уменьшить физическую нагрузку на экипаж вертолета в процессе управления машиной и использования имеющегося вооружения.

Использование очков ночного видения (ОНВ) привело к тому, что наружное и внутреннее светотехническое оборудование Ми-35М было специально адаптировано под них. Применение ОНВ позволяет обнаружить объекты при освещении не менее 5×10-4 люкс. ОНВ работают в диапазоне длин волн от 640 до 900 нм. Применение приборов ночного видения обеспечивает вертолету :

— возможность пилотирования на высотах от 50 до 200 м. с визуальным контролем за подстилающей поверхностью;
— обнаружение целей типа «бронетехника», «мачта ЛЭП», «дорога» и т. д.;
— выполнение взлета, посадки, полета и захода на посадку, а также выполнение посадок с касанием земли на неосвещенных и необорудованных площадках;
— выполнение разного рода поисково-спасательных операций, а также наблюдение за местностью в ночное время.

Ми-35М ВВС России

Вертолет Ми-35М вооружен НППУ-23 – носовой несъемной подвижной пушечной установкой с пушкой «ГШ-23Л» (двуствольная). В зависимости от варианта вооружения, вертолет может быть носителем следующих видов вооружений :
— противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака-М» и «Штурм-В» до 8 штук, оснащенные различными типами боевых частей, в зависимости от типа целей;
— 2 или 4 блока Б8В20-А с НАР типа С-8 (неуправляемая авиационная ракета калибра 80-мм);
— подвесное пушечное вооружение, которое состоит из 2-х контейнеров УПК-23-250, оснащенных пушками «ГШ-23Л».

Для улучшения технических характеристик, летно-технических характеристик, а также аэродинамических качеств вертолета Ми-35М на нем была смонтирована новая несущая система. Она включается в себя новый несущий винт, лопасти которого производятся из композиционных материалов, винт обладает новым аэродинамическим профилем. Лопасти винта обладают меньшей массой и увеличенным техническим ресурсом. Их живучесть при боевых повреждениях была повышена.

Помимо этого на вертолете применяется новая втулка несущего винта с эластомерными шарнирами, которые не требуют смазки, главные детали втулки выполнены из титановых сплавов. Рулевой четырехлопастной винт с двухъярусным Х-образным расположением лопастей также производится из композиционных материалов и был оснащен торсионной подвеской. Помимо этого было сокращено количество точек смазки втулки рулевого винта вертолета.

Новая несущая система вертолета обеспечивает машине: высокие характеристики маневренности, низкую акустическую заметность, а также возросшую боевую живучесть. Установленные на Ми-35М лопасти несущего винта, выполненные из композитных материалов, позволяют сохранить их работоспособность до окончания полета даже в случае поражения артиллерийскими снарядами калибра до 30-мм. При этом композитные лопасти обоих винтов (несущего и рулевого) оснащены электротепловой противообледенительной системой.

Помимо этого на вертолете Ми-35М были установлены современные двигатели ВК-2500-02, увеличенной мощности, являющиеся дальнейшим развитием двигателей семейства ТВ3-117. Использование новых двигателей ВК-2500-02, которые обладают повышенной высотностью и большим в сравнении с двигателями ТВ3-117 ресурсом (до 60 000 часов) позволяет эффективно использовать вертолет в условиях высокогорья и высоких температур, а также обеспечивает безопасность выполнения полета и посадки Ми-35М с одним неработающим двигателем.

Ми-35М ВВС России

В конструкции турбины двигателей ВК-2500-02 были использованы современные жаропрочные материалы, электронно-механическая система управления двигателем, был усилен диск первой ступени компрессора. Все это позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной, повысив частоту вращения турбокомпрессора. На двигателе были реализованы режимы полета «максимал» и «чрезвычайный», которые используются в случае полета лишь на 1 работающем двигателе.

Вертолет Ми-35М получил новое укороченное крыло, оснащенное балочными держателями ДБЗ-УВ, которые позволяют устанавливать на вертолет многоместные пусковые устройства АПУ-8/4-У, используемые для крепления управляемых ракет. Помимо этого укороченное крыло с новыми держателями позволило увеличить технологичность снаряжения Ми-35М различным спецгрузом при помощи установленного в крыло механизма для его подъема.

Получил вертолет и новые взлетно-посадочные устройства, которые предназначены для поглощения и восприятия нагрузок при взлете, посадке и осуществлении руления машины по земле, а также изменения клиренса вертолета на стоянке. Также машина оснащается неубирающимся шасси, которое обеспечивает безопасность полета вертолета на предельно малых высотах или в случае совершения аварийной посадки.

Таким образом, можно утверждать, что вертолет Ми-35М, благодаря оснащению цифровым вычислительным комплексом и современной авионикой, очками ночного видения 3-го поколения, стал круглосуточным, всепогодным вертолетом с расширенным спектром решаемых боевых задач.

Лётно-технические характеристики Ми-35М:
Размеры:
— диаметр несущего винта – 17,2 м,
— диаметр рулевого винта – 3,84 м,
— длина – 17,49 м,
— высота – 4,16 м.
Масса пустого – 8360 кг, нормальная – 10900 кг, максимальная взлетная – 11500 кг.
Тип двигателя – 2 ВК-2500-02, 2х2200 л.с.
Максимальная скорость:
— у земли – 300 км/ч,
— крейсерская – 260 км/ч.
Практическая дальность – 450 км (без ПТБ) и 1000 км (с ПТБ).
Статический потолок – 3150 м, динамический – 5100 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм установка НППУ-23 (450 патронов), до 8 ПТУР «Штурм-В», «Атака-М», 2 или 4 блока НАР С-8 и др.

На форуме "Армия-2015" в экспозиции армейской авиации демонстрировался многоцелевой ударный вертолет Ми-35М, являющийся глубокой модернизацией вертолета Ми-24В. Ми-35М разработан Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля и серийно выпускается на «Роствертоле» с 2005 года.

Вертолет Ми-35М круглосуточно обеспечивает:
боевое применение управляемого и неуправляемого вооружения вертолета в простых и ограниченно сложных метеоусловиях;
выполнение полета на высотах 10–25 м. днем и не менее 50 м. ночью над поверхностью земли с выходом на цель.

Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащен современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями, обзорно-прицельной системой, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор.

Ми-35М отличает усовершенствованная конструкция. Он оснащается новыми мощными двигателями ВК-2500 производства «Климов», имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и Х–образный рулевой винт. Фюзеляж вертолета Ми-35М обладает укороченным крылом, имеет неубирающееся шасси.

Ми-35М отличается высокими летными характеристиками, в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция Ми-35М обеспечивает вертолету низкую акустическую заметность, повышение боевой живучести, а также снижает трудоемкость технического обслуживания.

Помимо выполнения ударных функций вертолет Ми-35М может использоваться как:
десантно–транспортный – для перевозки до 8 десантников с личным вооружением в транспортной кабине;
транспортный – для перевозки боеприпасов или других грузов общим весом до 1500 кг внутри грузовой кабины. Ми-35М оборудован также системой внешней подвески, позволяющей перевозить груз весом до 2400 кг;
санитарный – для перевозки больных и раненых в сопровождении медицинского работника.

В течение многих лет вертолеты типов Ми-24/25/35 доказали свою высокую эффективность. Ми-35М – это машина, в которой уникальный опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения.

Ми-35М стоит на вооружении России, Венесуэлы, Бразилии и Азербайджана.

И еще: Федеральная служба безопасности (ФСБ) России объявила тендер на поставку пяти вертолетов Ми-35 для государственных нужд, начальная (максимальная) цена госконтракта составляет 2,83 млрд. руб. Соответствующая заявка размещена на портале госзакупок, передает «РИА Новости».

Вертолеты должны быть поставлены до 10 декабря 2017 года в Ставрополь. Стоимость одной единицы техники оценивается почти в 556,6 млн. руб., следует из материалов к тендеру. Заявка размещена в виде закупки у единственного поставщика.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вертолёт Ми-35М / Фото Григория Беденко

На военной авиационной базе ВВС СВО в Шымкенте (в/ч 55652) торжественно встретили звено - четыре борта - новейших ударных вертолётов Ми-35М.

Новые вертолёты куплены в России в рамках программы перевооружения казахстанских Военно-воздушных сил. Техника такого уровня поступила в нашу страну после довольно продолжительного перерыва, связанного с выводом из эксплуатации сразу всего парка штурмовиков Ми-24B, ещё советской постройки, в связи с выработкой ресурса. Наш корреспондент детально изучил особенности новых боевых машин и даже поднялся на одной из них в воздух во время тренировочных полётов на авиабазе "Первомайская" под Алматы.

В наследство от Советского Союза Казахстану досталась весьма приличная группировка ударных вертолётов Ми-24B (по классификации НАТО - Hind ("Лань"). По данным из открытых источников, казахстанская группировка насчитывала около 40 бортов, из которых к 2016 году в состоянии лётной годности оставалась половина - около 20 машин. Большая часть из них базировалась на военном аэродроме в Учарале, прикрывая восточное стратегическое направление, и до сих пор остаётся там на хранении.


Ми-24B ВВС СВО РК на учениях в Алматинской области (19 апреля 2014 г.)

О достоинствах этой замечательной винтокрылой машины, во многом определившей ход локальных конфликтов последних десятилетий, написано огромное количество всевозможных трактатов. Достаточно упомянуть лишь некоторые факты. На сегодня Ми-24 остаётся самым распространённым ударным вертолётом в мире (произведено более 3500 экземпляров). На втором месте - американский AH-64 Apache (около 2000 экземпляров). Ми-24 стоит на вооружении в национальных армиях 63 стран мира - это третья часть всех государств, которые входят в ООН. Сегодня Ми-24 летают на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Впрочем, не исключено, что и в Австралии они есть, в частных коллекциях. А в Советской армии вертолёт получил неофициальное название "крокодил" за свой достаточно агрессивный дизайн и огромную ударную мощь.


Казахстанский Ми-24B на учебных полётах

Жизнь не стоит на месте, и российским авиаконструкторам из ОКБ Миля было бы просто непозволительно не попытаться создать на базе советской боевой машины, имеющей столь внушительный потенциал, суперсовременное изделие. Так и появился Ми-35М. Выпускается он серийно с 2005 года на авиазаводе "Росвертол" в Ростове-на-Дону, входящем в холдинг "Вертолёты России". "Тридцать пятый" является глубокой модернизацией своих предшественников Ми-24B/BП и носит индекс Ми-24BМ. На экспорт вертолёт поставляется под индексом Ми-35М. В Казахстан прибыли машины в той же комплектации, что разработана для российских Вооружённых сил, и здесь во многом сыграла роль политическая составляющая (об этом чуть позже).


Проход над аэродромом

Ми-35M предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, десантирования, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине и на внешней подвеске. Как следует из анонса вертолёта разработчиком, модернизация проведена с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов ОКБ Миля, а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата.

Что же нового было внесено в конструкцию вертолёта? Во-первых, существенно расширена номенклатура применяемого вооружения. Теперь есть возможность использования высокоточных боеприпасов. Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Говоря простыми словами, теперь оператор бортового вооружения видит картинку вокруг вертолёта на 240 градусов, и у него значительно больше возможностей гарантированного уничтожения целей противника. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.


Цифровая приборная панель командира экипажа

В отличие от предыдущих модификаций у Ми-35М не убираются шасси, что обеспечивает смягчение удара при падении. Опыт боевой эксплуатации Ми-24 показал, что в случае огневого поражения экипаж не успевает или не может выпустить шасси. Новый вертолёт имеет укороченное крыло с двумя вместо трёх подвесками для вооружения, что улучшает аэродинамику. Существенно изменена конструкция рулевого винта - он стал Х-образным, с лопастями из композитного материала. На несущем винте, также выполненном из композитов, установлен новый автомат перекоса и эластомерные подшипники. Силовая установка принципиально новая - турбовальные двигатели "Климов" ВК-2500-II. Что интересно, у 35-го даже изменился звук двигателей по сравнению с 24-м.

Сегодня вертолёт состоит на вооружении в ВВС Чехии, Азербайджана и Венесуэлы. Подписаны контракты на его поставку в Ирак и Бразилию.



Перед вылетом

Впервые о том, что Казахстан получит четыре новых вертолёта, объявил главнокомандующий Сил воздушной обороны Казахстана, генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов на международной военной выставке КADEX-2016 в июне прошлого года. Поставка осуществлена в рамках военно-технического сотрудничества между РК и РФ и договора между МО РК и Рособоронэкспортом. Стоимость партии вертолётов не разглашается, однако источники в Минобороны утверждают, что она такая же, как и для российской армии. Казахстан является активным участником ОДКБ и несёт ответственность за укрепление южного стратегического направления. Поэтому вертолёты и направлены в Шымкент. Кстати, 602-я авиабаза СВО РК (в/ч 55652) в последнее время активно расширяется. Сюда уже прибыли новые транспортно-боевые вертолёты Ми-171Ш, которые наряду с истребителями МиГ-29 и фронтовыми штурмовиками Су-25 составляют ударную часть достаточно серьёзной авиационной группировки. Можно предположить, что наращивание авиационных средств проводится прежде всего в целях усиления границы с Узбекистаном, имеющим на юге опасного соседа - Афганистан, а внутри - перенаселённую, склонную к социальным потрясениям и исламскому экстремизму Ферганскую долину. Да и с остальными соседями по региону - Таджикистаном и Киргизией - не все абсолютно безоблачно. Регион не раз называли потенциально взрывоопасным.


Транспортно-боевой Ми-17 на авиабазе "Первомайская"

Экипаж Ми-35M состоит из трёх человек - командира, лётчика-оператора бортового вооружения и борттехника. Ещё в начале 2016 года в Россию была отправлена группа казахстанских лётчиков и технического персонала для переобучения. На сегодня подготовлено 12 человек - четыре экипажа.



Экипаж перед тренировочным вылетом

"Переобучение на этот тип вертолёта мы проходили в Российской Федерации, в городе Торжке", - рассказывает начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев. - Там находится центр боевого применения и переучивания армейской авиации. Сначала была теоретическая подготовка, далее тренажная подготовка, а потом приступили непосредственно к полётам. Это все заняло у нас два месяца. На переобучение отправили лётчиков, у которых есть опыт полётов на Ми-24".


Начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев

Сами вертолёты пришли в Казахстан из Ростова-на-Дону в ноябре 2016-го в сегментированном состоянии. Их сборка и обкатка производилась на 405-м авиазаводе, который расположен на территории Алматинского международного аэропорта. Затем боевые машины перегнали на авиабазу армейской военно-транспортной авиации "Первомайская" (в/ч 53975), которая находится в нескольких километрах от аэропорта. Здесь шымкентские лётчики несколько дней проводили на них тренировочные полёты.


Транспортно-боевой Ми-17 и ударный Ми-35M на авиабазе "Первомайская"

Казбек, Ваши впечатления о вертолёте?

Вертолёт прошёл глубокую модернизацию, много чего поменялось. Основные изменения - это вооружение, была улучшена авионика. Его боевые возможности выросли во много раз. Двигатели заменены на более мощные, несущая система заменена - лопасти винтов не металлические, а композитные. Рулевой винт х-образный, не трёхлопастный, как на Ми-24. Неубирающиеся шасси. Из-за этого вертолёт получился более лёгким, так как сама гидросистема весила довольно прилично. С удаления в семь километров можно распознать тип цели, навести на него управляемые ракеты, и с 3-5 километров обстреливать цели со 100-процентным попаданием.



Шаccи у Ми-35М в полёте не убираются

Комплектация устраивает?

Комплектация наших бортов аналогична тем машинам, которые поставляются в российские войска. Мы в Торжке летали точно на таком же типе. Вертолёт отличный, маневренный - все, что необходимо для современного боевого вертолёта, у него есть.


Эффектный проход над аэродромом

Есть ли отличия от Ми-24 по пилотированию?

По пилотированию принципиальных отличий нет. Немного изменилась работа с органами управления, потому что уже новое оборудование стоит, новые приборы. На Ми-24 все было аналоговое, здесь уже стоят МФИ (многофункциональные дисплеи).


Место командира экипажа

Какие планы на ближайшее будущее?

Мы сейчас восстанавливаемся. Потом возвращаемся к себе на базу в Шымкент. Для восстановления и готовности к перелёту нам необходимо отлетать две смены. Полёты на боевое применение начнём уже дома. Там тоже есть личный состав, который необходимо переучивать. Мы уже сами будем этим заниматься. После того как переучим, начнём планировать полигон и боевое применение. Думаю, что к весне мы уже будем готовы. По крайней мере, наше участие в параде в честь 25-летия Вооружённых сил, который пройдёт 7 мая в Астане, уже запланировали.


Лётчики "восстанавливаются"

Перспективы
Можно предположить, что казахстанский генералитет возлагает большие надежды на Ми-35М в плане перевооружения армейской авиации. Очевидно, в ближайшие годы их количество будет расти до полной комплектации эскадрильи. Как известно, современная авиационная эскадрилья составляет от 10 до 30 летательных аппаратов вместе с экипажами и наземным техническим персоналом.


Стоянка временного базирования Ми-35M на авиабазе "Первомайская"

По словам командира Первомайской авиабазы полковника Нурлана Байдуллаева, в составе авиабазы есть вертолёты Ми-17, которые по классу считаются транспортно-боевыми. Ми-35М - это полноценный боевой вертолёт. На нём будет осуществляться воздушное сопровождение, обеспечение высадки десанта с Ми-17, а также нанесение ударов по наземным целям - живой силе и технике противника.


Командир Первомайской авиабазы полковник Нурлан Байдуллаев


"Висение" над площадкой

Ми-24 ВМ, представляющего собой модификацию знаменитой советской винтокрылой машины. Советские летчики называли его "летающим танком" по аналогии с известным в годы ВОВ штурмовым самолетом Ил-2. Неофициальное прозвище боевого аппарата было "Крокодил" из-за типовой схемы камуфляжа вертолета.

Когда возник предшественник Ми-35М?

В начале 1960 годов советскому конструктору Михаилу Милю стало ясно, что тенденция к всевозрастающей мобильности боя приведет к созданию летающих боевых машин поддержки пехоты, которые могли бы быть использованы для выполнения как боевых, так и транспортных задач. Первый макет вертолета В-24, выражающего эту концепцию, разработанный под руководством Миля, был представлен в 1966 году в экспериментальном цехе Министерства авиапромышленности. Концепция этого изделия была основана на другом проекте - вертолете общего назначения В-22, который самостоятельно никогда не летал. В-24 ​​имел центральный грузопассажирский отсек, который мог вместить восемь человек, сидящих спиной к спине, и маленькие крылья, способные нести до шести ракет и расположенные в верхней задней части вертолета, а также двухствольную пушку.

Принятие решения о начале разработки

Миль предложил свою конструкцию руководителям советских вооруженных сил. В то время как она получила поддержку ряда военачальников, другие из них посчитали, что развитие обычных вооружений было бы лучшим использованием ресурсов. Несмотря на противодействие, Милю удалось убедить первого зама министра обороны, маршала Андрея Гречко, созвать экспертов для изучения этого вопроса. В конечном итоге предложение Миля победило, и запрос Минобороны на разработку вертолета для поддержки пехоты был выдан. Так начал свой долгий путь развития боевой вертолет Ми-35М. История его разработки проходила на фоне развития и использования боевых и ударных вертолетов со стороны армии США во время Практика их применения убедила советское руководство в преимуществах вооруженного вертолета и способствовала поддержке развития проекта Ми-24, который в наше время превратился в вертолет (Миль) Ми-35М.

Ход разработки

Поначалу инженеры КБ Миля подготовили два основных конструктивных варианта: 7-тонный одномоторный и 10,5-тонный двухмоторный. 6 мая 1968 года была выпущена директива приступить к разработке второго варианта. Работа шла под руководством Миля вплоть до его смерти в 1970 году. Началась работа по проектированию в августе 1968 года. Полномасштабный макет вертолета был рассмотрен и утвержден в феврале 1969 года. Летные испытания прототипа, впоследствии превратившегося в вертолет Ми-35М, начались 15 сентября 1969 с привязкой системы наведения, а четыре дня спустя был проведен первый свободный полет. Вскоре был построен и второй экземпляр, а затем выпущена пробная партия из десяти вертолетов.

Доработки по замечаниям военных

Прототипов нынешних Ми-35М - вертолетов Ми-24 - начались в июне 1970 года, продолжаясь в течение 18 месяцев. Изменения, внесенные в конструкцию, были направлены на усиление структурной прочности, устранение проблемы усталости и снижение уровня вибрации. Кроме того, отрицательный 12-градусный уклон был введен в крыльях с целью устранения тенденции вертолета к рысканию из стороны в сторону на скоростях свыше 200 км/ч, а ракетные пилоны комплекса “Фаланга-М» были перенесены из фюзеляжа на законцовки крыльев. Рулевой винт был перемещен с правой на левую сторону хвоста, а направление вращения изменено на обратное. Ряд других конструктивных изменений был сделан до начала производства первой версии Ми-24А в 1970 году. Получив подтверждение своей работоспособности в 1971 году, она через год была официально принята на вооружение.

Общий обзор конструкции

В основном она была заимствована у вертолета Ми-8 (по классификации НАТО "Хип") с двумя турбодвигателями верхнего расположения, пятилопастным главным винтом и трехлопастным хвостовым винтом. Конфигурация двигателей дала вертолету Ми-35М его характерные воздухозаборники с двух сторон фюзеляжа. Оригинальные версии имеют тандемную схему кабины: впереди помещается стрелок, а над ним и несколько позади сидит летчик.

Фюзеляж Ми-24 был сильно бронированным и мог противостоять воздействию от попаданий 12,7 мм пуль со всех направлений. Титановые лопасти также устойчивы к 12,7 мм боеприпасам. Кабина защищена ветровыми бронестеклами и поддоном, армированным титаном. В герметизированной кабине экипажа поддерживается избыточное давление для защиты экипажа в условиях радиоактивного заражения.

Летные характеристики

Значительное внимание было уделено приданию Ми-24 максимально возможной скорости. Фюзеляж был выполнен обтекаемым и оснащен выдвижным шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. На высокой скорости крылья обеспечивают значительную подъемную силу (до четверти от общей ее величины). Основной винт наклонен на 2,5° вправо от фюзеляжа, чтобы компенсировать тенденцию к перекосу в неподвижном состоянии. Шасси также наклонено влево, что отклоняет весь боевой вертолет Ми-35 в ту же сторону, когда он находится на земле. При этом основной винт находится в горизонтальной плоскости. Хвост также асимметричный, что создает на него боковое усилие на скорости, таким образом разгружая хвостовой винт.

Модификации основной модели

Первым серийно выпускаемым с 1971 г. вертолетом стал Ми-24А. Он еще не имел тандемной кабины, а его хвостовой винт поначалу располагался справа. После переноса винта на левую сторону он остается там на всех последующих моделях.

Следующий пошедший в серию с 1973 г. вертолет был модели Ми-24Д. На нем впервые появляется тандемная кабина.

С 1976 г. в серийный выпуск пошла модель Ми-24В, на которой впервые появляются противотанковые ракеты системы Штурм-В. До 1986 года их устанавливалось всего 4, а затем их число увеличилось до 16.

Вершиной советского этапа развития бренда Ми-24 стала модель Ми-24 ВП, выпускавшаяся с 1989 года. Кроме противотанковых ракет Ми-24 ВП был оснащен ракетами «воздух-воздух» и зенитными ракетами «Игла-С». Таким образом, он мог поражать как наземные бронированные, так и воздушные цели (вертолеты, самолеты-штурмовики. беспилотники). Его американский аналог AH-64A Apache значительно уступал ему в скорости, боевых возможностях. защищенности.

Российский этап модернизации бренда

С распадом СССР прервалось более чем на 20 лет и развитие знаменитого семейства «милевских» штурмовых вертолетов. Модель Ми-24 ВП была выпущена всего в 30 экземплярах.

Наконец во второй половине 2000 годов появилась и чисто российская Ми-24ВМ. У него неубираемое шасси, он может нести следующие виды ракет: противотанковые типа «воздух-воздух» и зенитные типа «Игла-В». Для защиты от наземных ПЗРК, наводящихся на тепловое излучения двигателя вертолета, он оборудован системой защитных инфракрасных помех.

На экспорт вертолет Ми-24ВМ поставляется под обозначением Ми-35М. Как же он выглядит? Фотографии реальных боевых машин не всегда могут передать все особенности конструкции. Очень наглядно передает их пластиковая модель вертолета Ми-35М (1:72) «Звезда», широко распространенная среди российских и зарубежных любителей авиационной техники и показанная на фото ниже.

Рекорды скорости полета на Ми-24В

Он был самой распространенной моделью данной боевой машины. На Ми-24В было установлено несколько мировых рекордов скорости полета и времени подъема на заданную высоту. Вертолет был модифицирован, чтобы как можно больше уменьшить его вес - одной из доработок стало удаление заглушек крыльев.

Несколько официальных рекордов в различных номинациях на Ми-24В были установлены женским экипажем в составе Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской в 70-е годы прошлого века. Так 16 июля 1975 г. ими была достигнута скорость 341,32 км/ч при полете по прямой на расстояние 15/25 км, а 18 июля 1975 г. установлен скоростной рекорд в 334,46 км/ч при движении по кругу в 100 км. 1 августа 1975 г. при полете по кругу в 500 км эта величина составила 331,02 км/ч, а 13 августа 1975 г. при движении без полезной нагрузки по замкнутой траектории длиной 1000 км вертолет разогнался до 332,65 км / ч. Эти рекорды держатся до настоящего времени.

Сравнение с западными вертолетами

Чем отличается вертолет Ми-35М? Характеристики его сочетают качества бронированной боевой машины и Он не имеет прямого аналога в армиях стран НАТО. Известно, что вертолеты UH-1 ("Хьюи") использовались во время войне во Вьетнаме либо для переброски войск, либо как боевые машины, но они не были в состоянии выполнять обе эти задачи параллельно. Преобразование UH-1 в боевой вертолет означало зачистку всего отсека для размещения пассажиров под дополнительное топливо и боеприпасы, и как следствие, утрату возможности использовать его как транспортное средство. Ми-24 и все его последующие модификации, включая и Ми-35М, был разработан для выполнения обеих задач, и его возможности подтвердились во время войны в Афганистане в 1980-1989 гг.

Ближайшим западным эквивалентом его был Sikorsky S-67 Blackhawk, который использовал многие из тех же принципов проектирования и был построен как высокоскоростной и высокоманевренный штурмовой вертолет с ограниченными транспортировочными возможностями и использованием множества узлов от более ранней модели Sikorsky S-61. S-67, однако, не был принят на вооружение. Ми-24 был назван единственным в мире "штурмовым вертолетом" благодаря сочетанию огневой мощи и способности к переброске войск.

Вертолет Ми-35М является экспортной версией российского вертолета Ми-24. Обе машины являются разработками конструкторского бюро имени Миля. Данная машина изготовляется для Министерства обороны и на экспорт. Основной задачей Ми35М является уничтожение вражеской бронированной техники, а также проведение огневой поддержки для сухопутных войск. Вертолет можно использовать как машину десанта и для перевозок различных грузов. Часто такой аппарат используют и в спасательных операциях.

Название вертолета Ми-35М впервые было использовано для обозначения машины Ми-24В, которую экспортировали за кордон с 1976 года. Под маркой Ми-35 существует множество экспортных модификаций. Они имели свои особенности и были проработаны для выполнения разных задач. Стандартная машина Ми-35 имела особый прицел и оснащалась двигателем, который был изготовлен на заводе «Мотор Сич».

Существует множество других аппаратов, которые оснащены оборудованием для спецопераций: разнообразным вооружением и специальными системами боя, которые производят прицельный огонь по противнику, независимо от времени суток и видимости. Что касается машины Ми-35М, то она имеет три варианта своей конструкции и компоновки. Прототип вертела был изготовлен в начале 1995 года.

Вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией вертолета Ми-24, который имеет славу надежной боевой машины. Она давала надежную помощь нашим бойцам при боевых операциях, за счет этого вертолет окрестили «Крокодилом». На сегодняшний день изготовлением вертолета Ми-35М занимается вертолетный завод в Ростове, который называется «Росвертол».

Существует много заказов от иностранных и российских клиентов. Министерство обороны нашего государства в начале 2010 года заказало 22 боевые машины данного класса, все эти аппараты планируется изготовить до 2015 года. Уже через два года после министерского заказа были готовы 12 машин. После чего был заключен еще один контракт о поставке 27 машин данного типа. По этим контрактам все аппараты должны быть готовы к концу 2014 года. Кроме РФ, вертолет Ми-34М используют и другие страны мира. Основными партнерами являются Азербайджан, который заказал 24 вертолета, также Бразилия, которая давно закупает вертолеты нашей страны и снова сделала заказ на изготовление 12 машин. Давним и надежным партнером является и Венесуэла, которая договорилась о поставке 10 вертолетов.

Особенности конструкции вертолета Ми-35М

Данная машина была изготовлена для поражения сил противника за счет использования новейших технологий и разработок, причем данная боевая единица может работать в круглосуточном режиме и при любых погодных условиях. За счет модернизации этой машины удалось достичь значительно лучших летных качеств, чем у ее предшественницы. Ми-35М сохраняет высокие летные качества в жарких климатических условиях и при полетах на больших высотах.

Для того чтобы вертолет мог выполнять задания на протяжении суток, на нем были установлены такие системы и агрегаты:

    принципиально новая прицельная система, в которую входит новая оптика с гидростабилизаторами;

    вычислительный комплекс для прицела модели ПрВк;

    навигационный комплекс, который работал по принципу электронной индикации;

    система ночного видения.

Все эти системы и новшества позволили использовать вертолет в любое время суток и на протяжении долгого времени. Система ночного обнаружения целей дает возможность производить прицельный огонь в полной темноте. Вертолет оснащен управляемым оружием, а именно ракетами разного типа. Лазерное оборудование позволяет рассчитать точное расстояние до цели. Кроме всего этого, машина обеспечена стрелковым оружием подвижного и неподвижного типа. Полет по маршруту может осуществлять с помощью автопилота в полуавтоматическом типе, эта система позволит разгрузить работу пилотов и дать больше времени для нацеливания и огня.

Для эффективного использования приборов ночного видения вертолет оснащен специальным световым оборудованием как внутри кабины, так и снаружи. Применяя очки для ночного видения, пилоты могут обнаружить объекты при использовании минимального освещения. Данный прибор работает в специальном диапазоне волн, а именно от 640 до 900 нм.

При использовании системы ночного видения пилоты получают следующие преимущества:

    возможность контролировать ситуацию на земле с высоты 50−200 метров;

    могут различать вражескую технику и ориентироваться за счет наземных объектов, таких как дороги или река;

    кроме пилотирования, предоставляется возможность производить посадку и взлет машины с площадок, которые не имеют освещения;

    возможность проводить патрулирование или спасательные операции в кромешной тьме.

Конструкторы вертолета Ми-35М хорошо продумали и усовершенствовали его летные и технические характеристики. За счет конструкции и обтекаемой формы фюзеляжа машина имеет великолепные аэродинамические свойства. Для данного аппарата была разработана полностью новая и более качественная несущая система. Главный винт был полностью переделан и оснащен новым, более эффективным аэродинамическим профилем. Лопасти несущего винта изготовлены из новых композиционных материалов, за счет этого лопасти стали легче и при этом не потеряли в прочности и надежности. На практике новые лопасти отличались еще большей живучестью и выносливостью в боевых условиях, чем прежние.

Втулка винта была заменена на более прогрессивную и надежную, которая имела эластомерный шарнир. Данная конструкция втулки не требует постоянной смазки, изготовлена из титана. Рулевой винт имеет двухъярусное размещение и состоит из четырех лопастей, которые управляются торсионной системой. Новый рулевой винт тоже требует меньше смазочных материалов, чем это нужно было для предыдущих машин.

Данный вид винтов и использованных материалов повысил летные качества машины, а именно выросла маневренность аппарата, и при этом вертолет стал более тихим при полете. Лопасти главного винта настолько качественны и живучи, что дают возможность продолжать полет даже после попадания в них снаряда, который имеет калибр в 30 мм. Оба винта оснащены системой обогрева, что предотвращает их обледенение.

Силовая установка вертолета изготовлена с использованием самых последних технологий и разработок в этой отрасли. На Ми-35М установлены два усиленных двигателя ВК-2500. Они дают возможность осуществлять полеты на больших высотах и производить посадку и взлет в таких условиях. Ресурс силовой установки Ми-35М очень большой и доходит до 60 тысяч часов полета. Этот двигатель можно использовать и при высоких температурах воздуха. Даже при отказе одного из двух двигателей можно продолжать безопасный полет на одном рабочем.

При изготовлении силовой установки конструкторы применили жаропрочные материалы. Работой двигателя управляет автоматическая система. Был усилен диск компрессора, что привело к большей его выносливости. Все эти новшества привели к тому, что газ перед турбиной стал более теплым, что, в свою очередь, увеличило обороты турбокомпрессора. На случай непредвиденной или аварийной ситуации двигатель имеет специальные режимы работы, которые позволяют безопасно управлять машиной даже при поломке одного из агрегатов силовой установки.

Ми-35М отличается от своего предшественника укороченными крыльями, на которых размещены держатели для оружия. На крыльях можно устанавливать пусковые системы типа АПУ, которые служат для крепления ракет. Короткие крылья машины позволяют перевозить грузы, которые крепятся именно к крыльям аппарата. Кроме того, крылья оснащены системами, которые могут поднимать грузы.

Эта машина имеет системы, которые уменьшают нагрузку на весь корпус машины при взлете и посадке. За счет управляемой передней стойки вертолет Ми-35М может осуществлять самостоятельно управляемое передвижение по земле и менять угол клиренса при загрузке. Шасси вертолета не убирается, что придает машине большей безопасности при полетах на низких высотах, а также при аварийных посадках.

В итоге можно сказать, что боевой вертолет модели Ми-35М является очень качественной и надежной машиной. Всего этого удалось достичь за счет грандиозной работы опытных конструкторов и использования последних достижений техники и электроники.

Технические характеристики Ми-38М

    Экипаж: 2 (3)

    Пассажировместимость: 8

    Грузоподъёмность: 2400 кг

    Длина: 17,49 м

    Диаметр несущего винта: 17,2 м

    Диаметр рулевого винта: 3,84 м

    Высота: 4,16 м

    Масса пустого: 8360 кг

    Нормальная взлётная масса: 10900 кг

    Максимальная взлётная масса: 11500 кг

    Силовая установка: 2 × ТВаД «Климов» ВК-2500-02

    Мощность: 2 × 2200 лс (взлётный режим); 2 × 1500 лс (крейсерский режим)

Лётные характеристики Ми-38М

    Максимальная скорость: 300 км/ч

    Крейсерская скорость: 260 км/ч

    Боевой радиус: 450 км

    Перегоночная дальность: до 1000 км с подвесными баками

    Статический потолок: 3150 м

    Динамический потолок: 5100 м

Вооружение Ми-38М

    Стрелково-пушечное: несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-24 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23-мм

    Точки подвески: 4

    Варианты вооружения (в зависимости от задачи):

    Противотанковые ракеты: «Штурм-В» или «Атака-М»

    Неуправляемые ракеты: 2 или 4 блока Б8В20-А с ракетами С-8 калибра 80-мм

    Подвесное пушечное вооружение: 2 контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л



Справочники